Приложение В. Правила оформления маршрутных карт
Маршрутная карта (МК) является основным и обязательным документом любого технологического процесса. Формы и правила оформления МК (рисунок В.1), применяемых при отработке технологических процессов изготовления регламентированы ГОСТ 3. 1118-82 «Формы и правила оформления маршрутных карт».
В контрольной работе допускается упрощенное оформление маршрутных карт. В графах, не несущих основную информацию допускается ставить знаки ХХХ.
К заполнению граф технологических документов предъявляются следующие требования.
Верх маршрутной карты (рисунки В.1, В.2) заполняют в соответствии с определенными требованиями. Графа 0 – указание организации. В графе 1 указывают наименование изделия (детали, сборочной единицы) по основному конструкторскому документу, например: «Вал шлицевой».
В графе 2 задают обозначение изделия по основному конструкторскому документу или код ступени классификации по конструкторскому классификатору, например 322705. Графа 3 указывает код классификационных группировок технологических признаков для типовых и групповых технологических процессов по технологическому классификатору. Графа 4 указывает код документа в соответствии с нижеприведенными кодами (ГОСТ 3. 1201-85):
первые две цифры – вид документации:
01 – комплект технологической документации;
10 – маршрутная карта;
20 – карта эскизов;
60 – операционная карта;
62 – карта наладки;
третья цифра – вид технологического процесса (операции) по организации:
0 – без указания;
1 – единичный процесс (операция);
2 – типовой процесс (операция);
3 – групповой процесс (операция);
последние две цифры – вид технологического процесса по методу выполнения:
00 – без указания;
02, 03 – технический контроль;
21 – обработка давлением;
41, 42 – обработка резанием;
50, 51 – термообработка.
Пример. Маршрутная карта единичного процесса обработки резанием – 10141.ХХХХ (10 – маршрутная карта, 1 – единичный процесс (операция), 41 – обработка резанием). Последние четыре разряда (ХХХХ) – резерв дополнительного обозначения по отраслевому классификатору. Карта с кодом 60202 указывает, что это операционная карта (код 60) типового процесса (код 2) технического контроля (код 02).
|
Рисунок В. 2 — Фрагмент заполнения маршрутной карты
Таблица В.1 — Сведения, вносимые в отдельные графы и строки маршрутной карты
Номер позиции | Обозначение графы | Символ | Информация |
Наименование изделия | |||
Обозначение изделия | |||
Код классификационных технологических группировок | |||
Обозначение документа | |||
Общее количество листов документа | |||
Порядковый номер листа документа | |||
Литера, присвоенная технологическому документу | |||
Графа для особых указаний | |||
Обозначение документа | А | Обозначение документа, применяемого при выполнении данной операции | |
Тшт | Б | Норма штучного времени на операцию, мин | |
Тп-з | Б | Норма подготовительно-заключительного времени на операцию, мин | |
Кшт | Б | Коэффициент штучного времени при многостаночном обслуживании | |
оп | Б | Объем производственной партии, шт. | |
ЕН | Б, К, М | Единица нормирования | |
КОИД | Б | Количество одновременно обрабатываемых заготовок при выполнении одной операции | |
КР | Б | Количество исполнителей, занятых при выполнении операции |
Продолжение таблицы В. 1
УТ | Б | Код условий труда |
р | Б | Разряд работы, необходимый для выполнения операции |
Проф. | Б | Код профессии согласно классификатору |
СМ | Б | Код степени механизации труда |
Код, наименование оборудования | Б | Код оборудования |
Код, наименование операции | А | Код операции согласно классификатору технологических операций |
Цех | А | Номер цеха, в котором выполняется операция |
Уч | А | Номер участка |
РМ | А | Номер рабочего места |
Опер | А | Номер операции |
Код | М02 | Код материала |
ЕВ | М02, К, М | Код единицы величины – массы, длины, площади и т. п. детали или заготовки |
мд | М02 | Масса детали по конструкторскому документу |
ЕН | М02, Б, К | Единица нормирования, на которую установлена норма расхода материала или норма времени |
Нрасх | М02, К, М | Норма расхода материала |
КИМ | М02 | Коэффициент использования материала |
Код заготовки | М02 | Код заготовки по классификатору |
М01 | Наименование, сортамент, размер и марка материала, обозначение стандарта, технических условий | |
Профиль и размеры | М02 | Обозначение профиля и размеров заготовок |
КД | М02 | Количество деталей, изготавливаемых из одной заготовки |
МЗ | М02 | Масса заготовки |
В графах 5 и 6 указывают общее количество листов документа (графа 5) и порядковый номер листа документа (графа 6). В графе 7 проставляют литеру, присвоенную технологическому документу, например: ОП – опытное производство. Графа 8 является графой для особых указаний.
Для изложения технологических процессов в маршрутной карте используют способ заполнения, при котором информацию вносят построчно, при этом все строчки в МК нумеруют сверху вниз (см. рисунок В.1). Но каждую из строк индексируют в соответствии с заносимой в нее информацией. Каждому типу строки соответствует свой служебный символ: М, А, Б, К, О, Т, Р (таблица В.2).
Служебные символы условно выражают состав информации, размещаемой в графах строки документа, и предназначены для обработки содержащейся информации средствами механизации и автоматизации. Простановка служебных символов является обязательной в любом случае. В качестве обозначения служебных символов приняты прописные буквы русского алфавита, проставляемые перед номером соответствующей строки. Указание соответствующих служебных символов для типов строк в зависимости от размещаемого состава информации в графах маршрутной карты следует выполнять в соответствии с таблицей В. 2.
Таблица В.2 — Служебные символы для технологических документов
Служебный символ | Информация, вносимая в графы, расположенные в строке |
М | Применяемый основной материал и исходная заготовка, исходные и комплектующие материалы, коды единицы величины, единицы нормирования, количество материала на изделие и нормы расхода |
А | Номер цеха, участка, рабочего места, где выполняется операция; код и наименование операции |
Б | Код, наименование оборудования, трудозатраты |
К | Комплектация изделия (сборочной единицы) составными частями с указанием наименования деталей, сборочных единиц, их обозначений, кода единицы величины, единицы нормирования, количества материала на изделие и нормы расхода |
О | Содержание операции (перехода) |
Т | Применяемая при выполнении операции технологическая оснастка |
Р | Режимы обработки |
Служебный символ М. Строки в маршрутной карте под символами М01 и М02 задают информацию по заготовке (детали): наименование, сортамент, размер и марка материала, обозначение стандарта, технических условий. Запись (графа 34) выполняют на уровне одной строки с применением косой черты «/», например:
Лист БОН2,5х1000х2500 ГОСТ 19903-74/Ш1У В ст. 3 ГОСТ 14637-79
Круг В25 ГОСТ 2590-71/45 ГОСТ 1050-74
Сталь 45Х1 ГОСТ 4543-87/Штамповка.
Строка ниже определяет наименование (буквенными кодами) полей для строки М02, в которой последовательно записывают (в клетках под кодами):
код материала (под указанием Код – позиция 27 на рис. В.1), пишется редко, ставится прочерк;
ЕВ – код единиц измерения массы, длины, площади и т. п. детали или заготовки (для массы, указанной в килограммах, – код 166; в граммах, – 163; в тоннах, – 168); допускается вместо кода указывать единицы измерения величины (позиция 28);
МД – масса детали по конструкторскому документу (позиция 29); например: 0,72 (кг);
ЕН – единица нормирования, на которую установлены норма расхода материала или норма времени (позиция 30); например: 1, 10, 100 (деталей);
НРАСХ – норма расхода материала; например: 1,26 (кг) на 1 деталь (позиция 31);
КИМ – коэффициент использования материала; например: 0,7 (позиция 32);
код заготовки – код заготовки выбирают по классификатору; допускается указывать вид заготовки: отливка, прокат, штамповка и т. д.; например: 0950018 пр. (позиция 33);
профиль и размеры – обозначение профиля и размеров заготовок; рекомендуется указывать толщину, ширину и длину, сторону квадрата или диаметр и длину; например: Æ35х3000 (позиция 35); профиль допускается не указывать;
КД – количество деталей, изготавливаемых из одной заготовки; например: 10 (позиция 36);
МЗ – масса заготовки; например: 12,6 (кг) (позиция 37).
Служебный символ А. Строки в маршрутной карте под символом А (рисунки В. 1 и В.2) задают следующую информацию: номер цеха, в котором выполняется операция (позиция 23), номер участка (позиция 24), номер рабочего места (позиция 25).
Кроме этого, в строках с символом А указывают номер операции в технологической последовательности изготовления, контроля и перемещения (позиция 26). Рекомендуемая нумерация операций: 000, 005, 010 и т. д. Далее задают код операции согласно классификатору технологических операций. После кода операции записывают ее наименование (позиция 22). Всю информацию записывают в вертикальных столбцах карты, индексация которых определена в строчке с основной литерой А (позиция А).
Таким образом, информация со служебным символом А построчно будет записана, например, как показано на рисунке В.3.
Рисунок В. 3 — Фрагмент маршрутной карты с записями по служебному адресу А
Следует добавить, что в строках с символом А указывают обозначение документов, применяемых при выполнении данной операции, например: ИОТ – инструкция по охране труда. В таблице В.3 выборочно приведены коды основных операций механической обработки и коды сопутствующего им оборудования. При наличии операции, выполняемой на станке с ПУ, к коду операции добавляют код 4103 или указывают соответствующий код, например: 4233 Токарная с ЧПУ (табл. В.3).
Служебный символ Б. В строке с символом Б прежде всего записывают код и наименование оборудования, применяемого при выполнении заданной операции. Код включает в себя высшую (шесть первых цифр) и низшую (четыре цифры после точки) классификационные группировки. Выборочно коды оборудования указаны в таблице В.3. Низшую группировку в МК иногда условно указывают знаком ХХХХ.
Далее в строке с символом Б указывают информацию, связанную с трудозатратами и условиями работ (рисунки В.1 и В.2). В контрольной работе данную информацию можно не указывать.
Служебный символ Т. При заполнении информации в строках, имеющих служебный символ Т, следует руководствоваться требованиями соответствующих классификаторов, государственных и отраслевых стандартов на кодирование (обозначения) и наименование технологической оснастки (таблица В.4).
В строках с символом Т информацию о применяемой на операции технологической оснастке записывают в следующей последовательности:
2 – вспомогательный инструмент;
3 – режущий инструмент;
4 – слесарномонтажный инструмент;
5 – специальный инструмент;
6 – средства измерения.
Разделение информации по каждому средству технологической оснастки следует выполнять через знак точку с запятой. Перед наименованием каждого элемента технологической оснастки указывают его код согласно классификаторам. Например, полная запись технологической оснастки (в строке с индексом Т) может быть такой:
396131 Тиски машинные 72000010 ГОСТ 21167-85; 391855 Фреза торцевая 2214ХХХХ 0160 210 ВК6М ГОСТ 2435-98; Оправка 62220034 040 ГОСТ 13785-80 (2 шт.).
Дата добавления: 2015-05-05 ; просмотров: 17476 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Маршрутная тех.карта ремонта систем и агрегатов автомобиля.
При разработке ТК ТП ТО или ТР рекомендуется учитывать следующие положения:
1. Технологическая карта – это форма технологического документа, в котором записан весь процесс воздействия на автомобиль или его агрегат, указаны в определённой последовательности операции, их составные части, профессия исполнителей и их местонахождение, технологическая оснастка, нормы времени, технологические условия и указания.
2. Технологические карты являются документом, на базе которых строится вся организация производства, кроме того, служат документом для технического контроля качества выполнения обслуживания, ремонта, диагностирования.
3. Технологические карты служат средством синхронизации рабочих постов. При помощи ТК можно корректировать ТП путём перераспределения групп работ по постам с учётом их трудоёмкости и специализации, расчленении отдельных групп работ на отдельные операции и совмещении и с с другими операциями. Для координации работ нескольких постов, технологически связанных друг с другом, используются карты-схемы. Они содержат по каждому посту:
— общую характеристику работ и номера операций (согласно операционным картам);
— число исполнителей и места их расположения;
Карты схемы позволяют совершенствовать производственный процесс путём перераспределения работ по постам, обосновывая целесообразность создания специализированных постов.
4. Технологические карты входят в различные типы нормативно-технической документации [Руководящие документы (РД), Руководства по текущему ремонту (РТ), Инструкции по техническому обслуживанию (ИО), Методические указания (МУ)].
Маршрутная карта отражает последовательность операций по ремонту агрегатов или механизмов автомобиля в одном из подразделений ТР.
Общий порядок разработки ТК следующий:- изучается конструкция изделия;
— составляется план проведения работ; — определяется последовательность операций и переходов; — устанавливаются нормы времени; — определяется разряд работ и специализация исполнителей; — выбирается оборудование и инструмент; — разрабатываются удобные безопасные условия труда; — калькулируются затраты труда и машинного времени; — оформляется технологическая документация.
Цели и процедура проведения инструментального контроля.
Инструментальный контроль автомобилей. 1. Требования к технологиям работ по проверке технического состояния АТС. Требования к технологиям. 6. Типовые и индивидуальные технологии работ по проверке технологического состояния транспортных средств должны обеспечивать проверку технического состояния транспортных средств на соответствие требованиям нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения. 7. Работы по проверке технического состояния транспортных средств должны осуществлять контролеры технического состояния транспортных средств, прошедшие инструктаж по технике безопасности и обучение безопасным приемам труда. 8. Рекомендуется формировать технологию в расчете на выполнение всех операций по проверке технического состояния одноготранспортного средства как одним контролером технического состояния транспортного средства, так и контролерами, закрепленными за определенными постами по проверке отдельных систем транспортного средства. ПРИМЕЧАНИЕ: Допускается выполнение вспомогательных и подготовительно-заключительных операций (подкачка шин, управление подъемником, заполнение диагностической карты сведениями о мест, объекте проверки и исполнителях) персоналом более низкой квалификации, прошедшим инструктаж по технике безопасности и обучение безопасным приемам труда. Участие водителя в технологии проверки технического состояния транспортных средств может не предусматриваться. 9. В зависимости от видов проверяемых транспортных средств могут использоваться универсальные, грузовые, легковые линии технического диагностирования. ПРИМЕЧАНИЕ: 1. В качестве технологического маршрута рекомендуется поточное линейное движение транспортных средств по постам. 2. Допускается использование тупиковых постов. 10. Проверка технического состояния транспортных средств проводится с использованием средств технического диагностирования, предусмотренных «Перечнем и основными техническими характеристиками средств технического диагностирования для проверки технического состояния транспортных средств при государственном техническом осмотре» (приложение 1 к настоящим Требованиям). ПРИМЕЧАНИЕ: Перечень конкретных моделей (табель) средств технического диагностирования для выполнения работ по проверке технического состояния транспортных средств при государственном техническом осмотре разрабатывает Министерство транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации. 11. Используемые средства технического диагностирования должны быть аттестованы и проверены в соответствии с Порядком проведения испытаний и утверждения типа средств измирений, утвержденным Постановлением 1 осстандарта Росии от 8 февраля 1994 г. №8. ПРИМЕЧАНИЕ: В порядке, предусмотренном ПР 50.2.009-94 «Порядок проведения испытаний и утверждения типа средств измирений». допускается использование изготовленного в еденичном экземпляре аттестованного и нестандартизованного оборудования. 12. Нормативы трудоемкости работ по проверке технического состояния для разных видов транспортных средств приведены в приложении 2 к настоящим требованиям. 13. Предусматриваемые технологией распределение средств технического диагностирования по постам (линиям), а также технологический маршрут перемещения транспортного средства должны обеспечивать максимально равномерное распределение по постам трудоемкости работ по проверке технического состояния транспортного средства. 14. Проездные посты рекомендуется размещать в линию между въездом из производственного здания. ПРИМЕЧАНИЕ: Допускается оборудование проездного поста, на котором выполняются все работы по проверке технического состояния транспортных средств. 15. При формировании технологии производится выбор групп последовательно выполняемых операций в зависимости от используемых сооружений (например, эстакады, подъемника, смотровой канавы и т. д.) или постов, оснащенных средствами технического диагностирования и гаражным оборудованием (например, роликовым стендом для проверки тормозных систем или прибором для проверки тормозных систем в дорожных условиях и т. д.) 16. Состав и последовательность выполнения операций может комбинироваться, а последовательность их выполнения должна соответствовать размещению оборудования и маршруту перемещения транспортных средств по постам. 17. Последовательность выполнения операций на каждом посту планируется с учетом минимума переходов контролера технического состояния транспортных средств, в том числе спусков и подъемов из осмотровой канавы. 18. Для оценки эффективности торможения и устойчивости транспортных средств при торможении в качестве предпочтительного рекомендуется использовать метод проверки на роликовых стендах. При оценки эффективности торможения и устойчивости транспортных средств при торможении в дорожных условиях предусматривается выполнение операций осмотра и проверки работоспособности тормозного привода на осмотровой канаве или подъемнике. 19. Для проверки рулевого привода рекомендуется придусмотреть приминение стенда (тестера) с подвижными площадками под колеса транспортного средства. ПРИМЕЧАНИЕ: Для осмотра узлов снизу легковых транспортных средств рекомендуется предусмотреть приминение подъемника под колеса ( например, пантографного плунжерного типа, по возможности оснащенного стендом рулевого привода), а для другихтранспортных средств — использование осмотровой канавы. 20. При оборудовании поточной линии (двух и более последовательно расположенных постов) рекомендуется в её начале предусматривать выполнение технологических операций по проверке маркировочных данных транспортных средств, измирению давления в шинах и других операций, выполнимых на посту с дренажем для удаления влаги с колес и подвески. ПРИМЕЧАНИЕ: На первом посту поточной линии не рекомендуется осуществлять стендовую проверку тормозных систем или осмотр транспортного средства снизу. 21. В конце технологической линии, как завершаюшую операции технологии, целесообразно предусмотреть оформление первичных документов по результатам проверки, в том числе, диагностической карты. Форма диагностической карты утверждена Приказом МВД Российской Федерации от 15 марта 1999 г. № 190 (приведена в приложении 3 к настоящим требованиям). ПРИМЕЧАНИЕ: 1. Для заполнения реквизитов диагностической карты, в том числе документированию результатов проверок технического состояния транспортных средств рекомендуется предусматривать использование компьютеров. 2. В СГТО (ПТО), оборудованных двумя и более комплектами оборудования (технологическими линиями), рекомендуется операции первоначального заполнения идентификационных реквизитов диагностической карты выполнять на выделенном для этого рабочем месте одним исполнителем, освободив от них контролеров технического состояния. 3. В СГТО (ПТО) предусматривается защита от несанкционированного доступа, а также архивирование результатов проверок технического состояния транспортных средств на бумажных диагностических картах или компьютерных носителях. 22. При выполнении проверок на неподвижном транспортном средстве при работающем двигателе предусматривается подсоединение системы удаления отработавших газов к выхлопной трубе. 23. При выполнении работ по проверке технического состояния транспортных средств должно предусматриватся обязательное соблюдение требований техники безопасности и охраны труда в соответствии с «Правилами по охране труда на автомобильном транспорте» ПОТ Р 0-200-01-95. 24. Формирование технологий должно производиться из технологических операций, предусмотренных Перечнем технологических операций по проверке технического состояния транспортных средств при государственном техническом осмотре (приложение 4). ПРИМЕЧАНИЕ: 1. При формировании технологий проверки технического состояния отдельных видов транспортных средств допускается дополнение и уточнение Перечня технологических операций. 2. По желанию собственников транспортных средств, а также при наличии соответствующего оборудования и при сохранении пропускной способности СГТО(ПТО) допускается включение в технологии проверки технического состояния транспортных средств при государственном техническом осмотре дополнительных операций проверки узлов и систем транспортных средств (например, проверки амортизаторов, увода управляемых колес и т. д.). 25. Перед выполнением работ по проверке технического состояния персоналом СГТО (ПТО) должна проводиться проверка наличия и исправности оборудования и инструмента на каждом посту. Согласно нормам п. 11 настоящих Требований запрещается приминение неисправных и не прошедших метрологическую проверку средств технического диагностирования. 26. На постах вывешиваются нормативные документы (ГОСТы, струкции и др. ), регламентирующие требования безопасности и методы проверки технического состояния транспортных средств в эксплуатации, постовые технологические карты с указанием правил техники безопасности и рекомендаций по безопасным приемам работы. Кроме того, посты (поточные линии) обеспечиваются необходимыми справочными и нормативно- технологическими документами, включая руководства (инструкции) по эксплуатации проверяемых транспортных средств, автомобильные справочники и др. 27. На постах и поточных линиях предусматривается наличие аптечек, укомплектованных медикаментами, необходимыми для оказания первой медецинской помощи. 28. При приверке технического состояния транспортных средств допускается использовать переносные приборы освещения, рассчитанные на напряжение питания не выше 36 В. Напряжение питания переносных приборов освещения, применяемых при работе в осмотровых канавах, не должно превышать 12 В. 29. Технологии разрабатываются с учетом требований пожарной безопасности в соответствии с Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденными приказом МВД Российской Федерации от 14 декабря 1993 г. № 536. 2. Оборудование для проведения инструментального контроля. Перечень и основные технические характеристики № пп Вид оборудования Технические характеристики Контролируемые (измеряемые) параметры Диапазон измерений Максим. погрешность 1 2 3 4 5 Обязательные средства технического диагностирования тормозных систем 1. Роликовый стенд для проверки тормозных систем легковых автомобилей с максимальной массой, приходящейся на ось, до 1000 кг тормозные силы; сила на органе управления; время срабатывания тормозной системы; масса транспортного средства. 0,7-4,0 кН; 300…700 H; 0,4…2,0 с; 600…2000 кг. 5%; 5%; 10,03 с; 2% 2. Роликовый стенд для проверки тормозных систем грузовых автомобилей и автобусов с максимальной массой, приходящейся на ось, до 16000 кг тормозные силы; сила на органе управления; время срабатывания тормозной системы; масса транспортного средства 1…60КН; 300…700Н; 0,4…2с; 1500…16000 кг 5%; 5%; 10,03; 2%; 3. Универсальный роликовый стенд для проверки тормозных систем легковых и грузовых автомобилей с максимальной массой, приходящейся на ось, до 16000 кг (применяется вместо стендов по пп. 1 и 2 и прибора по п.4) тормозные силы; сила на органе управления; время срабатывания тормозной системы; масса транспортного средства; 0,7…60 кН; 300…700 Н; 0,4…2,0 с; 600…16000 кг 5% 5% 10,03 c; 2%