Оборудование для диагностики автомобильных двигателей
Лабораторная работа №9
Цель работы:ознакомится с классификацией, принципом работы и техническими характеристиками оборудования.
Оборудование для диагностики ЭСУД, и иного электрооборудования двигательной установки автомобиля.В эту группу оборудования входят диагностические комплексы, сканеры, мотортестеры, диагностические тестеры и мультиметры.
а) |
б) |
Диагностические комплекс (рис.1.) представляет собой универсальный набор диагностических средств, персональный компьютер с заложенной диагностической платой, принтер, монитор, сканер и набор соединительных кабелей, смонтированные на передвижной стойке.
Рисунок 1. Диагностические комплексы фирмы BOSCH (Германия) для ДВС легковых автомобилей:
а) DD 4000 – состав: ПК со встроенной платой диагностического устройства DD 4000 и программным обеспечением, монитор с электронно – лучевой трубкой; принтер; мотортестер; набор кабелей для подсоединения к диагностической колодке автомобиля; сканер; стробоскоп; имитаторы датчиков; осциллограф, диагностические средства для дизельных двигателей и другие диагностические средства, поставляемые по отдельному заказу;
б) FSA 740 – состав: ПК со встроенной платой диагностического устройства и программным обеспечением на базе измерительного модуля FSA 740, ЖК — монитор; принтер; мотортестер; набор кабелей для подсоединения к диагностической колодке автомобиля; сканер; стробоскоп; имитаторы датчиков; осциллограф, прибор для определения токов утечки аккумулятора, генератор сигналов и другие диагностические средства, поставляемые по отдельному заказу
Сканер (рис. 2.76) – электронное устройство, позволяющее считывать диагностическую информацию с различных электронных систем автомобиля и передавать ее в персональный компьютер. Сканер может работать в паре с ПК или автономно. В последнем случае он имеет дисплей для текстового или графического вывода диагностической информации, например, кодов ошибок ЭСУД.
Рисунок 2. Сканер DPS фирмы BOSCH (Германия) для считывания диагностической информации с ЭСУД ДВС легковых автомобилей
Мотортестер (рис.3) – портативный прибор, включающий несколько измерительных приборов, для измерения электрических величин и процессов, протекающих в различных системах ДВС. В отдельных моделях мотортестеров предусматриваются программная поддержка и возможность стыковки с ПК.
Рисунок 3. Мотортестер МТ – 4 фирмы НТС (Россия) для считывания и показа быстропротекающих процессов в электрических цепях управления ДВС.
Прибор поставляется в комплекте с осциллографической приставкой (не показана) и стробоскопом, обеспечивается программой вывода информации в графической или цифровой форме на монитор ПК.
Диагностический тестер (рис.4) – портативный прибор для проведения диагностики отдельных систем ДВС в тестовых режимах.
Рисунок 4. Диагностический тестер АСКАН – В (М) фирмы ЭЛКАР (Россия) для диагностирования электронной системы управления впрыском топлива легковых автомобилей.
Мультиметр (рис. 5.) — портативный прибор для измерения электрических величин (напряжение, ток, сопротивление).
Рисунок 5. Профессиональный мультиметр PM 960 фирмы TECHNOMOTOR (Италия).
Газоанализаторы отработавших газов.Газоанализаторы – портативные приборы с цифровой индикацией, предназначенные для анализа содержания отдельных компонентов химического состава отработавших газов бензиновых и дизельных автомобильных двигателей. Прибор оценивает процентное содержание четырех компонентов – оксида углерода – СО, непредельных углеводородов – СН, двуокиси углерода – СО2, кислорода – О2. Современные газоанализаторы (рис. 6.) –построенные по модульному принципу приборы, имеющие пульт дистанционного программного управления, обеспечивающие возможность измерять температуру отходящих газов и устанавливать зависимость количественного содержания компонентов от числа оборотов коленчатого вала ДВС.
Рисунок 6. 4 Х — компонентный газоанализатор ИНФРАКАР — М фирмы ХИМАВТОМАТИКА (Россия).
Стробоскопы.Автомобильные стробоскопы – приборы для прерывистого наблюдения одно и того же положения вращающегося объекта, например шкива привода вентилятора, который поэтому визуально представляется неподвижным. Прибор имеет стробоскопическую лампу, излучающую импульсы света с частотой вращения объекта, для чего в систему управления лампы встроен датчик, который принимает сигналы от объекта наблюдения, либо сторобоскоп подключается к датчику частоты оборотов коленчатого вала ЭСУД. Современные стробоскопы (рис.7.) – приборы с цветным цифровым ЖК – дисплеем, предназначенные для регулировки угла опережения зажигания или других работ, где требуется наблюдать определенное положение коленчатого вала в процессе его непрерывного вращения.
Рисунок 7. Автомобильные стробоскопы PF — P 157 для бензиновых (с Индуктивным датчиком частоты вращения коленчатого вала) и дизельных (с пьезоэлектрическим датчиком) двигателей фирмы TECHNOMOTOR (Италия).
Приборы для диагностики цилиндро – поршневой и клапанной групп ДВС.В эту группу оборудования входят пневмотестеры, компрессометры и компрессографы. Диагностика цилиндро – поршневой и клапанной групп проводится методом герметичности рабочих объемов. Суть этого метода заключается в том, что надпоршневая полость цилиндра ДВС в определенных положениях коленчатого вала должна быть герметичной. Проверку герметичности производят с помощью приборов, измеряющих давление воздуха – манометров, поэтому все оборудование этой группы имеет в своем составе манометрические измерительные устройства.
Пневмотестеры(рис. 8.) представляют собой прибор, в корпусе которого находится миниатюрный компрессор, фильтр тонкой очистки воздуха и манометр. В комплектность пневмотестера входят также воздухопроводы, быстросъемные муфты и комплект наконечников.
Рисунок 8. Пневмотестер PF – M 907 фирмы для диагностирования цилиндро-поршневой и клапанной группы ДВС фирмы TECHNOMOTOR (Италия).
Компрессометр – ручной прибор, состоящий из манометра, подсоединительной трубки и наконечника с запорным золотником. Корпус манометра для удобства работы выполнен заодно с рукояткой. Шкала прибора проградуирована в безразмерных единицах компрессии, а стрелка фиксируется в положении, соответствующем максимальному измеренному давлению за цикл измерения. Для сброса давления имеется выпускной клапан.
Компрессограф (рис. 9.)отличается от компрессометра тем, что он регистрирует давление с помощью манометрического измерителя, связанного с графопостроителем. Результаты измерения наносятся на бумажную карточку. Прибор имеет корпус, с расположенными в нем измерительной и регистрирующей системами, подсоединительную трубку и наконечник.
Рисунок 9. Компрессограф модели 382 для регистрации давления топливно – воздушной смеси в цилиндрах ДВС фирмы ZECA (Италия)
Оборудование для диагностики двс автомобилей конспект
Диагностирование автомобиля в целом проводится для определения уровня показателей его эксплуатационных свойств: мощности, топливной экономичности, безопасности движения и влияния на окружающую среду. Выявив ухудшение этих показателей по сравнению с установленными нормативами, проводят углубленное (поэлементное) диагностирование с использованием оборудования для диагностирования отдельных агрегатов, узлов и других элементов автомобиля.
по параметрам рабочих процессов (например, по расходу топлива, мощности двигателя, тормозному пути), измеряемым при наиболее близких к эксплуатационным условиям режимах;
по параметрам сопутствующих процессов (например, посторонним шумам, нагреву деталей и узлов, вибрациям), также измеряемым при наиболее близких к эксплуатационным условиям режимах;
по структурным параметрам (например, зазорам, люфтам), измеряемым у неработающих механизмов.
При диагностировании с помощью контрольно-диагностических средств определяют диагностические параметры, по которым судят о структурных параметрах, отражающих техническое состояние механизма и автомобиля в целом.
Диагностический параметр — это физическая величина, контролируемая средствами диагностирования и косвенно характеризующая работоспособность автомобиля или его агрегатов и систем (например, шум, вибрация, стук, снижение мощности двигателя, давление масла или воздуха).
Структурный параметр — это физическая величина, непосредственно отражающая техническое состояние механизма (например, геометрическая форма и размеры, взаимное расположение поверхностей деталей).
Существует взаимосвязь структурных и диагностических параметров. Так как непосредственное измерение структурных параметров затруднено необходимостью разборки механизмов, возникает потребность в косвенной оценке структурных параметров через диагностические. Диагностирование позволяет своевременно выявить Неисправности и предупредить возможные отказы, сокращая потери от простоев автомобиля при устранении непредвиденных поломок.
Диагностические и структурные параметры подразделяются по своим значениям.
номинальное значение параметра, которое определяется конструкцией и функциональным назначением механизма. Номинальные значения обычно имеют новые механизмы или механизмы, прошедшие капитальный ремонт;
допускаемое значение параметра — это такое граничное значение, при котором механизм может сохранять работоспособность до следующего планового ТО без каких-либо дополнительных воздействий;
предельное значение параметра — это наибольшая или наименьшая его величина, при которой еще обеспечивается работоспособность механизма. Но при достижении предельного значения параметра механизма дальнейшая его эксплуатация либо недопустима, либо экономически нецелесообразна;
упреждающее значение параметра — это ужесточенное предельно допустимое его значение, при котором обеспечивается заданный уровень вероятности безотказной работы механизма на предстоящем межконтрольном пробеге автомобиля.
Средства диагностирования
Средства диагностирования подразделяются на:
встроенные, которые являются составной частью автомобиля. Это датчики и приборы на панели приборов. Их используют для непрерывного или достаточно частого измерения параметров технического состояния автомобиля. Современные средства встроенного диагностирования на основе электронного блока управления (ЭБУ) позволяют водителю постоянно контролировать состояние тормозных систем, расход топлива, токсичность отработавших газов, а также выбирать наиболее экономичный режим работы автомобиля;
внешние средства диагностирования не входят в конструкцию автомобиля. К ним относятся стационарные стенды; передвижные приборы и станции, укомплектованные необходимыми измерительными устройствами.
Диагностическое оборудование
Все оборудование для диагностики двигателей можно подразделить на три основные группы (рис.23):
1) сканеры блоков управления двигателями;
2) измерительные приборы;
3) тестеры исполнительных устройств и узлов двигателя.
Рис.23. Оборудование для диагностики автомобилей
Первая группа приборов представляет собой набор устройств, предназначенных для установления связи с блоками управления автомобилей и выполнения таких процедур, как чтение и стирание ошибок, чтение текущих значений датчиков и внутренних параметров системы управления, проверка работоспособности исполнительных устройств, адаптация системы управления при замене отдельных агрегатов автомобиля или при капитальном ремонте двигателя.
Во второй группе приборов собраны устройства, которые можно использовать для диагностики любых двигателей независимо от способа управления. Все эти устройства применяют для обнаружения неисправностей, а также для проверки показаний сканеров, так как ни одна электронная система не может проверить саму себя с абсолютной достоверностью — например, подсос воздуха во впускном коллекторе может вызвать появление сообщения об отказе расходомера воздуха и т. д.
Третья группа приборов представляет собой оборудование для углубленной проверки ЭСУД и ее отдельных узлов.
Диагностические стенды с беговыми барабанами (рис.24) позволяют имитировать условия движения и нагрузки. Стенд состоит из беговых спаренных барабанов, стационарного пульта управления, переносного пульта управления и вентилятора, который поддерживает тепловой режим. Управление осуществляется оператором с рабочего места водителя с помощью дистанционного пульта. Автомобиль устанавливают ведущими колесами на беговые барабаны. На стенде автомобиль удерживается упорами, устанавливаемыми под передние колеса. Для определения максимальной эффективной мощности двигателя автомобиль разгоняют до заданной скорости и создают нагрузку на ведущих колесах. Стенд позволяет определить потери мощности в силовой передаче автомобиля без нагрузки при заданном нагрузочном режиме. При определении расхода топлива на различных скоростных и нагрузочных режимах работы двигателя топливная система двигателя подключается к расходомеру стенда, который расположен в стойке.
Рис.24. Стенд с беговыми барабанами
Посты диагностики отдельных агрегатов (рис.25) оснащаются специальными приборами и приспособлениями для измерения и контроля основных параметров агрегата и выявления их неисправностей. Так, пост для диагностирования работы двигателя комплектуется виброакустической аппаратурой, стетоскопом и др., позволяющими по особенностям и уровню шумов и стуков определять техническое состояние кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов. С помощью стетоскопа определяют увеличение зазоров в латунных и коренных подшипниках коленчатого вала, между поршнем и цилиндром, клапанами и толкателями и т. д., устанавливают необходимость выполнения регулировочных и ремонтных работ.
Рис.25. Диагностика отдельных агрегатов
Использованные источники
1. Карагодин В.И., Митрохин Н.Н. Ремонт автомобилей и двигателей: Учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений. — М.: Мастерство; Высш. школа, 2001. — 496 с.
2. Пузанков А.Г. Автомобили: устройство и техническое обслуживание: учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования/ — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 640 с.
3. Луховицкий Ф. Н. Механизированные средства для технического обслуживания машинно-тракторного парка. — М.: Колос, 1978.
4. Иллюстрации, находящиеся в сети Интернет в свободном доступе.