Меню

Операции при выполнении ремонта автомобиля

Работы по основным операциями по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей

При ежедневном обслуживании следует:

· проверить действие приборов освещения и сигнализации, звукового сигнала, стеклоочис­тителя, устройств для обмыва ветрового стек­ла, системы вентиляции, а в зимнее время сис­темы отопления и устройства для обогрева вет­рового стекла;

· проверить работу контрольно-измеритель­ных приборов;

· обтереть стекла фар, задних фонарей стоп- сигнала, номерных фонарей, фонарей заднего хода и боковых повторителей.

· Работы ежедневного технического обслу­живания выполняет водитель автомобиля.

· При первом техническом обслу­живании необходимо:

· проверить действие стеклоочистителей, устройства для обмыва ветрового стекла, дей­ствия системы вентиляции, а в зимнее время — системы отопления и устройства для обогрева и обдува ветрового стекла;

· очистить аккумуляторную батарею от пы­ли, грязи и следов электролита; прочистить вентиляционные отверстия; проверить крепле­ния и надежность контакта наконечников про­водов с выводными штырями; проверить уровень электролита в аккумуляторной батарее;

· проверить действие звукового сигнала, ламп щитка приборов, фар, подфарников, зад­них фонарей, стоп-сигнала и переключателей света, а в зимнее время — приборов электро­оборудования системы отопления и пускового подогревателя;

· проверить состояние и при необходимости отрегулировать натяжение приводного ремня генератора.

· При втором техническом обслужи­вании выполняют ряд работ по основным агре­гатам электрооборудования. Кроме того, с ним стараются совместить сезонное техническое обслуживание. К числу работ, выполняемых при ТО-2, относятся:

· По аккумуляторной батарее: проверить состояние батареи по плотности электролита и напряжению элементов под нагрузкой и при необходимости снять батарею для подзаряда;

· проверить состояние и крепление электри­ческих проводов, соединяющих аккумулятор­ную батарею с «массой» и внешней цепью, действие выключателя аккумуляторной бата­реи, а также ее крепление в гнезде.

· По генератору, реле-регулятору и стартеру:

· осмотреть и при необходимости очистить наружную поверхность генератора, стартера, реле-рёгулятора от пыли, грязи и масла;

· проверить и при необходимости закрепить стартер, генератор, реле-регулятор и отрегули­ровать натяжение приводного ремня генера­тора;

· после пробега автомобилем 25—30 тыс. км при подготовке автомобиля к зимней эксплуа­тации (СО):

· а) снять с двигателя генератор, защитную ленту (у генераторов переменного тока щетко­держатель), проверить состояние коллектора (контактных колец), щеток, подшипников, при необходимости разобрать генератор и заме­нить изношенные детали (щетки, нажимные пружины), продуть внутреннюю полость сжа­тым воздухом, собрать генератор, затянуть шпильки и гайку крепления шкива, проверить генератор на стенде с номинальной нагрузкой и установить на двигатель;

· б) проверить работу реле-регулятора и от­регулировать его напряжение с учетом време­ни года;

· в) снять с двигателя стартер, очистить на­ружную поверхность от масла и грязи, разоб­рать стартер для проверки состояния коллек­тора, щеток и контактов реле-стартера; прове­рить затяжку винтов крепления промежуточ­ного подшипника и износ втулки в крышке со стороны привода; собрать стартер и проверить регулировку хода шестерни привода; прове­рить работу стартера на стенде в режиме хо­лостого хода и полного торможения; устано­вить стартер на двигатель.

· По приборам зажигания: проверить состояние и при необходимости очистить поверхность катушки зажигания, про­водов низкого и высокого напряжения от пы­ли, грязи и масла;

· вывернуть искровые свечи, проверить их состояние, при необходимости очистить свечи от нагара и отрегулировать зазор между элек­тродами или заменить свечи;

· снять с двигателя и осмотреть прерыватель- распределитель, очистить наружную поверх­ность его от пыли, грязи и масла, очистить внутреннюю поверхность крышки, проверить состояние контактов и при необходимости от­регулировать зазор между ними (угол замкну­того состояния контактов), смазать вал, ось рычажка и кулачковой втулки; установить пре­рыватель-распределитель на двигатель;

· при контактно-транзисторной системе за­жигания, не снимая прерыватель-распределитель с двигателя, очистить наружную поверх­ность от пыли, грязи и масла, очистить внут­реннюю поверхность крышки, протереть кон­такты, смазать вал, фильц, ось рычажка и ку­лачковой втулки;

· после пробега автомобилем 25—30 тыс. км при подготовке к зимней эксплуатации (СО): снять с двигателя прерыватель-распределитель, разобрать и провести осмотр подшипника подвижного диска, рычажка прерывателя, ва­лика и кулачка; собрать прерыватель-распре­делитель, смазать вал, фильц, ось рычажка и кулачковой втулки и проверить на стенде: угол замкнутого состояния контактов прерывателя, угол чередования искрообразования, беспере­бойность искрообразования, работу центро­бежного и вакуумного регуляторов опереже­ния зажигания; установить прерыватель-рас­пределитель на двигатель.

Читайте также:  Колеса машины для кукол

· По приборам освещения и сиг­нализации:

· проверить крепление и действие подфарни­ков, ламп щитка приборов, задних фонарей и стоп-сигналов, указателей поворота и звуково­го сигнала;

· проверить установку, крепление и действие фар и при необходимости отрегулировать на­правление светового потока фар;

· очистить от грязи поверхность и клеммы ножного переключателя света и выключателя стоп-сигнала.

1.4 Организации работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей:

Техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей производятся на станциях технического обслуживания (СТОА), фирменных автоцентрах и мастерских, принадлежащих различным организациям. В крупных автотранспортных предприятиях имеются специализированные участки по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей. Значительная часть работ по техническому обслуживанию и ремонту личных автомобилей выполняется небольшими частными и кооперативными автомастерскими, а также владельцами автомобилей самостоятельно.

В настоящее время широко развита сеть крупных фирменных СТОА и автоцентров, выполняющих весь комплекс работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, выпускаемых каким-либо автозаводом (например, ВАЗ, АЗЛК, ЗАЗ и т. д.).

Значительное распространение получили комплексные СТОА, выполняющие ТО и ремонт легковых автомобилей разных марок, а также специализированные СТОА, выполняющие какой-либо один вид работ или ремонт каких-либо агрегатов (диагностические, моечные, ремонта и заряда аккумуляторных батарей, ремонта приборов питания и электрооборудования).

Существует также большое количество небольших мастерских, специализирующихся на ремонте автошин (шиномонтажные мастерские), амортизаторов, автостекол, тормозных колодок, установке и ремонте охранных автосигнализаций и т. п.

Работы по ТО и ремонту автомобилей на CTOA выполняются на рабочих постах. Рабочий пост — это участок производственной площади, оснащенный технологическим оборудованием для размещения автомобиля и предназначенный для выполнения одной или нескольких однородных работ. Рабочий пост может включать одно или несколько рабочих мест.

Классификация рабочих постов производится по следующим признакам:

по техническим возможностям — широкоуниверсальные (с номенклатурой выполняемых работ свыше 200 наименований), универсальные (100—200 наименований работ), специализированные (20—50 наименований работ), специальные (менее 20 наименований работ);

по способу установки автомобиля — тупиковые и проездные;

по расположению в технологической линии — параллельные и последовательные (поточные линии).

Рабочие посты могут быть напольные, на осмотровых канавах, могут быть оборудованы подъемниками или специализированным оборудованием для выполнения какого-либо вида работ.

Посты напольные имеют ограниченное применение и используются в основном для выполнения подготовительных операций на участке окраски, электрокарбюраторных и других видов работ, не требующих вывешивания автомобиля.

Посты на осмотровых канавах обеспечивают доступ к автомобилю снизу и позволяют вести работы одновременно на двух уровнях. Такие посты могут оборудоваться канавными подъемниками (рис.1,а). Данные посты являются универсальными и позволяют выполнять работы одновременно на двух уровнях с вывешиванием автомобиля. Посты, оборудованные стационарными подъемниками, могут быть как универсальные, так и специализированные на какомлибо виде работ, для чего на них может быть установлено соответствующее специализированное оборудование.

При ТО и ремонте легковых автомобилей обычно используются двухстоечные (рис. 1, б) или четырехстоечные (рис.1,в,г) стационарные подъемники с электромеханическим приводом, а также подъемники с гидравлическим приводом. Обслуживание и ремонт приборов системы питания, электротехнические, аккумуляторные, шиномонтажные и другие работы могут выполняться на специализированных постах или производственных участках после снятия соответствующих узлов и приборов с автомобиля.

а — канавный с ручным гидравлическим приводом; б и в — соответственно двух- и четырехстоечный с электромеханическим приводом; г — четырехстоечный балконного типа

Мойка автомобилей производится на специализированных постах и участках в специально выделенных и оборудованных для этого помещениях с использованием струйно-щеточных установок (рис.2).

Читайте также:  Замена двигателя стеклоочистителя ваз 2131

Рис.2. Установка для мойки автомобилей:

а — схема автоматической мойки, б — автоматическая установка «Дельта» для мойки автомобилей

Окрасочные работы также производятся на специализированных участках, оборудованных окрасочно-сушильными камерами (рис.3).

Рис.3. Окрасочно-сушильная камера «Афит»

Смазочные работы могут производится как на универсальных рабочих постах по техническому обслуживанию автомобилей с использованием переносных и передвижных маслораздаточных установок и колонок с ручным (рис.4,а) или пневматическим (рис.4,б) приводом, а также на специализированных смазочно-заправочных постах, предназначенных для централизованной механизированной заправки агрегатов автомобиля маслами, охлаждающей жидкостью, смазки пластичными смазками, а также подкачки шин с использованием стационарных маслораздаточных колонок и смазочно-заправочных установок (рис. 4, в).

Рис.4. Оборудование для смазочных работ:

а — передвижная маслозаправочная установка с ручным приводом; б — передвижной нагнетатель пластичной смазки с пневмоприводом; в — стационарная смазочно-заправочная установка с настенной раздаточной панелью и пневмоприводом

В небольших мастерских работы по ТО и TP автомобилей обычно выполняются на универсальных постах. На крупных СТОА при большом количестве обслуживаемых автомобилей работы целесообразно выполнять на специализированных или специальных постах или поточных линиях. Целесообразность применения рабочих постов различного типа или поточных линий определяется объемом производства, характером работ и особенностями применяемого оборудования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я получил первичные сведения и навыки по рабочей профессии – слесарь по ремонту автомобиля.

Подготовился к осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Сформировал умения и навыки в выполнении основных слесарных операций.

Освоил технологии обработки деталей на металлообрабатывающих станках.

Овладел умениями и навыками в изготовлении простых деталей.

На производственной практике я приобрел и овладел профессиональными компетенциями:

Стал понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Научился принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Работал в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Брал на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

Самостоятельно определял задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышения квалификации;

Организовывал и проводил работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.

Осуществлял технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств.

Планировал и организовывал работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.

Контролировал и оценивал качество работы исполнителей работ.

Организовывал безопасное ведение работ при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта.

Узнал правила безопасного использования производственного оборудования.

Анкета для самооценки студента по итогам прохождения практики

Операции при выполнении ремонта автомобиля

Содержание основных операций ТО автомобилей.

Все виды ТО автомобилей проводятся в объеме приведенных примерных перечней основных операций технического обслужи­вания.

При обнаружении в ходе ТО неисправностей, не устраняе­мых регулировкой, производится ремонт или замена соответству­ющих деталей (узлов).

Ежедневное техническое обслуживание (ЕО) включает в себя следующие виды работ.

Контрольные работы.

Осмотр автомобиля и выявление наруж­ных повреждений, проверка его комплектности, состояния каби­ны, платформы (кузова), стекол, зеркал заднего вида, капота двигателя и багажника, состояние подвесок, колес, шин и др. Проводится контроль действия приборов освещения и сигнализа­ции, стеклоочистителей и т.д.; проверка свободного хода рулево­го колеса, приводов тормозов, систем двигателя, работы агрега­тов, узлов, систем и контрольно-измерительных приборов авто­мобиля на месте и на ходу.

Уборочные и моечные работы.

Предполагают уборку кабины (салона) и платформы (кузова). Мойка и сушка автомобиля, в слу­чае необходимости — санитарная обработка; протирка зеркал зад­него вида, фар, подфарников, указателей поворотов, задних фо­нарей и стоп-сигналов, стекол кабины, а также номерных знаков.

Смазочные, очистительные и заправочные работы.

Проверка (доливка) уровня масла в двигателе. Проверка (доливка) уровня жидкости в системе охлаждения; проверка уровня топлива (зап­равка).

Первое техническое обслуживание (ТО-1) включает в себя сле­дующие виды работ.

Контрольно-диагностические, крепежные и регулировочные рабо­ты, которые, в свою очередь, делятся по специализации:

  • Трансмиссия и задний мост.
Читайте также:  Тест драйвы нового инфинити

Проверка (регулировка) свобод­ного хода педали сцепления, люфта в шарнирных и шлицевых соединениях карданной передачи, при необходимости закрепле­ния фланцев карданного вала;

Проверка герметичности усилителя руле­вого управления, крепления шаровых пальцев, крепления и люф­та рулевого колеса, шарниров рулевых тяг и др.;

Проверка (регулировка) эффективности действия тормозной системы, свободного и рабочего хода педали тормозной системы, а также действия стояночной тормозной си­стемы;

  • Ходовая часть.
  • Проверка состояния узлов и деталей подвес­ки, состояния шин и давления воздуха в них;
  • Кабина, платформа (кузов) и оперение.

Проверка замков, петель и ручек дверей кабины и другие работы;

Проверка состояния приборов и приводов системы питания, герметичность их соединений;

Очистка и проверка аккумуляторной ба­тареи, генератора, приборов и электропроводки.

Смазочные и очистительные работы.

Смазка узлов трения и про­верка уровня масла в картерах агрегатов и бачках гидропривода автомобиля в соответствии с картой смазки.

Дополнительные работы по специальным автомобилям и тяга­чам.

Требуют проверки состояния несущих элементов, соеди­нений и коммуникаций, проверки уровня масла в баке механиз­ма подъема платформы и др.

Второе техническое обслуживание (ТО-2) включает следующие виды работ.

Контрольно-диагностические, крепежные и регулировочные ра­боты:

  • Двигатель, системы охлаждения (отопления) и смазки.

Про­верка герметичности систем охлаждения (отопления); проверка состояния цилиндропоршневой группы двигателя; проверка креп­ления трубопровода и приемных труб глушителя, поддона карте­ров двигателя и сцепления;

  • Трансмиссия и задний мост.

Проверка действия пружины сцеп­ления, свободного и полного хода педали, работы сцепления; проверка люфта в шарнирных и шлицевых соединениях кардан­ной передачи; проверка состояния картеров ведущих мостов;

  • Рулевое управление и передняя ось.

Регулировка схождения передних колес, развала, продольного и поперечного наклонов шкворней и углов поворота передних колес, а также их баланси­ровка и т.д. Проверка степени износа тормозных барабанов или дисков, колодок, накладок, свободного и рабочего ходов педали тормоза, состояния пружин, подшипников, колес и др. При не­обходимости производство замены узлов или деталей;

Проверка состояния и герметичности трубо­проводов тормозной системы, их регулировка; проверка парамет­ров работы тормозной системы; проверка работоспособности дру­гих элементов, обеспечивающих тормозные свойства автомобиля. Проверка состояния несущих конструкций и элементов автомо­биля, правильности расположения заднего моста; проверка со­стояния колесных дисков и крепления колес, состояния шин. При необходимости — выполнение регулировочных операций;

  • Кабина (салон), платформа (кузов) и оперение.

Проверка со­стояния поверхности кабины, кузова, оперения; проверка состо­яния систем вентиляции и отопления салона, а также уплотните­лей дверей и вентиляционных люков. Проверка всех внешних и внутренних креплений кузова, креплений брызговиков. При не­обходимости — выполнение косметического ремонта;

  • Система питания карбюраторных двигателей.

Проверка креп­ления, соединений и герметичности ответственных элементов и коммуникаций, их исправность. Проверка качества приготовляе­мой горючей смеси и при необходимости регулировка элементов системы;

  • Система питания дизельных двигателей.

Проверка крепления герметичности и исправности ответственных элементов и комму­никаций топливного бака, трубопроводов, топливных насосов, форсунок и т.д. При необходимости — устранение неисправности и другие работы;

Проверка (восстановление) функ­циональности аккумуляторной батареи;

  • Генератор, стартер и реле-регулятор.

Проверка состояния контактных элементов (контактных колец, щеток), подшипни­ков, при необходимости — разборка генератора и замена изно­шенных деталей (щеток, нажимных пружин). Проверка работы стартера и реле-регулятора, регулировка напряжения реле-регу­лятора с учетом времени года (если это предусмотрено его кон­струкцией);

Проверка свечей и катушки зажигания, прерывателя-распределителя. При необходимости — регулировка зазоров;

  • Приборы освещения и сигнализации.

Проверка функциони­рования и регулировка.

Смазочные и очистительные работы.

Смазка узлов трения авто­мобиля, проверка уровня масла в элементах двигателя, проверка и мойка (замена) фильтрующих элементов.

Дополнительные работы по специальным автомобилям и тяга­чам.

Проводятся в соответствии с особенностями конструкций этих автомобилей.

Перед выполнением работ по специализациям каждого вида ТО необходимо провести общий осмотр автомобиля.

Во всех видах ТО кроме указанных видов работ предполагается выполнение специфических работ по автобусам и легковым авто­мобилям.

Adblock
detector