Строительные машины и оборудование
Информационный портал
Добро пожаловать, у нас Вы найдете все о строительной технике, включая колесные и гусеничные экскаваторы, грейдеры, бульдозеры, тракторы, скреперы, бетононасосы и прицепы. |
Надежность
Надежность относится к важнейшим, наиболее общим показателям качества любого объекта, в том числе и машин транспортного строительства.
Надежность — свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования1.
Понятие надежности объекта существенным образом связано с его состоянием. В процессе эксплуатации объект может находиться в одном из следующих состояний: исправное, работоспособное, неисправное и неработоспособное.
Исправное состояние — состояние объекта, при котором он соответствует всем требованиям, установленным нормативно-технической документацией.
Неисправное состояние — состояние объекта, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований, установленных нормативно-технической документацией.
Работоспособное состояние — состояние объекта, при котором значение всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствует требованиям нормативно-технической документации.
Неработоспособное состояние — состояние Объекта, при котором значение хотя бы одного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции, не соответствует требованиям нормативно-технической документации.
Событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния объекта, носит название отказа. По характеру возникновения различают отказы внезапные, постепенные и перемежающиеся.
Внезапный отказ характеризуется скачкообразным (резким) изменением одного или нескольких заданных параметров объекта, постепенный отказ представляет собой постепенное изменение одного или нескольких заданных параметров объекта, а перемежающийся — многократно возникающий сбой одного и того же характера.
Примером внезапного отказа является нарушение работоспособности щековой дробилки, вызванное срезом болтов или поломкой распорной плиты в результате попадания металлического предмета между дробящими плитами. Постепенные отказы, наиболее характерные для рассматриваемых машин, обычно проявляются в результате износа сопряженных деталей (подшипники качения и скольжения, зубчатые колеса и др.). Из-за износа возможно нарушение функциональных показателей объектов, что приводит к потере их работоспособности. К перемежающемуся отказу можно отнести ухудшение мощностно экономических показателей двигателя из-за появления нагара в головке цилиндров, который может самоустраниться при продолжительной работе двигателя с большой частотой вращения коленчатого вала двигателя.
В процессе эксплуатации машины постепенно изменяется свойство, характеризуемое показателем К , которое достигает предельного значения при t1. В этом случае наступает постепенный отказ. Машина подвергается восстановлению на протяжении некоторого времени ∆ t1 и затем вступает в эксплуатацию с нормальными свойствами. При t2 возникает внезапный отказ, характеризующийся тем, что значение этого показателя резко возрастает и мгновенно достигает предельного значения. Через некоторое время ∆ t2 восстановленная машина вступает в работу с нормальным значением ее свойств. В момент t3 возможно резкое падение одного из свойств, но также и быстрое его восстановление, и машина продолжает нормально функционировать, т. е. в данном случае наступает перемежающийся отказ.
В зависимости от причины возникновения отказы подразделяются на конструкционные, производственные и эксплуатационные. В первом случае наблюдаются нарушения установленных правил и норм конструирования объекта, во втором — несовершенство технологического процесса изготовления или ремонта объекта, в третьем — отказ возникает в результате нарушения установленных. правил и условий эксплуатации объекта.
Рис. 4.1. Графическое изображение отказов:
1 — постоянный; 2 — внезапный; 3 — перемежающийся; А, В к С — максимальное, минимальное и предельное значения свойства
Надежность относят к сложным свойствам, которая характеризуется безотказностью, долговечностью, сохраняемостью и ремонтопригодностью.
Безотказность — свойство объекта непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени или некоторой наработки. Это свойство особенно важно для системы управления машин и других механизмов, отказ которых может привести к аварии или длительному простою дорогостоящего оборудования.
Долговечность свойство объекта сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта.
Под предельным состоянием понимают такое состояние объекта, при котором его дальнейшая эксплуатация должна быть прекращена из-за неустранимого нарушения требований безопасности или неустранимого снижения эффективности эксплуатации ниже допустимой.
Сохраняемость — свойство объекта непрерывно сохранять исправное и работоспособное состояние в течение и после хранения и транспортирования. Это свойство особенно важно для машин сезонного использования, а также сменного оборудования машин (снегоочистители, уплотняющие машины и др.).
Особенностью машин транспортного строительства является то, что они относятся к ремонтируемым и восстанавливаемым объектам, поэтому особое значение приобретает их ремонтопригодность, т. е. свойство, заключающееся в приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений и устранению их последствий путем проведения технических обслуживании и ремонтов.
Приведенное выше качественное определение надежности не дает ответа на вопрос о ее количественной мере. Для решения ряда практических вопросов (рекомендаций по» модернизации отдельных сборочных единиц и по изменению технологии изготовления деталей, а также установлению оптимальных режимов технического обслуживания машин) необходимы количественные показатели надежности.
Время возникновения отказа и продолжительность его устранения являются случайными величинами, поэтому показатели надежности определяют с применением теории вероятностей и математической статистики.
К числу основных показателей долговечности относятся гамма-процентный ресурс, назначенный ресурс и средний срок службы.
Техническим ресурсом называется наработка объекта от начала эксплуатации или ее возобновления после капитального ремонта до наступления предельного состояния.
Гамма-процентный ресурс — наработка, в течение которой объект не достигнет предельного состояния с заданной вероятностью у процентов. Другими словами, гамма-процентный ресурс показывает, что у процентов машин данной модификации должны иметь наработку до предельного состояния не ниже величины Ту.Величина уявляется регламентированной вероятностью
Если, например, у = 80%, то соответствующий ресурс объекта до капитального ремонта называется «восьмидесятипроцентным ресурсом».
Назначенный ресурс — суммарная наработка объекта, при достижении которой эксплуатация должна быть прекращена независимо от его технического состояния. Этот показатель применим, например, при оценке надежности грузозахватных устройств и приспособлений.
Назначенный срок службы — календарная продолжительность эксплуатации, при достижении которой применение по назначению объекта должно быть прекращено.
Отличие ресурса от срока службы объекта состоит в том, что первый показатель является оценкой фактической наработки машины в часах или в единицах производимых работ, без учета перерывов в работе и простоев, в то время как срок службы характеризует продолжительность существования машины с момента ввода в эксплуатацию независимо от характера ее использования.
Безотказность ремонтируемого объекта характеризуется следующими показателями: наработкой на отказ, средней наработкой до отказа, вероятностью безотказной работы и параметром потока отказов. Средняя наработка на отказ — отношение наработки восстанавливаемого объекта к математическому ожиданию числа его отказов в течение этой наработки. Средняя наработка до отказа — математическое ожидание наработки объекта до первого отказа. Вероятность безотказной работы — вероятность того, что в пределах заданной наработки отказ не возникнет.
Вероятность безотказной работы в интервале от 0 до to определяют по формуле
где F(tо)— функция распределения наработки до отказа.
Параметр потока отказов — отношение среднего числа отказов восстанавливаемого объекта за произвольно малую наработку к значению этой наработки.
Параметр потока отказов характеризует среднее число отказов, ожидаемых в малом интервале времени, и равен
гдем — символ математического ожидания;
z
Для оценки ремонтопригодности объекта используют следующие показатели: вероятность восстановления в заданное время, среднее время восстановления.
Вероятность восстановления работоспособного состояния — вероятность того, что время восстановления работоспособности объекта не превысит заданного. Этот показатель характеризует приспособленность машины к проведению текущего ремонта при ограниченных затратах времени.
Среднее время восстановления работоспособного состояния — математическое ожидание времени восстановления работоспособности. Оно характеризует продолжительность вынужденного простоя, необходимого для поиска и устранения одного отказа. При определении среднего времени восстановления следует иметь в виду, что оцениваются свойства объекта, а не внешние факторы, влияющие на продолжительность простоя его в ремонте (организация технического обслуживания и ремонта, квалификация рабочих и др.).
К показателям сохраняемости относятся гамма-процентный срок сохраняемости и средний срок сохраняемости. Эти показатели по сути своей соответствуют показателям долговечности и определяются аналогично.
Каждый из приведенных выше показателей позволяет оценить лишь одну из сторон — одно из свойств надежности объекта. Для полной оценки надежности используют комплексные показатели, главными из которых являются коэффициенты готовности, технического использования и оперативной готовности.
Коэффициент готовности характеризует вероятность того, что объект окажется работоспособным в произвольный момент времени, кроме планируемых периодов, в течение которых использование объекта по назначению не предусматривается, т. е.
где t— наработка на отказ;
tB — среднее время восстановления.
Коэффициент технического использования представляет собой отношение математического ожидания времени пребывания объекта в работоспособном состоянии за некоторый период эксплуатации к сумме математических ожиданий пребывания объекта в работоспособном состоянии, времени простоев, обусловленных техническим обслуживанием, и времени ремонтов за тот же период эксплуатации, т. е.
где tс —суммарная наработка объекта;
tToи tp — суммарная продолжительность простоев в техническом обслуживании и ремонте.
Из выражений (4.4) и (4.5) следует, что чем меньше среднее время восстановления и суммарные простои, связанные с техническим обслуживанием и ремонтом, тем выше коэффициенты готовности и технического обслуживания.
Коэффициент оперативной готовности — вероятность того, что объект окажется в работоспособном состоянии в произвольный момент времени, кроме планируемых периодов, в течение которых применение объекта по назначению не предусматривается, и начиная с этого момента будет работать безотказно в течение заданного интервала времени.
Ресурс – суммарная наработка объекта от начала эксплуатации или ее возобновления после ремонта до перехода в предельное состояние.
В качестве меры продолжительности может быть выбран любой неубывающий параметр, характеризующий продолжительность эксплуатации объекта, например пробег в километрах, налет в часах, масса прокатанной стали и т.п.
С точки зрения общей методологии наиболее универсальной мерой является единица времени, так как:
1. Время эксплуатации включает не только период непосредственной эксплуатации, но и время хранения, транспортировки, ремонта и т.д., т.е. все то время, в течение которого происходит изменение (ухудшение) свойств объекта.
2. Ресурс напрямую связан со сроком эксплуатации (службы). Срок службы определяется как календарная продолжительность эксплуатации объекта.
3. В задачах прогнозирования остаточного ресурса функционирование объекта в течение прогнозируемого отрезка времени представляет собой случайный процесс, описываемый функцией, аргументом которой служит время. Исчисление ресурса в единицах времени позволяет поставить задачу прогнозирования в наиболее общей форме.
Начальный момент времени – начало полезной эксплуатации объекта, ввод его в действие. Для объектов, находящихся в эксплуатации, это момент последней инспекции, последнего профилактического мероприятия, момент возобновления эксплуатации после капитального ремонта.
Предельное состояние – временное или окончательное прекращение эксплуатации объекта.
Выделяют три основных причины перехода в предельное состояние:
1. Моральный износ;
2. Чрезмерное снижение эффективности;
3. Снижение показателей безопасности ниже предельно-допустимого уровня. Точные признаки установить сложно, обычно это: резкое повышение интенсивности отказов, повышение продолжительности простоев, увеличение расходов на ремонт.
Одни из основных показателей – нормативный ресурс и нормативный срок службы. Выбор этих показателей – технико-экономическая задача, решаемая на этапах разработки проектного задания с учетом следующих факторов:
– современного технического состояния;
– мирового уровня и темпов НТП в отрасли;
– принятые в данное время нормативные значения показателей экономической эффективности;
– ограничения на стоимость изделия и используемые материалы;
– плановые значения прочности на перспективу.
Основная задача конструкторов, расчетчиков и разработчиков – подобрать материалы, конструкционные формы, размеры и технологии, обеспечивающие нормативные значения показателей для проектируемых объектов.
На стадии проектирования, когда объект еще не создан, оценку ресурса выполняют на основе расчетных схем с использованием статистических данных о материалах, компонентах, нагрузках, воздействиях в процессе эксплуатации и хранения. При недостаточности статистических данных используют экспертную оценку. Из этого следует, что ресурс — вероятностный показатель.
Обычно используют понятие гамма – процентного ресурса, т.е. значение ресурса обеспеченного с заданной вероятностью . Аналогично определяется гамма – процентный срок службы.
Средний ресурс – это математическое ожидание ресурса.
Ресурс технических объектов — это важная технико-экономическая характеристика, так как:
1. Фактический ресурс должен быть согласован с оптимальным значением срока службы.
2. Увеличение ресурса представляет серьезный резерв для экономии материалов, средств и трудозатрат.
Правильный выбор материалов и корректный расчет являются источниками повышения ресурса без значительного удорожания машин и конструкций.