Меню

Основные виды травматизма при выполнении работ слесаря по ремонту автомобилей его причины

Краткие теоретические сведения. 3.1. Травматизм при эксплуатации автотранспортных средств и их сервисном обслуживании

3.1. Травматизм при эксплуатации автотранспортных средств и их сервисном обслуживании

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), к началу XXI века ежегодно в дорожных авариях во всем мире погибало более 1 миллиона 200 тысяч человек. В 2000 году, например, дорожные аварии были девятой по счёту причиной заболеваемости и смертности жителей планеты, при этом на их долю приходилось около 3% общего числа инвалидности в мире. По прогнозам ВОЗ, если не предпринимать никаких мер, то к 2020 году травматизм в результате дорожных аварий может стать третьей основной причиной гибели или увечий и превратиться в более серьёзную проблему для здоровья людей, чем малярия, туберкулёз и ВИЧ/СПИД вместе взятые.

Например, в период с 1995 по 1999 год в России произошло более 800 тысяч дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых были ранены 900 тысяч человек и погибло 148663 человек. По основным показателям аварийности на автомобильном транспорте Россия

находится на одном из последних мест среди развитых стран Европы.

В 1999 году из-за нарушения правил дорожного движения води­телями транспортных средств произошло 120197 ДТП, в которых по­гибло 23857 и ранено 142016 человек. Наибольшее влияние на аварий­ность, связанную с нарушениями правил дорожного движения, оказы­вают водители транспортных средств, принадлежащих физичес­ким лицам — 72,6 % ДТП от общего количества таких ДТП в 1999 году, что позволяет выделить транспорт физических лиц в как самую проблем­ную группу по условиям обеспечения безопасности до­рожного движе­ния. По-видимому, одна из причин этого – в том, что часть водителей личного транспорта не знает или не использует некоторые методы по­вышения безопасности, описанные в ТОИ Р-200-01-95 «Типовая инст­рукция № 1 по охране труда для водителей автомобиле» [99], а также ниже в приложении 4 «Инструкция по охране труда для водителей».

Причиной дорожно-транспортных происшествий и дорожно-транспортных травм может быть любое звено системы «человек — дорога – транспорт»: плохая подготовка водителей, их психофизиологические особенности, употребление алкоголя, плохое состояние здоровья усталость за рулём, нарушение правил дорожного движения водителями и пешеходами; плохое состояние дорог, насыщенность транспортом узких трасс, отсутствие подземных переходов и путепроводов, отсутствие регулирующих движение знаков и опознавательных линий, неисправность и несовершенство транспортных средств, недостаточно эффективные средства индивидуальной защиты.

Дорожно-транспортными являются травмы, нанесённые различного вида транспортными средствами при их использовании (движении) в случаях, не связанных с производственной деятельностью пострадавших, независимо от нахождения пострадавшего в момент происшествия в транспортном средстве (водитель, пассажир) или вне его (пешеход). Транспортным средством считается любое средство, используемое для транспортировки грузов, предметов, людей.

На экономическом портале EcoUniver приводятся описанные ниже результаты ряда исследований травматизма и инвалидностей у водителей и других работников автотранспортных предприятий России.

79% травм и несчастных случаев среди работников автотранспортных предприятий регистрируются у водителей, хотя они составляют не более половины общего числа работающих на автотранспорте. Травмы и несчастные случаи занимают второе место среди причин временной утраты трудоспособности, третье место — среди причин первичной инвалидности и второе место — среди причин инвалидности у контингента инвалидов бывших водителей, состоящих на учёте в ор-

ганах социального обеспечения.

Длительность пребывания на пенсии по инвалидности вследствие травм и несчастных случаев (в среднем 6,2 года) больше лишь у инвалидов с заболеваниями нервной системы и органов чувств. Анализ контингента водителей-инвалидов вследствие травм показал, что 6,7% из них имеют первую группу, 23,4% — вторую и 69,9% — третью. Существенное влияние на тяжесть инвалидности оказывает характер полученных травм. Судя по приведённым данным, к наиболее тяжёлым последствиям приводят множественные травмы, травмы черепа и переломы костей. В этом случае I группа инвалидности обусловлена в основном повреждением позвоночника. Важно отметить, что травмы, полученные при ДТП и приведшие к инвалидности, чаще локализовались на нижних конечностях и на позвоночнике и составляли почти половину всех случаев переломов и ампутации, а травмы, полученные водителями при ремонте и обслуживании автомобилей, чаще всего были связаны с повреждением верхних конечностей и глаз.

Читайте также:  Ремонт бензиновый двигатель 1 3 лет

Самая частая причина инвалидности водителей вследствие производственных травм (26,4%) — повреждения глаз, затем травмы конечностей (верхних 9,7%; нижних 18,1%), головы (16,6%), позвоночника (13,8%) и множественные (5,6%). Травмирование водителей происходит в основном при выполнении несвойственных для их профессии работ по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей, так как любые бывшие в эксплуатации автомобили требуют обслуживания. Число зарегистрированных травм и несчастных случаев при этих работах в 20 раз превышает аналогичный показатель при вождении автомобилей. Причём ремонтные рабочие при выполнении тех же операций травмируются в 9 раз реже. В то же время травмы при ДТП тяжелее и вызывают более длительную утрату трудоспособности: средняя длительность одного случая при ДТП составляет 37 дней, а при ремонте и техническом обслуживании — 25 дней. Почти половина случаев при ДТП (40%) приводит к временной утрате трудоспособности длительностью более 30 дней, а при прочих работах такая продолжительность наблюдается лишь в 22% случаев.

Неравномерно распределяется число травм в течение дня — во второй половине дня (после 13 часов) регистрируется 2/3 от их общего числа (67,8%), а среди водителей карьерных самосвалов во 2-ю смену отмечено 3/4 всех травм. Влияние профессионального стажа и возраста на частоту и тяжесть травм хорошо иллюстрируют сравнительные данные о первичной инвалидности водителей. Молодые водители (до 29 лет) почти в 2 раза чаще выходят на инвалидность вследствие травм, чем их более взрослые коллеги. В структуре причин инвалидности в этом возрасте травмы занимают 1-е место, а 91,4% контингента инвалидов находятся в трудоспособном возрасте. Вместе с тем с увеличением стажа показатели инвалидности повышаются, особенно после 20 лет работы по специальности, что позволяет отнести этот фактор к группе факторов риска травматизма у водителей.

Травмы при ДТП регистрируются в 2 раза чаще у водителей автобусов, чем грузовых автомобилей. Причём на территории автотранспортных предприятий и в производственных помещениях это соотношение увеличивается еще больше (в 3 раза). Таким образом, ясно выделяются 2 основных направления борьбы с травматизмом водителей: первое — профилактика ДТП; второе — сведение к минимуму использования для производства ремонтных работ и технического обслуживания автомобилей водителей, у которых навыки для ведения подобных работ, как правило, недостаточны. Естественно, что профилактика травматизма невозможна без большой работы по обучению водителей технике безопасности, санитарному просвещению в плане борьбы с вредными привычками, в частности, с алкоголизмом.

Охрана труда

Документы по охране труда новичку

Рубрики

Памятка опасностей для автомеханика

Автомеханик

Синонимы

Слесарь-механик; гаражный механик; автомобильный механик.

Характер работы

Определение и (или) описание обязанностей

Ремонт, обслуживание и капитальный ремонт автомобилей и других дорожных средств; осмотр автомобиля для определения характера, степени и места неисправности; планирование работы, использование технологических карт и технической документации: разборка двигателя, трансмиссии, дифференциала или других деталей, требующих ремонта; ремонт или замена таких деталей, как поршни, тяги, передачи, клапаны, подшипники, контактов прерывателя или прокладок и принадлежностей, таких как свечи зажигания; замена и регулировка тормозов, запайка мест утечки в радиаторе, замена втулок рулевого механизма и выполнение других видов ремонта; настройка двигателя путем регулировки зажигания, карбюратора, клапанов и синхронизатора; проверка отремонтированных автомобилей в мастерской или на дороге. В обязанности может входить расточка деталей при помощи токарных и поперечно-строгальных станков, использование сварочного оборудования и ручных инструментов, ремонт электрооборудования и кузова, окраска распылением. Автомеханик может специализироваться на ремонте определенного типа двигателей, например, дизельных автомобильных двигателей.

Читайте также:  Двигатели для газ 27057

Смежные и специфические специальности

Аналогичные специальности, имеющие соответствующие названия: механик автобусов; механик дизельных двигателей; механик грузовых автомобилей; специалист по механическому ремонту двигателей или автобусов; специалист по ремонту дифференциала; специалист по ремонту компрессора; специалист по ремонту головок двигателя и др. или механик гаража; механик; ответственный за состояние автобусов; специалист по ремонту трансмиссии; специалист по ремонту тормозов; помощник механика по ремонту дизельного оборудования и др. (СНП).

Выполняемые обязанности

Обработка абразивным инструментом; регулировка; выравнивание; сборка и разборка; крепление болтами; соединение; сверление отверстий; твердая пайка; очистка щеткой; сжигание; калибровка; цементирование; измельчение; зажимание скобами; очистка; резка; диагностика; погружение; разборка; демонтаж; сверление; вождение; осмотр; изготовление; крепление; заточка напильником; наполнение; окончательная отделка; крепление; кислородная резка; ковка; шлифовка; введение; проверка; установка; лиминирование; подъем; смазка; механическая обработка; техническое обслуживание; измерение (по приборам); плавка; починка; фрезерование; капитальный ремонт; покраска; пробивание отверстий; планирование; размещение; прессовка; передвижение предметов тянущим усилием; откачка; передвижение предметов толкающим усилием; поднятие; повторная расточка; замена втулки; перезарядка; восстановление; регулировка; удаление; проведение ремонта; замена; клепка; замена проводки; полировка (составами); шлифовка наждачной бумагой; соскабливание; обслуживание; установка; пайка; распыление; сдавливание; прошивание металлическими скобами; нарезание резьбы метчиком; испытание; нарезание резьбы; затяжка; настройка; выверка (размеров); сварка.

Производственные опасности и профессиональные риски

Риск несчастного случая и травмирования

Травмы, полученные во время работы с механическим оборудованием, таким как токарные станки, дрели, сверлильные и хонинговальные станки, диски, поперечно-строгальные станки и различные режущие и ручные инструменты (резцы, гаечные ключи, отвертки, долото, кувалды и др.);

● травмы вследствие обморока, установки или соскальзывания домкратов, лебедок, подъемного оборудования и падения машин;

● колотые раны и порезы от ножа, твердых предметов, ручных инструментов, вследствие ударов о металлические предметы, незакрепленные болты и т.д. во время демонтажа, ремонтных и сборочных работ;

● соскальзывание, спотыкание и падение с лестниц, ступеней, находящихся на возвышении площадок и др. и падение в осмотровые канавы (особенно при переноске грузов);

● падение на ровные поверхности, особенно на мокрый, скользкий или жирный пол;

● раздробление пальцев ног в результате падения на ступни тяжелых предметов;

● ожоги в результате контакта с горячими поверхностями, выхлопными трубами или расплавленными химическими веществами, неожиданного выброса горячей воды и пара из паропроводов, труб радиатора и системы охлаждения; при паяльных (в том числе пайки твердым припоем) и сварочных работах и др.;

● травмы глаз, полученные вследствие попадания осколков и летящих предметов во время шлифовки, механической обработки, очистки, полировки, сверления отверстий и аналогичных операций, или при эксплуатации компрессорного оборудования для очистки барабанов и тормозов, или во время аналогичных операций;

● травмы, полученные при взрыве компрессорных линий или цистерн; случайное попадание материала (сжатого воздуха через кожу или отверстия тела);

● несчастные случаи, вызванные плохо установленными и ненадлежащим образом обслуживаемыми паро- и водоочистителями;

● травмы, полученные при работе с барабанным стендом для проверки тормозов;

● поражение электрическим током в результате неисправностей, короткого замыкания, или неправильной эксплуатации электромеханического оборудования, или в результате контакта с ого-ленными проводами (например, удар электрическим током, полученный от переносных электроинструментов);

● несчастные случаи вследствие возгорания и взрывов горючих и взрывопожароопасных веществ, таких как бензин, растворители, дизельное топливо, масла и др., накапливающихся в результате пролива, утечек, халатности и др., или по причине возгорания водорода, выделяющегося из аккумуляторных батарей, или от пламени, образующегося при кислородной резке и сварке, и т.п.;

● отравление окисью углерода при работе в осмотровых канавах;

● дорожные происшествия во время проверки и вождения отремонтированных автомобилей.

Читайте также:  Ремонт печки автомобиля ваз 2105

Неблагоприятное воздействие физических факторов

Повышенный уровень шума (более 80 дБА), особенно при работе в кабине автомобиля;

● воздействие прямой и отраженной ультрафиолетовой (солнечной) радиации;

● воздействие микроволновых и радиочастотный излучений, особенно при таких работах, как термосваривание поверхностей и обивки, сушка поверхностей, обработанных лакокрасочными материалами и др.;

● воздействие низких температур и сквозняков, особенно в открытых гаражах, что может привести к простудам (использование самодельного обогревательного оборудования может также вызвать пожар и отравление окисью углерода);

● воздействие рентгеновских лучей и радиоизотопов при неразрушающих методах контроля и диагностики;

● развитие «синдрома белых пальцев от вибрации» (СБП) в результате вибрации электро- и пневмоинструментов.

Вредное воздействие химических веществ

Хроническое отравление в результате воздействия ряда промышленных химических веществ, включая тяжелые металлы (например, тормозных жидкостей, обезжиривающих средств, моющих средств, смазочных материалов, средств для чистки металлов, снятия краски, растворителей и т.п.) (см. приложение);

● заболевания и болезненные состояния кожи (различные виды дерматитов, повышение чувствительности кожи, экзема, угри и пр.), вызванные воздействием различных химических веществ (например, клеящих, асбеста, антифриза и тормозных жидкостей, эпоксидных смол, бензина, масел, никеля, канифоли и др.);

● раздражение глаз, головокружение, тошнота, затруднение дыхания, головные боли и т.п., вы-званные контактом с химическими раздражающими веществами, дустами, дымами, антидетонаторами (такими как метилпентадиенил трикарбонил марганца (МТМ), метилизобутилкетон) и др.;

● развитие асбестоза и мезотелиомы вследствие попадания асбестовой пыли после чистки тормозного барабана и операции обработки;

● гематологические изменения в результате воздействия растворителей, таких как бензол и его гомологи, толуол, ксилол и др.;

● повышенный риск развития раковых заболеваний вследствие вдыхания выхлопных газов дизельного топлива или контакта с некоторыми тяжелыми металлами и их составляющими, асбестом, бензином и др.;

● острое раздражение глаз и слизистой оболочки, головные боли, затруднение дыхания, теснение в груди и т.п., вызванные вдыханием окисей азота (NOx) и мелких частиц;

● повышенный риск выкидыша или повреждения плода или эмбриона у беременных женщин вследствие контакта с органогалогенными растворителями; желудочно-кишечные нарушения в результате случайного или хронического отравления клеящими веществами;

● вдыхание неприятных запахов при работе с некоторыми содержащими растворители клеящими веществами;

● распыление коррозионных и реакционноспособных химических веществ, которое может вызвать повреждение глаз и кожи, и пр.

Неблагоприятное воздействие биологических факторов

Заражение инфекциями в результате воздействия микроорганизмов и их роста в некоторых клеящих веществах.

Эргономические и социальные факторы

Серьезные костно-мышечные травмы (разрыв межпозвоночного диска, разрыв сухожилий, грыжа и др.) вследствие физического перенапряжения и неправильного положения тела при подъеме и перемещении тяжелых грузов;

● кумулятивные травматические нарушения, включая запястный синдром, вызванный продолжительными повторяющимися движениями;

● усталость и общее недомогание;

● опасность подвергнуться нападению со стороны отдельных лиц (включая недовольных клиентов) в местах работы, доступных для посторонних лиц;

● психологический стресс при работе с жесткими сроками.

Приложение

Основные вещества, воздействию которых могут подвергаться автомеханики:

абразивная пыль; акролеин; клеящие вещества; щелочи; антифриз; асбест; бензин; тормозные жидкости; бутанол; бутилацетат; окись углерода; хлорированные углеводороды (например, раство-рители); канифоль; смазочно-охлаждающие жидкости; обезжириватели; диацетоновый спирт; соли двухромовой кислоты (дихроматы); диоксан; моющие средства (синтетические); эпоксидные смолы; этилацетат; этиленгликоль; замедлители пламени; бензин и добавки; стекловолокно; графит; консистентные смазки; гидравлические жидкости; гидрохинон; изоцианаты; изопропанол; керосин; свинец и его производные; смазочные вещества; средства для очистки металлических поверхностей; метанол; метилизобутилкетон; дисульфит молибдена; никель; окиси азота; масла, включая использованные; щавелевая кислота; средства для удаления краски; растворители красок, например, скипидар; фталевый ангидрид; пластмассы; полиэфирные смолы; антиоксиданты и ускорители вулканизации каучука; паяльные флюсы; растворители различных типов; тетраэтилсвинец; тимеросол; трикарбонил; толуол; уайт-спирит; ксилол.

Поделиться «Памятка опасностей для автомеханика»

Adblock
detector