Форд в помощь: как реставрируют советские полуторки ГАЗ-АА
Мы отлично знаем, что первыми автомобилями Горьковского автогиганта были точные копии американских машин: легковой Ford A и грузовой 1,5-тонный Ford AA. Но мало кто знает, что именно это обстоятельство позволило сохранить до наших дней так много экземпляров «полуторок» в состоянии, очень близком к заводскому.
Ford AA и ГАЗ-АА
У себя на родине, в США машины семейства Ford A прожили совсем недолго: их выпускали с 1928 по 1931 годы. Причём, в конце 1929 года модель подверглась глубокой модернизации. Машины, выпущенные «до» и «после» в значительной степени утратили взаимозаменяемость запчастей. Изменились даже основные панели кузова! Советскому автопрому достался «новый», модернизированный вариант.
В Советском Союзе такие машины ждала долгая счастливая жизнь. Легковой ГАЗ-А ушел с горьковского конвейера ещё в 1936-м, уступив место более современному ГАЗ-М1. А грузовой ГАЗ-АА проехал через все 1930-е и через все 1940-е годы, послужил боевым орудием Великой Отечественной, потом шесть послевоенных лет сходил с конвейеров двух заводов, Горьковского и Ульяновского, окончательно уйдя в отставку только в 1951-м. Двигатель и электрооборудование ГАЗ-АА достались ещё одному семейству советских машин – полноприводным ГАЗ-67 и ГАЗ-67Б.
Автомобили в СССР жили долго не только на конвейерах заводов, но и в эксплуатации. Даже в 1970-1980-е в автохозяйствах ещё трудились сохранившиеся ГАЗ-АА и ГАЗ-67Б. Тогда как раз многие автомобилисты задумались, что те машины не «старый хлам», а живая память о великой Победе и трудовых победах советского народа, в крайнем случае – реквизит для киносъёмок.
На фото: ГАЗ-АА ‘1932–38
Старые «газики» начали беречь и сохранять. Но все советские реставраторы столкнулись с одной проблемой. Машины-то есть, а оригинальных запчастей не найти. У уцелевших экземпляров всё, что можно и что нельзя, заменено деталями от более поздних автомобилей. Вместо огромных довоенных фар – маленькие послевоенные. Вместо настоящих «фордовских» контрольных приборов – современные со склада. Нет «родных» облицовок, молдингов, задних огоньков, распределителей и катушек зажигания, нет даже двигателей и коробок передач. Про такую мелочь как ручки или замки дверей уже не говорим.
Фургон из знаменитого телефильма. Пример «реставрации» по-советски: маленькие фары, самодельная решётка, утраченный декор
Большие «фордовские» фары и новый американский звуковой сигнал преображают лицо «полуторки»
Америка нам поможет
Но оказалось, что восстановить ГАЗ-АА или ГАЗ-67Б почти в полный заводской оригинал нетрудно. Сказалась высокая унификация с американскими аналогами марки Ford. В те же самые 1980-1990-е годы в США пошла в гору мода реставрировать олдтаймеры – автомобили прошлых десятилетий. И одной из «культовых» моделей стал как раз Ford A.
На фото: ГАЗ-АА ‘1932–38
Американские энтузиасты начали искать по свалкам все уцелевшие машины этой модели. А предприниматели почувствовали спрос и ответили предложением. За несколько лет набрала силу индустрия производства точных копий оригинальных запчастей к семейству Ford A. Обычно американские фирмы, пользуясь старой документацией и старыми каталогами, заказывали «новодельные» детали в Китае или на Тайване.
На фото: Ford Model A ‘1930–31
Реставраторы из России и стран бывшего СССР быстро оценили открывшиеся возможности. Интернет позволил нашим соотечественникам мгновенно списаться с американскими коллегами и заказать у них любые детали, необходимые для комплектации, близкой к оригинальной, хоть для ГАЗ-АА, хоть ГАЗ-67, хоть даже одного из немногих сохранившихся ГАЗ-А.
На фото: ГАЗ-А ‘1932–36
За океаном существует несколько разных предприятий, специализирующихся на запчастях к семейству Ford A. Так вышло, что на рубеже «нулевых» и «десятых» годов подключиться к этой работе довелось и мне. Я заказывал фордовские детали не у самой «раскрученной» фирмы, а у её конкурентов – небольшого семейного предприятия, за несколько лет стремительно расширившего предложение.
На фото: Ford Model A Sedan ‘1930–31
Процедура получения нужных деталей оказалась очень простой. Находите в каталоге на сайте номера нужных наименований, перечисляете их в письме на e-mail фирмы-продавца, указываете номер своей банковской карты. Через несколько дней приходит SMS, что с вашей карты списали стоимость заказа и цену пересылки, а недели через две вынимаете из домашнего почтового ящика квитанцию, что из Америки в ваше почтовое отделение пришла посылка.
Если стоимость заказа не превышает некую сумму (тогда это было долларов 500), то тебе её выдают без таможенного сбора. Если цена выше — тут же, на почте, платите пошлину. Но это совсем небольшие деньги – считаные рубли с копейками. Обычно приходила большая картонная коробка, внутри которой – аккуратные коробочки с фирменной символикой. В них – различные детали.
Купить можно и крупные кузовные детали: передние крылья, капот, подножки, раму ветрового окна, передний бампер. Предлагается даже отремонтированный двигатель, правда, без гарантии. Конечно, несложно приобрести спицованные диски колёс, аналогичные нашему ГАЗ-А, шины, в том числе с белыми боковинами. Как всегда, популярны предметы тюнинга: чехол запасного колеса, дополнительные фары, зеркала – копии аналогичных изделий начала 30-х.
Впрочем, я специализировался на небольших и лёгких деталях, положенных каждому автомобилю. Прежде всего это приборы электрооборудования: задний фонарик, амперметр, замок зажигания, переключатель света, крышка распределителя и идущие от неё к свечам пластины, катушка зажигания, звуковой сигнал. Популярностью пользовалась характерная пружина стартера. Неожиданно большой оказалась кнопка звукового сигнала. Она совмещена с длинной трубкой, уходящей в полую рулевую колонку. Аутентичный вакуумный привод стеклоочистителя можно заменить электрическим, при этом рычаг и щётка останутся «как родные».
Вопрос по ГАЗ -А
#1 в535в
- На форуме: c 2013 г.
- Город: Ростов на Дону
Передняя поперечина рамы ГАЗ-А отличается размерами от аналогичной детали ГАЗ-АА.Заранее благодарен.
Прикрепленные изображения
#2 Мухаммет
- На форуме: c 2009 г.
- Город: Минск
Исходя их того, что рессора у модели А Уже чем в АА, то и поперечина будет отличаться хотя бы этим
#3 Гарик М.
- На форуме: c 2014 г.
- Город: Москва
Подскажите, в чем разница между колесом ГАЗ-А и ЗИК-1 (колесо 45-ки)?
Вопрос вот в чем: ширина обода ЗИК-1 (45-ки) 210мм, диаметр колеса с шиной 925 мм.
У ГАЗ-А — шины ставили двух размеров: 4,75 — 19 (более ранние) и 5,00 — 19, т.е. ширина шины у ГАЗ-А — 130мм, что меньше ширины обода у 45-ки.
Есть ли у кого размеры таких колес, чтобы развеять сомнения?
#4 Vl@dimir
- На форуме: c 2015 г.
- Город: Калужская обл.
У колес ГАЗ-А и сорокопятки спицы разные, на сколько мне известно. Лонжероны передние точно разные у А и АА.
#5 в535в
- На форуме: c 2013 г.
- Город: Ростов на Дону
Подскажите, в чем разница между колесом ГАЗ-А и ЗИК-1 (колесо 45-ки)?
Вопрос вот в чем: ширина обода ЗИК-1 (45-ки) 210мм, диаметр колеса с шиной 925 мм.
У ГАЗ-А — шины ставили двух размеров: 4,75 — 19 (более ранние) и 5,00 — 19, т.е. ширина шины у ГАЗ-А — 130мм, что меньше ширины обода у 45-ки.
Есть ли у кого размеры таких колес, чтобы развеять сомнения?
Покрышка ГАЗ-А ранняя 4.75-19 ширина диска по наруже 103мм возможно такие же покрышки ставились и на 45-ку.
Прикрепленные изображения
#6 в535в
- На форуме: c 2013 г.
- Город: Ростов на Дону
фото 45-ки с похожими покрышками
Прикрепленные изображения
#7 в535в
- На форуме: c 2013 г.
- Город: Ростов на Дону
Прикрепленные изображения
#8 в535в
- На форуме: c 2013 г.
- Город: Ростов на Дону
более поздние покрышки для ГАЗ-А 5.50-19 они же ставились и на 45-ку (ЗИК-1) ширина диска 110мм диаметр спиц больший
Прикрепленные изображения
#9 в535в
- На форуме: c 2013 г.
- Город: Ростов на Дону
Это моё мнение по данному вопросу.В догонку скан странички из книги .
Прикрепленные изображения
#10 Гарик М.
- На форуме: c 2014 г.
- Город: Москва
Спасибо! По размерам меня тут еще просветили:
Колеса от ГАЗ-А 5,50-19 и ЗИК-1 абсолютно одинаковые по размерам и шины у них одни и те же, и размерность на них написана та же самая- 5,50-19. Отличие только в том, что у ЗИК-1 вместо камеры с ниппелем покрышка заполнялась на Ярославском заводе гуссматиком, и колесо получалось неразборным.
Откуда цифра 925? Попробуем разобраться. В СССР 1930-х годов были два типа шин: обычные и высокого давления «Гигант». Их типоразмер обозначался по-разному: на шинах низкого давления между числами стояло тире (скажем, 5,50-19), высокого — крестик (29х5,5). Соответственно, на шинах низкого давления первая цифра (5,50) — это ширина профиля, а вторая (19) — посадочный диаметр диска. Но на шинах высокого давления первая цифра (29) — это максимальный общий диаметр, а вторая (5,5) — ширина профиля. Иногда на резине писали оба обозначения сразу: 5,50-19 и 29х5,5. В обоих случаях не миллиметров, а дюймов, естественно. Видимо, при написании руководства некто взял обозначение резины 29х5,5, но записал почему-то как 295 в миллиметрах, а знак после запятой «округлил» — ну мелочь же, полмиллиметра всего. Кто-то за ним перепечатывал, получилось 925. Других объяснений я не придумал Но такой резины на пушке быть не может в принципе — это больше колеса ЗИС-5!
Но резина ГАЗ-А все же никак не 740 мм в диаметре. Если все посчитать даже просто по типоразмеру, то получится: внешний диаметр =19+5,5+5,5=30 дюймов или, соответственно, 762 мм.
Правда, есть еще один забавный технический нонсенс — скажем, в наставлении по миномету 1938 г. указан переведенный в миллиметры дюймовый размер колес, но цифра вовсе несуразная указана — 800 мм. Начали разбираться и оказалось, что составитель руководства пересчитал из дюймов, используя французский дюйм 27,4 мм, который наряду с английским был распространен в России до введения метрической системы. Почему в наставлении применили именно из него пересчет (хотя резину мерили, естественно, в английских дюймах), можно объяснить только тем, составитель наставления был артиллеристом старой школы и использовал привычное для него геодезическое значение слова «дюйм» — английские дюймы (25,4) применялись у нас в технике, а французские — в геодезии.