Некачественно отремонтировали автомобиль по ОСАГО – что делать и как оспорить?
- При плохо проведённом ремонте автомобиля подаётся претензия о ненадлежащем исполнении обязанностей по возмещению ОСАГО.
- Страховщик обязан организовать осмотр машины и организовать повторный восстановительный ремонт.
- Если страховая отказала в повторном восстановлении, то проводится независимая экспертиза, составляется досудебная претензия и подаётся иск в суд.
Некачественно выполненный ремонт авто виден не сразу. Даже если вас всё устраивает, то это может быть только на первый взгляд. Качество нужно проверять технически. О том, как быть и что делать в случаях, когда вам плохо провели ремонт машины, как правильно и куда подавать претензию, а также её образец и другие важные тонкости этапа после ремонта автомобиля по ОСАГО мы и поговорим в статье, а также приведём судебную практику, актуальную на 2021 год и расскажем подробно, как оспорить взыскание убытков по автогражданке.
Как понимать некачественный ремонт в контексте ОСАГО?
Итак, вот уже несколько лет прерогатива выбора: выплатить деньгами или направить автомобиль на ремонт принадлежит страховым компаниям. В 2021 году многие из них, в том числе такие популярные, как Росгосстрах, Альфастрахование, РЕСО, Ингосстрах – почти все страховщики имеют договоры с автосервисами на проведение восстановительного ремонта. И часто дают вам выбрать предпочтительный пункт СТО – найдите подходящий не по близости к вам, а лучше всего по отзывам в интернете о сервисе.
Мы уже выяснили в прошлой статье, как правильно и в какие сроки получать направление на ремонт. То, какие документы вы подписывали ещё до начала восстановления машины, играет самую важную роль, и об этом мы поговорим чуть ниже.
Некачественным ремонт считается, согласно ФЗ Об ОСАГО и Единой методики расчёта, если нарушены такие тонкости:
- не выверены все зазоры между деталями, в том числе кузовными – они отличаются или имеют иные размеры, нежели было до ДТП,
- качество покраски плохое: нанесена неравномерно, в автосервисе не попали в основной цвет кузова, краска отколупывается и другие,
- срок ремонта превысил 30 дней с даты сдачи машины, подтверждённой документально,
- автомобиль работает по-другому, нежели до ремонта – имеет посторонние звуки, уменьшилась тяга и иные технические недостатки,
- плохо отремонтировали восстановленные детали – видно неровности, сколы, элемент не покрашен,
- автомобиль отремонтировали по ОСАГО б/у запчастями – определить это достаточно сложно, но экспертиза покажет (как составить претензию на её проведение, опишем ниже); не новые запчасти и детали кузова запрещает использовать пункт 15.1 статьи 12 ФЗ-40,
- по закону ничего не запрещает СТОА использовать неоригинальные детали, но они должны быть достойного качества.
В целом же, качество ремонта ОСАГО должно быть таким же, как если бы вы восстанавливали автомобиль своими средствами. Также считает и судебная практика – Верховный суд в одном из определений указал, что размер убытков должен быть рассчитан с условием приведений машины в состояние, в котором она находилась до ДТП (Определение ВС РФ №4-КГ17-4 от 27 марта 2017 г.).
В силу пункта 18 статьи 12 Закона об ОСАГО размер подлежащих возмещению страховщиком убытков при причинении вреда имуществу потерпевшего
определяется:
- а) .
- б) в случае повреждения имущества потерпевшего – в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая.
Это значит, что и ремонт за счёт таких средств должен быть выполнен максимально хорошо! А вот если этого не произошло, то прежде чем отвечать на вопрос «что делать?» и писать претензию, нужно понимать, к кому и каким образом это делать – а это уже зависит от того, какие документы вы подписывали до ремонта.
Гарантия
Она должна составлять:
- не менее полугода на слесарные, механические, стапельные и другие основные виды работ,
- не менее 1 года на работы, связанные с покраской, а также кузовные.
На сами запчасти, соответственно, аналогично распространяются те же сроки. Гарантийный срок должен быть указан в акте приёма-передачи по завершении ремонта авто (пункт 5.3 Правил страхования).
Нужно ли подписывать акт приёма передачи?
Да, нужно. Так как автомобиль из СТО вы приняли, то нужно подписать акт, но с обязательным указанием всех недостатков, которые вы обнаружили. Не беспокойтесь о том, что вы не увидели скрытых повреждений – прерогатива их выявления лежит на страховщике при осмотре машины в результате поданной вами претензии.
Что делать при плохом ремонте автомобиля?
Сначала кратко опишем суть порядка обращения:
- выявляем проблему с некачественным ремонтом по ОСАГО,
- определяем ответственное лицо,
- составляем претензию о качестве плохо выполненного ремонта, в результате которой ответственный обязан инициировать экспертизу,
- предоставляем машину на такую экспертизу,
- по результату получаем либо новый ремонт, либо отказ,
- в случае отказа в исправлении плохо проведённого восстановления делаем независимую экспертизу,
- подаём досудебное требование,
- при отказе от удовлетворения «досудебки» обращаемся в суд.
На самом деле, всё вышеперечисленное сделать не так сложно!
Кому подавать претензию?
Первое, что нужно знать – если вы заключали договор страхования ОСАГО не в офисе страховщика, а у агента или брокера, то отвечает по плохо отремонтированному автомобилю всё равно страховая организация (п.8 ст. 16.1 ФЗ).
Второе – важно, какие документы вы подписывали при выдаче вам направления на ремонт. Дело в том, что в таких бумагах вы своей подписью могли вообще заключить договор цессии, переуступив право требования выплаты автосервису, либо согласиться с дополнительными условиями (п.15.1 ст. 12 ФЗ Об ОСАГО):
- неполным ремонтом в случае отказа от доплаты,
- согласие на использование б/у запчастей,
- отказ от определённого вида работ.
Договор цессии – это когда автосервис выкупает у вас право требования возмещения со страховой за ремонт на своих условиях. Если вы подписали, не читая, такой договор, то могли согласиться на те же самые «особые» условия ремонта и предъявлять может быть нечего. При договоре цессии за плохой ремонт машины отвечает уже сервис, а не страховщик.
Поэтому, если вы обнаружили при приёме авто из сервиса, что его отремонтировали некачественно, то в первую очередь необходимо изучить все эти документы.
Претензия – форма и образец
Она по закону 2021 года обязательна перед подачей иска в суд (п.1 ст. 16.1 ФЗ) – если вам плохо отремонтировали машину по ОСАГО, и вы по факту этого не подавали претензию, а сразу побежали в суд, то последний ваше исковое заявление не примет.
Более того, её содержание урегулировано нормативным актом – Положением о Правилах страхования в главе 15. Форма подачи свободная, но обязательно должны быть определённые данные. На данном этапе – когда мы только забрали некачественно отремонтированное авто из СТО – содержание должно состоять в требовании определить качество выполненного ремонта путём проведения осмотра.
Форма
Претензия при плохо отремонтированном автомобиле должна содержать следующие данные:
- ваше ФИО полностью (а также должность, если вы подаёте претензию от имени юридического лица),
- ваш адрес регистрации и почтовый,
- полное название страховой компании ОСАГО,
- суть требования (провести оценку плохо произведённого ремонта),
- банковские реквизиты либо прямо прописанное волеизъявление получить выплату деньгами в кассе страховой,
- подпись, дата и ваши ФИО (и должность, если вы подаёте претензию от имени юридического лица).
Несмотря на то, что по результату осмотра вы можете быть направлены на восстановительный ремонт снова, банковские реквизиты нужно указывать в любом случае – так предписывает закон.
К претензии нужно приложить следующие документы, но только в том случае, если вы какой-либо из них не прикрепляли к заявлению о возмещении по ОСАГО ранее, ещё до начала ремонта:
- паспорт или заверенную копию,
- документы на право собственности на автомобиль (таковым по закону является договор купли-продажи, но на практике можно приложить СТС) или их заверенные копии.
Образец
- Скачать правильный бланк претензии (формат DOCX для заполнения на компьютере).
- Скачать бланк в формате PDF (для заполнения от руки).
- Скачать образец заполненной претензии на примере подачи в страховую компанию Росгосстрах.
Подать её заполненную в страховую компанию можно 2 способами:
- отвезти лично под расписку,
- отправить почтой заказным письмом с уведомлением о вручении.
Результат
На осмотре, вероятнее всего, будут присутствовать 3 лица: вы, представитель страховой (оценщик) и представитель СТО. В целом же процедура осмотра будет похожа на ту, которая проводилась после подачи заявления о возмещении за тем возможным исключением, что вам также будут задавать вопросы (на которые, впрочем, можно и не отвечать).
Осмотр должен быть проведён в течение 5 дней, и ваша обязанность – предоставить автомобиль. А результат рассмотрения претензии должен быть направлен вам в течение 10 дней после получения страховщиком (этот срок вместе с проведением осмотра).
По результату рассмотрения претензии вы по закону должны получить:
- либо новое направление на повторный ремонт,
- либо выплату деньгами по решению страховщика, если повторный ремонт провести невозможно – это регулируют пункты 5.2 (строка 2) и 5.3 (абзац последний) Правил страхования,
- либо отказ в проведении повторного, если по результату осмотра не выявлено плохо проведённого ремонта машины.
Можно ли получить выплату деньгами при плохом ремонте?
Можно, но только по окончательному решению страховой. Здесь ситуация схожа с этапом подачи заявления о возмещении – именно страховой компании принадлежит конечный выбор, провести повторный ремонт автомобиля или выплатить деньгами.
Но финансовая выплата возможна в 2 случаях:
- если достигнуто соглашение об этом (при этом, в претензии необходимо указать волеизъявление – в пункте 2 требований потребовать выплату в приоритете над повторным ремонтом),
- если не удаётся сделать повторный ремонт.
Что делать при отказе переделывать некачественный ремонт?
Если автомобиль вам отремонтировали плохо, но осмотр страховой не выявил недостатков, то придётся проводить независимую экспертизу и подавать новую претензию, в случае повторного отказа на которую следует уже подавать в суд.
Независимая экспертиза требуется для того, чтобы в денежном выражении оценить сумму ущерба с учётом проведённого ремонта (при плохо отремонтированном авто не все детали нужно заново делать). Суд иную оценку не примет.
Но можно независимого эксперта пригласить ещё на этапе осмотра после подачи претензии по инструкции из предыдущего пункта. Только учтите, что услуги независимого эксперта по вашей инициативе в данном случае уже оплачиваются вами (стоит это в среднем от 5 до 15 тысяч рублей).
Если результатом повторного ремонта вы также недовольны, сначала нужно повторить действия по подаче претензии из предыдущего пункта.
Если же пришлось делать независимую экспертизу, то следующим шагом будет подача досудебной претензии о выплате разницы. К ней нужно будет обязательно приложить документы экспертизы и подтверждение оплаты. А писать её желательно с юристом, который сможет изложить важные факты.
При отказе в удовлетворении досудебной претензии необходимо подавать исковое заявление в суд по вашему месту регистрации.
Некачественный ремонт автомобиля
Число автомобилей на дорогах России становится все больше и больше. Естественно эти автомобили ломаются, некоторые попадают в ДТП, какие-то повреждают вандалы, но все их объединяет одно — эти автомобили необходимо ремонтировать. Ремонтируют их на автосервисах. На этих станциях работают слесари, которые, как показывает практика, не всегда имеют должную квалификацию. Это зачастую провоцирует некачественный ремонт автомобиля.
Некачественный ремонт автомобиля в автосервисе
Условно автосервисы можно разделить на 3 вида:
- Автосервисы официальный дилерских центров.
- Специализированные сервисы.
- Гаражи «у дяди Вани».
Относительно первой категории автосервисов можно отметить, что их отличает контроль соблюдения технологии ремонта автомобиль со стороны импортера, а также наличие практически всего специального оборудования и инструментов. Это позволяет проводить ремонт с качеством близким к максимальному.
Вторая категория сервисов, как правило, организуется бывшими сотрудниками официальных дилерских центров. Они специализируются на ремонте автомобилей, с которыми раньше приходилось работать у «официалов». Таким автосервисы по специалистам и оборудованию максимально приближены к официальным дилерским центрам.
Третья категория автосервисов по своему количеству уверенно занимает лидирующее место среди всех сервисов. Здесь нет стандартов, есть какое-то оборудование и инструменты, ремонтируются все без исключения автомобилей и очень дешево. Если говорить в двух словах, то ремонт происходит «на коленке». Эти сервисы сегодня пользуются наибольшим спросов, главным образом, из-за своей доступности.
Все три вышеописанные категории автосервисов объединяет одно — это люди, которые там работают. Люди, как известно, совершают ошибки и, естественно, эти ошибки становятся причиной некачественного ремонта автомобиля в автосервисе. При этом надо отметить, что никто не застрахован от ошибок механиков в автосервисе официального дилера или специализированного сервиса, не говоря уже о гараже «У дяди Вани».
Иногда в специализированных автосервисах автомобили ремонтируются качественнее, чем у официалов, т.к. сотрудники дорожат своими Клиентами. Официалы же напротив работают спустя рукава, т.к. знают, что к ним приедут потому, как бояться слететь с гарантии.
Некачественный ремонт автомобиля по ОСАГО
С 01.10.2016 г. президент РФ дал поручения внести поправки в Закон «Об ОСАГО», чтобы была натуральная форма возмещения при ДТП. Другими словами речь идет о ремонте автомобиля в автосервисе, вместо денег. Надо сказать эта норма Закона не устраивает ни страховые, ни потерпевших в ДТП, но поручения президента, как известно, надо выполнять. При этом ответственность за некачественный ремонт автомобиля по ОСАГО возложили на страховщиков.
Страховые стали потихоньку подписывать соглашения о сотрудничестве с автосервисами. Где-то уже находятся сотрудники страховых компаний. Они проводят дефектовку автомобиля с учетом скрытых дефектов и даже обращают внимание на ход выполнения работ в автосервисе. Здесь надо отразить какие автосервисы предлагаются потерпевшему в ДТП для проведения ремонта автомобиля.
Правильно, Вы не ошиблись. В предоставляемом перечне только «гаражи у дяди Вани». Как им можно доверить ремонт автомобиля? Что они сделают с ним? Кто потом будет переделывать некачественный ремонт автомобиля? Эти вопросы, к сожалению, никого не интересуют и никто отвечать на них не будет. Потерпевшему дают направление на ремонт, а дальше как повезет … Единственное, что радует в этой ситуации, что ответственность за некачественный ремонт автомобиля по ОСАГО несет страховая компания. Кстати, чтобы потом не судиться со страховой компанией можно продать долг страховой. Это хороший вариант решения страхового вопроса.
В сервисе, как правило, выполняют слесарные, кузовные и малярные работы. К слесарным работам относятся ремонт двигателя, коробки, рулевой и др. Кузовные и малярные работы проводят, как правило после ДТП по ОСАГО, чтобы восстановить поврежденный автомобиль.
Если Вам выполнили некачественный ремонт автомобиля по слесарке, то следует провести автотехническую экспертизу, если по кузову и малярке, то экспертизу лакокрасочного покрытия автомобиля. Эти экспертизы помогут Вам выявить неисправности (дефекты) и установить, что явилось причинной некачественно проведенного ремонта автомобиля в сервисе.
Оказать помощь по некачественному ремонту автомобиля могут также, например, в следующих организациях
Название | Адрес | Заказать услугу |
ПРЕМЬЕР-ОЦЕНКА | Москва, 4-й лесной переулок, д. 4 | Подать заявку на помощь по некачественному ремонту автомобиля |
Общество Содействия Автомобилистам | Санкт-Петербург наб. Обводного канала, д. 121 | Подать заявку на помощь по некачественному ремонту автомобиля |
АВТО РАССЧЕТ | Новосибирск, Толстого, 133 | Подать заявку на помощь по некачественному ремонту автомобиля |
ООО Анэкст | Екатеринбург, Хомякова, 2 | Подать заявку на помощь по некачественному ремонту автомобиля |
ООО Авто-Адвокат | Казань, Салимжанова, 10 | Подать заявку на помощь по некачественному ремонту автомобиля |
Ваши вопросы и комментарии
Всем доброго времени суток. Скажите пожалуйста как определить битый-ли кузов у автомобиля Volkswagen Polo Sedan Highline 2010 года выпуска без специальных приборов и специализированных навыков для выявления данной проблемы (желательно дешёвых и качественных, а лучше вообще без них).Буду вам очень благодарен за ответ.