В статье исследован вопрос об уголовной ответственности за некачественный ремонт транспортного средства. Статья может быть интересна транспортным организациям и организациям, осуществляющим ремонт автотранспортных средств.
В Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрен состав преступления, состоящего в осуществлении недоброкачественного ремонта транспортных средств и в выпуске транспортных средств в эксплуатацию с техническими неисправностями. Текст статьи 266 УК РФ приведен ниже. Статья 266. Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями 1. Недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, а равно выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств лицом, ответственным за техническое состояние транспортных средств, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, — наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. 2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, — наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок. 3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, — наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.
Чтобы понять, в каких случаях и за какие деяния наступает ответственность по этой статье, рассмотрим основные элементы состава преступления (объективную сторону, субъект, субъективную сторону).
Объективную сторону преступления составляют два действия: недоброкачественный ремонт и выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств лицом, ответственным за техническое состояние транспортных средств. Под недоброкачественным ремонтом понимается неустранение всех неисправностей в соответствии с технологическими правилами и нормативами либо установку недоброкачественных или нестандартных запасных частей (например, узлов и деталей, обеспечивающих безопасную эксплуатацию транспортного средства). Такое определение дал Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 09.12.2008 № 25. Верховный суд также указал на необходимость установления конкретных правил и нормативов, нарушение которых лицом, произведшим ремонт, привело к тяжелым последствиям.
Указанные правила и нормативы относятся к эксплуатации транспортных средств или их отдельных частей и в силу занимаемой должности должны быть известны лицу, которое производит ремонт.
Что касается тяжелых последствий, то, как можно увидеть из текста статьи 266 УК РФ, ими признаются причинение тяжкого вреда, либо смерти по неосторожности.
Субъектами преступления, предусмотренного ст. 266 УК РФ, согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда, могут быть: — работники автотранспортных организаций, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом; — работники организаций, на которых возложена ответственность за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств; — владельцы-предприниматели или работники авторемонтных мастерских, имеющие лицензию на осуществление предпринимательской деятельности и которые произвели недоброкачественный ремонт, повлекший названные выше последствия.
Чаще всего приговоры по ст.266 УК РФ выносят в отношении лиц, ответственных за техническое состояние транспортных средств, которые допустили выпуск в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства, с участием которого затем произошло дорожно-транспортное происшествие. Что касается ответственности именно за недоброкачественный ремонт, то за ремонт, который был произведен мастером-работником в автомастерской, являющейся по своей организационно-правовой форме обществом с ограниченной ответственностью, будет нести этот мастер, либо лицо, которое допустило транспортное средство в эксплуатацию.
Для наличия состава преступления по ст. 266 УК РФ, необходимо, чтобы субъект преступления прямо осознавал только нарушение правил ремонта и (или) эксплуатации транспортных средств. Поскольку отношение субъекта к наступлению последствий по данной статье определено как неосторожное, то предполагается, что, умышленно нарушая правила, лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий, либо лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.
Интересным представляется вопрос о том, как быть организации, осуществляющей ремонт транспортных средств, в той ситуации, когда заказчик предоставляет для ремонта ТС запасные части, установка которых, с точки зрения подрядчика, объективно может привести к поломке транспортного средства или ухудшению его состояния. С учетом всего вышесказанного, в данной ситуации необходимо рассуждать следующим образом. Если установка детали нарушит обязательные правила ремонта и (или) эксплуатации транспортного средства или невозможна без нарушения таковых, то подрядчику не следует выполнять ремонт ТС с установкой данной детали. При этом заключение гражданско-правовых соглашений о том, что ответственность за качество ремонта с установкой детали несет заказчик, не снимут уголовно-правовой ответственности, которая может наступить у подрядчика в результате проведения такого ремонта.
Ремонт автомобиля: срок ремонта автомобиля и договор с автосервисом
Обращаем внимание! Мы не консультируем по вопросам защиты прав потребителей и не работаем по этому направлению. Мы работаем только с юридическими лицами. Однако эта информационная статья обязательно будет Вам полезна.
Чаще всего автомобильные сервисы и СТО нарушают положения, которые устанавливают срок ремонта автомобиля. При этом немногие знают, что существуют нормативные сроки ремонта автомобиля — для каждого конкретного случая (ремонт по КАСКО, ремонт по гарантии, итд.) существуют свои правила определения максимальных сроков ремонта.
Организациям, сталкивающимся с юридическими проблемами, мы предлагаем качественное абонентское юридическое обслуживание.
Регулирование
Исполнение ремонта ТС организацией или ИП для физического лица (потребителя) регулируется следующими нормами:
Главой III Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – «Закон о защите прав потребителей«) — при выполнении ремонта для потребителей;
«Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств», которые были утверждены Постановлением Правительства №209 от 11.04.2011 года (далее — «Правила о техническом обслуживании«).
«Положение о техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств, принадлежащих гражданам (легковые и грузовые автомобили, автобусы, мини-трактора). РД 37.009.026-92», которое было утверждено Приказом Минпрома РФ от 01.11.1992 N 43) (далее — «Положение о техническом обслуживании«).
Договор с автосервисом: как правильно оформить отношения с исполнителем
Начнем с рассмотрения вопроса о том, какие документы следует оформлять перед сдачей ТС в сервисный центр.
Документы, указанные ниже будут необходимы при формировании доказательственной базы для составления претензии или иска против автосервиса при некачественном обслуживании.
В соответствии с Правилами технического обслуживания договор с исполнителем (автосервисом) должен быть заключён в письменном виде (чаще всего это «заказ-наряд»).
Если работы выполняются в присутствии клиента, то в таком случае сделку можно заключать устно, но, чтобы обезопасить себя, мы все же рекомендуем получать какой-либо письменный документ, даже если услуги были оказаны «в присутствии клиента».
Совместно с заказ-нарядом автосервис и владелец транспортного средства должны подписать акт сдачи-приема ТС, в котором владельцу необходимо указать полную внутреннюю составляющую салона (коврики, звуковая система и так далее), а также отразить в нем внешние неисправности, если таковые имеются или указать, что ТС без видимых повреждений.
Будьте внимательны при заполнении указанных выше документов, ведь в случае если сервисом будут нанесены какие-либо повреждения ТС, то владелец транспортного средства сможет требовать возмещение двукратной стоимости повреждённой детали или, в некоторых случаях, предоставления нового авто.
Срок ремонта автомобиля: общие положения
Далее будут рассмотрены основные правила исчисления сроков: определение даты их начала и их исчисление.
Обращаем внимание, что в случае если проблема с нарушением сроков ремонта возник между двумя юридическими лицами, Вам необходимо воспользоваться нашей услугой юрист в арбитражный суд.
Срок исполнения начинает исчисляться с момента, когда ТС было передано исполнителю для проведения обслуживания. Такая дата определяется в соответствии с документацией, которой были оформлены отношения с мастерской (заказ-наряд, как указано выше).
Срок проведения ремонта автомобиля устанавливается в договоре между организацией и потребителем, где указывается точное количество дней.
При отсутствии в договоре указания на подобные сроки следует руководствоваться нормативами проведения ремонта транспортных средств, а также принципом разумности сроков. Следует отметить, что при отсутствии указания сроков ситуация с доказыванием превышения нормативных или разумных сроков обслуживания осложняется.
Долго ремонтируют автомобиль по гарантии
В соответствии со статьей 20 Закона о защите прав потребителей срок ремонта по гарантии не может превышать 45 дней.
Нарушение указанных сроков (если долго ремонтируют автомобиль по гарантии) является самостоятельным основанием возврата ТС продавцу (и соответственно возврата денег за авто или замены авто на аналогичный) и взыскания неустойки в размере 1% от цены автомобиля за каждый день просрочки осуществления устранения недостатков.
Также возврат ТС возможен если поломка возникла не впервые или такая поломка имеет существенный характер.
Подробнее о возврате автомобиля читайте на нашем сайте: Возврат автомобиля в автосалон.
Максимальные сроки ремонта автомобиля:
Максимальные сроки в некоторых случаях зависят в том числе от конкретных обстоятельств:
Гарантийный ремонт не может продолжаться более 45 дней, согласно Закону о защите прав потребителей.
Ответственность за превышение:
Потребитель наделяется правом потребовать неустойку в размере 1% от стоимости ТС за каждый день превышения указанного предела.
Клиент вправе осуществить возврат ТС продавцу и потребовать вернуть деньги за ТС.
Штраф в размере 50% от всей присужденной суммы, в случае судебного разбирательства.
! Если ТС находится в ремонте более 30 дней за год (совокупно, по всем случаям устранения неисправностей), клиент также вправе вернуть деньги за ТС от продавца.
Если отношения между физическим лицом и сервисом выстроены напрямую (без участия автосалонов, страховых, итд.), то сроки определяются на основании соответствующего договора (заказ-нряда и сопутствующей документации (смотрите выше)).
Сроки проведения работы должны быть установлены в договоре. Если таковые установлены не были, то следует руководствоваться принципом разумности и нормами, установленными в Положении о техническом обслуживании (подробнее смотрите ниже).
Ответственность за превышение:
Неустойка в размере 3% от стоимости работ за каждый день просрочки исполнения;
Штраф в размере 50% от всей суммы спора, в случае судебного спора.
Такой срок должен быть установлен в договоре страхования. Однако, даже если такой срок установлен не был, клиент вправе апеллировать к нормам, установленным Положению о техническом обслуживании (подробнее смотрите ниже).
Потенциально возможны следующие ситуации:
Страховая не направляет на ремонт ((а) страховая обязан направить в течение 20 дней с момента получения всех документов по ОСАГО; и (б) в соответствии с договором страхования — по КАСКО);
Сервис не принимает ТС, направленное страховщиком;
Сервис не приступает к ремонту;
Сервис не осуществляет ремонт в срок; и
Назначенный сервисом срок, слишком велик.
Ответственность за превышение:
Ответственность будет зависеть от вида страхования (ОСАГО или КАСКО), а также от того, кто нарушил обязательства (сервис или страховая). Каждый случай требует отдельного анализа, с учетом специфики договорных отношений.
В большинстве случаев ответственность наступает именно для страховой организации, так как юридически отношения оформлены таким образом, что клиент не имеет правоотношений с сервисом.
Ответственность наступает в виде обязанности выплатить неустойку в размере 3% от стоимости ремонта за каждый день просрочки его осуществления, а также в виде штрафа в 50% от всей суммы спора, если дело дойдет до суда.
Положение о техническом обслуживании (Нормативные сроки ремонта)
Согласно Положению о техническом обслуживании сроки ремонта ТС не должны превышать следующие пределы:
ТО: 2 дня;
текущее обслуживание (без кузова): 10 дней;
капитальная починка двигателя: 2 дня;
окрашивание с удалением старых слоев: 15 дней;
окрашивания без удаления старых слоев: 10 дней;
полное окрашивание всего кузова с удалением старых слоев: 20 дней;
полное окрашивание всего кузова без удаления старых слоев: 15 дней;
работы по кузову и связанные с варкой: 20 дней;
работы по кузову и связанные с варкой работы повышенной сложности: 30 дней;
работы по кузову и связанные с варкой работы с окрашиванием: 35 дней; и
работы по кузову и связанные с варкой работы повышенной сложности с окрашиванием: 50 дней.
Некачественный ремонт автомобиля: что делать
При эксплуатации автомобиля неизбежно возникают ситуации, когда приходится обращаться в автосервис. Ввиду значительной стоимости машины и ремонтных работ, любые нарушения со стороны автосервиса влекут нарушения прав потребителя. Разберем, какие меры защиты предусматривает Закон № 2300-1 за некачественный ремонт автомобиля.
Некачественный ремонт автомобиля: защита прав потребителя
При обращении в автосервис для ремонта машины возникают правоотношения, регулируемые Законом РФ № 2300-1. Помимо этого, исполнитель обязан соблюдать требования Постановления Правительства РФ от 11.04.2001 № 290, которым утверждены правила техобслуживания и ремонта автотранспортных средств.
Чтобы защитить свои права, гражданам необходимо учитывать следующие нюансы оформления договорных отношений с автосервисом:
Постановление Правительства № 290 обязывает заключать письменный договор на оказание услуг или выполнение ремонтных работ. В качестве альтернативы допускается заполнение заказ-наряда с описанием конкретного перечня работ, сроками исполнения и стоимости заказа;
при подписании договора должны быть указаны достоверные сведения об исполнителе, что поможет предъявить претензии относительно некачественного ремонта авто;
на большинство видов работ должен быть установлен гарантийный срок, в пределах которого исполнитель гарантирует нормальное функционирование отремонтированных узлов и агрегатов.
Обратите внимание! При сдаче машины на ремонт в автосервис нужно детально зафиксировать внешний вид автомобиля, существующие повреждения. Также стороны определяют, кто будет представлять детали и запасные части для ремонтных работ.
Нарушение требований к качеству ремонтных работ может быть выявлено сразу после получения автомобиля, либо при его последующей эксплуатации. О любом нарушении необходимо составить акт, который будет являться основанием для предъявления претензий. Если недостатки ремонта выявлены в пределах гарантийного срока, автосервис обязан устранить их за свой счет.
Для устранения недостатков потребитель вправе указать разумный срок выполнения дополнительных работ, если он не был зафиксирован в условиях договора. При нарушении указанных сроков возникает право предъявить претензию, а затем и обратиться в суд.
При возникновении спора о причинах проявления недостатков после ремонта необходимо располагать надлежащими доказательствами. Для этого проводится экспертиза автомобиля после некачественного ремонта.
Экспертиза автомобиля после некачественного ремонта
Сразу после направления в автосервис требования об устранении недостатков, может возникнуть спор о причинах их возникновения. Желание автосервиса сэкономить средства нередко приводит к необоснованным отказам в проведении ремонта, возмещении расходов автовладельца.
Если необходимо доказать факт некачественного ремонта автомобиля, получить объективное заключение о причинах недостатков поможет экспертиза. Проведение экспертизы входит в компетенцию специалистов-автоэкспертов, имеющих квалификационный аттестат. Проведение экспертизы происходит по следующим правилам:
представитель автосервиса должен быть уведомлен о месте и времени проведения экспертных мероприятий (как правило, для этого направляется телеграмма);
в ходе осмотра автомобиля изучается договор на оказание услуг, заказ-наряд, акт выполненных работ;
эксперт сопоставляет выявленные повреждения и недостатки транспортного средства с последствиями ремонтных работ;
в итоговом отчете эксперта будут указаны выводы относительно причин возникновения недостатков, состав расходов на их устранение.
Заключение автоэксперта является основанием для предъявления претензии. Составление претензии желательно поручить юристу в указанной сфере, поскольку самостоятельное урегулирование спора может повлечь вынесение отрицательного решения суда.
За некачественно проведенный ремонт виновник будет обязан выплатить неустойку, размер которой определен статьей 28 Закона № 2300-1 – 3% от суммы заказа за каждый день нарушения сроков по устранению недостатков. Даже если до обращения в суд автосервис выполнит все необходимые работы, право на взыскание неустойки сохраняется.
Подать исковое заявление в суд можно только после предъявления претензии и получении отказа на нее (отсутствие ответа автосервиса приравнивается к отказу). Одновременно автовладелец может подать жалобу в Роспотребнадзор. Это ведомство уполномочено проводить проверки по любым фактам нарушения интересов потребителя. Штрафные санкции, предъявляемые для взыскания в суде, начисляются на момент полного исполнения обязательства по устранению некачественного ремонта автомобиля.