Можно ли не снимая клеммы заряжать аккумулятор – мифы и реальность
Вокруг процесса зарядки АКБ за последние годы в Интернете скопилось очень много устрашающих историй, среди которых гуляют мифы про неснятую клемму. Можно ли так заряжать на самом деле? Те, кто не разбирается в теме, пишут, что на этот вопрос однозначного ответа нет. Другие, которые подсознательно боятся электричества, уверенно настаивают, что надо клемму снимать. Некоторые в спешке или из-за лени однажды без последствий зарядили АКБ, не отключая ее от бортовой сети, после чего вступают в спор с первыми двумя категориями «экспертов».
В этой же статье вы точно узнаете – можно ли не снимая клеммы заряжать аккумулятор. И это будет не просто «да» или «нет». Ответ на этот вопрос подкреплен железобетонными фактами. Кроме того, развеем два наиболее часто встречающихся мифа по этому поводу. Разберемся, чего действительно надо опасаться при зарядке с неснятой клеммой, и как выполнять эту процедуру безопасно.
Мифы про зарядку АКБ без снятия клемм
Начнем, пожалуй, с мифов о зарядке аккумулятора без снятия клемм. Их по Интернету гуляет не так много, что даже странно. Ведь на практике неприятных исходов при такой зарядке может быть с десяток, как минимум. Но об этом позже.
Миф №1. «Если не снимать клемму, то что-нибудь перегорит»
Это самая распространенная страшилка. Основывается она чаще всего на том, что при заряде АКБ от зарядного устройства в бортовую сеть автомобиля подается напряжение больше номинальных 12 вольт, что якобы может угробить электронику ЭБУ, магнитолы, навигатора и так далее. Кто и когда пришел к такому умозаключению, мы уже не узнаем никогда. Но то, что этот человек не ведал, о чем вещает, это точно. Как и те, кто ему поверил (и верит до сих пор).
В этом мифе есть только одна правда. От зарядного устройства действительно поступает напряжение более 12 вольт. Если вы используете не дешевую китайскую зарядку, то там около 14.5 вольт. Такое напряжение является необходимостью, без которой аккумулятор просто не сможет заряжаться. Но «боится» ли такого вольтажа электроника автомобиля?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо сказать, что аккумулятор в автомобиле заряжается не только от зарядных устройств. Когда запущен двигатель и работает генератор, то уже от него через реле-регулятор в бортовую сеть идет точно такое же напряжение. Если, при этом, ничего у вас не перегорает и не глючит, то почему тогда это должно случиться именно во время зарядки АКБ от стационарного зарядного устройства?
Этот миф, все же, не так однозначен, как описано выше. Его невозможно развеять, если вы являетесь обладателем дешевого зарядного устройства. Далее будет сказано, почему. Не стоит также забывать и о тех, кто свято верит в откровенно вредительскую информацию про зарядку кальциевых аккумуляторов напряжением 16.2 В…
Подытожим немного. Если у вас хорошее зарядное устройство, которое отдает на АКБ напряжение, не превышающее отметку в 14.5 В (идеально – 14.4 В), то клемму из-за страха перегорания электроники снимать бессмысленно. Она не выйдет из строя по трем причинам.
- Во-первых, при работающем генераторе напряжение в бортовой сети примерно такое же, и ничего не перегорает.
- Во-вторых, если электроника подключена правильно, то при выключенном зажигании она вообще обесточена (кроме того, что пребывает в ждущем режиме).
- В-третьих, штатное электрооборудование автомобиля способно «пережить» и большее напряжение.
Миф №2. «Если клемму не снять, АКБ не зарядится до 100%»
Этот миф основывается на токах утечки. Когда АКБ подключен к бортовой сети автомобиля, то энергию из него потребляют устройства, пребывающие в ждущем или спящем режиме. Соответственно, любители этого мифа утверждают, что зарядить аккумулятор до 100% не получится, так как он будет одновременно с зарядкой разряжаться.
Раскладываем по полочкам. Ток утечки в автомобиле – действительно есть. Если оборудование исправное, то этот ток не превышает 50-70 мА. Эти потери действительно никуда не пропадают и во время зарядки АКБ без снятия клемм. Получается, этот миф – правда, и развеять его не получится? Не будем спешить.
Рассмотрим вкратце правильно организованный процесс зарядки АКБ. Когда батарея разряжена, зарядное устройство заряжает ее током в несколько ампер. По мере того, как АКБ заряжается, ее внутренне сопротивление увеличивается, и зарядный ток, соответственно, уменьшается. Считается, что, когда ток заряда снизится до 100 мА (при напряжении 14.4 В), батарею можно считать заряженной.
Теперь сопоставим цифры. Ток утечки «здорового» автомобиля – 50-70 мА. Ток окончания заряда аккумулятора – 100 мА. Получается, что при таком соотношении токов АКБ рано или поздно все равно зарядится до конца. Да. При подключенных клеммах из-за описанных потерь для этого потребуется немного больше времени, чем если бы мы заряжали отключенную от бортовой сети АКБ. Но зарядить ее до 100%, все же, реально. А это значит, что миф развеян.
Как и предыдущий миф, этот тоже невозможно развеять при определенных обстоятельствах. А именно, если ток утечки на вашем автомобиле значительно превышает норму, зарядить АКБ без снятия клеммы (дождаться тока зарядки 100 мА) до 100 % у вас действительно не получится.
Чего надо бояться в реальности?
Помимо рассмотренных страшилок и мифов есть и другие моменты. Развеивать все это особого смысла нет, так как далеко не у всех:
- нормальное зарядное устройство;
- исправный аккумулятор;
- нормальный ток утечки;
- и вообще – исправная бортовая сеть автомобиля.
Дело в том, что при определенных условиях абсолютно все гуляющие по Интернету мифы про зарядку АКБ без снятия клемм – могут иметь место быть. Может и электроника погореть. АКБ до 100 % не зарядится. Но и это еще не все.
Чего еще стоит опасаться при зарядке аккумулятора с подключенными клеммами, и при каких обстоятельствах – рассмотрим поподробнее. А чтобы не порождались новые мифы, попутно по каждому пункту предоставляется информация, как увидеть опасные обстоятельства, и как их предотвратить на практике.
Перенапряжение
Чрезмерно высокое напряжение во время зарядки опасно не только для электрооборудования автомобиля, но и для самой АКБ. Некоторое оборудование действительно может и перегореть. Особенно, если в нем нет никакой встроенной защиты от перенапряжения. Что же касается аккумулятора, то при напряжении заряда выше 14.4 В электролит в нем начинает кипеть, теряя воду, токоведущие свинцовые пластины – безвозвратно разрушаются, емкость теряется, а ресурс снижается.
Такие обстоятельства возможны только тогда, когда зарядное устройство не имеет ограничения по выдаваемому напряжению. Например, если вскрыть любой зарядник стоимостью до 1000 рублей, то в нем можно будет обнаружить только трансформатор и диодный мост (иногда вообще – полумост). Никаких элементов, способных ограничить выходное напряжение таких устройств, в них нет. Потому они такие и дешевые. Пользуясь ими, на АКБ и бортовую сеть автомобиля легко можно пропустить напряжение, гораздо превышающее 14.4 В. Некоторые «жарят» аж до 18 вольт.
Как увидеть такое, уже опасное, напряжение во время зарядки, и предотвратить сопутствующие неприятные последствия? Во-первых, отказаться от покупки и эксплуатации таких зарядников. Во-вторых, если уж некуда деваться, контролируйте напряжение заряда вручную. Подключите в процессе зарядки к клеммам АКБ мультиметр в режиме измерения постоянного напряжения. Если оно начнет переваливать безопасные 14.4 В – прекращайте зарядку.
Ну а о зарядке кальциевых батарей напряжением 16.2 В говорить, наверное, что-либо бессмысленно. Ведь развеять придется и многочисленные статьи, и видеоблоги, и слова некоторых продавцов аккумуляторов, и даже официальные заявления парочки производителей кальциевых аккумуляторов. Это отдельная тема. И если вы ее еще не изучали, то просто не допускайте, чтобы на ваш аккумулятор поступало напряжение более 14.4 В. Хуже точно не будет, да и клемму не надо будет скидывать. А с годами еще и спасибо за эту рекомендацию скажете.
Резкий скачок тока
Когда к нерегулируемому зарядному устройству подключается сильно разряженный аккумулятор, то происходит резки скачок тока. Связано это с тем, что внутреннее сопротивление АКБ тем меньше, чем глубже она разряжена. А согласно закону Ома – чем меньше сопротивление, тем большая сила тока.
Так вот. Этот самый скачок тока вреден как для аккумуляторной батареи, так и может «навести шороху» в бортовой сети автомобиля. Если при подключенных клеммах окажется, что на каком-то участке электросистемы авто сопротивление недостаточно большое (а также при плохих контактах, разрушенной изоляции проводов и так далее), то большой ток устремится именно туда. Если же все исправно, то большую часть тока «возьмет на себя» АКБ.
Увидеть такие скачки можно только при наличии амперметра. Таковой может быть встроен в зарядное устройство (даже экономичные китайцы лепят их на свои зарядники). Если амперметра нет, либо верится его показаниям с трудом, то можно воспользоваться мультиметром (опасно, если скачок будет больше 10 А) или токоизмерительными клещами (абсолютно безопасно).
Чтобы избежать начальных скачков тока, если вы используете бюджетное нерегулируемое зарядное устройство, можно параллельно ему подключать обычную 12-вольтовую лампочку накаливания небольшой мощности (не светодиодную). В случае чего она сгладит скачок, и сохранит наиболее уязвимые участки электросети автомобиля.
А лучше всего использовать для зарядки АКБ регулируемый источник питания с возможностью вручную ограничивать ток заряда. Такие устройства дороже нерегулируемых, но без них заряжать аккумулятор, не снимая клеммы, не стоит.
Кипение электролита
Когда аккумулятор заряжается слишком большим напряжением или током, то начинается обильное «кипение» электролита. Для АКБ это явление – уже очень плохо. Что же касается не снятых клемм, то на них будут попадать брызги и пары электролита. В результате на их поверхности будет образовываться диэлектрический налет, сами клеммы будут разрушаться, что впоследствии приведет к потребности в их замене.
Избежать кипения электролита можно только одним способом – не превышая ток и напряжения заряда. Как этого добиться, уже сказано выше.
Нагрев АКБ
Происходит по тем же причинам, что и кипение. Кроме того, греются уже отслужившие свое батареи. Если аккумулятор сильно нагревается во время зарядки с неснятыми клеммами, то может оплавиться изоляция расположенных рядом проводов. А это уже грозит короткими замыканиями и сопутствующими проблемами.
Увидеть нагрев АКБ во время зарядки можно без приборов. Для этого достаточно периодически пробовать его корпус рукой. Если все нормально, то батарея будет либо слегка теплой, либо вообще холодной. Проверять на перегрев стоит также и клеммы. Они, как правило, нагреваются в случае чего гораздо раньше, чем корпус аккумулятора.
Греющийся во время зарядки аккумулятор с неснятыми клеммами заряжать не стоит. Такой вообще не следует заряжать под капотом.
Перебои в сети
Уверены ли вы на 100%, что за все время зарядки аккумулятора ваша бытовая сеть не даст каких-либо сбоев? Не отключат ли подачу электроэнергии? Не будет ли скачков напряжения? Вероятнее всего, такой уверенности нет ни у кого. Рассмотрим, чем и когда это опасно при зарядке АКБ с неснятыми клеммами.
- Во-первых, если вы используете недорогое зарядное устройство, то абсолютно все скачки напряжения в бытовой сети передадутся на АКБ и другое (не обесточенное) электрооборудование автомобиля. Например, если в розетке окажется вместо 220 В, скажем, 250 В, то примитивный трансформаторный зарядник начнет отдавать на АКБ вместо 14 В больше 16 В. С хорошими зарядными устройствами таких проблем нет. В них имеется стабилизация напряжения и тока, которая удерживает выходные параметры на одном уровне независимо от скачков в бытовой сети.
- Во-вторых, проблемы могут возникнуть, если во время зарядки вообще отключат подачу электроэнергии, а потом включат снова. У нормальных зарядных устройств и от этого есть защита. Но далеко не у всех. Попадаются и такие, у которых после выключения при последующем запуске сбиваются установленные ранее настройки напряжения и тока. Соответственно, есть риск навредить не обесточенной электронике автомобиля.
Итог
А в итоге получается, что заряжать аккумулятор, не снимая клеммы – можно. Но для этого должны соблюдаться определенные условия.
- Во-первых, нельзя, чтобы превышалось допустимое напряжение заряда.
- Во-вторых, должен быть ограничен ток заряда.
- В-третьих, аккумуляторная батарея и бортовая сеть автомобиля должны быть полностью исправными..
Если какое-либо из этих условий не выдержано, либо вы не уверены, что это так, то клеммы на время зарядки лучше, все же, снять.
Нужно ли снимать клеммы при зарядке аккумулятора автомобиля
Каждый автовладелец рано или поздно столкнется с тем, что аккумулятор в его автомобиле почти разряжен. Чтобы продолжить пользоваться машиной, аккумулятор однозначно нужно зарядить, иначе можно просто не завестись.
Как правило, аккумулятор снимают для подзарядки, это нормально, он на это и рассчитан. Но отсоединение клемм может привести к сбросу настроек всех электронных систем, а также очистке оперативной памяти бортового компьютера. Потом все придется перенастраивать, а это займет немало времени.
Что делать, если снимать клеммы совсем не хочется, так как это может повлечь за собой нежелательные последствия? Есть 2 способа решения этой проблемы.
Особенности процесса зарядки АКБ автомобиля
Существуют определенные правила заряда АКБ, соблюдение которых считается залогом безопасности, причем как для автомобилиста, так и самого транспорта. Согласно им:
- Для восполнения заряда АКБ рекомендуется проводить его частичный демонтаж (минусовая клемма).
- Заряд должен производиться в нежилых помещениях (гараж, подсобные постройки и пр.).
Важно помнить, что на морозе батарея принимает заряд гораздо хуже и профессионалы советуют производить процедуру при температурном диапазоне от 0 до +25 градусов Цельсия.
И именно по этой причине в зимнее время батарея гораздо хуже восстанавливает емкость непосредственно во время поездки, поскольку не успевает прогреваться электролит.
Если же зарядка осуществляется в условиях, не предполагающих снятие аккумулятора, что случается довольно часто, то автомобилисту придется задействовать специальное устройство, обеспечивающее надежную защиту АКБ от повреждения.
Перед началом работ все агрегаты должны быть выключены, поскольку нужно по максимуму разгрузить аккумулятор.
И если дело обстоит зимой, то остывший АКБ необходимо перенести на какое-то время в теплое помещение и только потом прибегать к манипуляциям с ним.
Параллельное подключение второго аккумулятора к автомобилю
Специалисты электрики часто при необходимости снять аккумулятор с автомобиля пользуются следующим методом, чтобы электронная система машины не произвела сброс параметров:
- Берется аккумулятор на 12 Вольт, который достаточно заряжен для поддержания на себе электронной системы автомобиля в автономном режиме;
- При помощи специальных проводов аккумулятор параллельно подключается к клеммам автомобиля;
- Далее отключается основной аккумулятор, но питание электронной системы машины продолжается от дополнительного источника энергии.
Подменив батарею на автомобиле, можно с легкостью поставить на зарядку основной аккумулятор, а после вернуть его обратно. Сложность данного способа в том, что далеко не всегда владелец автомобиля имеет запасной аккумулятор и провода для параллельного подключения дополнительного источника питания.
Статья в тему: Охлаждающая жидкость (тосол, антифриз) в блоке цилиндров
Можно ли заряжать аккумулятор, не снимая клеммы
В абсолютном большинстве случаев необходимость зарядить АКБ без снятия становится актуальной тогда, когда приходится иметь дело с авто, на котором установлены энергонезависимые компоненты. Объясняется это тем, что при отключении питания имеет место обнуление всех настроек или, как вариант, включение автоблокировки.
Карбюраторный двигатель
И если на повестке дня стоит вопрос о восполнении зарядной емкости аккумуляторной батареи авто с карбюраторным двигателем, используемым преимущество в рамках отечественного автопрома, то следует помнить, что здесь применяется только один электронный блок, и именно он регулирует напряжение в генераторной цепи.
При этом коммутатор не будет реагировать на подключение внешней зарядки. Если же на авто был установлен электронный контроллер для коррекции состава топливной смеси и владельцы не вмешивались в устройство электроники, то имеет смысл заряжать АКБ по аналогии с машинами, оснащенными ДВС с распределенным топливным впрыском.
Инжекторный ДВС
Главная отличительная особенность инжекторных двигателей заключается в распределенном вспрыске топлива, для чего предусматривается построенный на микропроцессорах блок, мгновенно реагирующий на поступающую с различных датчиков информацию. Кроме того, в конструкции таких контроллеров предусматривается специальная защита, которая при малейшем скачке напряжения сразу отсекает питание.
Поэтому рекомендуется отсоединять АКБ от общего бортового оборудования автомобиля, правда, некоторые производители не рекомендуют производить отключение. Как действовать в таких случаях? Разумеется, придерживаться рекомендаций, приведенных в заводской инструкции по эксплуатации. При этом подаваемая сила тока с зарядного устройства не должна выходить за пределы диапазона от 2 до 8 А, который считается совершенно безопасным для автомобиля.
Дизельный мотор
Разрешается заряжать аккумулятор без его снятия и в том случае, если автомобиль работает на дизельном двигателе. И хотя есть вероятность воспламенения, практика показывает, что при отключении мотора подобные риски являются минимальными. И не последнюю роль в этом вопросе играет высокая стабильность функционирования системы, работающей под управлением общего электронного блока.
Особенности зарядки без снятия клемм
Основные требования, предъявляемые к зарядке аккумулятора без снятия с автомобиля:
- Подключение автомобильной зарядной станции с сети переменного тока производится после соединения клемм и контактных штырей аккумуляторной батареи. После восстановления уровня зарядки АКБ выполняется отсоединение клемм, а затем штепсельная вилка зарядного блока вынимается из розетки. Процедура снижает вероятность скачка напряжения в бортовой сети, способного повредить электронные компоненты.
- При подключении аккумулятора без снятия с машины сначала подключается положительный кабель, а затем – отрицательный. При коммутации необходимо исключить короткое замыкание, повреждающее элементы конструкции автомобиля и зарядную станцию.
- Соединительные провода, идущие от зарядного блока к батарее, не должны иметь повреждений изоляционного слоя. Рекомендуется проложить кабели в отдельных гофрированных рукавах, обладающих повышенной прочностью. Кабели прокладываются на удалении от деталей выпускного тракта и вентилятора системы охлаждения двигателя (устройство может запуститься без ключа в замке зажигания).
- При зарядке не рекомендуется подключать приборы, потребляющие электроэнергию, или поворачивать ключ в замке зажигания.
- Процесс зарядки свинцово-кислотного аккумулятора сопровождается выделением газов, образующих взрывоопасную смесь. Батареи с загущенным электролитом отличаются пониженным газообразованием. Но при зарядке необходимо обеспечить вентиляцию моторного отсека и помещения, в котором установлен автомобиль. Если в конструкции источника питания предусмотрены вентиляционные пробки, то элементы выкручиваются. Одновременно проверяется уровень электролита в банках.
- При зарядке в зимнее время рекомендуется использовать гараж с отоплением. Подсоединение зарядного блока к батарее с отрицательной температурой увеличивает время восстановления.
Как правильно зарядить АКБ без снятия с машины
На практике многие начинающие водители не знают, как решить внезапно возникшую проблему. На самом же деле все не так сложно, главное, следовать определенной инструкции, не забывая об общих мерах предосторожности.
Фольксваген
В качестве наглядного примера можно привести алгоритм действий для такой популярной марки авто, как Volkswagen. Заключается он в выполнении следующих шагов:
- Прежде всего, необходимо выполнить попарное подключение проводов зарядного устройства к выводам АКБ (плюс к плюсу, минус к минусу).
- При необходимости можно не снимать даже аккумуляторную пробку и в этом случае выделяющиеся в процессе зарядки вещества будут выходить через вентиляционные отверстия в самой пробке.
- При отсутствии роста показателя плотности кислоты в течение двух часов констатируется полный заряд АКБ.
Помимо техники безопасности, обязательным условием для соблюдения является уровень зарядного тока, который на начальном этапе не должен превышать 10% от общей емкости АКБ.
Далее этот показатель должен автоматически идти на спад.
Практически идентичные действия рекомендуется совершать и при зарядке без снятия АКБ на моделях Renault, хотя опытные автомобилисты все же советуют ограничиваться только одной плюсовой клеммой, снимая минусовую. Кроме того, следует следить за тем, чтобы зарядные клеммы не соприкасались с кузовом авто.
Пежо 308
Вот и эта французская малолитражка может запросто заряжаться без снятия батареи, что даже полезнее для самого авто, если учитывать испарение электролита во время зарядки в снятом состоянии. При этом важно соблюдать последовательность подключения, дабы избежать выхода из строя предохранителей на используемой зарядке.
Напряжение в этом случае должно составлять 14-16 В при сохранении постоянной силы тока и начальном ее показателе в 25-30 А. По мере заряжения АКБ этот показатель будет постепенно снижаться, и если приходится работать с бустерами, то все эти величины довольно легко проконтролировать.
Форд Куга
Батарея американского кроссовера также заряжается двумя способами: со снятием и без. В этом случае максимальный уровень напряжения не превышает 15,5 В, поскольку все, что выше, уже опасно для автомобиля. Кроме того, есть ряд других условий, обязательных для соблюдения. Среди них:
- Подключение к сети должно осуществлять только после подсоединения зарядки к батарее. Отключение производится в той же последовательности – сначала зарядка от сети, а потом уже от АКБ.
- Недопустимым является запуск двигателя и других силовых агрегатов во время заряда.
- В первую очередь подключается «плюс», а потом «минус». Отключение производится наоборот – сначала «минус», а потом «плюс».
Также не стоит забывать о специальных приспособлениях, позволяющих получать максимально точные сведения об исправности и состоянии АКБ, ведь не исключается, что агрегат просто уже изжил свой срок и нуждается в замене.
Определение степени заряда по плотности электролита
Измерив плотность электролита, можно узнать, насколько процентов заряжен аккумулятор. Ареометр покажет значение 1,28 грамм на кубический сантиметр только в том случае, если зарядка прошла на 100%. Если плотность будет уменьшаться до значения 1,20 г/куб.см., то это будет признаком разреженности батареи на 50%. Когда плотность электролита достигает 1,10 г/куб.см., это значит, что батарея полностью разряжена.
Чтобы убедиться в заряженности всех банок батареи, достаточно увидеть в каждой из них показатель 1,28 г/куб.см. Если везде имеется такое значение, то автомобилист может быть уверенным, что в батареи отсутствуют замыкания и она имеет 100% заряд. О том, что внутри банки произошло замыкание, будет свидетельствовать плотность электролита – ее значение будет ниже на 0,10-0,15 г/куб.см., чем во всех остальных.
Внешний вид ареометра для проверки плотности электролита
Как вы уже догадались, измерить плотность электролита не получится без специального прибора — ареометра. Эти устройства отличаются друг от друга диапазоном плотностей, на которые они рассчитаны. Ареометры для измерения плотности электролита и охлаждающей жидкости свободно продаются в автомагазинах.
Какое время требуется на качественную зарядку
Продолжительность заряда напрямую зависит от состояния и емкости аккумулятора, а также применяемой методики восстановления. Под последней подразумевается применение постоянного, переменного тока и ускоренного алгоритма. В большинстве случаев автолюбители заряжают АКБ в течение 5-15 минут, восполняя ее емкость уже непосредственно во время движения. Но если необходимо полностью восстановить заряд, то на устройство в 50-60 Ач в среднем уходит от 12 до 16 часов.
В большинстве случаев автолюбители заряжают АКБ в течение 5-15 минут
Как зарядить, если нет зарядного устройства
Наиболее простой метод питания компонента – прикурить его от другой машины. После этого нужно перемещаться на авто не менее получаса.
Главным фактором успеха считаются обороты коленвала, варьирующие от 2900 до 3200 оборотов в минуту. На этих параметрах генератор отдает постоянный ток, который реанимирует источник питания.
Важно! Этот метод актуален только в том случае, если АКБ разрядился частично. При глубокой разрядке необходимо все же полностью зарядить батарею.
Возможен ли заряд аккумулятора на морозе
Если деваться некуда, то приходится заряжать АКБ и при критически низких температурах. Успешность результата в этом случае будет напрямую зависеть от расположения батареи, которая обычно находится под капотом, в багажнике или имеет внешнее крепление. И чаще всего автомобилистам приходится идти на всевозможные ухищрения, чтобы как можно быстрее восстановить аккумулятор: обогрев дома возле радиаторов отопления и укрытие автомобиля брезентами и одеялами.
В случае длительного простоя рекомендуется заряжать автомобильный аккумулятор стандартным способом
Как зарядить зарядным устройством и сколько это займет времени?
Чтобы понимать, как зарядить аккумулятор автомобиля зарядным устройством, следует придерживаться нескольких правил.
Батарея является источником постоянного тока. Чтобы не ошибиться при подключении, соблюдайте полярность, используя обозначения «+» и «-», которые указаны на АКБ. Выводы на зарядке имеют такую же маркировку. «+» соединяется с «+», «-» с «-».
Важно! Ошибочное подключение без соблюдения полярности приводит к поломке аккумуляторной батареи. Вместо энергии она будет разряжаться, вплоть до глубокого разряда. Устранить последствия ошибки можно только путем установки нового элемента!
Перед подключением ко внешней зарядке АКБ следует извлечь, очистить от скопившейся пыли и грязи. Подтеки кислоты легко устранить влажной губкой с содой. Используйте несколько столовых ложек соды и стакан воды.
Если речь идет об обслуживаемом АКБ, выкрутите пробки, чтобы выпустить скопившиеся внутри газы.
Техника безопасности во время зарядки АКБ
Залогом успеха абсолютно во всех начинаниях является соблюдение мер безопасности. И зарядка АКБ в этом плане не является исключением из правил, требуя неукоснительного выполнения следующих условий:
- Обязательно нужно протирать клеммы и другие поверхности АКБ сухой ветошью, поскольку они должны быть сухими, а газовые каналы – открытыми.
- При дефиците электролита, его нужно восполнить, долив дистиллят или же применив устройство для автоматической поддержки напряжения, если конструкция АКБ не предусматривает функции долива. Что касается плотности рабочей жидкости, то она должна соответствовать 1,27 г/см3 и 1,25 г/см3.
- Не стоит курить или поджигать возле аккумулятора спички, поскольку это чревато воспламенением.
- Не допускается заряжать АКБ напрямую от розетки, ведь вместо этого необходимо использовать специальное приспособление, причем не самодельное, а фабричное.
- Превышение температуры электролита отметки в 45 градусов является поводом для того, чтобы приостановить процесс заряда, дав время на охлаждение.
- Напряжение РЦ должно колебаться в диапазоне от 12,6 до 12,7 В, притом что мерить его необходимо только спустя несколько часов после полной остановки ДВС.
В случае длительного простоя рекомендуется заряжать автомобильный аккумулятор стандартным способом, используя бустеры (пусковые устройства) только в случае крайней необходимости.
Исходя из этих соображений, перед постановкой автомобиля на длительное хранение настоятельно рекомендуется производить его полную зарядку.
В каких случаях требуется зарядка аккумулятора автомобиля, не снимая с машины, и как она проводится
Написано 10 февраля 2018от generator-prosto. Нет комментариев
Мы привыкли, что для зарядки аккумулятора автомобиля нужно его снять, отнести домой, подключить к зарядному устройству (ЗУ) и заряжать в соответствии с рекомендациями для этого типа АКБ. В принципе, всё правильно, если речь идёт о простых и недорогих автомобилях импортного и отечественного производства. Но сейчас появляется всё больше иномарок, которые имеют множество навороченной электроники. Там и сложные бортовые компьютеры, датчики, мультимедийные и противоугонные системы, всевозможные ассистенты, куча настроек, диагностические сведения и т. п. И обесточивать их противопоказано. Что же делать в такой ситуации?
Можно ли ездить на автомобиле с незакрепленным аккумулятором
После того, как вы разобрались в том, чем выполняется зарядка. Самое время узнать, как правильно зарядить батарею. Для этого понадобится разряженный аккумулятор, необязательно снятый с автомобиля, гараж или любое другое теплое помещение, снабженное зарядным выпрямительным устройством.
Существует два способа, с помощью которых выполняется зарядка. Они подразумевают использование одного и того же выпрямителя, разработанного специально для преобразования напряжения в постоянное, но имеют разное время.
- Первый способ – это зарядка аккумулятора, не снятого с автомобиля. Они используется, когда время ограниченно, но зарядить его все же надо.
- Второй – качественное 80-100% пополнение заряда, выполняется тогда, когда торопиться некуда.
Если вы решили воспользоваться первым способом, то достаточно подогнать авто как можно ближе к розетке. Чаще всего, такое место есть только в гараже. Клеммы снимаются, и подключается выпрямитель. Зарядный ток выставляется на максимальный уровень, после чего устройство подключается к сети.
Также необходимо убедиться, что она действительно разряжена. Ведь нередко, такое явление, как отсутствие реакции стартера подразумевает неисправность последнего, поэтому перед тем, как зарядить батарею, убедиться, что она действительно разряжена. Для этого осмотрите автомобильный аккумулятор сверху и обратите внимание на его индикатор.
Если он красного цвета, то заряд АКБ низкий. Кроме того, есть более точный метод, который подразумевает использование вольтметра. Просто прислоните щупы прибора к клеммам АКБ и определите напряжение по цифрам на экране. Оно должно составлять не менее 12-13 Вольт. Этот метод распространяется на аккумуляторы, где индикатора заряда нет.
Как только вы убедитесь, что он действительно разряжен, проверьте уровень электролита. Если он недостаточен, то его необходимо долить. Делать это самостоятельно при отсутствии нужных навыков крайне не рекомендуется, иначе есть риск вывести батарею из строя навсегда.
Обратите внимание на срок годности аккумулятора. Если он вышел, то заряжать такую батарею бесполезно. Особенно это касается необслуживаемых агрегатов, которые рассчитаны на непродолжительную работу, по сравнению со своими продвинутыми аналогами.Далее, нужно подключить зарядное устройство вначале к аккумулятору, затем к сети 220 вольт.
Обратите внимание на правильность подключения! Провод « » обычно красного цвета, подключается в клемме « » аккумулятора. Провод «-«, обычно черного цвета, подключается к клемме «-» аккумулятора. После зарядки отключение производится в обратном порядке.
может вызвать воспламенение.
В процессе зарядки следует учесть некоторые особенности, пренебрегать которыми не стоит:
- Самая важная величина – это сила тока. Она не должна превышать показатель в 10% от номинальной емкости самого аккумулятора. То есть, если емкость аккумулятора на вашем авто составляет 60 А ч, то значение зарядного тока не должно превышать 6 Ампер. В процессе этот параметр постепенно уменьшается устройством автоматически. Завершением процесса будет свидетельствовать ток равный нулю. Существует и другой метод, когда ток остается неизменным, а напряжение меняется, но он слишком сложен, поэтому будем рассматривать только простейшие способы.
- То же самое касается такой величины, как напряжение. Чтобы правильно подобрать нужное напряжение зарядки, необходимо прибавить к полностью заряженному аккумулятору 10% от этого напряжения. Таким образом, если при правильной и полной зарядке аккумулятора оно составляет 12,7 Вольт, то на клеммах ЗУ оно должно составлять 13,97 Вольт.
- Если вы выполняете быструю зарядку, то сила тока должна составлять от 25 до 30 А. Следует сразу учесть, что такой режим опасен для АКБ и значительно снижает его срок службы. Наиболее правильная зарядка – полная.
- Владельцам гелевых аккумуляторов следует быть особенно осторожными. В процессе зарядки не допускайте повышения напряжения до максимально допустимых отметок в 14,2 Вольт. Данная величина является критической и может навсегда «убить» даже новую батарею.
- В зависимости от емкости аккумулятора вашего автомобиля и мощности зарядного устройство, процесс зарядки может длиться по-разному. В целом эти цифры сходятся в 10-15 часах. Однако это время необходимо только для полностью разряженных батарей. Многие владельцы автомобилей просто подзаряжают батарею, оставляя ее на ночь.
- Важным явлением во время зарядки является выделение водорода, которое сопровождается кипением электролита. В связи с этим, настоятельно не рекомендуется заряжать аккумулятор в жилых помещениях. Лучшим местом для этого принято считать гараж, где стоит автомобиль. Однако этим правилом можно пренебречь, если батарея будет стоять в отдаленной комнате, а другого места для восстановления ее энергии нет.
Ну и последнее, хорошо заряженный автомобильный аккумулятор должен достаточно хорошо раскручивать стартер. Кроме того, после небольших пауз, он должен частично восстанавливать свою энергию для следующей попытки пуска. Теперь вы знаете, как правильно заряжать аккумулятор своего автомобиля.
Возвращаемся к проблеме, озвученной в начале статьи, и прежде чем рассказать о том, как правильно заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством, нужно кое-что проверить.
Например, после длительного простоя машина не заводится. Возможно, дело именно в аккумуляторе – он разрядился, и чтобы убедиться в этом, необходимо залезть под капот и добраться до АКБ, предварительно вооружившись вольтметром.
Будем проверять, насколько он плох. Для примера возьмём наиболее распространённый формат – батарея, напряжением 12,6 Вольта. Именно столько должно быть на клеммах полностью заряженного аккумулятора.
Напряжение 12,00 Вольт говорит о том, что он разрядился наполовину (50%), 11,75 Вольт – 30% заряда, а всё что ниже 10,5 Вольт говорит о полном разряде.
Существует и другой способ проверки, правда, он подходит только для обслуживаемых типов свинцово-кислотных АКБ.
Будем исследовать плотность электролита при помощи специального прибора – ареометра.
Если у вас нет, не беда, приобрести его можно практически в любом магазине автозапчастей. Замер проводить во всех банках батареи, а полученные результаты сверить с табличкой.
Для определения времени и величины тока зарядки необходимо узнать степень заряженности аккумулятора. Из существующих способов измерений автолюбителю доступны следующие:
- по напряжению на выводах аккумулятора без нагрузки;
- по плотности электролита (для аккумуляторов с жидкой кислотой);
- по напряжению на выводах аккумулятора нагрузкой вилкой;
- по напряжению на выводах аккумулятора под нагрузкой электрооборудования автомобиля;
- по встроенному гидрометрическому индикатору.
Точно измерить степень заряда аккумулятора невозможно, так как методики для практического применения не существует. Можно только оценить ее измерив напряжение на выводах аккумулятора или плотность электролита (только у аккумуляторов с жидким электролитом).
ПОДРОБНОСТИ: Полуось что такое. Полуось или приводной вал, что это такое? Устройство, виды и неисправности полуосей и приводных валов
Измерением величины напряжения на выводах без нагрузки
В таблице приведены данные для любых типов кислотных аккумуляторов с номинальным напряжением 6, 12 и 24 В. Данные соответствуют температуре 20-25°С.
Измерять напряжение на выводах аккумулятора рекомендуется в состоянии его покоя, не ранее чем через шесть часов после отключения аккумулятора от схемы автомобиля или зарядного устройства.
Измерением плотности электролита
Если в аккумуляторе жидкий электролит, то есть возможность при наличии ареометра, определить степень его зарядки измерением плотности электролита. Данные в таблице соответствуют температуре 20-25°С. Напряжение на которое рассчитан аккумулятор на плотность электролита не влияет.
Измерять плотность электролита рекомендуется в состоянии покоя АКБ, не ранее чем через час после отключения аккумулятора от схемы автомобиля или зарядного устройства.
С помощью нагрузочной вилкой
Без ожиданий можно проверить степень заряда аккумулятора, измеряв напряжение на его выводах под нагрузкой. Для этого служат нагрузочные вилки, представляющие собой вольтметр с подключенным параллельно его выводам сопротивлением величиной 0,018-0,020 Ом (для аккумулятора емкостью 40-60 А•ч). Вилка подключается к выводам аккумулятора и через 5-7 секунд снимаются показания вольтметра.
На фотографии показана проверка емкости аккумулятора с помощью нагрузочной вилки ВИН-10. Хоть вилка и простейшая, но позволяет с достаточной точностью оценить степень заряда аккумулятора. Вольтметр показал 9,5 В. По данным из ниже приведенной таблицы определяем, что аккумулятор заряжен на 60%.
По напряжению под нагрузкой электрооборудования автомобиля
Если нет нагрузочной вилки и аккумулятор подключен к бортовой сети автомобиля, то можно нагрузить аккумулятор, включив габаритные огни и дальний свет фар. Так как мощность лампочек фар не менее 50 Вт, то ток нагрузки составит не менее 10 А. Измеренное напряжение при достаточно заряженном аккумуляторе должно быть не менее 11,2 В.