Меню

Особенности использования автомобилей аэродромной службы

Особенности использования автомобилей аэродромной службы

Рис. 9.1. Автомобиль пожарный аэродромный АА-40 (131)-139

Спасательные аэродромные пожарные автомобили используются для эвакуации людей из самолета. Они оборудуются спасательными трапами и огнетушащнми средствами для тушения разлившегося вокруг самолета горючего.

Автомобиль пожарный аэродромный стартовый АА-40 (131)-139. Стартовый пожарный аэродромный автомобиль АА-40(131)-139 (рис. 9.1) является самым распространенным в пожарных подразделениях, обслуживающих аэропорты страны. Кроме того, он широко используется в подразделениях военизированной пожарной охраны городов и промышленных объектов, так как представляет собой самостоятельную универсальную тактическую единицу. Этот автомобиль унифицирован с автоцистерной АЦ-40(131)-137.

В отличие от автоцистерны аэродромный пожарный автомобиль оборудован тремя подбамперными пеногенераторами ГПС-200, установленными под передним бампером автомобиля. Такое расположение генераторов пены позволяет тушить разлитое топливо, ближе подъезжать к горящему объекту, а при необходимости покрывать пеной взлетно-посадочную полосу.

Так как стартовый аэродромный пожарный автомобиль большую часть времени находится в дежурном режиме вблизи взлетно-посадочной полосы, в различных климатических условиях на нем установлены более эффективные подогреватели и отопители, а цистерна утеплена.

Рис. 9.2. Схема электрического подогрева:
1 — щит управления; 2 — трубчатый электрический подогреватель; 3 — штапсельная розетка; 4 — заземляющий болт; 5 — электрическая грелка в насосном отсеке; 6 — розетка; 7 — электрическая грелка в кабине боевого расчета

Обогрев насосного отсека в зимнее время осуществляется отработавшими газами двигателя, которые направляются от глушителя в газопровод, проходящий под цистерной, а затем, в батарею, установленную под насосом. Кроме того, в насосном отсеке установлен электрический подогреватель марки ТС-1000, мощностью 1 Вт. Обогрев цистерны в зимнее время осуществляется вмонтированными в нее двумя трубчатыми электроподогревателями марки НВ-3/5 мощностью по 5 кВт. Кабина боевого расчета обогревается подогревателем ТС-1000. Схема установки электрических подогревателей показана на рис. 9.2.

Для тушения пожара в закрытых отсеках самолетов, кабинах, подкапотных пространствах двигателей, а также электроустановок, находящихся под напряжением, на стартовом аэродромном автомобиле установлены стационарная установка СЖБ-150 и переносная СЖБ-50. Установка СЖБ-150 размещена в переднем отсеке кузова автомобиля и состоит из стального резервуара, который заполняется бромэтиловым составом, резинотканевых рукавов длиной по 30 м, ствола и баллона со сжатым азотом или воздухом для полачи огнетушашего состава.

Пожарные аэродромные автомобили основного тушения. Для тушения пожаров самолетов в крупных аэропортах используются автомобили пожарные аэродромные АА-60(543)-160 и АА-60(7310)-160.01. Вторая модель отличается от первой повышенной грузоподъемностью и наличием автономного двигателя для привода пожарного насоса, что обеспечивает большую надежность подачи огнетушащих составов при движении пожарного автомобиля, однако усложняет техническое обслуживание автомобиля в делом.

Аэродромный автомобиль АА-60(7310)-160.01 (рис. 9.3) смонтирован на колесном шасси грузового автомобиля высокой проходимости MA3-7310, имеющем восемь ведущих колес. На шасси автомобиля установлена специальная грузовая рама для монтажа цистерны, основных агрегатов и систем.

Рие. 9.3. Автомобиль пожарный аэродромный АА-60 (7310)-160.01:
1 — лафетный ствол; 2 — кабина водителя и боевого расчета; 3 — отсек двигателя базового шасси; 4 — цистерна для воды; 5 — отсек для двигателя и пожарного насоса;
6 — генераторы ГПС-600

Читайте также:  Д245 двигатель объем масла

Кузов автомобиля представляет собой четыре цельнометаллические тумбы, которые расположены вдоль цистерны и крепятся к ее кронштейнам. В задней части тумбы устроен отсек, в котором на специальной раме установлен двигатель ЗИЛ-375 и пожарный насос ПН-60, соединенные между собой карданным валом. В этом же отсеке размещаются топливная система, система пневмоуправления двигателем, насосной установкой и лафетным стволом, а также вакуумная система. Для удобства обслуживания двигателя и пожарного насоса автомобиль оборудован откидными рабочими площадками, тремя дверями и съемной крышей. В передней части автомобиля установлена опора для лафетного ствола и подбам-перных насадков. Лафетный ствол комбинированный. Он может подавать воду или воздушно-механическую пену. Переключение работы ствола для подачи воды или пены осуществляется золотником вручную, рукоятками или дистанционно пневмоцилин-драми. Дистанционное управление вентилями водопенных коммуникаций насоса и лафетного ствола осуществляется системой пневмоуправления (рис. 9.4). Питание системы пневмоуправления сдублировано и осуществляется как от пневмосети автомобиля, так и от компрессора автономного двигателя ЗИЛ-375.

Изменение положения лафетного ствола в горизонтальной и вертикальной плоскостях осуществляется гидроцилиндрами подъема и поворота. Для дистанционного управления лафетным стволом предусмотрен гидропривод, состоящий из маслобака, установленного на крыше насосного агрегата, масляного насоса, трубопроводов, шлангов высокого давления, предохранительного клапана и фильтра. В этом гидроприводе используется масляный насос гидроусилителя руля автомобиля ЗИЛ-375, вал которого находится в постоянном зацеплении с валом двигателя.

Рис. 9.4. Система пневмопривода:
1, 2 цнлиндр управления лафетным стволом; 3 —14 — электропневматический вентиль; 15 — цилиндр управления сцеплением; 16 •— регулятор давления; 17 — компрессор; 18 — край отбора воздуха; 19 — воздушный баллон; 20 — клапан-ограничитель; 21 клапан Ду-32; 22 — клапан Ду-90; 23 — клапан Ду-125; 24 — клапан Ду-150; 25 — клапан Ду-50

Принципиальная схема гидропривода лафетного ствола Показана на рис. 9.5. Для подачи пены на разлившееся топливо автомобиль имеет четыре подбамперных насадки в передней части с генераторами пены ГПС-600, а в задней части оборудован двумя ГПС-200. Щитки управления лафетным стволом, запорной арматурой водопенных коммуникаций, запуском двигателя насосного агрегата, включения сцепления и контроля за работой агрегатов находятся в правой и левой кабине автомобиля, в насосном отсеке и у лафетного ствола.

Для работы в зимнее время цистерна, бак для пенообразователя и насосный отсек оборудованы электрообогревателями, которые питаются от внешней электрической сети. В комплект пожарного оборудования основного аэродромного автомобиля входят две установки СЖБ-50 и порошковый огнетушитель ОП-ЮО. Для вскрытия конструкций самолетов на автомобиле вывозятся две дисковые пилы ПДС-400 с бензомоторными двигателями. Все пожарное оборудование размещается в отсеках кузова, насосном отсеке, на крыше автомобиля и надежно закрепляется специальными зажимами.

Аэродромный пожарный автомобиль

Противопожарная защита аэродромов стоит на уровень выше гражданской системы и предполагает особый режим работы. Это обусловлено спецификой развития ЧС в данном секторе. Опасность представляет разливающееся под фюзеляжем и по взлетной полосе топливо, из-за чего очаг возгораний становится масштабным, ограничивая эвакуацию людей из самолета. Исходя из этого, дежурство на объектах авиации несут специальные аэродромные пожарные автомобили.

Читайте также:  Volga siber чип тюнинг

Описание

Система противопожарной защиты зависит от того, к какому классу относится аэропорт. Объекты гражданской авиации подразделяются на 9 категорий, и именно от них зависит количество и вид аэродромных пожарных автомобилей, стоящих на дежурстве. Как минимум, на базе объекта авиации должна быть одна пожарная машина с запасом ОТВ не менее 8 тонн. Если аэропорт относится к 9-й категории, то минимальный расчет таких ПА – 2 штуки. Авиаобъекты 1-4 категории предполагают дополнительное размещение 1-3 машин емкостью более 8 тонн.

Основное требование, которое ставится к аэродромным пожарным автомобилям – скорость подачи воды и огнетушащих средств из расчета 6-220 л/с. Этот показатель также зависит от категории объекта, где несет дежурство машина.

Аэродромные пожарные автомобили относятся к машинам целевого применения. Они оборудованы техническими средствами эвакуации людей и подавления огня на взлетных полосах с целью предупреждения развития масштабного бедствия. Машины класса АА делятся на две группы:

  1. Стартовые, которые несут дежурство вблизи взлетных полос. Они всегда находятся в состоянии боевой готовности. Именно поэтому при конструировании таких ПА обязательным условием является наличие подогревающего устройства цистерны, пенобака и насоса. Кроме основного резервуара с ОТВ машины дополнительно оборудуют переносными средствами пожаротушения, порошковыми огнетушителями и углекислотными установками объемом не менее 50 кг. Назначение стартовых пожарных аэродромных автомобилей – тушение огня до прибытия основных сил. Как правило, базируются они на шасси средней грузоподъемности. В качестве основных ОТВ в них используется воздушно-механическая пена, углекислота, хладон, бромистый этил.
  2. Основные ПАА, находящиеся в расположении пожарной части. Они предназначены для тушения уже развившихся пожаров. Такие машины базируются на тяжелых шасси высокой проходимости.

Постоянная боеготовность ПАА обусловлена тем, что при пожарах на авиаобъектах нет четкого преимущества одного вида возгораний над другим. 30% всех аварий происходит на ВПП, еще 30% – вне полосы, а еще 16% за пределами аэродрома. Согласно международным нормативам, на боевое развертывание машин службы спасения должно уходить не более 3 минут. Правилами международной организации гражданской авиации прописаны требования к машинам: это должны быть транспортные средства, развивающие скорость более 100 км/ч и дающие разгон до 80 км/ч за 40-45 секунд.

Работа в зоне ВПП предполагает использование полноприводных автомобилей с колесной формулой 6×6 или 8×8. Средняя численность боевого расчета – 3-4 человека, что обусловлено узким диапазоном работ.

Часто при пожарах на ВПП возникает потребность в покрытии полотна плотным слоем пены. Делают это из следующих соображений:

  • с целью уменьшения повреждения фюзеляжа и последующего возгорания крылатой машины из-за снижения сил торможения во время скольжения по пене;
  • во избежание воспламенения авиатоплива за счет гашения паров;
  • для гашения искр, образующихся во время торможения.
Читайте также:  Тест драйв игорь бурцев лада веста

Для подачи ОТВ управляющая арматура дополняется пневмо- или гидроэлектроприводом. Из пожарных насосов чаще всего используют модели ПН-40УВ и ПН-60Б.

Разновидности пожарных автомобилей аэродромного тушения

Боевые машины, используемые на пожарах в аэропортах, делают на шасси ЗИЛ, МАЗ, КАМАЗ или УРАЛ. В зависимости от объема цистерны выделяют следующие виды ПА:

  • АА-8.0;
  • АА-9.0;
  • АА-10.0;
  • АА-12.0;
  • АА-13.0.

Производители техники, придерживаясь общей классификации, могут вносить в основные типы коррективы.

АА-12/60 (КАМАЗ-63501)

Самая популярная модель аэродромных пожарных автомобилей на базе КАМАЗ. Предназначена для тушения возгораний на воздушных судах и наземных коммуникаций аэропортов. Кузов выполнен по модульной системе и включает три отделения: цистерну, передний отсек для ПТВ и отсек для ПТВ, совмещенный с насосом. Кабина здесь цельнометаллическая, двухрядная, с усиленным подъемником.

Автомобиль используется для выполнения следующих задач:

  • доставки боевого расчета к месту возгорания;
  • подачи воды через ручные и стационарные стволы;
  • подачи углекислого газа как основного средства тушения огня;
  • подачи воздушно-механической пены на взлетно-посадочную полосу;
  • тушения самолета с использованием бамперных установок.

Тактико-технические характеристики машины.

Шасси КАМАЗ-63501 8×8
Скорость, км/ч 95
Снаряженная масса, кг 27200
Габариты, д*ш*в, мм 11000*2500*3600
Двигатель КАМАЗ 740.50-360
Насос ПН-60
Емкость пенобака, л 700-1000
Емкость цистерны, л 11300
Боевой расчет, чел. 6
Номинальная производительность насоса, л/с 65
Напор насоса, м 100

ПА на базе КАМАЗа 63501 соответствует сертификату СТ СПАСОП ГА РФ.

АА-8.0/40 (4320)

Автомобиль на шасси УРАЛа. По функциональности сходен с КАМАЗом и используется для доставки в зону возгорания бригады боевого расчета и проведения операций по ликвидации огня. Относится к основным ПАА. Конструктивно представляет собой сочетание модульного трехсекционного кузова и двухрядной кабины боевого расчета.

Шасси УРАЛ 4320 6×6
Скорость, км/ч 90
Снаряженная масса, кг 21300
Габариты, д*ш*в, м 10.3*2.5*3.3
Двигатель Cummins 6ISBe 210 л.с.
Насос WILO NPG 100/315-06/EC
Емкость пенобака, л 500
Емкость цистерны, л 7500
Боевой расчет, чел. 5
Номинальная производительность насоса, л/с 50
Напор насоса, м 100

Управление насосной установкой осуществляется дистанционно и соответствует СПАСОП. Установка покрытия ВПП пеной съемная, ширина покрытия составляет 8 метров. Бамперная установка имеет производительность 20 л/с.

АА-60 (МАЗ 7313)

Машина, применяемая для тушения самолетов гражданской авиации и ВВС и устранения возгораний, связанных с воспламенением авиатоплива на большой площади.

Шасси МАЗ 7313
Скорость, км/ч 60
Снаряженная масса, кг 43000
Габариты, д*ш*в, мм 14300*3180*3300
Двигатель, кВт (л.с.) 393 (525)
Насос 160.01-35-00-00
Емкость пенобака, л 900
Емкость цистерны, л 12000
Боевой расчет, чел. 4
Номинальная производительность насоса, л/с 60
Напор насоса, м 100

АА-13/60 (6560)

Автомобиль относится к классу S и рассчитан на подачу воды или воздушно-механической пены из штатных баков или посторонней емкости (водоисточника, гидранта).

Adblock
detector