Меню

Нормативы по безопасности забойных машин комплексов агрегатов

Нормативы по безопасности забойных машин комплексов агрегатов

СОГЛАСОВАНО с Центральным советом профсоюза работников угольной промышленности 06.06.1990.

УТВЕРЖДЕНО Госпроматомнадзором СССР 15.06.1990, Министерством угольной промышленности СССР 25.06.1990.

«Нормативы по безопасности забойных машин, комплексов и агрегатов» разработаны:

Государственным Макеевским ордена Октябрьской Революции научно-исследовательским институтом по безопасности работ в горной промышленности (МакНИИ)

Восточным научно-исследовательским институтом по безопасности работ в горной промышленности (ВостНИИ)

В разработке «Нормативов по безопасности забойных машин, комплексов и агрегатов» принимали участие: Аккерман Ф.М., Аксенов М.Б., Анненков Е.П., Артемов Ф.А., Баркалова Н.А., Баскаков В.И., Белоконь Г.С., Бобров А.И., Брусиловский Б.М., Бурлаков Н.П., Васнев A.M., Войтенко Н.И., Волошин Л.К., Гродель Г.С., Губский Ю.Н., Диденко В.В., Егорова Л.А., Залесский П.С., Ихно С.А., Кашуба О.И., Кожанов Е.М., Колосюк В.П., Коптиков В.П., Копытин В.А., Коренев А.П., Косенко А.Ф., Кочерга Н.Г., Кощеев Г.А., Кривохижа Б.М., Лихачева И.П., Лихачев Л.Я., Медведев Э.Н., Муфель Л.А., Овсиенко О.П., Пампура С.М., Поляков Ю.И., Попков Л.П., Пронь В.В., Скорик В.И., Таран И.Д., Трубицын А.В., Чигрин В.Д., Ярыгин Б.Е.

1. Общие положения

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Область распространения в порядок применения

1.1.1. Настоящие «Нормативы по безопасности забойных машин, комплексов и агрегатов»* распространяются на вновь создаваемые и модернизируемые забойные машины, комплексы и агрегаты, применяемые в угольных и сланцевых шахтах при подземной добыче угля, проведении (проходке) горных выработок.
________________
* Далее «Нормативы»

Требования «Нормативов» распространяются на забойные машины, комплексы и агрегаты, разработка технических заданий или технических условий заказчика на создание или модернизацию которых начинается после введения в действие «Нормативов». При этом объем требований, предъявляемых к модернизируемым изделиям и направленных на повышение их безопасных свойств, может быть избирательным и устанавливаться в техническом задании или технических условиях заказчика на модернизацию машин.

1.1.2. Требования настоящих «Нормативов» являются обязательными для всех научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических организаций, машиностроительных заводов, ремонтных предприятий и кооперативов, занимающихся проектированием, изготовлением и ремонтом забойных машин, комплексов и агрегатов, а также комплектующего их оборудования, устройств и сборочных единиц.

1.1.3. Забойные машины, комплексы, агрегаты и комплектующее их оборудование в части, касающейся конструкций машин должны удовлетворять по вопросам безопасности помимо настоящих «Нормативов»:

— Правилам безопасности в угольных и сланцевых шахтах (ПБ);

— Гигиеническим требованиям к горным машинам и механизмам для угольных шахт;

— Правилам технической эксплуатации угольных и сланцевых шахт (ПТЭ);

— Государственным стандартам (ГОСТ) на рудничное и взрывозащищенное электрооборудование (приложение).

Настоящие «Нормативы» взаимно увязаны со стандартами ССБТ.

1.1.4. При создании забойных машин и комплексов следует руководствоваться тем, что конструкция их должна обеспечивать:

1.1.4.1. Безопасность и удобство работ по управлению и обслуживанию при эксплуатации в таких горно-геологических условиях и при таких технологических схемах, для которых машина предназначена;

1.1.4.2. Необходимый уровень механизации и автоматизации производственных процессов в очистных и подготовительных забоях;

1.1.4.3. Максимально возможное исключение ручного труда при эксплуатации и обслуживании машин, а также при производстве монтажных и демонтажных работ;

1.1.4.4. Нормируемые санитарно-гигиенические условия для лиц, работающих в забоях.

1.1.5. Отдельные требования «Нормативов», для выполнения которых еще не имеется технических решений, должны осуществляться по мере реализации таких решений.

1.1.6. Оценка параметров безопасности устройств и систем, регламентируемых настоящими «Нормативами», должна осуществляться по методикам испытательных организаций (МакНИИ, ВостНИИ), утвержденным в установленном порядке, или по согласованным с ними методикам организаций-разработчиков.

1.2. Принятые понятия и определения

1.2.1. Термины «должно», «необходимо», «следует» означают, что выполнение изложенных требований обязательно.

1.2.2. Термин «как правило» в сочетании с термином по п.1.2.1 означает, что данное решение является лучшим и поэтому должно применяться в большинстве случаев.

1.2.3. Термин «рекомендуется» означает, что данное решение является одним из лучших, но не обязательным.

1.2.4. Термин «допускается» означает, что данное решение является удовлетворительным, а в ряде случаев — вынужденным.

1.2.5. Забойные машины — машины, предназначенные для механизации работ в очистных и подготовительных забоях.

К забойным машинам относятся очистные и проходческие комбайны, погрузочные машины, закладочные машины, бурильные установки и буровые станки, струговые установки, механизированные крепи, механизированные крепи сопряжения, забойные скребковые конвейеры, нишенарезные машины, нарезные машины для подготовки лав, штреко-поддирочные машины для подготовки лав, предохранительные и тягово-предохранительные лебедки и устройства, машины для монтажных работ, ручные и колонковые сверла.

К забойным комплексам или агрегатам относятся очистные, нарезные, проходческие, стволопроходческие комплексы и агрегаты.

1.2.6. Система управления — совокупность устройств и соединительных связей между ними для обеспечения заданного алгоритма управления забойными машинами.

1.2.7. Местное управление — управление машиной, при котором управляющее воздействие осуществляется с пульта, размещенного на этой машине, на основании визуального контроля за ее работой машинистом.

1.2.8. Дистанционное управление вне зоны видимости машины — управление отдельной машиной или комплексом машин с расстояния, при котором управляющее воздействие осуществляется с носимого или стационарно расположенного в выработке пульта на основании информации от технических средств контроля, защиты и автоматики.

1.2.9. Дистанционное управление в зоне видимости машины — управление машиной с расстояния, при котором управляющие воздействия осуществляются с носимого пульта на основании визуального контроля за ее работой машинистом.

1.2.10. Автоматизированное управление — управление, при котором пуск машины или комплекса машин осуществляется оператором (машинистом), а последующая работа выполняется автоматически, когда управляющие воздействия на изменение режима работы вырабатываются в процессе работы машины (комплекса) без участия оператора.

1.2.11. Аварийное отключение — отключение, при котором снимается напряжение со всех электроприводов машин и питающих их кабелей.

1.2.12. Пылеподавление — комплекс способов борьбы с пылью, основанных на связывании образовавшейся при работе забойных машин пыли путем подачи в зоны возможного ее выделения орошающей жидкости (орошение) или пены (пылеподавление пеной).

1.2.13. Пылеулавливание — очистка воздуха от пыли, которая осуществляется с помощью пылеулавливающих устройств.

2. Общие требования

2.1. Конструкция, монтаж и компоновка

2.1.1. Электрооборудование забойных машин, комплексов и агрегатов должно иметь исполнение, учитывающее специфические условия эксплуатации в забоях угольных и сланцевых шахт.

2.1.2. Конструкция забойных машин, комплексов и агрегатов, как объектов автоматизации, должна, как правило, обеспечивать возможность применения на машинах средств и устройств управления, автоматизации, контроля, защиты, отбора и передачи информации.

2.1.3. Технические средства, предотвращающие возникновение и развитие производственной опасности (например, удерживающие и тормозные устройства, гидрозамки, метан-реле, нулевая защита, устройства, блокирующие несанкционированный пуск машин и т.п.), должны функционировать при снятии энергии с машин.

2.1.4. Болтовые и винтовые соединения устройств обеспечения безопасности должны иметь средства, препятствующие их самоотвинчиванию.

2.1.5. Для наружных деталей горно-шахтного оборудования, изготовленных из алюминиевых сплавов должна обеспечиваться фрикционная искробезопасность, подтверждаемая заключением испытательных организаций (МакНИИ, ВостНИИ).

Приборы индивидуального пользования и ручные инструменты массой не более 3 кг, изготовленные из алюминиевых сплавов, допускается применять без испытаний на фрикционную искробезопасность.

Алюминиевые сплавы для наружных деталей горно-шахтного оборудования, предназначенного для эксплуатации в шахтах, опасных по газу или пыли, должны содержать не более 4% магния.

Допускается обеспечивать фрикционную искробезопесность деталей горно-шахтного оборудования из алюминиевых сплавов с помощью защиты их ограждениями от ударов щитками, изготовленными из неопасных в отношении фрикционного искрения металлов, или прочных и надежных в процессе эксплуатации защитных покрытий наружных поверхностей этих деталей.

2.1.6. Сборочные единицы, детали и комплектующие изделия, входящие в конструкцию забойных машин и комплексов, изготовленные полностью или частично из неметаллических материалов, должны удовлетворять требованиям ОСТ 12.24.294-86 «Оборудование горношахтное. Изделия неметаллические. Электростатическая искробезопасность. Общие технические требования и методы испытаний».

2.1.7. Максимальная температура нагрева наружных частей машин в нормальном режиме работы не должна превышать 150°С в случаях возможного образования отложений слоя угольной пыли. Нагрев частей машины, на которые могут попасть горючие смазочные и рабочие жидкости, не должен превышать 80% температуры воспламенения масла.

2.1.8. Корпуса машин, предназначенных для эксплуатации в шахтах, опасных по газу или пыли, внутри которых размещены механические узлы, не содержащие электрических частей, но при работе которых в нормальном или аварийном режимах возможно воспламенение окружающей метано-воздушной среды (фрикционное искрение, электростатические разряды и др.), должны выполняться во взрывонепроницаемом исполнении с видом взрывозащиты IВ в соответствии с требованиями ГОСТ 22782.6-81.

2.1.9. В конструкции забойных машин с резцовыми исполнительными органами для обеспечения минимального пылеобразования рекомендуется предусматривать возможность изменения режима разрушения горного массива путем регулирования соответствующих параметров (например, уменьшения скорости резания, изменения схемы набора режущего инструмента). Должна быть предусмотрена возможность управления очистными комбайнами на пологих и наклонных пластах проходческими комбайнами, закладочными машинами, буровыми станками из пунктов, расположенных вне зоны пылевого потока, образующегося при работе обслуживаемой машины.

2.1.10. На забойных машинах, укомплектованных электродвигателями с воздушным охлаждением, воздух из двигателя должен направляться таким образом, чтобы активная струя его не попадала на поверхность отбитой горной массы или почву пласта.

2.1.11. При работе режущих исполнительных органов забойных машин должна исключаться возможность воспламенения окружающей метано-воздушной среды фрикционными искрами (например, средствами орошения или другими способами и средствами).

2.2. Ограждения защитные

2.2.1. Движущиеся части забойных машин и механизмов, создающие возможность возникновения производственной опасности для людей, должны быть ограждены механическими защитными ограждениями.

2.2.2. Забойные машины, движущиеся части которых полностью закрыть не представляется возможным (рабочие органы, элементы систем подачи, и т.п.), должны иметь ограждения со стороны подхода к ним людей. Это требование не распространяется на ходовые части проходческих машин и установок.

2.2.3. В технически обоснованных случаях на отдельные сборочные единицы или детали конструкций забойных машин и комплексов дополнительно могут быть возложены функция защитных ограждений (навесные борта забойных скребковых конвейеров, погрузочные устройства очистных комбайнов и др.).

2.2.4. Конструкция забойной машины должна, как правило, исключать разбрасывание горной массы при ее разрушении и погрузке на транспортные средства.

На машинах, при работе которых возможно разбрасывание отбитой горной массы исполнительными органами, должны быть щитки, защищающие людей, находящихся вблизи машины.

2.2.5. При необходимости вывода из защитного положения или снятия ограждений для обеспечения доступа к обслуживанию и ремонту машин должны быть предусмотрены средства блокирования несанкционированного пуска машин.

2.3. Тяговые цепи и предохранительные органы

2.3.1. Статическая разрушающая нагрузка соединительных звеньев круглозвенных тяговых цепей в сборе с крепежными элементами должна быть не менее 0,9 разрушающей нагрузки рабочих звеньев. При этом нормируемая усталостная долговечность соединительных звеньев при заданных нагрузках должна составлять не менее 40000 циклов (для машин, скорость движения тяговых органов которых превышает 0,2 м/с).

2.3.2. Канаты или цепи забойных машин, выполняющие предохранительные функции, должны иметь запас прочности не менее 6-кратного по отношению к составляющей веса с учетом угла падения пласта или наклона выработки.

2.3.3. На машинах, для которых по условиям эксплуатации требуется применение предохранительных канатов или цепей, должны предусматриваться специальные прицепные устройства для их крепления, рассчитанные с принятым по п.2.3.2 запасом прочности.

2.3.4. Проходческие комбайны, погрузочные и другие самоходные машины, независимо от типа применяемой ходовой части, должны иметь тормозные устройства, срабатывающие автоматически при оперативных остановках, перерывах в энергоснабжении, а также при возможных авариях с ходовой частью.

Проходческие комбайны, погрузочные и другие самоходные машины, имеющие гусеничный ход, применяемые в выработках с углом наклона более 12°, а также погрузочные и другие самоходные машины и крепеукладчики на рельсовом ходу, применяемые в выработках с углом наклона более 5°, должны иметь предохранительные устройства, служащие для удержания машин от сползания или скатывания.

Допускается применение устройств распора заводского изготовления.

2.4. Освещение

2.4.1. Механизированные очистные комплексы, агрегаты и струговые установки должны обеспечивать в забоях освещение светильниками, входящими в их состав.

Допускается не предусматривать установку светильников на агрегатах, работающих без постоянного присутствия людей в забое на пластах мощностью 0,6-0,9 м, а также на комплексах и агрегатах, работающих на крутых пластах по простиранию.

2.4.2. Проходческие комбайны, погрузочные машины, бурильные установки и другое забойное оборудование, имеющее ходовую часть, должны комплектоваться светильниками местного освещения.

Допускается не предусматривать установку светильников на машинах с пневмоприводом.

2.4.3. Электрические цепи, питающие светильники забойных марши, комплексов и агрегатов, должны быть, как правило, искробезопасными. Для проходческих комбайнов и породопогрузочных машин. предназначенных для применения в шахтах, опасных по внезапным выбросам, разрабатывающих крутые пласты, это требование является обязательным.

Допускается для машин, применяемых на пологих и наклонных (до 35°) пластах, питание светильников от неискробезопасных электрических цепей, при наличии защиты от токов короткого замыкания и утечек тока на землю и выполнении пункта 2.7.10.

2.4.4. Конструкция и место установки светильников долины исключать их слепящее действие на обслуживающий персонал.

2.5. Гидросистемы

2.5.1. Гидравлические рукава, смонтированные непосредственно на машинах, должны быть, как правило, защищены от повреждений. Расположение гидравлических магистралей должно исключать их разрыв при передвижении машин, секций крепи, а также при передвижении частей машины или механизмов относительно друг друга.

2.5.2. При соединении в гидросистеме взаимно подвижных сборочных единиц с помощью нескольких гибких рукавов, последние долины быть, как правило, собраны в один жгут.

2.5.3. Конструкция элементов гидросистемы должна обеспечивать доступность узлов функциональных элементов и соединений для выполнения ремонтных работ и технического обслуживания в условиях эксплуатации.

2.5.4. Конструкция гидросистем забойных машин и механизмов в режиме нормальной работы должна исключать выделение в воздух аэрозоля рабочей жидкости.

При осадке стоек механизированных крепей, работающих на негорючей жидкости, под воздействием давления кровли допускается выброс рабочей жидкости на почву через предохранительные клапаны.

2.5.5. В конструкции узлов гидросистемы или группы узлов, объединенных в отдельную самостоятельную систему, должны быть предусмотрены выводы для подсоединения манометра или других средств контроля давления рабочей жидкости.

Читайте также:  Подвеска автомобиля схема хонда

2.5.6. Распределители, предназначенные для местного управления гидросистемами машин, должны располагаться в местах, исключающих случайное и непроизвольное их включение людьми, движущимися частями механизмов или падающими предметами. Конструкция распределителей должна исключать возможность их самопроизвольного включения или переключения в другую позицию.

Позиции распределителей должны иметь четкие поясняющие надписи, буквенные обозначения и символы.

2.5.7. Гидравлические системы должны быть оборудованы устройствами контроля уровня рабочей жидкости в баке, и, как правило, устройствами контроля максимально допустимой температуры нагрева жидкости и недопустимых наружных утечек рабочей жидкости из гидросистемы при ее повреждениях.

2.5.8. Конструкция узлов гидросистемы должна обеспечивать заливку или замену рабочей жидкости с помощью устройств, исключающих вскрытие гидросистемы.

Заправка рабочей жидкости в гидросистему, как правило, должна осуществляться ручным или с электроприводом (пневмоприводом) насосами, снабженными фильтрами.

2.5.9. Рабочие жидкости в гидросистемах, являющиеся энергоносителями, должны быть негорючими (трудногорючими) и нетоксичными.

Сроки перевода гидросистем различных типов забойных машин и комплексов на применение негорючих (или трудногорючих) рабочих жидкостей (в том числе, для эксплуатации в условиях многолетнемерзлых пород) устанавливаются Минуглепромом СССР и Госпроматомнадзором СССР по согласованию с ЦС профсоюза работников угольной промышленности.

2.6. Пневматический привод

2.6.1. Выхлопные патрубки машин с пневмоприводом должны иметь такое расположение, чтобы отработанный воздух не направлялся на людей, работающих вблизи машины.

2.6.2. Допустимое количество отработанного масла, использованного для смазки пневмодвигателей, в воздушной среде выработки не должно превышать значений, принятых ГОСТ 12.1.005-88.

В случае, если концентрация масляных аэрозолей превышает нормируемые значения, в пневмоприводах должны применяться улавливающие устройства.

2.6.3. В пневмоприводе машин, у которых бесконтрольное превышение числа оборотов может привести к аварийной ситуации, должны предусматриваться регуляторы, поддерживающие постоянное число оборотов.

2.6.4. Подвод сжатого воздуха необходимо осуществлять с выполнением следующих требований:

2.6.4.1. Подсоединение подводимого к машине шланга и соединение отрезков шланга должно производиться с помощью специально предназначенных для этих целей соединений.

2.6.4.2. В сети рабочего давления должен устанавливаться манометр.

2.6.5. Пусковые краны и вентили должны иметь стрелки, указывающие направление вращения маховиков с обозначением «Открыто» и «Закрыто».

Дистанционно управляемые клапаны должны иметь стрелки, указывающие направление движения сжатого воздуха.

2.7. Система электроснабжения

2.7.1. Электрооборудование забойных машин и комплексов и электрическая аппаратура должны быть рассчитаны на следующие номинальные напряжения (со стороны сетевого питания):

передвижные трансформаторные подстанции и трансформаторы — не выше 10000 В;

передвижные электроприемники — не выше 1200 В. В отдельных случаях допускается с разрешения Минуглепрома СССР по согласованию с Госпроматомнадзором СССР применение напряжения 6000 В:

ручные машины и инструменты, а также осветительные установки для очистных и подготовительных выработок — не выше 220 В.

2.7.2. Электроснабжение распределительного пункта РП участка должно осуществляться от передвижных комплектных трансформаторных подстанций (КТП), присоединенных к сети с помощью комплектных распределительных устройств (КРУ).

2.7.3. Забойные машины и комплексы должны присоединяться к сети при помощи комплектных устройств управления, магнитных пускателей или других коммутационных аппаратов с дистанционным управлением.

2.7.4. В схемах электроснабжения забойных машин и комплексов должны предусматриваться автоматические выключатели, обеспечивающие дистанционное аварийное отключение электроприемников и кабелей всех машин, входящих в состав комплекса.

2.7.5. В цепи питания отдельной машины с установленным на ней комплектным устройством управления наличие автоматического выключателя не обязательно при условии выполнения требования п.2.7.3.

2.7.6. В качестве исполнительного аппарата для дистанционного аварийного отключения должен применяться автоматический выключатель с принудительным (например, пружинным) приводом для разрыва силовой цепи.

2.7.7. Комплектные устройства управления или (и) пускатели, предназначенные для электроснабжения забойных машин и комплексов, должны комплектоваться в распределительный пункт (РП) участка, который рекомендуется располагать в выработке со свежей струей воздуха.

При размещении РП участка или его части в выработке с исходящей струей воздуха питание их должно осуществляться от группового аппарата (ГА) (магнитный пускатель, вывод комплектного устройства управления, фидерный выключатель), устанавливаемого в выработке на свежей струе воздуха.

Управление ГА должно быть дистанционным и осуществляться с пульта в месте установки РП или его части в выработке с исходящей струей воздуха.

2.7.8. Если электроснабжение комплекса забойных машин осуществляется от трансформаторной подстанции, установленной в тупиковой выработке или в выработке с исходящей струей воздуха, питание этой подстанции должно осуществляться от КРУ, расположенного в выработке со свежей струей воздуха и управляемого дистанционно с места установки подстанции.

2.7.9. Электроснабжение проходческих машин и комплексов, расположенных в проветриваемых вентиляторами местного проветривания ВМП тупиковых выработках шахт, опасных по газу, а также забойных машин, разрабатывающих крутые пласты, опасные по внезапным выбросам угля и газа, должно осуществляться в соответствии с требованиями «Правил безопасности в угольных и сланцевых шахтах».

2.7.10. Схемы электроснабжения очистных и проходческих машин, а также комплексов должны предусматривать возможность включения аппаратуры автоматического контроля метана в соответствии с требованиями «Правил безопасности в угольных и сланцевых шахтах».

2.7.11. На проходческих машинах с многодвигательным приводом, где требуется раздельное включение и отключение электродвигателей, как правило, должны устанавливаться контакторы или ручные выключатели для управления каждым электродвигателем отдельно. Все коммутационные аппараты должны быть объединены в комплектное устройство управления, располагаемое на машине. Присоединение машины к сети и в этом случае должно осуществляться в соответствии с п.2.7.3.

2.7.12. Забойные машины должны иметь устройства (выключатели, разъединители, короткозамыкатели и другие устройства аналогичного назначения), предназначенные для блокировки их включения по цепям силового питания.

Требования этого пункта не распространяются на колонковые электросверла, ручные машины и инструменты, забойные конвейеры, тяговые предохранительные и монтажные лебедки.

2.7.13. Устройство блокировки по п.2.7.12, как правило, должно быть установлено непосредственно в электроблоке забойной машины.

Допускается для машин, не содержащих электроблоки, установка устройства блокировки на штреке или других местах, если предусмотрено дистанционное включение и отключение такого устройства путем воздействия на орган выключения, размещенный непосредственно на пульте машины.

2.7.14. Введение в действие устройства блокировки по п.2.7.12, не рассчитанного для коммутации силовой цепи под нагрузкой, должно производиться посла опережающего отключения напряжения с машины.

2.7.15. В схеме электроснабжения забойных машин и комплексов должны предусматриваться следующие виды защит:

2.7.15.2. От токов короткого замыкания;

2.7.15.3. Токовая защита от перегрузки, в том числе и от опрокидывания, и (или) температурная от недопустимого перегрева электродвигателей;

2.7.15.4. От утечек тока;

2.7.15.5. Отключения напряжения при снижении сопротивления изоляции относительно земли.

2.7.16. Для присоединения к сети забойных машин должны применяться гибкие экранированные кабели специальной конструкции, у которых, как правило, исключены условия для формирования разности потенциала в цепях управления и контроля заземления, составленных с использованием вспомогательных и заземляющей жил итого кабеля, под действием электромагнитного поля силовой цепи. Такие кабели также должны быть с оболочкой, не распространяющей горение, повышенной прочности и гибкости.

2.7.17. Электроснабжение забойных машин должно, как правило, осуществляться по одному кабелю.

Для машин повышенной энерговооруженности допускается осуществление электроснабжения по нескольким силовым кабелям. При этом системы блокировки и аварийного отключения должны предусматривать возможность быстрого и полного отключения машины от сети при воздействии на один орган управления, а также при действии устройств блокировки.

2.7.18. Присоединение силовых кабелей к забойным машинам (с использованием электрических соединителей или без них) должно производиться исходя из условий обеспечения надежности и удобства выполнения операций по замене кабелей.

2.7.19. Цепи силового питания переменного и постоянного токов, предусмотренные в электрической схеме забойных машин, должны быть гальванически разделены с помощью понизительных или разделительных трансформаторов.

2.7.20. Системы электроснабжения забойных маши с регулируемым полупроводниковым электроприводом должны выполняться в соответствии с «Техническими требованиями к рудничному взрывозащищенному электрооборудованию с силовыми полупроводниковыми приборами напряжением до 1140 В».

2.7.21. Электрооборудование на машинах должно устанавливаться таким образом, чтобы обеспечивалось удобное и безопасное его обслуживание (осмотр, текущий ремонт, наладка и другие работы) непосредственно в забое, а также исключались условия для: попадания воды в кабельные вводы и сопрягаемые части оболочки; повреждения электрооборудования движущимися частями (режущими и тяговыми органами, канатами, цепями и т.п.) и падающими предметами, кусками породы и угля. Детали оболочек силового электрооборудования с видом взрывозащиты «взрывонепроницаемая оболочка» должны изготавливаться из стали.

2.7.22. Конструкцию и размещение отдельных узлов машин и электрооборудования рекомендуется выполнять так, чтобы все электрические соединения производились при помощи монтажных проводов, проложенных внутри взрывобезопасных оболочек.

Допускается соединение отдельных электрических узлов и аппаратов машины при помощи гибких кабелей, проложенных на этой машине.

2.7.23. Гибкие кабели, при помощи которых производится соединение отдельных узлов электрооборудования, должны прокладываться по машине в тех местах, где обеспечивается наименьшая вероятность повреждения их крепью, породой, кусками отбитой и транспортируемой горной массы и т.п. Кабели должны иметь жесткую механическую защиту (прокладываться в трубах, закрываться щитками, швеллерами, уголками и т.п.).

Указанное требование является не обязательным для кабелей, имеющих только искробезопасные цепи.

2.7.24. Для кабелей, соединяющих отдельные подвижные части машины или расположенных на переходах от одной части машины к другой, должна предусматриваться гибкая механическая защита.

Специальную защиту кабелей допускается не выполнять при прокладке их между секциями механизированной крепи с коэффициентом затяжки кровли не менее 0,9.

Во всех случаях кабели на машине должны быть надежно закреплены, воздействие растягивающих усилий на них должно быть исключено.

2.7.25. Элементы механической защиты кабелей, в том числе и гибкой защиты, должны иметь надежный электрический контакт (без применения сварки) с заземленными корпусами машин или оболочками их электрооборудования. Это требование не распространяется на траковые кабелеукладчики и подобные им устройства, а также на кабели с искробезопасными цепями, соединяющие пластмассовые оболочки.

2.7.26. Заземляющие жилы всех кабелей, подключенных к забойным машинам с обоих концов, должны присоединяться к специальным заземляющим зажимам внутри отделений вводных устройств.

2.7.27. Для внутреннего монтажа отдельных узлов электрооборудования забойных машин должны применяться гибкие провода, изоляция которых соответствует специфическим условиям применения их внутри оболочек электрооборудования забойных машин.

Провода должны быть стойкими к воздействию шахтных кислотных и щелочных вод, а также масел при наличии их в местах прокладки проводов.

2.7.28. Каналы и отверстия в стенках корпусов электрооборудования и машин, через которые проходят монтажные провода, не должны иметь острых кромок, выступов и заусенец, способных повредить изоляцию проводов.

Поверхности этих каналов и отверстий должны покрываться электротехническим лаком или эмалью.

2.7.29. Отдельные монтажные провода или провода, собранные в жгуты, как правило, должны крепиться к стенкам оболочек электрооборудования при помощи хомутов с мягкими прокладками.

2.7.30. Все электрические аппараты и устройства (контакторы, реле, приборы), предназначенные для установки на передвижных забойных машинах, должны быть виброустойчивы или иметь виброгасящие устройства.

При установке пусковой аппаратуры на передвижных машинах должно выбираться такое расположение ее, при котором исключается возможность самовключения при толчках и при перемещении машины, а также при допустимых кренах.

2.7.31. В электрооборудовании забойных машин монтаж силовых цепей, цепей управления и автоматизации рекомендуется производить проводами, имеющими различную расцветку оболочек.

Оба конца монтажного провода, а также зажимы, к которым они присоединяются, должны иметь маркировку, соответствующую монтажной схеме.

К внутренней стороне крышек обслуживаемых отделений электрооборудования должны, как правило, крепиться таблички с электрической схемой устройства.

2.7.32. В электрооборудовании забойных машин должна быть предусмотрена электрическая или механическая блокировка крышек взрывонепроницаемых оболочек (отделений), в которых размещена коммутационная и другая аппаратура, требующая систематических осмотров, с аппаратом, подающим напряжение на машину.

Такие блокировки крышек должны обеспечивать снятие напряжений со всех элементов, находящихся внутри отделений, до начала их открывания.

2.7.33. Для взрывонепроницаемых отделений вводных устройств, электродвигателей, источников питания и другого неискрящего в нормальном режиме электрооборудования предусматривать блокировки по п.2.7.32 не обязательно. На крышках отделений такого электрооборудования должна быть рельефная надпись: «Открывать, отключив от сети».

2.7.34. Механические блокировочные устройства электрооборудования забойных машин должны быть просты по конструкции, прочны и защищены от повреждения при транспортировке и эксплуатации. Они должны быть выполнены так, чтобы обеспечивался визуальный контроль их действия. Детали этих устройств должны выполняться из стойких к коррозии материалов или иметь антикоррозийные покрытия.

2.7.35. Электрические блокировки, предусмотренные в электрооборудовании, должны обеспечивать защитное отключение при их повреждении. Внешние цепи указанных блокировок должны быть искробезопасными.

2.7.36. В схемах электроснабжения забойных машин и комплексов рекомендуется предусматривать устройства диагностики, сигнализирующие о причинах автоматических (защитных) и аварийных отключений электроэнергии и обеспечивающие возможность быстрого и безопасного отыскания повреждений.

2.8. Системы и схемы управления

2.8.1. Системы управления забойными машинами и комплексами должны предусматривать один или сочетание следующих видов управления: местное; дистанционное в зоне видимости машины; дистанционное вне зоны видимости машины и автоматизированное.

Выбор требуемых видов управления определяется исходя из: условий обеспечения безопасности при управлении забойными машинами и комплексами; особенностей конструкций машин (комплексов); технологической схемы ведения выемки или проходки; условий безопасности выполнения вспомогательных работ, опробования и наладки.

2.8.2. Системы управлении забойными машинами и комплексами, эксплуатация которых ведется на пластах, опасных по внезапным выбросам угля, породы и газа, должны предусматривать дистанционное вне зоны видимости или автоматизированное управление с безопасных расстояний, регламентированных «Инструкцией по безопасному ведению горных работ на пластах, опасных по внезапным выбросам угля, породы и газа».

2.8.3. Для машин (комплексов), в которых предусмотрено два или более видов управления, должно быть применено устройство переключения для выбора каждого из видов управления.

2.8.4. В системе управления забойными машинами и комплексами при управлении с нескольких пультов, размещенных на машине и в выработках, должна быть исключена возможность одновременного пуска с двух и более пультов. Функция отключения машин должна выполняться постоянно с любого пульта.

Читайте также:  Газ тнвд дизельных двигателей

2.8.5. Системы управления забойными машинами и комплексами при технологии ведения работ без постоянного присутствия людей в очистных и подготовительных забоях, как правило, должны обеспечивать:

2.8.5.1. Автоматизированное или дистанционное управление рабочими операциями, отдельными органами и узлами машин с выполнением контроля технологических характеристик и рабочих параметров машин.

2.8.5.2. Непрерывный контроль параметров газовой обстановки, пожаро- и выбросоопасности, пылеподавления и проветривания с целью постоянной оценки состояния окружающей среды в забое.

2.8.5.3. Диагностическое и информационное обеспечение, содержащее данные:

а) о выполнении машинами рабочих функций и режимов их работы;

б) о состоянии и параметрах средств крепления призабойного пространства;

в) об отклонениях от заданных параметров контролируемых систем и узлов машин.

2.8.6. Система управления машинами забойного комплекса должна быть выполнена таким образом, чтобы все средства контроля и защиты (метан-реле, приборы контроля проветривания и выбросоопасности в забое, устройства предупредительной сигнализации и оповещения, устройства электрических защит в силовых цепях и др.) от возникновения производственных опасностей, связанных с включением машин или подачей напряжения, включались в работу до пуска машин и до подачи напряжения в места, где может возникнуть производственная опасность.

2.8.7. В системе дистанционного управления в зоне видимости машины, как правило, должен предусматриваться беспроводный канал между носимым пультом и машиной.

Для очистных машин, эксплуатируемых на пластах мощностью менее 1,5 м, допускается применять систему управления с пультами, стационарно установленными через 10 м по длине лавы и соединенными между собой кабельной линией связи.

2.8.8. Система дистанционного управления вне зоны видимости машин (комплекса) должна содержать стационарные пульты по длине лавы, установленные через 10 м, или центральный (централизованный) пульт на штреке.

В такой системе может предусматриваться как проводный, так и беспроводный канал между пультом и машиной.

2.8.9. В системе управления с беспроводным каналом должно обеспечиваться автоматическое отключение машины при нарушении канала связи. Допускается не предусматривать указанное отключение при кратковременных (не более 3 с) нарушениях канала связи.

2.8.10. Оболочки средств автоматизации и пультов управления, размещенные в очистном забое, как правило, должны иметь степень защиты от внешних воздействий (пыли, воды) JP67, но не ниже JР54.

2.8.11. Система управления не должна допускать несанкционированного включения машин при включенном состоянии блокировочных и защитных устройств, а также при выполнении различного рода переключений.

2.8.12. При наличии в системе управления нескольких аварийных выключателей с дистанционным отключением, отключение их должно осуществляться от одного органа управления.

2.8.13. Забойные машины, имеющие несколько рабочих исполнительных органов, совместная работа которых технологически не допускается или не предусматривается, должны иметь блокировочные устройства, запрещающие одновременное включение этих рабочих органов.

2.8.14. Система управления должна обеспечивать:

2.8.14.1. Включение и отключение машины путем кратковременного воздействия на орган управления.

2.8.14.2. Подачу предупредительного сигнала перед началом работы машин.

2.8.14.3. Двухстороннюю громкоговорящую связь в очистном забое. Рекомендуется наличие такой связи с пульта или с поста связи на комбайне.

2.8.14.4. Дистанционное аварийное отключение комплекса.

Рекомендуется предусматривать двухстадийное аварийное отключение комплекса.

2.8.14.5. Осуществление необходимых блокировок, связанных с технологией работы, а также предусмотренных для обеспечения безопасности эксплуатации машин (комплекса).

2.8.14.6. Оперативное отключение питания машин и механизмов за время, не превышающее 0,2 с.

2.8.15. В системе управления забойными машинами рекомендуется предусматривать автоматическую подачу сигнала звукового предупреждения машинисту, напоминающего ему о необходимости принятия мер по переводу устройств блокировки включения машины (ручной выключатель, муфта-выключатель для отсоединения электродвигателя от редуктора, кнопка «Стоп аварийная» и др.) в отключенное положение после оперативной остановки с воздействием на магнитный пускатель, комплектное устройство управления машины.

2.8.16. В системе управления очистных и проходческих машин должно быть предусмотрено устройство для одновременного размыкания цепей управления названных и других машин, пуск в работу которых может привести к производственной опасности при осмотре исполнительных органов, замене режущего инструмента, а также при осмотре других подвижных частей и работах, связанных с доступом к опасным электрическим частям.

Такое устройство должно обеспечивать блокировку включения указанных машин путем извлечения схемного элемента-ключа, размыкающего указанные выше цепи.

Установка устройства блокировки должна предусматриваться непосредственно на забойной машине или на его пульте.

Допускается для отдельных машин использовать кнопки «Стоп» с фиксацией в отключенном положении.

2.8.17. Рекомендуется предусматривать автоматическое отключение машины и блокировку ее включения при нахождении человека в зоне движущихся частей, представляющих опасность.

2.8.18. Схемы дистанционного управления аппаратами, предназначенными для подачи напряжения на машину и для включения электродвигателей машины, должны обеспечивать нулевую защиту, защиту от самовключения, контроль заземления передвижных машин, автоматическое отключение и невозможность включения машины при обрыве или замыкания проводов внешнего участка схемы.

2.8.19. Схемами дистанционного управления должны выполняться защиты от самовключения и от потерн управления при:

2.8.19.1. Колебаниях напряжения питания в пределах от 0,8 Uн. до 1,1 Uн и кратковременном (до 1 с) повышении напряжения до 1,5 Uн.

2.8.19.2. Выходе из строя и уходе параметров от номинальных значений функциональных узлов и элементов схемы.

2.8.19.3. Формировании в цепях управления, соединенных с цепью заземления, дополнительных источников энергии:

а) напряжением 4,2 В постоянного тока (в заземляющей жиле) под действием электрической цепи контактной электровозной откатки.

Требование этого пункта распространяется на устройства управления, предназначенные для эксплуатации в шахтах с контактной электровозной откаткой;

б) индуктируемой ЭДС напряжением до 1,1 В переменного тока на каждые 100 м длины кабеля при пусковом токе электродвигателя 660 А или 2,2 В при тех же условиях и пусковом токе 1200 А.

Величины индуктируемых ЭДС допускается уточнять при испытаниях схем дистанционного управления забойных машин в случае применения для присоединения к сети этих машин кабелей новых конструкций;

в) напряжением до 3В амплитудного значения постоянного тока на каждом коммутационном элементе при попадании на них шахтной воды (источник гальвано ЭДС);

Параметры источников гальвано ЭДС уточняются при испытаниях устройств управления с учетом их конструкций и примененных материалов. Эти требования не обязательны для устройств, степень защиты от внешних воздействий которых не ниже JP67.

2.8.20. Схема управления передвижными забойными машинами должна обеспечивать автоматический контроль заземления их корпусов путем использования заземляющей жилы в цепи управления.

Рекомендуется применять схемы управления, изолированные от корпуса машины и заземляющей жилы, с выполнением контроля заземления отдельной схемой.

Допускается контроль сопротивления заземления осуществлять перед каждым включением силового питания на машину с непрерывным контролем целостности заземляющей жилы.

Величина контролируемого сопротивления должна составлять не более 100 и 50 Ом для машин напряжением соответственно по 660 и 1140 В.

2.8.21. Контроль сопротивления заземления допускается не предусматривать для агрегатированных машин очистного забоя (например, комбайн-конвейер, струговая установка-конвейер и пр.) и отдельных машин, заземление которых осуществляется на менее чем двумя заземляющими жилами разных силовых кабелей.

2.8.22. Цепи контроля сопротивления заземления машин в шахтах, опасных по газу или пыли, должны иметь искробезопасные параметры.

2.8.23. Схемы дистанционного управления аппаратами, предназначенными для подачи напряжения на машину и для включения электродвигателей машины, должны удовлетворять следующим требованиям:

2.8.23.1. Цепи дистанционного управления должны быть гальванически не связаны с цепями силового питания;

2.8.23.2. Напряжение питания в цепях управления не должно превышать 42 В;

2.8.23.3. В схемах управления и контроля сопротивления заземления передвижных машин рекомендуется предусматривать автоматическое отключение машин, а также приемных и передающих узлов названных схем от кабельной линии, являющейся источником помех, при превышении в 1,5 раза номинальных электрических параметров указанных цепей;

2.8.23.4. В отключенном состоянии схемы управления должен, как правило, предусматриваться Гальванический разрыв в цепи кнопки «Пуск».

2.8.23.5. Для формирования командного сообщения на включение машины рекомендуется предусматривать сочетание (комбинацию) двух или более сигналов управления;

2.8.23.6. Исполнительный элемент схемы должен устойчиво срабатывать на включение при общем сопротивлении внешнего участка цепи управления не менее 20 Ом и напряжении 0,85Uн на зажимах источника питания;

2.8.23.7. Схема управления должна сохранять работоспособность при снижении сопротивления утечки между проводами цепи управления до 1000 Ом.

2.8.24. Микропроцессорные схемы управления (МПСУ) должны содержать необходимые аппаратно-программные устройства, обеспечивающие контроль их работоспособности.

2.8.25. Сбои, возникающие в МПСУ, должны быть восстановлены за время, не превышающее время включения самого быстродействующего исполнительного элемента системы управления, в которую входит МПСУ, в противном случае должен выполняться защитный отказ выходных элементов цепей управления МПСУ.

2.8.26. Схемы дистанционного управления с телемеханическим каналом должны обеспечивать приоритет в выполнении функций аварийного и оперативного отключения.

2.8.27. В схемах дистанционного управления с телемеханическим каналом рекомендуется применять избыточное кодирование, проверку регулярности структуры командных сигналов, многократное подтверждение и специальные меры, направленные на повышение безопасности и надежности функционирования.

2.8.28. МПСУ и схемы управления с телемеханическим каналом должны быть помехозащищенными при воздействии сторонних источников энергии по п.2.8.19 и проявлении схемных отказов, приведенных в п.2.8.18.

2.8.29. Система управления должна обеспечивать выдачу пусковой команды только при наличии разрешающих: сигналов от подсистемы (датчиков), контролирующей текущие значения параметров безопасности.

2.8.30. Системы беспроводного управления забойными машинами не должны допускать несанкционированного включения машин, в том числе, если в одном забое работает несколько машин с такими системами.

2.8.31. Все элементы управления (кнопки, выключатели, реле и т.п.), обеспечивающие аварийное или оперативное снятие напряжения, остановку машин и механизмов, прекращение движения, машин и рабочих органов машин, защиту от опасных режимов работы и т.д., должны работать на размыкание цепи управления.

Допускается кратковременное снятие напряжения в искробезопасных системах управления крепью производить замыканием линий питания при наличии автоматического контроля их целостности.

2.8.32. В системах автоматизации выход из строя одного функционального узла или элемента (резистора, конденсатора, диода, транзистора и т.п.) не должен приводить к включению или неотключению управляемой машины. При этом вышеперечисленные узлы и элементы считаются неповрежденными при резервировании, если их загрузка составляет не более 70% от номинальных значений.

2.8.33. Внешние цепи схем управления забойными машинами в шахтах, опасных по газу или пыли, должны иметь искробезопасные параметры.

Указанные цепи управления, проложенные в кабеле, питающем машину, должны быть отнесены к искробезопасным только при отключенном силовом напряжении с кабеля и электроприемников данной машины.

2.8.34. Цепи управления, проложенные от машины к пульту, должны быть искробезопасными с уровнем Иа.

Допускается иметь искроопасные цепи напряжением не более 42 В, проложенные на указанном выше участке, если они не выходят за пределы взрывонепроницаемых оболочек электроблоков и пультов, установленных непосредственно на машине.

2.8.35. В цепях управления забойными машинами, как правило, должен предусматриваться контроль и индикация следующих параметров и величин, характеризующих:

2.8.35.1. Включенное (отключенное) состояние исполнительных узлов схемы;

2.8.35.2. Наличие напряжения на зажимах источников питания цепей управления;

2.8.35.3. Сопротивление линии внешней цепи и сопротивление изоляции этой цепи (рекомендуемое);

2.8.35.4. Место замыкания (обрыва) внешней цепи (рекомендуемое);

2.8.35.5. Обрыв и замыкание во внешних соединительных линиях;

2.8.35.6. Неисправности выпрямительных элементов и узлов.

2.9. Предупредительная сигнализация и связь

2.9.1. Передвижные забойные машины, а также машины, имеющие открытые подвижные части, должны снабжаться устройствами сигнализации для подачи звукового предупредительного сигнала перед пуском машины и (или) перед включением любого ее подвижного узла, работа которых монет представить опасность для находящихся поблизости людей.

Слышимость сигнала должна обеспечиваться во всей зоне, опасной для людей.

2.9.2. Звуковой предупредительный сигнал должен формироваться с помощью речевого или неречевого сообщений.

Рекомендуется применять сигналы речевого сообщения.

2.9.3. Предупредительный звуковой неречевой сигнал должен иметь следующие параметры:

уровень громкости — не менее 95 дБ на расстоянии 1 м по оси излучателя звука;

для протяженных объектов (например, для секций давней крепи, очистных машин с бесценной системой подачи) должен иметь уровень громкости не менее 75 дБ на расстоянии 0,5 м по оси излучателя звука;

длительность подачи сигнала — 6-15 с;

частота сигнала — 800-2000 Гц. Допускается при применении частотномодулированного сигнала повышение частоты до 3500 Гц.

По структуре сигнал может быть прерывистым, непрерывным, а также модулированным по частоте или амплитуде.

Прерывный сигнал, как правило, должен быть скважностью равной 2, с длительностью импульса 1…2 с.

Непрерывный сигнал может быть однотональным и многотональным с временем звучания каждого тона 0,3. 0,5 с. Тональные сигналы могут быть также модулированы по частоте или амплитуде.

2.9.4. Сигналы речевого сообщения должны содержать название включаемого объекта (например, «Внимание! Включается комбайн») и повторяться три раза.

Параметры сигнала речевого сообщения следующие:

уровень громкости — не менее 75 дБ на расстоянии 1 м по оси излучателя звука;

длительность подачи сообщения — 6. 15 с;

Изменения уровня громкости должны производиться при подаче непрерывного сигнала частотой 1 кГц.

частота воспроизводимого сообщения от 350 до 3500 Гц.

2.9.5. Для машин, работающих в одном забое, как правило, должны применяться предупредительные сигналы, отличающиеся между собой.

2.9.6. Система управления должна обеспечивать, как правило, автоматическую подачу предупредительного сигнала при воздействии на органы включения (пуска) машины или ее отдельных частей и узлов.

Допускается для отдельных машин и механизмов иметь возможность повторного их включения без подачи предупредительного сигнала, если промежуток времени между двумя следующими друг за другом пусками не превышает 6 с.

2.9.7. В отдельных случаях для многоприводных машин и машин, выполняющих технологические операции путем многократных перемещений, допускается наличие раздельных органов для подачи сигнала и для включения машины. При этом должна предусматриваться блокировка, обеспечивающая возможность пуска машины только после подачи предупредительного сигнала необходимой длительности и не позже, чем через 6 с после окончания сигнала.

Читайте также:  Когда будет тест драйв опель мокка

2.9.8. В системах управления с технологией добычи угля без постоянного присутствия людей в забое подача предупредительного сигнала должна осуществляться автоматически перед включением в работу первой машины, а также рекомендуется подача сигнала при подходе комбайна к концевым участкам лавы. При этом учитывается наличие блокировки между машинами комплекса.

2.9.9. Для машин, автоматически выполняющих циклические движения (струги и т.п.), сигнал должен подаваться автоматически перед первым включением в работу. При этом рекомендуется также подавать предупредительный сигнал при приближений таких машин к концевым участкам лавы.

2.9.10. Для машин, имеющих гидравлический или пневматический многооперационный способ управления, а также машин с электрическим управлением, у которых невозможно установить постоянную блокировочную зависимость между работой отдельных частей, допускается иметь независимые (несблокированные) команды на подачу предупредительного сигнала и включение машины, но с сохранением установленной длительности звучания сигнала.

2.9.11. В системе предупредительной сигнализации должен предусматриваться автоматический контроль подачи предупредительного сигнала. Допускается осуществлять контроль сигнала по электрическим параметрам (току или напряжению) цепи сигнализации в самой удаленной ее точке.

Выполнение контроля подачи предупредительного сигнала не обязательно при местном управлении в тех случаях, когда сигнализаторы звука находятся на машине, излучаемый сигнал воспринимается машинистом.

2.9.12. Система предупредительной сигнализации не должна допускать использования ее в качестве кодовой для подачи оперативных сигналов.

2.9.13. Предусмотренные в п.2.8.15 уведомляющие (напоминающие) сигналы могут быть речевого или неречевого содержания.

Параметры речевого сигнала должны приниматься в соответствии с п.2.9.4.

Параметры неречевого сигнала должны быть аналогичны параметрам сигнала по п.2.9.3 и отличаться скважностью, принимаемой в интервале 6. 12.

2.9.14. В структуре системы управления забойными машинами должна быть предусмотрена оперативная громкоговорящая связь в очистном забое.

Количество и места размещения переговорных устройств в забое должны обеспечивать удобство и безопасность их использования.

Рекомендуется использовать данную систему связи для передачи сигналов аварийного оповещения.

2.9.15. Двухсторонняя громкоговорящая связь должна обеспечиваться как при наличии напряжения на участке, так и при его отсутствии в течение 4 час.

2.9.16. Допускается использовать посты связи для размещения органов управления и элементов индикации.

2.9.17. Цепи громкоговорящей связи и предупредительной сигнализации должны быть искробезопасными.

2.10. Техническая диагностика

2.10.1. Забойные машины и комплексы, а также их системы управления и силового питания должны включать подсистему диагностического обеспечения, выполняющую безопасный контроль технического состояния путем измерения и индикации параметров машин, устройств автоматики, электрических, гидравлических и пневматических систем, систем смазки, а также подшипниковых узлов*.
____________
* Рекомендуемое.

2.10.2. Подсистема диагностического обеспечения должна содержать узлы и элементы встроенного функционального диагноза. Рекомендуется предусматривать устройства для внешнего контроля технического состояния забойных машин и их систем.

2.10.3. В подсистеме диагностического обеспечения, как правило, должны предусматриваться:

2.10.3.1. Неразрушающий контроль технического состояния объектов.

2.10.3.2. Определение внезапных и параметрических отказов забойных машин и их систем.

2.10.3.3. Обнаружение постепенных отказов путем прогнозирования изменения контролируемых параметров.

2.10.3.4. Непрерывный (в процессе рабочего функционирования машин и комплексов) и периодический (в режиме обслуживания, ремонта и наладки) с обеспечением мер безопасности (без включения в работу забойных машин и др.) контроль технического состояния.

2.10.4. Глубина диагностики должна определяться с учетом возможности установления причин, вида и места возникающих отказов.

2.10.5. Для увеличения глубины диагностики, как правило, должны предусматриваться централизованные (например, на центральном пульте управления) и местные (непосредственно на каждом объекте) подсистемы диагностического обеспечения.

2.10.6. В микропроцессорных системах управления дожжен, как правило, предусматриваться автоматический тестовый контроль функционирования блоков и узлов системы перед выполнением рабочего цикла управления забойными машинами и комплексами.

2.10.7. В системах управления забойными машинами и комплексами с технологией ведения работ без постоянного присутствия людей в забое должна быть предусмотрена совокупность технических средств контроля и индикации (звуковая, световая, цифровая и т.д.) на центральном пульте, необходимая для оценки работы машин, отключений и отклонений параметров от заданных.

2.11. Эргономические требования

2.11.1. Входящие в конструкцию забойных машин и комплексов специальные технические средства, средства защиты (ограждения, средства орошения и пр.), обеспечивающие устранение или снижение уровней опасных и вредных производственных факторов, не должны затруднять трудовые действия людей.

2.11.2. Конструкции всех элементов забойных машин и комплексов, с которыми человек в процессе трудовой деятельности осуществляет непосредственный контакт, должны соответствовать его антропометрическим свойствам.

Статистические характеристики основных антропометрических признаков человека по ГОСТ 12.2.049-80.

2.11.3. Конструкция забойных машин, комплексов и агрегатов должны быть такими, чтобы при них управлении обеспечивались физические нагрузки на работающего не выше средней тяжести труда по ГОСТ 12.1.005-88.

2.11.4. Сборочные единицы и детали машин и комплексов массой более 25 кг должны быть приспособлены для их доставки, монтажа и демонтажа с использованием средств механизации.

2.11.5. В конструкции передвижных забойных машин и комплексов, как правило, должны быть предусмотрены специальные места для инструмента. Рекомендуется предусматривать также специальные места для размещения средств индивидуальной защиты, переносных приборов и емкости с питьевой водой.

2.11.6. Корпуса и отдельные опасные части машин и оборудования должны иметь отличительную цветовую окраску.

2.11.7. С рабочего места машиниста передвижных машин должен обеспечиваться обзор зоны рабочего пространства, в которой выполняется конкретная контролируемая технологическая операция.

2.11.8. Место размещений органов управления, исходя из особенностей конструкции каждого управляемого объекта, должно определяться с учетом возможности обеспечения удобного и безопасного расположения человека относительно машины и крепи, а также исключения воздействия потока запыленного воздуха, тепла корпуса машины и крепи, воды от оросительной установки и других опасных и вредных факторов.

2.11.9. Для обеспечения удобства управления на машинах, как правило, должна предусматриваться возможность изменения места расположения пульта управления или установки нескольких пультов.

2.11.10. Температура нагрева органов управления, электрических пультов, а также других частей, с которыми человек вынужден соприкасаться во время работы машин, не должна превышать 40°С.

2.11.11. Пульты управления проходческих комбайнов и располагаемые в выработках обособленно центральные пульты очистных и проходческих комплексов и агрегатов (кроме носимых пультов) рекомендуется освещать.

2.11.12. Конструкция органов управления должна учитывать частоту их использования, необходимость быстрого распознавания, точность и скорость движений при осуществлении управления и антропометрические характеристики двигательного аппарата человека.

2.11.13. Органы оперативного управления и аварийного отключения должны быть сосредоточены на рабочем месте оператора и располагаться так, чтобы к ним был обеспечен свободный и безопасный доступ как во время работы, так и при вспомогательных операциях, выполнение которых предусмотрено конструкцией машины.

При групповом обслуживании машины, комплекса или агрегата органы аварийного отключения должны устраиваться на каждом рабочем месте.

Органы управления, используемые только при подготовке машины к работе или при наладке, могут размещаться в других безопасных и удобных местах на машине.

Органы управления должны располагаться на машинах и механизмах таким образом, чтобы исключалось их загрязнение смазочным материалом, загромождение деталями и конструкциями, засыпание углем и породой.

Органы управления, как правило, не должны размещаться вблизи цепей, канатов, направляющих роликов, барабанов и других вращающихся или движущихся частей машин.

2.11.14. Детали пульта управления, органы управления, а также корпуса машин вблизи органов управления не должны иметь острых углов, граней и кромок.

2.11.15. Носимые пульты в системах беспроводного управления, применяющихся в стесненных условиях очистных и подготовительных забоев, не должны затруднять перемещение машинистов забойных машин, при этом рекомендуемая масса не должна превышать соответственно 1 и 2 кг.

2.11.16. Рабочие места машинистов-операторов автоматизированных добычных и проходческих комплексов должны располагаться в безопасной зоне и иметь органы управления, средства связи и отображения информации о выполняемых технологических операциях и параметрах безопасности.

2.11.17. Рукоятки и кнопки управления должны быть удобными и иметь защиту от случайного воздействия, приводящего к включению машин и электрических аппаратов.

2.11.18. Усилия нажатия, прилагаемые к кнопкам ладонью, большим и указательным пальцами не должны превышать соответственно 50, 35 и 8 Н.

Усилия, прилагаемые к переключателям поворотным и рычагам управления, рекомендуется выбирать в соответствии с ГОСТ 22619-77 и ГОСТ 21753-76.

2.11.19. Панели пультов управления, на которых расположены органы управления, рекомендуется окрашивать в цвета, отличающиеся от краски корпуса машины.

2.11.20. Органы аварийного отключения должны быть красного цвета, устанавливаться на панели пульта обособленно, отличаться формой или размерами от остальных элементов управления, иметь указатели их положения и надписи о назначении, быть легко доступными для персонала и иметь устройства для принудительной фиксации в отключенном положении.

Сигнальная окраска органов управления аварийного отключения должна быть обеспечена в течение всего периода эксплуатации.

2.11.21. Для обозначения функционального назначения органов управления должны применяться надписи или символы, которые должны быть расположены на элементах машины или пульта управления в непосредственной близости от органов управления или на их приводных элементах.

Надписи и символы рекомендуется располагать так, чтобы они не закрывались руками при управлении.

Рекомендуется аварийные кнопки оснащать световыми индикаторами красного цвета.

2.11.22. Для световых сигналов должны применяться следующие цвета:

— красный — для запрещающих аварийных сигналов, а также для предупреждения о перегрузках, неправильных действиях, опасности и о состоянии, требующем немедленного вмешательства;

— зеленый — для сигнализации безопасности.

Рекомендуется применять цвета:

— желтый — для привлечения внимания;

— белый — для обозначения включенного состояния, когда нерационально применение красного, желтого и зеленого цветов;

— синий — для применения в специальных случаях, когда не могут быть применены красный, желтый, зеленый или белый цвет.

Световые индикаторы должны иметь надписи или знаки, указывающие значение сигналов.

2.12. Средства борьбы с пылью

2.12.1. Забойные машины для отбойки, погрузки или транспортирования горной массы, буровые и закладочные машины, а также механизированные крепи должны иметь средства борьбы с пылью. Указанные средства, как правило, должны быть конструктивно увязаны с машиной.

2.12.2. Все элементы устройств для пылеподавления, смонтированные непосредственно на забойной машине, должны быть встроены в ее конструкцию и защищены от механических повреждений. Оросители на исполнительных органах машины должны быть защищены от внешнего абразивного воздействия, например, за счет размещения в углублениях, за резцедержателями и т.п. с целью исключения прямого воздействия горной массы.

К сборочным единицам устройств для пылеподавления, требующих обслуживания, должен быть обеспечен свободный доступ.

2.12.3. В состав средств пылеподавления выемочных, проходческих и нарезных комбайнов, комплексов и агрегатов, струговых установок и механизированных крепей, нишевыемочных и закладочных машин должны входить:

— насосная установка для обеспечения требуемых давления и расхода воды на пылеподавление;

— штрековый фильтр для очистки воды от взвесей крупнее 0,1 мм, если не требуется более тонкая очистка воды;

— забойный водопровод в сборе с напорными рукавами для подачи воды от насосной установки к устройству для пылеподавления.

Выемочные комбайны и агрегаты, очистные комплексы для крутых пластов и проходческие комбайны рекомендуется оснащать оборудованием для подавления пыли пеной. В таких случаях в составе средств пылеподавления должны предусматриваться устройства для генерации пены и дозаторы пенообразователя. Давление жидкости у устройств для генерации пены должно соответствовать технической характеристике последних.

В случаях, когда требуемое давление и расход воды могут быть обеспечены при работе средств пылеподавления от пожаро-оросительного водопровода, насосная установка может быть исключена из состава средств пылеподавления.

Забойные машины рекомендуется комплектовать или оснащать пылеулавливающими устройствами.

2.12.4. Конструкция насосной установки и штрекового фильтра должна позволять перемещать их по выработке при подвигании забоя. В комплексах и агрегатах, имеющих энергопоезд, насосная установка и штрековый фильтр должны располагаться в составе энергопоезда.

Конструкция штрекового фильтра должна обеспечивать возможность его промывки, желательно автоматической, без прекращения подачи воды через фильтр.

2.12.5. Оросительная насосная установка должна иметь манометр для измерения давления воды, поступающей в забойный водопровод, и средства индикации расхода воды.

2.12.6. Системы пылеподавления струговых установок, нарезных машин (очистных, проходческих комбайнов и агрегатов, бурильных установок и буровых станков, а также погрузочных машин должны иметь средства блокировки, исключающие возможность включения машины или ее исполнительного органа на рабочий ход (режим) при неработающих средствах пылеподавления.

2.12.7. При пуске забойной машины должно обеспечиваться, как правило, автоматическое включение средств борьбы с пылью. На оборудовании для бурения шпуров и на перегружателях допускается ручное включение указанных средств.

2.12.8. Средства пылеподавления должны быть рассчитаны для работы на воде с содержанием механических взвесей до 50 мг/л, имеющей активную реакцию рН от 6,0 до 9,5 и добавку смачивателя.

2.12.9. На забойных машинах должно обеспечиваться орошение всех мест разрушения, погрузки, а в необходимых случаях и перемещения горной массы.

2.12.10. Средства пылеподавления, размещенные на выемочных, нарезных, нишенарезных и погрузочных машинах, щитовых агрегатах и проходческих комбайнах, должны иметь, как правило, устройства, предохраняющие систему разводки воды, оросители и другие элементы от засорения механическими взвесями в случае нарушения целостности или ремонта забойного водопровода. В системе разводки воды рекомендуется предусматривать спускные отверстия для слива води и удаления частиц, накапливающихся во внутренних полостях элементов системы.

2.12.11. На забойных машинах, имеющих электродвигатели с водяным охлаждением, вода после охлаждения двигателя должна использоваться для пылеподавления.

2.12.12. Оросители, рабочие элементы фильтров, кранов, вентилей, клапанов и т.п. деталей устройств для пылеподавления должны изготавливаться из прочных и стойких к коррозии материалов (нержавеющей стали, цветных металлов).

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Adblock
detector