Устройство строительных машин
Строительная техника состоит из ДВС, трансмиссии, ходовой части или ходовой системы, рабочего оборудования. Она оборудована одним или несколькими рабочими органами (рабочим оборудованием) и системой управления для выполнения технологических операций при строительстве, а также при дорожном строительстве в соответствии с назначением и областью применения машины. На строительную технику также может устанавливаться сменное рабочее оборудование для расширения области применения спецтехники.
К параметрам строительных машин относятся: масса; габариты; рабочие и транспортные скорости; технические характеристики рабочих органов. Дорожно-строительные машины по характеру работы подразделяются на машины «непрерывного» и «цикличного» действия. Машины «непрерывного» действия, например, катки, совершают рабочий процесс непрерывно, а у машин «цикличного» действия, например, экскаваторов, рабочий процесс состоит из повторяющихся циклов, которые включают в себя несколько различных операций. При выполнении рабочего процесса дорожно-строительными машинами существуют два режима рабочий и транспортный. Рабочий режим характеризуется более высокими суммарными сопротивлениями, малыми скоростями и при нем наиболее полно используются тяговые качества дорожно-строительной машины. Дорожно-строительные машины обычно классифицируются по технологическому принципу (по назначению выполняемых функций) на группы.
Например, на подготовительные машины (для подготовительных дорожно-строительных работ – корчеватели, рыхлители и др.), земляные машины для возведения земляного полотна (бульдозеры, автогрейдеры и др.), машины для строительства искусственных сооружений (молоты, копры и др.), машины для уплотнения грунтов дорожных оснований и покрытий, а также по назначению выполняемых функций и на другие группы дорожно-строительных машин. Следует отметить, что существуют три вида производительности дорожно-строительных машин.
Во-первых, это конструктивная производительность, которая характеризуется конструктивными параметрами и свойствами среды.
Во-вторых, это техническая производительность, которая определяется умножением конструктивной производительности на ряд коэффициентов, учитывающих соответствующие потери (мощности, скорости и др.), степень использования рабочего оборудования (перекрытие проходов машины, коэффициенты наполнения ковша и др.).
В-третьих, это эксплуатационная производительность, которая определяется умножением технической производительности на коэффициент использования машины во времени и на коэффициент, учитывающий квалификацию машиниста.
В соответствии с производственными требованиями перед выполнением работ по строительству или дорожному строительству сначала предварительно выбирается, какая дорожно-строительная машина должна применяться с учетом назначения машины. Выбираются наиболее рациональные режимы работы ДСМ. При этом учитываются категории грунтов в месте производства работ.
Строительные и дорожные машины. Курс лекций
воскресенье, 13 сентября 2009 г.
Лекция 1. Общие сведения о строительных и дорожных машинах
Основные определения.
- Машина — устройство, выполняющее механические движения для преобразования энергии, материалов и информации с целью замены или облегчения физического и умственного труда.
- Механизм — система тел, предназначенная для преобразования движения одного или нескольких твердых тел в требуемые движения других тел.
Классификация строительных машин.
Пo назначению строительные машины и оборудование могут быть:
- грузоподъемные,
- транспортирующие,
- погрузочно-разгрузочные,
- для подготовительных и вспомогательных работ,
- землеройные и грунтоуплотняющие,
- буровые,
- сваебойные,
- дробильно-сортировочные,
- смесительные,
- машины для транспортирования бетонных смесей и растворов,
- бетоноукладочные,
- отделочные,
- ручные машины,
- дорожные,
- для технического обслуживания.
Каждая из названных групп машин в свою очередь может быть разделена по способу выполнения работ и виду рабочего органа на подгруппы.
Например, грузоподъемные машины могут быть разделены на
- домкраты (реечные, винтовые, гидравлические);
- тали (ручные, электротали);
- лебедки (с ручным приводом, электролебедки);
- подъемники грузовые (мачтовые, шахтные, скиповые, грузопассажирские);
- подъемные площадки (подвесные, наземные);
- самоходные подъемники (телескопические, рычажные);
- краны (переставные, вантовые, жестконогие, башенные, автомобильные, пневмоколесные, гусеничные, железнодорожные, тракторные, трубоукладчики, мостовые, козловые, кабельные).
Машины для земляных работ могут быть разделены на
- землеройно-транспортные (бульдозеры, скреперы, автогрейдеры, грейдер-элеваторы и др.);
- экскаваторы (одноковшовые и непрерывного действия),
- землеройно-фрезерные машины, планировщики и др.;
- оборудование для гидромеханического способа разработки грунтов (гидромониторы, землесосные и землечерпальные снаряды и др.);
- грунтоуплотняющие машины (катки, вибро-уплотнительные машины, трамбовки и др.)
Машины в каждой группе в свою очередь различаются по производственной характеристике:
- мощности,
- объему ковша,
- грузоподъемности,
- тяговому усилию,
- производительности,
- габаритам,
- массе и т.д..
Отдельные виды строительных машин различаются:
- по ходовому устройству (гусеничному или колесному ходу);
- по типу базовой машины, на которой смонтирована та или другая машина (автомобиль, трактор, пневмоколесный тягач);
- по видам двигателя или привода с электрическим двигателем, двигателем внутреннего сгорания, с гидравлическим или пневматическим приводом.
Все строительные машины по источнику потребляемой энергии могут быть разделены на:
- машины, работающие от собственной энергетической установки,
- и машины, использующие энергию, подведенную извне.
Ко второй группе относятся машины с электрическими двигателями, питаемыми от внешней сети, и машины с пневматическим приводом.
По числу рабочего оборудования строительные машины разделяют на:
- универсальные — снабжаются несколькими видами сменного рабочего оборудования
- специальные — обычно только одним видом рабочего оборудования
Требования к строительным машинам
Строительные машины должны обеспечивать необходимую производительность и работоспособность при работе в любое время года и суток, при разнообразных атмосферных условиях и температурах окружающего воздуха +40—40 °С, в стесненных условиях строительной площадки, поэтому к машине предъявляют ряд требований исходя из конкретных условий эксплуатации. В их числе:
- надежность в работе — способность безотказной работы машины без вынужденных простоев из-за неисправности при правильном управлении и нормальных нагрузках, определяется по ГОСТ 27.001;
- экономичность в эксплуатации — обеспечение минимального расхода энергоресурсов (электроэнергии или топлива), смазочных и других эксплуатационных материалов на единицу вырабатываемой продукции, а также трудозатрат на управление машиной и уход за ней. Экономичность определяется также меньшей стоимостью машины, которая зависит от технологичности в изготовлении, меньшей трудоемкости и металлоемкости;
- транспортабельность — возможность перемещения машины самоходом или перевозки ее на транспортных средствах по шоссейным и железным дорогам в собранном виде или разъединенной на минимальное число частей;
- ремонтопригодность — возможность удобного технического обслуживания и ремонта машины для поддержания ее в работоспособном состоянии. Лучшая ремонтопригодность у машины, состоящей из отдельных сборочных единиц, легко отсоединяемых друг от друга, при условии, что отсоединение какой-либо сборочной единицы не вызывает демонтаж смежных;
- удобство монтажа и демонтажа машин. Наилучшими условиями монтажа при передислокации с одного места работы машины на другое считают такие, при которых не требуются дополнительные грузоподъемные средства;
- требования эргономики — обеспечение благоприятных условий для рабочих, занятых управлением машиной, минимальная утомляемость и определенные комфортные
условия; - эстетические требования — обеспечение красивой внешней формы, хорошей отделки и окраски.
Для самоходных машин в числе предъявляемых требований обязательными являются:
- маневренность (подвижность) машины — способность разворачиваться в естественных условиях с минимальным радиусом поворота Rп (см рис.) при заданной колее В и базе L:
где а — максимально возможный угол поворота наружного колеса; чем больше а, тем меньше радиус поворота машины.
Маневренность определяется также возможностью быстрого перевода (перенастройки) их рабочего положения в транспортное и способностью перемещаться по строительному участку и вне его, от одного места работы к другому с достаточной по производственным условиям скоростью;
- проходимость — это способность преодолевать неровности местности и неглубокие водные преграды, проходить по влажным и рыхлым грунтам, снежному покрову и т. д. Проходимость определяется величиной дорожного просвета (клиренсом) — С, продольным R1 и поперечным R2 радиусами проходимости колесных машин (см. рис), а также удельным давлением на грунт или дорожное покрытие;
- устойчивость машины —это способность противостоять действию сил, стремящихся ее опрокинуть. Чем ниже центр тяжести машины и чем больше ее опорная база, тем устойчивее машина. Устойчивость машины характеризуется коэффициентом устойчивости k.
Параметры основных строительных машин, их размеры, технические требования, методы их испытания, маркировки, упаковки и транспортировки регламентированы Государственными стандартами — ГОСТами. Общие требования безопасности к конструкции строительных и дорожных машин установлены ГОСТ Р 12.2.011—2003, а общие требования к безопасности при эксплуатации строительных машин в ГОСТ 12.2.033-84.
Производительность машин
Производительность является важнейшей составной частью технической характеристики машин.
Производительность машины — это количество продукции (выраженное в массе, объеме или штуках), вырабатываемой (перерабатываемой) в единицу времени — час, смену, месяц, год. Различают производительность:
- теоретическую (расчетную, конструктивную),
- техническую
- эксплуатационную.
Теоретическая производительность (расчетная, конструктивная) — это максимально возможное количество продукции, вырабатываемой в единицу времени непрерывной работы при расчетных скоростях рабочих движений и нагрузках.
Для машин циклического действия теоретическая часовая производительность
где F—количество материала, размещающегося на 1 м длины потока продукции (материала) кг, м3; v — скорость движении потока продукции, м/с.
Техническая производительность — это количество продукции, вырабатываемой в единицу времени непрерывной работы машины непосредственно в конкретных производственных условиях при правильно выбранных режимах работы и нагрузках на рабочие органы. При определении технической производительности определенной машины, например одноковшового экскаватора, учитывается группа разрабатываемого грунта, высота забоя, угол поворота стрелы с ковшом, вид работы — в отвал или на транспортные средства, коэффициент заполнения ковша и другие факторы. Поскольку все перечисленные факторы могут иметь различные значения, то и техническая производительность машины при различных условиях будет изменяться.
Для машин циклического действия (например кранов) часовую техническую производительность Пт определяют по формуле
где q — грузоподъемность крана; n — число рабочих циклов в минуту; k — коэффициент, учитывающий степень использовании грузоподъемности (при переработке грузов с различной массой).
Для машин непрерывного действия часовую техническую производительность определяют по формуле
где F — масса груза, кг, или объем, м3, приходящийся на 1 м длины несущего органа машины; v — линейная скорость двикения рабочего органа, м/с; k — коэффициент, учитывающий конкретные условия работы.
Эксплуатационная производительность Пэ — это количество продукции, вырабатываемой в единицу времени с учетом всех перерывов в работе, вызываемых требованиями эксплуатации, условиями труда работающих и организационными причинами:
Строительно-дорожные машины: виды техники
Современный рынок спецтехники находится на этапе активного развития. Появилась возможность использовать разнообразные виды техники для выполнения строительно-дорожных работа. Перед строительными компаниями стоит задача выбора соответствующего оборудования. Сегодня много машин автоматизированы, поэтому работы проводятся с экономией человеческих ресурсов и времени.
Строительно-дорожные машины (виды техники) бывают разными. Важно обеспечить бригаду полным циклом машин. Ведь на начальном этапе необходимо подготовить территорию, и лишь потом заниматься прокладкой дороги. Большое значение имеет завершающий этап строения дороги. Итак, какую же технику необходимо выбрать?
Что это?
Дорожно-строительная техника (Строительно-дорожные машины) — устойчивое название группы машин, предназначенных для проведения строительных работ, а также для эксплуатации и содержания дорог. Несмотря на широкое употребление, термин «строительно-дорожные машины» не является устоявшимся.
Употребляется также термин «дорожно-строительные машины». В отношении данного класса машин применяются аббревиатуры СДМ и ДСМ.
[attention type=yellow]Стоит знать! Классификация строительных машин — это система, основанная на распределении машин по совокупности признаков их сходства и различия, а также взаимосвязей.[/attention]
Она делится на различные классификационные подразделения (уровни). Согласно общему классификатору промышленной продукции строительные машины отнесены к классу «Строительные и дорожные машины», который делится на подклассы, группы, подгруппы, виды, подвиды и индексы:
- Класс — подразделение машин, объединенных общностью назначения в строительстве.
- Подкласс — подразделение машин для определенного вида работ.
- Группа — подразделение машин, сходных по принципу действия.
- Подгруппа — подразделение машин, объединенных принципом действия, методом выполнения технологической операции, конструктивной схемой, ограниченное величинами главного параметра.
- Вид — разновидность данной подгруппы.
- Подвид — разновидность данного вида, отличающаяся конструктивным исполнением, например, ходового устройства.
- Индекс — конкретное обозначение модели машины данного подвида.
Все машины, применяемые для производства строительно-монтажных работ, делятся на машины строительные и машины дорожные. К дорожным относятся грунтосмесители, фрезы, нарезчики швов, распределители дорожных смесей, асфальтоукладчики, профилировщики оснований, автогудронаторы. Отдельную группу составляют машины ручные, пневматические и электрические, т. е. механизированный инструмент. Основой укрупненной классификации строительной техники является назначение машин.
Виды строительно-дорожных машин
Средства механизации — совокупность строительных и дорожных машин, установок, транспортных средств, комплектов оборудования производственных предприятий, механизированных инструментов, применяемых на строительстве или эксплуатации автомобильных дорог, мостовых и других инженерных сооружений и комплексов линейных зданий.
Машины для подготовительных работ
Машины для подготовительных работ. Сюда относят машины для предварительной подготовки площадки к проведению строительных работ:
- кусторезы — предназначены для расчистки строительных площадок от кустарника и мелколесья;
- корчеватели — машины, предназначенные для корчевания пней, очистки площадок от камней-валунов, уборки стволов и кустарника, срезанных кусторезами;
- рыхлители — предназначены для предварительного рыхления слежавшихся и мёрзлых грунтов; рыхлитель часто выполняют на базе той же машины, что и бульдозер, и такую машину называют бульдозер-рыхлитель.
Землеройные машины
- бульдозеры предназначены для резания и перемещения грунта, а также для планировки поверхности строительной площадки;
- экскаваторы — машины, предназначенные для копания и перемещения грунта на малые расстояния (до 10-15 м);
- грейдеры и автогрейдеры — машины, применяемые в дорожном строительстве для планировки дорожного основания и возведения земляного полотна;
- скреперы предназначены для послойного срезания и перемещения грунта на расстояние до 5 км.
Машины для укладки и обслуживания дорожных покрытий
Машины для уплотнения грунтов: катки (машины для утрамбовки и уплотнения грунта, асфальта и т. д.). Каток — представитель так называемой крупной уплотнительной техники (хотя они бывают и “малыми”), предназначен для уплотнения покрытий из любых типов асфальтобетонных и битумоминеральных смесей, оснований из грунтов, гравийно-песчаных смесей, укрепленных вяжущими материалами, и жестких цементобетонных смесей.
По типу рабочего органа катки делятся на вальцовые, пневмоколесные и комбинированные. В последние годы производители оснащают свои вальцовые катки практически только вибровальцами, то есть содержащими внутри вибратор. Его применение позволяет увеличить степень уплотнения дорожного полотна без увеличения массы машины.
[attention type=yellow]Интересно знать! Бывают также прицепные (полуприцепные) катки – они, как правило, используются в паре с трактором. Такие катки состоят из рамы, на которой расположен валец, а рама обычно соединяется с трактором посредством дышла со сцепкой шарового типа. [/attention]
К малой уплотнительной технике относятся разнообразные виброплиты (виброуплотнители). Они предназначены для уплотнения грунта, щебня, асфальта и других материалов в общестроительных работах и при ямочном ремонте дорожных покрытий. Виброплиты особенно удобно использовать в узких местах — около зданий, в траншеях, на тротуарах и т.д.
Основные рабочие характеристики виброплит: масса (чем больше, тем лучше), и вынуждающая сила. В стесненных городских условиях виброплиты постепенно вытесняют легкие (до 4 т) катки, хотя при толщине слоя свыше 0,5 м качество укладки хуже, чем при использовании катка.
Заливщик швов — оборудование для санации швов, трещин и мелкого ремонта асфальтобетонных покрытий, нередко с возможностью подключения пневматического инструмента. Типичный заливщик швов представляет собой тракторный одноосный прицеп с установленной на нем термоизолированной емкостью, которая заполняется расплавленным битумом. Его температура постоянно поддерживается в пределах 130-140 град.
Битум на трещину подается специальным насосом по рукавам высокого давления. Перед заливкой трещины необходима ее продувка сжатым воздухом, для чего на прицеп устанавливается компрессор.
Продувка рукавов и рабочих органов после рабочей смены производится также сжатым воздухом при помощи продувочного шланга.
Для ремонта дорог также важна машина для ямочного ремонта с применением битумных эмульсий и щебня различных фракций. ”Первичная” подача щебня происходит из самосвала. В яму на дороге щебень может подаваться как из питателя машины, так и с помощью трубопровода, а битумная эмульсия поступает из бака под давлением сжатого воздуха от компрессора двигателя. Распыляющее устройство обычно подвешивает на портале.
[attention type=green]Ознакомиться с характеристиками осфальтоукладчика можно здесь «Асфальтоукладочная машина ДС — 195».[/attention]
Машины для производства и транспортирования бетонных смесей
Машины для производства и транспортирования бетонных смесей:
- бетоносмесители — машины для приготовления бетонных смесей;
- автобетоносмесители — грузовые автомобили, оборудованные вращающейся ёмкостью для перевозки бетона;
- автоцементовозы — машины для перевозки цемента на небольшие и средние расстояния (до 300 км);
- бетононасосы — машины, предназначенные для приёма свежеприготовленной бетонной смеси от специализированных бетонотранспортных средств и подачи её в горизонтальном и вертикальном направлениях к месту укладки.
Дробильно-сортировочное оборудование
- дробильные машины (дробилки), предназначенные для дробления горных пород с целью получения нерудных строительных материалов, применяемых для приготовления бетона, асфальтобетона, а также балластных слоёв;
- сортировочные машины (грохоты), предназначенные для сортировки раздробленных горных пород (гравия, щебня и др.) на классы по крупности.
Машины для строительства искусственных сооружений
Оборудование для свайных работ:
- Паровые молоты.
- Дизель-молоты.
- Вибромолоты предназначены для погружения в грунт металлических свай, труб и шпунта с помощью как вибрации, так и с помощью ударных нагрузок. Вибромолоты применяют также для погружения железобетонных свай в водонасыщенные грунты;
- Вибропогружатели — машины, предназначенные для погружения труб, свай и шпунта в песчаные водонасыщенные грунты.
Машины и оборудование для разработки карьеров и обогащения материалов
Машины и оборудование для разработки карьеров и обогащения материалов:
- Погрузчики для карьеров.
- Машины непрерывного транспорта для карьеров.
- Машины для промывки каменных материалов.
- Машины для сортировки (грохочения) каменных материалов.
- Машины для дробления каменных материалов.
Одноковшовые погрузчики предназначены для погрузки на транспортные средства (автомобили-самосвалы и полувагоны) сыпучих и кусковых грузов (песка, гравия, щебня, строительного мусора, каменного угля, кокса и т.п.).
Погрузчики со специальными ковшами используют также для перегрузки скальных пород, разработки и погрузки гравийно-песчаных материалов в карьерах и т.п. Они могут быть оборудованы специальными устройствами для монтажных, зачистных, планировочных, снегоуборочных и других работ.
Одноковшовые погрузчики классифицируют по грузоподъемности – легкие (0,5-2 т), средние (2-4 т), тяжелые (4-10 т) и большегрузные (более 10 т); по виду базового шасси – на тракторах, тягачах и специальном шасси; по виду ходовых устройств – колесные и гусеничные; по направлению разгрузки ковша – с передней (фронтальные), боковой (полуповоротные) и задней (перекидные) загрузкой.
[attention type=yellow]Стоит знать! В строительстве наибольшее распространение получили фронтальные погрузчики на спецшасси.[/attention]
Снегоуборочная техника и машины для очистки дорог
Снегоуборочная техника и машины для очистки дорог Оснащены отвалом и щёткой. Виды:
Для очистки путей от снега используют:
- многовагонные снегоуборочные поезда:
- прицепные — перемещаются локомотивом;
- самоходные — у головной машины которых одна из тележек приводная, с двумя тяговыми электродвигателями;
- одновагонные самоходные снегоуборщики.
На многовагонных снегоуборочных машинах в передней части головной машины находится щёточный барабан (ротор-питатель) или подрезной нож, расположенный поперек пути. Снег подаётся на загрузочный конвейер, который транспортирует его в промежуточные полувагоны, стоящие за головной машиной, или в бункер, установленный на головной машине.
В обоих случаях снег поступает на пластинчатый конвейер-накопитель, лента которого движется со скоростью в 10—20 раз меньшей, чем скорость ленты загрузочного конвейера, в результате чего толщина слоя снега на конвейере-накопителе в 10—20 раз больше, чем на загрузочном конвейере и достигает двух метров.
Разрыхлённый лёд или снег при втором проходе снегоуборочной машины забирается рабочим органом. Для увеличения ширины захвата впереди машины с обеих сторон рамы в вертикальной плоскости шарнирно крепятся крылья, в рабочем положении расположенные под острым углом к оси пути и сдвигающие снег с междупутий в колею. В транспортном положении крылья поднимаются вверх, поворачиваются и складываются вдоль рамы машины в пределах габарита.
Для улучшения очистки междупутий головные машины оснащены боковыми щётками, расположенными в рабочем положении также под острым углом к направлению движения машины. Если боковые щётки находятся в середине машины, для очистки пути необходимы два рабочих прохода: при первом снег щётками забрасывается с междупутья в колею, при втором — снег забирается рабочим органом.
[attention type=yellow]Важно! На ряде машин боковые щётки вместе с приводом крепятся на задней стороне каждого крыла, и машина очищает путь за один проход.[/attention]
В концевом полувагоне имеются лопастной рыхлитель и поворотный ленточный конвейер, который при очистке пути размещается под фермой машины, а для разгрузки поворачивается перпендикулярно ферме. Рыхлитель, вращаясь, подаёт снег на ленту поворотного конвейера, с которого снег отбрасывается в сторону на 6—10 метров.
В одновагонных снегоуборочных машинах рабочие органы (такие же, как у многовагонных), а также разгрузочные устройства находятся в одном большегрузном полувагоне. Такие снегоуборочные машины имеют небольшую длину, хорошую манёвренность и используются главным образом для очистки стрелок и окологорочных путей.
Разгрузку осуществляет выбросной ротор, который вращается вокруг оси, параллельной продольной оси машины, и снег, подаваемый наклонным скребковым конвейером с пластинчатого конвейера, отбрасывается ротором в сторону на 20—30 метров.
[attention type=green]Есть небольшие снегоуборочные машины для дома. Выбрать подходящий вариант можно здесь «Как правильно выбрать для дома снегоуборочную машину?»[/attention]
Машины для устройства снежно-ледяных покрытий
В настоящее время основным видом специализированных зимних дорог являются дороги сплошного обледенения. Для создания таких дорог используют различные поливочные машины. На строительство 1 км дороги при ширине проезжей части 5 м и оптимальной толщине снежно-ледяного покрытия 30 см расходуется 800—1000 м3 воды.
Грузоподъёмные машины
- подъёмные краны;
- подъёмные установки;
- погрузчики.
[attention type=green]Есть несколько видов погрузчиков. Узнать о параметрах одного из них можно из статьи «Фронтальный погрузчик — незаменимая техника для всех случаев жизни».[/attention]
Машины непрерывного транспорта
Машины непрерывного транспорта:
- конвейеры;
- гидравлические транспортирующие установки;
- пневматические транспортирующие установки.
Цепной конвейер применяется для перемещения сыпучих грузов в наклонном или горизонтальном направлении. Тяговое усилие передается с помощью двух цепей. Рабочий орган металлический скребок с мягкой вставкой.
Пневматическими установками перемещают сыпучие грузы по трубам с помощью сжатого или разреженного воздуха. Их применяют для погрузки, разгрузки и перемещения цемента, песка, извести, опилок и т.п. По принципу действия различают установки всасывающего и нагнетательного действия.
В установках всасывающего действия транспортируемый материал поступает во всасывающий трубопровод вследствие разрежения в нем воздуха, создаваемого вакуум-насосом. С помощью сопел возможен забор материала одновременно из нескольких мест.
Из всасывающего трубопровода смесь воздуха с транспортируемым материалом поступает в осадительную камеру, где, вследствие резкого снижения скорости потока из-за расширения выходного сечения, более тяжелые частицы материала оседают и через шлюзовой затвор высыпаются в бункер, а частично очищенный воздух поступает в фильтр, работающий по тому же принципу осадительной камеры, где он очищается дополнительно и, пройдя через вакуум-насос, по трубопроводу выбрасывается в атмосферу.
Вакуумный эффект в таких установках снижается по мере удаления от вакуум-насоса. Перепад давлений на участке сопло—насос составляет 40-80кПа,.в связи с чем установки всасывающего действия способны транспортировать материалы на небольшие расстояния при малом перепаде высоты.
[attention type=red]Важно! Существенным недостатком таких установок является небольшая долговечность вакуум-насоса, внутренние полости которого подвергаются абразивному изнашиванию при недостаточной очистке выбрасываемого в атмосферу воздуха.[/attention]
Всасывающая и нагнетательная системы могут быть объединены в одну пневмотранспортную установку, например, при разгрузке вагонов с последующим транспортированием материала на дальние расстояния.
Соединительным элементом в этом случае может быть конвейер любого типа, например, ленточный, на который материал разгружается из бункера всасывающей части установки и которым он загружается в загрузочное устройство нагнетательной части.
Техника отечественного производства
К сожалению, даже сегодня объема выпускаемой в России дорожно-строительной техники по-прежнему не хватает для обеспечения ею отрасли. Тем не менее есть отдельные положительные примеры.
Безусловным лидером дорожно-строительного машиностроения в России на данный момент является ОАО «Тверской экскаватор», которому удалось не только восстановить объемы выпуска экскаваторов, но и существенно расширить линейку продукции.
Кроме того, примером успешного становления на машиностроительном рынке может служить российская финансово-промышленная группа LEX. За базовую модель ее специалисты, организовавшие завод в Челябинске, взяли трактор Липецкого тракторного завода.
После проведения модернизации машины на нее были установлены усиленные бортовые задние передачи и стрела новой конструкции. Трактор также оснастили гидравликой санкт-петербургского Обуховского завода и установили на него галогенную оптику, которая позволяет вести работы в условиях плохой видимости, полностью обеспечили комфорт водителя, разработав и внедрив новую конструкцию кабины. Теперь LEX выпускает современные, надежные экскаваторы ЭО-2626 и ЭО-2621 с объемом ковша от 0,28 до 0,4 кубометра.
Есть и другие удачные примеры, и становится понятно, что отечественный производитель уже вышел на достойный уровень. К наиболее известным и прогрессивным производителям можно отнести: ТД «Интердон», ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины», ОАО «Брянский Арсенал», а также — Дмитровский, Воронежский и Ковровский экскаваторные заводы.