Нюансы заключения трудового договора с водителем и экспедитором
Трудовой договор с водителем автомобиля: правовые вопросы
Общие требования к содержанию трудового контракта, заключаемого между организацией или ИП и водителем — физическим лицом, перечислены в статье 57 ТК РФ. Однако при оформлении такого договора следует помнить, что данный вид трудовой деятельности имеет ряд особенностей, которые обозначаются в статьях 328–330 ТК РФ и должны быть учтены в контракте.
Условно все особенности регулирования труда водителей можно разделить на 3 группы, касающиеся:
- Прохождения обучения, отбора, а также стажировок при приеме и в ходе работы.
- Прохождения предварительных, периодических, а также предрейсовых медосмотров.
- Регулирования и учета рабочего времени.
Требования к обучению и отбору водителей
Согласно статье 328 ТК РФ, обязательным условием при приеме на работу водителя (оформлении трудового контракта) является прохождение им профессионального обучения, а также испытания. Наличие образования водителя, в соответствии с пунктом 5 порядка, утвержденного приказом Минтранса РФ «Об утверждении…» от 11.03.2016 № 59 (далее — Порядок), подтверждается водительским удостоверением соответствующей категории.
Стаж работы, если таковой необходим для перевозки грузов и пассажиров или управления определенным видом транспорта согласно квалификационным требованиям, утвержденным приказом Минтранса РФ «Об утверждении…» от 28.09.2015 № 287 (далее — Квалификационные требования), определяется по записям в трудовой книжке либо иных документах, предъявляемых водителем. Если образование и стаж соответствуют требованиям, при приеме на работу с сотрудником, согласно пункту 10 Порядка, проводится собеседование в устной форме или тестирование.
Цель данного собеседования — проверка знаний и профессиональных навыков водителя, перечень которых для каждой должности обозначен в Квалификационных требованиях. По результатам испытания, согласно пункту 11 Порядка, оформляется лист собеседования и руководством организации принимается решение о приеме на работу конкретного водителя.
Стажировка водителей
Практикам следует помнить, что если водитель принимается на работу впервые либо после перерыва длительностью свыше 1 года (данное правило распространяется и на уже работающих водителей, переводимых с одного вида транспорта на другой), то он, согласно пункту 13 Порядка, должен пройти стажировку.
Согласно пунктам 15 и 16 Порядка, стажировку должна проводить организация на том виде (типе) транспорта, на котором в последующем данный водитель будет работать. Проводится она под руководством водителя-наставника, имеющего определенный стаж работы (на грузовых автомобилях или такси — 3 года, на автобусах — 5 лет) и не совершившего в течение последнего года ни одного ДТП по своей вине.
Стажировка, согласно пункту 20 Порядка, подразумевает проверку теоретических и практических знаний, которые необходимы водителю согласно Квалификационным требованиям. При этом порядок проведения стажировки и количество часов определяются работодателем самостоятельно. Результаты оформляются стажировочным листом, требования к техническому оформлению которого обозначены в пунктах 18 и 19 Порядка.
Медосмотры водителей
Согласно статье 328 ТК РФ, водитель может быть принят на работу только после прохождения предварительного медицинского осмотра. Медосмотр при этом, в соответствии с пунктом 7 приложения № 3 к приказу Минздрава РФ «Об утверждении…» от 12.04.2011 № 302н, проводится медицинскими организациями по направлению компании, которая принимает водителя на работу. Состояние здоровья водителя должно соответствовать требованиям, перечисленным в пунктах 27 приложения № 2 и 48 приложения № 3 к обозначенному выше приказу Минздрава РФ.
Следует помнить, что в трудовом договоре с водителем должна быть указана его обязанность проходить периодические медосмотры в медицинских организациях за счет работодателя. Их периодичность в общем случае составляет 1 раз в 2 года (пункт 27 приложения № 2 к приказу № 302н), для работников младше 21 года — 1 раз в год (пункт 17 приложения № 3 к приказу № 302н).
Еще одна особенность работы водителей — обязанность прохождения предрейсовых и послерейсовых медосмотров. Порядок их проведения закреплен в приказе Минздрава РФ «Об утверждении…» от 15.12.2014 № 835н.
Предрейсовые осмотры, согласно пункту 1 данного порядка, проводится на протяжении всей работы водителя в организации или у ИП перед выходом на смену (отправкой в рейс). Организация проведения таких медосмотров возлагается на предприятие и проводится за его счет. Проводить их, согласно пункту 8 обозначенного порядка, вправе как штатные работники, имеющие медицинское образование и работающие в той же организации, так и сотрудники сторонних медицинских учреждений.
Водители, перевозящие пассажиров или опасные грузы, согласно пункту 6 того же порядка, обязаны проходить также послерейсовые медосмотры после окончания каждой смены (за счет работодателя у штатного врача организации или в стороннем медучреждении).
Рабочее время водителей
Порядок фиксации рабочего времени и периодов отдыха определен в специальном положении, утвержденном приказом Минтранса РФ «Об утверждении…» от 20.08.2004 № 15 (далее — Положение).
Согласно пункту 7 Положения, нормальная продолжительность рабочего времени водителя должна составлять 40 часов при пятидневной рабочей неделе (1 смена — 8 часов), 42 часа — при шестидневной (1 смена — 7 часов).
Однако пункт 8 того же акта допускает ряд исключений из данного правила. Так, в договоре может быть закреплено право предприятия устанавливать период суммированного учета рабочего времени длительностью:
- в общем случае — 1 месяц;
- при согласии представителей работников — до 3 месяцев;
- для водителей, занятых на сезонных или курортных перевозках, — до 6 месяцев.
В этом случае продолжительность рабочего дня может быть увеличена до 10 часов, однако при этом должен соблюдаться общий норматив — 40 рабочих часов в пятидневную неделю.
В исключительных случаях, которые прописаны в пунктах 10, 11 и 12 Положения, продолжительность смены водителя может увеличиваться до 12 часов:
- для водителей, которым необходимо доехать до места отдыха при выполнении междугородних перевозок (если продолжительность маршрута превышает 12 часов, в рейс должны быть отправлены два водителя);
- для водителей регулярных городских или пригородных автобусов (при согласии их представителей);
- для водителей коммунальных служб, операторов связи, аварийных служб, службы инкассации и т. д., собственно время управления машиной которых не превышает 9 часов за смену.
Трудовой договор с водителем-экспедитором — образец, особенности
Трудовой договор водителя-экспедитора отличается тем, что помимо обязанностей водителя в него включаются положения, касающиеся деятельности перевозчика грузов:
- прием со склада и сдача груза получателю;
- проверка целостности тары и упаковки груза;
- контроль за проведением работ по погрузке и разгрузке;
- оформление накладных и иных документов по приемке и сдаче груза, составление актов о порче или недостаче груза;
- оформление и подписание договоров и иных документов, связанных с транспортировкой груза при наличии полномочий (доверенности), и т. д.
Примечание: данные обязанности могут быть включены как в сам договор, так и в должностную инструкцию.
Еще одной специфической чертой договора с водителем-экспедитором является возложение на него материальной ответственности (за груз и вверенный автомобиль).
В общем случае ответственность работника за реальный материальный ущерб, причиненный имуществу предприятия, ограничивается, согласно статье 241 ТК РФ, рамками его среднемесячного заработка. Однако в ряде ситуаций возможно и возложение на него материальной ответственности в полном объеме. При решении данного вопроса практики руководствуются нормами приложения № 1 к постановлению Минтруда РФ «Об утверждении…» от 31.12.2002 № 85, определяющими перечни работ и должностей работников, на которых может быть возложена полная материальная ответственность. Однако следует понимать, что ее возложение возможно только в случае заключения отдельного договора, примерный бланк которого утвержден указанным постановлением Минтруда РФ (приложение № 2).
Исходя из норм приложения № 1 к постановлению № 85 на водителя-экспедитора может быть возложена полная материальная ответственность. Однако она распространяется только на перевозимые им ценности, а не на автомобиль. Именно такая позиция сформирована существующей судебной практикой. В качестве показательного примера можно привести апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 07.09.2016 по делу № 33-9710/201. В данном определении суд указал, что полная ответственность за ущерб автомобилю на водителя-экспедитора не возлагается, поскольку деятельность по управлению им не входит в перечень, утвержденный постановлением Минтруда РФ № 85. Автомобиль в данном случае является лишь техническим устройством, при помощи которого перевозятся грузы и материальные ценности.
Образец трудового договора водителя грузового автомобиля с обязанностями экспедитора можно скачать здесь:
Особенности составления некоторых договоров (срочного, с ИП, на управление грузовым автомобилем)
Так как перевозками могут заниматься не только организации, но и индивидуальные предприниматели, им также приходится заключать соответствующие соглашения. Образец трудового договора ИП с водителем может выглядеть следующим образом:
Требования к документам такого рода одинаковы и распространяются как на организации, так и на индивидуальных предпринимателей.
В случае если водитель принимается для перевозки грузов, оптимальным вариантом, с учетом возможной необходимости оформления сопроводительных документов и контроля за погрузочно-разгрузочными работами, является возложение на него и функций экспедитора. Соответственно, целесообразно в этом случае использовать форму контракта с водителем-экспедитором.
Срочный договор отличается от описанных выше лишь содержанием пункта 2.2, в котором необходимо указать, что соглашение действует в течение конкретного срока. Таким образом, при составлении срочного трудового договора с водителем образцом может стать любой из приведенных выше, достаточно лишь дополнить его соответствующим условием. При этом практикам важно помнить, что для заключения срочного контракта требуется основание, указанное в статье 59 ТК РФ (прием на работу водителя сам по себе таковым не является). Подробно о трудовых договорах такого рода можно прочитать в другой нашей статье.
Как видите, прием на работу водителя и оформление трудового контракта с ним имеет целый ряд особенностей по сравнению с другими работниками. Надеемся, что данные в статье рекомендации и ссылки на нормативные акты, регулирующие специфику труда данной категории сотрудников, помогут вам не только соблюсти требования законодательства, но и выбрать оптимальный режим сотрудничества с такими работниками. Образцы трудовых договоров с водителями, представленные выше, помогут составить представление о структуре подобных соглашений и используемых в них формулировках.
Оформляем трудовой договор с водителем
Автотранспорт имеет преимущества перед другими видами транспорта по гибкости и универсальности, он наилучшим образом обеспечивает надежность и своевременность доставки. Грузовые автомобили (особенно автопоезда — грузовик-тягач и прицеп или полуприцеп) успешно конкурируют с другими видами транспорта и перевозят практически все виды грузов. Люди, занятые перевозками грузов, составляют одну из самых массовых профессий в мире. Поэтому образец трудового договора с водителем грузового автомобиля должен быть тщательно выверен.
Работа с кандидатом
Особенностям регулирования труда работников транспорта посвящена 51 глава ТК РФ . Предположим, уже подобран достойный кандидат, имеющий права на управление транспортным средством нужной нам категории, приличный опыт работы, безаварийный стаж вождения и т.п. и не имеющий вредных привычек.
- Чтобы удостоверится, что нужный кандидат не имеет медицинских противопоказаний, работодатель обязан направить его на предварительный медицинский осмотр, выдав соответствующее направление (п. п. 7, 8 Приложения 3 к Приказу от 12.04.2011 N 302н ). Только после положительного заключения медицинского осмотра можно осуществить прием на работу ( ст. 328 ТК РФ ). Кандидат, не прошедший такой осмотр (выявлены какие-либо противопоказания), не может быть принят на работу в качестве водителя ( ч. 2 ст. 212 ТК РФ ).
- Потенциальный работодатель должен обязательно проверить уровень компетенции кандидата. Соответствующий порядок утвержден приказом Минтранса РФ от 11.03.2016 N 59.
- Теперь о документах, которые предъявляет кандидат ( ст. 65 ТК РФ ):
- паспорт;
- трудовая книжка;
- страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;
- военный билет;
- водительское удостоверение с открытыми категориями «С» и «СЕ».
- Убедившись, что все документы в порядке, работодатель должен ознакомить будущего сотрудника под подпись с локальными нормативными актами (далее — ЛНА), которые связаны с его предполагаемой деятельностью ( ч.3 ст. 68 ТК РФ ):
- Правилами внутреннего трудового распорядка;
- Положением о порядке хранения и использования персональных данных;
- Положением о материальном стимулировании;
- Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей;
- Положением о компенсационных выплатах водителям;
- Инструкцией по охране труда для водителя-экспедитора;
- прочими ЛНА, которые приняты работодателем и являются обязательными для исполнения работниками.
Заключение трудового договора
Теперь пора заполнять трудовой договор с водителем.
В документе обязательно указывают ( ч. 2 ст. 57 ТК РФ ):
- место работы — это, как правило, фактический адрес работодателя;
- трудовая функция — т.е. конкретный круг обязанностей сотрудника;
- дата начала работы (если заключается срочный контракт, то указывается срок его действия и причины, послужившие основанием для заключения такого соглашения);
- условия оплаты труда;
- режим рабочего времени и времени отдыха;
- характер работы (разъездной, в пути и др.);
- условия труда на рабочем месте;
- условие об обязательном социальном страховании работника.
Дополнительные условия трудового договора
Договор также может содержать дополнительные условия. Остановимся подробнее на некоторых основных пунктах. Раскрывая трудовую функцию водителя, в контракте необходимо указать, например, что трудящийся обязан:
- управлять автомобилем, соблюдать правила дорожного движения;
- обеспечивать своевременную подачу автомобиля к указанному месту для транспортировки грузов работодателя и его клиентов;
- принимать груз со складов в соответствии с сопроводительными документами;
- проверять целостность упаковки;
- контролировать правильность проведения погрузочно-разгрузочных работ, соотношение веса перевозимого груза и грузоподъемности автомобиля, размещение и укладку груза;
- обеспечивать доставку груза к месту назначения, необходимый режим хранения и сохранность его при транспортировке;
- сдавать доставленный груз;
- при необходимости участвовать в составлении актов на недостачу, порчу груза и других документов при наличии соответствующих надлежаще оформленных полномочий;
- проверять техническое состояние и прием автомобиля, на котором осуществляется транспортировка груза перед выездом на линию;
- обеспечивать своевременную заправку автомобиля топливом, охлаждающей жидкостью, замену смазочных материалов и др.;
- бережно относиться к автомобилю работодателя;
- обеспечивать постановку автомобиля на отведенное работодателем место по возвращении;
- устранять возникшие во время работы на линии мелкие неисправности, не требующие разборки механизмов;
- иметь права определенной категории, в том числе, «С» и «СЕ», если нужен сотрудник на грузовики. Этот пункт рекомендуют непременно включать в трудовой договор, т.к. будучи лишенным водительских прав, работник должен быть отстранен от работы ( абз. 6 ч. 1 ст. 76 ТК РФ и абз. 3 п. 12 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 ), а в случае лишения прав более, чем на 2 месяца, может быть уволен на основании п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ при условии соблюдения работодателем определенных ТК процедур.
- 20 000 руб. — для ответственного должностного лица;
- 100 000 руб. — для организации и индивидуального предпринимателя.
Если работник контролирует сопроводительную документацию, оформляет приемо-сдаточную документацию, то необходимо заключать трудовой договор с водителем-экспедитором. В таком случае не лишним будет составить и подписать договор о полной материальной ответственности, т.к. работа экспедитора входит в Перечень из Постановления Минтруда России N 85 от 31 декабря 2002 г.
Должностная инструкция
Приведенное выше не исчерпывает всех возможных обязанностей водителя. Правильным будет для каждой организации вынести свои требования к нему в должностную инструкцию.
Обратите внимание, что с 14 июня 2016 года действуют Профессиональные и квалификационные требования к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утв. Приказом Минтранса России от 28.09.2015 N 287 ). Т.е. при разработке должностной инструкции необходимо учесть и этот документ.
Если организация занимается перевозками крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза, то нужно заключать трудовой договор с водителем грузового автомобиля, имеющим рабочий стаж не менее пяти лет. При этом, как минимум, один последний год стажа ему нужно проработать в качестве водителя автомобиля такой категории. Среди важных требований к лицам, которые перевозят опасные грузы, отметим запрет на управление автомобилем для тех, кто в течение последнего года был лишен прав.
Как определить характер работы водителя-дальнобойщика, исходя из предлагаемых статьей 57 ТК РФ вариантов: он подвижной, разъездной или в пути?
Если подвижной характер работы понимать, как частые передислокации работников или оторванность от постоянного места жительства, а работу в пути, как осуществление трудовой функции в процессе движения транспортного средства (например, проводник в поезде, кондукторы на междугородних автобусах, экспедиторы), то работа водителя-дальнобойщика, скорее, разъездная, т.к. у сотрудника нет неподвижного рабочего места и большая часть рабочего времени проходит в разъездах. От того, как охарактеризовать работу сотрудника, зависит возможность возмещения расходов в соответствии со ст. 168.1 ТК РФ .
Обозначая режим рабочего времени и времени отдыха водителя в трудовом договоре, можно сослаться на Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей, составленное с учетом Приложения к Приказу Минтранса России от 20 августа 2004 г. N 15 и утвержденное работодателем. В нем подробнее определено, из чего состоит рабочее время водителя, как часто в течение рабочей смены он обязан отдыхать, как суммируются эти интервалы, какие возможности отдыха есть у работника, если окончание маршрута выпадает на выходной день, кому надо сообщать об этом и пр. Также в этом пункте указывается информация о том, нормированным или ненормированным является рабочий день, какие предусмотрены ежегодный оплачиваемый и дополнительный отпуска.
Условия труда. Рабочим местом водителя является кабина автомобиля, гараж, стоянка. Работодатель предоставляет технически исправное транспортное средство. Насколько будет комфортно в нем работать и при необходимости отдыхать, зависит и от работника в том числе. О том, какие меры безопасности надо соблюдать в начале работы, при движении, после окончания движения, что нужно проверить, что отключить на рабочем месте, как закрепить автомобиль на стоянке и прочее, вряд ли стоит указывать в самом трудовом договоре, достаточно сделать отсылку на Положение об охране труда, в котором будут содержаться все эти подробности, и ознакомить сотрудника с этим Положением под подпись.
Условия оплаты труда водителей также имеют ряд особенностей. В контракте необходимо указать систему оплаты труда, принятую у работодателя (повременная, сдельная и бестарифная и пр., с надбавками, доплатами). Как правило, водители находятся на повременной оплате труда, при которой их основная заработная плата состоит в выплате тарифной ставки (оклада) за месяц, исходя из присвоенного им тарифного разряда (оклада) и в зависимости от того, полностью или нет отработана норма рабочего времени за месяц. Во всех случаях тарифная ставка (оклад) за полностью отработанный рабочий месяц должна быть не менее минимального размера оплаты труда. Оплата труда водителей может быть организована также и на сдельной основе, при которой заработок работника зависит от объема выполненных работ в натуральных величинах (количества перевезенного груза, пройденных километров и т.п.) и предусмотренной расценки за выполнение единицы объема работ в натуральном измерении. Бестарифной считается оплата, когда заработок работника зависит от конечных результатов работы структурного подразделения, в котором он работает, или всего предприятия и от объема средств, направляемых работодателем на оплату труда.
В структуру оплаты труда включаются и дополнительные выплаты в виде доплат и надбавок, например:
- доплата за сверхурочную работу;
- доплата за работу в ночное время;
- надбавка за классность;
- доплата за разделение рабочего дня на части.
В договоре может быть оговорена доплата за совмещение профессий. Например, если заключен контракт с водителем-экспедитором, или сотрудник готов сам ремонтировать закрепленный за ним автомобиль. На основании ч.1 ст. 168.1 ТК РФ дальнобойщикам работодатель возмещает следующие расходы, связанные со служебными поездками, при условии, что эти расходы обоснованы в соответствующем ЛНА и документально подтверждены:
- расходы на проезд;
- расходы по найму жилого помещения;
- дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие);
- иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.
Карта для тахографа — это важно
Составив и согласовав с работником трудовой договор, подписав приказ о приеме, личную карточку, НЛА, мы вроде бы закончили оформление документов на сотрудничество с дальнобойщиком. Если у кандидата есть карта водителя и она подходит для тахографа, установленного в транспортном средстве, то он может приступать к выполнению своих обязанностей. В случае если его карта не подходит к вашим тахографам или ее вообще нет, начать работать новый сотрудник сможет в лучшем случае через месяц, т.к. на ее изготовление в специализированной организации уходит некоторое время. Управление транспортным средством без карты грозит административной ответственностью:
- по ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ :
- штраф на водителя составляет от одной тысячи до трех тысяч рублей;
- на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
- по ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ , т.к. нельзя отследить ненарушение водителем установленного режима труда и отдыха, штраф — от одной тысячи до трех тысяч рублей.
Поскольку в административном праве действует презумпция виновности, то никто не будет на дороге разбираться, по какой причине происходит нарушение. Подтверждение этому можно найти в Постановлении Ярославского Областного суда от 28 сентября 2015 г. N 4А-410/2015. Поэтому без карты для тахографа работника отпускать в рейс нельзя.