Меню

Особенности вождения автомобиля при различных погодных условиях конспект

Безопасное вождение авто при неблагоприятной погоде

Ненастье – не самый хороший попутчик во время поездки на машине. И лучше отказаться от ненужного риска, чем попасть в неприятную ситуацию, из которой далеко не все выходят целыми и невредимыми. Во-первых, ливень, снегопад, яркое солнце, плотный туман и опасный гололед требуют от водителя особых действий, которые нужно изучить заранее. Во-вторых, еще перед поездкой желательно спланировать детальный маршрут – и неважно, банальный это шоппинг в городской черте или семейный отдых на курорте – а также настроить авторадио на канал «Для тех, кто пути». Это поможет ориентироваться в дорожной ситуации, заблаговременно узнавать о погодных изменениях и пробках на пути следования к пункту назначения.

Рекомендации для вождения в любую погоду

В данном случае речь идет об универсальных особенностях вождения легкового автомобиля в неблагоприятных условиях. То есть совершенно неважно, обледенелая ли трасса или залитая ливнем, туман или сильный боковой ветер – в любом случае нужно снизить скоростной режим, а дистанцию от впереди идущих машин увеличить. А если видимость упала до 100 м, то следует включить противотуманные фары.

И не забудьте, что на мокрой дороге тормозной путь увеличивается вдвое по сравнению с сухим покрытием. Также важна и скорость. Например, езда в диапазоне 60-65 км/ч требует как минимум 60-метровой дистанции от других соседей по полосе.

Сильный ветер

Порывы ветра вызывают раскачивание машины. И в этом плане особенно опасен встречный и встречно-боковой ветер, так как его скорость приплюсовывается к скорости автомобиля. Например, вы едете под 60 км/ч, а сила встречного ветра равна 10 м/сек, то есть 36 км/ч. Соответственно, стихия встречает переднюю часть машины с общей скоростью под 100 км/ч, и динамику езды необходимо снизить хотя бы до 50 км/ч. Причем эти цифры приведены для дороги с сухим покрытием, на обледенелой и влажной трассе нужно быть еще более осторожным.

Конечно, знатоки вождения авто скажут: на трассе можно спрятаться за крупногабаритный транспорт, который будет защищать от порывов. И это действительно так. Однако будьте готовы к тому, что в случае поворота или остановки большой фуры, не говоря уж о попытке ее обгона, вас встретит внезапный, а потому очень опасный порыв ветра.

Наконец, управление автомобилем в ветреную погоду требует повышенного внимания из-за больших шансов наехать на сломанные ветки деревьев или другое препятствие. Поэтому ехать, манипулируя рулем одной рукой, – себе дороже.

Гололед и обильный снегопад

В таких условиях самой большой опасностью является увеличение тормозного пути. Об этом начинающие водители узнают в автошколе, проходя учебное вождение автомобиля. То есть максимально возможная дистанция от переднего транспорта – это аксиома. Также нужно избегать резкого перестроения, торможения и ускорения: эти маневры на заснеженной/обледенелой дороге часто приводят к заносу. Владельцы иномарок в данных условиях имеют преимущество, ибо большинство моделей оборудованы АБС. Впрочем, добиться сходного эффекта можно и «физическим» методом, то есть прерывистым торможением – когда педалью тормоза манипулируют прерывисто, нажимая и отпуская несколько раз.

Перед поездкой рекомендуется принять меры предосторожности, в числе которых:

очистка снега с крыши и удаление наледи с боковых зеркал;

прогрев лобового стекла – пока оно не оттаяло, трогаться нельзя;

проверка наличия антифриза;

проверка головной оптики, в том числе противотуманных фар;

подготовка сухой обуви, которая не скользит на педалях.

Если вождение авто происходит на обледенелой трассе, и машину с МКПП начинает заносить, нужно отпустить тормоз и включить сцепление. В случае с коробкой-«автоматом» нужно знать, как активируется понижающая передача – так вы будете меньше зависеть от возможностей тормозной системы. При наличии зимнего режима вождения следует прибегать именно к нему, поскольку система в целях уменьшения пробуксовки ведущих колес сама блокирует первую передачу.

Читайте также:  Мотор отопителя газ 31105 крайслер

НАИБОЛЕЕ ОПАСНЫЕ УЧАСТКИ . К ним во время метели и гололеда относятся перекрестки с поворотами. Чтобы на поворотах машину не заносило, поворачивать рулевое колесо следуют исключительно плавно, а тормозить в такой ситуации нельзя. Подъезжая к перекрестку, требуется погасить скорость – на этом отрезке дороги тормозит много участников движения, поэтому он является самой скользкой.

Также следуйте другим рекомендациям, которые позволят обезопасить себя в экстренной ситуации.

Если застряли в снегу, положите под ведущими колесами какой-нибудь предмет (палку, ветки деревьев, мешковину и пр.) и плавно нажмите на газ. Если при этом машина не может преодолеть искусственное препятствие, откатитесь назад и снова включите первую скорость. Такой способ в народе называется «с раскачки», и он достаточно эффективен.

В сильный снегопад стеклоочистители могут не справляться со своей функцией. Поэтому лучше остановиться на обочине и подождать, когда стихия уляжется. В идеале рекомендуется заехать в укрытие, хотя бы под минимальный навес.

Если не удалось вывести машину из сугроба и водитель с пассажирами оказались в плену стихии, то нужно завернуться в пледы, одеяла, надеть куртки. Двигатель и обогреватель нужно включать периодически, примерно на 15 мин. через каждый час. При этом следует немного приоткрывать окна – так вы сэкономите топлива и обеспечите приток в салон свежего воздуха.

Ливень

Как уже упоминалось, при любом типе плохой погоды нужно сбавлять скорость и увеличивать расстояние к впереди идущему автомобилю. Ливень – не исключение, с той лишь разницей, что наибольшую опасность представляет эффект аквапланирования. Говоря простым языком, это плохой контакт шин с дорогой из-за того, что вода, попадающая в бороздки протектора, не успевает выдавливаться наружу. И машина «плывет», практически теряя управляемость. Поэтому в очередной раз напоминать о запрете резких торможений, обгонов и крутых поворотов не нужно.

Если вы не хотите разбить автомобиль, вождение должно соответствовать следующим правилам:

периодически слегка нажимайте на педаль тормоза – небольшое трение будет поддерживать диски в сухом состоянии;

не въезжайте в залитые водой рытвины на дороге, так как их глубину на глаз определить невозможно. Если какой-то низинный участок дороги залит водой, двигайтесь по нему медленно, с постоянной скоростью на низкой передаче. При этом увеличивайте обороты двигателя;

когда преодолеете экстремальный участок, сразу же проверьте работу тормозов;

если чувствуете, что шины недостаточно сцепляются с мокрым асфальтом, будьте готовы к тому, что автомобиль пойдет юзом. Поэтому сбавьте обороты мотора, и без торможения снижайте скорость. И помните: как только сцепление шин с поверхностью восстановится, машина может вильнуть. Поэтому руль держите покрепче;

ведите автомобиль с притушенными фарами – это уменьшает бьющий в глаза блеск влажного покрытия.

Ограниченная видимость – туман

Туман даже по сравнению с дождем требует от водителя еще большего умения, которое можно приобрести на дополнительных занятиях с частным автоинструктором. Ведь в условиях ограниченной видимости скорость зачастую воспринимается некорректно, как и расстояния до объектов. Вроде бы встречная машина едва виднеется, а на самом деле она совсем рядом. Поэтому всегда увеличивайте кажущуюся дистанцию как минимум вдвое!

ПОЛЕЗНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ. При сильном тумане искажаются даже цвета. Все, кроме красного. Отсюда вывод: красный свет светофора хорошо виден в любую погоду.

Читайте также:  Замена головки двигателя ситроен берлинго

Во время вождения авто в тумане водители со стажем всегда снижают скорость по определенной формуле. Например, если видимость составляет 60 м, то ехать быстрее, чем 30 км/ч, крайне не рекомендуется. Вдобавок лучше не включать дальний свет, все равно он не улучшает видимость, зато утомляет глаза. В этом плане лучше всего работает комбинация «противотуманок» с ближним светом – желтому свету противотуманных фар свойственно проникать через толщу тумана. Такая езда в постоянном режиме тоже утомительна, однако периодически пользоваться подобным приемом можно.

СОВЕТ . Если дорога имеет разметку, следует придерживаться крайней правой стороны линии. Чрезмерно прижиматься к тротуару или обочине не следует – вы можете наскочить на человека или автомобиль. Чтобы лучше контролировать ситуацию, откройте водительское окно.

Яркое солнце

Яркое солнце тоже может стать серьезной помехой в управлении автомобилем. Особенно неприятен солнечный свет зимой, утром и вечером, когда лучи идут почти параллельно дороге. А движение против солнца не только утомительно и опасно: из-за отражения лучей от асфальта он начинает блестеть, и все машины видятся как черные силуэты. Единственное хоть какое-то спасение от этой напасти – противосолнечный козырек.

Второй негативный фактор – так называемый «световой частокол». Ведь все предметы в периметре дороги отбрасывают тень, и водителю приходится проезжать через «забор» из света и тени. Из-за него быстро устают глаза, становятся менее заметными ямы, камни, любые мелкие помехи. Чтобы сгладить неприятный контраст, рекомендуется использовать темные очки. Если их нет – нужно слегка откинуться назад и прищуриться.

Вождение автомобиля в сложных погодных условиях.

При сложных погодных условиях ограничивается видимость водителя, и в таких условиях не только новичкам, но и водителям со стажем необходимо соблюдать некоторые правила и рекомендации, чтобы избежать неприятных ситуаций на дороге. Как правило, справится в таких сложных условиях помогает исправное техническое состояние автомобиля: приборы освещения, стеклоочистители, правильно подобранные шины и др.

Управление автомобилем во время дождя

Перед тем как проехать лужу, обязательно сбавьте скорость. Во-первых, брызги воды и грязи, попадая на лобовое стекло, ограничат вашу видимость, а во-вторых, под водой могут оказаться глубокие ямы или камни. После того как машина проезжает большие лужи, вода, попадающая на тормозные колодки приводит к плохому торможению. Поэтому после прохождения лужи следует слегка нажать на тормоза, чтобы просушить колодки.

Если попали под сильный дождь, то кроме габаритных огней можно включить фары ближнего света. Старайтесь резко не тормозить и не менять полосу движения. При такой погоде лучше не обгонять, а боковое стекло поднять до упора, иначе обгоняющая или встречная машина может вас забрызгать, и вы можете на несколько секунд потерять контроль над управлением. Во время сильной грозы не останавливайтесь рядом с одинокими и старыми деревьями, они могут обломаться и обрушиться прямо на ваш автомобиль.

При сильном тумане

Управление во время сильного тумана требует от водителя большего умения, чем во время дождя. При тумане сильно уменьшается видимость и искажается восприятие скорости и расстояния до предметов. Вам может показаться, что встречный автомобиль находится далеко, а на самом деле он намного ближе, поэтому увеличивайте дистанцию. В тумане искажаются все цвета кроме красного, поэтому красный цвет светофора виден одинаково хорошо в любую погоду.

Если попали в туман, необходимо снизить скорость до половины видимости расстояния, то есть, если видимость в пределах 40 м, то скорость не должна превышать 20 км/ч. Не рекомендуется включать фары дальнего освещения, это приводит к плохой видимости и утомляет зрение водителя. Лучше использовать ближний свет вместе с противотуманными фарами, желтый свет таких фар имеет способность глубже проникать в туман и увеличивать расстояние видимости. При сильном тумане рекомендуется приблизиться к лобовому стеклу. Конечно, постоянная подобная езда будет сильно утомлять, но периодически это следует проделывать.

Читайте также:  Можно ли заправлять машину бытовым газом

Если дорога, по которой вы едете, имеет разметки, лучше придерживайтесь ограничивающих с правой стороны линий. Не прижимайтесь сильно к обочине или тротуару, иначе можете наскочить на стоящий автомобиль или человека. Держите водительское окно открытым — это поможет лучше прислушаться к дороге. Если собираетесь обогнать, воспользуйтесь дополнительно звуковым сигналом.

Во время гололеда или снегопада

При таких условиях самую большую опасность создает увеличение тормозного пути, поэтому дистанция до переднего транспорта должна быть максимально возможной. Избегайте резкого торможения, ускорения или внезапного перестроения. Такие маневры во время снегопада или гололеда неизбежно приведут к заносу и аварийной ситуации.

Большинство импортных автомобилей оснащены автоматической системой торможения (ABS). Если у вашего автомобиля такая система отсутствует, то можно добиться сходного эффекта механическим методом. Для этого необходимо нажимать на педаль тормоза прерывисто, то вдавливая, то отпуская. Такой способ торможения значительно сократит путь.

Наиболее опасными участками дороги во время гололеда являются повороты и перекрестки. При подъезде к перекрестку обязательно нужно снизить скорость, потому что, во-первых, водитель, который двигается по пересекаемому направлению, может не успеть затормозить, а во-вторых, из-за постоянного торможения автомобилей на этом участке дорога оказывается наиболее скользкой. Чтобы на поворотах вас не занесло, следует очень плавно поворачивать рулевое колесо и не тормозить на поворотах.

При ярком солнце

Опытные водители знают, что яркий свет от солнца может стать серьезной помехой на дороге. Особенно мешает солнечный свет по утрам, вечерам и в зимний период, когда лучи падают практически параллельно дороге. Движение против солнца не только может сильно утомить водителя, но и быть небезопасным. От отраженных лучей солнца дорога начинает блестеть, и все транспортные средства видятся как черные силуэты. Если нет возможности не ехать против солнца, опустите противосолнечный козырек.

Если вы едете по такой дороге, где окружающие предметы отбрасывают тень, вы проезжаете так называемый «световой забор», когда происходит быстрая смене света и тени. Такое явление может вызвать быстрое утомление глаз, и вы не заметите небольшие помехи, камни, ямы и т. д. В этом случае рекомендуется надеть очки, чтобы сгладить контраст или чуть-чуть прищуриться и откинуться назад.

Если солнечный свет падает сзади, то при этом тяжело различить цвета светофора и все задние световые сигналы впереди идущего автомобиля. Очень тяжело определить, какой именно фонарь горит, а какой — нет. В этом случае постарайтесь, чтобы тень от вашего автомобиля закрывала задние сигнальные фары переднего транспорта. Вам будет намного легче ориентироваться.

Полезные рекомендации

  1. При сложных погодных условиях выезжайте на дорогу только в крайних ситуациях. Если нет необходимости, лучше не пользоваться автомобилем.
  2. Перед выездом всегда проверяйте на исправность работу приборов, стеклоочистителей, тормозов, зеркал заднего вида и т. д.
  3. Старайтесь по возможности быстрее заменить поврежденное или треснутое лобовое стекло. Трещины на стекле могут искажать предметы или ограничить видимость.
  4. Если на стекле имеются наклейки или висячие игрушки, лучше их убрать.

Только максимальное соблюдение всех мер предосторожности и выполнение не сложных рекомендаций могут обезопасить вас и окружающих от неприятных аварийных ситуаций в неблагоприятных погодных условиях.

Adblock
detector