Основные положения по войсковому ремонту машины
Название: Краткий курс по ремонту автомобильной техники — Писковой И.Е.
Рейтинг:
Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО РЕМОНТУ ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ 1.1. Система и виды ремонта военной автомобильной техники,
агрегатов принятые в Вооружённых Силах России
Своевременный и высококачественный ремонт машин является важным условием поддержания боевой готовности.
Под ремонтом машин понимается комплекс технологических операций по восстановлению их исправности, а также ресурса машин или их агрегатов.
• наличием хорошо оснащённых, укомплектованных личным составом ремонтных частей (подразделений) и постоянной готовностью их к выполнению заданий по ремонту машин.
• правильной организацией производства, соблюдением технических условий на ремонт машин и постоянным контролем за их выполнением.
• высоким уровнем производственной и полевой выучки специалистов и постоянным повышением квалификации личного состава.
• своевременным установлением мест выхода из строя машин и быстрым выдвижением к машинам ремонтных средств или быстрой доставкой (отправкой) требующих ремонта машин в ремонтные части (подразделения).
• постоянным совершенствованием технологического процесса ремонта
• созданием запасов и своевременным обеспечением ремонтных частей (подразделений) автомобильным и другим техническим имуществом.
• четким взаимодействием между ремонтными и эвакуационными частями (подразделениями) и органами снабжения автомобильным и другим техническим имуществом.
В Российской Армии и Военно-Морском Флоте принята плановая система ремонта автомобильной техники по потребности, при которой СР и
КР планируется согласно установленным межремонтным ресурсам, а фактическая потребность в ремонте устанавливается в зависимости от технического состояния автомобильной техники.
Принятая система ремонта дает возможность:
• обеспечить плановость проведения ремонтов и снабжения запасными частями и материалами.
• предупредить чрезмерный износ автомобильной техники, являю- щейся результатом перерастания естественных износов деталей в аварийные.
• обеспечивать, при надлежащем уходе за автомобильной техникой,
увеличение межремонтного ресурса.
В зависимости от характера неисправностей или повреждений и трудоемкости работ по их устранению установлены следующие виды ремонта:
для автомобильной техники — текущий, средний и капитальный;
для агрегатов и прицепов — текущий и капитальный.
Текущий ремонт (ТР) автомобильной техники — это ремонт, который осуществляется по потребности в процессе эксплуатации, и заключается в
устранении неисправностей путем замены или ремонта неисправных деталей, механизмов, приборов, а также в выполнении необходимых
регулировочных, крепежных, сварочных работ, слесарно-механических и других ремонтных работ. При ТР машин допускается замена отдельных агрегатов, в том числе одного основного, кроме кузова легкового автомобиля (автобуса), корпуса или рамы машины, а для многоосных
автомобилей — так же двигателя и гидромеханической передачи (ст. 187
Наставления по автомобильной службе СА и ВМФ).
К основным агрегатам автомобильной техники (приложение 19
Наставления по АС) относятся:
для автомобилей: двигатель, КП, РК, ведущие мосты,
гидромеханическая передача, рама, кабина, кузов легкового автомобиля и автобуса.
К базовым деталям агрегатов относится: блоки, картеры агрегатов,
Текущий ремонт выполняется силами ремонтной мастерской части или водителем. Работы, проводимые при ТР, разнообразны по трудоем- кости. Например, при ТР двигателя выполняются сложные работы, как замена шатунно-поршневой группы, вкладышей коренных и шатунных: подшипников, а также простейшие работы, как замена прокладок и других деталей. Поэтому для планирования работы ремонтных мастерских принята условная трудоемкость ТР автомобильной техники, составляющая
20 чел.час. на 3000 км пробега автомобиля (на цикл ТО планируется 2-3 ТР
автомобиля и 3 ТР гусеничных машин).
Для текущего ремонта в ремонтные мастерские подразделений,
частей и соединений машины вместе с водителями направляются по указанию начальника, которому эти мастерские подчинены (как правило — по указанию заместителя командира по вооружению). В боевой обстановке командир ремонтного подразделения может принимать машины в ТР
Средний ремонт (СР) автомобильной техники (ст. 188 Нас. по АС СА
и ВМФ) заключается в замене или КР не менее 2-х, но не более половины основных агрегатов машины, кроме кузова легкового автомобиля
(автобуса), или рамы машины.
При этом обязательно проверяется техническое состояние и при необходимости производится ТР остальных агрегатов, механизмов и
приборов, а также регулировочные, крепёжные, сварочные, слесарно- механические и другие ремонтные работы и ТО машин в целях восстановления ресурса всех агрегатов и машин в целом до очередного КР,
(или списания). СР производится, как правило, в ремонтных частях и подразделениях на готовых агрегатах.
Капитальный ремонт (КР) автомобильной техники (ст. 169 Нас. по АС
СА и ВМФ) заключается в ее полной разборке, замене или капитальном ремонте всех агрегатов, механизмов, приборов и изношенных деталей, сборке и испытании в соответствии с ТУ на капитальный ремонт. КР должен обеспечить восстановление межремонтного ресурса машины до очередного СР в соответствии с установленными нормами межремонтных пробегов, (Приказ МО РФ №370 1996 г.).
Капитальный ремонт агрегата (ст. 191 Наставления по АС СА и ВМФ) заключается в его полной разборке, замене или ремонте всех изношенных и повреждённых деталей, сборке, испытании в соответствии с техническими условиями на КР агрегатов.
Ремонт деталей — заключается в устранения дефектов путем проведения слесарных, кузнечных, сварочных, термических, механических и других работ, в результате выполнения которых геометрическая форма,
размеры детали и ее механические свойства приводятся в соответствие о требованиями технических условий на ремонт деталей.
Капитальный ремонт машин и агрегатов производится на
стационарных ремонтных предприятиях. Как правило, он организуется по территориальному принципу, при котором машины и агрегаты, принадлежащие войскам различных видов ВС ремонтируются на тех же ремонтных предприятиях, которые находятся к ним ближе.
В дополнение к перечисленным видам ремонта введен регламентированный ремонт, это обусловлено тем, что в мирное время
автомобильные средства подвижности вооружения и техники (СПВТ) используются ограниченно, но в результате длительного срока хранения, и неблагоприятных условий эксплуатации (хранения) отдельные агрегаты, узлы и детали, особенно пластмассовые и резиновые становятся не
пригодными и надёжность машин в целом снижается. Следовательно,
возникает необходимость принудительной замены через определённый
срок деталей ограниченного срока службы и при необходимости ремонта других деталей.
Потребность в регламентированном ремонте автомобильных средств
подвижности вооружения определена через 12-15 лет эксплуатации.
Конспект лекции: » Основные положения по ремонту АТ «
1-й учебный вопрос: Система и виды ремонта АТ и агрегатов, принятые в ВС РФ.
Система ремонта автомобильной техники в ВС РФ это,- совокупность взаимосвязанных общностью цели сил и средств, необходимых для восстановления исправности (или работоспособности) и надёжности машин, а также основных положений и принципов руководящих и нормативно-технических документов, устанавливающих нормы, технические требования, условия и нормы на ремонт и порядок функционирования сил и средств ремонта.
В ВС РФ принята такая система ремонта, при которой средний и капитальный ремонты в заданном периоде планируются согласно установленным нормам межремонтного ресурса работы (пробега), а фактическая потребность в ремонте устанавливается по техническому состоянию машины. Текущий ремонт выполняется по потребности.
Планирование ремонта осуществляется начальником автомобильной службы в годовом плане технического обслуживания и ремонта машин, месячном плане технического обслуживания и ремонта машин, а машин на длительном хранении еще в плане-графике технического обслуживания и опробования машин, содержащихся на длительном хранении.
Виды ремонта автомобиля.
В зависимости от характера повреждений (неисправностей) и трудоемких работ по их устранению для автомобильной техники установлены следующие виды ремонта: ТР; СР; КР;
— для агрегатов и прицепов — ТР и КР.
Кроме того, для машин содержащихся на “ДХ” установлен РР или РО.
ТР машин заключается в устранении неисправностей путем замены или ремонта неисправных деталей, механизмов, приборов, а также в выполнении необходимых регулировочных, крепежных, сварочных, слесарно-механических работах.
При ТР машин допускается замена отдельных агрегатов, в т.ч. одного основного, кроме кузова легкового автомобиля, корпуса автобуса или рамы машины, а для многоосных автомобилей — также двигателя и гидромеханической передачи.
ТР производят в подразделениях и воинских частях.
СР автомобилей заключается в замене или КР не менее 2-х, но не более половины основных агрегатов (кроме рамы, кузова), проверяется техническое состояние и, при необходимости, выполняется ТР остальных агрегатов, проводятся регулировочные, сварочные и др. работы.
СР выполняется, как правило, после выработки 60% ресурса до капитального ремонта.
КР автомобиля заключается в его полной разборке, замене или КР всех агрегатов, приборов, деталей, а также последующей сборке и испытании в соответствии с техническими условиями на КР автомобилей.
КР должен обеспечивать восстановление межремонтного ресурса машин до очередного СР в соответствии с установленными нормами. При этом обязательно проверяется техническое состояние и при необходимости производится ТР остальных агрегатов, механизмов и приборов, а также регулировочные, крепежные, сборочные слесарно-механические и др. ремонтные работы и техническое обслуживание машин в целях восстановления ресурсов всех агрегатов и машин в целом до очередного КР или списания.
РР — плановый ремонт, выполняется с периодичностью, определенной технической документацией, независимо от технического состояния (через 12 -15 лет). РР подвергаются машины, имеющие расход не более половины установленного ресурса и не прошедшие СР.
РР выполняется на ремонтных предприятиях. Поступающие на ремонт машины должны быть на ходу, полностью укомплектованы ЗИП и исправными АКБ. Ремонт выполняется как капитальный, но необезличенным методом.
ТР агрегата заключается в его частичной разборке, замене или ремонте неисправных узлов и деталей, кроме базовых (блоки, картеры, рамы, КВ двигателей) проводятся необходимые сварочные, слесарно-механические, регулировочные и др. работы.
При КР агрегата производится полная его разборка, замена или восстановление всех изношенных деталей, сборка и испытание в соответствии ТУ на КР. КР основных агрегатов производят ремонтные предприятия.
Средний и капитальный ремонт автомобилей, а также КР агрегатов должны обеспечивать восстановление ресурса, достаточного для работы до определенного планового ремонта.
Средние нормы времени на ремонт автомобилей и агрегатов
Наименование | Трудоемкость, чел./час | |
ТР | СР | КР |
Автомобили | ||
Двигатели | не производятся | |
КП | не производятся | |
ПМ, ЗМ, СМ | 1,6 | не производятся |
Межремонтным пробегом называется пробег до очередного ремонта. Он устанавливается до среднего и капитального ремонтов автомобилей и КР агрегатов. Рассмотрим агрегаты военной автомобильной техники.
Агрегаты военной автомобильной техники делятся на основные и вспомогательные.
К основным относятся — двигатель; КП; РК; ПМ; СМ; ЗМ; рама; РМ; кабина; кузов легкового автомобиля и автобуса.
К вспомогательным относятся — агрегаты обслуживающие основные агрегаты: карбюратор, водяной насос и др. Еще их называют навесным оборудованием.
Виды ремонта агрегатов.
Различают следующие методы ремонта автомобилей:
— по сохранению принадлежности составных частей ремонтируемой машины:
— по организации выполнения ремонтных работ:
— метод ремонта эксплуатирующей организацией;
— метод ремонта специализированной организацией;
— метод ремонта предприятием-изготовителем.
Обезличенный — это такой метод ремонта, при котором не сохраняется принадлежность восстановленных составных частей к определенному экземпляру изделия. Благодаря взаимозаменяемости деталей и др. составных частей автомобилей возможно, например, снятую для притирки клапанов головку блока цилиндров после ее ремонта установить на другой автомобиль — это и будет ремонт обезличенным методом.
сохранение времени нахождения в ремонте за счет использования деталей и сборочных единиц оборотного фонда; при больших программах ремонта этот метод экономически эффективен.
Обезличенный ремонт применяется для КР машин и их составных частей на АРЗ и крупных мастерских.
Необезличенный — это такой ремонт, при котором сохраняется принадлежность восстановленных составных частей к определенному экземпляру изделия. При необезличенном методе ремонта автомобиль или агрегат должны находиться в ремонте все время, пока производится восстановление всех его составных частей, например, шлифование КВ, заварка блока цилиндров и т.д.. Конечно, на это требуется значительно больше времени, чем, например, на замену двигателя.
Агрегатный — это обезличенный метод ремонта, при котором неисправные агрегаты заменяются новыми или заранее отремонтированными. При таком ремонте под агрегатом понимаются не только агрегаты автомобиля (двигатель с картером сцепления, КП, ГМП, карданная передача, ЗМ, ПМ, СМ, РУ, кабина грузового и кузов легкового автомобилей и кузов автобуса, платформа грузового автомобиля, рама), но и другие сборочные единицы, обладающие полной взаимозаменяемостью, независимостью сбора и выполняющие определенную функцию при работе автомобиля.
При агрегатном методе ремонта автомобилей эксплуатирующей организацией агрегаты, подлежащие КР, снимаются и отправляются в специализированную организацию — АРЗ или мастерскую по ремонту агрегатов, а на автомобиль взамен неисправного устанавливается новый или отремонтированный агрегат.
В ВС принят обезличенный агрегатный метод ремонта машин. Отремонтированные агрегаты зачисляются в оборотный фонд.
— простота и сокращение сроков простоя в ремонте;
— возможность ремонта в полевых условиях для обеспечения восстановления автомобильной техники в боевых условиях;
— высокое качество и низкая себестоимость агрегатов на ремонтных предприятиях;
— возможность привлечения к ремонту автомобилей низко квалифицированных специалистов и водителей.
Поточный — характеризуется расположением средств технологического оснащения в последовательности выполнения операций и узкой специализацией рабочих мест. Машина, агрегаты или детали передаются от одного специализированного места к другому сразу после завершения очередной операции. Такой метод обеспечивает:
— высокую производительность труда;
— эффективное использование оборудования;
— высокое качество работ.
Применяется на авторемонтных предприятиях (орвб).
Метод ремонта эксплуатирующей организацией – ТР и СР машин, выполняемый ремонтными подразделениями части, подразделения.
Метод ремонта специализированной организацией – СР и КР, выполняемый орвб или ремонтными предприятиями, специализированными на выполнении ремонта определённого вида машин и (или) агрегатов или машин определённых марок.
Метод ремонта предприятием-изготовителем – все виды ремонта для машин (агрегатов) определённых марок.
2-й учебный вопрос: Руководящие документы о нормах наработки до ремонта и списания АТ и агрегатов.
Основными руководящими документами, определяющими нормы наработки до очередного ремонта или списания являются:
— Приказ МО РФ №300 – 2006 г. «Инструкция о нормах наработки до ремонта и списания АТ и АИ в ВС РФ».
— инструкция по эксплуатации на машину (агрегат).
Нормы наработки до ремонта и списания устанавливаются для машин интенсивного использования, прицепов и полуприцепов, автомобильных и тракторных двигателей стационарных и передвижных установок.
Сроки службы до ремонта (замены автомобильных базовых шасси вооружения и военной техники) и списания устанавливаются для машин неинтенсивного использования, прицепов и полуприцепов.
Нормы наработки автомобилей до списания определяются их наработкой с начала эксплуатации до второго кап. ремонта; гусеничных тягачей, транспортеров тягачей и транспортеров до 4 го кап. ремонта; тракторов до 3 го кап. ремонта.
Автомобили подвергаются капитальному ремонту один раз. Повторные капитальные ремонты автомобилей проводятся в исключительных случаях по решению Начальника ГАБТУ МО.
1-ый средний ремонт выполняется один раз за пробег до кап. ремонта, а 2 ой средний ремонт между капитальным ремонтом и списанием. 1- ый средний ремонт выполняется при пробеге 60% от нормы наработки до кап. ремонта для новых машин, 2 ой средний ремонт выполняется при пробеге 50% нормы наработки от кап. ремонта до списания.
Нормы наработки машин до кап. ремонта и списания не изменяются в зависимости от сроков проведения средних ремонтов.
Разрешается списание неполноприводных автомобилей, а так же автомобилей многоцелевого назначения бензиновой группы семейств, ЗИЛ, Урал выпуска до 1995 года проводить после выполнения им трех средних ремонтов и выработке норм до списания. 2 ой средний ремонт производить вместо кап., а нормы наработки до списания должны соответствовать значениям, указанным в таблице 1 настоящего Руководства.
Ресурс до ремонта и (или) списания автомобильного имущества определяется: нормами наработки и сроками службы – для шин, аккумуляторных батарей; сроками службы – для приборов ночного видения, автомобильных кузовов фургонов и кузовов контейнеров постоянного и переменного объёмов, тентов и имущества ВАИ.
Разрешается направлять в капитальный ремонт легковые, санитарные автомобили и пассажирские автобусы со сроком службы более 10 лет и списывать их в установленном порядке после 15 лет эксплуатации независимо от наработки, если кузов к дальнейшей эксплуатации непригоден.
Установленные настоящим Руководством нормы наработки (сроки службы) являются минимальными. Машины, двигатели стационарных и передвижных установок, автомобильные кузова фургоны и унифицированные многоцелевые кузова контейнеры, тенты, укрывочные брезенты, шины, аккумуляторные батареи, приборы ночного видения для АТ и имущество ВАИ, выработавшие установленную норму наработки (срок службы) до ремонта или списания, но по своему техническому состоянию годные к эксплуатации, подлежат дальнейшему использованию до их предельного состояния (износа).
Нормы наработки до капитального ремонта и списания машин интенсивного использования.
Тип машины | Марка машины | Нормы наработки машин до кап. ремонта, тыс. км (для тракторов – тыс. ч) | Норма наработки машин до списания, тыс. км (для тракторов – тыс. ч) |
для новых машин | для машин, прошедших капитальный ремонт | ||
Грузовые | ЗИЛ 131 | ||
КамАЗ 4310 | |||
КамАЗ 5350 | |||
ПАЗ 3205 | |||
ГАЗ 3307 |
Для АТ выпуска до 1990 года установленные нормы снижаются на 10 %.
Нормы наработки до кап. ремонта и списания автомобильных базовых шасси вооружения и военной техники со сроком хранения менее 12 лет, высвободившихся после демонтажа вооружения и военной техники, после проведения им регламентированного технического обслуживания (далее по тексту – РТО) или текущего ремонта по техническому состоянию и используемых в качестве транспортных или учебных машин определяются согласно норм, установленных настоящим Руководством. Для этих же автомобильных базовых шасси вооружения и военной техники со сроком длительного хранения более 12 лет нормы наработки до кап. ремонта и списания снижаются однократно на 15%. Для автомобильных базовых шасси, перегруженных по конструкции (масса установленного оборудования превышает номинальную грузоподъемность машины), независимо от срока хранения, нормы наработки до кап. ремонта и списания снижаются однократно на 5%.
Машинам в/ч, дислоцируемых в отдаленных районах страны, где отсутствует производственная база для кап. (регламентированного) ремонта, а транспортирование их для ремонта в другие районы невозможно или экономически нецелесообразно, машинам в/ч и организаций ВС на территории других государств и аппарата старших групп российских военных специалистов разрешается вместо кап. (регламентированного) ремонта проводить средний ремонт (РТО). Списание выше указанных машин проводить после выполнения им трех средних ремонтов и выработке норм до списания.