Пожарных автомобилей в летний и зимний периоды
Надежная работа пожарных автомобилей в летний и зимний периоды обеспечивается своевременной специальной подготовкой техники и личного состава, a также строгим соблюдением правил эксплуатации техники.
Зимние условия требуют от водителей особого внимания, и возлагает на них ряд дополнительных обязанностей.
Для поддержания нормального теплового pежима и сохранения тепла двигателя на капот автомобиля должен быть установлен утеплительный чехол. При стоянке автомобиля и при выезде из гаража жалюзи радиатора должны быть закрыты.
При обслуживании системы охлаждения необходимо тщательно проверить исправность термостата, сливных кранов и контрольных приборов, а также убедиться, нет ли где-либо в соединениях течи охлаждающей жидкости.
На автомобилях с дизельными двигателями необходимо проверить состояние системы подогрева топлива.
Для поддержания пневматической тормозной системы автомобилей на шасси КамАЗ не реже одного раза в неделю заменять технический спирт в предохранителе против замерзания.
При обслуживании автомобиля необходимо систематически проверять работу фильтров грубой и тонкой очистки системы сказки двигателя.
При низкой температуре очень важно следить за тем, чтобы в горючее не попрала вода. Замерзая, она образует кристаллы льда, которые, проникая в топливопроводы, могут вызвать перебои или полное прекращение подачи горючего.
Зимой необходимо регулярно проверять степень зарядки аккумуляторной батареи, не допуская ее разрядки более чем на 25%, иначе электролит может замерзнуть и банки аккумуляторов будут повреждены.
С наступлением холодов напорные патрубки и спускное краники насоса следует держать открытыми, закрывая их только при работе и при проверки его «сухой» вакуум,
Пожарные автомобили в зимний период необходимо содержать в закрытом отапливаемом помещении с температурой воздуха не ниже +10°С.
При более низкой температуре двигатели автомобилей рекомендуется прогревать (способ прогрева выбирается в зависимости от конкретных условий).
Во время стоянки автомобиля в гараже надо ежедневно следить за тем, чтобы вода или пенообразователь не попадали в насос. При обнаружении подтекания этот недостаток необходимо немедленно устранить.
Для обеспечения нормальной работы техники на пожарах следует:
-при стоянке автомобиля, не используемых на пожаре, периодически подогревать двигатели;
— перед использованием насоса после длительной стоянки осторожно повернуть коленчатый вал двигателя заводной рукояткой при включенном насосе;
— после установки соответствующего режима работы двигателя с насосом закрыть дверь насосного отделения и наблюдение за показаниями приборов вести через окно;
— при временном прекращении подачи воды насос не выключать, a закрыв вентили напорных патрубков, продолжать работу двигателя с насосом на малых оборотах;
— при длительном прекращении подачи воды отсоединить всасывающий и напорные рукава удалить полностью воду из насоса при помощи сливных краников;
— при использовании катушки первой помощи для подачи воды отсоединить шланг у катушки и удалить воду из шланга и оси катушки.
При эксплуатации автомобилей в летних условиях большое количество пыли воздухе в сухую погоду приводит к повышенному износу трущихся деталей двигателя и других агрегатов и механизмов автомобилей, что нарушает их нормальную работу.
Для предупреждения попадания в двигатель пыли надо периодически промывать фильтрующий элемент воздушного фильтра, проверять уровень и чистоту масла в его резервуаре и при необходимости заменять масло. Заправлять автомобиль топливом рекомендуется закрытой струей, в местах, защищенных от ветра. Перед установкой на место крышек горловин баков их следует тщательно очистить от пыли.
Повышенная температура воздуха снижает эффективность работы системы охлаждения, вызывая необходимость частой доливки воды, что приводит к большому отложению накипи. Для меньшего расхода охлаждающей воды очень важно следить за герметичностью системы охлаждения, проверять работу клапанов пробки радиатора и целостность её прокладок.
Испарение электролита из аккумуляторной батареей летом увеличивается, поэтому уровень его следует периодически проверять, своевременно доливая дистиллированную воду.
Наличие песка и пыли на дорогах требует тщательного ухода за ходовой частью силовой передачи и механизмами управления автомобилей. Особенно большому износу на пыльных дорогах и песках подвергаются открытые узлы и детали: пальцы и втулки рессор, карданные сочленения, шкворни и шарниры передних ведущих мостов, сочленении рулевых тяг, тяги и пальца амортизаторов. Эти узлы и детали необходимо своевременно очищать от грязи и пыли и возможно чаще проверять их смазку.
В особо пыльных условиях смазывать механизмы и заменять смазку в агрегатах автомобиля следует в два-три раза чаще, чем предусмотрено таблицей смазки.
Приложение 21
к Наставлению по технической службе
Особенности эксплуатации пожарных автомобилей в различное время года
Надежная работа пожарных автомобилей в летний и зимний периоды обеспечивается своевременной специальной подготов-кой техники и личного состава, а также строгим соблюдением правил эксплуатации техники.
Летний и зимний периоды определяются температурой окружающего воздуха. Летний при температуре + 5?С и выше, зимний ниже – 5 ?С.
Подготовка машин как правило производится:
— к летнему периоду – с 15 марта по 15 мая;
— к зимнему периоду – с 15 сентября по 15 ноября;
Конкретные сроки устанавливаются приказом начальника УПО – ОПО.
Для личного состава перед предстоящим сезоном организуются занятия, на которых изучаются:
— подготовка ПА к эксплуатации в предстоящий период, особенности их обслуживания и содержания;
— способы и средства повышения проходимости автомо-биля;
— эксплуатационные материалы и нормы их расходования.
При подготовке к зимнему периоду, кроме того изучаются:
— порядок запуска двигателя в холодное время и средства облегчающие запуск;
— средства поддержания нормальной температуры двигателя при движении и на стоянках;
— меры безопасности при прогреве двигателя и при работе с антифризом.
При завершении занятий от водителей принимаются зачеты. Водители, не сдавшие зачеты, к управлению автомобилем не допускаются.
В зимний период, надо уделить особое внимание утеплению двигателя, системы охлаждения, применению соответствующих по вязкости масел, работе масляных фильтров. Следить за тем, чтобы в горючее не попадала вода, была соответствующая степень зарядки аккумуляторной батареи, чтобы вода и ПО не попадали в насос во время стоянки, напорные патрубки и сливные краники насоса следует держать открытыми.
Для обеспечения нормальной работы техники на пожарах следует:
— при стоянке автомобилей, не используемых на пожаре, периодически прогревать двигатель;
— перед использованием насоса после длительной стоянки осторожно провернуть коленчатый вал двигателя заводной рукояткой при включенном насосе;
— после установки соответствующего режима работы двигателя с насосом закрыть дверь насосного отделения;
— при временном прекращении подачи воды насос не включается, а, закрыв вентили напорных патрубков, продолжать работу двигателя с насосом на малых оборотах;
— при длительном прекращении подачи воды отсоеди-нить всасывающий и выкидные рукава и удалить полностью воду из насоса.
В летнее время производить работы, исключающие попадание пыли в двигатель, проверять исправность системы дополнительного охлаждения двигателя, проверять уровень электролита в аккумуляторной батарее, своевременно смазывать трущиеся узлы и детали ходовой части и механизмов управления.
Особенности эксплуатации па в различное время года. Пожарных автомобилей в летний и зимний периоды
Особенности эксплуатации автомобилей в зимний период
Эксплуатация автомобилей в зимний период имеет следующие особенности:
1) затрудняется пуск холодного двигателя;
2) увеличивается изнашивание двигателя как в процессе пуска, так и при работе;
3) возникает опасность замерзания воды в системе охлаждения и в топливопроводах, а также электролита в аккумуляторной батарее;
4) увеличиваются потери мощности на преодоление сопротивлений вращения валов и шестерен коробки передач и главной передачи и увеличивается изнашивание этих агрегатов;
5) понижается проходимость автомобиля (по Снегу и при гололеде).
Все перечисленные факторы, если не применять специальных мер, приводят к уменьшению долговечности и эксплуатационной надежности автомобиля, ухудшению условий труда шоферов и значительному повышению всех затрат, связанных с эксплуатацией автомобилей.
Для надежного пуска автомобильного двигателя коленчатому валу необходимо сообщить определенное минимальное число оборотов (пусковые обороты). В зависимости от типа двигателя и Способа смесеобразования пусковые обороты составляют (при температуре от 0 до 5 °С): для карбюраторных двигателей 30-50 об/мин-, для дизельных двигателей с непосредственным впрыском 100-150 об/мин; для дизельных двигателей с вихревой камерой и предкамерных со свечой накаливания 180- 200 об/мин и для дизельных предкамерных двигателей без свечи накаливания 240-250 об/мин.
В карбюраторных двигателях при пусковых оборотах образуется горючая смесь требуемого состава (а = 0,8-1,3), повышается напряжение на электродах запальных свечей до величины, обеспечивающей пробой искрового промежутка свечей, и сообщается коленчатому валу такое число оборотов, при котором двигатель после первых вспышек работает устойчиво.
Для образования горючей смеси, воспламеняющейся от запальной свечи, необходимо во всасывающем тракте двигателя создать определенное разрежение. При малом числе оборотов коленчатого вала смесь будет слишком обеднена вследствие недостаточного разрежения в диффузоре и ухудшения испаряемости бензина.
Малое число оборотов коленчатого вала и обусловленное им ухудшение процесса смесеобразования создают значительные трудности при пуске холодного двигателя.
Рис. 1. График агрегатного состояния топлива во время пуска двигателя: 1 — общий расход топлива; 2 — количество топлива р жидкой пленке; 3 — количество топлива, попадающего в цилиндр в распыленном виде
Облегчить пуск двигателя в зимних условиях можно за счет некоторого обогащения горючей смеси специальной регулировкой карбюратора и применением легкоиспаряющегося бензина, содержащего низкокипящие угловодороды.
Для надежного воспламенения горючей смеси необходимо также, чтобы напряжение на электродах запальных свечей достигло определенного значения. Величина этого напряжения зависит от емкости и степени зарядки аккумуляторной батареи, скорости размыкания контактов прерывателя и температуры смеси в цилиндрах двигателя.
Минимальные пусковые обороты зависят также от температуры (рис. 2), качества применяемого топлива (рис. 3), числа цилиндра двигателя, степени сжатия и пр.
Скорость прокручивания коленчатого вала при пуске двигателя и разгон при первых вспышках до скорости, обеспечивающей устойчивую работу, определяются сопротивлением проворачиванию коленчатого вала.
Рис. 2. График зависимости минимальных пусковых оборотов карбюраторных двигателей от температуры: 1 — M3MA-407; 2 — ЗИЛ -130; 3 — ЗИЛ -Э75; 4 — 3M3-53; 5 — Урал-376
Рис. 3. График зависимостй величины минимальных пусковых оборотов двигателя ЗИЛ -130 от температуры и качества бечзина: 1- бензин А-76 северный; 2 — бензин А-76 стандартный; 3 -бензин «Экстра»; 4 — бензин А-76 утяжеленный
Рис. 4. График зависимости момента сопротивления и скорости вращ’ения коленчатого вала от вязкости масла при пуске двигателя ГАЗ -51: 1 — число оборотов двигателя в мин; 2 — момент сопротивления
Рис. 5. График изменения усилия, необходимого для буксировки автомобиля ЗИЛ -150, в зависимости от сорта и температуры масла в силовой передаче:
Некоторые исследователи считают, что для пуска авто-мобильного двигателя без подогрева максимальная вязкость масла не должна превышать 80-90 ст. Следовательно, если на автоле 10 селективной очистки пуск двигателя без подогрева осуществить при температуре -6 °С, то на масле АКЗ п-6 — при температуре -27 °С.
Почти 50 % территории России находится в северном климатической зоне, где средняя температура воздуха в январе превышает — 20 С. Чтобы в целом оценить оперативную обстановку в различные периоды года, были проведены специальные исследования по описаниям крупных пожаров. В ходе проведения исследования установлено следующее:
во-первых, на территории России на зимний период года приходится 35-40 % всех пожаров. Ущерб и гибель людей на них также достигает 40 %;
во-вторых, средняя продолжительность тушения крупного пожара тем больше, чем ниже температура окружающего воздуха. Если при минус 30 С она составляет 4,5 часа, то при минус 50 С это время увеличивается до 7 часов.
Следовательно, зимой складывается наиболее сложная оперативная обстановка с пожарами, что в свою очередь приводит к интенсивности эксплуатации пожарной техники.
Личному составу подразделений работать в таких условиях крайне тяжело. Пожары при низких температурах в умеренных климатических регионах особенно серьёзно осложняют условия работы. Отсутствие специальной техники для работы на морозе, неприспособленность личного состава к сложным климатическим условиям значительно снижают работоспособность пожарных подразделений.
Во многих странах мира имеется специальная техника, приспособленная для работы в условиях низких температур. При этом в России основная масса пожарных автомобилей имеет ограниченный температурный предел минус 35 С и если учесть что это далеко не самая низкая температура, при которой нашим пожарным приходится работать. Правда на вооружении есть и автоцистерны северного исполнения. Опасными факторами пожара, воздействующими на людей являются: открытый огонь и искры; повышенная температура окружающей среды, предметов; токсичные продукты горения, дым; пониженная концентрация кислорода; падающие части строительных конструкций, агрегатов, установок и опасные факторы взрыва.
Работа по тушению пожаров и ликвидации ЧС в условиях низких температур (-10 и ниже) осложняется возможными перебоями и отказом в работе ПТВ. Чаще всего подвергаются замерзанию рукавные линии, разветвления, стояки ПГ. Обмерзает спецодежда пожарных тем самым ограничивая подвижность. Не исключена возможность обморожения и переохлаждения.
Основной задачей обеспечения боевых действий по тушению пожаров в условиях низких температур является обеспечение бесперебойной подачи огнетушащих веществ.
При тушении пожаров в условиях низких температур необходимо:
Применять на открытых пожарах и при достаточном количестве воды пожарные стволы с большим расходом, ограничивать использование перекрывных стволов и стволов-распылителей.
Принимать меры к предотвращению образования наледей на путях эвакуации людей и движения личного состава.
Прокладывать линии из прорезиненных латексных рукавов больших диаметров, рукавные разветвления по возможности устанавливать внутри здания, а при наружной установке утеплять их
Защищать соединительные головки рукавных линий подручными средствами, в том числе снегом.
Прокладывать сухие резервные линии.
Определять места заправки горячей водой и при необходимости заправить ею цистерны;
Подготавливать места для обогрева участников тушения и спасаемых и сосредотачивать в этих местах резерв боевой одежды для личного состава;
Избегать крепления на пожарных лестницах и вблизи них рукавных линий, не допускать обливания лестниц водой;
Особенности работы при заборе воды из водоема, подогрев воды в насосе. Отогревание замерзших рукавов и пожарных лестниц.
При подаче воды из водоемов или пожарных гидрантов сначала подать воду из насоса в свободный патрубок и только при устойчивой работе насоса подать воду в рукавную линию.
В случае уменьшения расхода воды подогревать ее в насосе, увеличивая число оборотов двигателя.
При замене и уборке пожарных рукавов, наращивании линий подачу воды не прекращать, а указанные работы проводить со стороны ствола, уменьшив напор.
Избегать перекрытия пожарных стволов и рукавных разветвлений,не допускать выключения насосов.
Замершие соединительные головки, рукава в местах перегибов и соединений отогревать горячей водой, паром, или нагретыми газами (замершие соединительные головки, разветвления и стволы в отдельных случаях допускается отогревать паяльными лампами и факелами).
Обеспечение безопасных условий работы личного состава при тушении пожаров в условиях низких температур.
- — не допускать розлива воды на путях эвакуации людей и движения личного состава.
- — не допускать излишнего пролива воды по лестничным клеткам.
- — избегать крепления на пожарных лестницах и вблизи них рукавных линий, не допускать обливания лестниц водой.
- — работающие на покрытиях и кровлях должны обеспечиваться средствами страховки. При скатываниях по скатам крыш можно использовать пожарный топорик в качестве якоря;
- — чаще производить смену работающих пожарных.
Начальником тыла на затяжных пожарах предусматривается:
- — места для обогрева личного состава.
- — резерв сухой сменной одежды.
- — личный состав обеспечивается горячим чаем и питаниемкать излишнего пролива воды по лестничным клеткам.ия пожарных.
Тушение пожаров в условиях низких температур осложняется возможность пробоев в работе насосно рукавных систем, пожарной техники и противопожарного водоснабжения, скованность движений и обмораживание л/с.
Бесперебойная подача воды к месту работы пожарных подразделений сопряжена со значительными трудностями: во первых, снижением температуры в водопроводе до 0,5-1°С, в открытых водоемах, реках и озерах до 0 о С, во вторых, опасностью замерзания воды в рукавных линиях, особенно в начальный период работы насоса. При температуре воздуха -40 о С и ниже температуры стенок рукавов близки к температуры окружающего воздуха, и движущаяся по ним вода быстро охлаждается, превращаясь иногда в пастообразующую ледяную массу, закупоривающую рукавную линию и ствол.
Кроме этого, переохлаждение организма у л/с при работе приводит к скованности движений и обмораживанию. Допустимая температура переохлаждения тела человека составляет около 25 о С, после которого оживление человека сомнительно. В этих условиях действия личного состава должны быть направлены на ускорение развертывания сил и средств подразделений. Для этой цели необходимо:
1) при работе пожарных насосов:
забор воды с открытых водоисточников целесообразно производить с больших глубин, где температура воды немного выше чем у поверхности (это дает возможность увеличить расстояние подачу воды к месту пожара);
при запуске насоса необходимо в начале открывать задвижку напорного патрубка которому неприсоединена рукавная линия. Подачи воды на излив позволяет водителю пожарного автомобиля убедиться в устойчивой работе пожарного насоса. Через 15 — 20 сек. необходимо увеличить число оборотов вала насоса, и плавно открывая задвижку патрубка с присоединенной напорной рукавной линией, одновременно закрывать задвижку напорного патрубка без рукавной линии (такой порядок запуска насоса исключает возможность замерзания воды в напорной рукавной линии в случае обрыва водяного столба);
из трубопровода вакуумной системы пожарного автомобиля необходимо полностью слить воду. Для этого следует после запуска насоса и подачи воды в напорную линию включать газоструйный вакуум аппарат (не включая крана вакуумной системы насоса) и произвести отсос воды в вакуумной линии; чтобы вакуум аппарат включился целесообразно сбавить газ на время переключения газораспределительной заслонки вакуум аппарата;
при этом нужно полностью открыть дроссельную заслонку карбюратора двигателя (рычаг «Газа» подать на себя до отказа) и в зависимости от вида и количества стволов, присоединенных к рукавной линии установить требуемый напор в насосе (по мановакууметру), плавно прикрывая задвижку напорного патрубка;
после установки соответствующего режима работы двигателя с насосом, закрыть двери насосного отделения и наблюдения за показаниями приборов вести через смотровое окно;
при длительном прекращении подачи воды отсоединить всасывающие и напорные рукава и удалить полностью воду из насоса при помощи сливных краников;
перед использованием насоса после длительной стоянки осторожно повернуть коленчатый вал двигателя заводной рукояткой при включенном насосе;
при стоянке автомобилей, не используемых на пожаре, периодически подогревать двигатель.
2) при прокладке и замене рукавных линий:
рукавные линии прокладывать преимущественно больших диаметров, по возможности из прорезиненных рукавов;
при наружных пожарах практиковать прокладку только магистральных линий непосредственно к стволам, избегая установки разветлений;
прокладывать резервные сухие магистральные рукавные линии в первую очередь к стволам, работающим на решающем направлении, предохраняя их от подмочки;
избегать прокладки длинных рукавных линий, для чего в первую очередь использовать ближайшие к месту пожара водоисточники, устанавливая на них возможно большее количество автонасосов и автомобилей с более мощными пожарными насосами. Работающие автомашины использовать на максимальную мощность;
не допускать зигзагообразной прокладки рукавных линий. Прокладку линий производить по возможности прямолинейно, без изгибов и заломов вдоль поребрика тротуаров или по самим тратуарам;
во всех случаях для защиты рукавов на проезжей части дорог применять рукавные мостки, в случае недостатка мостков использовать доски, жерди и т.п., что может предохранить рукава от повреждений при переездах транспорта;
рукавные линии по сугробам прокладывать из скаток или с рукавных катушек, установленных на заранее изготовленные специальные лыжи;
все образующиеся на рукавах свещи и протечки должны немедленно устранятся путем наложения рукавных зажимов;
при замене поврежденных рукавов или наращивания рукавов подачу воды не прекращать, а наращивание линии или замену рукавов производить, уменьшив напор в линии.
для предохранения от замерзания рукавных линий следует обязательно производить засыпку соединительных головок снегом, если имеется возможность применять на пожаре древесные опилки и другие утепляющие материалы;
следует практиковать отогревание соединительных головок паяльной лампой или факелом, подкладывать под соединительные головки подкладки из теплоизоляционного материала (доски, тряпки и т.п.) во избежание соприкосновения соединительных головок с землей;
для отогревания насосов и рукавных линий по возможности использовать горячую воду, путем заливки ее в цистерну, работающего автомобиля и подсоса ее в полость насоса и рукавные линии;
следует учитывать, что разветления являются наиболее чувствительной к замерзанию частью рукавной линии, поэтому при наружной установки разветвлений принимать меры к утеплению их снегом, опилками и т.п. материалами, устанавливать их внутри зданий, преимущественно на парадных и черных лестничных площадках и в коридорах. На весь период работы стволов у разветвлений выставлять пожарных для непрерывного за ними наблюдения;
при временном прекращении подачи воды насос не выключать, а закрыв вентили напорных патрубков, продолжить работу двигателя с насосом на малых оборотах или, открыв вентиль свободного патрубка, пустить воду на слив;
при работе автонасосов обязательно использовать все напорные патрубки, за исключением случаев, когда автонасосы установлены на маломощных магистралях;
следить за тем, чтобы у подготовленных для подачи воды с водоемов всасывающие сетки, во избежание их преждевременного обледенения, спускались воду лишь после полученного распоряжения о подаче воды.
Перечисленные требования помогут избежать образование льда в пожарных рукавах путем подогрева воды непосредственно насосом. Сущность подогрева воды этим способом заключается в том что при работе насоса на максимальных оборотах и не при неполном открытии задвижки напорного патрубка вода нагревается от трения о рабочее колесо и стенки корпуса насоса. При этом степень нагрева воды зависит от количества воды, подаваемым насосом в рукавную линию, напора, развиваемого насосом, и температурой окружающего воздуха.
Замерзание воды в рукавных линиях при температуре окружающего воздуха до -35 °С не должно быть, если по ним поступает вода с расходом не менее 1,5 л/с для рукавов 51 мм, 3 л/с для рукавов 66 мм, 4,5 л/с для рукавов 77 мм и 6 л/с для рукавов 89 мм на расстояние до ствола не более 300 м.
В этих случаях подача воды должна производится только по одной магистральной линии, т.к. увеличение количества магистральных линий приводит к увеличению суммарного расхода воды, в следствии чего ее нагрев в насосе получается не значительным;
3) при работе стволов:
при наружных открытых пожарах и достаточном количестве воды применять стволы с большим расходом воды (стволы «А», лафетные);
при внутренних пожарах для более рационального использования воды для избежания излишней проливки ее, используют стволы с малым расходом воды (преимущественно стволы «Б»). Шире использовать вывод стволов из помещений через окна и двери наружу при временной ненадобности их работы, в некоторых случаях для этой цели можно использовать действующие внутри зданий канализационные приемники. При выводе стволов наружу соблюдать особую осторожность для предотвращения подмочкой ущербы соседним зданиям, эвакуированному имуществу, личному составу, работающей пожарной техники;
избегать перекрытия стволов и разветвлений;
не допускать применение перекрывных стволов и стволов-распылителей;
при необходимости изменения позиции стволов не прекращать подачу воды.
для работы со стволами, как правило, назначать не менее двух пожарных (ствольщик и подствольщик), периодически заменяя их между собой.
4) После тушения
избегать спуск воды (при удалении ее) по лестничным клеткам;
замерзшие рукава в местах перегибов и соединений отогревать горячей водой, паром или нагретыми газами;
замерзшие соединительные головки, разветвления и стволы в отдельных случаях допускается отогревать паяльными лампами или факелами;
в случае сплошного промерзания рукавных линий, сборку таковых производить без сгибов и переломов рукавов, при этом отправка их в сушку производится в грузовых автомобилях с прицепами или на санях с подсанками, укладывая рукава во всю длину, не допуская перелома рукавов;
сборку рукавных линий производить под напором 1-1.5 атмосфер, не приостанавливая подачу воды. Сборку линий начинать от стволов. Размыкание последующих рукавов производить только после того, когда последний разомкнутый рукав будет освобожден от воды и скатан. Скатку рукавов в исключительных случаях допустимо заменить сборкой заломами рукава длинной в 3-5 метров. Для сборки рукавов привлекать максимальное количество личного состава;
перед окончанием работы насоса открыть спускные краники, убедиться, что через них проходит вода, после чего остановить насос, отсоединить напорные и всасывающие рукава, открыть клинкеты напорных патрубков, удалить всю воду из полости центробежного насоса и водокольцевого (если такой имеется);
после работы насоса и выпуска воды из него, включить газоструйный аппарат и удалить воду из трубопровода;
после работы по подаче воздушно-механической пены промыть насос, трубопроводы, клинкеты и пеносмесители. При наличии отстоя пенообразователя в баке, последний промыть водой.
Основной задачей тыла в условиях зимнего времени является обеспечение бесперебойная подача воды на пожар, работа всех средств сил пожаротушения, поэтому все заботы начальника тыла должны быть направлены к сохранению от замерзания как водоисточников, так и техники. Поэтому в своей работе начальник тыла обязан:
строго следить за выполнением личным составам частей всех указаний по предохранения от замерзания автонасосов, рукавных линий, разветвлений, пеногенераторов, водоисточников;
уделять особое внимание наблюдению за сохранением от замерзания действующих рукавных линий, их отогреву в случае необходимости, а также процессу сборки таковых;
при отсутствии на естественных или искусственных водоемах заблаговременно устроенных прорубей, в процессе пожаротушения выделить необходимое количество личного состава для быстрого их устройства, с таким расчетом чтобы работа протекала беспрерывно и была выполнена в кратчайший срок;
в целях предохранения от замерзания как гидрантов, на которых установлены колонки, так и в утепленных водоемах, надлежит как колодцы гидрантов, так и горловины утеплительных устройств или проруби на водоемах, утеплять снегом, соломой, матами и другими подручными материалами;
для обеспечения быстрого использования прилегающих к месту пожара гидрантов принять меры к заблаговременной их подготовки путем открывания крышек, удаления смерзающегося утеплителя, очистки от льда и футляра, вплоть до отогревания гидрантов паром и горячей водой.
При невозможности по какой либо причине произвести установку пожарной колонки, в исключительных случаях допускается использование гидрантов как водоемов путем заполнения их водой(утоплением шарового клапана);
около водоисточников у места работы нескольких автонасосов иметь всегда резервные автонасосы для замены в случае выхода из строя работающих;
при значительном удалении от места пожара водоисточников необходимо организовать подачу воды или в перекачку, или путем подвоза к пожару автоцистернами. Для пополнения последних необходимо выделять автонасосы. Подвоз воды автоцистернами должен быть организован таким образом чтобы подача воды на пожар из цистерны протекала беспрерывно и подъезжающие цистерны не смогли повредить работающие выкидные рукавные линии;
по окончанию работы с открытых водоемов или гидрантов принять меры к их проверке и немедленному последующему утеплению;
резерв личного состава размещать в теплых помещениях (в автобусах);
организовать периодически подмену работающих, давая им возможность отдохнуть и обогреться;
организовать на пожаре медицинское наблюдение за личным составом;
предусмотреть обогрев личного состава и переодевание его в сухую одежду;
обеспечить доставку личного состава в пожарные части в закрытых теплых автомобилях.
Для обеспечения полной готовности и способности пожарных подразделений для основной работы в зимних условиях является необходимым:
заблаговременный учет всех условий работы на пожарах зимой;
своевременное обучение личного состава к действиям и приемам работы зимой;
принятие мер к предотвращению обмораживания, обмерзания и обледенения личного состава при его работе на открытом воздухе;
проведение специальных мероприятий по содержанию и использованию пожарных машин и оборудования как в помещениях частей, так и на пожарах;
подготовка и осуществление специальных мероприятий по использованию всех типов водоисточников в зимнее время.
При тушении пожара при сильном ветре РТП обязан:
производить тушение мощными струями;
обеспечивать в минимально короткое время охват, начиная с флангов, струями воды всего горящего объекта;
создать резерв сил и средств для тушения новых очагов пожара;
организовать наблюдение и защиту объектов расположенных с подветренной стороны, путем выставления постов и направление дозоров, придав им необходимые силы и средства;
в особо угрожающих случаях создавать на основных путях распространения огня противопожарные разрывы вплоть до разборки отдельных строений и сооружений.
Зимним периодом эксплуатации называется такой период, когда температура окружающего воздуха устанавливается ниже 5°С.
Эксплуатация машин в зимних условиях затрудняется из-за низких температур воздуха, наличия снежного покрова, сильных ветров и метелей, а также сокращения светлого времени суток.
Низкая температура окружающего воздуха затрудняет пуск двигателя, оказывает отрицательное влияние на работу всех его систем и поддержание нормального теплового режима. Вследствие низких температур окружающего воздуха значительно ухудшается испаряемость бензина и увеличивается плотность воздуха, что приводит к значительному обеднению горючей смеси и плохому ее воспламенению при пуске карбюраторных двигателей. В дизелях вследствие повышения вязкости топлива и снижения температуры воздушного заряда в цилиндрах нарушаются условия смесеобразования и ухудшается самовоспламенение дизельного топлива.
Переохлаждение двигателя в процессе его работы приводит к ухудшению смесеобразования и усилению конденсации горючего, в результате чего увеличивается его расход и снижается мощность двигателя. Конденсат горючего смывает масляную пленку со стенок цилиндров и разжижает масло в картере, что приводит к резкому нарастанию износов деталей двигателя и сокращению срока его службы. Особенно сильно изнашиваются детали при пуске холодных двигателей.
Повышение вязкости масла при низких температурах воздуха вызывает резкое увеличение сопротивления вращению коленчатого вала, что затрудняет достижение требуемой для пуска двигателя частоты вращения коленчатого вала.
Низкая температура окружающего воздуха приводит к увеличению вязкости электролита аккумуляторных батарей, снижению их емкости и способствует быстрому разряду батарей при пользовании стартером.
Особого внимания в зимний период требует система охлаждения. Это связано с опасностью размораживания блока цилиндров и радиатора при использовании воды в качестве охлаждающей жидкости.
Понижение температуры окружающего воздуха способствует увеличению вязкости трансмиссионного масла, что приводит к значительному увеличению потерь на трение в агрегатах и механизмах трансмиссии и ходовой части машин.
Под действием низких температур теряют упругие свойства детали, изготовленные из резины, а на их поверхности образуются трещины.
Наличие снежного покрова ухудшает проходимость и осложняет вождение машин по занесенным снегом дорогам и вне дорог. При снегопадах и метелях снижается видимость и затрудняется ориентирование на местности.
В связи с низкими температурами воздуха и сокращением светлого времени суток ухудшаются условия труда водителей и личного состава, занятого работами по обслуживанию машин.
Техническое обслуживание машин в зимний период также отличается рядом особенностей. Машины должны заправляться закрытой струей
и обязательно через установленные в баках топливные фильтры. Топливные баки машин (особенно дизельных) должны заправляться полностью во избежание инееобразования на их стенках.
Техническое обслуживание необходимо выполнять сразу по прибытии машин в парк, пока агрегаты, сборочные единицы и смазка не остыли.
Перед постановкой машин на стоянку следует сливать отстой из топливных фильтров и отстойников, а из воздушных ресиверов удалять конденсат.
При хранении машин в неотапливаемых помещениях, под навесами или на открытых площадках воду из системы охлаждения обязательно сливать. При сливе воды водитель обязан периодически прочищать сливные краники проволочкой и следить за количеством вытекающей воды. По окончании слива необходимо провернуть коленчатый вал двигателя на 10-15 оборотов для удаления остатков воды из системы, а краники оставить открытыми. Около машины вывешивается табличка «Вода спущена».
При температуре ниже минус 15°С аккумуляторные батареи снимаются с машин, сдаются в аккумуляторную, а около машины вывешивается табличка «Аккумуляторные батареи сняты».
Установленные на стоянках машины запрещается затормаживать стояночной тормозной системой во избежание примерзания колодок к диску (барабану) в случае попадания воды (снега) в тормозную систему. Рабочая тормозная система также должна быть расторможена.
Надежная работа машин в зимний период обеспечивается проведением в частях мероприятий, включающих специальную подготовку личного состава, машин, а также помещений и оборудования парка для хранения, обслуживания и ремонта машин в предстоящий период эксплуатации. Для подготовки личного состава организуются и проводятся специальные занятия, на которых изучаются особенности зимней эксплуатации машин, причем не менее двух третей учебного времени отводится на практические занятия. Занятия завершаются зачетом, результаты его объявляются в приказе по части, согласно которому лица, сдавшие зачет, допускаются к эксплуатации машин зимой.
Подготовка машин к эксплуатации в зимний период заключается в проведении номерного технического обслуживания. Для машин транспортной и учебной групп проводится очередное номерное техническое обслуживание № 1 или 2, а для машин боевой и строевой групп – техническое обслуживание № 2 (как правило, один раз в два года) или № 1. Кроме того, машинам всех групп проводят дополнительные работы, предусмотренные инструкциями по эксплуатации этих машин, по подготовке их к эксплуатации зимой.
В отличие от автомобилей обычного назначения пожарные автомобили эксплуатируются в особых, можно сказать более «жёстких» условиях. Цель технической эксплуатации пожарных автомобилей – максимальная реализация их потенциальных свойств, при движении в оперативном режиме и обеспечении основных действий на пожаре и при проведении аварийно – спасательных работ.
Эксплуатация пожарного автомобиля состоит из двух основных режимов: ожидание и использование по назначению. Режим использования пожарного автомобиля включает:
- выезд и следование к месту вызова;
- развёртывание средств;
- ликвидацию горения и выполнение специальных работ;
- свёртывание средств;
- следование в часть.
При выезде и следовании к месту вызова холодный двигатель пожарного автомобиля эксплуатируется с максимально возможной нагрузкой на форсированных режимах, что, несомненно, увеличивает его износ, снижая при этом его долговечность.
При ликвидации горения двигатель автомобиля работает в стационарном нагрузочном режиме – приведение в действие пожарного насоса. В зависимости от потребляемой стационарной мощности тепловое состояние агрегатов может быть нормальное или повышенное.
Особенностями эксплуатации пожарных автомобилей являются также частые пуски механизмов с целью проверки их работоспособности, прогрев механизмов в движении, отсутствие установившихся режимов работы двигателя при подаче воды насосом.
Таким образом, в агрегатах пожарных автомобилей более интенсивно по сравнению с обычными транспортными автомобилями проходят процессы, предопределяющие снижение их работоспособности. В результате техническое состояние пожарного автомобиля неизбежно ухудшается, снижается его надёжность.
Для поддержания парка пожарных автомобилей в исправном состоянии осуществляется комплекс технических и организационных мероприятий, который можно разделить на две группы: техническое обслуживание и ремонт.
Организация и проведение технических обслуживаний и ремонтов пожарных автомобилей регламентированы приказом МВД РФ № 34 от 24.01.96, который утверждает «Наставление по технической службе ГПС МВД России».
1 Требования к исправному пожарному автомобилю
Находящийся в расчёте пожарный автомобиль должен быть в исправном состоянии. Исправное техническое состояние пожарного автомобиля должно обеспечить его безопасность при движении в оперативном режиме и безотказность при работе на пожаре и выполнении аварийно-спасательных работ.
Технически исправный пожарный автомобиль должен отвечать следующим основным требованиям:
- быть чистым, исправным, отрегулированным, смазанным и заправленным положенными эксплуатационными материалами;
- двигатель должен легко запускаться стартером, и устойчиво работать при различной частоте вращения коленчатого вала;
- свободный ход педалей, рычагов управления и рулевого колеса должен быть в пределах нормы;
- сцепление не должно «вести» или «пробуксовывать»;
- тормоза должны обеспечивать одновременное плавное торможение колёс и остановку пожарного автомобиля на установленном для данной модели тормозном пути; торможение пожарного автомобиля с гидравлическим приводом тормозов обеспечивается при одном нажатии на педаль;
- углы развала и схождения колёс должны соответствовать установленным нормам;
- сигнал-сирена, электрозвуковой сигнал, стоп-сигнал, указатели поворотов, фары, подфарники, прожектора, плафоны, стеклоочистители и все контрольные приборы на щитке приборов и в насосном отделении должны быть исправными;
- крепление агрегатов пожарного автомобиля и пожарно-технического вооружения должно быть надёжным;
- система управления пожарным насосом должна быть исправной;
- пожарный насос должен исправно (без посторонних шумов) работать на всех режимах, быть герметичным и иметь подачу в пределах нормы;
- при включении основной и дополнительной трансмиссий (коробки передач, раздаточной, отбора мощности) и переднего ведущего моста не должно быть стука, скрежета и других нехарактерных шумов;
- давление воздуха в шинах должно соответствовать норме;
- пожарно-техническое вооружение и аварийно-спасательное оборудование пожарного автомобиля должно соответствовать табелю положенности, быть исправным и располагаться на своих местах;
- не должны иметь место подтекания топлива, масла, воды, пенообразователя и других жидкостей.
Неисправным считается пожарный автомобиль, имеющий следующие основные дефекты:
- Неисправности кузова:
- наличие вмятин и повреждение окраски;
- перекос дверей кабин или отсеков кузова, затрудняющий их открывание и закрывание;
- неисправность замков, запоров и фиксаторов дверей кабин и отсеков кузова, а также неисправность фиксаторов откидной кабины;
- отсутствие стёкол или наличие на них глубоких царапин (трещин), затрудняющих и обзорность, а также отсутствие противосолнечных козырьков;
- неисправность стеклоподъёмников;
- отсутствие или повреждение зеркал заднего вида;
- неисправность или отсутствие очистителей и омывателей ветрового стекла;
- неисправность креплений элементов специальной надстройки;
- нарушение целостности цистерны и бака для пенообразователя.
2. Неисправности моторной установки:
- содержание вредных примесей или уровень дымности в отработавших газах превышает установленные нормы;
- подтекание топлива из системы питания;
- неисправность или отсутствие глушителя;
- отсутствие приспособления для подавления помех радиоприёму;
- наличие стуков в подшипниках коленчатого вала, резких стуков поршней в цилиндрах и деталей газораспределительного механизма (при прогретом двигателе);
- давление масла в системе смазки полностью прогретого двигателя, работающего на минимальной частоте вращения холостого хода, меньше величины, указанной в эксплуатационной документации на конкретную марку двигателя;
- пуск двигателя при положительной температуре воздуха затруднён;
- двигатель перегревается, неустойчиво работает на установившихся режимах (в том числе на холостом ходу) или работает с перебоями на переходных режимах;
- подтекает охлаждающая жидкость через сальники водяного насоса, радиатор и другие соединения трубопроводов системы охлаждения.
- Неисправности основной и дополнительной трансмиссий:
- пробуксовывает или неполностью выключается сцепление;
- при плавном включении сцепления происходят резкие рывки автомобиля или появляются нехарактерные стуки;
- величина свободного хода педали сцепления не соответствует данным инструкции завода-изготовителя;
- прослушиваются стуки в коробке передач при движении автомобиля на любой передаче или при нейтральном положении рычага переключения передач;
- прослушиваются стуки в дополнительной трансмиссии при включённой коробке отбора мощности или затруднено включение КОМ;
- не включается или самопроизвольно выключается передача;
- подтекает масло через сальники или плоскости разъёма коробки передач или коробки отбора мощности;
- имеются повреждения (или биение) карданных валов, повреждены или изношены их промежуточные опоры;
- отмечается повышенный шум в заднем мосту при движении автомобиля;
- подтекает масло через сальники и другие уплотнения картера заднего моста;
- имеет место чрезмерный нагрев картера главной передачи.
4. Неисправности ходовой части:
- на лонжеронах, поперечинах или кронштейнах рамы имеются трещины;
- отсутствуют или ослаблены заклёпки в соединениях деталей рамы;
- имеются погнутости и трещины на балке переднего моста;
- углы установки колёс не соответствуют требованиям инструкции завода-изготовителя;
- повышенный люфт передних колёс;
- затруднено вращение колёс из-за неправильной регулировки подшипников;
- сломаны листы рессор или любые другие детали подвески;
- сломаны или имеют сорванную резьбу центровые болты рессор;
- неисправны амортизаторы;
- отсутствуют или повреждены предусмотренные конструкцией автомобиля стабилизаторы поперечной устойчивости;
- шины грузового автомобиля имеют сквозные повреждения, разрыв корда или остаточную глубину рисунка протектора менее 1 мм;
- шины не соответствуют модели транспортного средства по размеру и допускаемой нагрузке;
- на автомобиле установлены шины разных видов или с различными типами рисунков протектора.
- колёсные диски ненадёжно закреплены на ступице или имеют повреждения реборд или посадочных отверстий;
- давление воздуха в шинах не соответствует установленной норме;
5. Неисправности систем управления:
- величина люфта рулевого управления превышает норму, установленную заводом-изготовителем;
- затруднено вращение или имеется выраженная неравномерность усилия поворота рулевого колеса;
- не закреплены, не зашплинтованы, отсоединились, либо повреждены детали рулевого управления;
- неисправен гидроусилитель рулевого управления (включая радиатор рабочей жидкости ГУР, если он установлен);
- рабочий тормоз не обеспечивает равномерного затормаживания всех колёс;
- при однократном нажатии на педаль рабочего тормоза не обеспечивается установленная эффективность торможения;
- подтекает жидкость в гидравлической системе тормозов;
- при неработающем двигателе падение давления воздуха в пневматическом и пневмогидравлическом приводе тормозов после полного приведения их в действие превышает 0,05 МПа за 15 минут;
- не работает манометр пневматической тормозной системы;
- рычаг (рукоятка) стояночного тормоза не удерживается запирающим устройством;
- стояночный тормоз не удерживает пожарный автомобиль на уклонах, соответствующих нормативной величине для конкретного типа автомобиля.
6. Неисправности электрооборудования:
- электропроводка имеет повреждённую изоляцию;
- аккумуляторная батарея имеет течь, ослабленную посадку штырей, ненадёжное крепление;
- неисправны контрольные приборы;
- фары не отрегулированы в соответствии с инструкцией завода-изготовителя;
- не горят фары, основные и дополнительные габаритные огни;
- не горит стоп-сигнал;
- не работает в установленном режиме указатель поворота;
- отсутствует предусмотренные конструкцией транспортного средства световозвращатели;
- не горит фонарь заднего номерного знака;
- не горят проблесковые маяки (или не вращаются их отражатели).
7. Неисправности специальных агрегатов:
- неисправна вакуумная система пожарного насоса (за нормативное время не создаётся требуемый вакуум в пожарном насосе);
- не герметичен пожарный насос;
- отсутствуют смазки в пожарном насосе;
- пожарный насос ненадёжно закреплён на раме автомобиля;
- неисправны контрольно-измерительные приборы в насосном отсеке пожарного автомобиля;
- имеются подтекания масла или воды при работе пожарного насоса;
- отмечаются стуки и вибрация при работе пожарного насоса;
- неисправны пеносмеситель или дозатор пожарного насоса;
- отмечается сильный нагрев корпуса при работе пожарного насоса высокого давления (или ступени высокого давления для комбинированных насосов).
2 Техническое обслуживание пожарных автомобилей
Техническое обслуживание – это комплекс мероприятий, направленных на качественную и безотказную эксплуатацию пожарных автомобилей; оно проводится с целью обеспечения постоянной готовности пожарных автомобилей к ведению основных действий, безопасности их движения, надлежащего внешнего вида, увеличение межремонтных пробегов, предупреждения возникновения неисправностей и своевременного их устранения, уменьшения отрицательного воздействия автомобиля на окружающую среду, сокращения расхода топлива, смазочных и других эксплутационных материалов. Техническое обслуживание предусматривает уборку и мойку, заправку топливом, проверку технического состояния приборов, узлов и агрегатов, пожарного оборудования и устройств, доливку и смену эксплутационных жидкостей, промывочно-очистительные, крепежные, контрольно-регулировочные и электротехнические работы.
Руководители подразделений пожарной охраны (начальники пожарных частей) несут ответственность за своевременное и качественное техническое обслуживание пожарных автомобилей, пожарного оборудования и устройств. Они обязаны обеспечивать проведение технического обслуживания в установленные сроки, представляя для этого личному составу необходимые средства и время.
Техническое обслуживание организуется по планово-предупредительной системе, основанной на обязательном выполнении работ по уходу за пожарными автомобилями, пожарным оборудованием как в процессе их использования, так и в процессе кратковременного или длительного хранения.
Техническое обслуживание пожарных автомобилей по периодичности, перечню, трудоемкости и месту выполняемых работ подразделяется на следующие виды:
- ежедневное техническое обслуживание при смене дежурств (ЕТО);
- техническое обслуживание на пожаре или учении;
- техническое обслуживание по возвращении в часть с пожара или учения;
- техническое обслуживание после первой 1000 км пробега по спидометру;
- техническое обслуживание № 1 (ТО-1);
- техническое обслуживание № 2 (ТО-2);
- сезонное техническое обслуживание (СО).
Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО) проводится в подразделении при смене дежурств заступающим на дежурство водителем и личным составом расчета под руководством начальника пожарного расчёта, с целью проверки готовности выезда автомобиля на пожар или аварию. Основным назначением его является осуществление контроля, направленного на обеспечение безопасности движения пожарного автомобиля, поддержание его внешнего вида; оценки общего технического состояния специальных агрегатов, пожарно-технического вооружения и аварийно – спасательного оборудования, заправку топливом, маслом и охлаждающей жидкостью.
Перед сменой дежурств сменяющийся водитель и личный состав расчета должны подготовить пожарный автомобиль к сдаче (подготовка осуществляется по всем пожарным автомобилям, включая резервные). Автомобили должны быть чистыми, полностью заправлен эксплутационными материалами и огнетушащими веществами, укомплектованными исправным оборудованием согласно табельной положенности. Кроме того, сменяющийся водитель обязан проконтролировать внесение в эксплутационную карту всех записей о работе пожарного автомобиля во время его дежурства.
Водитель, принимающий пожарный автомобиль, в присутствии сменяющегося водителя должен проверить состояние автомобиля в объеме перечня работ ежедневного технического обслуживания и сделать соответствующую запись в эксплутационной карте. При этом время работы двигателя автомобиля не должно превышать:
3 минуты – для основных пожарных автомобилей общего применения с карбюраторным двигателем;
5 минут – для основных пожарных автомобилей целевого применения, автомобилей с дизельным двигателем и автомобилей оборудованных многоконтурной тормозной пневмосистемой;
7 минут – для специальных пожарных автомобилей;
10 минут – для пожарных автолестниц и автоподъемников.
В соответствии с типовой технологией технического обслуживания пожарных автомобилей для основных пожарных автомобилей общего применения в перечень работ ЕТО включаются следующие операции:
- внешний осмотр автомобиля для проверки его комплектности и выявления наружных повреждений;
- проверка состояния дверей кабины, салона расчёта и кузова (петель, фиксаторов, замков, запорных механизмов откидных кабин), стекол, стеклоподъемников, зеркал заднего вида, противосолнечных козырьков, оперения, номерных знаков, рамы, рессор, шин и креплений колес (визуально);
5-8 мм
15-22 мм
10-15 мм
8-14 мм
Рис. 7.1. Схема измерения прогиба под нагрузкой 40 Н (4 кгс) приводных ремней двигателей ЗИЛ-645 (слева), ЗИЛ-508 (в центре), КамАЗ-740 (справа).
проверка правильности опломбирования спидометра и счетчика наработки моточасов пожарного насоса;
- проверка (визуально) креплений цистерны, пенобака и специального кузова (ложементов, стремянок, стяжных болтов и т.п.);
- проверка отсутствия течей воды и пенообразователя из ёмкостей и трубопроводов;
- проверка действия кранов, вентилей, задвижек пожарного насоса, пеносмесителя и вакуумного затвора – маховички и ручки не должны иметь повреждений и должны быть надежно закреплены на штоках, вращение маховичков и передвижение ручек должны быть плавным, без заеданий;
- проверка отсутствия в пожарном насосе воды (водных растворов) и посторонних предметов;
- проверка состояния и натяжения приводных ремней (см. рис. 7.1);
- проверка исправности привода жалюзи и (в зимнее время) состояния утеплительного чехла;
- проверка отсутствия течей эксплуатационных жидкостей;
- проверка уровеня масла в картере двигателя (для автомобилей с дизельным двигателем дополнительно уровень масла в топливном насосе высокого давления и регуляторе частоты вращения), уровня воды или низкозамерзающай жидкости в системе охлаждения двигателя, уровней рабочих жидкостей в гидроприводе тормозов, механизме выключения сцепления, бачке гидроусилителя, уровня топлива в топливном баке;