Меню

Мультиметр для диагностики двигателя

Как проверить электродвигатель мультиметром

Подписка на рассылку

Проверка электродвигателя мультиметром – один из простых способов обнаружить неисправность двигателя и узнать причину поломки. При помощи мультиметра прозваниваются синхронные и асинхронные двигатели с короткозамкнутым и фазным ротором, а также коллекторные двигатели и двигатели постоянного тока. Чтобы результаты тестирования были верными, необходимо правильно подойти к процедуре проверки цепей. Для безопасной проверки двигатель отключается от электрической сети. Первое, что нужно сделать в рамках тестирования асинхронных агрегатов – проверить обмотку электродвигателя. Для оценки состояния обмоток в трехфазном двигателе необходимо снять с клемм токопроводящие перемычки.

Проверка замыкания обмоток на корпус двигателя
Мультиметр переводится в режим измерения сопротивления с максимальным пределом и калибруется. Для этого в стрелочных приборах щупы замыкаются, и при помощи настроечного винта показания на измерительной шкале устанавливается «0». Только после настройки мультиметра начинается проверка работы двигателя. В приборах с цифровой индикацией этот шаг пропускается. В исправном двигателе сопротивление изоляции составляет в среднем 1000 МОм. В ходе эксплуатации значение сопротивления снижается. При сопротивлении, равном менее 500 кОм, принято прекращать эксплуатацию двигателя. Для проверки один вывод мультиметра приложить к одной из клемм двигателя, а второй — к винту заземления корпуса. Если изоляция нарушена, мультиметр покажет почти нулевое сопротивление вместо требуемой бесконечности.

Проверка проводов обмоток на предмет обрыва
Следующий этап – проверка наличия обрыва провода в обмотках электродвигателя. Для этого диапазон измерения сопротивления в мультиметре устанавливается на самый низкий предел и производится калибровка на «0». После этого при помощи мультиметра проверяется сопротивление каждой обмотки электродвигателя. Если инструмент показывает единицу, значит сопротивление цепи стремится к бесконечности, то есть в обмотках есть обрыв.

Проверка статора на межвитковые замыкания
Следующий этап диагностики электродвигателя – проверка обмоток статора на предмет наличия замыканий между витками. Для этой операции нужно проверить мультиметром каждую обмотку, после чего сравнить все показания. У полностью исправного двигателя сопротивление на всех обмотках будет одинаковым. Если же на одной из обмоток значение сопротивления сильно отличается от других, значит есть межвитковое замыкание.

Проверка коллекторного электродвигателя
В рамках диагностики коллекторного электродвигателя в первую очередь нужно проверить якорь двигателя. Тестер настраивается в режим измерения сопротивления с наименьшим пределом и калибруется по стандартной схеме, после чего щупы прикладываются к

диаметрально противоположным ламелям, на которые выведены обмотки якоря. Сопротивление во всех обмотках не должно отличаться друг от друга. Разница в показаниях свидетельствует о наличии в обмотке обрыва.

Далее на мультиметре устанавливается максимальный режим измерений и проверяется наличие коротких замыканий обмоток якоря на его корпус. Для этого одним щупом касаются ламели, а другой корпуса якоря. При отсутствии замыканий показания мультиметра должны стремиться к бесконечности. Межвитковые замыкания обмоток якоря без специального прибора, к сожалению, установить нельзя.

Также в ходе диагностики коллекторного электродвигателя надо проверить наличие замыкания обмоток статора на корпус. Принцип проверки аналогичен тому, как проверяется замыкание обмоток у трехфазных двигателей с короткозамкнутым ротором.

Читайте также:  Оплата текущего ремонта автомобилей

6 лучших автомобильных мультиметров

Этот контрольно-измерительный прибор должен обязательно присутствовать в арсенале автолюбителя.

Такое устройство также необходимо в домашних условиях. Мультиметр, сочетающий в себе функции омметра, вольтметра и амперметра, необходим для проверки напряжения в розетках, проверке ёлочных гирлянд, годности бытовых приборов и т. д.

Познакомимся с лучшими моделями мультиметров, которые предлагают нам ведущие компании на рынке, а также расскажем: на что обратить внимание при выборе этой продукции.

Содержание:

Лучшие бюджетные мультиметры

В этой группе представлены изделия, доступные для широкого круга автолюбителей. Они не оснащены большим количеством измерительных функций, но даже в этом наборе бюджетные модели цифровых приборов превосходят модели механических оппонентов.

Ресанта DT 838

Цифровая модель латышской компании, которая производится на предприятии в КНР. Это универсальное устройство, позволяющее измерять не только напряжение, силу тока, но и сопротивление деталей электрической схемы, а также работоспособность транзисторов и диодов.

Полученные результаты можно увидеть на большом цифровом табло.

  1. При измерении показывает точные показания с минимальной погрешностью. Например, при замере напряжения отклонение составляет всего 0,5%.
  2. Компактные размеры позволяют с удобством транспортировать прибор, им легко проводить замеры.
  3. В комплекте есть термопара для замера температуры.
  4. Приемлемая цена.
  5. Прибор защищён от перегрузок и короткого замыкания.
  1. Отваливаются провода от щупов.
  2. Отходит иногда от корпуса монитор.
  3. Прибор нежелательно использовать при низких минусовых температурах – не выдерживают провода.

Владельцы рекомендуют его применять для работы в домашних условиях или для обслуживания своего автомобиля.

Elitech ММ 100

Тестер российского бренда, который производится также в Китае. Прибор позволяет производить измерения в широком диапазоне: постоянное напряжения – до 1000 В, силу тока – до 1000 МкА, сопротивление – до 1000 Ом.

Такое устройство даёт возможность прозвонить электрическую цепь, определить обрыв в ней, узнать о неисправности диодов и транзисторов.

  1. Приятный дизайн изделия.
  2. Точность измерений.
  3. Компактные размеры.
  4. Низкая цена.
  1. Некачественно сделаны измерительные шнуры, рвутся.
  2. Небольшая длина проводов для замера.
  3. При измерении переменного напряжения не может показать силу тока.

Как отмечают его владельцы, стоимость прибора позволяет не обращать внимания на его недостатки.

Лучшие профессиональные мультиметры

Измерительные приборы этой группы способны решать более серьёзные задачи. Исходя из этого у них расширенная область применения, повышенная стоимость изделий.

Ресанта DT 9205A

Это мультиметр латышских производителей разрешает автолюбителю узнать всё о состоянии электросети своего автомобиля.

Помимо стандартных функций измерений, которыми были оснащены базовые модели, у него добавились возможности проверки конденсаторов, силы тока переменного напряжения. В наличие есть также индикатор, информирующий о заряженности устройства.

  1. Прекрасный яркий дизайн.
  2. Большое табло, на котором можно легко прочитать информацию о результатах работы.
  3. Защита от перегрузок, короткого замыкания.
  4. Прочный корпус способен выдержать удары от падений, защищён от попадания пыли, влаги во внутреннюю часть.
  1. Измерительные провода, щупы к ним плохого качества.
  2. Нет возможности откалибровать прибор.
  3. Показывает не всегда точные результаты.

В целом модель устраивает автолюбителей, она нужна для работы с автомобилем и в быту.

IEK Master MAS838L

Изделие российского производителя, который выпускает продукцию в Китае. Использование недорогой рабочей силы и комплектующих для мультиметра позволяет компании декларировать низкую цену на цифровой прибор для профессионального использования.

Читайте также:  Как работает двигатель после капремонта

  1. Универсальность. Разрешает проводить замеры напряжения, силы тока, сопротивления, проверять транзисторы и диоды на дефект, измерять температуру.
  2. Корпус защищён от проникновения влаги, пыли, стойко переносит механическую деформацию.
  3. Имеется индикатор заряда.
  4. Наличие звуковой информации при проверке проводов.
  5. Приятный внешний вид.
  1. Нет автоматического отключения звукового сигнала.
  2. Слабый звук.
  3. Отсутствует ремешок для рук.
  4. Иногда встречаются бракованные образцы.

Bort BMM-800

Продукция этой немецкой компании выделяется среди аналогичных товаров качеством, несмотря на то, что её производят в разных странах, в том числе и в Азии. Это подтверждается гарантией от производителя на работу мультиметра – 24 года.

Прибор разрешает выполнить любые проверки бортовой сети в автомобиле, пригодится он и для ремонта дома.

  1. Проведение различных замеров: напряжения, силы тока, сопротивления.
  2. Определение неисправности диодов и транзисторов, бортовой сети автомобиля.
  3. Прочный корпус.
  4. Качество замеров.
  5. В наличии звуковая индикация.
  6. Доступная стоимость.
  1. Плохое качество щупов и проводов для измерения.
  2. Не совсем приятный дизайн.

Digital multimeter DT-9208A

Данная модель, как и многие другие аналогичные изделия, выпускается на заводе в КНР. По этой причине у неё привлекательная цена, но не всегда хорошее качество. Однако владельцы отмечают её профпригодность использования DT-9208A в работах по замерам электропроводки автомобиля или бытовой сети.

  1. Прочный силиконовый корпус.
  2. Большое информативное табло.
  3. Возможность проводить измерения силы тока, напряжения, сопротивления сети, определять неисправность деталей.
  4. Компактные размеры прибора.
  1. Отклонения в точности замеров.
  2. Неважное качество проводов.
  3. Нет автоматического отключения.

Со своей работой по проверке электрических цепей мультиметр справляется хорошо.

Какой мультиметр купить

Прежде, чем идти покупать этот нужный каждому автолюбителю прибор, нужно определиться: для каких целей он ему нужен.

Нужно учитывать следующие критерии:

1. Для разовых работ. Проверки предохранителей в автомобиле, замере напряжения на аккумуляторной батарее в автомобиле или дома в розетке подойдут недорогие модели, типа Ресанта DT 838 или Elitech ММ 100.

2. Если автолюбитель сам занимается ремонтом. Починкой электронных блоков или занимается профессиональным обслуживанием машин в сервисе, то в этом случае ему необходим более серьёзный мультиметр, такой, как Bort BMM-800, IEK Master MAS838L.

3. При выборе нужно обращать внимание на компанию производителя. Следует отдавать предпочтение фирмам с надёжной репутацией, а не сомнительным компаниям-однодневкам, привлекающим покупателей супердоступной ценой.

Также нужно спросить у продавца о степени защищённости прибора от влаги, пыли, перегрузок в сети.

Работаем мотор-тестером

Знаете ли вы, какой дефект двигателя самый сложный в диагностике?

Опытные мастера скажут не задумываясь. Да, все верно: спорадический. То есть любой, вызванный какой угодно причиной, но проявляющийся не постоянно, а случайно. Зачастую во время визита на СТО дефект себя не выдает. Какие шаги предпринять для поиска, что делать, какой элемент заменить – вопросы не самые простые.

Читайте также:  Автослесарь по ремонту автомобилей кто это

Однако находить спорадические дефекты можно. Для этого лучше всего использовать самый интересный диагностический прибор мотор -тестер . К интересующим нас датчикам либо электрическим цепям системы управления двигателем подключаем щупы мотортестера, запускаем съем и ждем, когда дефект проявит себя «во всей красе». После чего останавливаем съем и анализируем полученную осциллограмму.

Именно таким образом была обнаружена неисправность на автомобиле ВАЗ 2110 с двигателем 21114, объемом 1.6 л, 8 клапанов, оснащенным системой управления Январь 7. Проблема заключалась в том, что двигатель мог в любой момент заглохнуть. После остановки легко запускался вновь и работал, как ни в чем не бывало. Ладно, если это происходит на месте, а в движении управлять таким автомобилем не только некомфортно, но и просто опасно. Забегая вперед, скажем, что неисправность была откровенно банальной, но найти ее оказалось не так-то просто.

Ну что ж, автомобиль на посту диагностики, начинаем. Совершенно очевидно, что для нормальной работы двигателю необходимы топливо, надежное искрообразование и компрессия в цилиндрах. Последняя никак не может спорадически пропадать, поэтому будем исследовать системы подачи топлива и зажигания.

Так как обе эти системы получают управляющие сигналы от блока управления двигателем, самое первое, что приходит в голову, это подключить сканер и оценить параметры потока данных. Подключаем Сканматик. В первую очередь нас интересуют частота вращения и время впрыска. Если в момент проявления дефекта они есть, то блок управления «видит прокрутку» и пытается открыть форсунки. Откроются они или нет – второй вопрос, но главное – пытается ли это сделать блок. Быстро выяснилось, что в момент остановки двигателя до самого конца сканер отображает частоту вращения, УОЗ и время впрыска. Ага, взять крепость с налета не удалось. Переходим к осаде.

Будем использовать мотор-тестер USB Autoscope III, больше известный как осциллограф Постоловского. Для начала исследуем систему зажигания. Как известно, на этом двигателе имеет место система зажигания типа DIS с двумя катушками, конструктивно расположенными в одном корпусе. Ключи управления катушками и цепи контроля тока находятся внутри ЭБУ. Разъем блока катушек имеет три вывода: на один из них подается +12 В из бортовой сети при включении зажигания, еще два – это выводы первичных катушек, коммутируемые на «массу» внутри ЭБУ. Подключив щупы мотортестера к этим трем выводам, мы сможем контролировать питание катушек и первичное напряжение. Тем самым выясним, не в системе ли зажигания кроется дефект, приводящий к внезапной остановке мотора.

Итак, канал 4 осциллографа (осциллограмма зеленого цвета) подключаем к выводу питания, канал 5 (красный) – к первичной цепи цилиндров 1-4, канал 6 (фиолетовый) – к первичной цепи цилиндров 2-3. Запускаем двигатель и ждем. Ура, заглох! Теперь нужно внимательно рассмотреть полученную осциллограмму и выяснить, виновна ли в остановке двигателя система зажигания.

Adblock
detector