Система охлаждения — устройство и ремонт
Во время работы двигателя циркуляция охлаждающей жидкости в системе создается центробежным насосом. Жидкость нагнетается в водяную полость левого ряда цилиндров, а через трубу — в водяную полость правого ряда цилиндров. Омывая наружные поверхности гильз цилиндров, охлаждающая жидкость через отверстия в верхних привалочных плоскостях блока цилиндров поступает в водяные полости головок цилиндров. Из головок цилиндров горячая жидкость по водяным трубам и поступает в коробку термостатов, из которой в зависимости от температуры направляется в радиатор или на вход водяного насоса.
Схема системы охлаждения КамАЗ
1 – вентилятор; 2 – сливной кран системы охлаждения; 3 – труба подводящая правого полу блока; 4 – патрубок подводящей трубы; 5 – головка цилиндров; 6 – выключатель гидромуфты привода вентилятора; 7 – коробка термостатов; 8 – патрубок отвода воды из бачка в водяной насос; 9 – патрубок отвода воды в отопитель; 10 – кран контроля уровня охлаждающей жидкости; 11 – труба воздухоотводящая от радиатора; 12 – бачок расширительный; 13 – пробка паро-воздушная; 14 – трубка перепускная от двигателя к расширительному бачку; 15 – трубка соединительная от компрессора к бачку; 16 – компрессор; 17 – труба водосборная правая; 18 – труба водяная соединительная; 19 – труба водосборная левая; 20 – труба перепускная термостатов; 21 – насос водяной; 22 – колено отводящего патрубка водяного трубопровода; 23 – термостат; I — в радиатор при открытых термостатах; II – в насос при закрытых термостатах; III — из радиатора.
Радиатор охлаждения
Радиатор предназначен для интенсивного охлаждения жидкости. На двигателе КАМАЗ 740 установлен трубчато-пластичный радиатор. Он состоит из сердцевины, верхнего и нижнего бачков. Сердцевина радиатора выполнена из отдельных вертикальных трубок, между которыми находятся поперечные горизонтальные пластины, придающие радиатору жёсткость и увеличивающие поверхность охлаждения. Трубки сердцевины впаяны в верхний и нижний бачки. Верхний бачок соединён прорезиненным шлангом с полостью охлаждения двигателя. Нижний бачок имеет кран для выпуска охлаждающей жидкости и патрубок для соединения с водяным насосом.
Жалюзи предназначены для регулирования проходящего потока воздуха через радиатор. Жалюзи установлены перед радиатором и представляют собой набор пластин-створок, шарнирно закреплённых в каркасе. Привод жалюзи осуществляется из кабины с помощью тяг и рычагов.
Вентилятор предназначен для усиления потока воздуха, проходящего через сердцевину радиатора. Он состоит из крыльчатки с пятью лопастями, привёрнутыми к ступице. Привод вентилятора осуществляется гидромуфтой с автоматическим управлением.
Термостат предназначен для автоматического регулирования температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя и для ускорения его прогрева после пуска. На двигателях КАМАЗ установлен термостат с твёрдым наполнителем. Такой термостат состоит из корпуса, внутри которого помещён медный баллон, заполняемый массой, состоящей из медного порошка, смешанного с церезином (нефтяной воск). Баллон сверху закрыт крышкой. Между баллоном и крышкой расположена резиновая диафрагма, сверху которой установлен шток, упирающийся в серьгу, закреплённую при помощи оси на клапане.
Водяной насос
Водяной насос предназначен для создания принудительной циркуляции охлаждающей жидкости. Насос центробежного типа. Насос установлен в передней части блока цилиндров, он приводится в действие от шкива коленчатого вала через ремень. Водяной насос состоит из корпуса, вала с крыльчаткой, подшипников и сальника. Под действием центробежной силы, возникающей при вращении крыльчатки, охлаждающая жидкость из нижнего бачка радиатора поступает к центру корпуса насоса и отбрасывается к его наружным стенкам. Из отверстия в стенке корпуса насоса охлаждающая жидкость попадает в полость охлаждения блока цилиндров.
Слабые места системы охлаждения
Течь антифриза в основном происходит через соединения патрубков, от растрескивания резиновых шлангов. Признаками течи могут быть подтёки жидкости на двигателе, радиаторе, патрубках, шлангах и приборах, а также частая потребность долива жидкости в систему. Поэтому одно из слабых мест системы — патрубки. Ведь если уровень охлаждающей жидкости падает, общий нагрев системы увеличивается, возможен перегрев. Для устранения течи важно всё тщательно затянуть и опрессовать всю систему.
Второе слабыое место — термостаты. В случае выхода из строя этого элемента возможно как перегреть, так и переохладить двигатель. Это зависит от того, в каком положении заклинит клапан. Если термостат открыт, то жидкость движется через радиатор, это не даёт двигателю нагреться, и если ещё и открыты жалюзи, то двигатель можно переохладить. Признаками переохлаждения двигателя являются: понижение охлаждающей жидкости менее 70?C, перерасход топлива, снижение мощности.
Следующее слабое место — вентилятор охлаждения с муфтой. Если он выйдет из строя, на пассивном охлаждении через радиатор система охлаждения не справится.
Признаки перегрева двигателя: высокая температура охлаждающей жидкости (выше 100 градусов), горит лампочка аварийной сигнализации, падение мощности, прорыв пара через пароотводную трубку.
Признаками попадания охлаждающей жидкости в систему смазки могут служить повышенный уровень масла в картере и понижение уровня охлаждающей жидкости, хотя подтекания отсутствуют. Причины попадания охлаждающей жидкости в систему смазки: подтекания через уплотнение гильз блока цилиндров или повреждение прокладок головок блока. Неисправные уплотнения необходимо заменить.
Рекомендуемые производителем эксплуатационные жидкости для автомобилей КАМАЗ
Содержание:
Моторные масла для дизельных двигателей КАМАЗ V-8 уровня ЕВРО-3 (не ниже СН-4), ЕВРО-4, ЕВРО-5 (не ниже CI-4)
Внимание! При проведении сервисного обслуживания дизельных двигателей КАМАЗ V-8 рекомендуется использовать высококачественное моторное масло: KAMAZ G-Profi Service Line CS или аналогичное из данного перечня.
Марка масла двигателя
KAMAZ G-Profi Service Line CS SAE 5W-40, 10W-40, 15W-40
Gazpromneft Diesel Premium SAE 10W-40, 15W-40, API CI-4/SL
Gazpromneft Diesel Prioritet SAE 10W-40, 15W-40, API CH-4/SL
G-Profi MSI Plus SAE 15W-40, API CI-4/SL
Gazpromneft Lubricants S.P.A.
G-Profi MSI SAE 10W-40, 15W-40, API CI-4/SL
Gazpromneft Lubricants S.P.A.
ЛУКОИЛ-АВАНГАРД УЛЬТРА SAE 15W-40, 20W-50, API CI-4/SL
ЛУКОЙЛ-АВАНГАРД УЛЬТРА PLUS SAE 10W-40, API CI-4/SL
ЛУКОЙЛ-АВАНГАРД УЛЬТРА полусинтетическое SAE 10W-40, 10W-30,API CI-4/SL
ЛУКОЙЛ-АВАНГАРД ЭКСТРА полусинтетическое SAE 10W-40, API CH-4/CG-4/SJ
ЛУКОЙЛ-АВАНГАРД ЭКСТРА SAE 15W-40, API CH-4/CG-4/SJ
Rosneft Revolux D3 SAE 5W-40, API CI-4, CG-4
ООО «РН-смазочные материалы»
Rosneft Revolux D3 SAE 10W-40, API CI-4, CF
Rosneft Revolux D3 SAE 15W-40, API CI-4, CG-4/CF
Rosneft Diesel 3 SAE 10W-40, API CI-4/SL
Rosneft Diesel 3 SAE 15W-40, API CI-4/SL
Rosneft Diesel 2 SAE 10W-40, API Ш-4/SJ
Rosneft Diesel 2 SAE 15W-40, API Ш-4/SJ
Экойл TURBO-MAX API CI-4/SL SAE 5W-40, 10W-40, 15W-40,
ООО «Техцентр», г. Уфа
Татнефть Премиум SAE 5W-40, 10W-40, 15W-40, API CI-4/SL
AIMOL Turbo Synth Х 5W-40
AIM b.n. (Netherlands)
AIMOL Turbo Х PLUS 10W-40, 10W-30
AIMOL Turbo Х 15W-40
Mobil Delvac MX Extra 10W-40, API CI-4/CH-4/CG-4/CF-4/CF/SL/SJ
Mobil Delvac MX 15W-40, API CI-4/CH-4/CG-4/CF-4/CF/SL/SJ
Mobil Delvac XHP ESP 10W-40, API CJ-4/ CI-4 Plus CI-4
Mobil Delvac Super 1400E 15W-40
Shell Rimula R5-E SAE 10W-40, API CI-4/CH-4/CG-4/CF-4/CF
Shell Rimula R4-L SAE 15W-40, API CJ-4/CI-4+/CI-4/CH-4/ CG-4/CF-4/CF
Shell Rimula R3-Turbo SAE 15W-40, CG-4
Shell Rimula R3-Multi 10W-30, API CH-4/CG-4/CF-4/CF
Shell Rimula R3-X SAE 15W-40, API CH-4/CG-4/CF-4/CF
SINTEC TRUCK 15W-40, CI-4/SL
SINTEC TRUCK 10W-40, CI-4/SL
SINTEC TRUCK 10W-40, CH-4/SL
ROLF KRAFTON S5U 5W-40 CI-4/SL
АО «Обнинскоргсинтез» (ROLF Lubricants GmbH)
ROLF KRAFTON P5U 10W-40 CI-4/SL
ROLF KRAFTON M5U 15W-40 CI-4/SL
ROLF KRAFTON P3U 10W-40 CH-4/SL
ROLF KRAFTON M3U 15W-40 CH-4/S
TAKAYAMA DIESEL SAE 15W-40, 10W-40 CI-4/SL
АО «Обнинскоргсинтез» (Japan Chemical Innovations Corporation K.K.)
TOTAL RUBIA TIR 7400 SAE 15W-40, CI-4/SL
TOTAL RUBIA POLYTRAFIC SAE 10W-40, CI-4/CH-4/SL
Fastroil Force F900 Diesel 5W-40
СТ ТОО 40618885-0042010
ТОО «High Industrial Lubricants & Liquids (HILL) Corporation»
Fastroil Force F900 Diesel Pro 10W-40
Fastroil Force F500 Diesel 15W-40,20W-50
MOTUL TEKMA MEGA X SAE 10W-40, 15W-40, CI-4/CH-4
WOLF ECOTECH 5W-30 ULTRA
WOLF OIL CORPORATION
WOLF OFFICIAL TECH 10W-40 S3
Моторные масла для дизельных двигателей КАМАЗ V-8 уровня ЕВРО-2
Для дизельных двигателей КАМАЗ V-8 уровня ЕВРО-2 и ниже применяется моторное масло группы эксплуатации не ниже CF-4 (допускается применение масел более высокой группы эксплуатации).
Внимание!
При проведении сервисного обслуживания дизельных двигателей КАМАЗ V-8 рекомендуется использовать высококачественное моторное масло: KAMAZ G-Profi Service Line (СТО 84035624-254-2017)
Моторные масла для дизельных двигателей СUMMINS
Для двигателей Cummins должны применяться моторные масла по спецификации CES 20078 (Евро-3, 4, 5), CES 20081 (Евро-6). Официальный перечень масел указан в ссылке: https://quickserve.cummins.com/qs3/qsol/service/serviceproducts/oil registration 20078.htm
Внимание!
При проведении сервисного обслуживания дизельных двигателей С UMMINS (Евро-3, 4, 5)рекомендуется использовать высококачественное моторное масло: KAMAZ G-Profi Service Line CS или аналогичное из указанных спецификаций CES.
Моторные масла для дизельных двигателей Daimler
Моторные масла в соответствии с листами № 228.5 «Предписаний «Мерседес -Бенц» по эксплуатационным материалам».
Данная информация находится на официальном сайте: http://bevo.mercedes-benz.com.
Внимание!
При проведении сервисного обслуживания дизельных двигателей Daimler рекомендуется использовать высококачественное моторное масло: KAMAZ G-Profi Service Line DE10W-40 или аналогичное из указанной спецификации.
Моторные масла для газовых двигателей Daimler
Моторные масла в соответствии с листами №» 228.51 «Предписаний «Мерседес -Бенц» по эксплуатационным материалам». Данная информация находится на официальном сайте: http://bevo.mercedes-benz.com.
Моторные масла для газовых двигателей КАМАЗ V-8
Внимание!
При проведении сервисного обслуживания газовых двигателей КАМАЗ V-8 рекомендуется использовать высококачественное моторное масло: KAMAZ G-Profi Service Line CNG или аналогичное из данного перечня.
Марка масла для газового двигателя
KAMAZ G-Profi Service Line CNG 10W-40
G-Profi CNG LA 10W-40
AIMOL Turbo LD CNG 15W-40, 10W-40
AIM b.n. (Netherlands)
Mobil Pegasus 1
EXXON MOBIL CORPORATION
Fuchs TITAN CNG SAE 15W-40
FUCHS PETROLUB SE
Fuchs TITAN CNG MC SAE 10W-40
Shell Rimula R5 NG SAE 10W-40
Моторные масла для газовых двигателей Weichai
Для двигателей Weichai рекомендованы к применению моторные масла по спецификации Cummins CES 20074. Примерный перечень масел указан ниже.
Внимание!
При проведении сервисного обслуживания газовых двигателей Weichai рекомендуется использовать высококачественное моторное масло: KAMAZ G-Profi Service Line CNG или аналогичное из данного перечня
Марка масла для газового двигателя
KAMAZ G-Profi Service Line CNG 10W-40
G-Profi CNG LA 10W-40
LUKOIL AVANTGARDE CNG LA 15W-40
Rosneft Revolux GEO CS 15W-40
ООО «РН-Смазочные материалы»
Aimol Turbo LD CNG 15W-40
Gas Engine Oil 1540 C
ADDINOL Lube Oil GmbH
Castrol CRB CNG LA 15W-40
Castrol CRB Mini Truck 15W-40 CNG
Castrol Vecton NG 15W-40
Delo Gold NG 15W-40, 20W-50
Chevron Products Company
Mobil GEO 15W-40
EXXON MOBIL CORPORATION
Mobil Gas Engine Oil 15W-40
FUCHS TITAN CARGO PRO GAS 15W-40
FUCHS PETROLUB SE
Kixx HD CNG 15W-40
GS Caltex Corporation
Fastroil Gas Engine Oil SAE 15W-40
Hill Corporation LTD
Rimula R3 NG 15W-40
ZIC X5000 15W-40 CNG
SK Lubricants Co., Ltd.
Valvoline GEO 15W-40
The Valvoline Company
ELF Performance GAS LA 15W-40
TOTAL RUBIA GAS 5M 15W-40
Трансмиссионные масла для агрегатов трансмиссии КАМАЗ*
Внимание!
При проведении сервисного обслуживания рекомендуется использовать высококачественное трансмиссионное масло: KAMAZ G-Profi Service Line GL-4/GL-5, 75W-90
Марка трансмиссионного масла
KAMAZ G-Profi Service Line GL-4/GL-5, 75W-90
Gazpromnef GL-4/GL-5, 75W-90
Ecoil Eco-Trans SAE 80W-85
ООО «Экопром», г. У фа
Rosneft Kinetic MT 80W-90
ООО «РН-Смазочные материалы»
Татнефть ТМ-5-18 (75W-90, GL-5)**
ООО «ТАТНЕФТЬ -Нижнекамскнефтехим-Ойл», г. Нижнекамск
ЛУКОЙЛ ТРАНСМИССИОННОЕ ТМ-5 SAE 80W-90**
ЛУКОЙЛ ТРАНСМИССИОННОЕ ТМ-5 полусинтетическое SAE 75W-90**
ООО «Газпромнефть-СМ» (ООО «Омский завод смазочных материалов»); ООО «Новокуйбышевский завод масел и присадок»
* Указанные масла не допускаются для эксплуатации агрегатов трансмиссии фирм ZF, Allison.
** Масла для гипоидных мостов
Для применения в КПП фирмы ZF рекомендуются масла из перечня смазочных материалов TE-ML 02.
Внимание!
При проведении сервисного обслуживания допускается использовать высококачественное трансмиссионное масло: KAMAZ G-Profi Service Line GL-4/GL-5, 75W-90 (TE-ML 02В).
Для автоматических коробок ZF рекомендуются масла из перечня смазочных материалов TE-ML14.
Для раздаточных коробок ZF Passau рекомендуются масла из перечня смазочных материалов TE-ML19.
Данная информация находится на официальном сайте: www.zf.com.
Для автоматических коробок передач Allison рекомендуются масла по спецификации TES 295.
Трансмиссионные масла для агрегатов трансмиссии Daimler
Трансмиссионные масла в соответствии с листами №«235.8 /235.20 «Предписаний «Мерседес-Бенц» по эксплуатационным материалам».
➤ Adblockdetector