Масло 5w30 или 5w40: в чем отличие, какое лучше
Какое масло лучше 5W30 или 5W40?
Моторное масло играет ключевую роль в эксплуатации двигателя транспортного средства. От выбора технической жидкости для силового агрегата буквально зависит его надежность и ресурс. Правильно подобранное масло обеспечивает эффективную защиту внутренних деталей двигателя, способствует топливной экономичности. Выбирать масло следует с учетом рекомендаций изготовителя. В инструкции по эксплуатации автомобиля можно найти всю необходимую информацию, касательно предпочтительной вязкости, допусков, условий эксплуатации машины. В этой статье расскажем, чем отличается масло 5W-40 от 5W-30, так как масла с такой вязкостью наиболее востребованы среди российских автолюбителей.
Что такое класс вязкости по SAE
Главная задача любого автомасла – создать надежную масляную пленку на поверхности трущихся деталей ДВС, впитывать и удерживать продукты сгорания топлива. Кроме этого техническая жидкость способствует надлежащему охлаждению двигателя и защите от коррозии. Сегодня известно огромное количество автомасел с разной основой и пакетом присадок.
Но главной характеристикой материала остается его вязкость. Вязкостью называют способность масла оставаться на поверхности внутренних деталей двигателя и сохранять текучесть. Это переменная величина, поскольку вязкость меняется в зависимости от температуры.
С той целью, чтобы упростить водителям выбор нужного материала и стандартизировать моторные масла американской ассоциацией автомобильных инженеров (SAE) была разработана классификация, описывающая вязкость конкретного моторного масла при определенных режимах работы.
Что означают цифры на этикетке моторных масел:
Как расшифровать обозначения 5W-30 и 5W-40
На этикетке любого моторного масла можно найти обозначение вязкости после аббревиатуры SAE. Она состоит из нескольких чисел, которые разделены символом W и тире. Литерой W обозначаются зимние масла (от английского слова «winter» – зима) и числом, например, 0W, 5W, 10W, 15W и так далее.
Летние масла обозначаются одним числом – SAE 20, 30, 40. Всесезонное масло, которым обычно и пользуются автомобилисты, является симбиозом обозначения летних и зимних технических жидкостей – 5W-30, 5W-40.
Расшифровать 5W-30 и 5W-40 не составит особого труда:
- 5W – степень вязкости смазочного материала при низких температурах.
- 30, 40 – степень вязкости масла при высоких температурах.
Получаем, что 5W-низкотемпературная вязкость, указывающая возможность холодного пуска двигателя при температуре не ниже минус 30 градусов по Цельсию (от стоящей перед символом W цифры отнимаем 35). Но это не значит, что двигатель автомобиля гарантированно заведется с маслом 5W-30 при морозе в 30 градусов.
С понижением температуры окружающей среды масло становится гуще, а это значит, что стартеру потребуются дополнительные усилия, чтобы провернуть двигатель при холодном пуске. Разные производители авто используют стартеры разной мощности. Вот почему важно перед покупкой технической жидкости ознакомиться с рекомендациями, указанными в сервисной книжке.
Но наибольший интерес представляет второе числовое обозначение. Это показатель высокотемпературной вязкости, указывающий на минимальную и максимальную вязкость моторного масла с достижением рабочей температуры 100-150 градусов по Цельсию. Проще говоря, чем выше второе числовое обозначение, тем оно гуще при высоких рабочих температурах двигателя автомобиля. Исходя из этого понятно, какое масло гуще 5W-30 или 5W-40 с достижением мотором отметки в 100 градусов. Только производитель может в точности сказать хорошо это или плохо для двигателя вашего транспортного средства.
Масло 5W-30 или 5W-40: какое лучше?
Может показаться, что между маслами SAE 5W-30 и 5W-40 нет серьезной разницы. Доля правды в этом есть, но у каждого из этих масел есть свои особенности, которые могут повлиять на работу двигателя и оказать существенное воздействие на его окончательный ресурс.
Масло с какой вязкостью лучше залить — видео:
К примеру, производитель рекомендует лить масла 5W-30, а автомобилист пользуется материалами 5W-40. Что произойдет в таком случае? Увеличится нагрузка на масляный насос, который предназначен для работы с маловязкими техническими жидкостями. Из-за повышенной вязкости материала возникнет гидравлическое сопротивление. То есть, возможные последствия будут не самыми приятными.
Особенности масел SAE 5W-30:
- с таким маслом двигателю и масляному насосу проще работать в холодную погоду;
- подходит для круглогодичной эксплуатации;
- обеспечивает эффективное охлаждение деталей и узлов работающего мотора;
- хорошо удаляет слои нагара с рабочих поверхностей.
Однако в жаркую погоду масло 5W-30 становится слишком жидким, следовательно, надежная защитная пленка не образуется, что плохо для ДВС. В жару такой материал фактически утрачивает все свои защитные способности.
- это более густое масло, а значит, оно обеспечивает высокий уровень защиты деталей двигателя от трения;
- оптимально подходит для ДВС с высоким показателем тепловыделения;
- высокая устойчивость к окислительным процессам;
- отличные моющие свойства.
Исходя из вышесказанного, подведем следующий итог: понятие «какое масло лучше 5W-30 или 5W-40» нельзя применить в отношении вязкости. Каждая из этих технических жидкостей по-своему хороша, и допустима к использованию с учетом климатических особенностей региона эксплуатации автомобиля, а также конструктивных особенностей силового агрегата.
Масло с какой вязкостью выбрать для двигателя авто?
Моторные масла с высоким показателем высокотемпературной вязкости обычно используют в двигателях спортивных автомобилей. Также в автомобильной среде принято считать, что чем выше высокотемпературный показатель, тем лучше для мотора. Но это совершенно не значит, что такие смазочные материалы стоит заливать в двигатель своего седана или хэтчбека. Машина с таким маслом лучше не поедет, а наоборот, автомобилист получит обратный эффект – потеря мощности, высокий расход масла, и, в конечном счете, поломка ДВС.
Пример из инструкции по эксплуатации:
Нужно понимать, что изготовитель авто и ДВС в частности уже учел особенности мотора и принял во внимание все возможные режимы езды. Поэтому в руководстве пользователя указаны параметры моторных масел, которые для конкретного силового агрегата являются наиболее предпочтительными.
Мы выяснили, чем отличается масло 5W-40 от 5W-30, преимущественно разница между ними во втором показателем – высокотемпературном. Сегодня многие производители автомасел выпускают продукцию с энергосберегающими свойствами – пониженная высокотемпературная вязкость. Для одних моторов допустимо использование таких смазочных материалов, для других нет. Опять же, с этой информацией можно ознакомиться в сервисной книге.
Вместо заключения
Еще один тревожащий водителей вопрос, что лучше — синтетика или полусинтетика. Многие отечественные автомобилисты льют в основном полусинтетические материалы. Причина в этом предельно ясна — их характеристики применимы для многих современных моторов, а их стоимость несопоставимо ниже в сравнении с синтетическими аналогами. Но полусинтетические материалы подходят преимущественно ДВС на авто с пробегом из бюджетного и среднего ценового сегмента. В двигатели современных автомобилей из премиум-класса лучше всего лить полностью синтетические масла с актуальными допусками API SN, ACEA C2/C3. Такие рекомендации сегодня дает большая часть производителей транспортных средств.
Полезное видео по теме выбора масла:
Какие можно дать рекомендации водителям в заключении? Если вы живите на юге, где жаркое лето, то предпочтительней пользоваться маслом 5W-40. Оно сохраняет свои свойства при высокой температуре, чего нельзя сказать о материалах с вязкостью SAE 5W-30. Многие автомобилисты на большом пробеге (150-200 тыс. км) переходят на технические жидкости 5W-40. Объяснить это можно тем, что зазоры двигателя со временем увеличиваются, и для него более оправдано использование масла 5W-40. Но переходом на более густое масло нельзя вылечить масложор. Если расход масла превысил все допустимые нормы, потребуется капитальный ремонт ДВС с заменой маслосъемных колпачков. После капиталки обязательно стоит вернуться к рекомендованной для мотора вязкости смазочного материала.
5W30 и 5W40 — в чем разница моторных масел
Калькулятор расчёта периодичности замены масла по расходу топлива
Как рассчитать периодичность замены масла по фактическому расходу топлива
Многие водители не знают, в чем разница моторного масла 5w40 и 5w30, и какое из них лучше подходит для двигателя их автомобиля. На самом же деле основное отличие заключается в разнице вязкости масла, и их работе при низких и высоких температурах. Поэтому вопрос “какое масло лучше?” некорректен. Гораздо важнее знать свойства перечисленных моторных масел и их тип (синтетическое или полусинтетическое), а также рекомендации касательно применения для двигателя вашего авто. Это обеспечит нормальную работу мотора при любых условиях эксплуатации.
Маркировка масел
В первую очередь необходимо разобраться, что означают символы, изображенные на канистрах с моторным маслом. Они указывают на его вязкостно-температурные свойства в соответствии с международным стандартом SAE J300. По нему всесезонные масла, к которым и относятся типы 5w30 и 5w40, обозначаются двумя числами. Расскажем о расшифровке масел:
- Первая цифра “5” означает, что масло может быть использовано при минимальной температуре —30°С. При этом значение максимальной вязкости для проворачивания будет 6600 мПа·с. А значение максимальной вязкости для прокачиваемости — 60000 при температуре —35°С. Что касается высокотемпературной вязкости, то при +100°С ее минимальное значение будет равно 3,8 мм²/с.
Зависимость кинематической вязкости масел от температуры
- Число “30” говорит нам о вязкости масла при высоких температурах. В частности, масло с таким обозначением имеет минимальную вязкость 9,3 мм²/с, а максимальную — до 12,5 мм²/с. Также масло характеризуется таким понятием, как HTHS — High Temperature High Shear Rate. Оно определяет прочность масла на сдвиг при высоких температурах, то есть стабильность вязкостной характеристики. В частности, у масел с числом “30” в маркировке HTHS значение равно 2,9 мПа·с при температуре окружающей температуры +150°С, и скорости сдвига 1/1000000 секунды.
- Что касается числа “40”, то его расшифровка аналогична. Масло 5W-40 обладает высокотемпературной вязкостью в пределах 12,5. 16,3 мм²/с, а значение HTHS составляет те же 2,9 мПа·с при температуре окружающей температуры +150°С, и скорости сдвига 1/1000000 секунды.
Однако приведенные физические параметры мало что говорят рядовому автовладельцу. Постараемся перевести эти факты на более понятный язык.
Характеристики моторных масел
В физико-химическом анализе моторного масла присутствуют: индекс вязкости, зольность, щелочное числа и другие показатели. О чем это говорит? Рассмотрим влияние основных технических характеристик на качество и свойства смазки двигателя
Подробнее
В чем разница между маслами 5w30 и 5w40
Из приведенной выше справочной информации становится понятно, что основное отличие 5w30 от 5w40 — это высокотемпературная вязкость. То есть, масло 5w40 может работать при более высоких температурах, обеспечивая нормальные рабочие характеристики мотора. В остальном же эти масла обладают одинаковыми характеристиками, поэтому при определенных условиях их можно считать взаимозаменяемыми.
Однако дело не только в вязкости. На выборе марки масла также зависят допуски, на которые оно рассчитано работать в двигателе. Однако лучше объяснить на примерах.
Температурный рабочий диапазон масел
Так, если двигатель вашего автомобиля рассчитан на использование моторного масла 5w30, а вы по каким-то причинам залили 5w40, то таким образом, возрастет нагрузка на масляный насос, а также увеличится трение между металлическими парами, поскольку при одной и той же температуре масла будут иметь разную вязкость, а значит, покроют детали защитными пленками разной толщины. Кроме этого, в таком случае снизится потребление масла в системе, что вредно для движущихся частей мотора, так как по этой причине возникнет масляное голодание и чрезмерный износ двигателя.
Если же двигатель, наоборот, рассчитан на 5w40, а вы залили 5w30, то для него такое масло будет слишком жидким. Пленка будет плохо держаться на рабочих поверхностях, из-за чего двигатель будет работать с чрезмерным износом.
Большинство современных производителей легковых машин рекомендуют использовать для двигателей масла с маркировкой 5w40. Его вязкость и допуски считаются усредненными. Если же вы являетесь обладателем новой машины, или ее двигатель недавно прошел капитальный ремонт, то некоторое время можно пользоваться 5w30. А если у вас старенькая машина с большим пробегом, то лучше заливать в двигатель масла 10w40. Оно обеспечит лучшую работу силового агрегата и не будет подтекать.
Наглядная демонстрация отличий вязкости масел при тесте на морозе
При обсуждении разницы в свойствах масел порой возникает интересный вопрос о том, можно ли залить масло 5w40 вместо 5w30? Поскольку первое более густое, то делать это можно лишь в случае, если позволяет конструкция двигателя (масляные каналы достаточно широкие). Например, некоторые моторы Ford обладают тонкими каналами, и для них такое смешение недопустимо. Масляному насосу будет очень тяжело прогнать состав через них. А это приведет к значительному износу насоса и масляному голоданию двигателя. А вот обратная процедура, то есть, 5w30 вместо 5w40 допускается. Но в любом случае вам нужно знать нюансы устройства двигателя или проконсультироваться с работником СТО.
Что касается вопроса о том, чем отличается 5w40 от 10w40, то как понятно из приведенной выше расшифровки у них разное нижнее (зимнее) значение текучести. Масло с маркировкой 5w40 предназначено для эксплуатации в более морозную погоду (до —30°С, в то время, как 10w40 — лишь до —25°С). Верхние пределы их рабочих характеристик одинаковы. Видно, что лучше 5w30 или 5w40 зимой обладают более подходящими характеристиками, чем 10w40.
Еще одно отличие масел 5w30 и 5w40 заключается в длине синтетических цепочек, являющихся их основой. И чем больше разница между зимним и летним температурным коэффициентом в обозначении (в нашем случае это 5w40), тем эти цепочки длиннее. А чем они длиннее, тем на меньшее время эксплуатации рассчитано моторное масло.
Можно ли смешивать 5w30 и 5w40
Можно ли смешивать между собой масла
У многих водителей в силу разных обстоятельств возникает естественный вопрос — можно ли смешивать масла 5w30 и 5w40? На этот счет у специалистов существует много разных мнений, зачастую противоречивых. Забегая наперед, скажем, что смешивать их можно, однако делать это стоит лишь в крайних случаях и пользоваться машиной на такой смеси недолго.
Разница в вязкости 5w30 и 5w40 невелика. А это означает, что при прочих равных в среднем температурном режиме двигатель при смешении двух масел не получит повреждений от значительного износа. Каждый производитель моторных полусинтетических и синтетических масел делает свои продукты на основе так называемого базового масла и присадок. И если базовое масло у всех приблизительно одинаковое, то что касается присадок, то они могут отличаться, хоть и незначительно. Однако оригинальные масла известных торговых марок, которые соответствуют американскому стандарту API и европейскому ACEA, всегда совместимы друг с другом! Дело в том, что такое требование прописано непосредственно в этих стандартах, и если оно не будет учтено, то их производители попросту получат запрет реализации своей продукции на рынке.
Поэтому можно с уверенностью сказать, что если смешать 5w30 и 5w40 даже разных марок — то ничего страшного не случится. Вы можете даже попарно смешивать минеральное, полусинтетическое и синтетическое масла.
Также не забывайте вовремя менять масло в двигателе вашего авто. Обычно это делают через каждые 8. 12 тысяч километров пробега в зависимости от режима эксплуатации машины.
Масло 5w30 синтетика или полусинтетика
Как отличить оригинальное моторное масло
Маркировка масел по вязкости касается всех составов, независимо от их происхождения. То есть, вязкость синтетического и полусинтетического масла 5w30 будет одинакова (при условии, что вы купите оригинальное масло от хорошего производителя, а не подделку).
В настоящее время большинство автолюбителей используют полусинтетические масла. Это обусловлено тем, что их характеристики подходят для большинства современных двигателей, а стоят они гораздо дешевле полностью синтетических аналогов. Однако существует еще одна классификация, на которую необходимо обращать внимание при выборе масла. Речь об API — стандарте, созданном Американским институтом нефти, ASTM и SAE. В соответствии с ним существует 12 категорий масел для бензиновых двигателей, из которых на сегодняшний день актуальны лишь 4.
Категория | Область использования |
SJ | Для двигателей, выпущенных после 2001 года. |
SL | Для двигателей, выпущенных после 2004 года. |
SM | Для двигателей, выпущенных после 2010 года. |
SN | Введена в октябре 2010 года и подходит для всех современных двигателей. |
Аналогично для дизельных двигателей существует 14 классов, из которых на сегодняшний день актуальны лишь 6. Среди них:
Категория | Область использования |
CF | Представлен в 1990 году. |
CG | Представлен в 1995 году. |
CH | Представлен в 1998 году. Масла используются для четырехтактных дизельных двигателей. Соответствует экологическим требованиям того же года. |
CI | Введен в 2002 году. Масла имеют моюще-диспергирующие присадки. |
CI Plus | Более улучшенный вариант CI |
CJ | Действует с 2006 года. Масла предназначены для тяжелонагруженных дизельных двигателей. |
Поэтому, если вы являетесь обладателем автомобиля, относящегося к среднему или бюджетному ценовому классу, то для вас не имеет смысла заливать в двигатель полностью синтетическое масло. Целесообразнее и дешевле будет воспользоваться полусинтетикой. Но если у вас дорогой автомобиль (представительского класса, спортивный и так далее), то без “синтетики” вам не обойтись. Тем более, если такие требования указаны производителем.
Итоги
Основное отличие масел типов 5w30 и 5w40 заключается в их вязкости. В частности, в высокотемпературной, поскольку в условиях мороза масла ведут себя одинаково. Поэтому выбирать то или другое масло необходимо, во-первых, из рекомендаций производителя, во-вторых, из того, насколько у вас жаркое лето, а в-третьих, от изношенности (пробега) двигателя. Если вы живете в южных районах нашей страны, то можете использовать 5w40 на лето из-за того, что оно обладает большей вязкостью при высоких температурах. То же касается и случая, если пробег вашего авто составляет более 150 тысяч километров или скоро планируется “капиталка”, так как допуски двигателя со временем увеличиваются, и для него более оправдано использование масла 5w40 вместо 5w30. Ведь густая консистенция обеспечивает более толстую пленку и лучшее смазывание. Главное, не забывайте вовремя менять моторное масло и придерживаться рекомендаций автопроизводителя. А как вы думаете, какое масло лучше 5w30 или 5w40? Пишите в комментариях свои соображения.