Меню

Нормы затрат техническое обслуживание текущий ремонт автомобилей

Порядок установления норм затрат на техническое обслуживание и ремонт автомобильных транспортных средств

Себестоимость перевозок — один из важнейших показателей работы транспортной организации.

Поэтому очень важно грамотно и достоверно учесть все составляющие себестоимости еще на стадии планирования.

Одна из таких составляющих — расходы на техническое обслуживание (далее — ТО) и ремонт транспортных средств.

Расчет плана себестоимости перевозок (работ, услуг) должен производиться с обязательным выделением затрат на эксплуатационный ремонт и ТО транспортных средств. При этом должны учитываться требования технического кодекса установившейся практики 248-2010 (02190) «Техническое обслуживание и ремонт автомобильных транспортных средств. Нормы и правила проведения» (утвержден постановлением Минтранса РБ от 13.05.2010 № 36).

Кроме того, Министерством транспорта и коммуникаций РБ (далее — Минтранс РБ) разрабатываются и утверждаются нормы затрат на ТО и ремонт автомобильных транспортных средств (далее — нормы затрат).

Так, приказом Минтранса РБ от 19.07.2012 № 391-Ц утверждены Нормы затрат на техническое обслуживание и ремонт автомобильных транспортных средств (далее — приказ № 391-Ц, Нормы затрат № 391-Ц).

Область применения утвержденных норм затрат

Нормы затрат № 391-Ц применяются государственными организациями, подчиненными Минтрансу РБ, и хозяйственными обществами, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь и переданы в управление Минтрансу РБ, а также могут применяться другими организациями, осуществляющими автомобильные перевозки грузов и пассажиров.

Система планово-предупредительного ТО и ремонта транспортных средств представляет собой комплекс организационно-технических мероприятий, проводимых в плановом порядке с заданной последовательностью и периодичностью для обеспечения работоспособности и исправности транспортных средств в течение всего срока его службы с учетом конкретных условий и режимов эксплуатации.

Нормы затрат предназначены для внутрихозяйственного планирования, расчета плановых затрат индивидуально по каждой единице автомобильных транспортных средств и (или) группе автомобильных транспортных средств с учетом ее (их) пробега с начала эксплуатации, а также для обоснованного подхода к формированию тарифов на автомобильные перевозки по соответствующим статьям себестоимости.

Нормы затрат № 391-Ц используются для целей планирования и ценообразования, но не для целей обоснования включения расходов на ТО и ремонт в фактическую себестоимость оказанных транспортных услуг, а также в состав затрат, учитываемых при исчислении налогооблагаемой прибыли.

Иными словами, рассматриваемые нормы затрат не применяются для целей бухгалтерского учета затрат. В бухгалтерском и налоговом учете отражаются фактические затраты на ремонт и ТО, подтвержденные первичными учетными документами.

Чем вызвано утверждение Норм затрат № 391-Ц

Технико-экономические показатели работы подвижного состава, используемые для расчета тарифов, включают в т.ч.:

а) количество поездок с грузом;

б) общий пробег автомобиля;

в) пробег автомобиля с грузом;

г) объем перевозок грузов;

д) объем транспортной работы (грузооборот).

При расчете показателей транспортной работы расчетная норма пробега автомобиля (км/ч) (средняя техническая скорость), коэффициент использования пробега и нормы времени простоя автомобилей под погрузкой и разгрузкой ранее определялись в соответствии с нормами времени на перевозку грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утвержденными приказом № 403-Ц.

В соответствии с положениями приказа № 403-Ц нормы материальных затрат были выражены в белорусских рублях по состоянию на 1 января 2011 г. При расчетах затрат на ТО и ремонт применялся индекс цен производителей промышленной продукции производственно-технического назначения, рассчитанный нарастающим итогом соответственно к декабрю 2010 г.

Читайте также:  Механизм газораспределения двигателя газ

По данным Национального статистического комитета РБ (далее — Белстат) индекс цен на промышленную продукцию производственно-технического назначения в декабре 2011 г. к декабрю 2010 г. составил 258,2 %. Это и потребовало актуализации ранее разработанных норм затрат.

В Нормах затрат № 391-Ц нормы затрат на ТО и ремонт подвижного состава по статье «Материальные затраты» по 220 маркам (моделям) проиндексированы на индекс цен производителей промышленной продукции производственно-технического назначения.

Кроме того, в течение действия приказа № 403-Ц организации автомобильного транспорта пополнили парк автомобильных транспортных средств новыми марками (моделями), нормы затрат по которым отсутствовали в данном приказе.

Новое в Нормах затрат № 391-Ц

Министерством транспорта и коммуникаций РБ выполнена разработка норм по моделям автобусов отечественного производства марок: МАЗ, Неман, «Радимич». Указанные нормы включены в Рекомендации по установлению норм времени на единицу транспортной работы, утвержденные приказом № 391-Ц.

Таблица 3 Норм затрат № 391-Ц дополнена нормами затрат по новым маркам (моделям) автомобильных транспортных средств.

Нормы затрат № 391-Ц дополнены следующими позициями в разрезе статей затрат:

ЗП — заработная плата рабочих, занятых ТО и ремонтом автомобильных транспортных средств, без начислений;

МЗ — материальные затраты, включающие затраты на запасные части, узлы, агрегаты и эксплуатационные материалы. Расходы, приходящиеся на замену и восстановление автошин, в данную статью не включены;

СМ — смазочные материалы,

в разделе «Автобусы»:

Марка (модель) подвижного состава автомобильного транспорта

Диапазоны пробегов с начала эксплуатации, тыс.км

Неман 420224-10,
-420224-15

В разделе «Грузовые автомобили»:

Марка (модель) подвижного состава автомобильного транспорта

Диапазоны пробегов с начала эксплуатации, тыс.км

ГАРЗ-3312 («Радзiмiч») (с краном-манипулятором) (дизель)

МАЗ-4570 АФИК «Любава»

МАЗ-МАN 651668 (самосвал)

МАЗ-МАN 750268 (самосвал)

МАЗ-МАN 630168,
-630368 (шасси)

МАЗ-МАN 730168,
-730268 (шасси)

МАЗ-МАN 640168, седельный тягач

Кроме того, в названные выше Рекомендации (ранее общая часть приложения 2 к приказу № 403-Ц) внесены нормы, уточняющие порядок расчета затрат.

Учет затрат на ремонт и техническое обслуживание в себестоимости перевозок

Себестоимость перевозок определяется как сумма затрат по статьям. Статья «Заработная плата персонала по организации и осуществлению перевозок» учитывает расходы на оплату труда водителей, ремонтных и вспомогательных рабочих, служащих, непосредственно связанных с осуществлением перевозок, выполнением других транспортных работ и услуг. При этом заработная плата ремонтных и вспомогательных рабочих определяется в соответствии с нормами затрат, коэффициентом корректировки норм, тарифной ставкой 1-го разряда и среднемесячной нормой рабочего времени и может учитываться в статье «Ремонт и техническое обслуживание подвижного состава».

По статье «Ремонт и техническое обслуживание подвижного состава» отражаются материальные затраты на ТО и текущий ремонт автомобилей. Указанные затраты определяются исходя из норм затрат на запасные части, узлы, агрегаты и материалы для ТО и ремонта автомобильных транспортных средств, а также индекса цен производителей промышленной продукции производственно-технического назначения на момент расчета тарифов нарастающим итогом.

По статье «Смазочные и другие эксплуатационные материалы» затраты определяются исходя из затрат на автомобильное топливо и норм расхода смазочных и других эксплуатационных материалов на 1 руб. затрат на топливо в соответствии с нормами затрат. Такие затраты по прицепам и полуприцепам составляют 20 % от соответствующих затрат автомобиля-тягача.

Расход топлива (бензин, дизельное топливо, сжатый и сжиженный газ) на плановое задание рассчитывается в соответствии с Инструкцией о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Минтранса РБ от 31.12.2008 № 141 (далее — Инструкция № 141).

Читайте также:  Разборка сборка автомобиля газ 3307

Инструкцией № 141 установлен порядок повышения (понижения) установленных линейных норм расхода топлива, а также порядок установления дополнительного расхода топлива в зависимости от дорожных и климатических условий, работы в различных режимах и т.д.

Указанные нормы представляют собой укрупненные нормы затрат (далее — УНЗ).

На ТО и ремонт УНЗ представляются в стоимостном эквиваленте в белорусских рублях или условных единицах, отнесенных на 1 тыс.км пробега, и группируются по разделам: «Легковые автомобили», «Грузовые автомобили», «Автобусы», «Прицепы и полуприцепы».

Внутри разделов подвижной состав представляется по маркам. Выделение отдельных моделей допускается при существенных технических и технологических различиях.

По видам технического воздействия (ЕО, ТО-1, ТО-2 и ремонт) УНЗ на ТО и ремонт не дифференцируются и, следовательно, не нормируются на одно обслуживание, но в соответствии с принятой системой бухгалтерской отчетности представляются в разрезе следующих статей затрат:

• заработная плата рабочих, занятых ТО и ремонтом автомобильных транспортных средств, без начислений (безразмерный коэффициент);

• материальные затраты, включающие затраты на запасные части, узлы, агрегаты и эксплуатационные материалы (в белорусских рублях по состоянию на 1 января 2012 г.). Расходы, приходящиеся на замену и восстановление автомобильных шин, в данную статью не включены;

• затраты на смазочные материалы, которые охватывают основные виды масел (моторное, трансмиссионное, специальное), а также пластичные смазки в процентах (к затратам на топливо).

С учетом специфики работы автомобильного транспорта временным показателем для распределения затрат определен пробег с начала эксплуатации.

Обратите внимание!

Нормы затрат на ТО и ремонт предназначены для подвижного состава автомобильного транспорта Республики Беларусь и не предназначены для строительных машин и механизмов.

Группы и виды основных средств, относящихся к автомобильному транспорту, определены в разделе «Средства транспортные» приложения «Нормативные сроки службы основных средств» к постановлению Минэкономики РБ от 30.09.2011 № 161.

В случае если в наименовании марки (модели) грузового транспортного средства не указан тип кузова, то при расчете затрат по статье ЗП и МЗ к нормам затрат применяется коэффициент корректировки (Кт) норм затрат в зависимости от типа кузова: бортовых — 1,0; грузопассажирских — 1,05; фургонов — 1,05; фургонов с изотермическим кузовом и рефрижераторов — 1,15; самосвалов — 1,08; седельных тягачей — 1,05; цистерн — 1,1.

Покажем расчет затрат на ремонт и ТО на условных примерах.

Пример 1

Общий расчетный пробег автомобиля за смену составляет 195 км.

Индекс цен производителей промышленной продукции производственно-технического назначения в июле 2012 г. к декабрю 2011 г., по данным Белстата, составил 112,1 %.

В соответствии с таблицей 3 приказа № 391-Ц норма затрат на ТО и ремонт автомобиля-самосвала КрАЗ в диапазоне пробега с начала эксплуатации 101-300 тыс.км по статье «материальные затраты» — 475 233 руб.

Коэффициент корректировки норм затрат в зависимости от типа подвижного состава — 1,08, так как в таблице 3 приказа № 391-Ц по марке автомобилей КрАЗ не указан тип подвижного состава.

Материальные затраты на ТО и ремонт подвижного состава, включаемые в тариф, составят 112 194 руб. (475 233 х (195 / 1 000) х 1,121 х 1,08).

Читайте также:  Как настроить автозапуск машины kia rio

В соответствии с Нормами затрат № 391-Ц в случае отсутствия утвержденной нормы на ТО и ремонт определенной марки (модели) транспортного средства до ее утверждения применяются нормы на срок не более 6 месяцев по марке (модели) транспортного средства, наиболее соответствующей по техническим характеристикам данному транспортному средству:

• для легкового автомобиля — полная масса, тип кузова, число мест для сидения, класс автомобиля по рабочему объему двигателя, экологический класс и др.;

• для грузового автомобиля — тип кузова, грузоподъемность, двигатель, экологический класс и др.;

• для прицепа и полуприцепа — назначение, грузоподъемность, полная масса и др.;

• для автобуса — число мест для сидения, номинальная вместимость, класс автобуса по его габаритной длине, двигатель, экологический класс и др.

Основные технические характеристики имеющихся автомобилей указаны в технических паспортах, технической документации завода-изготовителя и (или) продавца.

Чтобы найти автомобиль, наиболее соответствующий по техническим характеристикам, можно воспользоваться автомобильными справочниками, информацией, размещенной на сайтах заводов-изготовителей, другими интернет-ресурсами.

Пример 2

В сборнике норм затрат отсутствуют нормы затрат на ТО и ремонт автомобиля Chevrolet Niva GLC. В данном случае в соответствии с нормами затрат до утверждения указанных норм применяются нормы на срок не более 6 месяцев по марке (модели) транспортного средства, наиболее соответствующей по техническим характеристикам данному транспортному средству.

По техническим характеристикам наиболее соответствует вышеуказанному транспортному средству легковой автомобиль ВАЗ-2131.

Отраслевые нормы затрат на ТО и ремонт подвижного состава автомобильного транспорта утверждаются Минтрансом РБ. Затраты на ТО и ремонт также могут определяться на основе местных норм до утверждения их в установленном законодательством порядке Минтрансом РБ.

Местные нормы затрат разрабатываются по заявкам организаций по маркам (моделям) автомобильных транспортных средств, эксплуатируемым в данных организациях, при условии отсутствия по ним отраслевых норм затрат, утверждаются организацией-разработчиком (разработчик — республиканское унитарное предприятие «Белорусский научно-исследовательский институт транспорта «Транстехника») и согласовываются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем — заказчиками разработки.

Пример 3

Организация-перевозчик обязалась выполнить грузовые перевозки для заказчика по междугородному маршруту.

Исходные данные (условно):

• планируемый пробег — 504 км;

• марка (модель) подвижного состава — седельный тягач ДАФ ХF;

• пробег автомобиля с начала эксплуатации — 160 тыс.км.

Установленная организацией норма расхода дизельного топлива — 29,53 л/100 км (в соответствии с Инструкцией № 141 и нормами расхода топлива на механические транспортные средства, суда, машины, механизмы и оборудование, утвержденными постановлением Минтранса РБ от 06.01.2012 № 3).

Расход топлива на выполнение планового задания — 148,8 л.

Действующая цена за 1 л дизельного топлива (на 1 августа 2012 г.) — 6 083,3 руб. (без НДС) (согласно прейскуранту № 02/04, утвержденному приказом концерна «Белнефтехим» от 07.06.2012 № 235).

Индекс цен производителей промышленной продукции производственно-технического назначения на момент расчета затрат (1 августа 2012 г.) нарастающим итогом к декабрю 2011 г., по данным Белстата, составил 112,1 %.

Часовая тарифная ставка рабочего 1-го разряда, действующая на предприятии, — 3 050 руб.

В соответствии с таблицей 3 Норм затрат № 391-Ц нормы затрат на ТО и ремонт автомобиля ДАФ ХF в диапазоне пробега с начала эксплуатации 101-300 тыс.км составляют:

Adblock
detector