Особенности эксплуатации пожарных автомобилей в различное время года
Надежная работа пожарных автомобилей в летний и зимний периоды обеспечивается своевременной специальной подготов-кой техники и личного состава, а также строгим соблюдением правил эксплуатации техники.
Летний и зимний периоды определяются температурой окружающего воздуха. Летний при температуре + 5?С и выше, зимний ниже – 5 ?С.
Подготовка машин как правило производится:
— к летнему периоду – с 15 марта по 15 мая;
— к зимнему периоду – с 15 сентября по 15 ноября;
Конкретные сроки устанавливаются приказом начальника УПО – ОПО.
Для личного состава перед предстоящим сезоном организуются занятия, на которых изучаются:
— подготовка ПА к эксплуатации в предстоящий период, особенности их обслуживания и содержания;
— способы и средства повышения проходимости автомо-биля;
— эксплуатационные материалы и нормы их расходования.
При подготовке к зимнему периоду, кроме того изучаются:
— порядок запуска двигателя в холодное время и средства облегчающие запуск;
— средства поддержания нормальной температуры двигателя при движении и на стоянках;
— меры безопасности при прогреве двигателя и при работе с антифризом.
При завершении занятий от водителей принимаются зачеты. Водители, не сдавшие зачеты, к управлению автомобилем не допускаются.
В зимний период, надо уделить особое внимание утеплению двигателя, системы охлаждения, применению соответствующих по вязкости масел, работе масляных фильтров. Следить за тем, чтобы в горючее не попадала вода, была соответствующая степень зарядки аккумуляторной батареи, чтобы вода и ПО не попадали в насос во время стоянки, напорные патрубки и сливные краники насоса следует держать открытыми.
Для обеспечения нормальной работы техники на пожарах следует:
— при стоянке автомобилей, не используемых на пожаре, периодически прогревать двигатель;
— перед использованием насоса после длительной стоянки осторожно провернуть коленчатый вал двигателя заводной рукояткой при включенном насосе;
— после установки соответствующего режима работы двигателя с насосом закрыть дверь насосного отделения;
— при временном прекращении подачи воды насос не включается, а, закрыв вентили напорных патрубков, продолжать работу двигателя с насосом на малых оборотах;
— при длительном прекращении подачи воды отсоеди-нить всасывающий и выкидные рукава и удалить полностью воду из насоса.
В летнее время производить работы, исключающие попадание пыли в двигатель, проверять исправность системы дополнительного охлаждения двигателя, проверять уровень электролита в аккумуляторной батарее, своевременно смазывать трущиеся узлы и детали ходовой части и механизмов управления.
Организация эксплуатации пожарной и аварийно-спасательной техники
Еще не прошло 100 лет с тех пор, как единственным помощником пожарной бригады была лошадь. Именно она привозила на пожар людей, инструменты, бочки с водой. По сравнению с этим временем автомобильный парк современных огнеборцев выглядит как невероятный рывок эволюции. Это хозяйство требует заботы, а грамотная организация эксплуатации пожарной и аварийно-спасательной техники позволяет успешно тушить огонь и спасать людей.
Боевое дежурство
Готовность к немедленным боевым действиям по уничтожению огня или боевое дежурство требует, чтобы специальная спасательная техника была полностью готова к эксплуатации:
- Исправное техническое состояние.
- Внешний вид должен соответствовать требованиям ГОСТ (окраска, надписи).
- Полная заправка горюче-смазочными материалами (ГСМ) и огнетушащими веществами (ОТВ).
- Полная укомплектованность оборудованием, инструментами, средствами тушения.
На боевое дежурство пожарные автомобили (ПА) принимаются постоянно действующей комиссией, в которую входят представители технических служб, отделов пожарной техники, старшие водители подразделений. Комиссия должна провести комплекс мероприятий:
- Проверить документацию.
- Провести внешний осмотр.
- Испытать технику и оборудование (прослушивание работающего двигателя, диагностика систем, включение агрегатов, испытание на ходу).
- Проверить наличие инструментов, оборудования по списку укомплектованности ПА.
Эксплуатация пожарной техники во время боевого дежурства – основное назначение автомобилей. Однако, существует необходимый начальный этап – приемка техники.
Приемка новых автомобилей
Эксплуатация пожарной и аварийно-спасательной техники в первую очередь зависит от пополнения автомобильного парка подразделений МЧС новыми моделями. Новая техника должна пройти проверку комиссией технического состояния. Если выявлена неисправность или некомплектность оборудования, то комиссия может отказаться от приемки. Результаты приемки оформляются актом.
Новые автомобили в течение одного месяца должны быть зарегистрированы органом Госавтоинспекции, пройти обкатку и постановку на учет в подразделении МЧС. Обкатка считается важным условием надежной работы двигателя и оборудования. Во время ее проведения происходит притирка рабочих поверхностей, деталей. Режим обкатки (скорость и время движения, удельное давление) указывается рекомендациями организации-изготовителя.
Организация технического обслуживания пожарной техники и оборудования предусматривает комплект учетных документов. Его состав:
- Паспорт транспортного средства (ПТС).
- Свидетельство о регистрации.
- Формуляр (сопроводительный документ).
- Эксплуатационная карта (заполняется водителем).
- Журнал учета наличия, работы и движения автомототехники (ведет руководитель отдела пожарной техники).
- Путевой лист на выезд, журнал учета путевый листов.
- Карточки учета работы автомобильной шины и эксплуатации аккумуляторной батареи.
- Журнал учета технического обслуживания.
Техническое обслуживание
Техническое обслуживание (ТО) – это комплекс мероприятий, действий, операций, направленных на поддержание исправного технического состояния механизмов. Оно является гарантией надежной работы, снижения расходов на ремонт. Особенности эксплуатации пожарной и аварийно-спасательной техники в организации двух видов ТО:
- текущего;
- планово-предупредительного.
Текущее ТО подразумевает следующие виды мероприятий:
- Ежедневные — при наступлении нового дежурства.
- Действия на пожаре, учениях.
- Восстановление рабочего состояния после пожара, учений.
Планово-предупредительное ТО состоит из следующих мероприятий:
- ТО-1 или первое техобслуживание.
- ТО-2 – второе.
- СО – сезонное.
Первое (ТО-1)
Организация технического обслуживания пожарной техники и оборудования заключается в использовании расчетного пробега каждой машины, который определяется по формуле Sобщ. = Sсп. + Sпр. где:
Sсп. – показатель спидометра в км,
Sпр. = 50*тн – приведенный показатель пробега (тн – время работы насоса).
Первый комплекс мероприятий проводят, когда расчетный пробег машины достигает 1000 км для специальной техники и 1500 км — основных. На это время машина снимается с боевого дежурства на 1-2 дня. Порядок и состав работ определяется инструкцией по проведения ТО-1. Характер проводимых процессов:
Второе (ТО-2) и сезонное (СО)
Организация эксплуатации пожарной техники и аварийно спасательной техники предусматривает проведение второго комплекса работ, когда расчетный пробег достигнет показателей: 5000 км для специальных машин, 7000 км – для основных. Продолжительность процесса составляет 2-3 дня, автомобиль также снимается с боевого дежурства. Работы выполняются согласно инструкции по проведению ТО-2.
Сезонное обслуживание учитывает особенности эксплуатации пожарных автомобилей в различное время года. Сезонное деление подразумевает два периода — зимний и летний. Инструкция по проведения сезонных мероприятий содержит такие работы:
- Замена автомобильной резины шин.
- Установка чехла на капот машины для сохранения тепла двигателя.
- Проверка исправности сливных кранов, термостата и других контрольных приборов.
Кроме того, проводятся занятия с личным составом с контрольными проверками полученных знаний.
Конспект «Организация эксплуатации пожарной и аварийно спасательной техники» можно СКАЧАТЬ ТУТ.
Планирование техобслуживания
Все планово-предупредительные ТО проводятся в соответствии с планом-графиком, который устанавливается на год. Отделом пожарной техники планируется расчетный пробег за определенный период времени. План-график может составляться на все виды ТО как по-отдельности, так и совместный. Периодичность мероприятий следующая:
- ТО-2 – не реже одного раза в год;
- СО – 2 раза в год в периоды с 15 марта по 15 мая и с 15 сентября по 15 ноября.
Организация эксплуатации пожарной техники совместно с обслуживанием подразумевает различные виды ремонта – текущий, средний, капитальный.
Заключение
Особенность организации эксплуатации пожарных машин заключается в избежании, предупреждении аварийных ситуаций. Техника должна быть исправной, вовремя выехать на пожар, выполнить свои функции и вернуться на место дислокации.
Использование пожарной техники
ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
В отличие от автомобилей обычного назначения пожарные автомобили эксплуатируются в особых, можно сказать более «жёстких» условиях. Цель технической эксплуатации пожарных автомобилей – максимальная реализация их потенциальных свойств, при движении в оперативном режиме и обеспечении основных действий на пожаре и при проведении аварийно – спасательных работ.
Эксплуатация пожарного автомобиля состоит из двух основных режимов: ожидание и использование по назначению. Режим использования пожарного автомобиля включает:
§ выезд и следование к месту вызова;
§ ликвидацию горения и выполнение специальных работ;
§ следование в часть.
При выезде и следовании к месту вызова холодный двигатель пожарного автомобиля эксплуатируется с максимально возможной нагрузкой на форсированных режимах, что, несомненно, увеличивает его износ, снижая при этом его долговечность.
При ликвидации горения двигатель автомобиля работает в стационарном нагрузочном режиме – приведение в действие пожарного насоса. В зависимости от потребляемой стационарной мощности тепловое состояние агрегатов может быть нормальное или повышенное.
Особенностями эксплуатации пожарных автомобилей являются также частые пуски механизмов с целью проверки их работоспособности, прогрев механизмов в движении, отсутствие установившихся режимов работы двигателя при подаче воды насосом.
Таким образом, в агрегатах пожарных автомобилей более интенсивно по сравнению с обычными транспортными автомобилями проходят процессы, предопределяющие снижение их работоспособности. В результате техническое состояние пожарного автомобиля неизбежно ухудшается, снижается его надёжность.
Для поддержания парка пожарных автомобилей в исправном состоянии осуществляется комплекс технических и организационных мероприятий, который можно разделить на две группы: техническое обслуживание и ремонт.
Организация и проведение технических обслуживаний и ремонтов пожарных автомобилей регламентированы приказом МВД РФ № 34 от 24.01.96, который утверждает «Наставление по технической службе ГПС МВД России».
Требования к исправному пожарному автомобилю
Находящийся в расчёте пожарный автомобиль должен быть в исправном состоянии. Исправное техническое состояние пожарного автомобиля должно обеспечить его безопасность при движении в оперативном режиме и безотказность при работе на пожаре и выполнении аварийно-спасательных работ.
Технически исправный пожарный автомобиль должен отвечать следующим основным требованиям:
§ быть чистым, исправным, отрегулированным, смазанным и заправленным положенными эксплуатационными материалами;
§ двигатель должен легко запускаться стартером, и устойчиво работать при различной частоте вращения коленчатого вала;
§ свободный ход педалей, рычагов управления и рулевого колеса должен быть в пределах нормы;
§ сцепление не должно «вести» или «пробуксовывать»;
§ тормоза должны обеспечивать одновременное плавное торможение колёс и остановку пожарного автомобиля на установленном для данной модели тормозном пути; торможение пожарного автомобиля с гидравлическим приводом тормозов обеспечивается при одном нажатии на педаль;
§ углы развала и схождения колёс должны соответствовать установленным нормам;
§ сигнал-сирена, электрозвуковой сигнал, стоп-сигнал, указатели поворотов, фары, подфарники, прожектора, плафоны, стеклоочистители и все контрольные приборы на щитке приборов и в насосном отделении должны быть исправными;
§ крепление агрегатов пожарного автомобиля и пожарно-технического вооружения должно быть надёжным;
§ система управления пожарным насосом должна быть исправной;
§ пожарный насос должен исправно (без посторонних шумов) работать на всех режимах, быть герметичным и иметь подачу в пределах нормы;
§ при включении основной и дополнительной трансмиссий (коробки передач, раздаточной, отбора мощности) и переднего ведущего моста не должно быть стука, скрежета и других нехарактерных шумов;
§ давление воздуха в шинах должно соответствовать норме;
§ пожарно-техническое вооружение и аварийно-спасательное оборудование пожарного автомобиля должно соответствовать табелю положенности, быть исправным и располагаться на своих местах;
§ не должны иметь место подтекания топлива, масла, воды, пенообразователя и других жидкостей.
Неисправным считается пожарный автомобиль, имеющий следующие основные дефекты:
1. Неисправности кузова:
§ наличие вмятин и повреждение окраски;
§ перекос дверей кабин или отсеков кузова, затрудняющий их открывание и закрывание;
§ неисправность замков, запоров и фиксаторов дверей кабин и отсеков кузова, а также неисправность фиксаторов откидной кабины;
§ отсутствие стёкол или наличие на них глубоких царапин (трещин), затрудняющих и обзорность, а также отсутствие противосолнечных козырьков;
§ отсутствие или повреждение зеркал заднего вида;
§ неисправность или отсутствие очистителей и омывателей ветрового стекла;
§ неисправность креплений элементов специальной надстройки;
§ нарушение целостности цистерны и бака для пенообразователя.
2. Неисправности моторной установки:
§ содержание вредных примесей или уровень дымности в отработавших газах превышает установленные нормы;
§ подтекание топлива из системы питания;
§ неисправность или отсутствие глушителя;
§ отсутствие приспособления для подавления помех радиоприёму;
§ наличие стуков в подшипниках коленчатого вала, резких стуков поршней в цилиндрах и деталей газораспределительного механизма (при прогретом двигателе);
§ давление масла в системе смазки полностью прогретого двигателя, работающего на минимальной частоте вращения холостого хода, меньше величины, указанной в эксплуатационной документации на конкретную марку двигателя;
§ пуск двигателя при положительной температуре воздуха затруднён;
§ двигатель перегревается, неустойчиво работает на установившихся режимах (в том числе на холостом ходу) или работает с перебоями на переходных режимах;
§ подтекает охлаждающая жидкость через сальники водяного насоса, радиатор и другие соединения трубопроводов системы охлаждения.
3. Неисправности основной и дополнительной трансмиссий:
§ пробуксовывает или неполностью выключается сцепление;
§ при плавном включении сцепления происходят резкие рывки автомобиля или появляются нехарактерные стуки;
§ величина свободного хода педали сцепления не соответствует данным инструкции завода-изготовителя;
§ прослушиваются стуки в коробке передач при движении автомобиля на любой передаче или при нейтральном положении рычага переключения передач;
§ прослушиваются стуки в дополнительной трансмиссии при включённой коробке отбора мощности или затруднено включение КОМ;
§ не включается или самопроизвольно выключается передача;
§ подтекает масло через сальники или плоскости разъёма коробки передач или коробки отбора мощности;
§ имеются повреждения (или биение) карданных валов, повреждены или изношены их промежуточные опоры;
§ отмечается повышенный шум в заднем мосту при движении автомобиля;
§ подтекает масло через сальники и другие уплотнения картера заднего моста;
§ имеет место чрезмерный нагрев картера главной передачи.
4. Неисправности ходовой части:
§ на лонжеронах, поперечинах или кронштейнах рамы имеются трещины;
§ отсутствуют или ослаблены заклёпки в соединениях деталей рамы;
§ имеются погнутости и трещины на балке переднего моста;
§ углы установки колёс не соответствуют требованиям инструкции завода-изготовителя;
§ повышенный люфт передних колёс;
§ затруднено вращение колёс из-за неправильной регулировки подшипников;
§ сломаны листы рессор или любые другие детали подвески;
§ сломаны или имеют сорванную резьбу центровые болты рессор;
§ отсутствуют или повреждены предусмотренные конструкцией автомобиля стабилизаторы поперечной устойчивости;
§ шины грузового автомобиля имеют сквозные повреждения, разрыв корда или остаточную глубину рисунка протектора менее 1 мм;
§ шины не соответствуют модели транспортного средства по размеру и допускаемой нагрузке;
§ на автомобиле установлены шины разных видов или с различными типами рисунков протектора.
§ колёсные диски ненадёжно закреплены на ступице или имеют повреждения реборд или посадочных отверстий;
§ давление воздуха в шинах не соответствует установленной норме;
5. Неисправности систем управления:
§ величина люфта рулевого управления превышает норму, установленную заводом-изготовителем;
§ затруднено вращение или имеется выраженная неравномерность усилия поворота рулевого колеса;
§ не закреплены, не зашплинтованы, отсоединились, либо повреждены детали рулевого управления;
§ неисправен гидроусилитель рулевого управления (включая радиатор рабочей жидкости ГУР, если он установлен);
§ рабочий тормоз не обеспечивает равномерного затормаживания всех колёс;
§ при однократном нажатии на педаль рабочего тормоза не обеспечивается установленная эффективность торможения;
§ подтекает жидкость в гидравлической системе тормозов;
§ при неработающем двигателе падение давления воздуха в пневматическом и пневмогидравлическом приводе тормозов после полного приведения их в действие превышает 0,05 МПа за 15 минут;
§ не работает манометр пневматической тормозной системы;
§ рычаг (рукоятка) стояночного тормоза не удерживается запирающим устройством;
§ стояночный тормоз не удерживает пожарный автомобиль на уклонах, соответствующих нормативной величине для конкретного типа автомобиля.
6. Неисправности электрооборудования:
§ электропроводка имеет повреждённую изоляцию;
§ аккумуляторная батарея имеет течь, ослабленную посадку штырей, ненадёжное крепление;
§ неисправны контрольные приборы;
§ фары не отрегулированы в соответствии с инструкцией завода-изготовителя;
§ не горят фары, основные и дополнительные габаритные огни;
§ не горит стоп-сигнал;
§ не работает в установленном режиме указатель поворота;
§ отсутствует предусмотренные конструкцией транспортного средства световозвращатели;
§ не горит фонарь заднего номерного знака;
§ не горят проблесковые маяки (или не вращаются их отражатели).
7. Неисправности специальных агрегатов:
§ неисправна вакуумная система пожарного насоса (за нормативное время не создаётся требуемый вакуум в пожарном насосе);
§ не герметичен пожарный насос;
§ отсутствуют смазки в пожарном насосе;
§ пожарный насос ненадёжно закреплён на раме автомобиля;
§ неисправны контрольно-измерительные приборы в насосном отсеке пожарного автомобиля;
§ имеются подтекания масла или воды при работе пожарного насоса;
§ отмечаются стуки и вибрация при работе пожарного насоса;
§ неисправны пеносмеситель или дозатор пожарного насоса;
§ отмечается сильный нагрев корпуса при работе пожарного насоса высокого давления (или ступени высокого давления для комбинированных насосов).