Автомасла и все, что нужно знать о моторных маслах
Охлаждение двигателя скутера
Охлаждение двигателя скутера: виды и принцип действия
В процессе работы силового агрегата выделяется большой объем тепловой энергии. Вследствие чего все детали, соприкасающиеся с камерой сгорания изрядно нагреваются. Охлаждение двигателя скутера – это стабилизация температурного баланса мотора за счет быстрого отвода тепла от блока цилиндров в атмосферу.
Виды систем охлаждения
Мотор скутера не способен эффективно функционировать без качественной системы охлаждения. Неравномерный отвод лишней тепловой энергии от работающего на больших оборотах двигателя влечет за собой перегрев головки блока и ее деформации.
Высокая температура в цилиндропоршневой группе приводит к снижению защитных свойств масла. В результате чего уменьшается толщина разделительной пленки, из-за этого появляются задиры на поверхности поршня, закоксовываются кольца и появляется детонация мотора. Поэтому очень важно, чтобы температурный режим работы силового агрегата соответствовал нормам и рекомендациям завода изготовителя.
Современная мотоциклетная техника оснащается системами воздушного или жидкостного охлаждения. Оба способа имеют свои преимущества и недостатки, которые зависят от условий эксплуатации и мощности установленного на скутер двигателя.
Воздушные системы
Приоритетным средством отвода тепла от двигателя скутера является воздушное охлаждение. В зависимости от объема и производительности мотора способы реализации могут быть разные. Маломощные и относительно открытые агрегаты обдуваются встречным потоком воздуха. Более производительная техника, предназначенная для работы в экстремальных условиях, охлаждается принудительно с помощью центробежных вентиляторов, центральная ось которых соединена с коленчатым валом двигателя.
Внешний вид моторов с воздушным охлаждением отличается от жидкостных систем развитым оребрением поверхности. Ребра способствуют интенсивному отводу тепла от рабочих деталей двигателя. Кроме того, отдельные модели снабжаются закрылками для направления дополнительного воздушного потока к наиболее ответственным частям агрегата.
Главный недостаток такого способа — это то, что эффективность охлаждения зависит от скорости движения скутера. Эксплуатация мопеда в городском цикле затруднена многократными остановками и необходимостью работы двигателя в режиме холостого хода. Это приводит к перегреву мотора и повышенному расходу топлива.
На новых высоко оборотистых моделях все чаще стали применять системы принудительного охлаждения двигателя. Для этого к корпусу двигателя подключают вентилятор. Поток воздуха от центробежного устройства проходит сквозь реберную поверхность блока цилиндров и более продуктивно отводит тепло от нагретых деталей двигателя.
Исследование теплового баланса, работающего в городских условиях двухтактного мотора, показали, что даже при малом открытии дроссельной заслонки происходит переохлаждение мотора. Поэтому, для оптимизации процесса отвода тепла с целью уменьшения размеров вентилятора и снижения расхода энергии на его подключение, в новых скутерах применяют комбинированный способ охлаждения.
Верхнюю часть агрегата обдувает встречный поток воздуха, а блок цилиндров охлаждается принудительно. Такая схема стабилизации температурного баланса обеспечивает оптимальную работу ДВС в условиях смешанного цикла движения скутера.
Естественный отвод тепла с помощью встречного потока воздуха обладает преимуществом в сравнении с принудительным охлаждением. По причине отсутствия вентилятора уменьшаются габариты и вес двигателя, сокращается расход мощности на включение устройства. В результате упрощается конструкция транспортного средства, увеличивается лимит скорости и сокращается расход топлива.
Жидкостные системы
В сравнение с воздушными системами, охлаждение жидкостями происходит за счет циркуляции антифриза в каналах рубашки охлаждения мотора. В процессе езды скутера антифриз нагревается и естественным путем поднимается в радиатор, где под действием встречного воздушного потока теряет свою температуру, и по вводному патрубку вновь поступает в рубашку охлаждения блока цилиндров.
Для повышения эффективности процесса в систему устанавливают водяной насос, термостат и датчик температуры. Привод помпы может осуществляться механическим способом от коленчатого вала двигателя или электрическим – при срабатывании температурного датчика, который при изменении температуры включает или останавливает водяной насос.
Основным преимуществом водяных систем является их стабильная работа в условиях городского цикла: двигатель не перегревается в пробках. Его температура редко превышает 100°С, что для мопеда считается нормальным рабочим режимом. Благодаря этому расход масла и топлива всегда находится в рекомендуемых пределах.
Главным недостатком скутера с жидкостным охлаждением является его цена. Кроме того, в устройстве двигателя появляется ряд дополнительных приборов, за которыми нужен тщательный уход. Добавляется еще один пункт в карту сервисного обслуживания – это покупка и замена охлаждающей жидкости. В этом отношении воздушное охлаждение выглядит приоритетней – не нужно покупать антифриз и следить за герметичностью системы.
Замена антифриза своими руками
Для скутера подходят все охлаждающие жидкости, которые предусмотрены для обслуживания мотоциклетной техники. В основном это смеси, изготовленные на базе этиленгликолевых соединений.
Выбор производителя технической жидкости осуществляется согласно паспорту транспортного средства.
Поводом для смены охлаждающей жидкости могут послужить следующие факторы:
- смена сезона эксплуатации;
- перегрев двигателя;
- чистка или ремонт радиатора;
- износ соединительных патрубков;
- поломка водяного насоса;
- выход из строя термостата или аварийного датчика температуры.
Для устранения перечисленных дефектов необходимо заменить поврежденные детали и залить новую охлаждающую жидкость согласно следующим рекомендациям:
- Замену жидкости следует проводить на остывшем двигателе.
- Установить скутер на ровную горизонтальную площадку.
- Зафиксировать положение подножкой или упором.
- Под корпус мопеда подставить какую-либо емкость.
- Если в устройстве системы присутствуют заливная и сливная пробки – открутить их. Если нет, то слив жидкости нужно производить с вводного патрубка радиатора.
- После удаления отработанной смеси установить шланг на место и зафиксировать стяжным хомутиком.
- Затем снять отводной патрубок, установить воронку, и залить жидкость. Наполнять систему следует до тех пор, пока антифриз не появится на выходе из радиатора.
- Подсоединить патрубок, запустить двигатель, и дать ему поработать в течение 2–3 мин.
- Проверить уровень антифриза и, если все в норме – пользоваться.
При выборе модели скутера нужно взвешенно подходить к системам охлаждения. Для этого необходимо точно представлять условия эксплуатации транспортного средства, и не тратить лишние средства на покупку дорогой жидкостной системы.
Скутеры Обслуживание и ремонт
Какой двигатель для скутера лучше – с жидкостным или воздушным охлаждением?
В охлаждение двигателей малокубатурной техники, в частности скутеров, до недавнего времени доминировала воздушная система с принудительным охлаждением посредством крыльчатки (скутеры), либо естественным потоком встречного ветра во время движения (мопеды).
Однако последние модели японцев и итальянцев вдруг поголовно перешли на водянку, причем начали использовать жидкостное охлаждение даже на бюджетниках. Оправдан ли данный переход, давайте разберемся.
Что лучше для скутера – жидкостное или воздушное охлаждение?
Для начала, разберемся подробнее с системами охлаждения:
Теперь к сути вопроса. Как ни странно, каждый в данном случае решает для себя, какой вид охлаждения ему более предпочтителен. И сейчас вы поймете почему.
Маленький объем двигателя выделяет небольшое количество тепла. Чугунный цилиндр с развитым оребрением прекрасно отводит тепло и в принципе, при правильной подаче качественного масла (двухтактники) либо его уровне (четырехтактники), вероятность перегрева очень низка. Однако перегрев все же иногда случается. «Воздушники» более требовательны к качеству деталей и литья, нормативам по зазорам и др, так как рабочая температура этих двигателей выше, а значит детали испытывают большие деформации при нагреве и остывании. Обычно перегревается двигатель, где используются детали низкого качества, сюда же можно отнести и качество бензина и масла.
Стоковый японский скутер с двигателем воздушного охлаждения без китайского «колхоза» на качественном масле и бензине может проехать 500 км. без остановки и не иметь малейшего намека на перегрев. Число 500 в данном случае можно заменить на большее значение, однако никто такие расстояния без остановки проезжать не будет. Однако это при условии, что ручка газа не будет вывернута на максимум. С жидкостным охлаждением перегрева не будет даже на максималке, вот и все отличие. К тому же, водянка прощает ошибки с маслом, топливом, зазорами и др.
Для производителя эти показатели важны, так как существует гарантия и производитель не может контролировать правильность обкатки и дальней эксплуатации. Отсюда вывод – производитель при наличии гарантии получает меньше проблем с гарантийным обслуживанием при использовании жидкостной системы охлаждения.
Преимущества воздушной системы охлаждения.
- Простота конструкции.
- Такие двигатели дешевле в производстве.
- Не нуждается в обслуживании.
- Двигатель легче раскручивается, ему не нужно крутить дополнительные элементы системы водяного охлаждения.
- Исключена вероятность утечки охлаждающей жидкости.
- Отсутствуют датчики и лишние шланги.
- Отсутствует радиатор, для которого нужно место и который часто забивается и нуждается в чистке.
- Прост в ремонте.
Недостатки воздушной системы охлаждения.
- Вероятность перегрева при длительной езде на максимальной скорости.
- Вероятность перегрева при низком качестве ЦПГ, вплоть до клина двигателя и вытекающих отсюда последствий.
- В целом, ресурс такого двигателя меньше, так как придерживаться строгих рекомендаций по эксплуатации практически невозможно, а «воздушники» серьезных ошибок не прощают.
- Такие двигатели чаще подвержены наличию посторонних звуков при работе.
- Ресурс двигателя меньше в сравнении с водянкой.
Преимущества жидкостной системы охлаждения.
- Максимальная скорость + длительное время тут не является чем-то страшным. С выкрученной ручкой газа можно ехать хоть целый день.
- Вероятность перегрева или теплового прихвата очень низка и может случиться по причине засора радиатора или утечке жидкости.
- Ресурс двигателя жидкостного охлаждения обычно может достигать двух ресурсов «воздушки».
- Такие движки более выносливые и часто используются в гонках.
Недостатки жидкостной системы охлаждения.
- Стоимость. Скутер с жидкостной системой охлаждения будет стоить дороже при аналогичном оснащении.
- Относительная сложность конструкции. При отсутствии хоть какого-либо опыта ремонта скутера, нужно будет искать СТО.
- Наличие дополнительного оборудования, которое нужно обслуживать.
- Охлаждающую жидкость нужно доливать, датчики иногда нужно менять, шланги могут лопнуть, жидкость может потечь. Проще говоря, за водянкой нужно следить.
- Двигателю, кроме коленвала, нужно крутить также и помпу, а это дополнительная нагрузка. Помпа может быть и электрической, однако генератор, который тут будет больше, крутить все равно нужно. Следовательно, скорость раскрута при прочих равных составляющих, будет несколько меньше. Но это самый последний показатель.
Выводы каждый делает для себя сам в соответствии с предпочтениями и манерой езды. Обе системы имеют как преимущества, так и недостатки. Если говорить субъективно, то скутер, в частности, полтинник, не нуждается в жидкостной системе охлаждения. С его крохотным двигателем прекрасно справляется «воздушка», а значит, и переплачивать за лишний геморрой для самого же себя нет никакого смысла. Эксплуатируйте скутер правильно, используйте качественные запчасти, масло и бензин – это и есть залог долговечной работы. Убить движок можно как на «воздушке», так и на «водянке».
Вы также можете ознакомиться с другими статьями на тему:
Скутеры Обслуживание и ремонт
Система охлаждения двигателя скутера – устройство и принцип работы
Двигатель скутера, как и любой другой двигатель внутреннего сгорания, генерирует огромное количество тепловой энергии. В связи с этим, для нормальной работы такого двигателя требуется эффективное охлаждение. Правильное охлаждение позволяет сохранить рабочую температуру на том уровне, который не позволит деталям ЦПГ перегреваться и деформироваться вследствие воздействия высоких температур.
На данный момент, охлаждение двигателя скутера осуществляется либо воздушным путем, либо при помощи жидкости, которая циркулирует в специальных каналах.
Рассмотрим каждый из вариантов подробнее.
Скутер с двигателем воздушного охлаждения.
Изначально почти все скутеры и мопеды оснащались двигателями воздушного охлаждения. Для отвода тепла с цилиндра в таком агрегате используются ребра охлаждения. От площади и размера оребрения всего цилиндра и головки зависит качество охлаждения в целом.
Снаружи цилиндр обдувается потоком воздуха, который создает специальная крыльчатка, установленная на коленчатом валу скутера, с противоположной стороны вариатору. На мопедах же применяется открытая система, когда ЦПГ не оборудовано кожухом и вентилятором, а охлаждение происходит естественным потоком встречного ветра.
Недостатком воздушного охлаждения можно считать то, что рабочая температура не может находиться на одном уровне, а зависит напрямую от скорости передвижения скутера. Так, высокие обороты двигателя позволяют крыльчатке вентилятора более качественно обдувать цилиндр, однако при остановках или же спокойной езде, такого охлаждения недостаточно, а температура разница в приличных масштабах.
Постоянные изменения рабочей температуры создают большие нагрузки на металл, что влияет на общий срок службы такого двигателя в целом. Однако простота конструкции и дешевизна конечного продукта играют важную роль в формировании стратегии развития рынка скутеров до наших дней.
Скутер с двигателем жидкостного охлаждения.
Двигатель жидкостного охлаждения позволяет организовать постоянные значения рабочих температур, исключая перегрев и нагрузки. В настоящее время все чаще производители скутеров комплектуют свои аппараты подобными агрегатами. Конечно же, скутер за счет этого набирает в весе, увеличиваются агрегаты, которые требуют обслуживания, а прежняя простота конструкции сменяется различными механизмами.
В итоге это сказывается и на цене готового продукта, скутер с жидкостным охлаждением будет всегда дороже своего воздушного брата.
Конструкция такого мотора не так сложна, как может показаться на первый взгляд. Цилиндр и головка цилиндра лишены оребрения, теперь внутри цилиндра находятся каналы, по которым циркулирует специальная жидкость – смесь антифриза с водой. Жидкость охлаждается при помощи радиатора, который расположен выше в системе.
Когда жидкость внутри каналов цилиндра нагревается, снижается ее плотность, она становится легче и естественным путем поднимается вверх по трубкам, попадая в радиатор. Там она охлаждается встречным воздухом или же при помощи крыльчатки вентилятора, соответственно остывая, становится тяжелее и спускается по нижним трубкам обратно в цилиндр, однако уже охлажденная.
Этот процесс происходит естественным путем на постоянной основе, не давая двигателю перегреться. Если производительности этой системы не достаточно, система может комплектоваться специальным насосом, при помощи которого происходит циркуляция охлаждающей жидкости в системе. Весь этот процесс очень напоминает систему отопления обычного дома, миниатюрой которого, в принципе, и является.
Система жидкостного охлаждения на скутере зачастую выполняется в герметичном контуре, что повышает точку кипения охлаждающей жидкости. При этом, радиатор может комплектоваться специальным клапаном, который выпускает избыток давления в системе, если таковое создается.
В комплект также может входить специальный термостат, который в зависимости от температуры способен открывать весь канал циркуляции, включая радиатор, или же производить циркуляцию жидкости только внутри двигателя, способствуя тем самым быстрому нагреву последней и лучшей работы при старте в холодное время года.
После того как двигатель прогреется, открывается дополнительный канал и антифриз циркулирует полноценным путем через радиатор.
Важно знать:
Система жидкостного охлаждения скутера предусматривает применения в качестве жидкости только смеси воды с антифризом или готовых ингредиентов. Весь процесс обслуживания системы жидкостного охлаждения на скутере мы рассмотрим в отдельной статье, сейчас же важно запомнить основные важные моменты.
Нельзя использовать обычную воду, так как она не способна защитить контур от коррозии и промерзания в зимнее время года.
Всегда следите за наличием жидкости в контуре и при необходимости доливайте новую.
Вы также можете ознакомиться с другими статьями на тему: