Технология покраски автомобиля: пошаговый порядок
Сказать, что вы приятно удивитесь, когда услышите по телефону или прочтете на сайте автосервиса стоимость локальной покраски деталей вашего авто или, тем более полной покраски, значит ничего не сказать.
Технология покраски автомобиля
А красить нужно. Уже пришло время для полной покраски авто, либо возникла ситуация, когда нужно сделать ремонт кузова с его дальнейшей локальной покраской. Выход? Выход есть всегда. Заключается он в покраске кузова автомобиля своими руками. Не переживайте, всё у вас получится. Просто, прежде чем приступить к покраске, потренируйтесь на старой детали кузова, которых в избытке вокруг любых гаражей.
Начнем с того, что откроем вам «тайну». Технология покраски авто имеет общие принципы действий, неважно, хотите ли вы произвести матовую покраску, или покраску в «металлик», покрасить деталь кузова либо осуществить полную покраску.
Разница будет заключаться лишь в подборе материалов для покраски и времени, которое вы затратите. Не забудьте включить сюда материал и время для учебно – тренировочной покраски. Чуть больше времени, чуть больше материалов, но приобретенный опыт того стоит.
Итак, технологию покраски авто мы условно разобьём на такие направления:
- Этапы покраски автомобиля.
- Порядок покраски автомобиля.
- Техника покраски автомобиля.
А условно потому, что эти направления действий могут меняться или органично дополнять друг друга.
Этапы покраски автомобиля
Подготовка материала и оборудования. Что нужно для покраски автомобиля? Материалы для покраски: шпатлевка, грунтовка, краска и лак в зависимости от площади и вашего выбора цвета авто. Оборудование для покраски стандартно.
Основными элементами оборудования являются: шлифмашинка с кругами, строительный фен, краскопульт, компрессор, наждачная бумага, шлифовальный рубанок.
Подготовка кузова. Этот этап включает в себя: мойку кузова, демонтаж всего, что не нуждается в покраске, ремонт участков кузова при необходимости, подготовку поверхности к шпатлеванию, шпатлевание, грунтовка поверхности.
Всё, ваше авто готово к покраске. Но для этого нужна подготовка. Инструкция по покраске автомобиля прямо указывает на наличие идеально чистого места при нанесении краски и лака. Вот такую покрасочную камеру мы и сделаем из гаража.
Подготовка места. Этап, о котором редко где говорится – это подготовка места для покраски. Этим местом является гараж. Стандартный гараж 3х6 не годится для полной покраски, а вот для локальной покраски деталей кузова он подходит идеально. Техника покраски автомобиля полностью, требует как минимум место размером 4х6 метров.
Всё лишнее убираем и производим генеральную уборку помещения. С пылесосом и «Дихлофосом» в летнее время. Таким образом мы устраняем возможность пыли, мусору и насекомым испортить ваши старания по покраске авто на этапе покрытия лаком. Стены, пол, потолок смачиваем водой. Лужи ни к чему, но и сухих мест быть не должно.
Как вариант: гараж изнутри, после полной подготовки кузова к покраске, можно укрыть полиэтиленовой пленкой. Для этого нужно лишь иметь скотч и плёнку.
Порядок покраски автомобиля
Порядок покраски автомобиля у каждого мастера свой, но, тем не менее, есть основные принципы, которых стоит придерживаться. Все съёмные детали нужно снимать и красить их локально. Это касается дверей, покраски пластиковых деталей, оптики, ручек, молдингов и т.д. Т.е. кузов автомобиля должен остаться «голым».
Покраску деталей нужно начинать с внутренних или скрытых поверхностей. Наружная покраска осуществляется в последнюю очередь, и начинается она с крыши автомобиля.
Техника покраски автомобиля
Техника покраски автомобиля для разных видов покраски так же ничем особым не отличается. Если вы используете аэрозольный баллон для удаления сколов и трещин, то инструкция по применению баллона приведена на нем.
При покраске автомобиля краскопультом важно выдержать общие правила техники покраски. Они не отличаются сложностью, но от их выполнения зависит качество слоев, и в итоге, внешний вид авто.
- Выбор сопла «пистолета» для нанесения краски. Рекомендуется № 1,4. Здесь всё зависит от краски.
- Выбор давления компрессора. Как правило, оптимальным является 2,5 – 3 атм.
- Расстояние сопла краскопульта от окрашиваемой поверхности 150-250 мм.
- Слои нанесения. Рекомендуется 2-3 слоя краски. Движения нанесения должны быть равномерные и важно не переусердствовать с толщиной слоя, чтобы избежать подтеков. Иначе это место придётся перекрашивать полностью. Промежутки между нанесением слоёв должны составлять 15-20 минут для сушки краски.
Многие автомобилисты задаются вопросом: когда можно мыть машину после покраски и не навредить ЛКП. Мыть машину и тем более мойками высокого давления можно только после двух недель. Кто-то моет авто уже через пару дней, но в таком случае высока вероятность повреждения покрытия, особенно если мыть неправильно. Прежде всего, хотя бы месяц нужно исключить моющие средства с агрессивным химическим составом, нельзя использовать и бытовую химию. Желательно поначалу использовать мягкую губку и чистую воду, лучше, если она будет проточной. Не стоит мыть автомобиль на солнце, т. к. капли воды могут стать настоящими линзами и нагревают отдельные участки, таким образом, повреждая ЛКП.
Вот, собственно, такова технология покраски автомобиля. После покраски в 98% случаев требуется полировка кузова автомобиля.
Удачи вам, любители своего автомобиля.
Этапы покраски кузова автомобиля
Кузовной ремонт — процедура, которая требует от исполнителя наличия определенных навыков. Именно поэтому в сложных случаях водители часто обращаются в компанию «Автоцарапина». Наши мастера строго соблюдают технологию, что позволяет получать выдающийся результат.
Это важно, ведь в кузовном ремонте необходимо соблюдать все нюансы. Даже такой, на первый взгляд, тривиальный процесс, как покраска авто, на деле оказывается не таким простым.
Эту работу можно условно разбить на 7 этапов:
Расскажем о каждом из них подробнее.
Мойка авто
Перед покраской автомобиля необходимо тщательно очистить его кузов. Необходимо удалить все загрязнения, чтобы оценить состояние ЛКП, обнаружить даже небольшие дефекты и нейтрализовать вещества, которые могут помешать выполнению работы.
Для этого кузов сначала обрабатывается стандартными моющими средствами. Затем необходимо удалить битумные пятна, остатки насекомых и другие сложные загрязнения. Для этого используются специальные составы.
И, наконец, кузов автомобиля обезжиривают. Для этого используется уайт-спирит или другой неагрессивный растворитель.
Подготовка
Следующим этапом покраски автомобиля считается его подготовка.
Здесь нужно удалить с кузова все шильдики, значки и прочие детали, которые могут помешать работе. Также следует избавиться от остатков клея. Для этого можно использовать шуруповерт с резиновой насадкой. Если выполнять покраску в кустарных условиях, на эту роль может подойти кусок старой автомобильной или велосипедной камеры.
Удаление ржавчины
Если задача заключается в полной покраске автомобиля, нужно предварительно избавиться от ржавчины. Это необходимо, так как она помешает нанести новые слои базы и лака ровно. Также она продолжит разрушать металл, что снизит прочность кузова. Этого лучше не допускать.
Главное не перестараться. Если повредить металл в том месте, где ржавчина лишь поверхностная, этот участок придется шпаклевать. Это приведет к увеличению стоимости работы.
Шпаклевание
При наличии серьезных повреждений кузова и ограниченном бюджете на его восстановление необходимо зашпаклевать вмятины. Это нужно сделать заранее, до перехода к этапу покраски авто.
Предварительно места, подлежащие шпаклеванию, матуются, чтобы материал лучше закрепился на поверхности. Для этого используется абразивная шкурка.
Обработанные места обезжиривают, наносят на них шпаклевку. Ее необходимо отшлифовать, чтобы сгладить неровности и придать ей нужную форму. На этом данный этап работы можно считать завершенным.
Грунтование
Грунтование — первый этап непосредственно покраски автомобиля. К этому моменту все кузовные дефекты должны быть устранены.
Чтобы при нанесении грунта не затронуть детали, на которые его наносить не нужно, их заклеивают бумагой и малярным скотчем.
На кузов наносится два типа материалов:
- на металлические части — фосфатный грунт в 2 слоя;
- на зашпаклеванные места — двухсоставный акриловый в 2-3 слоя.
При нанесении нужно выдерживать рекомендованный производителем состава интервал для высыхания слоя.
Когда работа завершена, нужно просушить обработанный автомобиль и заматовать оставшиеся поверхности. Для этого потребуются скотч-брайт и специальная паста. Она содержит мелкие абразивные частицы, которые делают поверхность лака матовой.
Покраска
Прежде чем приступить к покраске авто, снимаем бумагу и скотч, нанесенные на предыдущем этапе. Также следует обдуть машину сжатым воздухом. Задача — удалить пыль, частицы грунта, воду и другие материалы, которые могли попасть в труднодоступные места кузова при проделанных операциях.
После этого заклеиваем все детали, не подлежащие окрашиванию, бумагой и малярным скотчем. Это поможет избежать попадания на них краски и лака.
Каждый мастер использует свою технику покраски, поэтому рекомендовать оборудование и способ распыления материалов не будем. Приведем лишь общие рекомендации по порядку работ, которые помогут получить достойный результат.
- Сначала наносится база — пигментный слой. В первую очередь его наносят на грунтованные детали. После этого в 2 слоя на все части, не заклеенные бумагой.
- Лак наносится сразу на весь кузов. Обычно достаточно 1-2 слоев, но все зависит от особенностей состава и подхода мастера к работе.
Все описанные этапы выполняются с интервалами, которые дают нанесенному материалу высохнуть и закрепиться.
После этого непосредственно покраску можно считать завершенной. Остается только снять бумагу, скотч, установить снятые детали и проверить качество работы.
Полировка
Если покраской автомобиля занимается водитель или другой человек, у которого нет опыта и необходимых условий для этого, может потребоваться полировка кузова. Эта процедура позволяет:
- выровнять слой нанесенного лака и придать ему блеск;
- избавиться от дефектов работы, небольших наплывов;
- удалить из верхнего слоя лака пыль, если работа выполнялась вне покрасочной камеры или автомобиль выехал на улицу, когда материалы еще не окончательно застыли.
Если покраску выполняли профессионалы, вам не придется заботиться об этом. При наличии какого-либо дефекта работы, они сами обнаружат и устранят его во время проверки качества. Однако чаще всего потребность в полировке не возникает.
Оборудование для Автомалярной мастерской
В большинстве случаев автолюбители обращаются в автомалярную мастерскую не за полной покраской своего железного коня, более востребовано подетальное его восстановление.
Поэтому очень важно иметь в своем распоряжении качественное оборудование для малярной автомастерской, с помощью которого отдельно взятая восстановленная деталь не будет выделяться на общем фоне.
Технологическое оборудование
В перечень работ по покраске автомобиля обязательно должны входить следующие услуги:
- подбор колера либо с помощью спектрофотометра, либо по VIN коду автомобиля;
- жестяные работы, с помощью которых устраняются незначительные повреждения кузова;
- восстановление геометрии автомобиля или другими словами стапельные работы;
- работы по монтажу и демонтажу различных деталей машины;
- локальное восстановление детали, которое позволяет устранить дефекты (сколы, царапины и другие повреждения) на отдельно взятом участке машины, не нарушая в целом заводской покраски.
Покрасочная камера
Для масштабных работ и, если позволяет помещение, можно приобрести покрасочную камеру. Благодаря такому устройству все малярные работы проводятся на высочайшем уровне, при этом экономятся трудовые ресурсы.
Камеры различны по функционалу и размерам.
Основные виды камер:
- Проходная. Достаточно производительная, так как пути въезда и выезда автомобиля разные.
- Тупиковая. Тупиковая камера имеет один путь выгрузки и подачи окрашенных элементов.
Также камеры различаются по давлению.
Например, существуют двухмоторные и одномоторные боксы:
- В одномоторных боксах вентиляторные клапаны монтируются либо в потолок, либо в пол.
- В двухмоторных вентиляция устанавливается по сторонам, что обеспечивает беспрерывную циркуляцию чистого воздуха.
Стоимость покрасочных камер варьируется от 200 000 до 2 500 000 рублей. Основную роль в формировании цены играют: бренд, габариты, материал изготовления корпуса, температурные режимы, система фильтров, максимальная нагрузка (индустриальная или обычная), набор функций.
Оптимальным с этой точки зрения является оборудование итальянского производителя Nova Verta Prestige, стоимость которого варьируется в пределах 1 500 000 руб.
Площадь помещения, где будет установлена покрасочная камера, должна быть более 200 кв.м.
Большинство малярных мастерских, особенно негабаритных, далеко не всегда оснащают покрасочными камерами.
Иногда на первых порах развития бизнеса предпринимателю достаточно приобрести основное технологическое оборудование. Рассмотрим основные агрегаты, которые необходимо приобрести.
Проходная покрасочная камера
Тупиковая покрасочная камера
Покрасочный пистолет
Один из культовых инструментов для любого автомаляра. С помощью краскопульта происходит распределение краски на обрабатываемой поверхности. Мало приобрести качественный инструмент, важно научиться с ним мастерски обращаться.
Если вы планируете выполнять немасштабную покраску, отдавайте предпочтение недорогому, но качественному инструменту. Если покраска автомобиля будет вашим основным доходом, то и покрасочный пистолет должен быть самым лучшим.
Флагманом производителей краскопультов является фирма SATA, стоимость такого агрегата находится в пределах 40 000 руб.
Краскораспылители этого производителя представлены двенадцатью моделями, четыре из которых разработаны исключительно для нанесения аэрографии, остальные – для окрашивания и различаются в зависимости от давления (низкого, пониженного и классические).
Более бюджетным вариантом будет распылитель краски китайского производства VOYLET. Стоимость его находиться в пределах 2000- 5000 рублей.
Пусть вас не пугает страна изготовитель. Этот бренд имеет свою историю, его продукция зарекомендовала свое качество, а цена более чем конкурентная.
Оптимальный диаметр распределительной дюзы должен быть 1.3-1.4 мм.
Разновидностями краскопультов являются:
- миниджет – необходим для окрашивания мелких деталей поверхности, а также расположенных в труднодоступных местах;
- аэрограф понадобится для нанесения изображения на поверхности кузова (различаются по способу подачи краски).
Покрасочный пистолет
Нанесение рисунка с помощью аэрографа
Компрессор и мойка для краскопульта
Этот агрегат необходим для обеспечения работы покрасочного пистолета. Соединяясь с краскопультом посредством шланга, компрессор сначала сжимает, а потом под давлением подает воздух в покрасочный пистолет, и краска начинает распыляться.
- Ротационные винтовые. Имеют большую производительность, более надежны и долговечны, но стоят недешево.
- Поршневые. Более дешевая модель, но быстрее нагревается и требует периодического охлаждения.
В непромышленных масштабах подойдет и поршневой компрессор.
Выбирая компрессор, необходимо обращать внимание на производительность и давление (с учетом параметров краскопульта).
В среднем стоимость такого оборудования обойдется в пределах 10 000-18 000 рублей в зависимости от производительности, давления, мощности, напряжения, бренда.
Среди самых недорогих и малогабаритных компрессоров стоит выделить оборудование немецкого производителя Denzel PC 1/6-180 (цена около 7 000 рублей).
Лучшую комплектацию и максимальный спектр работ имеет английская модель, произведенная в Китае (Wenster W 006-075 OLC, стоимость 10 000 рублей).
Компрессор Denzel PC 1/6-180
Компрессор Wenster W 006-075 OLC
Чтобы краскопульт безотказно служил продолжительное время, за ним необходимо своевременно и должным образом ухаживать. Для полноценной очистки вам потребуется мойка для краскопульта – аппарат, выдающий напор воздуха и жидкости. Самыми популярными производителями моек для покрасочных пистолетов являются «Drester» и «B-TEC».
По типу привода агрегаты бывают пневматическими, механическими и электрическими. По типу питания сетевые и аккумуляторные. По типу сборки корпус в сборе и покрасочная станция.
В зависимости от вышеперечисленных характеристик формируется стоимость оборудования.
Drester QuickRinse QR-20 – одна из топовых позиций обойдется в пределах 46 000 -50 000 рублей.
Мойка для краскопульта
Мытье краскопульта в мойке
Инфракрасная лампа для сушки и софитная стойка
Среди самых распространенных методов сушки авто после покраски является способ с использованием специальной инфракрасной лампы.
Применение этого оборудования позволяет просушивать слой краски изнутри, проводить локальную сушку отдельных элементов, минимизировать затраты на электроэнергию, допускает использование порошковых красок.
Инфракрасные лампы классифицируются по мощности, эффективности излучения и длине световой волны, типу конструкции, габаритам, максимальной температуре. Выбирая лампу необходимо ориентировать на условия, в которых вы выполняете покраску.
Выбирая качественные лампы будьте готовы к тому, что стоимость инфракрасных ламп Philips 175 вт стартует от 50 рублей за еденицу, цена Trommelberg lhw400 fy не менее 4000 рублей.
Передвижная инфракрасная лампа для сушки
Арочная инфракрасная лампа для сушки
Софитная стойка — инструмент не менее важный, чем покрасочный пистолет. Софитная стойка имеет несколько функций, одна из которых — непосредственное освещение рабочей зоны, а вторая — сушка окрашенной или загрунтованной поверхности. Средняя цена составляет не более 500 рублей.
Софитная стойка
Покраска деталей на софитной стойке
Толщиномер
Толщиномер — это устройство, которое потребуется для измерения толщины детали или заготовки, а также для определения толщины защитно – декоративного покрытия.
- ультразвуковые;
- механические;
- электромагнитные;
- комбинированные;
- универсальные.
Основные характеристики, которым следует уделять внимание при выборе оборудования, являются: диапазон исследуемых материалов, точность, количество режимов измерений, дополнительные функции.
Лидирующие места на рынке занимают агрегаты российского производителя Мегеон 19100 (цена около 11 000 рублей), а также немецкая модель Testboy 72 (стоимость в пределах 36 000 рублей).
Универсальный толщиномер
Толщиномер Мегеон
Шлифовальный брусок и шлифовальная машинка
Шлифовальный брусок вам понадобится, чтобы обрабатывать шпаклевку, грунт, лакокрасочное покрытие.
В продаже представлено великое множество брусков, но самыми необходимыми являются бруски на зажимах для абразивной бумаги и на липучках.
Чтобы выполнять работы по мокрой технологии, потребуются гладкие бруски без липучек.
Стоимость брусков и блоков не более 400 рублей.
Шлифовальная машинка необходима для обработки внешних и внутренних поверхностей автомобиля.
Шлифмашинки различаются по виду и цели использования:
- Угловые подойдут для резки металла, зачистки и шлифования поверхностей.
- Прямые машинки предназначены для финальной шлифовки рельефных поверхностей.
- Ленточные используются для первичной грубой шлифовки (как вариант для снятия старой краски).
- Щеточные машинки также хороши для снятия старого лакокрасочного слоя.
- Вибрационные. Обладают большой скоростью и подходят для финальной зачистки поверхностей.
- Дельташлифмашина позволяет обрабатывать труднодоступные места, например, углы металлических конструкций;
- Эксцентриковые шлифовальные машинки с их помощью чистят, шлифую, полируют металл, отлично подходят для обработки изогнутых поверхностей.
Лучшими мировыми производителями шлифмашинок являются бренды FESTOOL и RUPES. Стоимость такого оборудования ориентировочно 40 000 рублей.
Более доступным аналогом является оборудование российского производства стоимость в пределах 5 000 рублей. Это шлифмашинка Калибр Мастер УПМ-1200/180.
Шлифовальный брусок
Шлифовальная машинка
Грунтовочный и продувочный пистолеты
Грунтовочный пистолет понадобится, чтобы наносить грунт и жидкую шпатлевку. Оптимальным вариантом будет приобретение китайского VOYLET с верхним бачком, быстросъёмным, манометром и дюзой 1.7-1.8мм.
Стоимость такого оборудования не превысит 2 000 рублей.
Продувочный пистолет — приспособление, без которого просто не обойтись. Служит для очистки любых поверхностей. Стоит недорого в пределах 300- 500 рублей.
Грунтовочный пистолет
Продувочный пистолет
Стапель
Нередко в автомалярную мастерскую обращаются в связи с деформацией кузова, который перед покраской необходимо привести в первозданный вид. В этом случае не обойтись без правочного стенда под названием «стапель».
Стапели бывают: рамные (мобильные и стационарные), напольные и платформенные.
Покупка такого оборудования обойдется в 90 000 – 160 000 рублей в зависимости от выбранной модели.
Большую популярность имеют рамные модификации, благодаря своей мобильности и многофункциональности.
Одним из флагманов по производству стапелей является российская компания AUTOSTAPEL. Оборудование этого производителя отличает компактность, универсальность, простота монтажа и надежность.
Мобильный стапель
Напольный стационарный стапель
Дополнительное оборудование
Помимо вышеперечисленного инструмента вам потребуются:
- расходные материалы (шлифовальные шкурки, насадки на дрели и прочее);
- химические средства (лаки, краски и т.д.);
- измерительные приборы (мерные стаканы, линейки, манометры);
- различный вспомогательный инструмент (ремкомплекты, фильтра, шланги, подставки);
- спецодежда и средства индивидуальной защиты для сотрудников (малярный комбинезон, пылезащитная маска, окрасочная маска, очки для защиты глаз от пыли и попадания химических растворов).
Расходные материалы и средства индивидуальной защиты
Торговое оборудование
Из торгового оборудования вам понадобится кассовый и эквайринговый аппарат.
Если позволяет площадь автомалярной мастерской, можно подумать об обустройстве клиентской зоны, где посетители смогут выпить чашечку кофе и скоротать время. Для этого понадобится приобрести кулер, небольшой диванчик, телевизор и тумбочку.
Офисное оборудование
Автомалярная мастерская не подразумевает наличия шикарного офиса, поэтому достаточно будет ограничиться столом, стулом и компьютером.
Оборудуя автомалярную мастерскую, не забывайте о пожарной безопасности, ведь здесь вы будете работать с легко воспламеняемыми лакокрасочными материалами.
Продумайте систему вентиляции. Позаботьтесь о наличии огнетушителей.
И помните, что успех вашего бизнеса будет напрямую зависеть от качества выполняемых работ. Поэтому выбирайте оборудование, которое вас не подведет.