Особенности устройства автомобиля тягача
3 . Конструктивные особенности тягачей автомобильных поездов
Тягачи автопоездов подразделяются на автомобили-тягачи и седель ные тягачи. Автомобили-тягачи предназначены для буксировки прицепов. Они оборудованы платформой или специализированным кузовом для перевозки грузов, тягово-сцепным устройством, а также выводами для тор мозного привода и подключения электрооборудования прицепа. Седель ные тягачи предназначены для буксировки полуприцепов, оборудованы седельно- сцепным устройством, а также пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электрооборудования полуприцепа (рис. 5.5.).
Рис.5.5. Автомобиль-тягач КамАЗ-5460
В качестве автомобилей-тягачей используются грузовые автомобили в основном базовых и модифицированных моделей, на шасси которых могут устанавливаться различные специализированные кузова. Автомобили-тягачи могут отличаться от базовых моделей мощностью двигателя и передаточными числами трансмиссии.
Седельные тягачи, являясь модификациями базовых моделей обще транспортного назначения, отличаются отсутствием собственного кузова (на их шасси монтируется седельно-сцепное устройство), укороченной базой, наличием дополнительных топливных баков. Седельные тягачи также могут отличаться от базовых моделей мощностью двигателя и передаточными числами трансмиссии.
Тягачи для буксировки прицепов-тяжеловозов не являются модифи кацией грузовых автомобилей и имеют оригинальную конструкцию.
Тягачи компонуются по схемам «кабина за двигателем» и большая часть по схеме «кабина над двигателем».
Кабина современного тягача магистрального автопоезда обладает высокой прочностью, надежностью, малой массой и рядом специальных требований по назначению.
Кабина оборудована по комплексу эстетических и эргономических качеств: спальное место, средства микроклимата, отдыха и сна водителей в рейсе. Обтекаемая форма кабины влияет на тягово-скоростные свойства и топливную экономичность автопоезда на больших скоростях.
На многих тягачах регулируется рулевое колесо по высоте и углу на клона, имеется электроподогрев сидений, регулировки сиденья водителя по высоте, в продольном направлении, наклону спинки.
Вибронагруженность рабочего места водителя снижается при улучшении амортизационных качеств сиденья, подрессоривания кабины и со вершенствовании подвески автомобиля.
Применяются прогрессивные пневмоподвески сиденья с автоматиче ской регулировкой упругих качеств в зависимости от массы водителя.
Улучшение микроклимата в кабине на тягачах получено усилением тепл оизоляции, повышением мощности двигателей вентиляторов и рациональным распределением поступающего воздуха. Введен независимый автоном ный жидкостной подогреватель и система кондиционирования воздуха.
Хорошая обзорность с рабочего места водителя достигается установкой пе редней кабины, панорамного лобового стекла, увеличенных зеркал заднего вида с электроподогревом, которые управляются с места водителя.
Тягачи оснащаются фарами с галогенными лампами и фарами- прожекторами, которые обеспечивают уверенное и безопасное управление ав топоездом в условиях плохой видимости. Используются также противоту манные фары. Контрольно-измерительные приборы обеспечивают водителя полной информацией о состоянии всех систем автомобиля. Приборы, обеспечивающую безопасность движения, имеют дублирующую систему сигнализа ции — световую и звуковую. На панели приборов устанавливается тахограф для автоматической записи режимов работы автопоезда за сутки.
Трудоемкость технического обслуживания автомобиля снижается при установке электронной системы бортового контроля. Она контролирует уровень охлаждающей жидкости, масла в двигателе и в бачке гидравлического усилителя рулевого управления, исправность ламп автомобиля.
Улучшены условия дорожного быта водителей за счет установки спаль ных мест, наличия холодильника вместимостью 10. 15 л для запаса продук тов, гардероба для одежды, столика и др.
Трансмиссии магистральных тягачей содержат многоступенчатые коробки передач (9. 13 или 16 ступеней). Начинают применяться главные одинарные гипоидные передачи ведущих мостов взамен двойных.
В конструкции передней подвески применяются малолистовые рессоры с листами переменного продольного профиля в сочетании со стабилизатором поперечной устойчивости.
Задние подвески применяются рессорного типа. Подвеску второго и третьего мостов в трехосных автомобилях-тягачах выполняют балансирной, что обеспечивает равенство вертикальных нагрузок на их колеса.
Наибольшими преимуществами обладает пневматическая подвеска.
На магистральных тягачах применяются дисковые и бездисковые колеса. Распространение нашли дисковые колеса благодаря лучшему центрированию их относительно ступицы и меньшему биению колес. Применение получают радиальные низкопрофильные бескамерные шины, которые можно устанавливать без переделки конструкции автомобиля.
Седельно-сцепное устройство тягача
«Пятое колесо», или устройство для соединения автомобильного тягача с полуприцепом – один из основных элементов грузовой фуры. Небольшая деталь держит многометровый «хвост», поэтому требования к ее конструкции и маневренности довольно строгие и закреплены на законодательном уровне.
В статье детально разберем седельно-сцепное устройство тягача (ССУ), поговорим о его разновидностях, особенностях крепления и нюансах технического обслуживания.
Что такое седельно-сцепное устройство
Это сравнительно небольшая деталь, которая крепит прицепы к тягачам. Механизм должен быть крепким, так как принимает на себя часть веса фуры. Схема сцепки полуприцепов и тягачей зависит от модели грузовика.
В РФ и СНГ наиболее распространены фуры и тяжеловесы марок «Вольво», «ДАФ», «Ивеко», «МАН», «Мерседес», «Скания». Из отечественной техники можно отметить автомобили «КАМАЗ», «Газель», «Чмзап» и «МАЗ». Большинство из них имеют схожую конструкцию крепления (всего их две). Ниже детально рассмотрим каждый тип ССУ.
Детальная информация видна на видео:
Разновидности
Устройство седельного тягача и его элементов влияет на работу грузовика. От корректной сцепки зависит маневренность тяжеловеса, расходы топлива, устойчивое положение на дороге.
Сегодня существует два типа ССУ: шкворневое и бесшкворневое. На первый приходится основная часть продукции. Второй вариант актуален для европейских производителей.
Шкворневые
Так называются ССУ, имеющие в «составе» шкворень («палец»), который устанавливается на прицепе. Когда происходит сцепка, «палец» помещается в опорную плитку ССУ, надежные захваты обеспечивают устойчивую фиксацию.
Механизмы оснащены полуавтоматической системой регулировки, выносят нагрузки до 50 тысяч килограммов.
Бесшкворневые
Подходят для автомобилей небольших размеров и грузоподъемности (до 12 тысяч килограммов). Применимы для техники, перевозящей грузы в городской черте. Вместо шкворня здесь выступают ролики, с помощью которых прицеп крепят к тягачу. Процесс сцепки-расцепки приходится регулировать водителю.
Устройство ССУ
В состав ССУ входит ряд элементов, каждый из которых играет свою роль в процессе сцепки. Совокупный вес сцепного устро-йства составляет 100–300 килограммов.
Управление ССУ делят на полуавтома-тическое и автоматическое. Во втором случае деталь сцепки снабжают датчиками, их показатели выводят на табло в водительской кабине.
Независимо от способа управления каждое ССУ оснащено основными деталями системы. Давайте рассмотрим их подробнее.
Элементы конструкции
Ключевые составляющие любого ССУ выглядят так:
1. Механизм разъемно-сцепной
Он разделяет с грузовиком нагрузки при торможении и разгоне, отвечает за поворачивание фуры на дороге. Деталь может иметь один или два захвата. Большим спросом пользуются однозахватные модели – они с повышенной безопасностью.
Служит для крепления «пальца». Плиты могут быть цельными (литыми) или сварными. Первый вариант пользуется большим спросом: детали весят меньше, имеют повышенную жесткость.
3. Элементы крепежа
С помощью них элемент сцепки фиксируют на раме тягача. Это могут быть уголковые крепежки или же монтажные плитки. Размеры крепежей зависят от высоты седла конкретного седельного тягача.
Интересно. ССУ последнего поколения служат 1,5–2 миллиона километров. Что соответствует сроку эксплуатации среднестатистического тягача.
Размеры
Некоторые габариты «сцепок» регламентированы законодательно. Это сделано для обеспечения безопасности дорожного движения, снижения риска резкого отсоединения груженых прицепов на трассах.
ГОСТы и международные стандарты подгоняют под рамки следующие параметры:
- Диаметры сопрягаемых частей «пальцев». Они равны двум или трем с половиной дюймам (50,8 или 89 миллиметров). Подбор детали зависит от массы грузовика. При значительных нагрузках устанавливают 89-миллиметровые шкворни.
- Радиус хвостовой части седельного тягача, радиус «носа» полуприцепа.
- Длина от отверстия сцепки для «пальца» до кабины тягача.
- Высота верхней части седельно-сцепного устройства под нагрузкой от уровня трассы.
Требования прописаны в стандартах ISО337, ISО3842, ISО1726 и ISО4086.
Степени свободы
Для обеспечения маневренности сцепные устройства изготавливают с 2 или 3 степенями свободы. Большинству ССУ присваивают три степени.
Под степенью свободы подразумевают возможность сцепки двигаться в нескольких направлениях: назад и вперед, вправо и влево, а также вокруг вертикальной оси «пальца». Углы наклона стандартизированы, продольные и поперечные плоскости имеют 11 и 3 градусов наклона соответственно.
Бывают в комплектациях исключения. Для техники, которой предстоит ехать по бездорожью, устанавливают угол наклона в 7 градусов. Такой же параметр подбирают для грузовиков, перевозящих тяжелые товары. Делается это для снижения скручивающих моментов.
Угол поперечного наклона в 3 градуса подбирают для дорог с качественным покрытием. Большие показатели приводят к снижению устойчивости фуры, ее «разболтанности».
Система безопасности
Для контроля качества сцепления тягача с полуприцепом производители устанав-ливают на ССУ дополнительные элементы. Чаще всего сцепной механизм снабжают сенсорной системой.
Датчики фиксируют заданные расстояния, вся информация подается на монитор, установленный в водительской кабине.
Пошаговая инструкция по управлению ССУ
Корректная работа ССУ зависит от действий механика и водителя. Для того чтобы устройство функционировало стабильно, не вышло из строя раньше времени, следует соблюдать прописанные в документах на деталь правила. Шоферу важно обеспечить правильную сцепку и расцепку тягача с «хвостом», а также проводить профилакти-ческие мероприятия.
Сцепка
Сцепка тягача с полуприцепом, этот процесс происходит в автоматическом режиме. По завершении водитель убеждается, что планка 20 встала в вертикальное положение. Это свидетельствует об успешном креплении.
Перед отправлением в путь шофер проверяет состояние крепежных элементов, пружинки защелки.
Расцепка
Для отсоединения прицепа делаем следующее:
- Планку 20 тянем наверх.
- Рукоять №1 поворачиваем на себя. Если деталь не поддается с первого раза, двигаем ею вверх-вниз.
- После этих манипуляций шток запорного кулака высвободится.
Детальная информация видна на видео:
Техническое обслуживание
За ССУ, как и за другими деталями фуры, нужно тщательно ухаживать.
Минимум раз в неделю прицеп отсоединяют, чистят, смазывают плитку седла, механизмы запора и «палец». Механики рекомендуют использовать густые смазки.
Опорная часть седла очищается от старой смазки минимум раз в год.
Где можно купить
Продается седельно-сцепное устройство у официальных представителей компании-производителя. Дилеры предлагают комплектующие на заказ, в фирменных магазинах представлены детали в наличии.
Цены на ССУ зависят от модели грузовика, параметров «сцепки», страны-изготовителя.
Деталь на КАМАЗы в среднем стоит 25–30 тысяч рублей.
Стоимость «европейцев» выше. Седла для тягачей «Мерседес», «МАН», «Скания», «Вольво» стоят от 45 тысяч рублей.
Цена на механизмы последнего поколения известной марки jost – около 350 тысяч рублей.
Найти ССУ можно на сайтах купли-продажи автомобильной техники и комплек-тующих. Там представлены б/у детали. Цены на них в разы ниже, вполне реально подобрать почти новый механизм. Покупая деталь с рук, важно проверить ее состояние, прикрепить ССУ к тягачу, «прощупать» реакцию техники на комплектующую.
Такой вариант подойдет для перевозок в черте города. Для международных рейсов желательно покупать новые, гарантийные детали.
Итак, принцип работы автоматических и полуавтаматических ССУ одинаков. Детали отвечают за крепление полуприцепа к седельному тягачу.
Параметры седельно-сцепных устройств регулируют ГОСТы и международные стандарты, это делается для обеспечения безопасности на дороге.
Для стабильной работы ССУ следует регулярно проходить технический осмотр, смазывать детали, очищать их от грязи и пыли. Минимум раз в неделю прицеп от тягача отсоединяют.
Изношенную деталь обязательно меняют. Купить ССУ можно у официальных дилеров, заказать через интернет или приобрести на сайтах купли-продажи автотехники. При покупке б/у деталей важно соблюдать осторожность, не отправляться сразу в дальний рейс, протестировать деталь на коротких расстояниях.
Устройство тягача
Что такое седельный тягач и седловое устройство
Особенности седельного тягача и устройства сцепления
Сцепное устройство тягачей называется «седло», в связи с этим и пошло название — седельный тягач. За своей разновидностью седельные тягачи бывают европейского и американского типа. Принцип действия у них один и тот же, однако, технические характеристики и строение имеют некоторые отличия.
Пару слов истории
История создания тягачей уходит в далеком прошлом времени создания парового двигателя. Как следует из названия «тягач» предназначен тянуть за собой прицепы и грузы разного назначения. Седельные тягачи выделяются не только своей конструкцией, но и маневренностью. Благодаря съемному креплению и возможности прицепить грузовой «вагон», маневренность тягачей в приделах городской линии значительно повышается, чем у их ближайших собратов. Во многих производствах, возможность совершить развороты и парковочные маневры очень важна, что делает седельные тягачи незаменимыми помощниками в проведении грузовых и транспортных работ.
Преимущества
Основными преимуществами седельных тягачей является их мобильность и маневренность, которая недоступна другим тягачам, а так же возможность подбора прицепа с нужным коэффициентом загрузочного материала и груза. Недорогие детали, которые находятся на любом автомобильном рынке, значительно упрощают обслуживание тягачей. Купить нужную деталь, как правило, не сложно и не займет много времени, а что касается ремонтных работ, седельные тягачи довольно популярны, так что в поисках специалистов не возникнет сложностей. Главным плюсом такого типа является относительно недорогая стоимость перевозки груза за счет подбора полуприцепа нужного объема.
Сцепное устройство состоит из:
- Стремянки,
- Плитки,
- Кронштейн,
- Ось,
- Предохранитель,
- Основа (седло),
- Ограничитель наклона основы,
- Лонжерон рамы,
- Держатель плитки,
- Захваты,
- Рычаги,
- Пружины,
- Защелки,
- Штифты.
Сцепное устройство
Чтобы присоединить полуприцеп используют специальный опорно-сцепной полуавтоматический механизм. Полуавтоматическое устройство состоит из пары опорных осей, благодаря им седло может беспрепятственно колебаться в нужном и допустимом направлении, что позволяет сохранить целостность прицепа и уменьшить его износ. Далеко отклонение седла не сможет уйти, благодаря креплению ограничителей. Обратите внимание на два крепления захвата, которые находятся на оси, их обязательно нужно закрепить перед дальнейшей эксплуатацией опорно-сцепного механизма. После этого мы переходим к передней части полуприцепа, где находятся две опоры и шкворень. Чтобы закрепить полуприцеп уровень седла и полуприцепа выравнивают таким образом, чтобы полуприцеп ровно вошел в седло под нужным углом. Все системы кабелей и шлангов подвешиваются для открытого доступа к механизму и улучшения маневренности проведенных операций крепления полуприцепа. Поделав процедуру, не забудьте закрепить боковые ограничители наклона. Когда пришло время сцепки шкворень переводят в сторону, механизм пружины плотно входит в зажим запора механизма. После проверок сцепления и перевода в нужное положение прицепа, тягач полностью готов к дороге. При необходимости проведения разгрузки и съема прицепа процедуру повторяют в обратном порядке, не забывая про рычаги и крепления безопасности.