Меню

Основные узлы пожарного автомобиля базы газодымозащитной службы

В.2. Узлы и агрегаты основных пожарных автомобилей. Табель положенности ПТВ на основном пожарном автомобиле.

Основными элементами пожарной автоцистерны являются:

§ базовое шасси с кабиной водителя или специальной кабиной для размещения водителя и расчета;

§ кабина для размещения расчета в виде отдельного модуля;

§ отсеки кузова для размещения насосной установки и ПТВ;

§ сосуды для огнетушащих веществ (ОТВ);

§ насосная установка с коммуникациями;

§ дополнительные трансмиссии привода насосной установки;

§ пожарный лафетный ствол;

§ система дополнительного охлаждения двигателя;

§ система обогрева салона.

В зависимости от назначения и конструктивного исполнения АЦ могут быть оборудованы дополнительными устройствами при отсутствии одной или нескольких из перечисленных выше составных частей.

Для изготовления отечественных пожарных автоцистерн в настоящее время производители применяют автомобильные шасси обычной (4×2, 6×4) или повышенной (4×4, 6×6, 8×8) проходимости таких автопредприятий как ЗИЛ, Урал, КамАЗ, ГАЗ, МАЗ в стандартном исполнении.

При этом основные части автомобилей – двигатель, трансмиссия, ходовая часть, механизм управления сохраняются. Однако в некоторые из них вносятся изменения для облегчения надежной работы пожарного оборудования и основных агрегатов. Так, двигатель, работая на насос в летнее время в стационарном режиме, может перегреваться. Поэтому в систему охлаждения вводят дополнительный теплообменник, соединенный трубами с пожарным насосом.

Разрежение в полости центробежного насоса при всасывании воды в случае забора ее из посторонней емкости зачастую осуществляется с помощью газоструйного вакуум-аппарата. Оно создается отработавшими газами двигателя, которые также используются в зимнее время для обогрева насосного отделения и воды в цистерне. Выпускные трубы, глушитель и батареи обогрева образуют систему отработавших газов двигателей пожарных автомобилей.

Существенные изменения вносят в электрооборудование автомобиля. В него дополнительно включаются приборы освещения (кабина расчета, отсеки кузовов, насосного отделения, а также площадки около него), световая и звуковая сигнализация и контрольно-измерительные приборы.

С кабиной водителя, как правило, жестко соединяют цельнометаллическую кабину расчета. В средней части шасси, за кабиной расчета монтируют цистерну для воды. На кронштейнах, приваренных к опорам цистерны, устанавливают стальной кузов. В отсеках кузова и на крыше автомобиля размещают пожарное оборудование. Специальными хомутами к элементам кузова закрепляют баки для пенообразователя, которые, как правило, изготавливают из нержавеющих сталей.

Огнетушащие жидкости на автоцистерне подаются насосной установкой. Она включает: пожарный насос, водопенные коммуникации, пеносмеситель и вакуумную систему. Насосные установки могут размещаться сзади пожарного автомобиля или посередине. Передача мощности от двигателя к насосу осуществляется через дополнительную трансмиссию, которая состоит из коробки отбора мощности и карданной передачи. Коробка отбора мощности устанавливается вместо крыши коробки передач или является самостоятельным механизмом. В случае заднего расположения установки для удобства управления двигателем и трансмиссией дублируются приводы управления сцеплением и дроссельной заслонкой карбюратора (или рейкой ТНВД). Таким образом, изменение режимов работы насоса можно производить или из кабины водителя, или из насосного отделения.

Пожарные насосно-рукавные автомобили АНР сходны с автоцистернами, но на них отсутствует цистерна для воды. За счет ликвидации цистерны увеличены кабина расчета и вывозимый запас напорных рукавов. В таблице 2.1 представлены основные технические данные некоторых основных ПА общего применения.

Наиболее массовыми пожарными автоцистернами в настоящее время являются АЦ-40(431410)63Б и АЦ-40(131)137А.

Пожарная автоцистерна АЦ-40(431410)63Б (см. рис. 2.1 и 2.2) смонтирована на автомобильном шасси ЗИЛ-431410 с колёсной формулой 4×2.

1 — шасси; 2 — двигатель; 3 — кабина водителя; 4 – кабина боевого расчёта; 5 – цистерна; 6 — кузов пожарного автомобиля; 7 — отсеки кузова; 8 — бак для пенообразователя; 9 — пожарный насос. Рис. 2.1. Общий вид пожарной автоцистерны АЦ-40(431410)63Б
Читайте также:  Подбор масла гур по вин коду автомобиля

На автомобиле установлен V-образный восьмицилиндровый четырёхтактный карбюраторный двигатель ЗИЛ-508 мощностью 110 кВт (150 л.с.). За трёхместной кабиной водителя располагается четырёхместная кабина расчёта, жёстко соединённая с первой. На ложементах, укреплённых через резиновые амортизаторы к раме шасси, за кабиной расчёта установлена цистерна с 2350 литрами воды.

Кузов пожарной автоцистерны представляет собой две цельнометаллические тумбы, которые располагаются вдоль цистерны и крепятся к ней кронштейнами. В задней части тумбы имеется отсек, где размещена насосная установка с контрольно-измерительными приборами, рычагами управления, а в верхней части бак для пенообразователя ёмкостью 165 литров.

Норма положенности пожарно-технического вооружения, оборудования и инвентаря на автоцистернах АЦ-40(43226), (43202), АЦ-40(130)63, АЦ-40(131):

N п/п Наименование вооружения и оборудования Ед. изм. Количество
АЦ-43226 АЦ-130 АЦ-131
1. Рукав всасывающий, дл.4 м, диам.125 мм шт
2. Рукав всасывающий, дл.4 м, диам.75 мм -«-
3. Рукав напорный, для работы от гидранта, дл. 5 м, диам.77мм -«-
4. Рукав напорный, дл.20м, диам.77мм -«-
5. То же, диам. 66 мм -«-
6. То же, диам. 51 мм -«-
7. Рукав всасывающий (дюритовый), дл. 4м, диам. 30мм -«-
8. Сетка для всасывающего рукава СВ-125, с веревкой длиной 12 м -«-
9. Разветвление 3-ходовое 66x51x66x51(77x51x66x51) -«-
10. Переходник (сборник) для работы от колонки 125x77x77 с заглушками шт.
11. Головка соединительная переходная 66×51 -«-
12. Головка соединительная переходная 77×51 -«-
13. Головка соединительная переходная 77×66 -«-
14. Задержка рукавная -«-
15. Комплект инструмента колонщика, в т.ч.
— молоток слесарный -«-
— зубило -«-
— зажимы рукавные -«-
— кольца уплотнительные рукавные:
диаметром 66 мм -«-
диаметром 77 мм -«-
— флажок сигнальный красный -«-
— сумка для инструмента колонщика -«-
16. Колонка пожарная -«-
17. Ключи для соединения всасывающих рукавов -«-
18. Ключ для открывания крышек гидрантов -«-
19. Гидроэлеватор Г-600 -«-
20. Ствол РСБ шт.
21. Ствол КРБ -«-
22. Ствол РСА -«-
23. Ствол воздушно-пенный СВПМ-4 -«-
24. Ствол лафетный стационарный -«-
25. Ствол лафетный переносной -«-
26. Генератор пены средней кратности ГПС-600 -«-
27. Лестница трехколенная -«-
28. Лестница штурмовая -«-
29. Лестница-палка -«-
30. Багор металлический длиной 2,5 метра -«-
31. Лом легкий -«-
32. Лом тяжелый -«-
33. Лом с шаровой головкой -«-
34. Лом «универсальный» -«-
35. Кувалда кузнечная весом 5 кг -«-
36. Топор плотницкий -«-
37. Крюк пожарный легкий -«-
38. Лопата штыковая -«-
39. Пила-ножовка по дереву в деревянном футляре -«-
40. Ножницы для резки арматуры -«-
41. Комплект инструментов для резки электропроводов, в том числе:
— сумка для комплекта шт.
— ножницы с диэлектрич. Рукоятками -«-
— перчатки диэлектрические пара
— боты диэлектрические пара
— коврик диэлектрический шт.
42. Веревка спасательная, длиной 30 м в брезентовом чехле -«-
43. Веревка спасательная, длинной 60 м в брезентовом чехле -«-
44. СИЗОД -«-
45. Воздушные баллоны (резервные) -«-
46. Теплоотражательный костюм -«-
47. Электрический индивидуальный фонарь -«-
48. Электрический групповой фонарь -«-
49. Аптечка медицинская комп
50. Огнетушитель ОУ-5 шт.
51. Огнетушитель порошковый ОПУ-5 -«-
52. Опись пожарно-технического оборудования шт.
53. Комплект шоферского инструмента комп
54. Автомобильная радиостанция шт.
55. Переносная радиостанция -«-
56. Знак аварийной остановки -«-
57. Универсальный спасательный прибор индивид. -«-
58. СГУ -«-
Читайте также:  Инструкция по сборке двигателя змз 406

1. В боевом расчете должно находиться по одной переходной головке «Ротт-Богдановская» диаметр 51×51 и диаметр 66×66, которые изготавливаются на базе дежурных караулов.

2. В боевом расчете должны находиться справочники гидрантов и планшеты водоисточников соседних подразделений, планшет постового на посту безопасности, журнал учета работы звеньев ГДЗС.

3. В подразделениях, где в боевом расчете вместо рукавов диаметр 89 мм находятся рукава диаметр 77 мм, их количество должно соответствовать указанному в табеле, кроме этого вместо разветвления 89x66x66x66 должно быть разветвление 77x51x66x51.

4. При отсутствии моделей автоцистерн указанных в данном приложении, нормы технической оснащенности устанавливаются комиссией УГОЧС и ПБ Мурманской области.

Пожарный газодымозащитный автомобиль

Пожарный автомобиль газодымозащитной службы доставляет к месту пожара боевой расчет и ПТВ и обеспечивает работу звеньев ГДЗС в загазованной среде. Он является базовой единицей при развертывании пункта ГДЗС с дополнительным освещением места аварии и подаче электроэнергии на вывозимое электрооборудование.

Первые пожарные автомобили газодымозащитной службы в гарнизонах появились в 30-х годах XX века. Базой для них выбрали ЗИС-5. Это была машина с открытой кабиной. Технику приспособили для выезда в зону аварии до 10 человек, что приравнивалось к двум звеньям. В качестве снаряжения применялось: изолирующие противогазы КИП-3, фонари, шанцевый инструмент, дыморефулеры, а также новинка того времени – аппараты искусственного дыхания.

В послевоенное время на вооружение отечественной ГДЗС поступили машины на усовершенствованном шасси ЗИС-5 и ГАЗ-АА. Они получили закрытый кузов, что позволило расширить функциональность транспортного средства. Газодымозащитная служба использовала не только пожарные автомобили АГ, но и принимала на вооружение автобусы ГАЗ 03-30, ЗИС-8, ЗИС-16. В Московском гарнизоне даже был трофейный Mercedes-Benz.

Специально спроектированный пожарный газодымозащитный автомобиль появился только в 50-х годах. Базой для него стало шасси ЗИС-150. Его оборудовали электросиловой установкой, трансформаторами, прожектором, дымососом и электропилами. В течение десятилетий оснащение оставалось без изменений: им впоследствии укомплектовали и ЗИЛ-164.

Лишь с появлением ЗИЛ-130 происходит переоборудование машин. Появляется от 3 до 5 прожекторов, два дымососа. Настоящим прорывом стал серийный выпуск техники АГ, так как ранее все образцы были кустарного производства. Самым массовым автомобилем стал АГ-12 (130)-198. В качестве оборудования он получил кузов от 127 модели, а также запас кислородных баллонов, дымососы ПД-14, работающие от привода бензомоторной пилы «Дружба», ранцевую автогенорезательную установку, сигнально-переговорное устройство, электроприводный инструмент.

Автомобили газодымозащитной службы производили также на базе автобусов ПАЗ-672 и ПАЗ-3205. Наибольшее распространение получили автобусы ЗИЛ-«Бычок».

Основные характеристики АГДЗС

Характеристики машин газодымозащитной службы прописаны в утвержденных МВД РФ НПБ-194-2000. По ним каждая машина должна маркироваться особым способом

Основным параметром АГ является мощность источника питания (кВт) из ряда 8, 12, 16, 20, 30. В дополнение к этому производитель может устанавливать свои значения, которые указывает в технической документации к машинам.

Основными частями всех АГДЗС являются:

  • базовое шасси, дополненное трансмиссией для привода ЭСУ;
  • кабина для боевого расчета;
  • кузов;
  • ЭСУ;
  • комплекс дополнительного электрооборудования;
  • стационарная осветительная мачта.

В отличие от АЦ, которые рассчитаны на доставку боевого расчета в количестве максимум 6 человек, включая водителя, автомобили типа АГ должны оборудоваться кабиной минимум на 7 посадочных мест.

Читайте также:  Какое время надо заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством

При переоборудовании базового шасси и расчете полной массы АГ и его осевых нагрузок учитывают рекомендации завода-производителя, а также выдерживают собственный баланс: нагрузка на левый и правый борт не должна превышать 1% от общей массы. При компоновке основных частей рассчитывают, чтобы нагрузка на управляемую ось была не менее 25% от полной массы.

Крепление надстройки и оборудования согласовывается с заводом-изготовителем. Размещение оборудования ЭСУ, СИЗОД, ПТВ производится с учетом безопасности и оперативности выполнения боевых задач и ремонта, исходя из основных сфер применения техники и климатических условий ее эксплуатации.

Если оборудование размещено на крыше, то автомобиль дополняется стационарной лестницей с поручнями. Рабочая площадка на крыше предусматривает заградительный бортик высотой не менее 100 мм по всему периметру.

В НПБ-194-2000 прописаны и требования к базовому шасси. Вместимость топливного бака автомобиля должна быть рассчитана на подачу горючего в течение 6 часов. В таком же временном диапазоне должен работать и двигатель, обеспечивающий беспрерывное функционирование ЭСУ.

При доработке шасси под нужды АГ учитывают требования к количеству, месту расположения устройств освещения и световой сигнализации. Они прописаны в ГОСТе-6964, 8769 и 20961. Также конструкция шасси должна быть приспособлена к транспортировке автомобиля газодымозащитной службы наземным транспортом по ГОСТу-15150 и 2349.

Модели АГДЗС

Самой распространенной моделью автомобилей ГДЗС считается АГ-12 на базе автобуса ПАЗ -3205. Источником энергии здесь является генератор трехфазного переменного тока с воздушным охлаждением. Он установлен между арками задних колес. Для отбора мощности используется КОМ-107. От генератора работают прожекторы дымососа, электропилы, электроинструмент.

АГ-12 оборудован тремя распределительным коробками. К ним подключается кабель для передачи энергии внешним потребителям. В базовое оборудование этого автомобиля входит стационарная катушка, на которую намотано 96 м кабеля и восемь выносных катушек по 36 метров каждая.

В качестве средств освещения в этой модели поставлена двухпрожекторная телескопическая мачта, а также дополнительно используются три переносных прожектора, которые позволяют осветить место аварии, недоступное для подъезда техники. Мачта выдвигается на 8 метров от уровня земли.

В основное оборудование входит дымосос и электропила. Дымосос удаляет дым и продукты горения, позволяет снизить температуру в помещении посредством нагнетания свежего воздуха при производительности 7000 м 3 /ч. Также при помощи дымососа можно получать высокократную пену.

Колесная формула 4×2
Мощность двигателя, кВт 88
Скорость, км/ч 80
Габариты (д*ш*в), мм 7000*2620*2960
Масса, кг 6835
Количество мест боевого расчета 7
Дымосос ДПЭ-7

На базе шасси КамАЗ-43253 производят автомобиль типа АГ-20. Его кузов сделан из сборных алюминиевых профилей, благодаря чему удалось добиться высокой устойчивости к коррозии. Преимуществом этой модели считается возможность модификации уже во время эксплуатации. Опционально меняются параметры кабины боевого расчета и кузова. Этот автомобиль рассчитан на доставку к месту аварии от 2 до 8 человек.

Еще один представитель АГ-20 – ЗИЛ-433362. Этот автомобиль рассчитан на эксплуатацию в умеренном климате при температуре от -40 до +40°С. Его основными частями являются:

  • шасси с дополнительной трансмиссией для электроустановки;
  • кабина боевого расчета;
  • кузов;
  • ЭСУ;
  • телескопическая двухпрожекторная осветительная мачта 6 метров;
  • система дополнительного электрооборудования.

АГ-20 на ЗИЛ-433362 имеет стационарный трехфазный генератор ГС-250-20/4. В комплект входит гидравлический аварийно-спасательный инструмент, инструмент с бензо- и электроприводом, пожарные дымососы ДПЭ-7, выносные катушки и прожекторы.

Adblock
detector