Организация ремонта погрузочно разгрузочных машин
Важное место среди мероприятий технической эксплуатации погрузочно-разгрузочных машин в условиях грузовых станций занимает система планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта. В соответствии с действующими государственными стандартами эта система представляет собой комплекс взаимосвязанных средств, документации технического обслуживания и ремонта, необходимых для поддержания и восстановления соответствующего качества машин в заданных условиях эксплуатации. Совокупность технологических правил определяет метод выполнения технического обслуживания и ремонта.
Технические обслуживания и ремонты, предусмотренные указанной системой, проводятся в плановом порядке после определенной наработки, которая для погрузочно-разгрузочных машин регламентирована установленным периодом времени или выполнением нормированного объема грузопереработки. Отличительная особенность системы — это предварительное планирование всех операций по ремонту и техническому обслуживанию машин и выполнение их не в момент, когда машина находится уже в неработоспособном состоянии, а заранее, когда еще можно предотвратить ее непредвиденную остановку.
Менее эффективной является система эксплуатации машин, при которой все операции по содержанию их в исправном состоянии осуществляются «по потребности». В этом случае частые непредвиденные перерывы из-за нарушения исправного состояния приводят к длительным простоям и дополнительным трудностям в проведении работ по восстановлению качества машин. Обычно ввод изношенных машин в эксплуатацию требует значительных затрат времени и средств. Помимо этого, нарушается ритмичность производства погрузочно-разгрузочных работ, что связано с увеличением простоя подвижного состава и потерей погрузочных ресурсов. Поэтому порядок постановки машин в ремонт и особенно в техническое обслуживание «по потребности» не применяется.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Техническое обслуживание — комплекс операций или отдельная операция по поддержанию работоспособности или исправности машины при использовании ее по назначению, при ожидании, хранении и транспортировании. Планово-предупредительной системой предусматривается ежесменное, периодическое и сезонное техническое обслуживание погрузочно-разгрузочных машин. Все виды технического обслуживания предназначены для создания наиболее благоприятных условий работы деталей и узлов машины, своевременного обнаружения и предупреждения неисправностей и ликвидации дефектов и повреждений.
Планово-предупредительной системой установлены два вида периодического технического обслуживания № 1 (ТО-1) и № 2 (ТО-2), отличающихся объемами работ и сроками проведения. Цель периодического технического обслуживания — поддержание исправного или работоспособного состояния машины в течение времени между двумя ближайшими номерными техническими обслуживаниями.
Время сезонного обслуживания устанавливается с учетом климатических условий, в которых эксплуатируется погрузочно-разгру-зочная машина. Осеннее техническое обслуживание проводится с целью подготовки машины к работе зимой, а весеннее — летом. Как правило, сезонное обслуживание предусматривается во время выполнения одного из видов периодического обслуживания, чтобы сократить простои машин.
Ремонт — комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности машины, а также восстановления ее ресурса или составных частей. При ремонте устраняются неисправности и отказы, возникающие в процессе эксплуатации машин вследствие поверхностного изнашивания, деформации деталей, нарушения посадок и др. По объему работ ремонт погрузочно-разгрузочных машин разделяется на текущий и капитальный.
Текущий ремонт выполняется в процессе эксплуатации машин для обеспечения или восстановления их работоспособности и состоит в замене и восстановлении отдельных частей.
Капитальный ремонт производится с целью восстановления неисправности и полного или близкого к полному восстановления ресурса машины с заменой или восстановлением любых ее частей, включая базовые. Если машины ставят в ремонты в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, то они относятся к категории плановых. В зависимости от методов выполнения ремонты бывают обезличенные, необезличенные и агрегатные. Под агрегатным методом ремонта понимается такой метод восстановления машин, при котором неисправные части (агрегаты) заменяются новыми или заранее отремонтированными.
Принципиальная схема системы планово-предупредительного обслуживания и ремонта погрузочно-разгрузочных машин показана на рис. 6. Кроме рассмотренного, система технического обслуживания и ремонта машин включает следующие термины и определения.
Ремонтный цикл — наименьший повторяющийся интервал времени или наработки машин, в течение которого осуществляются в определенной последовательности все установленные виды ремонта, предусмотренные нормативно-технической документацией.
Рис. 6. Схема технического обслуживания и ремонта машин
Для погрузочно-разгрузочных машин ремонтный цикл может выражаться календарным периодом времени или объемом грузопере-работки в течение ремонтного цикла.
Цикл технического обслуживания — наименьший повторяющийся период эксплуатации или наработки машины, в течение которого выполняются в определенной последовательности все установленные виды периодического технического обслуживания, предусмотренные нормативно-технической документацией.
Периодичность технического обслуживания — время или наработка между данным видом технического обслуживания и последующим таким же видом или другим большей сложности.
Суммарная трудоемкость технических обслуживании (ремонтов)— трудозатраты на проведение всех технических обслуживании (ремонтов) машины за определенный период времени или за данную наработку.
Средняя продолжительность технического обслуживания (ремонта)— среднее значение продолжительности одного технического обслуживания (ремонта) данного вида за определенный период эксплуатации или наработки.
Рациональное применение системы планово-предупредительно-го технического обслуживания и ремонта погрузочно-разгрузочных машин состоит в строгом соблюдении всех ее нормативов и показателей. Остановки машин по техническим причинам должны производиться, как правило, через циклы технического обслуживания и ремонта. Необходимые неплановые операции обслуживания или мелкие ремонтные работы должны выполняться в период технологических перерывов (отсутствие вагонов или автомобилей, производство маневровых операций и др.).
Техническое обслуживание следует проводить по заранее разработанному плану в принудительном порядке независимо от степени износа и состояния машин. Такая организация работ должна носить полностью профилактический характер. Сроки и виды ремонтных работ также необходимо планировать, однако объемы этих мероприятий определяются «по потребности» с учетом фактического состояния машины.
Организация ремонта погрузочно разгрузочных машин
30.2. Основные положения о планово-предупредительном техническом обслуживании и ремонте погрузочно-разгрузочных машин
На железнодорожном транспорте для погрузочно-разгрузочных машин установлена система планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта (ППР), при которой машины поступают в ремонт по плану, отработав установленное количество машино-часов или норму выработки. Такой порядок обеспечивает проведение ремонта отдельных узлов, агрегатов и машины в целом не тогда, когда они становятся неисправными, а заранее, когда еще возможно предотвратить поломку или появление неисправности.
Система планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта погрузочно-разгрузочных машин представляет собой комплекс организационно-технических мероприятий, обеспечивающих содержание машин в технически исправном состоянии, снижение эксплуатационных затрат и достижение минимальной себестоимости переработки грузов. Обслуживают и ремонтируют машины в плановом порядке после использования их в течение определенного промежутка времени или выполнения определенного объема грузопереработки. Достоинство такой системы заключается в том, что предварительно запланированные ремонт и техническое обслуживание выполняют не тогда, когда машина уже неисправна, а заранее, когда можно предотвратить ее непредвиденную остановку. Система планово-предупредительного ремонта и обслуживания обеспечивает равномерную загрузку ремонтной базы в течение года, способствует повышению выработки и коэффициента технической готовности машин.
Техническое обслуживание — это комплекс мероприятий, создающих наиболее благоприятные условия для работы деталей и узлов машины, своевременно предупреждающих неисправности и ликвидирующих выявленные дефекты. Ремонт — это комплекс тех-нических операций, направленных на устранение неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации машины. Система планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта предусматривает проведение ежесменного технического обслуживания (ЕО) и периодического технического обслуживания первого (ТО-1) и второго (ТО-2) объемов, текущего (Т) и капитального (К) ремонтов.
Система планово-предупредительного ремонта и технического обслуживания погрузочно-разгрузочных машин включает понятия: ремонтный цикл — период работы машины между двумя капитальными ремонтами;
структура ремонтного цикла — порядок чередования технических обслуживаний и ремонтов в период между двумя капитальными ремонтами;
межремонтный период — время работы между двумя очередными плановыми ремонтами (техническими обслуживаниями).
Ежесменное обслуживание предусматривает: наружный контроль и подготовку машины к безотказной работе в течение смены; поддержание надлежащего внешнего вида; заправку машины горючими и смазочными материалами; проверку исправного действия основных механизмов и узлов. Техническое обслуживание ТО-1 включает работы, выполняемые при ежесменном обслуживании, и дополнительное освидетельствование технического состояния машины с выявлением всех дефектов, подлежащих устранению, и их устранение. В техническое обслуживание ТО-2 входят: ежесменное обслуживание, ТО-1 и другие работы, предусмотренные инструкцией по техническому обслуживанию данной машины. Кроме ТО-1 и ТО-2, предусматриваются осенние и зимние сезонные технические обслуживания (СО) с целью подготовки погрузочно-разгрузочных машин для работы в зимних и летних условиях. Этот вид обслуживания совмещают с ТО-2 или с совпадающим видом ремонта.
Для кранов на пневмоколесном и гусеничном ходу, кранов стреловых железнодорожных, одноковшовых погрузчиков, экскаваторов и других машин большой грузоподъемности предусматривается TO-3.
Текущий ремонт проводится с частичной разборкой машины для выявления и устранения неисправностей в узлах и агрегатах. При этом под-вергшиеся наиболее интенсивному износу узлы и агрегаты разбирают и осматривают, заменяют детали, износ которых превысил допускаемый.
При капитальном ремонте машина полностью разбирается, при этом ремонтируются базовые узлы и детали, заменяются и восстанавливаются изношенные детали, узлы, агрегаты и металлоконструкции. После капитального ремонта машина полностью восстанавливает свою работоспособность до первоначальных параметров.
Организация технического обслуживания погрузочно-разгрузочных машин
В работе ТГК задействован широкий круг технических средств: подвижной состав разных видов транспорта, подъемно-транспортные машины, а также технологическое оборудование. Форма их технической эксплуатации выбирается в зависимости от места ТГК в производственно-транспортной системе, мощности его технического парка и экономической целесообразности. Понятие «техническая эксплуатация» охватывает комплекс мероприятий по техническому обслуживанию, техническому надзору и ремонту, направленных на обеспечение работоспособности машины в течение всего срока службы.
При этом понимают, что важно не только создать машину, способную хорошо выполнять возложенные на нее функции, но и обеспечить минимальные затраты на поддержание ее в рабочем состоянии для того, чтобы с максимальной эффективностью использовать овеществленный труд в этой машине. Любая, даже самая совершенная машина после создания находится под действием многочисленных, в значительной степени неуправляемых факторов, которые и приводят к тем или иным нарушениям ее функционирования. Возникает необходимость в устранении последствий тех или иных факторов, т.е. в ремонте машины.
Существуют две системы технических обслуживании ремонтов (ТО и Р):
Система «по потребности» предусматривает направление машины в ремонт после появления отказа. Планово-предупредительная система ТО и Р машин основана на обязательном планировании, подготовке и проведении соответствующих видов ТО и Р каждой машины, находящейся в эксплуатации, с заданной последовательностью и периодичностью.
В России принята планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта машин (ППР), которая представляет собой комплекс организационно-технических мероприятий, проводимых в плановом порядке для обеспечения работоспособности и исправности машин в течение всего срока их службы, при соблюдении заданных условий и режимов эксплуатации.
На железнодорожном транспорте общего и необщего пользования на промышленных предприятиях функционирует развитая индустрия ТО и Р подвижного состава и ПТМ. Ремонтная база железнодорожного транспорта общего пользования включает в себя локомотиво-, вагоноремонтные, ремонтно-механические заводы, локомотивные и вагонные депо, передвижные мастерские. Эксплуатация и ремонт погрузочно-разгрузочных машин (ПРМ) проводятся в соответствии с Инструкцией по эксплуатации погрузочно-разгрузочных машин, № ЦММ-20, утвержденной в 2001 г. При
техническом обслуживании и ремонте ПТМ железнодорожного транспорта общего пользования используются ремонтно-эксплуатационная база дистанционного, дорожного и сетевого уровней и контингент работников, занятых техническим обслуживанием и ремонтом.
Ремонтно-эксплуатационная база дистанционного уровня включает в себя мастерские, дистанции и гаражное хозяйство. Она предназначена для выполнения технических обслуживании и текущих ремонтов ПРМ. В дорожных механических мастерских (МДМ) предусматривается производство капитальных ремонтов ПРМ, агрегатов, изготовление запасных частей, оборудования, других изделий и выполнение иных работ. Ремонтное хозяйство железнодорожного транспорта необщего пользования, осуществляющее выполнение мероприятий системы ППР, включает в себя локомотиво-вагонные депо, которые осуществляют кроме ремонта локомотивов и вагонов, как правило, также ремонт кранов, путевых машин и механизмов. На предприятиях, имеющих автотранспортные и электрокарные цехи, организуются ремонтные участки по выполнению мероприятий системы ППР для автомобилей, электротележек, авто- и электропогрузчиков. Службы главного механика обеспечивают выполнение ТО и Р других ПТМ. В промышленных районах ремонтные хозяйства целесообразно проектировать объединенными для всех предприятий промузла, размещать, как правило, на территории наиболее крупного из них. При этом необходимо предусматривать широкую кооперацию с ремонтными цехами предприятий. Техническое оснащение ремонтных предприятий должно обеспечивать широкое внедрение агрегатного метода ремонта технических средств, при котором снятый с машины неисправный агрегат заменяют отремонтированным из обменного фонда или новым. Техническое обслуживание должно обеспечить поддержание работоспособности в процессе эксплуатации путем проведения комплекса работ по предупреждению повышенного изнашивания деталей, отказов и повреждений машин. Следует иметь в виду, что условия эксплуатации технических средств, а следовательно, и структур мероприятий системы ППР на железнодорожном транспорте общего и необщего пользования существенно различаются. В целях повышения эксплуатационной надежности и уменьшения затрат на ТО и Р технических средств на магистральном транспорте определены и решаются задачи по переходу от среднепаркового критерия периодичности ремонтов к индивидуальному на основе системы планомерного, централизованного учета работы, ТО и Р по каждой единице подвижного состава .. Их решение потребует создания автоматизированных комплексов, средств механизации и автоматизации технологических процессов контроля технического состояния вагонов на пунктах технического обслуживания (ПТО) в процессе движения, а также восстановления работоспособности при подготовке вагонов к перевозкам.
Для обработки информации о дислокации и наработке подвижного состава создают централизованные посты с размещением на них регистрирующих устройств от всех диагностических средств.
Различие структуры системы ППР на железнодорожном транспорте общего и необщего пользования может быть показано на примере грузовых вагонов. Система ТО и Р вагонов железных дорог общего пользования предусматривает:
· техническое обслуживание (ТО) вагонов, находящихся в сформированных составах или в
транзитных поездах, а также порожних вагонов при подготовке к перевозкам без отцепок
их от состава или группы вагонов;
· текущий ремонт (ТР-1) порожних вагонов при подготовке к перевозкам с отцепкой от со
става или группы вагонов и подачей на специализированные пути;
· » текущий ремонт (ТР-2) вагонов с отцепкой от транзитных и прибывших в разборку поездов или от сформированных составов;
· деповской ремонт (ДР) вагонов для восстановления их работоспособности с заменой или
ремонтом отдельных узлов и деталей;
· капитальный ремонт (КР) вагонов для восстановления их ресурса, наиболее близкого к
полному.
На железнодорожном транспорте необщего пользования вагоны в процессе эксплуатации подвергаются техническим обслуживаниям ТО-1 (контроль технического состояния и устранение внезапных отказов без отцепки вагонов от поезда), ТО-2 и ТО-3 (устранение внезапных отказов соответственно порожних и груженых вагонов с отцепкой от поезда и подачей их на специальные ремонтные пути ПТО или в депо), ТО-4 (периодический контроль технического состояния хопперов и вагонов-самосвалов и устранение отказов). Через установленные нормами сроки выполняют текущие и капитальные ремонты вагонов. Для локомотивов и тяговых агрегатов проводятся технические обслуживания ТО-1, ТО-2, ТО-3, текущие ремонты ТР-1, ТР-2, ТР-3, средние и капитальные ремонты. Текущие и средние ремонты должны обеспечивать гарантированную работоспособность машины до очередного планового вида ремонта путем восстановления и замены отдельных сборочных единиц (узлов) и деталей в объеме, определенном техническим состоянием машины.
Капитальные ремонты должны обеспечивать исправность и полный (или близкий к полному) ресурс машины путем восстановления и замены сборочных единиц (узлов), включая базовые.
В процессе эксплуатации подъемно-транспортных машин (ПТМ) проводят:
· ежесменное техническое обслуживание (ЕО), выполняемое в процессе, в течение и после рабочей смены;
· плановое техническое обслуживание (ТО), выполняемое в плановом порядке через определенные, установленные заводом-изготовителем величины наработки;
· сезонное техническое обслуживание (СО), выполняемое два раза в год при подготовке машины к использованию в период предстоящего (летнего или зимнего) сезона.
Плановые ТО для конкретных машин могут различаться между собой периодичностью выполнения и составом работ. В этих случаях каждому виду такого обслуживания в зависимости от последовательности его проведения присваивается порядковый номер, начиная с первого, например, ТО-1, ТО-2 и т.д.
Ремонт машин должен восстанавливать их исправность и работоспособность путем проведения комплекса работ, обеспечивающего устранение повреждений и отказов. Для ПТМ планово-предупредительной системой предусматриваются текущие (Т) и капитальные (К) ремонты. Практически система планово-предупредительного ТО и Р машин реализуется путем:
разработки планов технического обслуживания и ремонта;
разработки и осуществления организационно-технических мероприятий, обеспечивающих своевременное и качественное выполнение работ по ТО и Р в установленные планом сроки при минимальных материальных и трудовых затратах; организации систематического учета наработки машин и контроля за реализацией планов ТОиР.
Схема периодичности технического обслуживания и ремонтов для козлового крана КК-6.