Оборудование для текущего ремонта машины
Рис. 6. Самоходная станция CCT0-1
1 — автомобиль ЗИЛ-130; 2 — кузов-фургон; 3 —баки для масел; 4 — обогреватель; 5 — тиски; 6 — стол-верстак; 7 — моечная установка; 8 — отопительная установка; 9 — консольный кран; 10 — бензоэлектрический агрегат; 11 — прибор для испытания форсунок; 12 — барабан с самонаматывающим-ся шлангом; 13 — электрозаточный станок; 14 — солидолонагнетатель
Рис. 7. Передвижная станция диагностики и технического обслуживания машин с гидроприводом
1 — электростанция; 2 — панель приборов управления; 3, 12, 13 — верстаки; 4 — электрощит; 5, 9, 14, 21 — емкости для чистой жидкости; 6 — насосные станции; 7 — центробежный очиститель ЦВ-2; 8—прибор ПЦ-1; 10 — пульт управления насосными станциями; 11 — емкость для промывочной жидкости; 15 — барабаны с гибким рукавом; 16, 19 — емкости для загрязненной жидкости; 17 — экспресс-лаборатория «ЭЛАН»; 18 — панель с быстроразъемными полумуфтами; 20 — расходомер
Ниже даны краткое описание и технические характеристики наиболее распространенных передвижных средств для технического обслуживания и текущего ремонта машин.
Самоходная станция технического обслуживания ССТО-1 предназначена для технического обслуживания и текущего ремонта грузоподъемных машин на месте их эксплуатации. Она смонтирована на шасси автомобиля ЗИЛ-130 и одноосном прицепе. В состав ССТО-1 входят установка для мойки машин, баки для масел и воды, солидолонагнетатель, заточный станок, верстаки, тиски, прибор для испытания форсунок, консольный кран, бензоэлектрический агрегат и комплект инструмента. На одноосном прицепе находится сварочный агрегат.
Привод оборудования осуществляется от бензоэлект-рического агрегата. Выдача масел производится под давлением сжатого воздуха, поступающего в баки от компрессора автомобиля. Заправляют баки путем создания в них разряжения от компрессора.
Для подогрева воды в баке служит подогреватель ПЖД-44. Баки с маслами размещают в баке с горячей водой, где они обогреваются. Эту воду используют также для мойки машин. В ССТО-1 обеспечен обогрев кузова и воды для нагревания масел.
Передвижная станция диагностики и технического обслуживания грузоподъемных машин с гидроприводом предназначена для диагностирования насосов, гидромоторов, гидроцилиндров, рабочей жидкости, а также для ее заправки, дозаправки, замены и очистки, промывки гидробаков и гидросистем машин в условиях эксплуатации.
Передвижная станция состоит из трех отделений: энергетического, диагностического, заправочно-промы-вочного. Цельнометаллический кузов станции имеет боковую одностворчатую дверь для входа в диагностическое отделение и заднюю двухстворчатую — для входа в заправочно-промывочное отделение.
Станция диагностирует следующие параметры: объемный КПД, давление, расход, температуру, содержание механических примесей и воды, вязкость, плотность, кислотное число, водорастворимые кислоты и щелочи, геометрические размеры поверхности трения гидроцилиндров.
В отличие от аналогов станция оснащена оборудованием ускоренного контроля основных параметров гидроагрегатов и работы жидкостей.
Передвижная мастерская по техническому обслуживанию и текущему ремонту грузоподъемных машин с гидроприводом МТОР-1 «Гидросервис» используется на местах работы машин и рассчитана на эксплуатацию при температуре окружающего воздуха + 40…—40 °С.
Работы, выполняемые передвижной мастерской: наружная мойка машин; очистка от грязи и мойка мелких деталей машин горячей водой; механизированная смазка, заправка и дозаправка машин водой; маслами; заправка гидросистем рабочей жидкостью; механизированная промывка масляных систем и картеров; контроль и регулировка основных узлов машин, в том числе двигателя и гидросистем (в соответствии с назначением комплектов диагностических приборов КИ-5473 и КИ-13901); определение качества рабочей жидкости гидросистем; слесарные работы, в том числе разборочно-сборочные и регулировочные; механизированный сбор отработанных масел и картеров редукторов, мостов, коробок отбора мощности и перемены передач в специальный поддон, обеспечивающий возможность откачивания масел в баки для отработанных масел.
Машина для технического обслуживания грузоподъемных машин с гидроприводом МТО-1 используется на местах эксплуатации машин, в различных условиях строительного производства, в районах с умеренным климатом при температуре окружающего воздуха +40.. —40 °С.
Применение машины МТО-1 позволяет улучшить качество технического обслуживания грузоподъемных машин с гидроприводом, сократить время нахождения их в техническом обслуживании и увеличить межремонт-ный цикл за счет применения прогрессивных средств технического обслуживания на объектах их эксплуатации.
Рис. 8. Схема ремонтной базы
Оборудование и приспособления для проведения текущего ремонта машин. Непосредственно на строительной площадке гидроаппаратуру грузоподъемных машин не ремонтируют. Для проведения текущего ремонта в строительных организациях созданы ремонтные базы (рйс. 8), которые служат также опорными пунктами для передвижных мастерских по техническому обслуживанию машин непосредственно на объектах строительства.
Текущий ремонт проводят в мастерских ремонтной базы в помещении, исключающем попадание во внутренние полости гидроаппаратуры и гидроагрегатов пыли, влаги и т. д. К ремонту привлекают обслуживающий персонал и специалистов по ремонту гидроагрегатов.
При текущем ремонте применяют передвижные электрические тали, ручные и универсальные гидравлические прессы, гайковерты, универсальные и специальные съемники.
Электрические тали выпускают грузоподъемностью 0,5; 1; 2; 3,2 и 5 т девяти различных исполнений (ГОСТ 22584—77). Их маркируют в зависимости от грузоподъемности: ТЭ 025; ТЭ 050; ТЭ 100 и т. д. Тали подвешивают на двутавровые балки различных номеров —от № 18 (грузоподъемностью 0,25…0,5 т) до № 45 (грузоподъемностью до 5 т). Исполнение талей (продольное или поперечное) зависит от расположения мотор-барабана по отношению к балке. Высота подъема груза 3…18 м. Электропитание осуществляется кабелем через троллеи от сети переменного тока напряжением 220…380 В.
Передвижные электрические тали состоят из двух основных узлов: механизма подъемов, осуществляющего подъем и опускание груза, и механизма передвижения, перемещающего механизм подъема вместе с грузом вдоль однорельсового пути. Механизм подъема состоит из корпуса тали, редуктора, мотор-барабана, шкафа электроаппаратуры и крюковой подвески. Механизм передвижения состоит из приводной тележки, траверсы и холостой тележки. В редукторе механизма подъема имеются два тормоза: электромагнитный колодочный и грузоупорный винтовой. Такое устройство обеспечивает плавный спуск груза. Передвижение ходовой тележки (всей тали) осуществляется от электродвигателя, передающего движение через одноступенчатый планетарный редуктор на ходовые колеса тележки. Электродвигатели включают через магнитные пускатели пусковыми кнопками, подвешиваемыми на гибком бронированном кабеле.
Ручные реечные прессы (1…3 т) предназначены для распрессовки и запрессовки подшипников, шестерен, звездочек, втулок и других работ, когда не требуется больших усилий. Универсальным является гидравлический пресс на 100 кН верстачного типа, используемый как стационарный и переносной; при этом цилиндр можно снимать оо станицы. Также применяют и гидравлические прессы с усилием 200, 400 и 1000 кН.
Для механизации работ при разборке резьбовых соединений в управлениях механизации применяют гайковерты. При отвертывании и завертывании они должны развивать вращающий момент до 40 кН-м и выдерживать кратковременные перегрузки.
Гайковерты ИЭ-3106 (Э-3117); ИЭ-3102 (Э-3111) и ИЭ-3107 (Э-3118) предназначены для затяжки резьбовых соединений различных диаметров.
Гайковерт ИЭ-3102 по требованию заказчика может быть снабжен торсионами и шарнирным переходником, обеспечивающим в труднодоступных местах подход к резьбовому соединению под углом до 12°.
Шпоночные, шлицевые, конусные соединения, а также соединения на гладких цилиндрических валах с натягом демонтируют при помощи съемников. В зависимости от назначения съемники подразделяются на универсальные’ и специальные. Универсальные съемники используют при разборке нескольких аналогичных соединений, а специальные — только одного соединения, для которого они предназначены. При демонтаже применяют также съемники винтовые и гидравлические.
Оборудование для Автосервиса
Выбор оборудования для автосервиса зависит от задач, которые ставит перед собой владелец бизнеса.
На закупку оборудования влияет:
- виды автомобилей, которые будет обслуживать станция технического обслуживания;
- страна происхождения, тип и класс транспортных средств;
- общая площадь сервиса;
- виды работ, которые будут в нем проводиться.
Только ответив на эти вопросы, можно решить, какое технологическое оборудование для автосервиса нужно закупать в первую очередь.
Всё оборудование, входящее в СТО, бывает трех типов:
- технологическое;
- дополнительное;
- торгово-офисное.
Технологическое оборудование
Услуги, которые может оказывать автосервис, разнообразны. Охватить их все на старте бизнеса не реально, да и не нужно. Наращивать мощности лучше постепенно, анализируя запросы клиентов во время работы.
Минимальный набор предоставляемых услуг при открытии сервиса:
- шиномонтаж;
- развал-схождение;
- диагностика;
- слесарные работы.
Если бюджет позволяет, то к этому набору рекомендуется добавить:
По мере развития автосервиса, можно включить в услуги:
- диагностику дизеля;
- заправку кондиционеров;
- техосмотр ЛИК.
Важно решить, какие автомобили сможет обслуживать СТО.
Одно дело заниматься ремонтом легковых автомобилей, другое — ремонтировать коммерческий транспорт: малотоннажные грузовики, седельные тягачи и импортные грузовые автомобили.
Но ремонт легковых автомобилей также имеет свои нюансы.
Многие марки машин требуют специфического и дорогостоящего оборудования, например, такие, как:
Поэтому, прежде чем закупать оборудование, спрогнозируйте востребованность услуг у автомобилистов в вашем районе. Возможно, вы сможете найти низкоконкурентную нишу в районе, которая при этом будет востребована среди автовладельцев.
Шиномонтажный участок
Бывалые предприниматели в сфере автомобильных услуг рекомендуют начинать работу сервиса с организации шиномонтажного участка.
Для полноценной работы потребуется следующее технологическое оборудование:
- шиномонтажная ванна;
- станок балансировочный;
- станок шиномонтажный;
- расходники;
- гидравлический домкрат, подкатной;
- гайковерт;
- вулканизатор;
- пневматическая шлифовальная машинка с набором шарошек;
- нарезатель протектора;
- пистолет для подкачки шин;
- динамометрический ключ;
- компрессор;
- конус для авто;
- слесарный верстак.
Шиномонтажная ванна используется для проверки целостности покрышек, камер. Ценовой диапазон на неё от 6 700 рублей за отечественную модель Polarus-MW, самую простую, до 16 000 рублей за импортные модели, с более широкой линейкой обслуживаемых автомобилей.
Ванны зарубежных производителей имеют большие размеры. Это позволяет проводить осмотр шин, покрышек различных транспортных средств. Вы сможете обслуживать малый коммерческий транспорт, например малотоннажные грузовики.
Балансировочный станок применяется для устранения дисбаланса в геометрии колесного диска. Делается это при помощи грузиков. Стоимость балансировочных станков начинается от 35 000 рублей за модель китайского производства TS-600. Импортные станки стоят в 3-5 раз дороже.
Наиболее оптимальное решение — модель российского производства, станок СТОРМ Challenger-3. Этот вариант позволит обслуживать многие виды иномарок, за исключением французских и китайских. Цена на этот станок начинается от 74 400 рублей.
Шиномонтажный станок предназначен для операций — монтаж, демонтаж стандартных, низкопрофильных шин (как камерных, так бескамерных). Для старта бизнеса подходит недорогая модель китайского производства полуавтомат GR-322. Ее стоимость начинается от 48 000 рублей.
Импортные аналоги, предназначенные для работы с иномарками, стоят от 198 000 рублей и выше.
Помимо технологического оборудования для шиномонтажного участка требуются расходники.
В список входят:
- аппликаторы;
- шилья и иглы шиномонтажные;
- грибки;
- ножки;
- жгуты.
Помимо этого сюда же можно отнести клеи, герметики, пасты и очистители.
Не забываем заплаты диагональные, радиальные, универсальные и балансировочные грузики. Вся эта мелочевка требуется каждый день, и на её закупку стоит выделить до 50 000 рублей первоначально. После чего можно подкупать израсходованные материалы по мере необходимости.
Работа шиномонтажного участка невозможна без гидравлического подкатного домкрата. Стоимость профессионального агрегата зависит от его грузоподъемности и страны производителя. Если автосервис организован для ремонта легковых автомобилей, то достаточно будет приобрести два, три домкрата, грузоподъемностью до 3х тонн, стоимостью 16 800 рублей.
Но для ремонта другого автотранспорта ценник растет значительно, например, для автомобилей грузоподъемностью до 22 тонн цена на домкрат начинается от 20 000 рублей за отечественную модель. Европейские приборы стоят на порядок дороже.
Пневматический гайковерт – оборудование, необходимое для быстрого обслуживания автомобилей при производстве шиномонтажных работ и не только. Ценник сильно зависит от страны производителя инструмента. Если начинать с российских моделей, то стоимость стартует от 16 750 рублей.
Итальянские модели стоят от 10 000 евро. Но для иномарок требуется именно иностранное оборудование. Для некоторых брендов строго страны-изготовителя машины.
Вулканизатор – оборудование, предназначенное для постановки заплат методом горячей вулканизации. Стоимость данного оборудования начинается от 16 500 рублей за простейшую модель российского производства. Но с таким вулканизатором выполнять большие объемы работ в сезон будет сложно.
Профессиональный вулканизатор с высокой производительностью стоит от 178 000 рублей. Аналоги европейского производства обойдутся в 330 000 рублей, но эти модели прослужат верой и правдой гораздо дольше.
Пневматическая шлифовальная машинка с набором шарошек требуется для расчистки и шлифования места под грибок, жгутик. Стоимости модели 1/4″ (16 пр.) RT-1206 ROTAKE, производства Китай, начинается от 1 500 рублей. Есть более надежные машинки, там цена более 2 500 рублей. Зато такой аппарат реже выходит из строя.
Нарезатель протектора должен быть оптимальным по комплектации, качеству и возможностям. Сегодня на рынке популярна модель RUFF RILLFIT S125B, производства Германии. Стартовая цена от 14 000 рублей.
Динамометрический ключ — необходимый инструмент монтажника. С его помощью регулируют степень закручивания гаек. Для некоторых операций требуется строгая фиксация с указанием нагрузки на каждую гайку. Особенно важно это для установки колесных дисков.Самая доступная для начинающего предпринимателя модель, произведенная в Тайване, 1/2″ 28-210Нм 465мм JTC-1203. Начальный ценник от 2 100 рублей.
Комплексы для начинающих — готовые решения для тех, кто решил начать собственное дело. Ценник на комплекс оборудования, стартует от 73 000 рублей. В этом случае, набор технологического оборудования минимален, но первое время вполне можно работать на таком.
Балансировочный станок
Шиномонтажное оборудование
Оборудование участка развал-схождения
Нет ни одного автовладельца, который не обратился бы в сервис для проверки и регулировки углов установки колес. От этого зависит безопасность транспортного средства на дороге, да и жалобы, что «машину ведет», встречаются часто.
Для оборудования участка развал-схождения требуется гораздо больше финансов. Даже готовые решения с возможностью покупки оборудования в лизинг начинаются от 580 000 рублей.
В готовые комплектации входят необходимые станки, компьютерное и вспомогательное оборудование.
Стандартно развал-схождение включает в себя:
- стенд для регулировки углов установки колес;
- подъемник ( в который входят траверсный домкрат, компенсаторы для задней оси и поворотные круги).
Наиболее оптимальное решение — российско-китайский набор ТехноВектор/FLYING, стоимостью от 580 000 рублей. Этот вариант подходит для развивающегося сервиса — здесь хорошее соотношение цены к качеству самого оборудования, и к его количеству. Модель позволяет обслуживать разные марки автомобилей.
При получении устойчивой прибыли и хорошей проходимости, можно будет сменить набор на более дорогой с дополненной комплектацией, тем самым увеличить количество оказываемых услуг, например, проводить диагностику смещения осей, измерять расстояние между центрами колес и смещения колес задней оси. Этой услугой пользуются после деформации колес либо в рамках предпродажной подготовки машины.
Подъемник
Оборудование участка развал-схождения
Участок диагностики
Участок диагностики в СТО – один из важных. Встречать клиента с неисправным автомобилем лучше «во всеоружии». Безусловно, самый популярный запрос – диагностика двигателя, но уделять внимание только этому будет несколько однобоко. В машине может сломаться что угодно, и далеко не всегда дело в двигателе и его составляющих. Важно проводить диагностику тормозной системы, подвески, регулировки фар – список может быть огромным. Потому оборудование нужно подобрать максимально универсальное, способное решать большое количество задач.
Оборудование, требующееся для комплектации диагностического участка:
- стенды диагностические;
- тестеры давления, компрессометры и прочее;
- тестеры двигателя;
- автосканеры;
- люфтомеры рулевого управления;
- дымомеры;
- стенды для проверки генераторов и стартеров;
- стенды для проверки регулировки топливной аппаратуры;
- установки для промывки инжектора;
- стенды регулировки форсунок;
- опресовочные стенды;
- приборы для регулировки фар и оптики;
- люфт-детекторы.
Среди диагностических центров наиболее популярен комплекс «Автомастер АМ1-М». Это оборудование произведено в России. Оно отлично себя зарекомендовало на отечественном рынке. Можно порекомендовать его в качестве стартового пакета для открывающегося СТО. Цена за этот стенд составляет 222 000 рублей.
В комплект входит сам стенд, основанный на базе компьютера, с расширенными функциями:
- сканер блоков управления;
- мотор-тестер;
- тест производительности форсунок;
- цилиндровый баланс.
Стенд имеет блочную конструкцию, что позволит обновлять его постепенно, просто меняя некоторые блоки, по мере возможности.
Оборудование для диагностики двигателя
Оборудование для диагностики тормозной системы
Слесарный участок
Самый распространенный в автосервисе участок — слесарный. Слесарное оборудование и инструменты требуются практически при всех работах, выполняемых сервисом.
- подъемник гидравлический;
- компрессор;
- шланг спиральный;
- оборудование для слива тех жидкостей — масла и прочее;
- верстаки, шкафы, стойки;
- тележки для инструментария;
- тиски;
- станки различного назначения;
- кран гаражный;
- стойка трансмиссионная;
- кантователи различного назначения;
- лежаки подкатные;
- стяжки пружин напольные.
Так же сюда входит обширный перечень слесарного инструментария — ключи различного назначения, отвертки, гайковерты и другое.
Стоит отметить, что самое недорогое оборудование обычно произведено в Китае, но оно не всегда отличается высоким качеством. Поэтому рекомендуется остановить свой выбор на европейских аналогах, которые стоят дороже, но эксплуатируются дольше.
Кстати, для обслуживания французских и китайских автомобилей, требуется оборудование производства этих стран. К остальным машинам строгой привязки к стране-изготовителю не требуется.
Стоимость оборудования различна и зависит от того, что именно входит в набор. Так, цена на подъемники начинается со 100 000 рублей. Весь набор обойдется начинающему бизнесмену в 500 000 – 800 000 рублей. Но слесарное оборудование можно закупать постепенно, по мере развития сервиса.
Гидравлический подъемник
Аппарат для замены технических жидкостей
Малярный участок
Малярные и кузовные работы можно свести в один участок. Это поможет сэкономить место в помещении.
Для таких участков тоже существуют готовые решения, но при постепенной закупке начинать стоит по порядку и приобрести сначала стапель для исправления геометрии кузова и покрасочную камеру.
Стапель – это стенд для восстановления правильной геометрии кузова. Самые качественные и доступные для начинающих предпринимателей стапеля выпускают в нашей стране. Например, хорошо себя зарекомендовала модель ARS-8. Ее стоимость с минимальным набором функций составляет 195 000 рублей.
Максимальные комплектации этого же производителя — от 480 000 до 670 000 рублей. Чем выше цена, тем большее количество марок автомобилей можно обслуживать.
Покрасочная камера для легковых автомобилей российского производства СК-3 (дизельная) — наиболее оптимальный вариант для начинающих автобизнесменов. Стоимость модели от 667 000 рублей. Но заметим, что покраска кузова часто один из самых дорогих и востребованных видов услуг, потому данное оборудование при правильном подходе быстро себя окупит.
Стапель для выполнения кузовного ремонта
Покрасочная камера
Дополнительное оборудование
По мере возрастания посещаемости автосервиса, можно будет докупать дополнительное технологическое оборудование для техосмотра, зарядки кондиционера, диагностики дизельных двигателей и прочего. Все это можно приобретать позже, когда бизнес поставлен на поток.
Но помимо этого, существует дополнительное организационное технологическое оборудование, без которого нормальная работа СТО невозможна.
К подобному оборудованию относят:
- вентиляционное — снижает загазованность в производственном помещении;
- компрессионное — позволяет использовать в работе пневмоинструменты;
- электроинструмент — инструмент для ускорения процесса ремонта;
- климатическое — для поддержания рабочего температурного режима в цехах и на участках;
- расходники, мелкие инструменты и прочее — перечисленные выше в различных комплектах оборудования.
Вентиляционное оборудование
Торгово-офисное оборудование
В автосервисе часто попутно продают запасные части, автокосметику, расходники. Для этого необходимы витрины и прилавки.
Для обслуживания клиентов требуется кассовый аппарат с эквайрингом и денежным ящиком, сейф, стойка администратора, мебель для зоны ожидания. Чтобы клиент не скучал, важно показать гостеприимность и установить кулер с холодной и горячей водой, отличным решением станет установка телевизора на стену. Также можно приобрести кофе-машину и угощать посетителей вкусным и ароматным напитком.
Для офисной работы необходим компьютер, МФУ, телефония.
Автосервис – выгодный бизнес, так как сегодня как минимум один автомобиль есть в каждой среднестатистической семье. Важно учесть все нюансы при покупке оборудования, тогда СТО не будет простаивать без работы, а поток постоянных клиентов будет неуклонно расти.