Если охлаждающая жидкость двигателя сильно нагрета, не снимайте крышку расширительного бачка, клапан для выпуска воздуха или пробку сливного крана радиатора.
Жидкость и пар могут выйти под действием высокого давления, что может привести к ожогам.
Если указатель температуры охлаждающей жидкости свидетельствует о чрезмерно высокой температуре, выключите двигатель и дайте ему остыть.
Убедитесь, что в расширительном бачке промежуточного охладителя имеется некоторое количество охлаждающей жидкости.
Если уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке недостаточен, имеется возможность перегрева или серьезного повреждения двигателя.
Если в расширительном бачке системы охлаждения в сборе нет достаточного количества охлаждающей жидкости двигателя, выполните следующие действия: 1) остановите двигатель, 2) подождите, пока охлаждающая жидкость двигателя остынет, и 3) долейте охлаждающую жидкость двигателя в расширительный бачок системы охлаждения до отметки «FULL».
Если после прокачивания системы охлаждения по-прежнему слышен шум потока охлаждающей жидкости, выполните следующую процедуру для повторного прокачивания.
Прогрейте двигатель. (в режиме холостого хода убедитесь, что охлаждающая жидкость течет в расширительный бачок.)
Дайте двигателю поработать на 2000 об/мин в течение не менее 2 минут. (A)
Дайте двигателю поработать на холостом ходу в течение не менее 2 минут. (B)
Двигатель 3RZ-FE
Двигатель 3RZ-FE был разработан в 1994 году и оказался не только самым мощным, но еще и самым удачным образцом серии моторов «RZ». В этом двигателе конструкторам компании Toyota удалось оптимальным образом использовать основные достоинства рядной четырехцилиндровой компоновки I4 (низкая стоимость изготовления, простота и надежность эксплуатации) и одновременно минимизировать ее недостатки за счет применения в конструкции сложной схемы балансирных валов. В итоге Toyota получила достаточно мощный и недорогой бензиновый двигатель, который с большим успехом в течение 12 лет устанавливался на джипах и многочисленных минивэнах компании как внутри страны, так и на других автомобильных рынках мира (Европа. Северная Америка, Азия и Ближний Восток).
ДВС 3RZ-FE на момент его создания являлся не только самой большой рядной четверкой в широкой гамме тойотовских двигателей, но и вообще лидером среди аналогичных изделий всех остальных автопроизводителей по критерию объем/мощность. Дело в том, что конфигурация I4 в четырехтактном двигателе является несбалансированной конструкцией, имеющей повышенный уровень вибрации, который растет прямо пропорционально увеличению мощности мотора. Поэтому обычно такая компоновка используется в небольших по объему силовых агрегатах, не превышающих 2.5 литра. В моторе 3FZ вибрации удалось привести к приемлемому уровню добавлением в конструкцию механизма дополнительных балансирных (успокоительных) валов.
3RZ-FE является двигателем стандартного мощностного ряда (буква «F» в кодировке), имеет 4 клапана на цилиндр и цепную схему привода ГРМ на один распредвал (High Efficiency Twincam Engine). Второй распредвал приводится от первого через шестерню. Такие ДВС еще называют двигателями с «узкой» ГБЦ. Регулировка зазоров клапанов осуществляется с помощью наборных шайб. На ранних версиях двигателя использовалась трамблерная схема зажигания, позднее стала применяться электронная система DIS-4 с индивидуальными катушками зажигания на каждый цилиндр.
Технические параметры
Конструктивные особенности и технические характеристики силового агрегата 3RZ-FE приведены в таблице:
Параметр (характеристика)
Значение
Компания-производитель
Toyota Motor Corporation
Модель и тип двигателя
3RZ-FE, бензиновый
Годы выпуска
1995-2007
Конфигурация и количество цилиндров
Рядная четверка (I4 «Straight-4»)
Рабочий объем цилиндров, куб. см
2693
Диаметр цилиндра / Ход поршня, мм
95,0 / 95,0
Степень сжатия
9,5
Количество клапанов на цилиндр, шт.
4 (2 на впуск и 2 на выпуск)
Газораспределительный механизм
Цепь, верхнее расположением двух распредвалов (DOHC)
Последовательность работы цилиндров
1-3-4-2
Макс. мощность ДВС, л.с. / при частоте вращения вала, об/мин
150 / 4800
Макс. крутящий момент, Нм / при частоте вращения вала, об/мин
235 / 4000
Система питания
Многоточечный электронный впрыск (EFI)
Система зажигания
До 2002 г. — распределитель (трамблер). После 2002 г. — электронное (DIS-4) с 4 катушками зажигания
Система смазки
Комбинированная
Система охлаждения
Жидкостная
Рекомендованное октановое число бензина
АИ-92 или АИ-93
Тип агрегатируемой с ДВС трансмиссии
5-ст. МКПП и 4-ст. АКПП
Вес изделия, кг
173
Материал изготовления БЦ / ГБЦ
Литое железо / Алюминий
Ресурс ДВС по пробегу, тыс. км
450-500
Средний расход бензина в смешанном цикле для ДВС 3RZ-FE не превышает 13 литров, что является достаточно высоким показателем, так как двигатель устанавливался на большие и тяжелые автомобили со слабым коэффициентом аэродинамического сопротивления.
Применяемость
Наибольшую популярность благодаря своей исключительной надежности и демократичной цене мотор 3RZ приобрел на родине. В Японии этим двигателем оснащались разнообразные микроавтобусы и малотоннажные грузовички, простые пикапы и люксовые джипы. Некоторые модели переживали смену поколений, претерпевали значительный рестайлинг, но продолжали оснащаться безотказным мотором Тойота 3RZ-FE. Ниже приведен перечень таких автомобилей японского рынка с указанием дат их выпуска:
DYNA 200 / TOYOACE G25 05.1995-05.2000;
DYNA / TOYOACE 05.2000-05.2007;
GRANVIA / GRAND HIACE 08.1995-04.1998;
HILUX 08.1999-08.2003;
HILUX SURF 11.1995-11.2002 и 11-2002-08.2004;
LAND CRUISER PRADO 04.1997-09.2002 и 09-2002-08.2004;
REGIUS / TOURING HIACE 04.1997-05.2002.
На других автомобильных рынках мира двигатель 3RZ встречался значительно реже, список состоит всего из четырех моделей:
4RUNNER 11.1995-08.2000;
HIACE VAN 04.1998-05.2006;
HILUX 06.2001-12.2004;
TACOMA 01.1995-09.2004.
Следует особо отметить, что компания Тойота в промышленных объемах c 1996 по 2006 г. выпускала для внутреннего рынка автомобили QUICK DELIVERY и URBAN SUP, оснащаемые газовыми ДВС. Сначала это была карбюраторная модификация двигателя 3RZ — 3RZ-FP, а затем — и впрысковая 3RZ-FPE.
Опыт эксплуатации и обслуживания
В процессе эксплуатации двигатель Toyota 3RZ-FE исключительно надежен, неприхотлив и не требует к себе какого-то повышенного внимания со стороны владельцев. Плановая замена моторного масла и фильтров (масляного и воздушного) каждые 10 тыс. км пробега, свечей зажигания каждые 30-40 тыс. км, проверка и поддержание заданного уровня охлаждающей жидкости и контроль за состоянием и натяжением ремней навесных агрегатов — вот и весь набор действий, позволяющий в полной мере пользоваться значительным ресурсом мотора, не особо заботясь о преждевременных ремонтах.
Более сложный ремонт, связанный с вмешательством в систему ГРМ, например, должен производиться только в условиях специализированных техцентров. Это обусловлено сложной схемой организации цепного привода с применением балансирного механизма. На цепях присутствуют специальные метки ГРМ, по которым и осуществляется правильная установка цепей на шестерни. Грамотно выполнить все эти операции без специальной подготовки невозможна, а ошибки в выставлении меток могут привести к последующему выходу двигателя из строя.
До капитального ремонта по отзывам владельцев двигатели 3RZ-FE «выхаживают» по 450-500 тыс. км. Но это совсем не означает, что в течение всего этого времени на них не надо проводить каких-либо работ. Например, цепи системы ГРМ выходят из строя значительно раньше, примерно на 150-200 тыс. пробега. Менять цепи надо обязательно, так как их обрыв может привести к повреждению клапанов. Вместе с цепями меняются также шестерни и механизмы их натяжения и успокоения. Это довольно сложная и дорогая операция. Значительно раньше могут выходить из строя сальники и прокладки двигателя, а также вспомогательные системы, такие как система зажигания (особенно DIS-4), водяная помпа, масляный насос и пр.
Отзывы автолюбителей, имеющих в пользовании автомобили, оснащенные моторами 3RZ-FE, являются в основном благожелательными. Практически все отмечают высокую надежность и долговечность двигателя, а также его неприхотливость к качеству топлива. Конечно, присутствуют в отзывах некоторые претензии к недостаточной мощности и тяговитости двигателя. Это справедливые претензии, так как в гамме силовых агрегатов, которыми Toyota оснащает автомобили семейств HIACE, HILUX и LC PRADO, мотор 3RZ-FE является самым слабым. Машины с такими двигателями люди выбирают не для гонок и соревнований, а для спокойного и размеренного вождения. Учитывая то обстоятельство, что цена на контрактные ДВС 3RZ-FE значительно ниже цены на двигатели-конкуренты, выбор в пользу рядной четверки становится вполне очевидным.
Замена охлаждающей жидкости (двигатели 1GR-FE, 2TR-FE, 3RZ-FE) Toyota Land Cruiser Prado 120 / Lexus GX470 с 2002 года
Обычно пользователи нашего сайта находят эту страницу по следующим запросам: схема системы охлаждения Lexus GX 470 , вентилятор охлаждения Lexus GX 470 , радиатор охлаждения Lexus GX 470 , схема системы охлаждения Toyota Land Cruiser Prado 120 , вентилятор охлаждения Toyota Land Cruiser Prado 120 , радиатор охлаждения Toyota Land Cruiser Prado 120
Запрещается снимать пробку радиатора, если двигатель и радиатор имеют высокую температуру, так как при этом можно получить ожоги. Из радиатора может вырваться горячая охлаждающая жидкость и пар.
(b) Подсоединить виниловый шланг к сливному отверстию радиатора.
(c) Закрепить виниловый шланг клейкой лентой.
(d) Снять пробку радиатора.
(e) Открутить 2 пробки (2TR-FE), 3 пробки (1GR-FE) сливных отверстий на двигателе и радиаторе и слить охлаждающую жидкость.
(f) Слить охлаждающую жидкость из расширительного бачка.
(g) Затянуть пробку сливного отверстия радиатора.
(h) Затянуть пробку сливного отверстия на двигателе.
Момент затяжки: 13 Нм (130 кгс-см, 9 фунт-сила-футов) на двигателе.
(i) Отсоединить виниловый шланг от радиатора.
2. Залить охлаждающую жидкость
(а) Затянуть все пробки и залить в радиатор охлаждающую жидкость «Toyota Super Long Life Coolant».
Заправочный объем двигателя 2TR-FE
АКП
8,1 л. (8,6 амер. кварты, 7,1 англ. кварты)
МКП
8,3 л. (8,8 амер. кварты, 7,3 англ. кварты)
Заправочный объем двигателя 1GR-FE
АКП
9,8 л. (10,4 амер. кварты, 8,6 англ. кварты)
МКП
9,0 л. (9,5 амер. кварты, 7,9 англ. кварты)
Заправочный объем двигателя 3RZ-FE
АКП
7,1 л. (7,5 амер. кварты, 6,2 англ. кварты)
МКП
7,3 л. (7,7 амер. кварты, 6,4 англ. кварты)
Не разрешается заливать в систему охлаждения простую воду.
Использование неподходящей охлаждающей жидкости может стать причиной повреждения системы охлаждения двигателя.
Использовать только «Toyota Super Long Life Coolant» или аналогичные высококачественные антифризы на этиленгликолевой основе, созданные с использованием гибридных органических кислот с длительным сроком службы. Запрещается использовать аминовые, нитритные и боратные антифризы. (Охлаждающая жидкость, созданная по технологии гибридных органических кислот с длительным сроком службы, представляет собой сочетание низкофосфорных соединений и органических кислот).
«Toyota Super Long Life Coolant» представляет собой смесь 50% концентрата охлаждающей жидкости и 50% дистиллированной воды. Температура замерзания этой жидкости составляет примерно –35 °С.
Визуально проверить уровень охлаждающей жидкости в радиаторе, несколько раз сжав рукой впускной и выпускной шланги. Если уровень низок, необходимо долить охлаждающую жидкость.
(b) Завернуть пробку радиатора.
(c) Налить охлаждающую жидкость в расширительный бачок до уровня «FULL»
(d) Прогреть двигатель до тех пор, пока клапан термостата не откроется.
(e) Заглушить двигатель и подождать, пока охлаждающая жидкость не остынет. Снять пробку радиатора и проверить уровень охлаждающей жидкости.
(f) Если уровень охлаждающей жидкости понизился, повторить действия с (а) по (е).
(g) Доливать жидкость до нужного уровня до тех пор, пока она не перестанет уходить.
3. Убедиться в отсутствии утечек охлаждающей жидкости.