Особенности эксплуатации аварийно спасательных автомобилей
Организация эксплуатации пожарной и аварийно-спасательной техники
Еще не прошло 100 лет с тех пор, как единственным помощником пожарной бригады была лошадь. Именно она привозила на пожар людей, инструменты, бочки с водой. По сравнению с этим временем автомобильный парк современных огнеборцев выглядит как невероятный рывок эволюции. Это хозяйство требует заботы, а грамотная организация эксплуатации пожарной и аварийно-спасательной техники позволяет успешно тушить огонь и спасать людей.
Боевое дежурство
Готовность к немедленным боевым действиям по уничтожению огня или боевое дежурство требует, чтобы специальная спасательная техника была полностью готова к эксплуатации:
Исправное техническое состояние.
Внешний вид должен соответствовать требованиям ГОСТ (окраска, надписи).
Полная заправка горюче-смазочными материалами (ГСМ) и огнетушащими веществами (ОТВ).
На боевое дежурство пожарные автомобили (ПА) принимаются постоянно действующей комиссией, в которую входят представители технических служб, отделов пожарной техники, старшие водители подразделений. Комиссия должна провести комплекс мероприятий:
Проверить документацию.
Провести внешний осмотр.
Испытать технику и оборудование (прослушивание работающего двигателя, диагностика систем, включение агрегатов, испытание на ходу).
Проверить наличие инструментов, оборудования по списку укомплектованности ПА.
Эксплуатация пожарной техники во время боевого дежурства – основное назначение автомобилей. Однако, существует необходимый начальный этап – приемка техники.
Приемка новых автомобилей
Эксплуатация пожарной и аварийно-спасательной техники в первую очередь зависит от пополнения автомобильного парка подразделений МЧС новыми моделями. Новая техника должна пройти проверку комиссией технического состояния. Если выявлена неисправность или некомплектность оборудования, то комиссия может отказаться от приемки. Результаты приемки оформляются актом.
Новые автомобили в течение одного месяца должны быть зарегистрированы органом Госавтоинспекции, пройти обкатку и постановку на учет в подразделении МЧС. Обкатка считается важным условием надежной работы двигателя и оборудования. Во время ее проведения происходит притирка рабочих поверхностей, деталей. Режим обкатки (скорость и время движения, удельное давление) указывается рекомендациями организации-изготовителя.
Организация технического обслуживания пожарной техники и оборудования предусматривает комплект учетных документов. Его состав:
Паспорт транспортного средства (ПТС).
Свидетельство о регистрации.
Формуляр (сопроводительный документ).
Эксплуатационная карта (заполняется водителем).
Журнал учета наличия, работы и движения автомототехники (ведет руководитель отдела пожарной техники).
Путевой лист на выезд, журнал учета путевый листов.
Карточки учета работы автомобильной шины и эксплуатации аккумуляторной батареи.
Журнал учета технического обслуживания.
Техническое обслуживание
Техническое обслуживание (ТО) – это комплекс мероприятий, действий, операций, направленных на поддержание исправного технического состояния механизмов. Оно является гарантией надежной работы, снижения расходов на ремонт. Особенности эксплуатации пожарной и аварийно-спасательной техники в организации двух видов ТО:
текущего;
планово-предупредительного.
Текущее ТО подразумевает следующие виды мероприятий:
Ежедневные — при наступлении нового дежурства.
Действия на пожаре, учениях.
Восстановление рабочего состояния после пожара, учений.
Планово-предупредительное ТО состоит из следующих мероприятий:
ТО-1 или первое техобслуживание.
ТО-2 – второе.
СО – сезонное.
Первое (ТО-1)
Организация технического обслуживания пожарной техники и оборудования заключается в использовании расчетного пробега каждой машины, который определяется по формуле Sобщ. = Sсп. + Sпр. где:
Sсп. – показатель спидометра в км,
Sпр. = 50*тн – приведенный показатель пробега (тн – время работы насоса).
Первый комплекс мероприятий проводят, когда расчетный пробег машины достигает 1000 км для специальной техники и 1500 км — основных. На это время машина снимается с боевого дежурства на 1-2 дня. Порядок и состав работ определяется инструкцией по проведения ТО-1. Характер проводимых процессов:
Второе (ТО-2) и сезонное (СО)
Организация эксплуатации пожарной техники и аварийно спасательной техники предусматривает проведение второго комплекса работ, когда расчетный пробег достигнет показателей: 5000 км для специальных машин, 7000 км – для основных. Продолжительность процесса составляет 2-3 дня, автомобиль также снимается с боевого дежурства. Работы выполняются согласно инструкции по проведению ТО-2.
Сезонное обслуживание учитывает особенности эксплуатации пожарных автомобилей в различное время года. Сезонное деление подразумевает два периода — зимний и летний. Инструкция по проведения сезонных мероприятий содержит такие работы:
Замена автомобильной резины шин.
Установка чехла на капот машины для сохранения тепла двигателя.
Проверка исправности сливных кранов, термостата и других контрольных приборов.
Кроме того, проводятся занятия с личным составом с контрольными проверками полученных знаний.
Конспект «Организация эксплуатации пожарной и аварийно спасательной техники» можно СКАЧАТЬ ТУТ.
Планирование техобслуживания
Все планово-предупредительные ТО проводятся в соответствии с планом-графиком, который устанавливается на год. Отделом пожарной техники планируется расчетный пробег за определенный период времени. План-график может составляться на все виды ТО как по-отдельности, так и совместный. Периодичность мероприятий следующая:
ТО-2 – не реже одного раза в год;
СО – 2 раза в год в периоды с 15 марта по 15 мая и с 15 сентября по 15 ноября.
Организация эксплуатации пожарной техники совместно с обслуживанием подразумевает различные виды ремонта – текущий, средний, капитальный.
Заключение
Особенность организации эксплуатации пожарных машин заключается в избежании, предупреждении аварийных ситуаций. Техника должна быть исправной, вовремя выехать на пожар, выполнить свои функции и вернуться на место дислокации.
Использование пожарной техники
Особенности эксплуатации пожарной аварийно-спасательной техники (стр. 1 )
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6
ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОЖАРНОЙ
Эксплуатация пожарной аварийно-спасательной техники – основные понятия и определения
Под эксплуатацией пожарной аварийно-спасательной техники (ПАСТ) понимается использование ее для выполнения оперативных задач, а также техническое обслуживание и ремонт, учет и хранение. Применяется она только для выполнения оперативных задач в соответствии с назначением каждой модели. Для обеспечения оперативно-служебной и хозяйственной деятельности органов и подразделений МЧС используются легковые оперативно-служебные, грузовые автомобили, автобусы, прицепы и другие вспомогательные транспортные средства, на каждое из которых устанавливают индивидуальные нормы эксплуатации.
Основную часть времени в период эксплуатации ПАСТ находится в боевом расчете в состоянии полной боевой готовности. Боевая готовность пожарных аварийно-спасательных машин определяется: их исправным техническим состоянием, заправкой огнетушащими веществами, топливосмазочными и другими материалами, укомплектованностью исправным пожарным аварийно-спасательным оборудованием и инструментом, соответствием внешнего вида, окраски и надписей требованиям СТБ 11.13 01 – 2001. В состоянии боевой готовности находятся также резервные машины, которые служат для повышения тактических возможностей и надежности действий подразделений МЧС.
Находящаяся в боевом расчете ПАСТ считается исправной, если ее техническое состояние соответствует всем требованиям нормативно-технической документации. Если не выполнено хоть бы одно требование документации, техника считается неисправной и может быть поставлена в боевой расчет после устранения неисправности в результате определенных технических воздействий.
Основные режимы и особенности
Эксплуатация пожарных аварийно-спасательных машин (ПАСМ) в боевом расчете состоит из двух основных режимов: ожидания (или дежурства) и использования по назначению. Вероятность пребывания ПАСМ в каждом из этих состояний является случайной величиной, подчиняющейся закону распределения Пуассона.
Режим ожидания: ПАСМ находится в части в состоянии постоянной готовности. Все его агрегаты имеют температуру, равную температуре окружающего воздуха в гараже, но не ниже +5 0С, что значительно снижает тягово-скоростные свойства оперативной техники при выезде на чрезвычайную ситуацию. Низкий температурный режим агрегатов оказывает также влияние на ускоренный износ цилиндро-поршневой группы двигателя, чрезмерный расход горюче-смазочных материалов, а также увеличение токсичности ПАСМ.
Проверка и обеспечение боевой готовности машины в режиме ожидания производится во время ежедневного технического обслуживания (ЕТО) при смене караула. Водитель, принимающий ПАСМ в присутствии сдающего водителя, проверяет состояние машины в объеме ЕТО и делает соответствующую запись в эксплуатационной карточке. При этом время работы двигателя не должно превышать:
3 мин – для основных ПАСА общего применения с карбюраторными двигателями;
5 мин – основных ПАСА целевого применения, а так же ПАСА с дизельными двигателями и оборудованных многоконтурной тормозной системой;
7 мин – для специальных ПАСА;
10 мин – для пожарных автолестниц и коленчатых автоподъемников;
2 мин – для пожарного и аварийно-спасательного оборудования с мото-приводом.
Проверка работоспособности двигателей инженерной техники на шасси колесных и гусеничных машин (БТР, БАТ, ИМР и др.) осуществляется один раз в неделю в соответствии с требованиями инструкции завода-изготовителя.
Режимы использования ПАСМ включают: выезд и следование на ЧС, боевое развёртывание, тушение пожара и ликвидация ЧС, свёртывание работ и материальной части, следование в часть.
Оперативность выезда ПАСМ из гаража зависит от температурного режима двигателя и наличия воздуха в пневмоприводе тормозной системы. ПАСМ с тормозной системой, имеющей пружинные энергоаккумуляторы, значительно задерживаются при выезде из гаража.
Время прибытия ПАСМ к месту вызова в значительной степени зависит от её тягово-скоростных свойств, которые характеризуются следующими показателями:
средняя скорость движения ; максимальная скорость движения ; минимальное время tр и путь Sp разгона на горизонтальной дороге с твёрдым покрытием хорошего качества; максимальный подъём, преодолеваемый на первой передаче (угол α max или уклон i max).
Одним из основных показателей, по которому наиболее полно можно оценить тягово-скоростные свойства ПАСМ является её средняя скорость движения . Эта скорость определяется из отношения пройденного ПАСМ пути S ко времени чистого движения tд. Путь, пройденный ПАСМ можно определить как средний радиус выезда Rср.
Исходя из площади обслуживаемой территории F и количества n подразделений (ПАСМ и постов) расположенных на ней, можно расчётным путём определить средний радиус Rср выезда на чрезвычайные ситуации по формуле:
. (1.1)
Имея среднее время прибытия ПАСА с момента получения сообщения и до прибытия ПАСА к месту вызова tср и средний радиус Rср выезда, можно определить величину средней скорости движения:
, (1.2)
где: tо – время от момента получения сообщения до выезда ПАСА из гаража, которое, исходя из нормативов по сбору и посадке боевых расчётов с выездом из гаража и технических возможностей автомобилей, принимается 50 с.
Результаты расчёта параметров, определяющих оперативность подразделений МЧС показаны в табл. 1.1
Характеристики оперативности работы подразделений МЧС
Основные пожарные и аварийно спасательные автомобили общего применения. Тема 4
Основные пожарные автомобили общего применения
Общее устройство пожарных автоцистерн
В зависимости от грузоподъемности базовых шасси и объема применяемых цистерн пожарные автоцистерны делятся на три группы:
Легкие – с объемом цистерн до 2 м 3 .
Средние – с объемом цистерн от 2 до 4 м 3 .
Тяжелые – с объемом цистерн более 4 м 3 .
Пожарные автоцистерны имеют конструктивное сходство и состоят из общих основных элементов агрегатов, систем и узлов (рис. 1, 2).
Рис. 2. Общее устройство пожарной автоцистерны: 1 – кузов; 2 – цистерна-3 – бак для пенообразователя; 4 – шасси с двигателем; 5 – система дистанционного управления двигателем и сцеплением; 6 – система дополнительного охлаждения; 7 – дополнительное электрооборудование; 8 – система выпуска отработавших газов; 9 – дополнительная трансмиссия привода пожарного насоса; 10 – насосная установка
ТТХ пожарных и аварийно-спасательных автомобилей, имеющихся на вооружении
Количество напорных пожарных рукавов диаметром 77 мм / предельная длина магистральной линии
56 шт. / 1120 метров
Количество напорных пожарных рукавов диаметром 51 мм / предельная длина рабочей линии
12 шт. / 240 метров
Насос пожарный:
расположение
центробежный
среднее (в кабине боевого расчёта)
Номинальная подача насоса:
не менее 40 л/с
Номинальный напор на выходе насоса
100 + 5 м. вод. ст. (10 + 0,5 кгс/см 2 )
Уровень дозирования пенообразователя
корректируемый
Вакуумная система
газоструйный вакуумный аппарат
Наибольшая геометрическая высота всасывания
не менее 7,5 метров
Время всасывания с высоты 7,5 м
не более 40 с.
Максимально возможная площадь тушения:
– низкой кратности (0,1…0,15 л/с×м 2 )
– средней кратности (0,05…0,08 л/с×м 2 )
4 стволами СВП-4: Sт = 320-213 м 2
5 стволами ГПС-600: Sт=600-375 м 2
1 стволом ГПС-2000М и 2 стволами ГПС-600: Sт = 640-400 м 2
Максимально возможный объём тушения пеной средней кратности (КЗ = 3)
1 стволом ГПС-2000М Vт = 400 м 3 ;
5 стволами ГПС-600 Vт = 600 м 3
Рис. 17, 18, 19, 20. Автомобиль насосно-рукавный АНР-40-1500(433112)35ВР.
Система дополнительного охлаждения двигателя агрегатов и узлов пожарной автоцистерны
Пожарные автоцистерны при тушении пожаров часто продолжительное время работают в стационарном режиме, и эффективность системы охлаждения значительно снижается, двигатель перегревается из-за отсутствия встречного потока воздуха. Чтобы не допустить перегрева двигателя в стационарных условиях работы пожарного автомобиля, он оборудуется дополнительной системой охлаждения.
Конструктивное исполнение этой системы у всех пожарных автоцистерн не имеет принципиальных отличий (рис. 21).
Рис. 21 Принципиальная схема работы теплообменника
Горячая вода из системы охлаждения двигателя поступает в теплообменник, где через змеевик проходит холодная вода от пожарного насоса. Горячая вода охлаждается и через верхний патрубок поступает в радиатор для дополнительного охлаждения.
На рис. 22 показано устройство теплообменника. Он состоит из нижнего патрубка с термостатом, корпуса, в котором размещен змеевик, изготовленный из латунной трубы и для лучшей теплопередачи выполненный в две спирали. Его концы выведены наружу через крышку и вместе со штуцерами припаяны к ней. Крышка через резиновую уплотнительную прокладку крепится к корпусу винтами.
При необходимости винты можно вывернуть и змеевик вместе с крышкой отсоединить от корпуса. К штуцерам подсоединяются трубопроводы, по которым вода из напорного патрубка пожарного насоса поступает в змеевик теплообменника и возвращается во всасывающий патрубок насоса.
На рис. 23 показана принципиальная схема работы системы дополнительного охлаждения двигателя пожарной автоцистерны.
Рис. 23 Принципиальная схема работы системы дополнительного охлаждения двигателя
Пожарный насос 6 установлен на водоисточник и подает воду для тушения пожара. При нагревании системы охлаждения двигателя до 95 °С и выше необходимо включить в работу систему дополнительного охлаждения. Для этого первоначально открывается вентиль 5 трубопровода 4, соединяющего всасывающую полость насоса со змеевиком 11 теплообменника 10. Затем открывается вентиль 8 трубопровода 9, соединяющего напорную полость насоса с теплообменником. Холодная вода из напорной полости насоса по трубопроводу поступает в змеевик теплообменника и после нагревания возвращается во всасывающую полость насоса.
Горячая вода системы охлаждения двигателя поступает через открытый термостат в теплообменник, охлаждается с помощью змеевика и поступает через верхний патрубок в радиатор 1 для дополнительного охлаждения, затем через нижний патрубок радиатора она подается в водяной насос 2 системы охлаждения двигателя.
Перед окончанием работы пожарного насоса воду из системы дополнительного охлаждения необходимо удалить. Для этого вентиль 8 закрывается полностью и открывается кран продувки 7. Всасывающая полость работающего пожарного насоса создает разрежение, которое через открытый вентиль 5 распространяется по трубам. Воздух через открытый кран 7 подсасывается, проходит по трубам и освобождает их от остатков воды. Затем вентиль и кран закрываются.
Дополнительная система охлаждения обеспечивает продолжительную работу двигателя на пожарный насос при температуре окружающего воздуха до +35 °С. При этом температурный режим в системе охлаждения обеспечивается в диапазоне от +80 до +90 °С.
Система отвода отработавших газов
На пожарных автоцистернах кинетическая энергия отработавших газов двигателя применяется для забора воды в пожарный насос с помощью газоструйного вакуум-аппарата, а тепловая энергия – для обогрева цистерны с водой и насосного отсека в зимнее время.
На рис. 24 показана принципиальная схема системы отвода отработавших газов.
К патрубкам выпускных трубопроводов крепится газоструйный вакуум-аппарат. Отработавшие газы постоянно проходят через внутреннюю полость аппарата и поступают в летнее время через глушитель, а в зимнее – через обогреватели цистерны и насосного отделения.
Рис. 24 Принципиальная схема системы отвода отработавших газов:
Перед работой в зимнее время во фланцевом соединении 5 устанавливается заслонка, и отработавшие газы поступают в обогреватели. В летнее время заслонка фланцевого соединения 5 снимается и устанавливается во фланцевом соединении 6.
При включении газоструйного вакуум-аппарата отработавшие газы поступают через струйный вакуумный насос и выходят через раструб. Создаваемое разрежение обеспечивает заполнение пожарного насоса водой.
Обеспечение эксплуатации пожарных аварийно спасательных автомобилей
Эксплуатация ПАСА, находящегося в боевом расчете, состоит из двух основных периодов (режимов): ожидания и боевой работы при тушении пожара или ликвидации аварии, катастрофы. Основную часть времени ПАСА находятся в режиме ожидания в полной боевой готовности и технически исправном состоянии. В режиме ожидания агрегаты автомобиля имеют температуру, равную температуре воздуха в гараже. В этом режиме выполняются работы водительским и личным составом боевых расчетов по техническому обслуживанию автомобилей и ПТВ при смене караулов, а также в течение дежурных суток.
При ежедневном техническом обслуживании (ЕТО) производится проверка двигателя, тормозной системы, рулевого управления, насосной установки и других систем, агрегатов и узлов. В зависимости от марки ПАСА разрешается выполнять проверку с пуском двигателя.
Перед выездом к месту вызова по тревоге двигатель ПАСА после пуска работает на максимальных оборотах с целью его прогрева, а также заполнения воздухом пневмопривода тормозной системы. Особенно продолжительное время он работает при наличии базового шасси, оборудованного тормозной системой с пружинными энергоаккумуляторами (КамАЗ), так как ее конструктивное исполнение требует перед выездом автомобиля заполнения воздухом ресиверов до давления не ниже 4 кгс/см 2 .
При выезде из гаража все основные агрегаты и системы базового шасси автомобиля начинают работать при максимальной нагрузке без предварительного прогрева до оптимальной температуры. Большую часть времени агрегаты ПАСА при следовании к месту вызова эксплуатируются в режиме прогрева. Двигатель при этом может развивать только 30-80 % максимальной мощности, а трансмиссия, ее агрегаты имеют крайне низкий коэффициент полезного действия вследствие большой величины вязкостного трения применяемых масел. Установлено, что при форсированном движении ПАСА к месту вызова его средняя скорость в 1,2-1,5 раза превышает скорость движения обычного грузового транспорта. Водители ПАСА для обеспечения безопасности движения вынуждены применять торможение в 3—5 раз чаще по сравнению с обычным транспортом. Вследствие этого двигатель, тормозная система, рулевое управление, ходовая часть и другие агрегаты ПАСА работают в напряженном режиме, подвергаясь интенсивному износу. В процессе эксплуатации ПАСА в сельской местности (при движении по неблагоустроенным, проселочным дорогам и по бездорожью) агрегаты и в первую очередь двигатель эксплуатируются в неблагоприятных условиях. Работа двигателя в пыльных условиях способствует абразивному износу цилиндропоршневой группы, подшипников коленчатого вала и других сопряжений. Рулевое управление, тормозная система, ходовая часть также постоянно работают в напряженном режиме, что ведет к интенсивному изнашиванию деталей. Поэтому требуются более частые регулировки, проведение моечных, очистных и смазочных работ.
При боевом развертывании ПАСА устанавливают в зависимости от его назначения на водоисточник или в боевую позицию для выполнения необходимой работы. В отдельных случаях возможно преодоление участков бездорожья, подъемов с повышенным сопротивлением дороги при работе агрегатов автомобиля с максимальной нагрузкой.
Надежная работа ПАСА в стационарном режиме по подаче огнетушащих веществ, функционированию механизмов автолестницы, коленчатого подъемника, генератора для питания механизированного инструмента и других механизмов в основном зависит от технического состояния двигателя внутреннего сгорания. В процессе его продолжительной работы необходимо контролировать температурный режим системы охлаждения и давление масла в системе смазки. Нарушение указанных режимов работы двигателя может привести к его преждевременному выходу из строя.
На пожарных автомобилях для обеспечения температурного режима системы охлаждения двигателя предусмотрена конструкция дополнительного охлаждения. При продолжительной по времени стационарной работе для обеспечения оптимального температурного режима двигателя требуется квалифицированное применение дополнительного охлаждения, постоянный контроль за его функционированием.
При стационарной работе ПАСА водитель обязан выполнять операции по техническому обслуживанию (двигатель, пожарный насос, узлы и агрегаты), обеспечивать надежную работу всех систем для выполнения поставленной боевой задачи.
Перечень основных проверок технического состояния АЦ
Что проверяется и при помощи какого инструмента, приборов и оборудования.
Методика проверки
1. Герметичность насоса и водокоммуникаций
1.1. Проверка на «сухой вакуум» Закрыть все задвижки и краны насосной установки. Подсоединить всасывающую линию длиной 8 м из двух рукавов диаметром 125 мм с заглушкой на конце. Включить вакуумную систему. По достижении максимального вакуума (стрелка мановакуумметра больше не опускается – стоит на месте) величиной не менее 0.075 МПа (0,75 кгс/см”) закрыть вакуумный затвор и выключить вакуумную систему.
Вакуум в 0,075 Мпа (0,75 кгс/см 2 ) должен быть достигнут за время не более 40 с. Падение вакуума не должно превышать 0,013 МПа (0,13 кгс/см”) за 150 с.
1.2. Проверка герметичности давлением Места не герметичности в соединениях насоса и водопенных коммуникаций выявить путем опрессовки давлением (1-1,1) МПа (10-11) кгс/см 2 , развиваемым насосом при работе «на себя» при закрытых задвижках и кранах насосной установки. Воду при этом можно забирать из цистерны, водоема или гидранта. Наличие течи не допускается.
2. Время забора воды из водоема с момента включения вакуумной системы (открытия вакуумного затвора) до появления воды в глазке вакуумного затвора при высоте всасывания 7-7,5 м и всасывающей линии длиной 8 м. Время не должно превышать 40 с.
3. Работа пеносмесителя
Проверить работу пеносмесителя забором воды вместо пенообразователя из внешней емкости через шланг диаметром 32 мм длиной 4 м при каждом положении дозатора (1, 2. 3, 4, 5).
Время опорожнения контрольного объема в 100 л должно соответствовать:
Порядок работы на АЦ
Установка АЦ на пожаре
АЦ должна содержаться в гараже пожарной части, как правило, в полной готовности: заправленной топливом, маслом, с заполненными водой цистерной и пенообразователем – пенобаком, укомплектованной ПТВ.
По прибытию на место пожара, в зависимости от наличия открытого водоема или гидранта, а также, от способа предстоящей работы (подачи воды или воздушно-механической пены) АЦ устанавливается на место, безопасное в отношении воздействия на нее огня и позволяющее, при необходимости, быстро эвакуироваться. При этом надо стремиться, чтобы длина напорной линии и количества изгибов рукавов при прокладке были минимальными.
Убедившись в правильности выбора места, необходимо:
Установить АЦ с работающим на холостом ходу двигателем на ручной тормоз, рыча переключения передач должен быть в нейтральном положении, а рычаг системы управления подачей топлива в насосном отсеке – в положении холостого хода, т.е. поставлен в крайнее положение «от себя», (работа насоса без воды на больших оборотах или длительное время недопустима);
выжать педаль сцепления, включить КОМ и плавно отпустить педаль сцепления (насос
включен);
при недостаточном внешнем освещении выключателями на электрощитке включить освещение в отсеках кузова и поворотные фары-прожектора;
произвести прокладку и подсоединение всасывающих и напорных линий в зависимости
от условий работы (от цистерны, водоема или гидранта);
открыть дверь насосного отсека.
Дальнейшие операции по пуску насоса зависят от условий работы.
Работа от цистерны
При работе от цистерны необходимо:
проверить надежность установки заглушки на всасывающем патрубке насоса;
приоткрыть одну из напорных задвижек (вентилей) пожарного насоса для выпуска воздуха и открыть кран на трубопроводе от цистерны для заполнения насоса водой; Примечание. Не рекомендуется для выпуска воздуха открывать крин вакуумного затвора во избежание попадания воды в вакуумный насос;
открывать плавно напорные задвижки (вентили);
рычаг управления подачей топлива в насосном отсеке выжать «на себя», увеличив обороты двигателя автомобиля и установив необходимый режим работы насоса.
Работа от водоема
При работе от водоема необходимо:
вынуть из пеналов и состыковать всасывающие рукава с всасывающей сеткой, присоединить всасывающую линию к трубопроводу забора воды из водоема, конец всасывающей линии с сеткой опустить в водоем (сетка должна быть опущена не менее, чем на 300 мм ниже уровня воды, но не на дно);
выключить привод насоса, выжав рычаг выключения сцепления «на себя» и зафиксировав его (допускается привод насоса не выключать, при этом двигатель автомобиля должен работать на холостом ходу);
проверить закрытое положение всех задвижек и кранов насосной установки, включить вакуумную систему (открыть вакуумный затвор и включить вакуумный агрегат в автоматическом или ручном режиме согласно РЭ на вакуумный насос или РЭ на НЦПК);
после заполнения пожарного насоса водой и выключения вакуумного агрегата (автоматического или ручного) закрыть вакуумный затвор, включить привод насоса, установив рычаг выключения сцепления в исходное положение;
увеличить обороты двигателя и. после того, как насос разовьет необходимое давление, плавно открыть напорные задвижки (краны) насоса и установить необходимый режим работы насоса.
При работе со стволом-распылителем высокого давления открыть напорный кран высокого давления и включить ступень высокого давления согласно РЭ на НЦПК.
Работа от гидранта
При работе от гидранта необходимо:
открыть крюком из состава ПТВ крышку колодца гидранта;
установить пожарную колонку на гидрант и присоединить к всасывающему патрубку насоса водосборник;
соединить колонку с водосборником при помощи напорно-всасывающих рукавов диаметром 75 мм длиной 4 м;
открыть клапаны гидранта и колонки, открыть одну из напорных задвижек (вентилей] для выпуска воздуха, заполнить насос водой;
открыть плавно напорные задвижки (вентили), увеличить обороты двигателя и установить необходимый режим работы насоса.
Подача воздушно механической пены
К напорным рукавам присоединяют пеногенераторы.
При подаче воздушно-механической пены необходимо поддерживать давление в насосе нормального давления в пределах (0,7-0,8) МПа [(7-8) кгс/см 2 ], при достижении этого давления необходимо установить указательную стрелку пеносмесителя на деление шкалы, соответствующее производительности присоединенных пеногенераторов.
Для образования воздушно-механической пены воду в насос можно забирать из цистерны, водоема или гидранта, а пенообразователь – из пенобака или сторонней емкости.
Забор пенообразователя из пенобака, а воды из цистерны
При заборе пенообразователя из пенобака, а воды из цистерны необходимо сначала выполнить работы в соответствии с разделом 10.2 настоящего РЭ, при этом до открытия напорных задвижек (вентилей) насоса необходимо открыть кран пеносмесителя. После открывания напорных задвижек (вентилей) насоса установить необходимый режим его работы и открыть кран от пенобака к пеносмесителю.
Забор пенообразователя из пенобака, а воды из водоема или гидранта При заборе пенообразователя из пенобака, а воды из водоема или гидранта необходимо сначала выполнить работы в соответствии с разделом 10.3 или 10.4. При заборе воды из гидранта давление во всасывающем патрубке насоса должно быть не более 0,25 МПа (2,5 кгс/см 2 ), давление регулируют заслонкой, встроенный в водосборник, а также клапанами пожарной колонки.
До открытия напорных задвижек (вентилей) насоса необходимо открыть кран пеносмесителя. После открытия напорных задвижек насоса установить необходимый режим его работы и открыть кран от пенобака к пеносмесителю.
Требования безопасности при эксплуатации пожарного автомобиля общего применения
Техническое состояние пожарных автомобилей должно отвечать требованиям инструкций заводов-изготовителей. Безаварийная и безопасная работа обеспечивается своевременным и квалифицированным их обслуживанием водителями и мотористами, которые несут ответственность за исправное состояние закрепленных за ними автомобилей, спецузлов и агрегатов.
Двери кабины водителя и боевого расчета, а также дверцы отсеков кузова пожарных автомобилей должны быть снабжены автоматически запирающимися замками, надежно удерживаться в закрытом и фиксироваться в открытом положениях. Дверцы должны быть оборудованы устройством, подающим сигнал на щит приборов кабины водителя об их открывании. Дверцы, открывающиеся вверх, должны фиксироваться на высоте, обеспечивающей удобство и безопасность обслуживания.
Доступ к оборудованию, инструменту и пультам управления, размещенным в отсеках и на платформах пожарных автомобилей, должен быть безопасным. Крыши и платформы таких автомобилей должны иметь настил с поверхностью, препятствующей скольжению, и высоту бортового ограждения у крыш кузовов не менее 100 мм.
С целью постоянного содержания автолестниц (автоподъемников) в исправном состоянии приказом начальника подразделения ГПС назначается ответственный для осуществления контроля за безопасной эксплуатацией автомобиля.
Осмотр пожарных автомобилей производится закрепленными за ними водителями при заступлении на боевое дежурство.
На автолестницах с лифтами не реже 1 раза в месяц проверяется работоспособность ловителей кабины лифтов. Осмотр грузозахватных приспособлений должен производиться лицом, ответственным за их исправное состояние в соответствии с временным регламентом по обслуживанию данных узлов. Результаты проверки ловителей кабины лифта и осмотра вспомогательных грузозахватных приспособлений оформляются в установленном порядке.
Результаты технического освидетельствования автолестниц (автоподъемников) записываются в формуляр пожарного автомобиля лицом, произведшим освидетельствование.
При первичном освидетельствовании этой записью подтверждается, что автолестница (автоподъемник) находится в исправном состоянии и произведено техническое обслуживание.
К управлению пожарными автомобилями и работе со спецагрегатами допускаются водители, прошедшие специальную подготовку, обучение безопасным методам работы на электроустановках, имеющие группу допуска по электробезопасности не ниже третьего и получившие свидетельство установленного образца, выданное квалификационной комиссией территориального органа управления ГПС. К работе на пожарных автомобилях с электроэнергетическими агрегатами допускаются лица, прошедшие обучение безопасным методам работы на электроустановках, имеющие группу допуска по электробезопасности не ниже третьего.
К работе на мотопомпах допускаются лица, прошедшие подготовку мотористов пожарных мотопомп и получившие свидетельство установленного образца.
Электронная защита электросиловой установки пожарного автомобиля газодымозащитной службы должна обеспечивать мгновенное отключение (не более 0,05 с) силового питания в случаях пробоя изоляции электроинструмента или понижения ее сопротивления.
В случае неисправности генератора электросиловой установки или появления признаков, указывающих на выход его из строя, подключается распределительный щит автомобиля к внешней электросети. Расстояние от места подключения до автомобиля не должно превышать 50 м. Параметры токоприемников должны соответствовать параметрам электросети: напряжение – 220 – 230 В, частота тока – 50 Гц.