Двигатель — сборка
Замечание: Используйте новые болты крепления маховика/приводного диска и болты крепления головки блока цилиндров.
1. Переверните блок цилиндров, вытрите седла вкладышей коренных подшипников.
2. Вставьте вкладыши коренных подшипников в картер. Заметьте, что задний вкладыш содержит фланцы осевого давления.
3. Смажьте вкладыши чистым моторным маслом.
4. Аккуратно опустите коленвал в картер. Поверните его несколько раз и проверьте, что он правильно помещен.
5. Проверьте, чтобы боковой люфт коленвала соответствовал данным в Спецификациях, вставляя щеп между ребристым вкладышем коренного подшипника и упорной поверхностью коленвала.
6. Очистите задние части нижних вкладышей коренных подшипников и крышек, затем установите их на место. Смажьте вкладыши чистым маслом.
7. Нанесите подходящий уплотнитель на поверхности совмещения задней крышки коренного подшипника (Opel рекомендует использовать уплотнитель GM спецификаций 15 04 200 (Часть № 08 983 368)) (см. иллюстрацию).
8. Заполните канавки на каждом внешнем крае задней крышки коренного подшипника шариком уплотнителя приблизительно 6 мм в диаметре (Opel рекомендует уплотнитель GM спецификации 15 03 294 (Часть № 90 001 851)) (см. иллюстрацию).
9. Установите все крышки коренных подшипников, установите болты крепления крышек. Зажмите болты вручную, затем зажмите их равномерно усилием затяжки, регламентированным Спецификацией. Проверьте, чтобы канавки задней крышки коренного подшипника были достаточно герметичны и вытрите лишний уплотнитель.
10. Проверните коленвал и проверьте, чтобы он свободно вращался без заклинивания.
11. Смажьте выступы нового сальника задней части коленвала. Наденьте сальник на коленвал, выступом внутрь, и впрессуйте его в заднюю крышку коренного подшипника.
12. Положите блок цилиндров на бок, смажьте каналы цилиндров и шейки коленвала маслом.
13. Разместите поршневые кольца вокруг поршней так, чтобы их зазоры разреза находились на 180° друг от друга. Для маслосъемного кольца сместите разрезы в верхних и нижних частях на 25-50 мм вправо и влево от зазора разреза центральной части.
14 Очистите задние части вкладышей шатунных подшипников и крышек, затем установите вкладыши на место.
15. Поверните коленвал так, чтобы шейка цилиндра №1 была в НМТ.
16. Установите съемник поршневых колец на поршень №1, затем вставьте поршень в цилиндр №1 стрелкой на головке поршня к переднему концу двигателя (к приводной цепи).
17. Рукояткой молотка вбейте поршень через кольцевой компрессор в цилиндр, направляя шатун на шейку.
18. Установите крошку шатуна, затем вставьте болты. Зажмите болты равномерно и усилием затяжки, регламентированным Спецификацией.
19. Проверьте, чтобы коленвал свободно вращался, учитывая сопротивление поршневых колец.
20. Повторите процедуру, данную в пунктах 15-19, с оставшимися поршнями.
21. Переверните блок на скамье.
22. Установите сегментную шпонку в паз коленвала. Установите звездочку приводной цепи и привод распределителя/ масляного насоса.
23. Очистите резьбу болтов направляющей приводной цепи и опорной плиты звездочки распредвала, покройте их составом блокирования. Установите направляющую и пластину, надежно зажмите болты.
24. Установите маховик/приводной диск на коленвал, ввинтите новые болты крепления, болт с меткой «Р» устанавливайте в положение, отмеченное при снятии; на моделях с автоматической трансмиссией не забудьте установить прокладку и шайбу между коленвалом и приводным диском. Заблокировав коленвал инструментом, показанным на иллюстрации 9.10, зажмите болты крепления усилием затяжки, регламентированным Спецификацией.
25. Проверните коленвал так, чтобы цилиндр № 1 был в ВМТ и выровняйте метку на маховике/приводном диске с указателем на блоке цилиндров.
26. Установите звездочку распредвала и сборку приводной цепи к двигателю, выравнивая метки, сделанные при снятии. С левой стороны туго натягивая цепь, уберите все провисание с правой стороны цепи и проверьте, что точка момента зажигания на звездочке распредвала совмещена с надрезом на опорной плите (см. иллюстрацию). В случае необходимости отключите цепь и отрегулируйте положение звездочки.
27. Установите лопасти механизма натяжения приводной цепи и крепежную скобу(ы) на место.
28. Отверткой аккуратно извлеките сальник из переднего покрытия приводной цепи. Установите новый, выступом внутрь, и впрессуйте его на место.
29. Вставьте штыри расположения покрытия приводной цепи в блок, установите новые прокладки.
30. Установите покрытие приводной цепи и вставьте болты крепления. Зажмите болты усилием затяжки, регламентированным Спецификацией.
31. Полностью очистите совмещающиеся поверхности блока и головки.
32. Проверьте, что цилиндр № 1 все еще находится в ВМТ. Метка на маховике/ приводном диске совмещена с указателем, установочная метка на звездочке распредвала совмещена с надрезом в опорной плите. Установите механизм натяжения приводной цепи и кольцевое уплотнение, завинтите его на пару оборотов.
33. Проверьте, что штыри расположения вставлены в блок и нанесите подходящий уплотнитель (Opel рекомендует уплотнитель GM спецификаций 15 03 294 (Часть № 90 001 871)) в области соединения покрытия приводной цепи и головки блока цилиндров.
34. Установите новое кольцевое уплотнение в выемке в верху покрытия приводной цепи, затем установите новую прокладку головки блока цилиндров, удостоверьтесь, что она правильно ориентирована и размещена на штырях.
35. Проверьте, чтобы выемки распредвала были правильно установлены, и аккуратно опустите головку блока цилиндров на место.
36 Аккуратно вставьте новые болты крепления головки блока цилиндров в отверстия (не бросайте их!) и ввинтите только вручную, насколько возможно.
37. Равномерно в последовательности, показанной на иллюстрации 12.22, зажмите болты крепления головки блока цилиндров моментом стадии 1.
38 Снова в указанной последовательности доверните болты на угол стадии 2.
39. Подождите приблизительно десять минут, а затем по кругу доверните болты на угол стадии 3.
40. Установите два меньших болта на переднем конце головки блока цилиндров, зажмите их усилием затяжки, регламентированным Спецификацией.
41. Наденьте звездочку на конец распредвала, зажмите болты крепления усилием затяжки, регламентированным Спецификацией. Проверьте, чтобы установочные метки маховика/приводного диска и звездочки распредвала были правильно установлены, затем зажмите механизм натяжения приводной цепи усилием затяжки, регламентированным Спецификацией.
42. Завинтите новый пластиковый болт бокового люфта (входит в набор прокладок) в конец распредвала, затем установите пластину доступа и новую прокладку на переднем конце головки блока цилиндров. Щупом измерьте зазор между болтом бокового люфта и защитной крышкой; это — боковой люфт распредвала (см. иллюстрацию). Установите необходимую величину зазора, завинчивая болт бокового люфта распредвала.
43. Установите впускной патрубок к основе крышки привода, используя новую прокладку. Нанесите состав блокирования на болты крепления и зажмите их надежно.
44. Проверьте, чтобы поверхности поддона и блока были чистыми и сухими.
45. Нанесите подходящий уплотнитель (Opel рекомендует использовать уплотнитель GM спецификаций 1503 294 (Часть № 90 001 851)) в области соприкосновения блока с крышкой привода и задней крышкой коренного подшипника.
46. Закрепите прокладки в их положениях, вставьте резиновые прокладки в канавки в покрытии приводной цепи и крышке подшипника и прокладки в основе блока цилиндров. Проверьте, чтобы соединения между прокладками были покрыты уплотнителем.
47. Очистите резьбу болтов крепления поддона, нанесите на них состав блокирования. (Opel рекомендует использовать состав блокирования GM спецификаций 15 10 177 (Часть № 90 167 347)).
48. Приставьте поддон и установите болты крепления. Зажмите все болты вручную, затем по кругу зажмите их усилием затяжки, регламентированным Спецификацией.
49. Установите водяной насос, используя новую прокладку, вставьте болты крепления. Зажмите болты крепления усилием затяжки, регламентированным Спецификацией.
50. Аккуратно наденьте сборку шкива коленвала на место, соблюдая большую осторожность, чтобы не повредить выступ сальника, и выровняйте паз с ключом коленвала. Установите болт крепления шкива, зажмите его усилием затяжки, регламентированным Спецификацией, заблокировав маховик/приводной диск.
51. Отрегулируйте зазоры клапанов, как описано в Главе 13.
52. Установите прокладку крышки на головку блока цилиндров, и установите покрытие. Установите болты крепления покрытия и надежно зажмите их.
53. Установите свечи накаливания и форсунки.
54. Установите щуп измерения уровня масла.
55. Установите датчик давления масла и зажмите его надежно.
56. Установите вспомогательные детали, перечисленные в Главе 8.
Двигатель — снятие и установка
Внимание! На моделях с 6-ти цилиндровым двигателем с воздушным кондиционером, необходимо отсоединить несущие хладагент трубки, чтобы иметь возможность снять блок двигателя с автомобиля (см. соответствующий раздел). Чтобы разрядить систему, обратитесь к специалисту по воздушным кондиционерам. И лишь после этого можно приступать к работе. Приготовьте различные крышки/пробки к закупорьте шланги/стыки во время снятия двигателя. В заключение необходимо зарядить систему воздушного кондиционера (обращайтесь к специалисту). Не включайте систему кондиционирования воздуха, пока она разряжена.
Снятие
1. Припаркуйте автомобиль на ровной площадке, затем снимите капот (см. соответствующий раздел).
3. Заблокируйте задние колеса, затем затяните ручной тормоз. Поддомкратьте переднюю часть автомобиля и надежно поддержите ее осевыми подпорками. Открутите винты крепления и снимите нижнюю крышку из-под двигателя.
4. Слейте жидкость из системы охлаждения (см. соответствующий раздел). Если двигатель необходимо разобрать, также слейте моторное масло и снимите масляный фильтр.
5. Разгерметизируйте топливную систему (см. соответствующий раздел), затем снимите электронный модуль системы управления двигателем.
6. Снимите крышку с блока реле в моторном отсеке, и проследите жгут проводов от двигателя к блоку. Освободите реле системы впрыска, затем отключите соединитель жгута проводов двигателя от блока реле (см. иллюстрации). Освободите уплотнительное кольцо, и отведите жгут от блока реле.
7. Отсоедините жгут электропроводки двигателя, которые установлен в задней части аккумулятора (см. иллюстрацию).
8. Освободите вспомогательный соединитель жгута проводов двигателя от положительной клеммы аккумулятора, и открутите ремень заземления от передней части двигателя. На некоторых моделях жгут связан с кожухом плавкий соединений вместо клеммы аккумулятора; в этом случае, снимите плавкую связь, и освободите соединитель из кожуха (см. иллюстрации). Далее действуйте как описано в соответствующем под-заголовке.
Автомобили с 4-х цилиндровым двигателем
9. Действуя как описано в Разделе 4А, выполните следующие процедуры:
- а) Снимите кожух воздушного фильтра и впускные каналы.
- б) Снимите корпус дросселя.
- в) Снимите приемную трубу глушителя.
- г) Отсоедините подающие и возвратные топливные шланги от топливной магистрали.
- д) Отсоедините шланг усилителя тормоза и различные вакуумные шланги от впускного коллектора, отмечая их расположение. Также отсоедините шланг от клапана дополнительного воздуха па выпускном коллекторе.
10. Отсоедините шланг системы охлаждения от задней части трубы охлаждающей жидкости на правой стороне моторного отсека. Также отсоедините верхний шланг радиатора от головки блока цилиндров и шланг от кронштейна модуля зажигания на задней части головки блока цилиндров.
11. Снимите двигатель как описано в пунктах 12-19.
Автомобили с 6-ти цилиндровым двигателем
12. Снимите мотор стеклоочистителя (см. соответствующий раздел).
14. Ослабьте крепежную скобу, и отсоедините верхний шланг радиатора от трубы охлаждающей жидкости на левой головке блока цилиндров.
15. Оботрите участок вокруг соединительных муфт шланга/трубы на насосе усилителя рулевого управления (см. иллюстрацию). Ослабьте крепежную скобу, затем отсоедините подающий шланг от насоса и слейте жидкость из бачка в подходящий контейнер. Открутите гайку, и отсоедините подводящую трубу от насоса, затем закупорьте шланг и соединительные муфты насоса, чтобы предотвратить попадание грязи в систему.
16. Действуя как описано в Разделе 4А, выполните следующие процедуры:
- а) Снимите кожух воздушного фильтра и впускные каналы.
- б) Отсоедините тросик педали газа и (где необходимо) тросик системы управления скоростью движения от тяги дроссельной заслонки, и освободите их от кронштейна.
- в) Снимите приемные трубы глушителя.
- г) Отсоедините подающие и возвратные топливные шланги от топливной магистрали (см. иллюстрацию).
- д) Отсоедините шланг усилителя тормоза от впускного коллектора, затем отсоедините шланги вентиляции от задней части коллектора и сместите шланг усилителя от двигателя.
- е) Отсоедините воздушный шланг от однонаправленного клапана системы дополнительного воздуха у передней части двигателя (см. иллюстрацию).
- ж) Отсоедините шланг угольного фильтра от клапана очистки и вакуумные шланги многокамерного накопителя воздуха от вакуумной трубки усилителя (см. иллюстрацию).
17. Освободите крепежные скобы и отсоедините шланги охлаждающей жидкости от расширительного бачка. Снимите крепежную скобу и удалите бачок из моторного отсека, отключая электропроводку от датчика уровня (см. иллюстрации).
18. Найдите соединительные муфты шланга системы охлаждения матрицы отопителя на перегородке. Отделите оба шланга от соединительных муфт. Отсоедините вакуумный шланг от клапана отопителя (см. иллюстрации).
19. На моделях с воздушным кондиционером отключите соединитель электропроводки от компрессора. Обратитесь к специалисту и разрядите систему кондиционера. Затем отсоедините трубки хладагента (см. соответствующий раздел) от соединительных муфтах на приемнике и выше левой головки блока цилиндров. Немедленно установите заглушки на концы трубок, чтобы влага из воздуха не попала в систему. Открутите болты крепежного зажима, и сместите амортизатор от двигателя (см. иллюстрации).
20. Присоедините лебедку к монтажным проушинам двигателя, затем снимите блок трансмиссии как описано в Разделе 7А или 7В (см. иллюстрацию).
21. Еще раз проверьте, чтобы ничто не мешало снятию двигателя. Закрепите всю электропроводку/шланги так, чтобы они не были повреждены при снятии.
22. Открутите монтажные болты, и снимите виброгасители (где имеются) с левого и правого подвесов двигателя.
23. Открутите гайки, крепящие левый и правый подвесы двигателя к подмоторной раме и опорным кронштейнам.
24. Приподнимите двигатель, пока кронштейны не освободятся от креплений, затем снимите оба крепления с автомобиля. Осторожно переместите двигатель вперед, и поднимите его из моторного отсека (см. иллюстрацию). Будьте особенно осторожны, чтобы никакие компоненты не были зажаты и повреждены во время снятия.
25. Опустите двигатель на чистую поверхность, и отсоедините лебедку.
Установка
26. Подсоедините лебедку к монтажным проушинам двигателя и аккуратно поднимите блок в моторный отсек.
27. Совместите кронштейны двигателя с левым и правым подвесами, и опустите двигатель на резиновые подушки. Проверьте, чтобы кронштейны правильно соединились с креплениями, затем установите монтажные гайки и зажмите их усилием затяжки, регламентированным Спецификациями.
28. Далее установка проводится в обратном снятию порядке, обратите внимание на следующее:
- а) Установите блок трансмиссии как описано в Разделе 7А или 7В.
- б) На моделях с 6-ти цилиндровым двигателем с воздушным кондиционером установите новые кольцевые уплотнения на соединительные муфты компрессора, и надежно соедините трубы. В заключение обратитесь к специалисту и зарядите систему кондиционирования хладагентом.
- в) Убедитесь в том, что вся электропроводка проложена правильно и закреплена всеми скобами, и что все соединители правильно и надежно подключены.
- г) Убедитесь, что все потревоженные шланги правильно подсоединены и надежно закреплены скобами.
- д) Отрегулируйте тросик педали газа (см. соответствующий раздел).
- е) Установите новый масляный фильтр (где необходимо) и заполните двигатель маслом (см. соответствующий раздел).
- ж) Заполните систему охлаждения (см. соответствующий раздел).