Определить моральный износ машины
При проведении оценки транспортных средств для определения их рыночной (или иной) стоимости, а также в ходе проведения автоэкспертизы автомобиля на предмет оценки материального ущерба, оценщик (автоэксперт) рассчитывает износ транспортного средства как объекта оценки. Износ – это потеря стоимости автомобиля в следствии интенсивности его эксплуатации, сроков использования (хранения), а также ввиду развития научно-технического прогресса, приведшего к выпуску более совершенных транспортных средств.
В первую очередь износ подразделяется на:
— устранимый износ, который технически возможно исправить (устранить, снизить и т.д.) и это будет экономически целесообразно;
— неустранимый износ, который нецелесообразно устранять вообще по чисто экономическим соображениям, т.к. расходы на его устранение превысят рыночную стоимость автомобиля как объекта оценки, а также невозможности его устранения ввиду конструктивных особенностей автомобиля.
Для оценки, решающей различные вопросы, износ подразделяется на:
— физический износ – это изменение состояния поверхностей автомобиля, его форм, размеров и т.д., а также химических, физико-механических и электротехнических свойств материалов в процессе эксплуатации транспортного средства, в дорожно-транпортного происшествия и длительного (неправильного) его хранения. Физический износ вызывает частичную или полную потерю потребительских свойств (работоспособности) автомобиля или привлекательности его внешнего вида, и как следствие означает потерю его стоимости. Физический износ – основной показатель для оценки рыночной стоимости транспортного средства и единственный при проведении автоэкспертизы на предмет оценки ущерба;
— естественный (нормальный) физический износ – износ, используемый «по умолчанию» при проведении оценки (автоэкспертизы), т.к. возникает при правильной эксплуатации и хранении автомобиля, рекомендованными заводом-изготовителем;
— аварийный физический износ – износ, возникающий в результате нештатной ситуации (воздействия внешних сил, ДТП и т.п.), а также при нарушении правил эксплуатации (хранении) автомобиля.
Любой физический износ является устранимым (или частично-устранимым).
Способом его устранения является восстановительный ремонт.
— моральный (функциональный износ) – потеря рыночной стоимости транспортного средства, вызванная появлением на рынке новых, более совершенных аналогичных объектов. Моральный износ автомобиля является устранимым. Способ его устранения – техническая модернизация транспортного средства. Применяется при оценке рыночной стоимости автомобиля;
— экономический (внешний износ) износ – это потеря стоимости транспортного средства, обусловленная влиянием внешних экономических факторов, таких как изменение (снижение) потребительского спроса, которое может быть вызвано общеэкономическими или внутриотраслевыми негативными изменениями, приводящими к резкому (катастрофическому) падения спроса на определенные объекты. Экономический износ является неустранимым и входе автоэкспертизы не применяется.
Расчет физического износа с учетом возраста и пробега ТС с начала эксплуатации.
Необходимо оценить физический износ легкового автомобиля, фактический возраст которого составляет 11 лет, фактический пробег с начала эксплуатации – 198 тыс. км.
Определим физический износ по формуле:
|
Где:
е — основание натуральных логарифмов, е = 2,72;
Ω — функция, зависящая от возраста и фактического пробега транспортного средства с начала эксплуатации.
Определим величину Ω: Ω = 0,07 * Тф + 0,0035 *Lф
Тогда Иф=100*(1 – е^-1,463) = 76,8%
Оценка физического износа автомобиля методом средневзвешенного возраста.
Автомобиль 2102, 1974 г. в., его стоимость в новом состоянии 97 920 руб. В 1990 году была произведена замена кузова, который стоит 78300руб. В 2000 году была поставлена новая коробка передач стоимостью 6000 руб. Необходимо определить величину физического износа. Нормативный процент износа в год составляет 5%. Все цены приведены к текущим.
дата | Возраст (лет) | Стоимость (руб.) |
Определим средневзвешенный возраст автомобиля:
(30*97920+14*78300+4*6000)/(97920+78300+6000) = 22,2 года
Определим величину физического износа:
Таким образом, мы видим, что автомобиль изношен более чем на 100%.
Оценка морального износа
Автомобиль 1993 г. в., снят с производства в 2000 году. Выпуск запасных частей прекращен в 2003 году. Автомобиль 2 раза попадал в ДТП, имел 1 владельца.
Определяем моральный износ транспортного средства:
1. Срок с момента снятия а/м с производства до даты оценки составляет 4 года, следовательно, 4*2 = 8%
2. Т.к. прекращен выпуск запасных частей, то 20%
3. За каждое попадание в ДТП – 5%, следовательно, 5*2 = 10%
4. Т.к. У автомобиля был один владелец, то этот фактор при определении морального износа не учитывается.
Таким образом, суммируя полученные показатели, получаем моральный износ, который равен 38%.
Определение накопленного износа.
Продолжим предыдущий пример (моральный износ автомобиля равен 38%). Предположим, физический износ этого транспортного средства был оценен в 53%. Тогда определим накопленный износ автомобиля:
Ин = [1 – (1 – Иф)*(1 – Ифункц)]
Ин = [1 – (1 – 0.53)*(1 – 0.38)]*100% = 70,86% — накопленный износ.
Заключение
В ходе данного исследования автор пришел к следующим выводам:
· стоимость транспортных средств в общем случае – функция многих факторов, которые условно можно разделить на две группы: внутриобъектные (внутрисистемные) и внешнеобъектные (внешнесистемные);
· износ – это действительная потеря в стоимости транспортного средства в результате действия комплекса факторов, приводящего к ухудшению или утрате транспортными средствами потребительских свойств;
· в зависимости от причин, вызывающих обесценение транспортного средства, выделяют следующие виды износа: физический, функциональный (моральный), внешний (экономический);
· при оценке транспортных средств применяются два вида износа – физический и моральный;
· установление степени физического износа необходимо для определения реальной остаточной стоимости и планирования замены выбывающих из эксплуатации транспортных средств новыми;
· моральный износ транспортного средства приводит к изменению его стоимости вследствие сокращения затрат общественно необходимого труда на их производство, а также создания новых, более производительных и совершенных транспортных средств аналогичного типа;
· для оценки физического износа транспортных средств существует множество методик, и наиболее объективный результат получается при определении износа несколькими методами.
Тема 7. Расчет стоимости машин и оборудования с помощью имущественного подхода. Информационное обеспечение имущественного подхода
1. Теоретические основы оценки машин и оборудования при помощи имущественного подхода
1.1 Машины и оборудование — общие понятия и термины.
1.2 Сущность и алгоритм проведения оценки машин и оборудования при выборе имущественного подхода.
2. Практические аспекты применения имущественного подхода к оценке машин и оборудования ( на примере Предприятия №1)________________________________________________________
2.1 Анализ ситуации и описание объекта оценки.
2.2 Определение стоимости объекта оценки.
3. Информационное обеспечение имущественного подхода при оценке машин и оборудования
Список использованной литературы_______________________________________________
Введение
В условиях формирования рыночных отношений хозяйствования в России существует настоятельная потребность в оценки стоимости предприятий, основанной на современных методологических подходах. Методология оценки предприятий, применяемая в настоящее время, например, в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий, базируется на скорректированной балансовой стоимости активов и поэтому в большинстве случаев не отвечает требованиям, предъявляемым субъектами рынка.
В последние годы в Росси начала развиваться теоретическая и практическая деятельность по оценке предприятий, основанная как на отечественном , так и на зарубежном опыте. К сожалению отечественный опыт в этой области сводится часто к применению только одной — методики скорректированной балансовой стоимости активов, тогда как зарубежный опыт оказался более разносторонним. Он включает несколько десятков методик оценки предприятий , объединенных в три основных подхода: имущественный (затратный), доходный и рыночный (сравнительный).
Выбор для рассмотрения в данной теме имущественного подхода обусловлен наибольшей достоверностью используемых при оценки данных и потребностями практической оценки стоимости машин и оборудования в Российской Федерации в условиях переходной экономики. Актуальность выбранной темы обусловлена также тем, что методики в рамках имущественного подхода тесно связанные с использованием традиционных подходов оценки машин и оборудования, хорошо известных отечественным специалистам.
В качестве объекта работы автор рассматривает имущественный подход при оценке машин и оборудования.
Предмет работы— применение методик затратного подхода в процессе оценки машин и оборудования на примере конкретного предприятия .Кроме того , автор заостряет внимание на таком моменте, как информационное обеспечение оценщика, что является актуальным вопросом в условиях современного рынка.
Определить моральный износ машины
Моральный износ машин и средства его устранения [c.35]
Изменение стоимости основных производственных фондов непосредственно связано с износом. Различают физический и моральный износа. Физическому износу подвержены все орудия производства, все виды машин и оборудования. Физический износ выступает в двух формах первая — механический износа средств труда и снижение технико-производственных показателей за время их эксплуатации. Вторая основывается на разрушении бездействующих средств труда как результат влияния природных условий. Физический износ — явление закономерное. Основная задача заключается в своевременном его устранении, а также в недопущении преждевременного проявления. Моральный износ возникает в результате экономического процесса, обусловленного снижением общественно необходимых затрат на производства машин и созданием новых, более совершенных по своей конструкции, экономичных и производительных машин. Таким образом, моральный износ проявляется с двух формах. [c.171]
Важное значение для обеспечения сохранности оборудования имеют проводимые на предприятиях смотры м конкурсы. В Ленинградском оптико-механическом объединении им. В. И. Ленина в течение нескольких лет проводится смотр сохранности средств труда под девизом Как самочувствие, товарищ станок Проведение смотра позволяет привлечь внимание общественности к условиям эксплуатации оборудования, качественности ремонтного обслуживания и ремонтов, физическому и моральному износу станков, прессов, машин. Как результат, принимаются необходимые меры по устранению недостатков и повышается уровень сохранности парка оборудования. [c.96]
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Моральный износ — машина
Моральный износ машины наступает в тот момент, когда приведенные удельные затраты по этой машине станут равными среднеотраслевым приведенным удельным затратам. При дальнейшей эксплуатации машины приведенные удельные затраты по ней станут выше среднеотраслевых. Это означает, что сохранение данной машины в составе парка повлечет за собой увеличение среднеотраслевых приведенных затрат. [2]
Непрерывный моральный износ машин , как и других средств производства, является экономическим результатом технического прогресса. [3]
Под моральным износом машины понимают такое ее состояние, при котором дальнейшая ее эксплуатация становится нецелесообразной из-за малой эффективности по сравнению с вновь выпускаемыми конструкциями того же назначения. [4]
Что такое моральный износ машин и есть ли он в условиях социализма. [5]
Обе формы морального износа машин совершаются одновременно, но в большинстве случаев независимо одна от другой. В связи с этим возникает необходимость установить такую корректировку оптимального срока службы машин, которая учитывает обе формы морального износа. [6]
Из сказанного выше о моральном износе машин следует, что при определении норм амортизации нельзя исходить только из одного физического износа орудий труда. [7]
Кроме материального износа имеет место моральный износ машин , который обусловлен развитием более совершенной технологии, производством более дешевой и производительной аппаратуры. [8]
Наряду с физическим износом существует моральный износ машины . Определение имеет важное значение для решения многих производственных задач: планирования производства новой продукции, ценообразования, обновления основных фондов; совершенствования аттестации качества машиностроительной продукции; достоверного расчета амортизационных отчислений; установления экономически обоснованных сроков службы изделий и других вопросов. [9]
По оценкам специалистов, срок морального износа машин и оборудования в условиях высоких темпов научно-технического прогресса в промышленности составляет 7 — 10 лет. [10]
Самым главным средством борьбы с моральным износом машин является интенсификация их использования и модернизация при ремонте. [11]
В соответствии с темпами технического прогресса в машиностроении происходит моральный износ машин ( приобретенных потребителями), увеличивающий темпы физического износа рассматриваемой продукции. Моральный износ машин у потребителей при использовании сменяемых конструктивных элементов несколько сдерживается частичной модернизацией, поскольку возможно использование более совершенных новых конструктивных элементов вместо устаревших изношенных исходных. [12]
В научной литературе и на практике имеются различные рекомендации по определению величины морального износа машин . [13]
Но эта формула не учитывает технический прогресс, происходящий в машинах данного назначения, который ведет к моральному износу машин прошлых лет выпуска , в результате чего период их эффективного использования сокращается. Технический прогресс проявляется в снижении удельных капитальных затрат. Все это снижает среднюю себестоимость продукции, выпускаемой на новой технике, и сокращает предельную величину затрат, характеризующих производство на старой технике. [14]
Изложен новый метод определения износа машин, рассмотрены вопросы определения оптимальных сроков службы и указаны методы корректировки этих сроков в связи с моральным износом машин и элементов. [15]