Экспертиза запасных частей
Независимая экспертиза запасных частей является полным комплексом исследований, необходимых для того, чтобы определиться с их реальным соответствием, заявленным производителем, истинным состоянием и качеством, соответствием общепринятым техническим стандартам. Если необходимо, экспертиза запчастей позволяет дать оценку среднерыночной стоимости при проведении ремонта транспорта.
Специалисты из «Бюро независимых автотехнических экспертиз» готовы осуществить экспертизу запчастей автомобиля в следующих ситуациях:
- если случилось повреждение автомобиля в аварии, вследствие чего необходимо определиться с пониманием уровня нанесенного ущерба;
- экспертиза турбокомпрессора, например, может проводиться по инициативе, проявляемой владельцем, желающим получить информацию о среднерыночной стоимости автомобильных запчастей и определиться с рациональностью ремонта автомобиля;
- экспертиза рулевой рейки или экспертиза тормозной системы, например, понадобится, если по вашей вине произошло ДТП, а представители страховой фирмы безосновательно завысили сумму, необходимую для компенсации нанесенного ущерба пострадавшим в аварии;
- имеются сомнения о контрафактной запасной части;
- страховая фирма решила снизить стоимость запчастей, требуемых при осуществлении восстановительного ремонта автомобиля;
- вы задумались о приобретении автомобиля и заказываете независимую экспертизу запчастей для исследования его реального технического состояния и среднерыночной стоимости.
Заказ проведения независимой экспертизы запчастей автомобиля позволяет определиться с оценкой всех имеющихся неисправностей, характерных проверяемому транспортному средству, обусловленных аварией или неправильной эксплуатацией.
Например, экспертиза сработавших подушек безопасности дает возможность определиться с соответствием реального положения дел и страховыми выплатами, а также с возможностью восстановления авто с использованием имеющихся в наличии средств и определить заводской брак.
Благодаря грамотно сделанной экспертизе тнвд (экспертизе топливного насоса высокого давления) можно получить ответы на все вопросы, волнующие автовладельцев. Это же касается и экспертизы топливных форсунок, дающей возможность:
- выяснить причины поломок;
- определиться с необходимыми ремонтными работами;
- выяснить сумму, требуемую для ремонта авто.
Экспертиза турбины автомобиля и других запчастей позволит определиться с опасностью поломок, возникших в транспорте, с общим техническим состоянием автомобиля. Проведение независимой экспертизы следует поручать техникам, обладающим опытом, знаниями и сертификатами соответствия качеству.
Для расчета среднерыночной стоимости пользуются данными, предоставленными соответствующими информационными базами, актуальными в каждом населенном пункте. В соответствии с типом рассматриваемой автозапчасти, например, при экспертизе турбины, руководствуются коэффициентом износа, предполагающим компенсацию стоимости, учитывающимся в процессе полного анализа состояния автомобиля, что не является полной гарантией компенсации.
Оцениваем изношенные запасные части от автомобилей
«Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение», 2016, N 1
Бухгалтер транспортного предприятия знает не понаслышке, что запасных частей для эксплуатируемых автомобилей нужно много, больше расходуется только топливо. Новые запчасти покупаются, старые снимаются. Это требует контроля, документирования и надлежащего отражения в бухгалтерском и налоговом учете. Бухгалтерскому учету материальных ценностей, высвобождаемых с объектов ОС, посвящен один из документов БМЦ — Рекомендация Р-63/2015 «Материальные ценности от ликвидации основных средств» . Документ сложен для восприятия и применения. Прокомментируем его, а также осветим вопросы «прибыльного» налогообложения и обложения НДС.
Фонд развития бухгалтерского учета «Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр».
Принята Комитетом по рекомендациям от 24.04.2015.
Особенность Рекомендации Р-63/2015
Достаточно пробежаться взглядом по документу, чтобы оценить всю его сложность для понимания. В нем используются нормы национальных стандартов и термины, которые отсутствуют в этих нормах (они употребляются в примерах Рекомендации). В результате создается впечатление, что методологи что-то недоговаривают. Так и есть: в тексте Рекомендации Р-63/2015 не упоминается, что термины взяты из международных стандартов.
В частности, методологи применяют такое понятие, как чистая стоимость продажи (ЧСП). В МСФО (IAS) 2 «Запасы» используется немного другой термин — чистая цена продажи. Это расчетная продажная цена в ходе обычной деятельности за вычетом расчетных затрат на завершение производства и расчетных затрат, которые необходимо понести для продажи. Разница в терминах, по мнению автора, не принципиальна. Главное то, что БМЦ предлагает использовать способ оценки материальных ценностей, высвобождаемых из объектов ОС, прописанный в международных стандартах финансовой отчетности.
Введен в действие на территории РФ Приказом Минфина России от 25.11.2011 N 160н.
Из МСФО (IAS) 2 также заимствован способ оценки запасов по наименьшей из двух величин: по себестоимости или по чистой цене продажи. Причем под себестоимостью понимаются фактические затраты, которыми признается остаточная стоимость выбывающего объекта ОС, что вполне логично. Здесь уместно будет сказать, что Инструкцией по применению Плана счетов не предусмотрен такой источник финансирования стоимости МПЗ, как стоимость выбывающего объекта ОС. А это еще раз доказывает, что эксперты БМЦ обращаются к международной методологии учета, хотя об этом прямо не говорят.
Утверждена Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.
ЧСП определяется за минусом затрат на завершение хозяйственной операции и затрат, которые нужно понести для продажи. В частности, это затраты на демонтаж объекта ОС, подготовку к продаже и осуществление продажи. Такой подход следует из определения чистой цены продажи, которая должна отражать то количество денежных средств, которое намерена получить организация от возможной реализации материальных ценностей. По сути, ЧСП — это прибыль, так как при ее оценке эксперты БМЦ уменьшают справедливую (рыночную) стоимость на названные выше расходы.
Кстати, аналогичным образом в Рекомендации Р-63/2015 определяется общий финансовый результат, полученный от выбытия объектов ОС, то есть признается либо итоговая прибыль, либо итоговый убыток. Все это напоминает положения п. 71 МСФО (IAS) 16 «Основные средства», согласно которым доходы или расходы, возникающие в связи со списанием объекта основных средств, определяются как разница между чистыми поступлениями от выбытия, если таковые имеются, и балансовой стоимостью объекта.
В итоге для того, чтобы разобраться в документе БМЦ, нужно ознакомиться или вспомнить основные способы оценки оборотных активов в международной практике. Но перед тем, как их применять, бухгалтеру нужно решить еще ряд вопросов.
Нужно ли приходовать старые запчасти от автомобиля?
Может, не стоит этого делать, ведь достаточно того, что бухгалтер списывает стоимость новых запасных частей в текущие расходы на ремонт и обслуживание ТС? Однако целесообразно отражать в учете все же обе операции, хотя бы в целях контроля, чтобы у механика-водителя не было соблазна оставить изношенные запасные части на транспортном средстве, а новые использовать в личных целях. Запасная часть, подлежащая замене, в целях обеспечения надлежащего контроля за ремонтом и обслуживанием должна быть снята со служебного автомобиля и оприходована на склад, после чего принимается решение о ее дальнейшем использовании или неиспользовании.
К сведению. Организация внутреннего контроля за совершаемыми фактами хозяйственной жизни экономического субъекта является одним из требований Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Необходимость оприходования запасных частей следует из экономической теории, описанной в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России . Нужно признавать активы, которые приносят или должны принести организации экономические выгоды в будущем. Запасные части, снятые при ремонте авто, могут быть сданы в качестве металлолома, в результате организация получит дополнительные доходы. Если же имеет место разборка транспортного средства, то вполне реально высвобождение не до конца изношенных запасных частей, которые могут быть использованы на другом автомобиле.
Одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России, Президентским советом ИПБ РФ 29.12.1997.
Приведенные аргументы говорят о том, что запасные части, снимаемые с ТС в ходе ремонта, обслуживания или разборки, нужно приходовать как для целей контроля за самими хозяйственными операциями, так и для отражения их в соответствии с экономическим содержанием. Очевидно, что запчасти оприходуются в составе активов, от использования которых организация планирует получить экономическую выгоду. А краткосрочность применения данных активов говорит в пользу признания запчастей как МПЗ, в отношении которых соблюдаются условия, прописанные в п. 2 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» .
Утверждено Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н.
Требует пояснения еще один вопрос: когда признавать запчасти в составе МПЗ? Очевидно, что это нужно делать при оприходовании данного актива. Эксперты БМЦ указывают на п. 9 ПБУ 5/01, согласно которому фактическая себестоимость МПЗ, остающихся от выбытия ОС и другого имущества, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету. В свою очередь, под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов.
Но ждать продажи, по мнению автора, не стоит, так как доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) (п. 2 ПБУ 9/99 «Доходы организации» ). То есть поступление запасных частей в результате ремонта или разборки ТС можно уже считать доходами, потому что не нужно дожидаться того момента, когда их обменяют на более ликвидный актив (деньги). Запасные части необходимо признавать в составе МПЗ при оприходовании исходя из предполагаемой оценки будущей выгоды, которая может быть получена предприятием.
Утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н.
По какой стоимости оприходовать запчасти?
Пожалуй, это один из самых сложных вопросов, так как он имеет два решения в зависимости от направления использования запасных частей. Так, они могут быть переданы в эксплуатацию при производственном процессе, а могут быть проданы, включая сдачу на металлолом. Начнем с первой ситуации, при которой нужно учесть, что высвобождаемые МПЗ являются частями более крупного объекта (ОС), имеющего объективную бухгалтерскую стоимость. При этом ликвидируемый объект ОС имеет некий износ, что также должно оказывать влияние на оценку высвобождаемых запчастей.
Пример 1. ТС первоначальной стоимостью 1 млн руб. разбирается и списывается с бухгалтерского учета по остаточной стоимости, равной 200 тыс. руб. По данным бухучета авто изношено на 80% ((1 млн руб. — 200 тыс. руб.) / 1 млн руб.)), в то время как по данным экспертов фактически износ составил 70%. Рыночная стоимость новых запчастей, аналоги которых после разборки предполагается использовать в дальнейшем, — 100 000 руб.
За справедливую (рыночную) стоимость снимаемых запасных частей возьмем стоимость новых аналогичных запасных частей с учетом уценки до уровня изношенных материальных ценностей, полученных в результате демонтажа и разборки транспортного средства.
Принимая во внимание фактическую изношенность ТС (70%), определяем возможную рыночную стоимость оприходуемых после разборки запасных частей. Она составит 30 тыс. руб. (100 тыс. руб. — 100 тыс. руб. x 70%). Если исходить из данных бухгалтерского учета, то изношенность объекта ТС по соотношению его остаточной и первоначальной стоимости была бы равна 80%, а рыночная стоимость запасных частей исходя из этого показателя составила бы 20 тыс. руб. (100 тыс. руб. — 100 тыс. руб. x 80%). Как видим, цена МПЗ получилась ниже во втором расчете. Но это не говорит о том, что нарушено требование осмотрительности, обязывающее не завышать оценку активов. Просто данные бухучета по износу ТС не отвечают действительности, и именно здесь можно говорить о недостоверной оценке и нарушении требования осмотрительности.
В данной ситуации в бухгалтерском учете организации должны быть сделаны следующие записи:
Перенесена первоначальная стоимость ТС
Перенесена сумма начисленной амортизации по ТС
Списана остаточная стоимость ТС
При оприходовании и списании МПЗ
Оприходованы годные к использованию запчасти
Переданы запасные части на ремонт другого ТС
Определен результат, полученный от прочих операций
Показан убыток, понесенный от разборки ТС