Технические характеристики ЗИЛ-433362
ЗИЛ-433362 – пример уходящей «бензиновой» эпохи среди грузовиков, произведенных в 2003 году. Как и прошлые устои, он оказался не соответствующим стандартам третьего тысячелетия, не рентабельным. Да и сам завод им. Лихачева, находящийся практически в сердце Москвы, был вытеснен «квартирным вопросом»: на его месте уже несколько лет красуются новостройки.
Описание модели ЗИЛ-433362
433362-я модель изначально задумывалась как шасси-универсал, на которое можно устанавливать разнообразные кузовные надстройки или платформы (бортовые, без бортов), фургоны, в том числе – изотермические. Поэтому область эксплуатации обширна – от МДК до транспортировки продуктов. Среди «классики» грузовиков среднего класса к аналогам относится отечественный «Амур-531310». Цена на шасси – порядка 600-700 тыс. рублей. Версии б/у с надстройками стоят до полутора миллионов рублей, новые – в пределах 2 млн. рублей (в зависимости от типа надстройки).
Технические характеристики
Технические характеристики ЗИЛ-433362 во всем – «классика» и мало чем отличаются от параметров ЗИЛ-43331, выступившего при разработке прообразом. Отличительная особенность – укороченное шасси.
Шасси
Габаритные параметры:
- Высота – 2,7 м.
- Длина – 6,6 м.
- Ширина – 2,4 м.
- Вес шасси – 3945.
- Клиренс – 0,23 м.
- Радиус разворота – 6,9 м.
- Грузоподъемность – 7000 кг.
- Колесная база соответствует формуле «4 на 2».
Двигатель
Силовой агрегат марки «ЗИЛ-508.1» располагается перед кабиной, карбюраторный. Характеристики:
- объем – 6л;
- мощность – 150 л. с.;
- количество цилиндров – 8, расположены V-образно;
- предел по крутящему моменту – 402 Нм при 2 тыс. оборотов.
Максимальный разгон грузовика – 90 км/ч. Топливо расходуется в зависимости от степени загрузки. В среднем – 25-33 л. Полного бака (170 л) может хватить на расстояние до 700 км.
Трансмиссия
Раздаточный механизм обеспечивает 5 режимов переднего хода и один – заднего. Карданный механизм представлен 2 валами и находящейся между ними промежуточной опорой. Для их сцепления установлены шарнирные крестовины.
Тормозная система
Для большинства моделей ЗИЛов этот узел одинаков. Он предполагает наличие трех контуров и двух частей:
- оснащенный пневмоуправляемой гидравликой рабочий тормоз;
- стояночный тормоз и запасной.
Поскольку шасси рассчитано на работу с прицепом, тормозная система прицепа имеет возможность подключаться к этому же узлу авто.
Электросхема
Электросхема 433362-й модели ЗИЛа однопроводная, для ее работы достаточно 12 Вт. Кроме стандартного набора потребителей, авто опционально можно оснастить предпусковым обогревателем, противооткатным брусом.
Устройство
2-дверная кабина ЗИЛ-433362 располагается позади мотора, рассчитана на двоих пассажиров помимо водителя. В задней части, как опция, кабина может быть оборудована спальником. Несущая конструкция – рамная. Плавность хода обеспечивается наличием полуэллиптических рессор, задние рессоры упрочнены дополнительно листами. Базовая вариация предполагает установленный фургон с параметрами 2,5х2,5х4 м. Существуют «прецеденты» самостоятельного переоборудования ЗИЛ-433362 на газ.
Обзор популярных модификаций
Для многих коммунальных хозяйств ЗИЛ-433362 до сих пор машина №1, поскольку она воплощает многофункциональность и простоту в управлении. Какие полезные модификации имеет 433362-я модель:
- Илососная машина. Надстройка «КО-510» (или «КО-510Д»), изготавливаемая заводом «Коммаш», установленная на ЗИЛ, превращает его в механизм, очищающий от ила канализационные колодцы. Цистерна вмещает до 4,6 т.
- КДМ – комплексная дорожная машина на шасси 433362-й модели предназначена для чистки снега и наледи с асфальта. В ее арсенале – специальные щетки, плуги-скребки и помещенные в кузов противогололедные средства.
- Пожарный автомобиль, маркированный «АЦ-3,5 – 40», оснащен 2-тонной цистерной и местами для стандартной пожарной команды в 7 человек. Тушение можно осуществлять также из водоемов.
- Аварийно-ремонтные машины на базе 433362-й оснащены генератором, «портативной» мастерской под дном и емкостью для дополнительного количества топлива.
- Автоцистерна. ЗИЛ-433362 можно превратить в бензовоз-топливозаправщик или мусоровоз, но первый вариант особой популярностью не пользуется, поскольку не экономичен.
- Фургон. Рефрижератор, «будка» для перевозки негабаритных товаром и продуктов питания и иные фургонные надстройки также не пользуются популярностью. Для поддержания инфраструктуры в данном русле гораздо выгоднее использовать, к примеру, ГАЗели.
- Поливально-моечная машина марки «АКМП-3» призвана очищать асфальт и бетонное покрытие от пыли и грязи. Эксплуатируется при тушении небольших ландшафтных пожаров.
- Автогидропдъемник «АГП-18.4» полезен при починке системы электроснабжения и строительных высотных работ.
ЗИЛ-433362 используется при строительстве дорог как автогудронатор. Также может выполнять функцию самосвала, бункера или санитарной техники.
Отзывы о ЗИЛ-433362 очень неоднозначны: с одной стороны, речь идет о простой и надежной машине, настоящем труженике, но с другой, – о нерентабельности, не всегда окупаемых затратах. Но, как ни крути, более дешевых отечественных аналогов нет, поэтому ЗИЛ-433362 еще долго будет служить на благо инфраструктуры.
Грузовик ЗИЛ-433362
ЗИЛ-433362 представляет собой обновленное семейство классических грузовых автомобилей, относящихся к среднему классу. Данная модель спроектирована в 2003-ем году. В этот же период начался ее выпуск. Сборка ЗИЛ-433362 осуществлялась на АМО ЗИЛ. В базовой версии техника представляла собой многофункциональное шасси, на которое предусматривалась установка оборудования и дополнительных надстроек.
Сама модель позиционировалась в качестве универсальной основы, используемой для монтажа большого перечня кузовных надстроек:
- всевозможных вариантов специализированного оборудования;
- стандартных грузовых платформ (версии без бортов и с бортами).
Модель проектировалось для дорог практически любого типа. За долгие годы использования ЗИЛ-433362 стал отличным примером простоты, отличной проходимости, повышенной надежности и необычайной легкости в управлении.
Для большинства советских профессионалов именно данный автомобиль оказался дебютной учебной базой для постижения первых этапов работы на грузовике.
Возможность применения различных вариантов прицепов средней категории в данной модели обеспечивается за счет:
- системы электропитания, имеющей типовые разъемы;
- универсальности конструкции сцепного устройства;
- подключения тормозов прицепа к основной системе автосцепки.
Многофункциональность автомобиля позволяет использовать его для различных целей. Грузовик применяется для перевозки:
- хлебобулочных изделий (изотермические фургоны);
- продуктов питания;
- промышленных товаров;
- замороженных продуктов (рефрижераторы с термоизоляцией из пенополиуретана и пенопласта).
Технические характеристики
ЗИЛ-433362 имеет следующие технические характеристики:
- Колесная формула — 4х2.
- Габариты: длина 6,6 м, ширина 2,4 м, высота 2,6 м.
- Максимальный вес груза — 6830 кг.
- Масса автомобиля — 3945 кг.
- Допустимый вес шасси — 11200 кг.
- Максимальный вес автопоезда — 19200 кг.
- Допустимая нагрузка на полотно от снаряженной массы через шины: передних колес — 21750 Н, заднего моста — 17700 Н.
- Наибольшая нагрузка на дорожное полотно от полного веса автомобиля через шину передних колес — 30 000 Н, заднего моста — 82 000 Н.
- Радиус поворота составляет 6,9 м.
- Наибольшая скорость при полном весе грузовика — 90 км/ч, при полном весе автопоезда — 80 км/ч.
- Объем бака для топлива — 170 л.
Двигатель
В подкапотном пространстве ЗИЛ-433362 располагается бензиновая силовая установка модели «ЗИЛ 508.1» с двухкамерным карбюратором. Агрегат находится перед кабиной и имеет восемь цилиндров, размещенных V-образно.
Характеристики двигателя
- рабочий объем – 6 л;
- номинальная мощность – 150 л.с.;
- частота вращения – 2000 об/мин;
- максимальный крутящий момент – 402 Нм;
- степень сжатия – 7,1.
Двигатель позволяет автомобилю развивать скорость до 90 км/час.
Расход топлива
В зависимости от нагрузки потребление топлива на ЗИЛ-433362 разнится. На каждые 100 км автомобиль расходует 26-33 л бензина. Стандартный бензобак грузовика вмещает 170 литров горючего, позволяя проехать без дозаправки 400-700 км.
Трансмиссия
Раздаточный механизм обеспечивает 5 режимов переднего хода и один – заднего. Карданный механизм представлен 2 валами и находящейся между ними промежуточной опорой. Для их сцепления установлены шарнирные крестовины.
Сцепление
- Однодисковое, фрикционное, с периферийным расположением нажимных пружин.
- Диаметр ведомого диска 340 мм.
- Привод гидравлический с пневмоусилителем.
Шасси
Габаритные параметры:
- Высота – 2,7 м.
- Длина – 6,6 м.
- Ширина – 2,4 м.
- Вес шасси – 3945.
- Клиренс – 0,23 м.
- Радиус разворота – 6,9 м.
- Грузоподъемность – 7000 кг.
- Колесная база соответствует формуле «4 на 2».
Ведущий мост
- Одноступенчатый, гипоидный.
- Передаточное число — 6,33.
Карданная передача
- Два карданных вала с тремя шарнирами, промежуточной опорой и шлицевым соединением.
- Шарниры на игольчатых подшипниках.
Тормозная система
Для большинства моделей ЗИЛов этот узел одинаков. Он предполагает наличие трех контуров и двух частей:
- оснащенный пневмоуправляемой гидравликой рабочий тормоз;
- стояночный тормоз и запасной.
Поскольку шасси рассчитано на работу с прицепом, тормозная система прицепа имеет возможность подключаться к этому же узлу авто.
На автомобиль можно устанавливать различные кузовные надстройки
Электрооборудование
Электрическая система автомобиля однопроводная, напряжением 12 В. Зажигание имеет контактно-транзисторную конструкцию. Напряжение стартера 12 В, установлены дистанционное управление и электромагнитное грузовое реле.
Есть аккумуляторная батарея напряжением 12 В марки 6-СТ-81, емкостью 81 А/ч. Генератор переменного тока серии Г-130 создает постоянный ток 28 А и мощность 350 Вт. На разных оборотах поддерживается одинаковое напряжение при помощи электромеханического реле и электронной схемы регулировки.
Электрооборудование может быть оснащено дополнительными опциями: предпусковым подогревателем, чтобы облегчить запуск двигателя на морозе. Может быть установлена система подогрева спального места. Устанавливается модернизированная схема зажигания с микропроцессорами. Электросхема обеспечивает возможность установки чехла утеплителя и противооткатного бруса.
Рулевое управление
- Рулевой механизм с гидравлическим усилителем.
- Рабочая пара — винт с гайкой на циркулирующих шариках.
- Передаточное число — 20.
Колеса и шины
- Колеса дисковые, 7,0 — 20.
- Шины радиальные, камерные, 260R508.
Устройство
Кабина автомобиля находится сзади двигателя и имеет две двери. В салоне ЗИЛ-433362 располагаются три сиденья, включая водительское. Хороший обзор дороги в процессе движения обеспечивается за счет цельногнутого панорамного ветрового стекла. Зеркала заднего вида имеют увеличенный размер и находятся на специальных выносных дугах, размещенных на кронштейнах.
Дверное остекление состоит из откидных форточек, опускаемых и фиксируемых вручную. Двери в автомобиле открываются почти под 90-градусным углом. По данному параметру они соответствуют последним требованиям безопасности и удобства при высадке и посадке. С этой же целью кабина оборудована широкими боковыми подножками. ЗИЛ-433362 имеет довольно просторный салон с высотой в 2700 мм. Кабина также может оборудоваться спальным местом, расположенным в задней части.
Рулевое управление грузовика включает гидравлическую и механическую части. Последняя сделана по стандартной схеме с поворачиваемым рулевым колесом винта, имеющим скользящую гайку с перемещаемым зубчатым сектором. Благодаря гидравлическому усилению (распределитель и цилиндр) рулевое управление удалось существенно облегчить. Высокий уровень комфорта поддерживается посредством систем освещения, вентиляции и обогрева.
ЗИЛ-433362 оборудуется 5-ступенчатой коробкой передач с одной задней скоростью. Передача момента на нее осуществляется с использованием корзины сухого фрикционного сцепления. Карданная система включает шасси с двумя валами и промежуточным опорным креплением, объединенных шарнирными крестовинами. Передача усилия на полуоси осуществляется посредством одноступенчатого ведущего гипоидного моста и конического дифференциала.
В автомобиле функционирует классическая апробированная тормозная система, включающая три контура. Подобный механизм отлично зарекомендовал себя на прежних модификациях. В состав системы входят:
- рабочий тормоз с пневмоуправлением двухконтурной гидравликой на все колеса, включающей барабанные колодки. Дополнительно устанавливается антиблокировка;
- запасной и стояночный тормоз с контуром привода пневматикой на барабанные колодки и трансмиссию.
Шасси, применяемые с автопоездами, также оснащаются особым комбинированным краном для подключения тормозных систем прицепа.
Несущая конструкция представлена рамой, сделанной из двух стальных цельноштампованных лонжеронов с сечением швеллера. Продольные части соединяются поперечинами в пяти местах.
Благодаря наличию зависимой подвески мостов обеспечивается плавность хода. Сзади и спереди находятся полуэллиптические рессоры. В передней их паре также имеются гидравлические двусторонние амортизаторы телескопического типа. Задние рессоры дополнительно усилены листами, увеличивающими их прочность.
Элементы электросхемы автомобиля запитаны напряжением в 12 В и подключены по однопроводной схеме.
Оборудование дополнительно комплектуется:
- предпусковым подогревателем, позволяющим запускать двигатель в морозы;
- чехлом утеплителя;
- противооткатным брусом;
- улучшенной схемой зажигания с микропроцессорным управлением.
Для ЗИЛ-433362 доступен широкий перечень надстроек. Наиболее популярными среди них являются:
- аварийно-ремонтные модификации, оснащенные дизель-генераторной установкой с ремонтной мастерской и дополнительным запасом горючего. Уникальные возможности шасси позволяют устанавливать под дном дополнительные ящики с инструментом и сваркой. Для проведения ремонта в полевых условиях подобные версии незаменимы;
- топливозаправщики, мусоровозы и санитарная техника;
- гидроподъемники, используемые при ремонте и монтаже сооружений, зданий, транспортных объектов и городских систем энергоснабжения;
- модификации для уборки улиц (разбрасыватели соли и песка, моечные, поливальные и другие);
- автомобильные цистерны. Используются в качестве пожарных машин для перевозки расчетов из 7 человек и 2000 кг воды с пенообразователем;
- бункеры, самосвалы и погрузчики;
- модификации для выполнения ассенизационных работ.
ЗИЛ-433362, несмотря на моральное устаревание, продолжает пользоваться популярностью на отечественном рынке. Спрос на модель подкрепляется обширной ремонтной инфраструктурой и доступностью запчастей и ремонтных комплектов.
Грузоподъемность
Наибольшая допустимая масса перевозимого груза составляет 6830 кг. Грузовой автомобиль может буксировать груз весом до 8 т. Базовая комплектация — фургон 2500х2500х4000 мм. Вес автопоезда 19200 кг. По осевым нагрузкам снаряженный автомобиль имеет соотношение 0,55х0,45. Большая масса распределяется на переднюю подвеску.
Кабина и управление
Кабина ЗИЛа-433362 располагается позади двигателя. В ней две двери и три места, включая водительское. Цельногнутое ветровое стекло панорамного типа гарантирует хороший обзор дороги.
Автомобильные зеркала заднего вида с увеличенными размерами установлены на выносных дугах специальных кронштейнов.
Обеспечивается полный контроль любой обстановки: во время движения (одиночного или в составе автопоезда), работы специального оборудования и т. п.
Боковое (дверное) остекление плоское и включает части:
- откидную переднюю (фиксируемую форточку);
- опускаемую вручную.
Двери открываются под углом, близкому к 90 градусам, что учитывает требования удобства и безопасности при посадке и высадке на высоту сидений более метра. Этой же цели служат широкие боковые подножки.
Кабина шириной 2,4 м (по дугам для зеркал), высотой крыши от поверхности дороги и длиной, соответственно, 2,7 и 1,65 м, может комплектоваться спальным местом. Его размещение в задней части отражает общую идею мультизадачности ЗИЛа-433362.
Рулевое управление включает механическую и гидравлическую части. Первая выполнена по классической схеме поворачиваемого рулевым колесом винта со скользящей шариковой гайкой и перемещаемым зубчатым сектором.
Гидравлическое усиление (встроенный в колонку распределитель и сам цилиндр) облегчает управление автомобилем. Системы вентиляции, обогрева и освещения объема салона кабины обеспечивают достаточно высокий уровень комфорта.
Модификации
Благодаря универсальной конструкции шасси имеется большое количество надстроек, что позволило создать множество модификаций автомобиля ЗИЛ-433362.
Автовышка ЗИЛ-433362 — гидравлический подъемник, оснащенный стрелой, применяется для поднятия грузов. Для очищения дорог в городах и аэропортах используется модель АКМП-3. Летом этот агрегат очищает дорожное полотно от грязи и пыли, а зимой — от снега. Технические характеристики мусоровоза позволяют установить дополнительный комплект для очистки поверхности труб. Устройство может быть использовано для ликвидации пожара.
Автогудронатор ЭРМЗ предназначен для транспортировки битума и нанесения его на поверхность дорожного полотна при ремонте автодорог. Используется для перевозки мазута, торфа и смазочных материалов.
АЦ-3,5-40 — автоцистерна, которая используется как бензовоз или при тушении пожара. Пожарные автоцистерны могут подавать около 2 т воды с пенообразованием.
ЗИЛ-433362 КО — мусоровоз для выгрузки мусора из контейнеров. При работе применяют толкающую плиту при откинутом кузове. Сбоку устанавливается манипулятор. Машина имеет высокую маневренность.
Коммунальная поливомоечная машина 713 01 520 КО на шасси ЗИЛ-433362 применяется для полива растений в парках, скверах и на улицах. Также КО-520 используют для мойки дорожного полотна.
Эксплуатация и ремонт
Инструкция по эксплуатации содержит указания по техобслуживанию машин и правила ремонта техники. Перечисляются методы поиска неисправностей грузовика и способы их устранения, методы регулировки и ремонта с использованием запасных деталей. Имеются подробные схемы выполнения ремонтных работ.