Сканеры для диагностики электронных систем управления типы, возможности, выбор
Сканер – это аппарат, считывающий диагностическую информацию с электронного блока (блоков) управления автомобилем (ЭБУ, ECU, контроллером) для диагностики электронных систем. Новейшие сканеры позволяют произвести диагностику системы управления двигателем, а также проверить коробку передач с электронным управлением, систему ABS, подушки безопасности и пр. – определять состояние электроники всего автомобиля.
Функции сканеров заключаются в следующем:
– Идентификация (Identification, Information) — считывание из ЭБУ идентификационных данных блока управления и/или автомобиля вцелом. Как правило, в ЭБУ есть информация о типе блока управления, номере версии программного и аппаратного обеспечения, VIN-номере автомобиля и пр. ;
– Считывание из ЭБУ кодов неисправностей (Read DTC, Read Faults). В процессе работы электронный блок управления следит за параметрами работы автомобиля по данным датчиков. В случае, если ЭБУ считает данные с датчиков неверными (например, ЭБУ фиксирует обрыв линии датчика, короткое замыкание, отклонения данных с датчика от нормативов и т. п. ), то в память ЭБУ записывается так называемый код неисправности (DTC — Diagnostic Trouble Code, ошибка), который содержит информацию о возникшей неполадке. Считывание кодов неисправностей — это основная функция любого сканера. Она позволяет, например, выявлять «блуждающие» неисправности, которые никак себя не проявляют на момент диагностики, однако были зафиксированы блоком управления (контроллером) ранее.
Однако, надо помнить, что, во-первых, требуется уточнение полученных сканером данных (например, если получена информация от блока управления об обрыве цепи какого-либо датчика, необходимо не идти в магазин за датчиком, а уточнить где находится обрыв), во-вторых, требуется перепроверять полученные данные (может ошибиться и подсистема самодиагностики блока управления, может ошибиться и сканер при считывании и расшифровке кода), в-третьих, подсистема самодиагностики может не зафиксировать некоторые реально существующие проблемы.
– Считывание снимка параметров (Freeze Frame) — некоторые системы самодиагностики на момент выявления неисправности не только фиксируют код неисправности, но и значения основных текущих параметров работы двигателя. С помощью сканера диагност имеет возможность получить эту информацию и сделать выводы в каких обстоятельствах (и из-за чего конкретно) возникла неисправность. Надо отметить, что далеко не во всех сканерах реализована возможность получения этой информации из ЭБУ. И еще одно замечание — если автомобиль и сканер поддерживают данную функцию — не торопитесь стирать коды неисправностей — вместе с ними пропадет и информация Freeze Frame (сначала считайте ее);
– Стирание кодов неисправностей из памяти ЭБУ (Erase DTC, Clear DTC, Clear Fault). Эту операцию проделывают тогда, когда причина, вызвавшая запись кода неисправности, устранена или хотят отсеять случайно возникшие коды неисправностей — например, в результате случайного попадания в какой-либо датчик грязи или воды (при этом «реальная» неисправность после очистки памяти ЭБУ появится снова или вообще не будет стерта);
– Считывание текущих параметров (Data Stream, Live Data, Measuring values) — в этом режиме диагност получает возможность считывать при помощи сканера получаемую электронным блоком управления информацию с датчиков с целью ее анализа. Пользуясь этой возможностью, диагност может продиагностировать неисправный автомобиль, даже если ЭБУ не смог распознать возникший сбой и не записал какие-либо коды неисправностей;
– Активация — управление исполнительными механизмами (Actuation test) — в этом режиме диагност получает возможность непосредственно со сканера через ЭБУ управлять теми механизмами, которыми управляет ЭБУ — различными клапанами, вентиляторами, форсунками, индикаторами и пр., убеждаясь в их механической или электрической исправности;
– Кодирование (Coding) — изменение настроек блока управления (в частности — сведений о комплектации автомобиля). Например, на BMW через процедуру кодирования можно изменить настройки отображения информации на приборной панели (мили/километры и пр. ), на VW-Audi «прописывается» комплектация блоков управления (например в блоке управления двигателем прописывается наличие автоматической коробки передач и пр., в блоке управления подушками безопасности — наличие передних, боковых и пр. подушек) и т. п.
– Сброс сервисных индикаторов (Service reset — Time inspection, Distance inspection, Oil inspection), напоминающих о необходимости прохождения очередного технического обслуживания, замены масла;
– Адаптация (Adaptation) — сопряжение блоков управления между собой и/или блоков управления и периферии (датчиков) при замене компонентов на новые или после нарушения настроек (например, в результате снятия/установки при ремонте). Частным случаем адаптации является синхронизация между блоком управления двигателем и иммобилайзером;
– Программирование (Programmimg, Flashing) — изменение программы (прошивки) электронного блока управления;
– Справочные функции;
– Прочие функции.
Как не каждый блок управления поддерживает все перечисленные функции (в этом случае даже дилерский сканер не сможет из него эти функции «выжать»), так и не каждый сканер может предоставить диагносту все перечисленные функции, даже если они поддерживаются диагностируемым блоком управления. Также надо обратить внимание на то, какие электронные системы автомобиля может диагностировать сканер — ведь кроме двигателя есть еще ABS, AirBag, Traction Control, Cruise Control и пр. (например, на VW-Audi, Mercedes, BMW может устанавливаться не один десяток электронных систем с возможностью диагностики).
Ряд этих функций можно «заменить» использованием других приборов — например, вместо просмотра текущих параметров можно контролировать сигналы с датчиков осциллографом или мультиметром. Некоторые функции можно выполнить только сканером. Однако, так или иначе все приведенные функции выполняются при помощи сканера максимально быстро.
Сканер предназначен только для обмена данными с ЭБУ — следовательно, при помощи сканера невозможно получить больше «первичной» информации, чем содержится в ЭБУ автомобиля. Сканеры подключаются к автомобилю через диагностический разъем (DLC — Diagnostic Link Connector). Учитывая, что на разные марки и модели автомобилей устанавливаются разные типы ЭБУ, использующие разные протоколы обмена информацией, и разные типы диагностических разъемов (колодок), то конкретные модели сканеров предназначены для определенных марок и моделей автомобилей (точнее — для диагностики определенных электронных систем на определенных марках и моделях автомобилей, поддерживающих определенные протоколы обмена диагностической информацией).
На рынке представлен достаточно большой выбор этих приборов — поэтому рассмотрим основные критерии их выбора.
1. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ — заключаются в перечне поддерживаемых марок и моделей автомобилей, поддерживаемых электронных систем, а также функциями, применимыми к конкретным системам на конкретных автомобилях. Это основной критерий выбора. По функциональным возможностям (широте охвата (количеству марок) и функциям) сканеры делятся на дилерские, специализированные по марке и мультимарочные.
Дилерские сканеры могут работать только с одной или несколькими «родственными» марками автомобилей (например, VW-Audi), но выполняют с ними максимальный набор возможных функций. На «открытом рынке» приобрести дилерские приборы можно в новом виде, в виде аналогов (клонов) дилерских приборов и в виде б/у приборов неизвестного происхождения (большинство дилерских сканеров поставляется или даже «выдаются в аренду» только официальным дилерским сервисным центрам). Стоимость дилерских приборов начинается от 2 тыс. долл.
Специализированные по марке сканеры, также как и дилерские, работают только с одной или несколькими «родственными» марками автомобилей, однако не имеют «дилерского» статуса и обладают более скромными возможностями. Зачастую такие сканеры доступны по цене и для частного использования. Примерами таких сканеров являются Autoscanner Opel, VAG-RUS и пр.
Мультимарочные сканеры могут работать с большим количеством марок, но их функции по отношению к каждой марке уже, чем у дилерских приборов. Мультимарочные сканеры наиболее востребованы в российских условиях, где присутствует достаточно пестрый состав автопарка как по маркам, так и по годам выпуска. Нами предлагаются мультимарочные сканеры стоимостью от 200 до 4000 долл. — поэтому каждая станция может подобрать прибор, максимально соответствующий ее потребностям и доступный по цене.
Среди мультимарочных сканеров условно можно выделить широкоуниверсальные (Ultrascan P1, Launch X-431) и специализированные по рынку, региону или протоколам диагностики — представлены такими моделями как Carman Scan Lite (специализация на рынках Японии и Кореи, особенно на марках Hyundai и Kia), Trican (автомобили с поддержкой протоколов OBD-II).
2. ИСПОЛНЕНИЕ СКАНЕРА — либо в виде автономного аппаратного прибора, либо в виде программно-аппаратного комплекса для ПК (адаптера и ПО).
Аппаратные сканеры выполнены в виде автономного прибора, который при помощи специальных кабелей подключается к диагностической колодке автомобиля и обменивается информацией с электронным блоком управления автомобилем. Примерами такого типа сканеров являются Ultrascan P1, Launch Х-431, Carman Scan Lite и другие. Некоторые аппаратные сканеры могут и подключаться к ПК.
Программные сканеры выполняют те же функции, но выполнены в виде программы для ПК, при этом ПК соединяется с автомобилем при помощи специальных адаптеров и кабелей (или средств беспроводной связи). Примерами программных сканеров являются BOSCH KTS, Carman Scan Wi, Trican и пр. Программные сканеры удобнее с точки зрения интерфейса (большой экран, привычная работа в интуитивно понятной windows-среде, возможность параллельного использования информационных баз данных, широкие возможности сохранения диагностической информации и учета клиентов и пр. ), но менее мобильны (для мобильного использования требуется наличие ноутбука).
Существует мнение, что сканеры на базе ПК должны стоить дешевле, чем автономные приборы. Учитывая, что цена сканера на рынке совсем не определяется его материальной себестоимостью, это мнение является неправильным.
3. УДОБСТВО РАБОТЫ. Для аппаратных сканеров — это размер экрана, как прибор «лежит в руке». Общие параметры — удобство управления сканером, наличие в комплекте всех необходимых переходников для подключения к диагностическим колодкам, возможность просмотра параметров в графическом виде и пр.
4. ЯЗЫК ИНТЕРФЕЙСА. Понятно, что большинству хочется общаться с приборами на родном (русском) языке. И большинство приборов сейчас предоставляют такую возможность (правда далеко не везде качество перевода на уровне). Однако, несмотря на это, мы рекомендуем даже при наличии русскоязычных версий использовать англоязычные версии программ — это позволит избежать проблем связанных с неточностью перевода, а также максимально избежать нестыковки с технической документацией. Помочь справится в такой ситуации могут специализированные электронные и бумажные автомобильные словари. К сожалению, технических электронных переводчиков, дающих приемлемый результат, на сегодняшний день не существует.
5. ВОЗМОЖНОСТИ ОБНОВЛЕНИЙ. При выборе сканера имеет смысл учитывать стоимость, периодичность выхода, а также саму процедуру обновлений. У программных сканеров на базе ПК, как правило, обновления заключаются только в замене программного обеспечения (например, такая процедура у сканера Trican). Аппаратные сканеры обновляются либо непосредственно у клиента при помощи ПК (такая процедура у сканеров Ultrascan P1, Launch Х-431 и др. ), либо через замену программных картриджей (самая неудобная форма обновлений, так как, как правило, их необходимо отправлять для обновления поставщику).
6. ТРЕБОВАНИЯ К ПК (только для программных сканеров). Уточните, какие требования к операционной системе, объему жесткого диска, процессору и каким образом адаптер сканера подключается к ПК (USB, СОМ (RS-232), LPT, Ethernet (LAN) порты, беспроводная связь WiFi (WLAN), Bluetooth (BT) ).
7. ЦЕНА. Рассматривая мультимарочные сканеры, по цене сейчас можно выделить три группы приборов:
– мультимарочные сканеры на базе адаптера Uniscan (Scantronic, Euroscan, CST-305 и т. п. ) — эти сканеры стоят от 350 до 700 долл. и включают в себя все функции K-L-Line адаптеров, а кроме этого позволяют диагностировать ограниченное количество электронных систем на автомобилях BMW, Mercedes, Opel, Ford, Renault, Fiat, AlfaRomeo, Lancia примерно до 2001 года выпуска. Для работы только этим комплектом функций по тем же BMW, Mercedes и пр. будет явно недостаточно.
– мультимарочные сканеры на базе стандартного K-L-Line адаптера — например, СКАН-ПК. Эти сканеры стоят от 90 до 400 долл. в зависимости от комплектации и пр. В «самой полной» комплектации эти сканеры позволяют полноценно работать с ВАЗ и ГАЗ (примерно до 2005 г. ), группой VAG (VW, Audi, Seat, Skoda, все авто и все электронные системы до 2002 г. включительно, часть авто и часть систем на автомобилях 2003-2005 гг. ), Daewoo Nexia и Espero (примерно до 2005 г. ), а также с автомобилями, поддерживающими протокол OBD-II (разновидность ISO-9141). Также существует существенно более скромное по функциям программное обеспечение для Mercedes, BMW, Opel и пр. (очень ограниченное количество моделей и электронных систем).
– мультимарочные сканеры с максимальным покрытием — например, аппаратные сканеры Ultrascan P1, X-431 и Carman Scan Lite. Цены на такие сканеры составляют от 2200 до 4000 долл. При этом если сканеры Ultrascan P1 и Х-431 имеют примерно ровное покрытие по регионам, то сканер Carman Scan однозначно специализируется на Корее и Японии (проигрывая при этом по Европе).
Выбор необходимо сделать Вам, исходя из своих потребностей (по диагностированию конкретных марок автомобилей) и возможностей (бюджета покупки).
Оборудование для диагностики автомобиля: какое бывает?
Какое бывает оборудование для проверки электроники автомобиля?
Существует три типа диагностических приборов: газоанализаторы, мотортестеры и сканеры (они изображены на рисунке).
Еще есть дополнительное оборудование, но из всего списка можно выделить три большие группы диагностических приборов.
Диагностический сканер
Первый прибор – это сканер. Он подключается к автомобилю, к диагностическому разъёму.
Сканер – это прибор, который позволяет общаться с блоком управления двигателем. Собственно говоря, он и задуман для работы с блоком управления.
Та информация, которую мы видим на сканере — это информация из блока управления. Если на сканере написано «угол опережения зажигания — 15 градусов», означает ли это, что он реально там 15 градусов? Конечно же нет. Да, он может быть и 15. Но, 15 – это считает блок управления, так он задал угол и выдает 15 градусов.
То, что мы видим сканером — мы видим глазами электронного блока управления.
Мотортестер
Данный прибор – это глаза диагноста.
Мотортестер – это измерительный прибор, который можно сравнить по работе с мультиметром. Это такой мощный прибор, заточенный под работу с двигателем, под измерение высокого напряжения, давлений, токов.
Причем, больших токов, всевозможных напряжений, для съема осцилограмм, для их запоминания. То есть это измерительный прибор, в отличие от сканера. Сканер ничего сам не измеряет, сканер отображает то, что видит блок управления.
В сканере мы можем увидеть 15 градусов, подключаем мотортестер, смотрим, а там 5 или 0, или даже минус.
Газоанализатор
То, что у двигателя вылетает из выхлопной трубы – это тоже источник диагностической информации. К примеру, вы приходите к врачу, говорите – у меня болит то-то и то-то, он дает вам направление на анализы, потому что ему нужна информация о том, что у вас там в крови и сколько там сахара, сколько того и того.
То, что у двигателя в выхлопной трубе – это то, что произвел двигатель в результате своей работы, в результате своей жизнедеятельности. Он выполняет механическую работу и производит отработанные газы. Вот как доктор по анализу видит, что происходит, так и мы по составам отработанных газов видим, что происходит в двигателе.
Здесь еще нужно добавить, что газоанализатор нужен только четырехкомпонентный.
Нужно обязательно CO2, нужно обязательно O2, расчетные параметры лямбды (датчик кислорода).
Естественно, характер информации, которую мы получаем с помощью этих приборов, он разный. Газоанализатор выдает одно, мотортестер другое, сканер выдает третью информацию.
Условные области информации о двигателе, которая доступна основным диагностическим приборам и дополнительным приборам.
Дополнительное оборудование
Даже основными диагностическими приборами мы не может полностью собрать информацию о некорректной работе двигателя. Остаются небольшие области, в которых все три прибора бессильны. Здесь используется дополнительное диагностическое оборудование.
Топливные монометры
В первую очередь, это набор топливных манометров. Набор переходников под разные системы, разные модели автомобилей.
Компрессометр служит для оценки состояния цилиндров. Но более серьезно их можно оценить пневмотестером. Им можно определить досконально работу цилиндра, железа цилиндра.
Приезжает автомобиль, троит, подтраивает. Меряем компрессию – все хорошо, но по газоанализу видно, что не все хорошо, а компрессия вроде бы нормальная. Берем пневмотестер, смотрим – а в одном цилиндре утечка. И уже знаем: какая утечка и куда (через клапан, через кольцо или в систему охлаждения).
Этот прибор очень желательно иметь. Он, конечно, стоит порядка 6 тысяч, но прибор очень полезный, сколько дефектов можно найти с его помощью – не пересчитать.
Разрядники
Если вы сняли для какого-либо измерения наконечник с высоковольтного провода, его ни в коем случае нельзя просто оставить где-то.
Какой более безболезненный вариант в этом случае?
- Снять с катушки провод, положить его рядом и пытаться завести двигатель или компрессию померить;
- Снять с катушки провод, положить его на массу, накоротко (сделать короткое замыкание), и делать то же самое.
Если мы снимем провод и просто положим — мы убьем катушку. Поэтому разрядники обязательно потребуются.
Не запускается автомобиль. Просто посмотреть наличие искры. Одеваем разрядник и смотрим.
Почему на разрядники нужно смотреть?
Дело в том, что, искровой зазор большой на разряднике, и на свежем воздухе мы катушку нагружаем, даем ей, как говорится, пинка.
А если мы вытащим свечку, оденем высоковольтный провод на свечу, положим, так искра будет.
Зазора нет, давления нет, здесь нужно понимать – в цилиндрах есть давление, а на воздухе давление – одна атмосфера, и пробивается гораздо легче.
Машина не заводится — искра есть, все есть. Одели провод, положили свечу на двигатель, крутим двигатель — искра есть.
Цепляем мотортестер, смотрим осцилограмму — искры нет. Катушку поменяли, машина завелась. Искра была, на воздухе, на свечке она была.
Если бы нацепили свечу на разрядник, мы бы увидели, что искры нет. На разряднике зазор большой, искры бы там не было. Такая вещь тоже полезна.
Тестер утечек
Попросту говоря — это генератор дыма. Туда заливается специальный состав, он там нагревается, дымится со страшной силой, и дым подается во впускной коллектор. Это делается для того, чтобы найти утечки во впускном коллекторе.
Какие места утечек могут быть:
- Ось дроссельной заслонки. Куда дроссельная заслонка одевается, из этих втулочек дымит регулярно. Если дроссельный узел походил лет пять — уже будет дымить оттуда.
- Регуляторы холостого хода.
Конечно, это не основной прибор, нет крайней необходимости в нем, но очень полезная вещь, очень удобная и значительно облегчает поиск подсоса воздуха.
Стетоскоп технический
Тоже очень полезная штука, стоит копейки. Этим прибором можно прослушать двигатель на пример каких-то механических стуков, где-то там поршня постукивают, клапана постукивают, побрякивают, используют для прослушивания форсунок.
Эндоскоп
Очень удобная штука, одно дело, когда вы что-то померяли, посмотрели. А если предполагать, что детонация происходит из-за нагара в камере сгорания, потому что других причин нет?
Как это увидеть не разбирая двигатель? – Эндоскопом. Выворачиваем свечку, заглядываем, смотрим.
Эндоскопы бывают как самостоятельные приборы и как камеры с подключением к компьютеру (такие будут дешевле).
Существует большая проблема – не заводится двигатель в морозы. На впускных клапанах, вследствие подачи топлива на клапан – впрысковые моторы подают топливо на клапан, и он обрастает смолой, покрывается ей как губкой.
Топливо брызнуло на клапан, клапан горячий, что могло испариться – испарилось, а смола осталась.
И в итоге впрысковые моторы вот этим страдали. Форсунка брызнула на клапан, бензин впитался, образовавшейся смолой, и машина не завелась. Тоже, это очень легко обнаружить эндоскопом.
Пример образования смолы (нагара)
Тестер цепей
Для работы потребуется набор тестеров и всевозможных пробников . В основном, лучше покупать тестеры, заточенные именно под автомобильную тематику, чтобы он мог и померить то, что интересует.
Базы данных
Помимо оборудования необходимы базы данных. Без базы данных на современном диагностическом участке попросту никуда.
Что такое база данных?
Естественно, автодилер получает от производителя какую — то компьютерную программу, в ней заложена вся информация по ремонту, сроки обслуживания, все моменты затяжки, все геометрические размеры, заправочные объемы, все электросхемы, в общем, все необходимое для работы специалиста на станции. Такая база данных называется дилерская.
Пример из базы данных Chevrolet:
Заключение
В статье мы рассмотрели диагностическое оборудование для диагноста бензиновых двигателей. Это, конечно, список в идеале.
На практике же не всегда будет возможность приобрести тот или иной прибор, да и специфика работы может не потребовать часть упомянутых приборов.