Как сделать в машине потише: опыт «За рулем»
Когда-то владельцы Самар и «десяток» покупали что-то похожее на шумоизоляцию и сами клеили это на машины. Тогда казалось, что эффект был заметным. Сегодня откровенных «погремушек» не стало даже в бюджетном В‑классе. И по гаражам за самостоятельным тюнингом сидят единицы. А поскольку дело перешло на цивилизованные рельсы, нюансов стало больше: не всё так просто, как казалось «самоклейщикам» в девяностых годах.
Для доказательства эффективности современных технологий мы замерили на Дмитровском автополигоне шумы в двух седанах Toyota Camry. Машины новенькие, из салона, в одинаковых комплектациях и на одинаковых шинах. Первая — целиком в заводском варианте. Над второй два дня трудилась команда мастеров. Ее полностью обклеили вибро- и шумоизоляцией, включая даже капот и пол багажника. Процесс подготовки машины показан на фотографиях.
Шумы и вибрации
В салон проникают два вида шумов. Первые — структурные, их еще можно назвать ударными. Толчки выбоин по колесам передаются на элементы подвески и от них расходятся по кузовному железу. Воздушные или аэродинамические шумы идут от набегающего на машину воздуха и образующихся завихрений. Бороться с каждым типом нужно по-своему.
Структурные «помехи» убирает виброизоляция. Ее клеят первым слоем на голый металл кузова. Непосредственно с железом контактирует мастика. Некоторые модели матов имеют только мастику. Это полумера, позволяющая добиться минимального эффекта. Лучше мастично-битумная изоляция, и у нее есть разные варианты. Обычно к ней добавляют один слой фольги. Российский производитель Comfortmat в серии Extreme использует два.
Что и как делали
«Дубовую» изначально виброизоляцию нагревают в специальной печи примерно до 60˚С. Она становится мягкой, способной принять форму пола. Материал тщательно прикатывают валиком. Вот тут принципиально важна работа мастера! Прогонит халтуру, приклеит плохо — и даже самая крутая «шумка» сможет работать от силы процентов на двадцать от возможностей. Хорошие руки гарантируют 60–90% эффекта.
Мастика после остывания сохраняет микроподвижность, и низкочастотные шумы металла в ней частично вязнут. Затем слой фольги отражает свою долю шумов. Следующий за ним битумный слой после понижения температуры до комнатной затвердевает и играет роль панциря. Наконец, финальный аккорд — за наружной фольгой.
Такой пирог, по словам производителя, снимает до 50% шумового эффекта в салоне. Плюс попутно дает даже небольшое увеличение жесткости кузова за счет окаменевшего битума. Используется «экстремальный» уровень виброизоляции для пола салона и багажника, моторного щита и колесных арок. Это наиболее вибронагруженные места. И — самые низко расположенные.
А можно потолще?
На расположенные выше панели кузова столь тяжелые материалы не кладут. На дверях это может обернуться чрезмерной нагрузкой на петли, и, как следствие, провисанием створок. Для крыши нагрузка тоже может оказаться великоватой, хотя и не до такой степени, чтобы дать, к примеру, ухудшение управляемости. Да и надобности нет. Исключение — тюнинг под крутой автозвук. Тогда двери и потолок тоже пичкают по максимуму. Зачастую с использованием тяжелых битумных моделей.
Если приводить в пример материалы той же фирмы Comfortmat, то при толщине напольной «вибры» в 3,5–6 мм на остальные элементы будет достаточно 1,5–3 мм в зависимости от желаемого финального эффекта. Битумного слоя в них не предусмотрено, греть перед нанесением не нужно.
Вторым слоем кладется материал против средних и высоких частот. Принцип работы у материалов отличается: одни поглощают звук, другие отражают, третьи — с дополнительным термоэффектом, помогают удерживать тепло и прохладу в салоне. В составе встречаются войлок, резина, мембрана, фольга, мастики. Иногда кладут в два слоя разные по функционалу модели, чтобы они дополняли друг друга. Маты шумоизоляции легче, чем виброизолирующие, но при этом намного толще — до 15 мм.
Шумоизоляцию кладут на весь салон. Принцип: не пускать звук в салон, а не бороться с ним уже внутри. Хотя отделка интерьера сама «впитывает» часть шумов и помогает окончательно побороть прорвавшиеся раздражители. Ей можно помочь, проклеив изнутри дверную обивку еще и «шумкой» с противоскрипными свойствами. Таким образом, в дверях при максимально насыщенном варианте может оказаться до четырех слоев дополнительной защиты.
Утяжеление оказывается приличным. Полный комплект на бизнес-седан или среднеразмерный кроссовер весит 75–80 кг. Средний уровень — это 50–55 кг. Считайте, постоянно плюс один пассажир в салоне.
Сколько стоит?
Ждете универсальный рецепт? Его нет. Все индивидуально просчитывается в зависимости от модели машины и толщины кошелька. И не только.
Я неспроста привел выше толщину материалов. Отправная точка — сколько позволит упрятать под обшивку конкретный автомобиль. Мастера говорят вот что:
Сложнее всего с BMW: лезет не больше 8 мм. В среднем современные «немцы» позволяют уложить до 10 мм, старые — до 12 мм. Зато с «азиатами» раздолье, можно впихнуть до 20 мм! И лучше этой возможностью пользоваться. Заводская шумоизоляция «европейца» остается заметно лучше, чем «японца» или «корейца» сопоставимой ценовой категории.
Комплект топ-уровня с работой обойдется в 70–80 тысяч рублей. Это ценник не самой жадной специализированной мастерской. Для новой корейской или японской машины ценой 1,5–2 млн рублей такой тюнинг, являясь не слишком разорительным, даст очень заметный эффект.
А если бюджетно?
Бюджетные автомобили небесполезно «шУмить» частично. Потратите всего тысяч пятнадцать, но ощутите разницу с заводским исполнением. Если ограничены в бюджете, заказывайте только двери и колесные арки. С последними есть нюанс: обрабатывать нужно всё вокруг.
На сами арки кладется не меньше 4 мм виброизоляции, на подкрылки — шумоизолятор. Плюс «вибра» на внутреннюю поверхность передних крыльев. Дело в том, что они при езде дают резонанс по маршруту крыло — передняя стойка кузова — салон.
А если конкретно?
Лучше всего доработки проявляют себя на седанах. Перфекционисты могут потратиться на обработку задней полки. Диван служит хорошей преградой на пути звуков из багажника, а вот перемычка под задним стеклом с этой точки зрения чисто символическая.
Сложнее с пятидверками, им требуется больше шумопоглотителей. Опять же, в идеале, пол багажника и нишу запаски придется обработать — как и весь остальной пол. У седанов с багажником можно не заморачиваться.
Хуже всего с рамными внедорожниками. Без тяжелой и толстой виброизоляции кузова — никуда. Точечно работать с местами крепления кузова к раме бесполезно.
Что дает основной источник шума, думаю, подсказывать не нужно. Колесные арки! Даже на породистых «немцах». Про «бюджетников» и Азию даже не говорю: там всё слышно, словно окна открыты.
Вот про музыку подробнее
Немало аудиоинформации идет через двери. Профи говорят, что пользу почувствуешь от каждого вложенного рубля. Побочным эффектом станет лучшее звучание музыки (колонки-то у всех стоят в дверях). Если поработать особенно хорошо, может сложиться впечатление, что звук стал проникать в салон «этажом выше» — через стекла. Для них есть соответствующие шумопоглощающие пленки. Говорят, они могут сработать лучше, чем заводские двойные стеклопакеты!
Сильно резонирует на ходу пол. Его надо оклеивать целиком, причем для машин из Азии, как говорят мастера, это обязательная программа для достижения хорошего результата.
Крыша — тоже, но тут уже зависит от машины. Например, мои собеседники вспомнили про BMW X5 предыдущего поколения. У него, в отличие от одноклассников тех же лет, верхний лист кузова дрожал сильнее, а потому для достижения наилучшего результата требовал большей оклейки.
Капот почти не дает эффекта. Исключение — некоторые азиатские машины и дизельные модификации.
Не ожидал услышать рекомендацию «шУмить»… жабо под ветровым стеклом! Причем особенно полезна процедура для европейского премиума. Стеклоочистители порождают сильные завихрения воздуха, а пространство под нижней кромкой ветрового стекла обширное. Получается эффект звука в пещере, особенно заметный в непосредственной близости от салона. Туда кладут и вибро-, и шумоизоляцию.
Еще более удивительный факт: через стойку ремня безопасности в салон может проникать очень существенная доля шумов. Для борьбы с ними закладывают внутрь квадраты из поролона или войлока. Их иногда применяют и на заводах. «Закладки» снижают скорость потока воздуха в полостях. Для тех же целей применяется пена.
А как на заводе?
Не раз на презентациях инженеры ведущих автоконцернов хвалились: смотрите, материалы наклеены точечно, а не сплошным слоем, а машина стала тише. Выходит, тюнинг — это просто перерасход изоляции?
Действительно, мощь лабораторий и опыт спецов позволяют точно вычислить проблемные места и ликвидировать их. Однако эффект обычно достигается только на разрешенных, «сертификационных» скоростях. Ну или в строго нужных точках замеров. Нынче ведь всё несложно просчитать. А качественный тюнинг будет чувствоваться всегда. В том числе на автобанных скоростях. Или, к примеру, сумеет полностью забить гул от шипов зимой.
Не будем забывать о том, что автостроители ведут войну за каждый грамм массы и экономят на всем. Плюс особенности конвейерной сборки. Там тщательно прикатывать материал некогда, посему битумная «вибра» практически не используется, берут только мастичные материалы. Некоторые марки перешли на напыляемую защиту. Специалисты по тюнингу невысокого мнения о ее способностях, но рады тому, что перед доводкой машины заводской слой легко соскоблить.
Подводные камни есть?
На рецепт для конкретной машины влияет масса факторов. В первую очередь, изначальная конструктивная проработка. Или комплектация. В зависимости от уровня оснащения, бывает, отличается не только площадь матов под обивкой, но и одинаковые с виду узлы. Например, в одной и той же подвеске могут стоять или отсутствовать виброопоры рычагов и подрамника. А они сильно влияют на восприятие автомобиля в движении, с ними подвеска становится мягче и тише. Значит, и на дополнительную шумоизоляцию можно потратить чуть меньше.
Заранее не предскажешь, что и как сработает на незнакомой машине. Несколько примеров, которые вспомнили установщики.
На седане Infiniti Q50 эффект вдруг оказался выше, чем на массовом Hyundai Santa Fe с тем же комплектом материалов. На Мерседесе GLS после дорогого комплекса вдруг полез в салон звук дизеля. Кузов стал жестче, выросла вибронагруженность лонжеронов, и пошел резонанс. Пришлось добавить виброизоляции на лонжероны.
На Mitsubishi Pajero Sport нельзя клеить жесткие материалы на пол — начинается большая тряска от дизеля.
Вообще есть проблема: после качественной шумоизоляции могут проявиться звуки, которых прежде было не слышно. Чаще всего это «сверчки» в салоне. Поэтому пользуется спросом дополнительная антискрипная доработка. Тут никаких космических технологий, помогает клей — просто для проклейки или для крепления небольших кусочков поролона. А денег за это берут порой даже больше, чем за обильную шумоизоляцию! Ничего не попишешь: хирургическая, трудоемкая работа. Как в анекдоте про автослесаря: удар молотком — 100 рублей, а 5000 за то, что я знаю, куда нужно ударить.
Итоги
И вот — выезд на скоростное кольцо полигона. Микрофон шумомера «Ассистент» SIU V1 закрепили в районе головы водителя. На скоростях 60, 90 и 110 км/ч стандартная машина показала уровень шума в 66,7, 71,1 и 74,3 дБ соответственно. Могло быть и меньше, но асфальт на скоростном кольце шершавый и вдобавок изобилует дефектами. На каждый стук колеса прибор чутко реагирует. Поэтому даём ему минуту на накопление статистики, и затем уже акустик рассчитывает среднее значение.
Доработанная Camry на трех выбранных скоростных отметках оказалась тише на 2,8, 3,6 и 3,9 дБ соответственно. Эффект есть, и он растет с увеличением скорости. Для трассовой эксплуатации дополнительная «шумка» будет полезна. Для уха человека разница велика и без подтверждения прибором. Еще один важный плюс шумоизоляции: она не только снижает общий фон, но и эффективно ликвидирует пики, то есть особенно выделяющиеся звуки.
Результаты измерений «За рулем»
Общий уровень звукового давления в районе головы водителя, дБ
Рейтинг материалов для шумоизоляции авто: идеально для комфортного вождения
*Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.
О критериях отбора.
Выбор шумоизоляции для автомобиля – это процесс, с которым сталкивается почти каждый автомобилист. Изоляционные материалы, которые устраняют внешние шумы, сегодня предлагаются в большом разнообразии. Есть решения, которые поглощают шумы, изолируют шумы, а также виброизолирующие материалы. Нельзя точно назвать самый лучший вид материала, так как все зависит от определенной цели. Как правило, материалы для защиты от внешних шумов наносятся на пол машины, на двери, на различные элементы из пластика. Иногда применяется изоляция на жидкой основе, которая наносится на поверхность днища и арки авто. Изоляция повышает комфорт езды и увеличивает безопасность. Шум нередко сильно раздражает водителей, из-за чего они начинают отвлекаться от вождения. Все это может привести к опасным ситуациям на дороге. Понижение шума в автомобиле также способствует комфортной езде, водители начинают меньше уставать. Кроме того, наносимые материалы на некоторые элементы автомобиля способствуют стабилизации температуре внутри салона.
Виды шумоизоляционных материалов для авто
Сегодня владельцы автомобилей могут выбирать из большого количества шумоизоляционных материалов. Можно выделить следующие типы материалов:
- Виброизоляционные. Как правило, такие решения выполнены на основе каучука. Основное предназначение таких материалов – это гашение вибраций, которые могут исходить от силового агрегата, элементов подвески, коробки и т.п.
- Шумоизоляционные. Такие решения подразделяются на те, которые поглощают шум, и на те, которые изолируют шут. Это распространенные материалы, которые почти всегда есть в наличии в любом магазине.
- Универсальные. Эти материалы обладают сразу всеми вышеперечисленными функциями. Как правило, они являются двуслойными. Основным минусом универсальных материалов часто является большой вес, что может привести к повышенному расходу топлива.
На рынке предлагается множество брендов, но самый большой рейтинг имеют материалы от компаний: STP, SGM, NOICO, ACV и другие.
Рейтинг лучшей шумоизоляции
Категория | Место | Наименование | Рейтинг | Характеристика | Ссылка |
Лучшие материалы для шумоизоляции авто | 1 | ИЗОТОН ЛМ 15 | Отечественный звукоизоляционный материал №1 | Подробнее | |
2 | Comfort Ultra Soft 5 | Очень хорошо поглощает шумы | Подробнее | ||
3 | NOISE BLOCK 3 | Довольно недорогой, но интересный вариант | Подробнее | ||
6 | STP Vizomat | Не слишком дешевый материал | Подробнее | ||
8 | STP Вибропласт | Хороший и надежный звукоизоляционный материал | Подробнее | ||
9 | SGM Barrier Mix | Самый простой материал из всех | Подробнее |
А что из этого предпочтете Вы?
ИЗОТОН ЛМ 15
Этот шумопоглощающий материал состоит из лицевой звукопрозрачной поливинилхлоридной пленки. Толщина составляет от десяти до двадцати миллиметров. Имеется также липкий слой, который защищен прокладкой против адгезии. Покрытие с лицевой стороны устойчивое к маслу и бензину. Этот материал также обладает теплозащитными характеристиками. Производитель заявляет, что поглощение звуков находится в диапазоне частот от 600 до 4000 Герц.
- Простота монтажа.
- Качественная фиксация.
Comfort Ultra Soft 5
Этот шумопоглотитель выполнен из пенополиуретана высокой плотности, пропитан особыми полимерами по специальной технологии. Толщина составляет пять миллиметров.
Данное решение является одним из лучших шумопоглотителей для транспортных средств и, одновременно, уплотнительным материалом. Это решение обладает специальными свойствами акустики, отлично справляется с подавлением как внешних, так и внутренних шумов в транспортном средстве. Применяется при обработке вторым слоем.
Производитель заявляет, что в данном материале используется клей, который специально изготавливается известными брендами по особым технологиям. Клей адаптирован для использования в сложных условиях, что актуально для российских условий.
Материал может переносить резкие температурные перепады, а также высокие уровни влажности. Применяется для обшивки дверей, арок, крыши, багажного отделения, щитка силового агрегата. Данное решение удобно устанавливать как на простые, так и на сложные поверхности по части рельефа.
Эффективность сохраняется как в зимний период, так и в летний. Этот материал наносится вторым слоем на вибропоглощающие покрытия. Перед тем, как наклеивать, стоит определиться с размерами и характеристиками. Чтобы эффективность была максимальная, рекомендуется наклеивать этот материал стык в стык.
- Простота монтажа.
- Качественная фиксация.
- Универсальность.
- Эффективность при разных температурах режимах.
- Устойчивость к влаге.
- Повышенные антиадгезионные характеристики.
NOISE BLOCK 3
Качественный двухслойный звукопоглощающий материал, который основан на мастике. Этот материал обладает отличными показателями по изоляция звука. Производитель заявляет, что в данном решении удалось достичь максимального коэффициента изоляции от внешних шумов.
Данное решение представляет собой листовые материалы, которые состоят из нетканого полотна и липкого слоя на полимерной основе. Имеются защитные функции, представленные в виде антиадгезионной бумаги.
Этот материал используется в качестве изолирующего слоя на полу, в багажнике, арках, перегородках отсека силового агрегата. Данное решение нельзя устанавливается непосредственно на кузов транспортного средства, поэтому он монтируется на изолирующие и поглощающие материалы.
Этот материал предлагается покупателям в нескольких вариациях по толщине: два и три миллиметра. Диапазон температур по части эксплуатации составляет от -50 до +100 градусов по Цельсию. Данный материал является пластичным, его легко устанавливать на поверхности со сложным рельефом. Удобен в эксплуатации.
- Простота монтажа.
- Эффективность при разных температурах режимах.
- Устойчивость к влаге.
- Повышенные антиадгезионные характеристики.
NOICO ESN10
Изоляция предназначается для понижения шума дороги, устранение тресков, вибраций и скрипов металлических элементов автомобиля. Данный материал является трехслойным. Первый слой состоит из алюминиевой фольги, которая обладает специальным тиснением. Второй слой является основным – это высокомолекулярный бутил. Третий слой основан на клее и защитной бумаге.
Данное решение будет надежно защищать транспортное средство от вибраций и шумов, установка довольно простая и фиксация надежная. Материал крепко прилипает к поверхностям. помимо этого, материал способен обеспечить дополнительную защиту автомобиля от коррозии. Толщина составляет два миллиметра.
Как правило, автомобилиста покрывают этим материалом автомобильные двери, пол, потолок, багажное отделение.
- Простота монтажа.
- Надежная фиксация.
- Плотность материала.
- Отсутствие запахов.
NOICO Red NR3004D
Качественная шумоизоляция, которая также является теплоизоляционным материалом. Автомобилисты часто применяют данное решение на двери, пол, потолок, багажное отделение. Основой материала является вспененный полиэтилен. Этот материал однослойный, толщина составляет четыре миллиметра. Из плюсов можно отметить удобство монтажа, хорошую поклейку, небольшие размеры. Обратите внимание, что изоляции может хватить только на пару дверей, поэтому если требуется обеспечить изоляцией большое количество элементов, стоит заранее побеспокоиться о покупке сразу нескольких штук.
- Простота монтажа.
- Качественная фиксация.
- Небольшие размеры.
STP Vizomat
Это довольно качественный материал, который также представлен широким ассортиментом. Данное решение не является особо популярным среди автомобилистов. Как правило, материалы из этой линейки применяются владельцами авто, где задействован толстый металл.
- Большой ассортимент в линейке, который подойдет почти автомобили с толстым металлом.
- Отдельные материалы потребуется нагревать при установке в автомобиль.
STP Bimast
Изоляция от шумов из этой серии может быть использована на довольно толстых покрытиях из металла, поэтому данное решение часто применяются для иностранных автомобилей. Данная линейка состоит из четырех видов: Стандарт, Супер, Бомб и Бомб Премиум. Самое доступное решение — это Стандарт. Этот материал можно применять на любой легковой машине. Тем не менее, у материала имеется один минус — при установке он будет скатываться в комки.
Пользователи также заявляли, что этот тип материала не является надежным, а также крепление на слой защиты оставляет желать лучшего. Бомб Премиум — это самое дорогостоящий и качественный продукт из представленной линейки. Устанавливать его можно почти на любые элементы машины.
Тем не менее, за высокое качество пришлось заплатить большим весом, что может вызвать определенные трудности при установке, особенно в труднодоступные места. Этот материал не является доступным, однако в некоторых случаях он может быть ультимативным.
- Большой ассортимент в линейке, который подойдет почти на все типы автомобилей.
- Есть бюджетные варианты по доступной цене.
- У бюджетных решений не самое лучшее качество.
STP Вибропласт
Данный материал сегодня является одним из самых популярных среди автомобилистов. При помощи этого решения можно обеспечить защиту корпусу автомобиля. Помимо этого, такой материал также используется для защиты внутрисалонного пространства авто. Материал обеспечивает хорошую защиту от вибраций. Бренд предлагает сразу несколько вариаций этого материала: М1, М2, Silver, Gold. Каждый из этих типов обладает своими плюсами. Самое бюджетное решение – это М1. Этот материал будет эффективен только при взаимодействии с нетолстыми металлическими слоями. Автомобилистам с современными машинами, где металл довольно толстый, не смогут обеспечить должной защиты. Самой продвинутой вариацией является версия Gold.
SGM Barrier Mix
Этот вид изоляции применяется на арки. Клеится довольно надежно, установка не является трудной. Данное решение содержит в себе сразу второй слой звукопоглощения, а также третий слой, состоящий из звукоизоляционные мембраны. Все это экономит большое количество времени при монтаже. Из минусов можно отметить отсутствие линии для резки, есть только ориентированные точки. Это решение автомобилисты часто применяют в качестве второго слоя изоляции и наклеивают на колесные арки или пол. Толщина составляет шесть миллиметров.
- Простота монтажа.
- Наличие нескольких слоев.
Как обеспечить качественную шумоизоляцию авто
Комфорт в автомобиле складывается сразу из нескольких факторов. Изоляция от внешних шумов является одним из главных нюансов, о котором задумывается каждый автомобилист. Во многих бюджетных транспортных средствах акустический фон часто доставляет дискомфорт. В таком случае стоит позаботиться о качественной изоляции от шумов в автомобиле.
Сегодня можно по-разному приходить к изоляции от внешних шумов в автомобиле. Многие автомобилисты просто приобретает готовые наборы. Как правило, в такие наборы входят материалы, а также схемы, где указывается в какие места нужно устанавливать изоляцию. Можно также заказать у специалистов услуги по изоляции автомобиля.
После выбора звукоизоляционного решения для автомобиля, нужно решиться в какие зоны стоит устанавливать материал. Выбор области зависит от поставленной задачи. Как правило, многие автомобилиста желают добиться понижения шума внутри салона при движении транспортного средства. Однако, для достижения максимальной эффективности стоит делать сразу комплексную изоляцию от внешних шумов. Важно обеспечивать изоляцию в области колесных арок. Именно через арки доносится шум от шин, цоканье шипов в зимний период, удары камней.
Изолировав арки, можно добиться существенного понижения шума внутри салона автомобиля при движении. Производить изоляцию арок нужно с двух сторон — изнутри и снаружи. Тем не менее, обрабатывать внешнюю сторону можно будет не у каждой марки автомобиля. Дело в том, что в этой области могут быть установлены подкрылки из войлока, или они могут отсутствовать вовсе. Поэтому нередко можно увидеть изоляцию арок в виде дополнительной опции при приобретении автомобиля.
При изоляции дверей авто важно помнить о хрупких элементах: клипсы, проводка и т.п. Для российских условий рекомендуется приобретать качественную изоляцию, которая обладает повышенными характеристиками устойчивости к влаге.
Шумоизоляция не видна снаружи, однако на способна существенно изменить ощущения автомобилиста внутри салона. Важно понимать, что при произведении манипуляций придется столкнуться с повышением массы авто на несколько десятков килограммов. Можно повредить различные элементы внутри салона. Если нет опыта, то лучше обращаться в специализированные автотехцентры, где могут быстро и качественно установить изоляцию от внешних шумов.
Поделитесь с друзьями в социальных сетях
Справочная статья, основанная на экспертном мнении автора.