Меню

Объем рынка ремонта автомобилей

Рынок автосервиса в России

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» представляет очередной выпуск маркетингового отчета «Рынок автосервиса в России». В этом отчете речь идет о рынке автосервиса исключительно легковых автомобилей.

Оценка рынка проведена по двум направлениям. Первое – это классификация участников рынка и их количественное соотношение в регионах. Имеются в виду официальные дилеры, независимые СТО и точки узкой специализации, в которых предоставляется ограниченный набор автосервисных услуг (например, мойка, шиномонтаж, кузовной ремонт и др.). При этом в отдельную категорию мы выделили механиков-частников, количественный учет которых довольно затруднен из-за отсутствия какой-либо информации в открытых источниках.

Второе направление – годовой объем реализации автосервисных услуг, в том числе по кузовному ремонту, автомойке и шиномонтажным работам.
Методика расчета объема рынка базируется на подробных данных по парку легковых автомобилей в России по состоянию на 1 июля 2020 года, а также мониторинга цен на автосервисные услуги в городах Москва, Санкт-Петербург и регионах.
Кроме того, были учтены предпочтения автовладельцев по видам точек обслуживания, которые были определены по результатам опросов, проведенных в 2020 году. Объемы рынка разделены на три основных блока. Это объемы реализации услуг официальными дилерами, независимыми СТО и потенциал рынка. Под потенциалом рынка мы подразумеваем работы по ремонту и обслуживанию автомобилей в денежном выражении, которые производятся лично автовладельцами или механиками-частниками. В каждом блоке объемы реализации услуг разделяются между отечественными марками и брендами иностранного происхождения, а также по возрастным категориям.

Эти два направления позволили нам вычислить такой показатель, как средний годовой объем реализации услуг официальным дилером по одному бренду без учета стоимости запасных частей и расходных материалов. Также по каждому региону мы смогли определить еще один показатель – насыщенность сервиса гарантийных автомобилей, т.е. количество гарантийных автомобилей, приходящихся на одного официального дилера.

Отчет подготовлен методом кабинетного исследования с использованием телефонных онлайн-опросов. Основными источниками информации являются собственные базы данных и информация, полученная из открытых источников.

Структура подачи информации и расчетные методики разработаны специалистами аналитического агентства «АВТОСТАТ». Тем не менее все они базируются на основополагающих принципах расчетов объема рынка, принятых в общемировой практике. Данные, представленные в отчете, структурированы и собраны в таблицы, при необходимости проиллюстрированы графиками и диаграммами.

Объём российского рынка автосервиса по ТО и ремонту

Рынок услуг автосервиса в России продолжает расти, причем рост этот происходит неравномерно. Так, с 2014 по 2017 год темпы роста в денежном выражении в среднем составляли порядка 11 млрд рублей, но в 2018 этот рост удвоился и составил 23,7 млрд рублей.

В итоге, согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», в 2018 году объём рынка по ТО и ремонту легковых автомобилей достиг 300,6 млрд рублей. Отметим, что сюда не вошли услуги по шиномонтажу, мойке и кузовному ремонту.

При этом доля официальных дилеров на рынке автосервиса достигла 17%, что в денежном выражении составляет 51 млрд рублей. Еще около трети (31%) приходится на долю независимых СТО (92,3 млрд рублей). Таким образом, суммарно «официалы» и независимые СТО занимают менее половины (48%) всего объёма рынка по ТО и ремонту.

Очевидно, что остальное — это потенциал рынка (157,3 млрд рублей), под которым подразумеваются работы по ремонту и обслуживанию легковых автомобилей, проводимые лично автовладельцами или механиками-частниками.

Отметим также, что в прошлом году на покупку запчастей для легковых автомобилей россияне потратили 1,44 трлн рублей – на 9,1% больше, чем в 2017.

Быстро узнать стоимость автомобиля на рынке можно с помощью калькулятора «Оценка авто».

Рынок автосервиса в России

Посмотреть содержание

Парк легковых автомобилей

Возрастная структура парка
Марочная структура парка
Региональная структура парка

Классификация участников и структура рынка

Классификация участников рынка
Структура рынка
Насыщенность сервиса гарантийных автомобилей

Методика расчета и основные параметры

Основные параметры для расчета
Расчет объемов рынка

Объем рынка по регионам

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» представляет очередной выпуск маркетингового отчета
«Рынок автосервиса в России». В этом отчете речь идет о рынке автосервиса исключительно легковых автомобилей. Оценка рынка проведена по двум направлениям.

Первое – это классификация участников рынка и их количественное соотношение в регионах.
Имеются в виду официальные дилеры, независимые СТО и точки узкой специализации, в которых предоставляется ограниченный набор автосервисных услуг (например, мойка, шиномонтаж, кузовной ремонт и др.). При этом в отдельную категорию мы выделили механиков-частников,количественный учет которых довольно затруднен из-за отсутствия какой-либо информации в открытых источниках.

Второе направление – годовой объем реализации автосервисных услуг, в том числе по кузовному ремонту, автомойке и шиномонтажным работам.

Методика расчета объема рынка базируется на подробных данных по парку легковых автомобилей в России по состоянию на 1 июля 2019 года, а также мониторинга цен на автосервисные услуги в городах Москва, Санкт-Петербург и регионах.

Кроме того, были учтены предпочтения автовладельцев по видам точек обслуживания, которые были определены по результатам опросов, проведенных в 2019 году. Объемы рынка разделены на три основных блока. Это объемы реализации услуг официальными дилерами, независимыми СТО и потенциал рынка. Под потенциалом рынка мы подразумеваем работы по ремонту и обслуживанию автомобилей в денежном выражении, которые производятся лично автовладельцами или механиками-частниками.
В каждом блоке объемы реализации услуг разделяются между отечественными марками и брендами иностранного происхождения, а также по возрастным категориям.

Эти два направления позволили нам вычислить такой показатель, как средний годовой объем реализации услуг официальным дилером по одному бренду без учета стоимости запасных частей и расходных материалов. Также по каждому региону мы смогли определить еще один показатель – насыщенность сервиса гарантийных автомобилей, т.е. количество гарантийных автомобилей, приходящихся на одного официального дилера.

Читайте также:  Сделал капремонт жрет масло что может быть

Отчет подготовлен методом кабинетного исследования с использованием телефонных онлайн-опросов. Основными источниками информации являются собственные базы данных и информация, полученная из открытых источников.

Структура подачи информации и расчетные методики разработаны специалистами аналитического агентства «АВТОСТАТ». Тем не менее все они базируются на основополагающих принципах расчетов объема рынка, принятых в общемировой практике. Данные, представленные в отчете, структурированы и собраны в таблицы, при необходимости проиллюстрированы графиками и диаграммами.

Анализ рынка автосервисов 2019

🔍Состояние рынка

Объем рынка услуг по обслуживанию и ремонту автотранспортных средств по праву считается неиссякаемым. Ежегодно количество новых автомобилей, оформляемых счастливыми автовладельцами, растет. К емкости рынка следует прибавить оборот автомобилей вторичного сегмента, нуждающегося в более серьезном сервисе. Корректировка объема предоставляемых автосервисами услуг происходит только в момент утилизации средств передвижения по государственным программам и в период оформления трейд-ин.

📊Динамика емкости рынка

Согласно данным, публикуемым агентством «Автостат», на 1 января цифра авто, числящихся по учетам государственной инспекции безопасности дорожного движения приближается к 45 миллионам. Это, не считая грузовых авто, которые также нуждаются в своевременном и качественном сервисе.

В разрезе имеющегося парка легковых авто десятая часть представлена транспортом, не используемым по прямому предназначению. Примерно пятая часть средств передвижения эксплуатируется периодически, — это пенсионеры и другие лица, сильно зависимые от бюджета на содержание движимого имущества. Три четвертых – превалирующая часть автопарка всегда на ходу, именно на эту категорию ждут в автосервисах в 2019 году.

👥Участники рынка в 2019 году

Ожидаемую пересортицу исполнителей волеизъявления автовладельцев на 2018 год можно считать состоявшейся. Клиенты сервисов становятся более разборчивыми. Уход после окончания гарантии в частные предприятия можно считать предрешенным, поскольку стоимость запасных частей и самого ремонта у дилеров оставляет желать лучшего. Объем продаж в официальных центрах на 2019 год ожидается на уровне 43 миллиардов рублей против 49 и 46 миллиардов в 2017 и 2018 годах соответственно.

Уход же в альтернативные сервисы никак не влияет на емкость рынка, смещение объемов происходит в независимые СТО и частные гаражные зоны. Выбор потребителя вынуждает официальных дилеров пересматривать свою политику ведения бизнеса. Превалирующая часть компаний «отыгрывает» потери за счет сокращения персонала, вменения дополнительных услуг. Примером грамотной клиентоориентированной программы является подача Mitsubishi, предлагающая ощутимое снижение цен на запасные части и сервисное обслуживание. Правда, общая тенденция продаж сохраняется, — на весь 2019 год уже озвучено повышение всеми без исключения заводами.

💰Объемы продаж в разрезе сегментов

Пока официальные дилеры теряют своих клиентов, уставших от завышенных расценок, автовладельцы обращаются к среднему сегменту рынка – независимым компаниям. Уровень обслуживания, удобство и средний чек довольно быстро определяют выбор владельца, тем более что на таких СТО можно выбрать комплектующие, перечень работ.

Несмотря на существующее давление в отрасли дилеры продолжают получать обновленные прайсы в связи с последним повышением налога на добавленную стоимость. В связи с этим средний чек в среднем и младшем сегментах рынка продолжает расти.

Пока в рыночном секторе продолжается пертурбация, потенциал рынка остается в зоне невнимания. Агрессивный маркетинг, заключающийся в гарантированном сервисе, уже не помогает, потребитель тратит на обслуживание ровно столько, сколько считает необходимым, нередко предпочитая дорогому сервису обмен авто на вторичном рынке. Единственной надеждой официальных и независимых СТО остается предоставление уникального сервиса, связанного с необходимостью выполнения высокоточных работ, требующих высокой квалификации персонала и специализированного оборудования. А специфичной электроникой сегодня оснащается 95 процентов всей продукции автопрома.

🥇Лидеры авторынка продаж в 2018 году – целевой ориентир автосервисов на 2019 год

Для того чтобы показывать высокие объемы продаж, операторам автомобильного ремонта необходимо понимать рынок и его структуру. Следуя данным продаж новых автомобилей начинает активироваться и вторичный рынок, на котором обращаются наиболее популярные и практичные марки авто.

Первое место по итогам продаж 2018 года за KIA RIO, — более 100 тысяч новеньких машин вышло за ворота дилерских центров. В это число вошли сборки X Line, покорившие сердца отечественных пользователей образом кроссовера. Цифра вполне логичная, тем более что в прошлом году было продано всего на тысячу машин меньше.

Второе и третье места остаются за ставшей народной для России маркой Hyundai, — это Creta и Solaris соответственно. В 2018 году было реализовано свыше 65 тысяч обеих марок, правда за последний отчетный период умелым маркетологам удалось пересадить приверженцев корейского автопрома на кроссоверную платформу.

Ситуация на 2019 согласно прогнозам аналитиков, выглядит неоднозначной. В стремлении пересадить автовладельцев с седанов на более высокий клиренс производители слегка увлеклись ценами. Вполне возможно, что в ожидании потребителей, нацеленных на смену авто, будет бум на более бюджетный сегмент. Это аналоги некогда популярных малолитражек Getz и Picanto.

Реальный потенциал недооцененности видится за нижней строчкой ТОП- 10 Renault Sandero.

📈Перспективы роста на 2019 год

Рынок автосервисов в текущем году продолжит забирать на себя внушительную долю потребления. Сервисное обслуживание, ремонт и замена деталей, восстановительный ремонт после дорожно-транспортных происшествий, тюнинг и другие популярные услуги остаются в зоне внимания автовладельцев. Совмещение сервиса с паркингом, мойками, шиномонтажом, кафе и детской зоной безусловно увеличит посещаемость центров.

Читайте также:  Калькулятор расчета ремонт автомобиля

Со стороны потребителя главными в спектре услуг остается качество и оптимальная стоимость услуг сервисных услуг, совмещенные с минимальным ожиданием. Поведение автовладельцев нередко выливается в поиск верного и надежного СТО вне зависимости от принадлежности к тому или иному рыночному сегменту. А пока что качество производителя и сервиса остается на должном уровне, ведь некоторые модели автомобилей продолжают использоваться более 20 лет.

Итоги конференции «Автосервис – 2019»

30 августа 2019 года

29 августа в столичном ЦВК «Экспоцентр» состоялась конференция «Автосервис – 2019», организатором которой выступило аналитическое агентство «АВТОСТАТ». Мероприятие проводилось в рамках 23-й международной выставки MIMS AUTOMECHANIKA (Московская международная выставка запасных частей, автокомпонентов, оборудования и товаров для технического обслуживания автомобиля).

В конференции приняли участие около 140 человек. В их числе – собственники автосервисов, дистрибьюторы, специалисты по продажам запчастей и многие другие из числа тех, кто стремится владеть ситуацией на этом рынке и получать прибыль в автобизнесе. На основе актуальной статистики эксперты и аналитики рынка вместе с дилерами-практиками обсудили современные тенденции в мире автосервиса и постарались обозначить основные тренды завтрашнего дня.

Открывая конференцию «Автосервис – 2019», исполнительный директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов привел несколько ключевых показателей, которые характеризуют ситуацию на рынке автосервиса. Так, в настоящее время на территории России насчитывается более 75 тысяч точек продаж и обслуживания автомобилей, в том числе 3545 официальных дилеров. Структура автосервиса меняется и к 2024 году прогнозируется увеличение числа официальных сервисов и резкий рост сетевых СТО, а вот число независимых СТО, напротив, сократится. При этом сегодня только 17% от всего объема рынка ТО и сервиса приходится на долю официальных дилеров и еще 31% — на независимые СТО, а оставшиеся 52% — это потенциал рынка, который в рублевом эквиваленте составляет 157,3 млрд руб.

Александр Волк из компании Wolk Aftersales Experts озвучил цифры по рынку сервиса и запчастей в Европе. За минувшие 13 лет парк машин в Европе вырос на 8%, а рынок сервиса – на 13%. Существенным отличием Западной и Восточной Европы является соотношение независимых дилеров и официальных сервисов: на Западе оно составляет 58% к 42%, а на Востоке – 73% к 23%. Из общего числа независимых СТО 18% принадлежат той или иной сети. При этом количество малых СТО «общего профиля» сокращается, а вот специализированные и «узкие», наоборот, показывают рост.

Возвращаясь к ситуации в России, руководитель отдела маркетинга аналитического агентства «АВТОСТАТ» Татьяна Малыгина поделилась данными опросов, которые проводятся уже не первый год и отражают предпочтения автовладельцев по сервисному обслуживанию (официальные дилеры, независимые СТО или частные механики). Их анализ в сравнении с данными опросов прошлых лет показывает, что в России снижается доля автовладельцев, которые предпочитают обслуживать гарантийные автомобили у официальных дилеров. Если в июне 2018 года доля таких автовладельцев составляла 87,1%, то в июле 2019-го – уже 82,9%.

Оценивая результаты опроса, эксперты выявили еще один тренд. При прохождении ТО у дилеров автовладельцы стали чаще оплачивать не только сами работы, но еще приобретать здесь же расходные материалы и запчасти. Их доля за год выросла с 63,3% до 68,7%, в то время как доля тех, кто оплачивал только работы, уменьшилась с 20,3% до 15%. Это может быть связано с тем, что производители и дистрибьюторы стали более грамотно работать с ценообразованием оригинальных запасных частей.

Регуляторы рынка и перспективы развития

В этой сессии эксперты подробно говорили о регулировании рынка сервисных услуг и регуляторах как таковых. Открыл обсуждение Андрей Маклецов (РСА). Он привел цифры по средним выплатам по ОСАГО, отметив, что это показатель растет со средней скоростью 5% в год. Эксперт еще раз напомнил о необходимости создания единой методики расчета стоимости ремонта. Основное правило здесь – работать с официальными, аккредитованными экспертами и техниками, а затем – с такими же судебными экспертами. Сегодня для владельцев автомобилей существует удобный способ оценки: на сайте РСА можно онлайн узнать сумму компенсации по номеру детали при ее замене или ремонте на дату аварии.

Продолжил тему регулирования Сергей Зайцев, президент Союза организаций по контролю и диагностике технического состояния транспортных средств «ТехЭксперт». Он, в частности, отметил, что по данным Научного центра безопасности дорожного движения, в 2018 году технические неисправности автомобиля стали третьей по распространенности причиной ДТП. На их долю пришлось 3,7% от общего числа аварий на дорогах страны (6221 случай). Эти цифры свидетельствуют о том, что на дорогах России становится все больше технически неисправных автомобилей, чьи владельцы попросту купили диагностическую карту без прохождения самой процедуры техосмотра.

Чтобы исправить ситуацию, был принят Федеральный закон № 122-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно этому документу скоро вся процедура техосмотра будет жестко регламентирована. Например, вводится фотофиксация самой процедуры техосмотра, государственный контроль за соблюдением операторами требований по техосмотру, появится электронная диагностическая карта и перечень требований к производственно-технической базе пункта ТО.

Читайте также:  Ремонт оцинкованного кузова автомобиля

Другой вопрос по регулированию касается маркировки шин и покрышек, а также других запчастей. Об этом рассказал Кирилл Волков, «Честный знак». Он убежден, что создание единой системы маркирования шин и покрышек принесет пользу и государству, и бизнесу, и конечному потребителю. Государство сможет контролировать производство и каналы импорта шин, бизнес сможет отследить движение товара внутри самого рынка, а потребитель получит достоверную информацию о товаре (дата и место производство, его характеристики и свойства).

О проблемах, возникающих между дилером и автопроизводителем по запчастям и аксессуарам, рассказал Алексей Подщеколдин, генеральный директор «БН-Моторс». Он напомнил слушателям о том, что еще 10 лет назад дилер зарабатывал 10 – 12% на продаже новых автомобилей, 25% — на торговле запчастями и до 70% — на услугах сервиса. А сегодня производители ставят дилеров в ситуацию, когда создание автосервисов становится для последних невыгодным. Навязывая дилерам свои условия реализации автомобилей (с фиксированной ценой и скидками за счет дилера), требуя приобретать запчасти и аксессуары только у дистрибьютора по завышенным ценам, организуя сервисные центры по жестким нормативам, автопроизводители сводят рентабельность официальных автосервисов к минимуму.

Алексей Подщеколдин предложил создать «рейтинг адекватности» производителей по 15 самым популярным автозапчастям, который будет рассчитываться на базе цены запчасти от производителя в сравнении с рыночной ценой этой детали.

Тренды отрасли. Онлайн-закупки

На конференции многие спикеры говорили о том, что рынок автосервиса меняется, и изменения эти начинаются уже с рынка запчастей. Так, Борис Агеев (GROUPAUTO Russia) в своем выступлении подчеркнул, что основными потребителями запчастей являются не автовладельцы, а владельцы СТО. Таким образом, каналы сбыта запчастей должны быть ориентированы в первую очередь именно на них. В Европе, например, 100% дистрибьюторов находятся в группах и 85% из них – сетевые. Для сравнения: в России 90% дистрибьюторов уже в группах, но только 1% из них входит в торговые сети. То, что торговая сеть является более эффективным каналом продаж, чем отдельные частные торговые точки, не вызывает сомнений. Следовательно, объединение дистрибьюторов в торгово-закупочные группы – это сегодняшний тренд на рынке послепродажного обслуживания.

Подтверждением этого факта является компания «ЕвроАвто», которая развивает собственную сеть продаж. Об особенностях этого бизнеса рассказал Виталий Новиков, подчеркнув, что они работают как с оригинальными деталями, так и с их аналогами, как с новыми, так и с деталями «с пробегом». По мнению спикера, главное здесь – систематизировать людей и структурировать их поведение, создать регламенты для работы.

Дмитрий Болховский (ВИН-Код.РФ) обратил внимание аудитории на возрастающую роль интернет-платформ в поставках запчастей. По статистике, в Интернете ежемесячно обрабатывается около 100 млн заявок на покупку запчастей, суммарная аудитория – 30 млн человек, в итоге более 600 тыс. покупок совершается онлайн.

Тему онлайн-продаж продолжил Роман Пустовалов (eBay). Он согласен с тем, что в дальнейшем объем интернет-покупок будет только расти, при этом сегмент автомобильных компонентов здесь – один из самых перспективных: за последний год экспорт запчастей из России показал самый большой рост среди других категорий товаров. Роман подробно рассказал об особенностях работы платформы eBay и о том, как с ее помощью наладить торговлю запчастями.

Маркетинг автосервиса: что и как считать?

На форуме эксперты также говорили о том, что глубокое проникновение IT-технологий в эту сферу бизнеса заставляет владельцев сервисов менять подход к маркетингу и методикам расчета на услуги сервиса как такового.

Иван Юнин из компании Авто Mail.ru, рассказал о роли нативной рекламы и ее интеграции в медиа для автосервисов. По данным Авто Mail.ru, 90% автовладельцев не доверяют рекламе автосервисов, а 75% не считают, что известный бренд гарантирует качество и уровень обслуживания. Иван подчеркнул, что сегодня на мнение клиентов гораздо большее влияние оказывают «живые» отзывы других автовладельцев, нежели стандартная реклама.

Виктор Федоров, «Ауди Центр Таганка», поделился практической методикой повышения продаж в условиях «плотного» рынка. Он обозначил ключевые моменты, на которые необходимо обратить особое внимание – максимальная и подробная аттестация персонала (особенно тех, кто работает с клиентами), формирование пакетных предложений и их онлайн-продажа «в один клик», учет и менеджмент входящих звонков, их сквозная аналитика и дальнейшая работа с клиентской базой. Все это позволило компании повысить прибыльность, при том, что общий объем продаж несколько сократился.

Об основных показателях сервиса с точки зрения маркетинга и методиках их подсчета говорили Александра Коровякова (РОЛЬФ) и Иван Куц (ГК «Максимум»). А Ширин Камилова из компании «Вилгуд» подробно рассказала о том, как именно можно сократить расходы на маркетинг за счет правильной CRM и зачем нужен паспорт сервиса. Тему лидогенерации для автосервиса продолжил Сергей Чернявский (Диджитал Дизель), напомнив, что в погоне за большим трафиком компания, тем не менее, должна трезво оценивать свои силы и не принимать на себя ложные обязательства по закрытию всех каналов коммуникаций.

Посмотреть выступления спикеров онлайн можно в FaceBook:

Сессия 1: выступления Сергея Удалова, Александра Волка и Татьяны Малыгиной

Сессия 2: выступления Андрея Маклецова, Сергея Зайцева, Кирилла Волкова, Ивана Юнина и Алексея Подщеколдина

Сессия 3: выступления Бориса Агеева, Виталия Новикова, Дмитрия Болховского, Романа Пустовалова и Ширин Камиловой

Сессия 4: выступления Анны Уткиной, Виктора Федорова, Александры Коровяковой, Романа Гуляева и Сергея Чернявского

Adblock
detector