Меню

Особенности летней эксплуатации машин

Особенности летней эксплуатации машин

Глава 16. Эксплуатация автомобилей в зимних и летних условиях

Зимняя эксплуатация автомобилей

Зимний период характеризуется низкими температурами -воздуха, достигающими в некоторых районах минус 50° и ниже,, а также тяжелыми дорожными условиями (снежными заносами, гололедицей, метелями).

Тяжелые условия зимней эксплуатации обусловливают ряд особенностей использования, технического обслуживания и хранения автомобилей.

Зимой трудно запустить двигатель, он легко переохлаждается, значительны потери мощности на трение в агрегатах силовой передачи и в ходовой части, усложняется вождение машины.

С понижением температуры окружающего воздуха испаряемость бензина значительно ухудшается, а плотность воздуха увеличивается, поэтому горючая смесь становится бедной и, следовательно, плохо воспламеняется.

В дизельных двигателях ухудшаются условия воспламенения рабочей смеси в цилиндрах, так как температура воздуха в цилиндрах в конце такта сжатия недостаточна для самовоспламенения дизельного топлива.

С понижением температуры в значительной степени возрастает вязкость масла, что требует больших усилий для проворачивания коленчатого вала.

Расход электроэнергий аккумуляторных батарей при запуске холодного двигателя резко возрастает, а работоспособность батарей зимой уменьшается, так как увеличение вязкости электролита с понижением температуры ведет к уменьшению емкости, отдаваемой батареей. Объясняется это тем, что повышенная вязкость электролита замедляет протекание электрохимических процессов.

Для поддержания аккумуляторных батарей в работоспособном состоянии они должны быть полностью заряженными (разряд свыше 25% не допускается); кроме того, надо поддерживать необходимую плотность электролита.

При запуске холодного двигателя детали его сильно изнашиваются. Объясняется это главным образом смыванием масляной пленки со стенок цилиндров и уменьшением количества масла, поступающего к деталям двигателя, вследствие большой вязкости масла.

При эксплуатации автомобилей зимой тепловой режим двигателя может быть нарушен. Переохлаждение двигателя приводит к падению мощности, увеличению расхода горючего, повышенному износу деталей и сокращению срока его службы.

При работе дизельного двигателя на пониженном тепловом режиме холодное топливо, поступающее в цилиндры, полностью не сгорает и, частично оседая на деталях, превращается в смолы, что вызывает засмаливание поршневых колец и клапанов и повышение нагарообразования.

Для поддержания нормального теплового режима двигателя необходимо правильно использовать утеплительные чехлы и жалюзи, проверять натяжение ремня вентилятора и исправность термостата.

Особенно опасно замерзание зимой воды в системе охлаждения. Во избежание этого необходимо перед выездом из парка хорошо прогревать двигатель, а при движении постоянно следить за показанием термометра, регулируя температуру воды посредством жалюзи или клапанов утеплительного чехла. Иначе может произойти «прихватывание» радиатора (замерзание воды в нижней части радиатора), которое определяют по бурному выделению пара из пароотводной трубки радиатора.

Для устранения «прихватывания» радиатора надо остановить автомобиль (двигатель не глушить), тщательно утеплить нижнюю часть радиатора, ослабить натяжение ремня вентилятора и дать двигателю поработать на малых оборотах. Постепенно лед растает, и «прихватывание» радиатора будет устранено.

Ни в коем случае нельзя отогревать радиатор открытым огнем, так как это может привести к пожару или к выходу из строя радиатора.

В полевых условиях, если нет горячей воды, во время длительных остановок назначаются дежурные водители, которые обязаны через определенное время прогревать двигатели автомобилей.

Вязкость трансмиссионных масел с понижением температуры резко увеличивается, что вызывает увеличение потерь мощности на трение в силовой передаче и ходовой части.

Для уменьшения вязкости трансмиссионных масел их можно разбавлять дизельным топливом. Например, при температуре окружающего воздуха до минус 30° применяют смесь, состоящую из 75% трансмиссионного масла и 25% дизельного топлива.

Техническое обслуживание автомобилей зимой имеет ряд особенностей.

Очищать автомобили от снега и смазывать их надо немедленно по прибытии в парк, пока агрегаты и узлы не остыли, иначе снег примерзнет к автомобилю, а смазка не будет поступать в узлы трения.

Заправлять топливные баки автомобиля следует только через фильтр и закрытой струей (при помощи шланга с пистолетом); баки автомобилей, особенно дизельных, заправлять сразу же по возвращении в парк и полностью во избежание образования инея.

Перед постановкой автомобилей на стоянку надо сливать отстой из топливных фильтров и отстойников; из пневматического привода тормозов (из ресиверов) по прибытии в парк спускать конденсат.

Для предупреждения заболеваний и обмораживания каждый водитель дожен иметь щиток (коврик) для работы лежа под автомобилем, а металлические рукоятки инструмента зачехлить или оплести шпагатом.

При всех видах технического обслуживания водитель обязан проверять и приводить в исправное состояние средства утепления и обогрева, а также средства повышения проходимости автомобиля.

При хранении автомобиля в полевых условиях и на неотапливаемых стационарных стоянках воду из системы охлаждения надо сливать в ведро и сдавать в водомаслогрейку, по окончании слива воды, чтобы остатки ее не замерзли, надо провернуть коленчатый вал на 10-15 оборотов, а сливные краники оставить открытыми. При температуре ниже минус 25° снимать аккумуляторные батареи. При температуре ниже минус 15-20° сливать масло из картера двигателей.

Читайте также:  Почему во всех тепловых двигателях рабочим телом является пар или газ

Масло АКЗп-10 сливать лишь при температуре ниже минус 30°, а дизельное масло МТ-14п можно не сливать до температуры минус’ 40°.

Для слива масла каждый водитель должен иметь бидон с написанным на нем номером автомобиля, за которым бидон закреплен; бидон с маслом также сдавать в водомаслогрейку.

Категорически запрещается на время хранения автомобиля затормаживать его ручным тормозом. Ножные тормоза должны быть расторможены, так как попавшие в тормоз вода или снег вызывают примерзание колодок к диску (барабану).

После длительной стоянки автомобиля нельзя начинать движение на большой скорости, так как резина от мороза становится хрупкой и покрышки могут потрескаться, а при резком торможении возможен отрыв кусков протектора. Сильно загустевшая смазка может вызвать заклинивание и разрушение роликов и обойм подшипников ступиц колес.

Полный разогрев узлов ходовой части и агрегатов силовой передачи характеризуется появлением нормального наката.

Для защиты автомобилей от снега и ветра можно использовать леса и кустарники, возводить стены и валы из снежных брусьев, применять брезенты, палатки и щиты.

На стоянках автомобили следует ставить по направлению ве- тра, чтобы уменьшить охлаждение двигателя. Чтобы шины не вмерзали в снег, под колеса автомобилей надо подкладывать бревна, жерди или ветви.

Несоблюдение водителями правил использования, технического обслуживания и хранения автомобилей зимой может послужить причиной ряда неисправностей.

Так, хранение зимой автомобилей, система охлаждения которых заправлена водой, может привести к размораживанию блока двигателя и радиатора. Из-за образования ледяных пробок в фильтрах, трубопроводах и жиклерах возможна вынужденная остановка автомобиля в пути.

В дизельном двигателе фильтры и трубопроводы забиваются не только льдом, но и кристаллами парафина, который обычно в топливе находится в растворенном состоянии, а при низких температурах превращается в кристаллы.

При очень низкой температуре сильно повышается вязкость масла и во время запуска дизельного двигателя может произойти разрыв маслопроводов.

Несоответствие плотности электролита в аккумуляторных батареях условиям эксплуатации ведет к разрушению банок и пластин, так как электролит замерзает.

Причиной отказа работы тормозов с пневматическим приводом может быть замерзание конденсата в ресивере и трубопроводах, а тормозов с гидравлическим приводом — застывание тормозной жидкости.

Если при трогании с места не разогреть предварительно картеры силовой передачи, могут поломаться крестовины карданных валов вследствие их перегрузки. .

Надежной работа автомобилей в зимний период будет в том случае, если водители своевременно подготовят автомобили.

Объем работ по подготовке автомобилей к зимнему периоду эксплуатации определяется руководствами по техническому обслуживанию автомобиля каждой марки.

Подготовка автомобилей к зимней эксплуатации заключается в выполнении очередного технического обслуживания и ряда дополнительных работ.

Топливные баки дизельных автомобилей снимают и промывают чистым топливом. Для автомобилей с карбюраторными двигателями можно ограничиться сливом из топлцвных баков 2 — 3 л отстоя.

Карбюратор снимают и разбирают; все детали тщательно промывают в бензине; затем проверяют уровень горючего в поплавковой камере и состояние всех прокладок, а бензопроводы продувают сжатым воздухом.

Подогревательные устройства двигателя должны быть в исправном состоянии.

Вода в системе охлаждения может быть заменена по приказанию командира, начальника низкозамерзающей охлаждающей жидкостью (антифризом).

Систему отопления кабины прочищают и промывают.

Масло в картерах двигателя и силовой передачи заменяют, если они не были заправлены всесезонным маслом; кроме того, заме-няют смазку в ступицах колес, в шарнирах поворотных кулаков и в гидравлическом механизме подъема платформы самосвала.

Топливные баки дизельных автомобилей надо заправить дизельным топливом зимнего сорта.

В амортизаторах заменяют жидкость.

Клапаны, днища поршней и головку блока цилиндров компрессора очищают от смолистых отложений. На капот двигателя надевают утеплительный чехол.

При подготовке автомобилей к эксплуатации в районах Крайнего Севера надо руководствоваться специальной инструкцией.

Для запуска двигателей при низкой температуре обычно применяют горячую воду и горячее масло.

Вода для этого должна быть нагрета до 90-95°, При очень сильных морозах заливать в систему охлаждения кипяток не рекомендуется, так как вследствие резкого изменения температуры в блоке двигателя могут появиться трещины.

Порядок запуска следующий: поставить на автомобиль аккумуляторные батареи, если они были сняты; укрыть двигатель утеплительным чехлом и закрыть жалюзи; поставить рычаг коробки передач в нейтральное положение, затем проверить, открыты ли сливные краники системы охлаждения. Горячую воду заливать до тех пор, пока из сливных краников не потечет теплая вода; затем закрыть сливные краники и залить в картер двигателя горячее масло (температура масла должна быть 80-100°). После этого провернуть коленчатый вал пусковой рукояткой, не включая зажигание, а затем, включив зажигание и закрыв воздушную заслонку карбюратора, пусковой рукояткой запустить двигатель и прогреть его до температуры охлаждающей жидкости 80-90°. Прогревают двигатель на малых оборотах коленчатого вала, постепенно доводя их до средних.

Читайте также:  Уроки как настроить машину

В полевых условиях, если нет горячей воды и масла, двигатель можно запустить при помощц пускового подогревателя.

Кроме перечисленных выше способов запуска двигателей или в сочетании с ними, иногда применяют запуск двигателя при помощи пускового насоса.

Одноплунжерный пусковой насос (рис. 130), снабженный диа-фрагмой-отсекателем 5, укрепляется на щитке приборов 10 в кабине водителя. На передней стенке 8 кабины монтируется бачок 7 для пускового горючего. Во всасывающий коллектор двигателя ввертываются форсунки-распылители 6. Диафрагма делает впрыск горючего более резким, обеспечивая тем самым хорошее его рас-пыливание при выходе из сопел форсунок-распылителей.

При помощи пускового насоса можно легко запустить двигатель при температуре до минус 15° даже на обычном автомобильном бензине, а при использовании пускового бензина двигатель можно запустить при температуре до минус 40° без разогрева двигателя.

Чтобы коленчатый вал проворачивался легко, надо применять масла зимних сортов.


Рис. 130. Автомобильный насос АП: 1 — цилиндр; 2 — поршень с рукояткой; 3 — впускной клапан; 4 — нагнетательный клапан; 5 — диафрагма-отсекатель; 6 — форсунки-распылители; 7 — бачок; 8 — передняя стенка кабины; 9 — впускной коллектор; 10 — щиток приборов в кабине

Перед запуском заправить бачок насоса бензином, открыть кран бачка и прикрыть воздушную заслонку карбюратора. Затем, медленно вытянув на себя рукоятку насоса, энергичным нажатием на рукоятку произвести впрыск бензина во впускной коллектор двигателя, после чего включить зажигание и запустить двигатель. После запуска открыть воздушную заслонку карбюратора, закрыть кран бачка и прогреть двигатель.

Количество впрысков бензина зависит от температуры окружающего воздуха и качества бензина.

Указанный способ запуска двигателя следует применять, если нет горячей воды, неисправен пусковой подогреватель или в том случае, когда один подогрев не обеспечивает легкого запуска, что может иметь место при эксплуатации автомобилей в районах Крайнего Севера.

Дизельные двигатели запускают, как правило, при помощи подогревательных устройств, смонтированных непосредственно на двигателе. Порядок их применения излагается подробно в заводских инструкциях по эксплуатации автомобилей.

Летние особенности эксплуатации машины

Многие владельцы машин считают, что большинство сложностей связанных с вождением, возникают только в зимний период, пренебрегая особенностями эксплуатации автомобиля в летний период.

В статье рассмотрим наиболее актуальные проблемы владельцев автомобиля и советы для перевода ат на летний режим эксплуатации.

Особенности использования авто летом

Главной опасностью эксплуатации автомобиля летом является солнце.

При прямом попадании солнечных лучей, снижается видимость. Чтобы избежать этого, можно использовать солнцезащитные очки.

Также при такой погоде не нужно чересчур натирать торпеду, потому что блики исходящие от нее, могут помешать вождению, ослепляя водителя.

Предосторожности подготовки ат на летний режим эксплуатации:

  • Сделайте тонировку окон. Пленка со самым слабым эффектом тонирования способна не только снизить температуру, но и уменьшить воздействие ультрафиолета;
  • На время парковки закрывайте стекло защитным экраном. Такой экран способен защитить центральную консоль и салон от высоких температур;
  • Регулярно проверяйте масло на вязкость. Высокая температура плохо влияет на вязкость моторного масла, оно теряет свои свойства, и не справляется со своими защитными свойствами;
  • Меняйте зимнюю резину на летнюю. Тормозной путь резины для использования зимой, в летний период значительно увеличивается. Также при эксплуатации зимней резины летом, износ происходит намного быстрее;
  • Проверьте исправность и заправьте кондиционер. Для того, чтобы климат контроль вашего авто работал, следует проследить за уровнем хладагента, и если нужно заправить в мастерской;
  • В летний период обязательно возите с собой канистру с водой. Вода поможет, в случае необходимости, быстро охладить двигатель.

Исправное техническое состояние

Для поддержания исправного состояния следует придерживаться следующих особенностей эксплуатации автотранспортных средств при переводе техники на летний режим:

  • Мыть систему охлаждения: внутри избавляться от накипи, снаружи — удалять грязь и пыль, которые снижают теплоотвод;
  • Проверять на исправность термостат и состояние прокладок пробок радиатора;
  • Контролировать качество воды в системе охлаждения, а также ее герметичность;
  • При слишком высоких температурах использовать антифриз;
  • Мыть несколько раз в день воздушные фильтры, топливные — каждые 500 км.;
  • Чаще менять масло в агрегатах и картерах;
  • Следить за изоляцией проводки и плотностью электролита;
  • Продувать шины сжатым воздухом и понижать давление в них на 0.03 МПА;
  • Закрывать чехлами элементы подвески.
Читайте также:  Схема блока питания компьютера для автомобиля

Подготовка машины

Заботливые водители знают, что существует 2 периоды эксплуатации авто — теплый и холодный.

Рассмотрим особенности подготовки ат на летний режим эксплуатации.

Установка летней резины

При переводе ат на теплый сезон, менять резину рекомендуется тогда, когда температура поднимется до +5 градусов (даже если идёт снег).

Прежде чем приступить к замене шин, следует их осмотреть на наличие повреждений или следов износа.

После того, как вы убедились в состоянии шин, можно начинать установку на автомобиль.

После установки нужно довести до нужного давления, которое указывается производителем транспортного средства.

Замена моторного масла и фильтров

Одним из важных условий для безопасной езды — нужный уровень масла, жидкостей и исправные фильтры.

Для подготовки автомобиля к езде следует провести проверку уровня масла и жидкости (тормозной).

Для них используется щуп, а для антифриза — специальные отметины на бачке.

Поэтому его следует заменить при повышении температуры (для исправного скольжения узлов).

При эксплуатации в зимний сезон используется масло с пониженной вязкостью,

По наступлению летнего сезона, если есть возможность следует сменить фильтры.

Воздушный и салонный фильтр следует менять в зависимости километража,

А масляный — при каждой замене масла.

Очень многие проверяют все эти элементы уже после поломки.

Поэтому рекомендуется, в целях профилактики, менять фильтры перед началом лета.

Подготовка аккумулятора

  1. Перевод техники на летний сезон требует тщательной подготовки деталей. Сначала оцените состояние наружной части аккумулятора, если нужно вытереть аккуратно грязь с батареи. Потом смочить салфетку в смеси из соды и воды, и еще раз тщательно протереть. Эта процедура исключит соединение корпуса и аккумулятора. Чтобы полностью изолировать корпус и АКБ, установите очищенную от воды и масла специальную резиновую подкладку.
  2. Тщательно осмотрите контакты. В случае окисления или появления налёта из ржавчины, их следует очистить используя наждачную бумагу и нож. После очищения смазать и затянуть ключом.
  3. Также посмотрите на плотность электролита и его уровень, если он не соответствует норме(выше или ниже 1.27 г/см³), а пластины не защищены, то срок эксплуатации аккумулятора снизится, или он сломается.
  4. Проверять и подготавливать т/с можно в домашних условиях(гараж), но лучше доверить эту процедуру специальным центрам обслуживания.

Температура мотора

Нормальной температурой для мотора считается 80-100 градусов. Если она поднимается выше 80-95, то включается термостат.

Он освобождает жидкость для охлаждения, направляя через радиатор.

Когда температура достигнет отсечки в 95-100 градусов, то система запустит вентилятор, и отключает его тогда, когда температура упадет до 90 градусов.

Высокая температура мотора может привести к его поломке, что потребует капитального ремонта.

Для того, чтобы контролировать температуру жидкости, которая охлаждает мотор, на панели установлен указатель.

Когда стрелка переместится в зону красного цвета, то это означает то, что автомобиль требует проверки и починки.

  • Сломан термостат;
  • Ослаб ремень привода помпы;
  • Засорился радиатор;
  • Протекает охлаждающая жидкость;
  • Сломан клапан на крышке радиатора;
  • Засорился воздушный фильтр;
  • Под головкой цилиндра сломалась прокладка;
  • Сломалась инжекторная система.

Мойка автомобиля

Эксплуатации в летний период тс подразумевает частое очищение, но многие не знают как правильно это делать.

Основные проблемы мойки техники на летний период эксплуатации:

  • В жару, мойка на открытом пространстве, под прямым воздействием солнечных лучей, может стать причиной повреждений покрытия авто.

Если разогретый под солнцем автомобиль обдавать холодной или слегка теплой водой, то лаковое покрытие даст трещины (любые микротрещины могут спровоцировать коррозию, так как будут пропускать влагу);

  • Нагретый кузов намного сложнее мыть — пена или вода высыхает очень быстро, не давая вам провести необходимые манипуляции (не рекомендуется тереть высохшую поверхность);
  • Не рекомендуется наносить воск или другие защитные средства на горячую поверхность, потому что средство высохнет до того, как вы его равномерно распределите.

Частота мойки летом зависит от эстетических пожеланий водителя и от степени загрязнения.

В среднем будет достаточно мыть один раз в месяц (главное следить за чистотой стекол и номера).

Для мойки следует брать воду не ниже 5 градусов (если использовать слишком холодную воду, то детали могут просто испортится и заржаветь).

Adblock
detector