Квалификационные тесты судебно-медицинской экспертизе — часть 1
Вопрос
1 Диагностическим признаком переезда через тело колеса автомобильного транспортного средства является:
Варианты ответов
1 перелом костей нижних конечностей (балл — 0)
2 отпечаток протектора колеса на коже (балл — 9)
3 полосовидные ссадины на коже (балл — 0)
4 односторонние переломы костей таза (балл — 0)
5 хлыстообразные переломы шейного отдела позвоночника (балл — 0)
2 Фрагментирование тела наиболее характерно при:
Варианты ответов
1 падении со значительной высоты (балл — 0)
2 переезде через тело колеса автомобиля (балл — 0)
3 переезде через тело колеса рельсового транспортного средства (балл — 9)
4 сдавлении тела между двумя массивными предметами (балл — 0)
5 выпадении из кузова грузового автомобиля (балл — 0)
3 Наличие загрязнения одежды и кожи смазочными материалами устанавливают, исследуя объект:
Варианты ответов
1 в инфракрасных лучах (балл — 0)
2 в ультрафиолетовых лучах (балл — 9)
3 в рентгеновских лучах (балл — 0)
4 контрастно-диффузионным методом (балл — 0)
5 в проходящем свете (балл — 0)
4 При падении со значительной высоты при осмотре трупа на месте происшествия врач-специалист в области судебной медицины должен:
Варианты ответов
1 осмотреть одежду и обувь (балл — 2)
2 зафиксировать посмертные изменения (балл — 2)
3 отметить имеющиеся на теле повреждения (балл — 2)
4 указать расстояние от трупа до основания здания, откуда произошло падение (балл — 3)
5 К признакам общего сотрясения тела относят:
Варианты ответов
1 кровоизлияния в связочный аппарат внутренних органов (балл — 3)
2 разрывы внутренних органов (балл — 3)
3 отрывы внутренних органов (балл — 3)
4 перемещение внутренних органов в другие полости тела (балл — -9)
6 К автомобильной травме относят повреждения, полученные при:
Варианты ответов
1 столкновении автомобиля с пешеходом (балл — 4)
2 выпадении человека из кузова стоящего автомобиля (балл — -4)
3 сдавлении тела между транспортными средствами (балл — 5)
4 падении на стоящий автомобиль (балл — -5)
7 Повреждения при автомобильной травме образуются в результате
Варианты ответов
1 удара частями автомобиля (балл — 2)
2 сдавления тела между колесом и дорожным покрытием (балл — 2)
3 удара тела о грунт (балл — 2)
4 трения — скольжения о дорожное покрытие (балл — 3)
8 Осматривая труп на месте ДТП, врач-специалист в области судебной медицины должен зафиксировать:
Варианты ответов
1 положение трупа по отношению к окружающим предметам (балл — 4)
2 взаиморасположение транспортных средств (балл — -4)
3 место обнаружения вещественных доказательств (балл — 5)
4 место предполагаемого столкновения транспортного средства с пешеходом (балл — -5)
9 При перекатывании через тело колеса автомобиля на коже может образоваться:
Варианты ответов
1 первичный щипок (балл — 2)
2 лоскутообразная рана (балл — 2)
3 позитивный отпечаток рисунка протектора колеса (балл — 2)
4 позитивный отпечаток рисунка протектора колеса (балл — 3)
10 При лобовом столкновении машин для водителя транспортного средства характерным является формирование:
Варианты ответов
1 поперечного перелома грудины (балл — 3)
2 дугообразных ссадин и кровоподтеков на груди (балл — 3)
3 перелома надколенника (балл — 3)
4 ушибленных ран правой половины лица (балл — -9)
11 Одежду пострадавшего от ДТП целесообразно направить на следующее исследование:
Варианты ответов
1 судебно-химическое (балл — -4)
2 медико-криминалистическое (балл — 4)
3 спектрофотометрическое (балл — -5)
4 судебно-биологическое (балл — 5)
12 К повреждениям, нетипичным для железнодорожной травмы относят:
Варианты ответов
1 отрывы конечностей (балл — -4)
2 признаки сотрясения (балл — 4)
3 следы волочения (балл — -3)
4 ссадины и кровоизлияния туловища (балл — 5)
5 полоса давления (балл — -2)
13 Фазами травмирования при столкновении легкового автомобиля с человеком являются:
Варианты ответов
1 соударение частей автомобиля с человеком (балл — 2)
2 накатывании колеса автомобиля на тело (балл — 9)
3 падение тела на автомобиль (балл — 2)
4 отбрасывание тела и падение его на дорогу (балл — 2)
5 продвижение тела по дороге (балл — 3)
14 Фазами травмирования при столкновении грузового автомобиля с человеком являются:
Варианты ответов
1 соударение частей автомобиля с человеком (балл — 3)
2 отбрасывание тела и падение его на дорогу (балл — 3)
3 падение тела на автомобиль (балл — -4)
4 продвижение тела по дороге (балл — 3)
5 сдавление тела колесом автомобиля (балл — 5)
15 Повреждения в первой фазе столкновения легкового автомобиля с человеком возникают от:
Варианты ответов
1 удара телом о части автомобиля (балл — -4)
2 непосредственного удара выступающими частями автомобиля (балл — 3)
3 трения о тело выступающих частей автомобиля (балл — 3)
4 явлений, сопровождающих ударное воздействие (балл — 3)
5 сдавлении тела колесом автомобиля (балл — -5)
16 Повреждения на второй фазе столкновения легкового автомобиля с человеком возникают от:
Варианты ответов
1 непосредственного удара выступающими частями автомобиля (балл — -3)
2 непосредственного удара телом о части автомобиля (балл — 4)
3 трения о тело выступающих частей автомобиля (балл — -3)
4 явлений, сопровождающих ударное воздействие (балл — 5)
5 трения телом о дорогу (балл — -3)
17 Повреждения на третьей фазе столкновения грузового автомобиля с человеком образовываются от:
Варианты ответов
1 непосредственного удара тела о дорогу (балл — 0)
2 трения тела о дорогу (балл — 9)
3 явлений, сопровождающих удар тела о дорогу (балл — 0)
4 непосредственного удара тела об автомобиль (балл — 0)
5 придавливания тела колесом к дороге (балл — 0)
18 Локальные повреждения у пешехода, возникающие на первой фазе столкновения легкового автомобиля с человеком располагаются в области:
Варианты ответов
1 голеней (балл — 9)
2 бедер (балл — 0)
3 туловища (балл — 0)
4 таза (балл — 0)
5 головы (балл — 0)
19 Локальные повреждения у пешехода, возникающие на первой фазе столкновения грузового автомобиля с человеком располагаются в области:
Варианты ответов
1 туловища (балл — 3)
2 головы (балл — 3)
3 таза (балл — 3)
4 голеней (балл — -4)
5 бедер (балл — -5)
20 Локальные повреждения у пешехода, возникающие на второй фазе столкновения легкового автомобиля с человеком располагаются в области:
Варианты ответов
1 бедер (балл — -4)
2 голеней (балл — -5)
3 туловища (балл — 3)
4 головы (балл — 3)
5 верхних конечностей (балл — 3)
21 Укажите, наблюдается ли вторая фаза травмирования при столкновения грузового автомобиля с человеком:
Варианты ответов
1 наблюдается (балл — 0)
2 не наблюдается (балл — 9)
22 Тело человека падает с капота легкового автомобиля на дорогу при:
Варианты ответов
1 маневрировании в стороны (балл — 4)
2 маневрировании в стороны (балл — 5)
3 увеличении скорости движения (балл — -3)
4 прямолинейном движении (балл — -3)
5 плавном торможении (балл — -3)
23 Повреждения от сотрясения, обусловленного опосредованным действием удара частями автомобиля, проявляются в виде:
Варианты ответов
1 ссадин кожи (балл — -4)
2 кровоизлияний в связочный аппарат печени (балл — 3)
3 кровоизлияний в связочный аппарат почек (балл — 3)
4 кровоизлияний в области корней легких (балл — 3)
5 буллезной эмфиземы легких (балл — -5)
24 Варианты полного переезда через тела колесом автомобиля:
Варианты ответов
1 передним колесом (колесами) (балл — 3)
2 передним и задним колесами одной стороны автомобиля (балл — 3)
3 передним и задним колесами обеих сторон автомобиля (балл — 3)
4 неполный переезд передним колесом (балл — -4)
5 неполный переезд задним колесом (колесами) (балл — -5)
25 Перечислите фазы травмирования при полном переезде тела колесом автомобиля:
Варианты ответов
1 соударение вращающегося колеса с телом (балл — 2)
2 продвижение и перемещение тела колесом по дороге (балл — 2)
3 накатывание и перекатывание колеса через тело (балл — 2)
4 соударение частей тела с автомобилем (балл — -9)
5 вторичное продвижение тела колесом и другими частями автомобиля по дороге (балл — 3)
26 Повреждения на первой фазе переезда тела колесом автомобиля образуются от:
Варианты ответов
1 сдавления тела между колесом и дорогой (балл — -4)
2 удара по телу колесом (балл — 4)
3 трения вращающегося колеса о тело (балл — 5)
4 трения тела о дорогу (балл — -5)
27 Повреждения во вторую фазу переезда тела колесом автомобиля образуются от:
Варианты ответов
1 сдавления тела между колесом и дорогой (балл — -4)
2 вторичного трения тела о дорогу (балл — 4)
3 удара по телу частей днища автомобиля (балл — 5)
4 трения о тело вращающегося колеса (балл — -5)
28 Повреждения на 3-ей и 4-ой фазах переезда тела колесом автомобиля образуются от:
Варианты ответов
1 удара по телу вращающимся колесом (балл — 0)
2 сдавления тела между колесом и дорогой (балл — 9)
3 трения тела о покрытие дороги (балл — 0)
4 удара по телу частей днища автомобиля (балл — 0)
29 На первой фазе переезда тела колесом автомобиля возникают повреждения:
Варианты ответов
1 локальные (балл — 9)
2 отдаленные (балл — 0)
3 одновременно локальные и отдаленные (балл — 0)
30 На второй фазе переезда тела колесом автомобиля возникают повреждения:
Варианты ответов
1 локальные (балл — 9)
2 отдаленные (балл — 0)
3 одновременно локальные и отдаленные (балл — 0)
31 На третьей и четвертой фазах переезда тела колесом автомобиля возникают повреждения:
Варианты ответов
1 локальные (балл — 0)
2 отдаленные (балл — 0)
3 одновременно локальные и отдаленные (балл — 9)
32 Возможность переезда через лежащее тело человека колесом автомобиля зависит от:
Варианты ответов
1 скорости движения автомобиля (балл — 3)
2 радиуса колеса (балл — 3)
3 высоты препятствия (лежащего тела) (балл — 3)
4 массы автомобиля (балл — -4)
5 ширины колес (балл — -5)
33 Переезд колесом автомобиля возможен при положении тела лежа на:
Варианты ответов
1 боку (балл — -4)
2 спине (балл — 4)
3 животе (балл — 5)
4 боку в полусогнутом положении (балл — -5)
34 Хлыстообразныс переломы шейного отдела позвоночника при травме от столкновения автомобиля с человеком образуются в результате:
Варианты ответов
1 сгибания шеи (балл — 4)
2 кручения шеи (балл — -4)
3 разгибания шеи (балл — 5)
4 бокового сгибания шеи (балл — -5)
35 При переезде колесом автомобиля через голову в боковом направлении образуются переломы:
Варианты ответов
1 вдавленные (балл — 0)
2 многооскольчатые (балл — 9)
3 дырчатые (балл — 0)
4 террасовидные (балл — 0)
36 Отпечатки рисунка протектора колеса автомобиля на одежде, в виде следов наложения посторонних веществ, могут возникать при:
Варианты ответов
1 переезде тела колесом автомобиля (балл — 2)
2 соприкосновении одежды с протектором запасного колеса (балл — 2)
3 соприкосновении одежды со следами протектора на грунте, асфальте (балл — 2)
4 ударе оторвавшемся колесом (балл — 3)
37 При переезде области живота колесом автомобиля возникают следующие повреждения:
Варианты ответов
1 надрывы и разрывы кожи в паховых областях (балл — 2)
2 надрывы и разрывы брыжейки тонкого кишечника (балл — 2)
3 разрывы промежности (балл — 2)
4 размозженис и отрывы внутренних органов (балл — 2)
5 разрывы диафрагмы (балл — 1)
Травма человека от перекатывания колесами движущегося автомобильного транспорта (переезд)
Как отдельный вид автотравмы встречается крайне редко и только через лежащего на дороге человека. Чаще всего она сопровождает различные подварианты столкновений человека с движущимся транспортом, падений из кузова и выпадений из салона автомобиля. Иногда встречаются случаи накатываний и остановки колеса на пострадавшем без перекатыва-йия через тело, а также продвижений по дороге как движущимся, так ft заторможенным колесом
Вращающееся колесо может практически всегда перекатиться через любую область тела человека, находящегося на животе, спине, боку, но в определенных условиях соприкосновения колеса и положения тела. Обычно через тело человека перекатываются колеса транспорта, радиус Которых больше окружности туловища лежащего человека. Колеса меньшего радиуса могут перекатываться в перпендикулярном направлении И при наличии вблизи человека «ступеньки» — руки или какого-либо другого предмета, уменьшающего высоту препятствия.
Такое колесо может перекатиться и в случаях накатывания на тело под острым углом. Перекатывание колеса возможно в поперечном, косом или продольном направлении. Движущееся колесо может травмировать соответственно одну, несколько (в зависимости от угла накатывания) либо все Области тела. Для перекатывания колеса симметричность расположения Повреждений отнюдь не обязательна. Однократное перекатывание плечевого транспорта сопровождается возникновением повреждений в двух взаимопротивоположных областях, что объясняется расхождением колес тягача и прицепа более одного метра. Для каждой марки и модели транспорта они сугубо индивидуальны. Расхождение колес во время поворота составляет: у легковых автомобилей — 15—20 см, у большегрузных — до 1 м, у плечевого транспорта — грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов — до 2 м. Продольное перекатывание характеризуется локализацией повреждений на одной стороне тела.
Перпендикулярное перекатывание автомобилями до 4 т и больше сдавливает грудную клетку на стороне накатывания колеса и меньше — на стороне скатывания, а более 4 т — вызывает равномерное сдавление с обеих сторон, что объясняется прыжком колеса.
Грудная клетка и таз могут быть сдавлены, если человек лежит на спине или животе. В положении на боку сдавление может произойти при соприкосновении с бордюрным камнем или другими предметами, не позволяющими изменить положение тела ударом накатывающегося колеса.
Беговая дорожка и боковины катящегося колеса, в зависимости от скорости движения транспорта, величины давления в камерах, выраженности рисунка протектора, причиняют те или иные повреждения.
Медленно катящееся колесо большого диаметра сдавливает ткань, и образуются кровоподтеки, по форме и размерам соответствующие рисунку протектора (рис. 208). Движущееся с большой скоростью колесо трет и сдавливает ткани, оставляя ссадины, частично отображающие отпечаток протектора. Движущееся с очень большой скоростью колесо вследствие прыжка сдавливает ткани, не оставляя повреждений на коже.
Быстро катящееся колесо малого диаметра ударяет лежащего человека и продвигает его по дороге, затем, накатываясь, трет, натягивает ткани на стороне, противоположной месту первичного контакта, разрывает и сдавливает в месте первичного контакта, поднимается на высшую точку травмируемой области тела, сдавливает ткани, вращаясь, скатывается и трет кожу (рис. 209), а перекатываясь через конечности вращает их вокруг длинной оси.
В каждую из перечисленных фаз образуются те или иные характерные для действия колеса повреждения. Удар колесом под углом, приближающимся к прямому, вызывает кровоподтеки, а под острым углом — ссадины, на одежде соответственно возникают отпечатки протектора и потертость опорной поверхности материала одежды.
Продвижение по дороге после первичного удара сопровождается образованием ссадин в месте соприкосновения человека с дорогой, а на одежде — потертостями и протертостями.
Накатывание колеса вызывает осаднение в месте соприкосновения беговой дорожки. В местах с большим массивом мягких тканей боковины смещают ткани «на себя», натягивают, возникает продольный разрыв тканей на стороне, противоположной действию колеса, а в месте контакта Колеса с дорогой — размятие. На одежде образуются потертость материала, разрывы, вызванные перерастяжением (чаще всего по швам), фрикционное гофрирование.
Поднимающееся на высшую точку колесо трет ткани, осадняя их. На вершине оно сдавливает травмируемую область, вызывая отпечатки протектора при небольшой скорости движения. Перекатываясь через конечности, имеющие относительно малый диаметр, колесо муфтообразно охватывает их. В случаях перекатывания колеса через переднюю поверхность туловища колесо вдавливается в массив мягких тканей, вызывая повреждения действием не только протектора, но и боковины. Внутренние органы разминаются. Кости конечностей ломаются вследствие деформации изгиба и кручения, разрываются сочленения таза и разъединяются межпозвонковые диски. Иногда на боковых стенках вдавлення на теле и одежде остаются цифровые и буквенные обозначения боковин шины.
При скатывании двигающегося с малой скоростью колеса изредка возникает проскальзывание, сопровождающееся образованием ссадин, к концам которых прикреплены лоскуты эпидермиса, обращенные к дороге. Скатывание колеса, движущегося с большой скоростью и с хорошо выраженным протектором, особенно с конечностей, вызывает их прокручива ниє вокруг вертикальной оси, «захватывание» края щелевидной раны — ее разрывы с образованием лоскута и циркулярных футлярообразных отслоений кожи, дорожкой наносит размятие подкожно-жирового слоя, особенно у лиц с его хорошей выраженностью.
Перечисленные фазы травмы наблюдаются не всегда.
На месте происшествия имеются следы колес автомобиля, прерывающиеся у лежащего человека и начинающиеся вновь на некотором удалении от него. На скользкой дороге иногда обнаруживается след скольжения, вызванный проталкиванием чаще заторможенным колесом, или волочения у автомобилей с низким клиренсом Если водитель вовремя заметил препятствие и тормозил, то выявляется след торможения, направленный либо параллельно осевой, либо под углом к ней.
Контакт тела человека с колесом повреждений на нем не вызывает Наряду с этим наличие открытых повреждений, образовавшихся действием колес и нижней поверхности автомобиля, оставляет на деталях наложения тканей человека и одежды, которые обнаруживаются не только в момент происшествия, но даже через несколько месяцев после случившегося, особенно в холодную пору года, когда водители тщательно транспорт не моют. Названные наложения локализуются в труднодоступных для мойки местах — под крыльями, в местах соединения крыла с передней облицовкой, фарой, на стремянках, карданном валу, балках и т.д Человек лежит или под транспортом, или за ним, что обусловлено высотой клиренса, скоростью транспорта, действиями водителя.
Положение человека или его трупа в случаях смерти на дороге, не связанных с ДТП (отравления алкоголем, скоропостижная смерть и пр.), крайне разнообразно, в то время как при ДТП оно обусловлено углом контакта колеса с телом, наличием мест фиксации, «ступенек» и т.п. В случаях зацепления и волочения пострадавшего деталями автомобиля положение тела будет соответствовать направлению движения транспорта, а продвижение по дороге после удара колесом располагает тело потерпевшего либо поперечно по отношению к колесу, либо под углом менее прямого.
Положение автомобиля на дороге обусловлено действиями водителя. Если водитель не пытался предотвратить происшествие и не манипулировал рулем, то транспорт передней поверхностью обращен по направлению своего первоначального движения, а в случаях манипулирования рулем — наискось к осевой.
Иногда водитель автомобиля скрывается с места происшествия и находится оперативными сотрудниками через значительный промежуток времени, в связи с чем исключительно важное значение имеет тщательный осмотр автомобиля
Во время осмотра трупа на месте происшествия обращает внимание уплощение тела, наличие множественных открытых и закрытых переломов Катящееся вблизи бордюра колесо иногда разделяет тело человека на части на различных уровнях. Перекатывание большегрузных автомобилей через верхний отдел груди и нижний лица вызывает «выброс» мозга на некоторое расстояние, а через нижний отдел груди и живот, если женщина была беременна, — плода.
Одежда имеет отпечатки протектора, разрывы от перерастяжения, иногда наблюдается фрикционное гофрирование одежды.
На подошвах обуви следов трения катящееся колесо без предшествующего удара никогда не оставляет Прокатившееся колесо через обувь вызывает ее деформацию, разрывы по швам и шнурков. Наряду с этим могут встретиться потертости верха обуви от удара, вызвавшего продвижение по дороге.
Повреждения человеку наносит не только вращающееся, но и заторможенное колесо, а также колесо, находящееся в кузове грузового автомобиля и смещающееся в момент резкого торможения Удар таким колесом оставляет пылегрязевые отпечатки и кровоподтеки, отображающие беговую дорожку протектора (В.И. Кононенко, Г.Л. Голобродский, 1980). 1 Повреждения от действия колес автомобиля имеют ряд особенностей, позволяющих детализировать вид, вариант и подвариант травмы, судить О рисунке, изъянах и ширине протектора, давлении в шинах, действиях водителя, положении человека на дороге, направлении движения и скорости транспорта.
Перекатывание через голову .
Характерным для указанного вида автотравмы являются уплощение головы в боковом направлении, иногда с наличием отпечатков протектора, надрывы ушных раковин у мест прикрепления к коже, наличие мозгового вещества в отверстиях носа, рта, ушных ходах, в дыхательных путях, пищеводе и желудке при перекатывании через среднюю часть головы. Перекатывание колес большегрузного автомобиля через нижнюю часть головы сопровождается «выбросом» головного мозга.
По расположению разрывов у мест прикрепления ушных раковин судят о положении тела в момент перекатывания. У пострадавших, лежащих на жи воте, разрывы локализуются со стороны лица, а на спине — на границе с затылочной областью.
Травме головы от перекатывания колес свойственны множественные оскольчатые переломы нередко всех костей черепа, частая травматизация мягких тканей и мозга осколками костей, размятие головного мозга. Скоротечность травмы и обильная кровопотеря обусловливают очень быстрое Наступление смерти, в связи с чем излияния крови и реактивные изменения & тканях, свидетельствующие о прижизненности, развиться не успевают, о чем необходимо помнить, решая вопрос о прижизненном происхождении травмы.
Перекатывание через переднюю поверхность тела .
Перекатывание колес автомобиля через грудь сопровождается, как правило, изменением конфигурации грудной клетки, обусловленной переломами ребер по не скольким анатомическим линиям на протяжении ребра, сочетанием переломов ребер, вызванных деформацией изгиба и кручения. Наряду с этим грудная клетка не изменяет форму вследствие перекатывания колес через пострадавших молодого возраста, что объясняется ее эластичностью, наличием значительного слоя теплой ватной одежды, мягкостью грунта, относительно небольшим весом автомобиля, шириной ската, перпендикулярным направлением перекатывания.
Перекатывание через грудь сопровождается переломами ребер по окологрудинным линиям, ключиц, Z -образным переломом грудины.
Перекатывание в косом и продольном направлении через грудь вызывает, кроме переломов от деформации изгиба ребер и ключицы, их переломы, вызванные деформацией вращения.
На стороне накатывания колеса переломы обычно локализуются по 2—3, а скатывания — по 1—2 анатомическим линиям, причем чаще по одной из подмышечных.
Перекатывание в поперечном направлении автомобилем, движущимся со скоростью 10—15 км/ч, вызывает равномерное сдавление грудной клетки на стороне накатывания и скатывания колеса, проявляясь переломами ребер по нескольким передним, задним и боковым анатомическим линиям тела в местах действия колеса, дороги и на отдалении.
Колесо, движущееся со скоростью свыше 20 км/ч, ударяет лежащего человека и смещает тело по дороге, накатывается на грудь и скатывается с нее, не травмируя ребер противоположной стороны, чем объясняется отсутствие двусторонних переломов ребер.
Колесо автомобиля, движущегося со скоростью 25 км/ч, соскакивает на удалении до 40 см от боковой поверхности тела, а со скоростью 30— 40 км/ч — до 70 см. Поэтому крайне важно на месте происшествия измерить расстояние от прервавшегося на трупе отпечатка протектора до начавшегося отпечатка беговой дорожки колеса на дороге.
Одним из признаков, позволяющих отличить травму при перекатывании колес от других видов травмы, является несоответствие повреждений на коже травме внутренних органов грудной и брюшной полостей, которые разминаются, отрываются и перемещаются колесом. Перемещение внутренних органов наблюдается в случае перекатывания в основном в косом и продольном направлении через переднюю поверхность туловища. Перекатывание в косом направлении смещает внутренние органы, расположенные в области первичного контакта колеса через разрывы диафрагмы в противоположную плевральную полость; продольном направлении — в плевральную полость одноименной стороны; в поперечном — под кожу через разрывы паховых колец и наружу сквозь разорвавшуюся промежность.
В случае перекатывания колес автомобилей, особенно грузовых и автомобилей большой грузоподъемности, через лежащего человека характерно уплощение таза в переднезаднем направлении (по терминологии клиницистов «лягушачий таз») с разворотом крыльев подвздошных костей, больше на стороне накатывания колеса и с ротацией нижних конечностей кнаружи.
Для перекатывания через таз лежащего на спине человека в поперечном направлении типичны вертикальный перелом крыла подвздошной кости на стороне накатывания колеса, двусторонние разрывы крестцово-подвздошных сочленений, переломы лонных и седалищных костей, разрывы лонного сочленения. Такие повреждения чаще встречаются от действия колес легкового автомобиля Перекатывание колес грузового автомобиля, особенно спаренных и большой грузоподъемности, сопровождается образованием двусторонних переломов лонных и седалищных костей с внедрением осколков в мягкие ткани и органы полости малого таза, вертикальными переломами крыльев подвздошных костей вблизи крестцово-подвздошных сочленений с последующим их разрывом
Удар колесом небольшого диаметра в область большого вертела вызывает разрушение вертлужной впадины по типу вколачивания
Односторонние переломы таза встречаются при перекатывании в косом направлении через таз лежащего на спине человека колесами легкового автомобиля и при краевом прокатывании колес грузового автомобиля. В зависимости от угла перекатывания колеса возможны и двусторонние переломы таза, более массивные на стороне накатывания колеса.
В случаях перекатываний через лежащего на мягкой почве, в снегу тепло одетого человека автомобилем малой грузоподъемности встречаются изолированные переломы таза, о чем необходимо помнить, проводя дифференциальную диагностику травмы.
Перекатывание колеса вблизи костного выступа, чаще у крыла подвздошной кости за счет прогибания мягких тканей вызывает их перерастяжение. сопровождающееся образованием ран от перерастяжения кожи (Э. Гофман, 1933).
Перекатывание колеса через заднюю поверхность тела.
Перекатывание колеса через заднюю поверхность тела сопровождается изгибом и компрессией, вызывающих переломы лопаток, позвоночника, ребер, таза. Переломы остистых отростков позвонков деформацией изгиба причиняются колесами не очень большого диаметра. Сломавшиеся остистые отростки свободными концами обращены в сторону движения автомобиля. При перекатывании колес большегрузного транспорта и колес с рисунком протектора «елочка» сломавшиеся остистые отростки, захватываемые грунтозацепами, перемещаются в сторону, противоположную направлению движения автомобиля. Перекатывание автомобилей с колесами большого диаметра и колесных тракторов сопровождается переломами остистых отростков позвонков деформацией компрессии. Сломавшиеся позвонки имеют множественные оскольчатые переломы с осколками формы равнобедренного треугольника.
Перекатывание через таз лежащего на животе человека в поперечном направлении вызывает переломы крестца, разрывы крестцово-подвздошных сочленений и иногда переломы переднего полукольца таза.
Зацепления и волочения пострадавшего по дороге на одежде оставляют повреждения, причиненные зацепом, в местах, контактирующих с выступающими деталями автомобиля и трения при взаимодействии с дорогой Как на одежде, так и обуви. К краю протертости прикреплен лоскут, на изнаночной поверхности которого имеется потертость опорной поверхности материала одежды
Изредка на теле и одежде отображаются детали нижней поверхности автомобиля, проявляющиеся пылегрязевыми и маслянистыми наложениями Наличие их свидетельствует не о перекатывании колес транспорта, а о нахождении человека под автотранспортом.