В.2. Узлы и агрегаты основных пожарных автомобилей. Табель положенности ПТВ на основном пожарном автомобиле.
Основными элементами пожарной автоцистерны являются:
§ базовое шасси с кабиной водителя или специальной кабиной для размещения водителя и расчета;
§ кабина для размещения расчета в виде отдельного модуля;
§ отсеки кузова для размещения насосной установки и ПТВ;
§ сосуды для огнетушащих веществ (ОТВ);
§ насосная установка с коммуникациями;
§ дополнительные трансмиссии привода насосной установки;
§ пожарный лафетный ствол;
§ система дополнительного охлаждения двигателя;
§ система обогрева салона.
В зависимости от назначения и конструктивного исполнения АЦ могут быть оборудованы дополнительными устройствами при отсутствии одной или нескольких из перечисленных выше составных частей.
Для изготовления отечественных пожарных автоцистерн в настоящее время производители применяют автомобильные шасси обычной (4×2, 6×4) или повышенной (4×4, 6×6, 8×8) проходимости таких автопредприятий как ЗИЛ, Урал, КамАЗ, ГАЗ, МАЗ в стандартном исполнении.
При этом основные части автомобилей – двигатель, трансмиссия, ходовая часть, механизм управления сохраняются. Однако в некоторые из них вносятся изменения для облегчения надежной работы пожарного оборудования и основных агрегатов. Так, двигатель, работая на насос в летнее время в стационарном режиме, может перегреваться. Поэтому в систему охлаждения вводят дополнительный теплообменник, соединенный трубами с пожарным насосом.
Разрежение в полости центробежного насоса при всасывании воды в случае забора ее из посторонней емкости зачастую осуществляется с помощью газоструйного вакуум-аппарата. Оно создается отработавшими газами двигателя, которые также используются в зимнее время для обогрева насосного отделения и воды в цистерне. Выпускные трубы, глушитель и батареи обогрева образуют систему отработавших газов двигателей пожарных автомобилей.
Существенные изменения вносят в электрооборудование автомобиля. В него дополнительно включаются приборы освещения (кабина расчета, отсеки кузовов, насосного отделения, а также площадки около него), световая и звуковая сигнализация и контрольно-измерительные приборы.
С кабиной водителя, как правило, жестко соединяют цельнометаллическую кабину расчета. В средней части шасси, за кабиной расчета монтируют цистерну для воды. На кронштейнах, приваренных к опорам цистерны, устанавливают стальной кузов. В отсеках кузова и на крыше автомобиля размещают пожарное оборудование. Специальными хомутами к элементам кузова закрепляют баки для пенообразователя, которые, как правило, изготавливают из нержавеющих сталей.
Огнетушащие жидкости на автоцистерне подаются насосной установкой. Она включает: пожарный насос, водопенные коммуникации, пеносмеситель и вакуумную систему. Насосные установки могут размещаться сзади пожарного автомобиля или посередине. Передача мощности от двигателя к насосу осуществляется через дополнительную трансмиссию, которая состоит из коробки отбора мощности и карданной передачи. Коробка отбора мощности устанавливается вместо крыши коробки передач или является самостоятельным механизмом. В случае заднего расположения установки для удобства управления двигателем и трансмиссией дублируются приводы управления сцеплением и дроссельной заслонкой карбюратора (или рейкой ТНВД). Таким образом, изменение режимов работы насоса можно производить или из кабины водителя, или из насосного отделения.
Пожарные насосно-рукавные автомобили АНР сходны с автоцистернами, но на них отсутствует цистерна для воды. За счет ликвидации цистерны увеличены кабина расчета и вывозимый запас напорных рукавов. В таблице 2.1 представлены основные технические данные некоторых основных ПА общего применения.
Наиболее массовыми пожарными автоцистернами в настоящее время являются АЦ-40(431410)63Б и АЦ-40(131)137А.
Пожарная автоцистерна АЦ-40(431410)63Б (см. рис. 2.1 и 2.2) смонтирована на автомобильном шасси ЗИЛ-431410 с колёсной формулой 4×2.
| |
На автомобиле установлен V-образный восьмицилиндровый четырёхтактный карбюраторный двигатель ЗИЛ-508 мощностью 110 кВт (150 л.с.). За трёхместной кабиной водителя располагается четырёхместная кабина расчёта, жёстко соединённая с первой. На ложементах, укреплённых через резиновые амортизаторы к раме шасси, за кабиной расчёта установлена цистерна с 2350 литрами воды.
Кузов пожарной автоцистерны представляет собой две цельнометаллические тумбы, которые располагаются вдоль цистерны и крепятся к ней кронштейнами. В задней части тумбы имеется отсек, где размещена насосная установка с контрольно-измерительными приборами, рычагами управления, а в верхней части бак для пенообразователя ёмкостью 165 литров.
Норма положенности пожарно-технического вооружения, оборудования и инвентаря на автоцистернах АЦ-40(43226), (43202), АЦ-40(130)63, АЦ-40(131):
N п/п | Наименование вооружения и оборудования | Ед. изм. | Количество | |
АЦ-43226 | АЦ-130 | АЦ-131 | ||
1. | Рукав всасывающий, дл.4 м, диам.125 мм | шт | ||
2. | Рукав всасывающий, дл.4 м, диам.75 мм | -«- | ||
3. | Рукав напорный, для работы от гидранта, дл. 5 м, диам.77мм | -«- | ||
4. | Рукав напорный, дл.20м, диам.77мм | -«- | ||
5. | То же, диам. 66 мм | -«- | ||
6. | То же, диам. 51 мм | -«- | ||
7. | Рукав всасывающий (дюритовый), дл. 4м, диам. 30мм | -«- | ||
8. | Сетка для всасывающего рукава СВ-125, с веревкой длиной 12 м | -«- | ||
9. | Разветвление 3-ходовое 66x51x66x51(77x51x66x51) | -«- | ||
10. | Переходник (сборник) для работы от колонки 125x77x77 с заглушками | шт. | ||
11. | Головка соединительная переходная 66×51 | -«- | ||
12. | Головка соединительная переходная 77×51 | -«- | ||
13. | Головка соединительная переходная 77×66 | -«- | ||
14. | Задержка рукавная | -«- | ||
15. | Комплект инструмента колонщика, в т.ч. | |||
— молоток слесарный | -«- | |||
— зубило | -«- | |||
— зажимы рукавные | -«- | |||
— кольца уплотнительные рукавные: | ||||
диаметром 66 мм | -«- | |||
диаметром 77 мм | -«- | |||
— флажок сигнальный красный | -«- | |||
— сумка для инструмента колонщика | -«- | |||
16. | Колонка пожарная | -«- | ||
17. | Ключи для соединения всасывающих рукавов | -«- | ||
18. | Ключ для открывания крышек гидрантов | -«- | ||
19. | Гидроэлеватор Г-600 | -«- | ||
20. | Ствол РСБ | шт. | ||
21. | Ствол КРБ | -«- | ||
22. | Ствол РСА | -«- | ||
23. | Ствол воздушно-пенный СВПМ-4 | -«- | ||
24. | Ствол лафетный стационарный | -«- | — | |
25. | Ствол лафетный переносной | -«- | — | — |
26. | Генератор пены средней кратности ГПС-600 | -«- | ||
27. | Лестница трехколенная | -«- | ||
28. | Лестница штурмовая | -«- | ||
29. | Лестница-палка | -«- | ||
30. | Багор металлический длиной 2,5 метра | -«- | ||
31. | Лом легкий | -«- | ||
32. | Лом тяжелый | -«- | ||
33. | Лом с шаровой головкой | -«- | ||
34. | Лом «универсальный» | -«- | ||
35. | Кувалда кузнечная весом 5 кг | -«- | ||
36. | Топор плотницкий | -«- | ||
37. | Крюк пожарный легкий | -«- | ||
38. | Лопата штыковая | -«- | ||
39. | Пила-ножовка по дереву в деревянном футляре | -«- | ||
40. | Ножницы для резки арматуры | -«- | ||
41. | Комплект инструментов для резки электропроводов, в том числе: | |||
— сумка для комплекта | шт. | |||
— ножницы с диэлектрич. Рукоятками | -«- | |||
— перчатки диэлектрические | пара | |||
— боты диэлектрические | пара | |||
— коврик диэлектрический | шт. | |||
42. | Веревка спасательная, длиной 30 м в брезентовом чехле | -«- | ||
43. | Веревка спасательная, длинной 60 м в брезентовом чехле | -«- | ||
44. | СИЗОД | -«- | ||
45. | Воздушные баллоны (резервные) | -«- | ||
46. | Теплоотражательный костюм | -«- | ||
47. | Электрический индивидуальный фонарь | -«- | ||
48. | Электрический групповой фонарь | -«- | ||
49. | Аптечка медицинская | комп | ||
50. | Огнетушитель ОУ-5 | шт. | ||
51. | Огнетушитель порошковый ОПУ-5 | -«- | ||
52. | Опись пожарно-технического оборудования | шт. | ||
53. | Комплект шоферского инструмента | комп | ||
54. | Автомобильная радиостанция | шт. | ||
55. | Переносная радиостанция | -«- | ||
56. | Знак аварийной остановки | -«- | ||
57. | Универсальный спасательный прибор индивид. | -«- | ||
58. | СГУ | -«- |
1. В боевом расчете должно находиться по одной переходной головке «Ротт-Богдановская» диаметр 51×51 и диаметр 66×66, которые изготавливаются на базе дежурных караулов.
2. В боевом расчете должны находиться справочники гидрантов и планшеты водоисточников соседних подразделений, планшет постового на посту безопасности, журнал учета работы звеньев ГДЗС.
3. В подразделениях, где в боевом расчете вместо рукавов диаметр 89 мм находятся рукава диаметр 77 мм, их количество должно соответствовать указанному в табеле, кроме этого вместо разветвления 89x66x66x66 должно быть разветвление 77x51x66x51.
4. При отсутствии моделей автоцистерн указанных в данном приложении, нормы технической оснащенности устанавливаются комиссией УГОЧС и ПБ Мурманской области.
Пожарный газодымозащитный автомобиль
Пожарный автомобиль газодымозащитной службы доставляет к месту пожара боевой расчет и ПТВ и обеспечивает работу звеньев ГДЗС в загазованной среде. Он является базовой единицей при развертывании пункта ГДЗС с дополнительным освещением места аварии и подаче электроэнергии на вывозимое электрооборудование.
Первые пожарные автомобили газодымозащитной службы в гарнизонах появились в 30-х годах XX века. Базой для них выбрали ЗИС-5. Это была машина с открытой кабиной. Технику приспособили для выезда в зону аварии до 10 человек, что приравнивалось к двум звеньям. В качестве снаряжения применялось: изолирующие противогазы КИП-3, фонари, шанцевый инструмент, дыморефулеры, а также новинка того времени – аппараты искусственного дыхания.
В послевоенное время на вооружение отечественной ГДЗС поступили машины на усовершенствованном шасси ЗИС-5 и ГАЗ-АА. Они получили закрытый кузов, что позволило расширить функциональность транспортного средства. Газодымозащитная служба использовала не только пожарные автомобили АГ, но и принимала на вооружение автобусы ГАЗ 03-30, ЗИС-8, ЗИС-16. В Московском гарнизоне даже был трофейный Mercedes-Benz.
Специально спроектированный пожарный газодымозащитный автомобиль появился только в 50-х годах. Базой для него стало шасси ЗИС-150. Его оборудовали электросиловой установкой, трансформаторами, прожектором, дымососом и электропилами. В течение десятилетий оснащение оставалось без изменений: им впоследствии укомплектовали и ЗИЛ-164.
Лишь с появлением ЗИЛ-130 происходит переоборудование машин. Появляется от 3 до 5 прожекторов, два дымососа. Настоящим прорывом стал серийный выпуск техники АГ, так как ранее все образцы были кустарного производства. Самым массовым автомобилем стал АГ-12 (130)-198. В качестве оборудования он получил кузов от 127 модели, а также запас кислородных баллонов, дымососы ПД-14, работающие от привода бензомоторной пилы «Дружба», ранцевую автогенорезательную установку, сигнально-переговорное устройство, электроприводный инструмент.
Автомобили газодымозащитной службы производили также на базе автобусов ПАЗ-672 и ПАЗ-3205. Наибольшее распространение получили автобусы ЗИЛ-«Бычок».
Основные характеристики АГДЗС
Характеристики машин газодымозащитной службы прописаны в утвержденных МВД РФ НПБ-194-2000. По ним каждая машина должна маркироваться особым способом
Основным параметром АГ является мощность источника питания (кВт) из ряда 8, 12, 16, 20, 30. В дополнение к этому производитель может устанавливать свои значения, которые указывает в технической документации к машинам.
Основными частями всех АГДЗС являются:
- базовое шасси, дополненное трансмиссией для привода ЭСУ;
- кабина для боевого расчета;
- кузов;
- ЭСУ;
- комплекс дополнительного электрооборудования;
- стационарная осветительная мачта.
В отличие от АЦ, которые рассчитаны на доставку боевого расчета в количестве максимум 6 человек, включая водителя, автомобили типа АГ должны оборудоваться кабиной минимум на 7 посадочных мест.
При переоборудовании базового шасси и расчете полной массы АГ и его осевых нагрузок учитывают рекомендации завода-производителя, а также выдерживают собственный баланс: нагрузка на левый и правый борт не должна превышать 1% от общей массы. При компоновке основных частей рассчитывают, чтобы нагрузка на управляемую ось была не менее 25% от полной массы.
Крепление надстройки и оборудования согласовывается с заводом-изготовителем. Размещение оборудования ЭСУ, СИЗОД, ПТВ производится с учетом безопасности и оперативности выполнения боевых задач и ремонта, исходя из основных сфер применения техники и климатических условий ее эксплуатации.
Если оборудование размещено на крыше, то автомобиль дополняется стационарной лестницей с поручнями. Рабочая площадка на крыше предусматривает заградительный бортик высотой не менее 100 мм по всему периметру.
В НПБ-194-2000 прописаны и требования к базовому шасси. Вместимость топливного бака автомобиля должна быть рассчитана на подачу горючего в течение 6 часов. В таком же временном диапазоне должен работать и двигатель, обеспечивающий беспрерывное функционирование ЭСУ.
При доработке шасси под нужды АГ учитывают требования к количеству, месту расположения устройств освещения и световой сигнализации. Они прописаны в ГОСТе-6964, 8769 и 20961. Также конструкция шасси должна быть приспособлена к транспортировке автомобиля газодымозащитной службы наземным транспортом по ГОСТу-15150 и 2349.
Модели АГДЗС
Самой распространенной моделью автомобилей ГДЗС считается АГ-12 на базе автобуса ПАЗ -3205. Источником энергии здесь является генератор трехфазного переменного тока с воздушным охлаждением. Он установлен между арками задних колес. Для отбора мощности используется КОМ-107. От генератора работают прожекторы дымососа, электропилы, электроинструмент.
АГ-12 оборудован тремя распределительным коробками. К ним подключается кабель для передачи энергии внешним потребителям. В базовое оборудование этого автомобиля входит стационарная катушка, на которую намотано 96 м кабеля и восемь выносных катушек по 36 метров каждая.
В качестве средств освещения в этой модели поставлена двухпрожекторная телескопическая мачта, а также дополнительно используются три переносных прожектора, которые позволяют осветить место аварии, недоступное для подъезда техники. Мачта выдвигается на 8 метров от уровня земли.
В основное оборудование входит дымосос и электропила. Дымосос удаляет дым и продукты горения, позволяет снизить температуру в помещении посредством нагнетания свежего воздуха при производительности 7000 м 3 /ч. Также при помощи дымососа можно получать высокократную пену.
Колесная формула | 4×2 |
Мощность двигателя, кВт | 88 |
Скорость, км/ч | 80 |
Габариты (д*ш*в), мм | 7000*2620*2960 |
Масса, кг | 6835 |
Количество мест боевого расчета | 7 |
Дымосос | ДПЭ-7 |
На базе шасси КамАЗ-43253 производят автомобиль типа АГ-20. Его кузов сделан из сборных алюминиевых профилей, благодаря чему удалось добиться высокой устойчивости к коррозии. Преимуществом этой модели считается возможность модификации уже во время эксплуатации. Опционально меняются параметры кабины боевого расчета и кузова. Этот автомобиль рассчитан на доставку к месту аварии от 2 до 8 человек.
Еще один представитель АГ-20 – ЗИЛ-433362. Этот автомобиль рассчитан на эксплуатацию в умеренном климате при температуре от -40 до +40°С. Его основными частями являются:
- шасси с дополнительной трансмиссией для электроустановки;
- кабина боевого расчета;
- кузов;
- ЭСУ;
- телескопическая двухпрожекторная осветительная мачта 6 метров;
- система дополнительного электрооборудования.
АГ-20 на ЗИЛ-433362 имеет стационарный трехфазный генератор ГС-250-20/4. В комплект входит гидравлический аварийно-спасательный инструмент, инструмент с бензо- и электроприводом, пожарные дымососы ДПЭ-7, выносные катушки и прожекторы.