Транспортное средство — это устройство для перевозки грузов или людей.
Автомобиль — самоходная машина с энергетической установкой, имеющая не менее трех колес, перевозящая груз на себе и предназначенная в основном для движения по дорогам.
На рисунке представлен общий вид колесного тягача. Это полноприводная колесная машина, имеющая привод ко всем колесам и обладающая большой силой тяги и высокой проходимостью — способностью двигаться в различных условиях.
Рис. Общий вид колесного тягача
Быстроходнее гусеничные машины в отличие от гусеничных тракторов развивают скорость 35 …70 км/ч и более.
Транспортное средство в составе тягача и буксируемых им прицепов или полуприцепов образует автомобильный поезд, причем вертикальные усилия от прицепа и перевозимого на нем груза не передаются на тягач, а от полуприцепа и перевозимого на нем груза передаются не полностью через специальное (седельное) устройство.
Основными частями транспортного средства являются:
двигатель, включающий в себя кривошипно-шатунный и газораспределительный механизмы, смазочную систему, системы охлаждения, питания, зажигания (у карбюраторных двигателей) и пуска;
трансмиссия — сцепление (главный фрикцион), коробка передач, раздаточная коробка, карданная и главная передачи, дифференциал (у колесных машин) и полуоси (у колесных машин);
ходовая часть — рама (корпус), подвеска и движитель (колесный, гусеничный);
механизмы управления — рулевое управление (механизмы поворота) и тормозная система;
кузов — кабина для экипажа, капот и оперение;
вспомогательное оборудование — электро- и пневмооборудование, лебедка, коробка отбора мощности и сцепные устройства.
Двигатель преобразует тепловую энергию сгорающего топлива в механическую, в результате чего вращается коленчатый вал двигателя и через ряд механизмов приводятся во вращение ведущие колеса ТС.
Трансмиссия служит для передачи мощности двигателя на ведущие колеса и распределения при изменении величины и направления вращающего момента и частоты вращения ведущих колес.
Ходовая часть предназначена для установки всех механизмов ТС, восприятия сил, действующих на него, и обеспечения поступательного движения ТС.
Механизмы управления служат для удержания ТС на месте, изменения направления и скорости его движения.
Трансмиссию, ходовую часть и механизмы управления часто объединяют под общим названием — шасси.
Кузов предназначен для размещения экипажа и груза.
Транспортные средства характеризуют следующими основными параметрами:
тип ТС (колесный, гусеничный и др.);
масса ТС, кг, — собственная (без груза и технических жидкостей), снаряженная (без груза, но с топливом, смазкой и водой) и полная (с техническими жидкостями, грузом и экипажем);
грузоподъемность, кг;
максимальная скорость движения, км/ч;
максимальная мощность двигателя, кВт (л. с.);
максимальный вращающий момент двигателя, Н*м;
размеры (длина, ширина, высота), мм;
колея (расстояние между средними линиями правых и левых следов движителя), мм;
база (расстояние между осями), мм;
геометрические параметры проходимости и др.
Схемы быстроходных гусеничных машин представлены на рисунках.
Из чего состоит автомобиль: основные части, узлы и агрегаты
Личное автотранспортное средство уже давно не роскошь. Кто-то уже не представляет себя без машины и поездки на авто стали неотъемлемой частью жизни многих современных людей. Но не каждый автовладелец задумывается о том, как устроено транспортное средство и что заставляет его двигаться.
Общее устройство автомобиля
Конструкция автомобиля не так уж и сложна, как может показаться на первый взгляд. Совершенно любое транспортное средство состоит из пяти основных частей – мотор, ходовая часть, трансмиссия, кузов, электрооборудование и система управления.
Мотор
Двигатель – сердце автомобиля, задачей которого является преобразование тепловой энергии (сгоревшего топлива) в энергию механическую. После чего она передается через трансмиссию на колеса.
Ходовая часть
Множественные узлы и агрегаты, заставляющие автомобиль двигаться, относят к ходовой части – мосты, колеса и подвеска (задняя и передняя).
Трансмиссия
Основные составляющие трансмиссии:
ведущий мост;
коробка передач (КПП);
ШРУСЫ;
сцепление.
Задачей трансмиссии является передача крутящего момента на колеса машины с вала двигателя.
Электрооборудование и система управления
Механизм управления автотранспортным средством представлен рулем, связанным с передними колесами. С помощью руля определяется угол поворота и направление движения автомобиля. Тормоза – еще одна важная составляющая системы управления ТС, отвечающая за снижение его скорости и полной остановки.
Кузов
Практически все агрегаты и узлы крепятся к несущей части автомобиля – кузову.
лонжероны;
крыша транспортного средства;
днище;
моторный отсек;
прочие навесные составляющие.
Это разделение весьма условно, поскольку все детали в автомобиле, так или иначе, взаимосвязаны.
Конструкция ТС постоянно совершенствуется, все больше начиняется электроникой, автоматикой. Производители работают над повышением безопасности эксплуатации ТС, топливной экономичности, снижением уровня шума и токсичности выхлопных газов.
Принцип действия зажигания
Совокупность приборов, отвечающая за появление искры в необходимый момент, именуется системой зажигания и является частью электрооборудования. Нормальная работа бензинового двигателя невозможна без системы зажигания. Выделяют три основных вида систем зажигания, схожих по принципу действия, но различающихся по конструкции.
Устройство системы зажигания
Когда машину заводят, источником питания выступает аккумулятор, после, эта функция передается генератору (во время работы двигателя).
Устройство, использующееся для передачи напряжения.
Устройство необходимое для накопления необходимой энергии. Бывают индукционные (в виде катушки) и емкостные накопители.
Система представляет собой блок и коммутатор. Распределитель может быть электронным либо механическим. Отвечает за подачу энергии.
Фарфоровый изолятор с двумя электродами, расположенными близко друг с другом. Отвечает за создание искры для воспламенения.
Основные этапы работы зажигания:
накопление и подача необходимого уровня заряда;
высоковольтное преобразование;
момент распределения;
образование искры;
воспламенение топлива.
Принцип действия двигателя
система зажигания обеспечивает подачу тока на свечу для получения искры;
система охлаждения отводит тепло от стенок цилиндра и головок, предотвращая перегрев двигателя;
система питания отвечает за подготовку новой порции рабочей смеси (топливо + воздух);
механизм газораспределения отвечает за своевременный впуск новой порции рабочей смеси, и выведение отработавших газов;
кривошипно-шатунный механизм преобразует движение (возвратно-поступательное) поршней во вращательное движение коленчатого вала;
система смазки отвечает за подачу масла к трущимся поверхностям.
Сейчас в большинстве автомобилей используется четырехтактная система сгорания для преобразования топлива в энергию. Для правильно работы двигателя компрессия в цилиндрах должна соответствовать значениям от 11 до 15.
смесь сгорает и толкает поршень вниз (такт расширения);
продукты горения выпускаются (такт выпуска).
Внутри цилиндра двигателя расположена камера, в которую вводится смесь с воздухом (либо по отдельности), где и происходит сгорание топлива. При сгорании тепловая энергия преобразуется в механическую энергию. После, продукты сгорания выводятся из цилиндра, а на их место поступает новая порция топлива. Совокупность этих процессов является циклом работы двигателя.
Связующее звено между КПП и двигателем, подключающее и отключающее первичный вал коробки от маховика коленчатого вала называется сцеплением. На механике передачи переключаются только, когда сцепление выжато.
Конструкция узла сцепления:
нажимной диск или «корзина»;
вилка привода выжимного подшипника;
выжимной подшипник;
ведомый диск;
система привода;
педаль выключения сцепления.
По количеству ведомых дисков сцепление делится на однодисковые и многодисковые.
В однодисковом варианте корзина находится в связке с маховиком и вращается с ним. Все вращение передается на коробку передач, поскольку в ведомом диске находится шлицевая муфта, в которую входит вал КПП. Для переключения передачи водитель жмет на педаль, чем запускает следующие процессы:
на вилку сцепления передается давление через систему привода сцепления;
вилка, в свою очередь, двигает муфту выжимного подшипника вместе с ним к пружинам корзины;
подшипник оказывает давление на лапки корзины;
лапки на время отсоединяют диск от маховика.
Когда водитель отпускает педаль, подшипник отделяется от пружин и корзина сцепляется с маховиком.
В двухдисковых вариантах используется корзина, имеющая две рабочие поверхности и два диска сцепления. Ограничительные втулки и система регулировки синхронного нажатия расположены между рабочими поверхностями ведущего диска. Процесс отсоединения маховика происходит, как и в однодисковом сцеплении.
механическое;
гидравлическое (самый распространенный вариант);
электрическое;
одно — и многодисковое.
Принцип действия тормозной системы
Это одна из главных систем в транспортном средстве. При ее неисправности управление автомобилем становится опасным, более того, управление ТС в этом случае запрещено ПДД.
Гидравлический тормозной привод состоит из следующих элементов:
тормозные цилиндры колес;
педаль;
вакуумные усилители;
тормозные трубки;
главный тормозной цилиндр с бачком.
Нажатием на педаль тормоза, водитель приводит в движение поршень главного тормозного цилиндра. Поршень выдавливает в трубопроводы к тормозным механизмам жидкость, за счет чего они оказывают сопротивление вращению колес. Так выглядит процесс торможения.
Тормозные механизмы фрикционного типа – самый распространенный вариант. Такие механизмы бывают двух видов – барабанные и дисковые. Раньше, традиционно барабанные тормоза устанавливались на задние колеса, а дисковые на передние. Сейчас же многие производители на все 4 колеса устанавливается один вид.
Конструкция представляет собой две колодки, тормозной цилиндр и пружину, размещенные внутри барабана на щите. На колодках крепятся фрикционные накладки.
При поступлении жидкости в цилиндр поршни, расходясь, раздвигают колодки. Они плотно соприкасаются с вращающимся на ступице тормозным барабаном и тормозят его.
Устройство состоит из диска, закрепленного на ступице колеса и суппорта, который закреплен на подвеске. В суппорте находятся две тормозные колодки и цилиндры.
Поршни рабочих цилиндров при торможении прижимают с помощью гидравлики к вращающемуся диску тормозные колодки, останавливая их.
Сложное, на первый взгляд, устройство автомобиля на самом деле оказалось гораздо проще, чем каждый себе представляет. Даже поверхностные знания конструкции автомобиля и основных его частей способны помочь автомобилисту не только правильнее управлять транспортным средством, но и вовремя распознать поломку и своевременно ее устранить.
Общее устройство и компоновка военных колесных машин
Автомобили являются самым массовым транспортным средством в народном хозяйстве и Вооруженных Силах. Военные автомобили, как и колесные бронетранспортеры, в настоящее время являются одним из самых массовых видов техники, используемых во всех видах и родах Вооруженных Сил. Кроме того, в ВС находится большое число, так называемых, автомобилей народнохозяйственного назначения: легковые автомобили, грузовые автомобили общетранспортного назначения, созданные на их базе специальные автомобили, автобусы.
Сфера применения автомобильной техники в войсках непрерывно расширяется. Это объясняется рядом специфических свойств этого вида техники. Автомобильный транспорт менее связан с дорогами, чем, например, железнодорожный транспорт, более мобильный и оперативный, представляет возможность передвижения войск, перевозки грузов и военной техники по обходным дорогам и колонным путям.
В этой лекции вы познакомитесь с общим устройством тактико-технической автомобильной многоцелевого назначения, а также с системой обозначения автомобильного подвижного состава и компоновкой военных колесных машин.
ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО МНОГОЦЕЛЕВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
Автомобиль многоцелевого назначения представляют собой полноприводные автомобили, входящие в состав ВАТ и предназначенные для перевозки личного состава и различных грузов, вооружения и военной техники в согласованном объеме, в том числе и на его шасси.
Общее устройство многоцелевых автомобилей
Автомобиль состоит из пяти основных (самостоятельных) частей, каждая из которых имеет свое, вполне определенное назначение.
Такими частями, в соответствии с рисунком 1, являются:
Двигатель является источником энергии, приводящей автомобиль в движение. В нем происходит преобразование тепловой энергии, выделяемой при сгорании топлива, в механическую. Его устройство изучается н кафедре Двигателей ВАТ.
Электрооборудование автомобиля обеспечивает воспламенение рабочей смеси в двигателе, освещение, сигнализацию, пуск двигателя и питание контрольно-измерительных приборов. Подробно оно изучается на кафедре Электрооборудования ВАТ.
Предметом изучения на кафедре Автомобилей техники является шасси, кузов и дополнительное оборудование.
Шасси представляют собой основу автомобиля, которая служит для передачи усилия от двигателя к ведущим колесам, и обеспечивает движение автомобиля.
Оно включает в себя:
трансмиссию;
ходовую часть;
механизм управления.
АВТОМОБИЛЬ
Двигатель
Шасси
Электро-оборудование
Кузов
Дополнительное оборудование
Трансмиссия
Ходовая часть
Кабина
Коробка отбора мощности
Сцепление
Рама
Механизмы управления
Грузовая платформа
Лебедка
Коробка передач
Балки мостов
Рулевое управление
Оперение
Подъемник запасного колеса
Раздаточная коробка
Подвеска
Тормозная система
СРДВШ
Карданная передача
Колеса
Тягово-сцепное устройство
Главная передача
Система вентиляции картеров
Дифференциал
Полуоси (приводные валы)
Рисунок 1 – Общее устройство автомобиля.
Трансмиссия автомобиля представляет собой совокупность механизмов и агрегатов, передающих крутящий момент двигателя к ведущим колесам и изменяющих крутящий момент по величине и направлению.
Трансмиссия состоит из:
сцепления;
коробки передач;
раздаточной коробки;
карданной передачи;
главной передачи;
дифференциалов;
полуосей (приводных валов ведущих мостов).
Компоновочная схема трансмиссии трехосного многоцелевого автомобиля показана на рисунке 2.
Ходовая часть представляет собой тележку, на которой монтируется все агрегаты и механизмы автомобиля и обеспечивает поступательное движение автомобиля, смягчает и поглощает толчки и удары, возникающие при движении автомобиля по неровной дороге.
Механизмы управления – это совокупность механизмов и устройств автомобиля, обеспечивающих его движение по заданному водителем направлению и осуществление торможения.
Механизмы управления состоят из:
рулевого управления;
тормозной системы.
Кузов предназначен для размещения личного состава и грузов.
Кузов состоит из:
Дополнительное оборудование – это оборудование устанавливаемое на автомобиле для повышения его эксплуатационно-технических свойств, обеспечения жизнедеятельности водителя и выполнения некоторых трудоемких работ.
Дополнительное оборудование состоит из:
коробка отбора мощности;
лебедки;
подъемника запасного колеса;
системы регулирования давления воздуха в шинах (СРДВШ);
тягово-сцепного устройства;
система вентиляции картеров.
Тактико-техническая характеристика автомобилей многоцелевого назначения
Тактико-техническая характеристика (ТТХ) автомобилей многоцелевого назначения (АМН) приведена в таблице 1.
Дорожный просвет под передними и задними колесами, мм
Максимальный преодолеваемый подъем без прицепа и с прицепом, град
Глубина преодолеваемого брода, м
0,8
1,4
1,5/1,7
1,5
Максимальная скорость (автомобиля, автопоезда), км/ч
90/80
80/75
85/77
85/80
СИСТЕМА ОБОЗНАЧЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
Определение обозначений
В системе обозначений, существующих до 1966 года, каждому заводу, производящему автомобили, выделялась определенная группа чисел, в пределах которой завод обозначал выпускаемые марки машин. Так, Горьковский автомобильный завод (г. Нижний Новгород) обозначал свои модели в пределах чисел от1 до 99, Уральский автомобильный завод (г. Миасс) – от 300 до 399, завод имени Лихачева (г. Москва) – от 100 до 199. В соответствии с этой системой в свое время были приняты обозначениями общеизвестных моделей автомобилей и автопоездов:
Горьковского автомобильного завода – ГАЗ-51, ГАЗ-52, ГАЗ-63А, ГАЗ-63, ГАЗ-69, ГАЗ-66 и другие;
Уральского автомобильного завода – Урал-375Д (Е,Н), Урал-377 и другие;
Завод имени Лихачева – ЗИС-151, ЗИЛ-157, ЗИЛ-130, ЗИС-150 и 164, ЗИЛ-131 и другие;
Ярославского автомобильного завода (затем Кременчугского автомобильного завода) – ЯАЗ-210 и 211, ЯАЗ-214 и 219, КрАЗ-255 и 260 и другие;
Ульяновского автомобильного завода – УАЗ-469, УАЗ-451, УАЗ-452 и другие.
Модификации базовых автомобилей при данной системе обозначений указывались буквами или цифрами через дефис после обозначения базовой модели: УАЗ-469Б, КрАЗ-255Б, МАЗ-547М, ЗИЛ-131Н, ГАЗ-66-02, ГАЗ-24-10.
Начиная с 1966 года внедрена новая система обозначений автомобильного подвижного состава. Вводятся в обозначения, как и прежде, сокращенное назначение завода-изготовителя и 4-6 цифр. Первая цифра из них обозначает класс автомобиля, вторая цифра – вид автомобиля, третья и четвертая цифры – модель автомобиля, пятая цифра – модификацию данной модели, шестая цифра – знак экспортного варианта. Структура индекса автотранспортного средства (АТС) с учетом приведенной схемы обозначений, применительно к автомобилю ВАЗ-210997, в соответствии с рисунком 3, имеет вид:
Рисунок 3 – Структура обозначения автомобиля.
КЛАСС АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (первая цифра в обозначении) определяется:
полной массой – для грузовых автомобилей;
рабочим объемом двигателя – для легковых автомобилей;
габаритной длиной – для автобусов;
типом прицепного состава – для прицепов и полуприцепов.
Класс прицепов обозначают цифрой 8, класс полуприцепов и прицепов-роспусков – цифрой 9.
Распределение транспортных средств по классам указаны в таблице 2.
Таблица 2 – Распределение транспортных средств по классам.
Класс
Легковые автомобили рабочий объем двигателя, л
Грузовые автомобили полная масса, т
Автобусы габаритная длина, м
1
До 1,2
До 1,2
—
2
Свыше 1,2 до 2,0
Свыше 1,2 до 2,0
До 5,0
3
Свыше 2,0 до 4,0
Свыше 2,0 до 8,0
6,0-7,5
4
Свыше 4,0
Свыше 8,0 до 14,0
8,0-9,5
5
—
Свыше 14,0 до 20,0
10,5-12,0
6
—
Свыше 20,0 до 40,0
16,5 и более
7
—
Свыше 40,0
—
ВИД АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (вторая цифра в обозначении) обозначается следующим образом:
1 – легковые автомобили, 2 – автобусы, 3 – грузовые (бортовые) автомобили, 4 – тягачи, 5 – самосвалы, 6 – цистерны, 7 – фургоны, 8 – резерв (на случай появления нового вида транспортных средств), 9 – специальные автомобили.
НОМЕР МОДЕЛИ (третья и четвертая цифры обозначения).
По мере появления новых моделей АТС на заводе-изготовителе число, указывающее номер модели, возрастает от цифры 01 до предельной цифры – 99.
МОДИФИКАЦИЯ МОДЕЛИ (пятая цифра обозначения).
Цифра (цифровой индекс) обозначает вариант модификации данной модели. Каждая модель может иметь индексацию от цифры 1 до цифры 9.
ЗНАК ЭКСПОРТНОГО ВАРИАНТА (шестая цифра обозначения).
Знак экспортного варианта обозначают различными цифрами. Например, цифру 6 присваивают экспортному варианту для всех условий эксплуатации кроме тропических, в частности, кроме тропического климата. Цифру 7 присваивают экспортному варианту, приспособленному к тропическому климату.
Прицепы и полуприцепы также делятся на классы и виды, также имеющие цифровые обозначения.
Класс прицепов (первая цифра обозначения) указывают цифрой 8, класс полуприцепов и прицепов-роспусков – цифрой 9.
Виды прицепов (вторая цифра обозначения) имеют следующие обозначения:
1 – прицепы к легковым автомобилям;
2 – автобусные прицепы;
3 – грузовые (бортовые) прицепы;
Примеры обозначений и их расшифровка
Урал-4320 – автомобиль Уральского завода (г. Миасс). Цифра 4 – означает, что полная масса автомобиля находится в пределах 8 – 14,0 т. цифра 3 – указывает, что это грузовой автомобиль с бортовой платформой. Третья и четвертая цифры указывают номер модели, в частности 20-ю модель.
У автомобилей Урал-4320.01 последняя цифра указывает на 1-ю модификацию 20-й модели.
КамАЗ-5410 – автомобиль Камского автомобильного завода (г. Набережные Челны). Цифра 5 – обозначает, что полная масса автомобиля находится в пределах 14,0-20,0 т. цифра 4 – указывает, что автомобиль-тягач, цифра 10, – что это 10-я модель.
У автомобиля КамАЗ-5511 вторая цифра означает, что это автомобиль самосвал, третья и четвертая цифры означают 11-ю модель.
МАЗ-79111 – автомобиль Минского автомобильного завода (г. Минск). Цифра 7 – указывает, что полная масса свыше 40,0 т, цифра 9 – означает, что автомобиль специальный, цифры 1 и 1 – 11-й модели. Последняя цифра 1 означает, что это 1-я модификация 11-й модели.
ВАЗ-210997 – автомобиль Волжского автомобильного завода. Цифра 2 – означает, что двигатель автомобиля с рабочим объемом от 1,2 л до 2,0 л. Цифра 1 – указывает, что это легковой автомобиль, 09 – 9-я модель, следующая 9 – 9-я модификация. Цифра 7 – означает, что это экспортный вариант, приспособленный к эксплуатации в условиях тропического климата.
Полуприцеп ЧМЗАП-9990 – полуприцеп (цифра 9) Челябинского машиностроительного завода автомобильных и тракторных прицепов, специальный (вторая цифра 9), в частности, для перевозки неделимых негабаритных изделий, цифра 90 означает 90-ю модель с полной массой более 24,0 т.
Полное обозначение автопоезда включает обозначения автомобиля-тягача и прицепа, например, МАЗ-54322-9397.
КОМПОНОВКА ВОЕННЫХ КОЛЕСНЫХ МАШИН
Компоновка автомобилей зависит, прежде всего, от назначения машин и определяется, в основном, взаимным положением основных элементов автомобиля – двигателя, кабины, трансмиссии, отделения для пассажиров, груза, экипажа. Компоновка должна обеспечивать задание, целесообразное или удобное размещение людей или грузов в машине, возможность оптимальной реализации силы тяги, создаваемой двигателем; удобное обслуживание, высокие эксплуатационные качества, особенно проходимость, подвижность, маневренность, тормозные качества. Компоновка, кроме того, зависит от типа несущей системы типа привода к ведущим колесам. На большинство автомобилях многоцелевого назначения двигатель, кабина, кузов размещены последовательно.
Классической схемой принято считать такую, при которой двигатель, сцепление и коробка передач располагаются в передней части, ведущий мост расположен сзади имеет карданный привод. При этом могут быть следующие варианты, как показаны на рисунке 4:
двигатель находится над передним мостом, кабина расположена за двигателем (рисунок 4а);
двигатель находится над передним мостом, кабина частично надвинута на двигатель (рисунок 4б);
двигатель находится над передним мостом, кабина над двигателем (рисунок 4в);
двигатель находится сзади переднего моста, кабина максимально сдвинута вперед(рисунок 4г).
Рисунок 4 – Основные компоновочные схемы автомобилей.
Примером первого варианта является компоновка автомобилей ЗИЛ-131Н, УАЗ-3151, Урал-4320. Преимуществом такой компоновки является хороший доступ к двигателю, недостатком – ограниченная обзорность впереди автомобиля.
Примером второго варианта является компоновка автомобилей ЗИЛ-4331, ЗИЛ-4334, КрАЗ-260. В них за счет некоторого ухудшения доступа к задней части двигателя улучшена обзорность с места водителя. Кроме того, более рационально распределяется масса по мостам автомобиля, увеличивается длина грузовой платформы при сохранении габаритной прежней длины машины.
Примером третьего варианта является компоновка автомобилей КамАЗ-4310 и ГАЗ-66. При такой компоновке увеличиваются нагрузка на ведущие колеса переднего моста, обеспечивая тем самым оптимальное использование сцепной массы и наилучшую обзорность с места водителя. К недостаткам следует отнести плохой доступ к двигателю, повышенный шум в кабины, необходимость создания устройства для опрокидывания кабины.
Четвертый вариант компоновки (МАЗ-6422) обеспечивает хорошую обзорность, удобство входа и выхода из кабины, рациональное размещение массы по мостам автомобиля. К недостаткам такой схемы следует отнести затрудненный доступ к двигателю, большие вертикальные ускорения, действующие на водителя и пассажиров из-за консольного расположения кабины.
По способу привода к ведущим колесам автомобиля могут быть выполнены:
по мостовой схеме (рисунок 5);
Рисунок 5 – Мостовая схема привода колес.
по бортовой схеме (рисунок 6);
Рисунок 6 – Бортовая схема привода колес.
— индивидуальным подводом мощности к каждому колесу.
Мостовая схема разводки может быть выполнена по двум вариантам:
с раздельным приводом к мостам (ЗИЛ-157, КрАЗ-255Б, рисунок 7);
Рисунок 7 – Схема с раздельным приводом к мостам.
Раздельный привод сложен по конструкции, но обеспечивает равномерную нагрузку на карданные передачи:
с применением проходных мостов (ЗИЛ-131Н, КамАЗ-4310, Урал-4320 и другие, рисунок 8).
Рисунок 8 – Схема с применением проходных мостов.
При применении проходных мостов упрощается конструкция раздаточной коробки, карданной передачи, лучшая компоновка среднего и заднего мостов.
Автомобили с бортовой схемой привода ведущих колес имеют ограниченное применение. Такая схема применяется лишь на некоторых корпусных машинах и шасси в тех случаях, когда по условиям компоновки необходимо освободить от агрегатов среднюю часть машины для размещения десанта, вооружения и специального оборудования. При бортовой схеме привода ведущих колес основная часть агрегатов трансмиссии размещается по бортам машины.
По числу осей и их расстановке по базе автомобиля существует много различных схем показанных на рисунке 9 (ведомые колеса обозначены кружкой, ведущие – имеют внутри маленький зачеркнутый кружок, ведущие – имеют внутри маленький зачеркнутый кружок, управляемые – обозначаются дополнительно стрелкой).
Рисунок 9 – Схема расположения осей двухосных и трехосных автомобилей.
Схема 9а – применяется на легковых автомобилях с классической компоновкой (ВАЗ-2107) и двухосных автомобилях общетранспортного назначения (ГАЗ-53А, ЗИЛ-130).
Схема 9б – характерна для переднеприводных легковых автомобилей (ВАЗ-2109).
Схема 9в – применяется на полноприводных автомобилях с двумя ведущими осями (УАЗ-3151, ГАЗ-66-11).
Схема 9г – характерна для трехосных автомобилей общетранспортного назначения (КамАЗ-5320, КамАЗ-5511 и другие).
Схема 9д – применяется на всех трехосных полноприводных автомобилях многоцелевого назначения (ЗИЛ-131Н, Урал-4320, КамАЗ-4310).
Схема 9е – применяется на трехосных специальных шасси (БАЗ-5937). Особенности этой схемы является то, передние и задние колеса управляемые, чем достигается высокая маневренность, а также то, что оси по базе расставлены равномерно (осевая формула 1+1+1), чем достигается наилучшая, по сравнению с другими схемами, проходимость.
Схема 9ж – используется лишь в тех случаях, когда более половины массы приходится на переднюю часть автомобиля (Татра-813).
Для автомобилей имеющих четыре и более оси, расположение осей по базе показано на рисунке 10.
Рисунок 10 – Схема расположения осей автомобилей с четырьмя и более осями.
Схема 10а – применяется на многоосевых шасси и тягачей, они имеют осевую формулу 2+2. При такой схеме машина имеет хорошие показатели плавности хода, но несколько худшие по сравнению с другими схемами показатели проходимости и маневренности. По такой схеме выполнены расстановка осей шасси МАЗ-7911, МАЗ-543, МЗКТ-7930, КЗКТ-74281, БАЗ-6950 и их модификаций.
Схема 10б – средние оси сближены, а крайние оси выполнены управляемыми, за счет этого значительно улучшены показателями маневренности (шасси ЗИЛ-135ЛМ).
Схема 10в – отличается от двух предыдущих равномерной расстановкой осей по базе , осевая формула 1+1+1+1. Такая схема расположения осей применяется на бронетранспортерах. При такой расстановке осей машина обладает наилучшими показателями проходимости.
На схемах 10г, д, е – показаны варианты расстановки осей по базе специальных шасси. Осевые формулы этих машин 2+1+2; 3+3; 3+1+3.