Меню

Мойка узлов автомобиля описание

Мойка деталей и узлов. Часть I

После разборки машины перед контролем (дефектацией) детали тщательно промывают (обезжиривают). Очистка и мойка деталей при ремонте имеют большое значение, так как только на чистых деталях могут быть обнаружены все неисправности (износы, трещины, выбоины и др.). Ремонт деталей, покрытых грязью и маслом, недопустим, так как в этом случае нельзя правильно замерить деталь, а кроме того, быстрее выходит из строя инструмент и приспособления, загрязняется рабочее место и снижается производительность труда. Установлено, что ремонт и сборка машин с плохо очищенными деталями значительно снижают их технический ресурс.

Такие сборочные единицы машин, как рамы, колеса, боковые панели и др., если они требуют дополнительной очистки, очищают щетками на месте их разборки.

В ремонтных мастерских для мойки применяют передвижные моечные ванны, перегрузочный мост, моечные барабаны, а также моечные машины. Для мойки небольшого количества деталей в мастерских используют специальные ванны. Такая ванна имеет бак, в который заливают моющий раствор, решетку, а под ней отстойник для грязи. При необходимости частичной или полной замены загрязненного раствора открывают пробку. Ванна снабжена крышкой, которая связана тягами с подножкой. Когда рабочий становится на подножку, крышка ванны при помощи тяг открывается. Ванна установлена на катках, и ее легко можно перевезти на другое место.

Болты, гайки, шпильки, шпонки, масленки и другие мелкие детали лучше всего промываются во вращающихся моечных барабанах. В рабочем положении сетчатый барабан с деталями 1/2-2/3 его диаметра погружен в моечную жидкость. Постоянное перемещение деталей при вращении барабана, периодический выход их из моющей жидкости и последующее погружение обеспечивают хорошую мойку. В качестве моющей жидкости обычно применяют щелочные растворы, подогретые до температуры 80 °С, а иногда дизельное топливо.

Обслуживание: моем узлы и агрегаты

детали

Мыть детали и агрегаты от налипшей на них грязи соляркой, слитой из бака ремонтируемого грузовика, — прошлый век. Как ни крути, а топливо есть нефтепродукт, в который при производстве добавляются определенные химические соединения — присадки, улучшающие или корректирующие его состав в зависимости от требований по чистоте (Евро) и сезону (зима/лето). Поэтому контакт с ним приводит к раздражению кожи, слизистой оболочки глаз, а вдыхание паров наносит вред организму. С этим не поспоришь, как и с тем, что по качеству мытья конечный результат ручного (соляркой и руками рабочего) и машинного (в механической установке с применением специализированной жидкости или концентрата, порошка) методов будет одинаковым.

Разница заключается только в производительности: применение специальных жидкостей и установок — вне конкуренции, а также в отношении к требованиям по охране труда. Что касается сравнения стоимости операций (нормо-часов, которые рабочий потратит на мытье деталей вручную) и цен спецжидкостей, оборудования и его амортизации, то вопрос: «Что выгоднее?» — спорный. Так, подмастерье будет за половину, а то и треть зарплаты мастера мыть детали в тазу щеткой с утра до вечера. Заметим, что ручной труд применяется в основном на мелких мультибрендовых СТО. Совсем по-другому организована мойка деталей в фирменных сервисных центрах: там царствует автоматизация «грязных» процессов.

Простейшая мойка для «чумазых» деталей из половинки бочки

Чтобы мелкие детали не попали в раствор, имеется мелкая сетка

Детали мыть лучше всего с помощью специального пистолета с щеткой

Для очистки деталей в ремонтной зоне имеются, как правило, мойки трех типов. Первая используется для очистки исключительно компонентов систем питания, и в частности, форсунок. Там, где моются форсунки, другим деталям «купаться» строго запрещено, так как прецизионные пары очень чувствительны даже к, казалось бы, мелкому, не видимому глазом абразиву. Именно поэтому в зоне мойки деталей топливной аппаратуры соблюдается особая чистота, а сама установка монтируется не в общем цехе, а на участке ремонта топливной аппаратуры. Для очистки грязных узлов и деталей, в том числе тормозных колодок, перед переклепкой фрикционов используется оборудование, обеспечивающее нагрев моющей жидкости до высоких температур.

Лучшие результаты дает раствор воды с щелочью. Несмотря на то, что современные фрикционные материалы не содержат асбеста, который, являясь канцерогеном, может спровоцировать онкологические заболевания, колодки перед ремонтом моются в обязательном порядке — как от продуктов износа, пыли, так и прочих загрязнений. Заметим, что отработанная жидкость не сливается в канализацию, а проходит очистку и вновь применяется по назначению. Иными словами, в установке реализован принцип замкнутого цикла. Щелочное число жидкости поддерживается путем периодического добавления в раствор соответствующих реагентов. Для мойки деталей двигателя в ручном и автоматическом режимах используется своя, отдельная установка, на которой, в частности, очень удобно и эффективно очищать центрифуги грубой очистки масла. Сначала мастер вручную вынимает из полости фильтра густой налет, а затем оборудование запускается в автоматическом режиме. Рабочая жидкость находится в бочке, которая расположена под мойкой. При достижении определенной степени загрязнения в жидкость добавляется специальный реагент, который реагирует с грязью и осаждает ее на дно бочки. Очищенная фракция вновь готова к применению. При расходовании жидкости периодически ее запасы пополняются свежей.

Автоматическая мойка для агрегатов топливных систем

Форсунки смонтированы на днище установки и специальной рампе

Установка для мойки водой со щелочью крупногабаритных деталей

Мнение

Станислав Булаев, специалист по сервисному оборудованию компании «ЕВРОПАРТ Рус»

— Чаще всего станции технического обслуживания для очистки деталей, узлов или агрегатов машин в автоматических мойках приобретают порошок «Агрессол». Он прост в применении: до получения моющего состава элементарно разводится в воде в обычном металлическом (пластиковом) ведре либо непосредственно в емкости мойки. «Агрессол» продается в мешках расфасовкой по два килограмма. Главное — учитывать пропорции, которые указаны в прилагаемой инструкции. Применять данный препарат на станциях технического обслуживания, имеющих большие объемы работ, — удовольствие не из дешевых, так как стоимость двухкилограммового мешка составляет около 2000 рублей. На месяц непрерывной работы мойки при 100% загрузке участка (мойка работает 8 часов в день) необходимо примерно 10 мешков. Итого — 20 000 рублей.

Альтернативой порошку является жидкий моющий концентрат «Дарус M», который разбавляется водой в пропорции 1:10 или 1:15, в зависимости от характера загрязнения. Чем грязнее деталь, тем выше концентрация моющего средства. Как показывает практика, на одну машину при ее ремонте уходит порядка 10 литров концентрата. Заправка моющим составом установки не одноразовая — разведенная жидкость может использоваться довольно продолжительное время, так как в оборудовании, где используются данные составы, как правило, имеется специальный фильтр, способный не только задерживать взвешенную грязь, но и отделять из моющей жидкости масло. Стоимость концентрата «Дарус M» в упаковке 20 литров составляет 2800 рублей.

На рынке можно встретить также и моющие жидкости, содержащие особые бактерии, которые разлагают грязь. Данные составы после использования по инструкции (!) допускается сливать в канализацию. Однако все, что относится к данному типу моющих средств, не получило широкого распространения, так как их применение запрещено на законодательном уровне. Следовательно, продажа средств также незаконна. Все вышесказанное относилось к автоматическим мойкам.

Для ручной очистки деталей, в ваннах, предлагается моющее средство в виде чистящей жидкости RM PC-BIO, которую после применения можно сливать в канализацию. Также предлагаются и готовые к употреблению составы, фасованные в бочки. Для их использования необходимо всего лишь опустить в горловину заборный шланг помпы, которая будет подавать состав на щетку. Замечу, что в современных мойках не рекомендуется использовать такие жидкости, как керосин, бензин, солярка, так как они оказывают негативное воздействие на сальники и резиновые уплотнения оборудования, которые имеются как в механизме вращения корзины, так и в помпе, перекачивающей моющий раствор. Специальные моющие составы такого воздействия на резиновые детали не оказывают.

Что касается выбора оборудования, то если планируется мыть детали, не имеющие сильных загрязнений, то лучшим вариантом будет установка без нагрева рабочей жидкости. В случае работы с сильными загрязнениями, особенно лаковыми, лучший результат дадут установки с нагревом. Самым мощным моющим эффектом обладает оборудование с утеплением моющей камеры. Оно позволяет поднимать температуру жидкости до 90 градусов.

Срок службы любой установки значительно продлят фильтрмаслоотделитель и дополнительный фильтрующий элемент. Полезной опцией, за которую стоит заплатить, является функция дополнительного ополаскивания деталей чистой водой. Наибольшим спросом пользуются два типа моек: Magido итальянского производства, стоимостью от 1000 евро и также итальянские Ecodora. В продуктовой линейке последней наиболее интересной является модель OE70365, предназначенная для мойки поршневой группы, ступиц, подшипников. Ее стоимость составляет 600 евро.

Мойка агрегатов автомобиля

Снятые агрегаты (кузов и раму) направляют в моечное отделение для обезжиривания горячим моечным раствором, а затем подают в агрегатно-разборочные отделения для дальнейшей разборки их на детали. Подача снятых агрегатов в моечное отделение к постам разборки осуществляется с помощью однорельсового подвесного пути (монорельса) с электрической талью (тельфер), крана-балки, мостового крана, электрокар или ручных тележек.

Читайте также:  Диагональные шины для легковых автомобилей

В качестве моющих жидкостей на авторемонтных предприятиях применяют водные растворы каустика, кальцинированной соды, синтетические моющие средства (СМС) и растворяющие эмульсионные жидкости. Применение CMC является наиболее перспективным, так как они более экономичны, а их моющие качества превосходят в 3—4 раза раствор каустической соды. Агрегаты, узлы и детали, вымытые в этих растворах, не требуют последующего ополаскивания водой. Для струйной мойки рекомендуются моющие средства: МЛ-51, лабомид-101 и МС-8, а для очистки погружением — МЛ-52, лабомид-203 и МС-8. Чтобы устранить распространение вредных испарений, образующихся при очистке деталей методом погружения, ванны должны быть оборудованы герметически закрывающимися крышками.

Очистку деталей от нагара и накипи производят косточковой крошкой или металлическим песком в установках пескоструйного типа под давлением 3—6 кгс/см2. Мелкие детали, как правило, очищают во вращающихся барабанах с жидким наполнителем (керосин, дизельное топливо, лабомид-203 или МС-8). Барабан загружают на 75% его объема и вращают с частотой 16—18 об/мин. Детали от технологических загрязнений рекомендуется очищать в машинах струйного типа под давлением 4—6 кгс/см2.

Предупреждение. Приступая к работе со щелочными растворами, мойщик обязан на кожу рук нанести защитную пасту ХИОТ-6 или АБ-1, а при применении керосина, дизельного топлива или других нефтепродуктов — пасту ПМ-1. Пасту наносят на кожу, растирают до получения равномерного тонкого слоя. Запрещается применять раствор каустической соды для мойки деталей концентрацией более 1%, а при выварочных работах — более 12%,

Проектирование технологического процесса мойки узлов и агрегатов автомобиля

Основы технологии разборочно-моечных процессов при ремонте автомобилей. Требования к качеству выполняемых работ. Организация технического обслуживания, диагностирования и текущей починки машин. Оборудование и материалы для мойки агрегатов автомашин.

Рубрика Транспорт
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 14.05.2015
Размер файла 289,8 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ РАЗБОРОЧНО-МОЕЧНЫХ ПРОЦЕССОВ ПРИ РЕМОНТЕ АВТОМОБИЛЕЙ

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ МОЕЧНЫХ РАБОТ

3. ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ВЫПОЛНЯЕМЫХ РАБОТ

4. ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ МОЙКИ АГРЕГАТОВ АВТОМОБИЛЕЙ

5. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МОЙКИ ДВИГАТЕЛЯ АВТОМОБИЛЯ ВАЗ-2109

6. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ МОЕЧНЫХ РАБОТ

7. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Задача автомобильного транспорта заключается в удовлетворении всех потребностей в перевозках в определенные сроки и в конкретном объеме. Для решения ее требуются транспортные средства соответствующего типа и определенная производственная база, которая обеспечит их хранение, ремонт и техническое обслуживание.

Курсовое проектирование является важным этапом и имеет следующие задачи и цели:

— совершенствование, закрепление и пополнение навыков и знаний, полученных в ходе обучения, по технологии технического обслуживания и ремонта автомобилей, организации производства, технологии техобслуживания и ремонта автотранспорта;

— укрепление знаний по научной организации труда и проектированию технологических процесса мойки агрегатов автомобилей;

— изучение самых передовых методов производства и приобретение знаний по организации технического обслуживания, диагностирования и текущего ремонта автомобилей;

— анализ и подбор материалов и оборудования технологического характера, необходимые для выполнения задачи курсовой работы;

— развитие способностей анализировать и соответствующим образом логически обосновать принимаемые конструкторские и инженерные решения.

Целью курсового проекта является проектирование технологического процесса мойки узлов и агрегатов автомобиля.

1. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ РАЗБОРОЧНО-МОЕЧНЫХ ПРОЦЕССОВ ПРИ РЕМОНТЕ АВТОМОБИЛЕЙ

Разборочно-моечные процессы в авторемонтном производстве играют большую роль в обеспечении высокого качества и экономической эффективности ремонта автомобилей. Разборка автомобилей и последующая очистка и мойка деталей от всевозможных загрязнений являются своеобразной заготовкой деталей в авторемонтном производстве для сборочного и восстановительного процессов.

Мойка деталей при ремонте автомобиля и ремонте двигателя является весьма ответственной операцией, во многом определяющей качество последующих этапов работы и всего ремонта в целом. Необходимость мойки деталей после разборки диктуется, в первую очередь, требованием их чистоты при дефектации — грязь делает невозможными точные измерения уменьшает качество ремонта автомобилей, и часто скрывает дефекты деталей, легко обнаруживаемые после мойки.

Поэтому от качества разборочно-моечных работ зависит сохранность деталей и доля их годности для повторного использования и восстановления. В большой мере доля годных деталей и восстанавливаемых зависит от чистоты деталей.

За счет совершенствования разборочно-моечных работ доля повторного использования подшипников может быть увеличена на 15…20%, кронштейнов на 5…45%, крепежных изделий на 25…45%.

Все это влияет на качество капитального ремонта, на уменьшение расхода запасных частей и на снижение себестоимости.

В процессе эксплуатации автомобилей агрегаты, узлы и детали подвергаются различным загрязнениям, отрицательно влияющим на долговечность деталей.

Наружные поверхности автомобиля и агрегатов покрываются пылью, дорожной грязью, коррозией, а при небрежной заправке или утечке — маслами и топливом. Пыль воздуха, проникая на рабочие поверхности сопряженных деталей и смешиваясь с маслом, повышает интенсивность изнашивания деталей.

Ухудшение работы двигателей происходит из-за различных углеродистых отложений на деталях двигателя в процессе его работы. Этими отложениями являются: нагар, лаковые отложения и осадки.

Нагар — твердые углеродистые вещества, откладывающиеся на стенках камеры сгорания, на днище поршня, на выпускных клапанах, выпускных коллекторах, свечах. Обладая низкой теплопроводностью, нагар вызывает перегрев двигателя, снижение его мощности, повышенный износ деталей из-за абразивного действия своих частиц.

Лаковые отложения — углеродистые вещества, напоминающие по виду лаковые покрытия, откладываются в виде тонкого слоя на поршне в зоне расположения колец, на юбке поршня и шатунах. Лаковые отложения являются одной из причин пригорания поршневых колец.

Осадки — мазеобразные сгустки, часто называемые смолистыми отложениями, состоящие из продуктов физико-химического изменения топлива и масла, а также механических примесей продуктов износа и пыли.

Осадки откладываются на стенках картера двигателя, фильтрах, маслопроводах, масляных баках и др. Вредное действие осадков проявляется в загрязнении свежего масла, заливаемого в картер двигателя, засорении маслопроводов и других.

Накипь — твердые отложения, образующиеся на внутренних стенках рубашки блока и патрубках радиатора в результате использования воды для охлаждения двигателя с малорастворимыми в воде солями магния и кальция и механических примесей.

Накипь приводит к перегреву двигателя.

Загрязнения других узлов и деталей автомобиля представляют собой масляные осадки, откладывающиеся на поверхностях деталей.

К числу загрязнений, подлежащих удалению, относится и старая краска, а также различные технологические загрязнения деталей в процессе их восстановления и хранения.

Наружная мойка автомобилей и агрегатов производится в специальной камере или ручным способом с помощью струи воды высокого давления, подаваемой от насоса моечной машины через шланг к пистолету. Кроме струйного метода подачи жидкости на ремонтных заводах применяют установки для мойки, работающие на принципе погружения в ванны с моющими растворами. В раствор включают различные синтетические поверхностно-активные вещества типа ДС-РАС, ОП-7, сульфанол, комплексные моющие средства МЛ-51, МЛ-52, тракторин, деталин, триалон и др.

Разборка автомобиля на агрегаты и агрегатов на узлы и детали может производиться двумя способами — тупиковым и поточным. Тупиковый способ при меняют только при частичной разборке автомобиля или с небольшой программой ремонтных работ на предприятиях. При этом способе автомобиль разбирают на одном рабочем месте от начала до конца.

Поточный способ разборки применяют на предприятиях с большой производственной программой ремонта автомобилей одной марки. Разборка автомобиля при поточном способе осуществляется постепенно на нескольких рабочих постах разборочной линии.

Технология разборки оформляется в специальной карте и разбивается на ряд самостоятельных операций, что позволяет рационально организовать рабочие посты со специализированным оборудованием, приспособлениями и инструментами. Это улучшает качество разборочных работ и повышает производительность труда.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ МОЕЧНЫХ РАБОТ

В основу технологии разборочно-моечных участков принята трехстадийная очистка от грязи и масла автомобилей и агрегатов, поступающих на разборку:

— предварительная мойка подразобранного автомобиля и товарных агрегатов, спуск масла и выпаривание его из картеров двигателей, коробок передач и задних мостов;

— вторичная мойка агрегатов после подразборки;

— окончательная мойка после разборки агрегатов и узлов автомобиля на детали.

Предварительная мойка подразобранных автомобилей и подразобранных агрегатов, а также спуск масла с пропариванием картеров значительно улучшают условия разборки.

Существует следующая последовательность разборочно-моечных операций по этому технологическому процессу:

а) подразборка автомобилей перед первой стадией мойки; при этом предусматривается:

1) для легковых автомобилей — снятие обивки кузова, электрооборудования и проводки, крышки багажника, боковых дверей, топливного бака и глушителя;

2) для грузовых автомобилей — снятие платформы, кабины, оперения и электрооборудования.

Читайте также:  Как нужно правильно заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством

Подразборку автомобилей выполняют на конвейерной линии разборки автомобилей.

б) Наружная мойка автомобилей и агрегатов, спуск отработавшего масла и выпаривание картеров.

Работа выполняется в полуавтоматической моечной установке однопроцентным раствором каустической соды под давлением 4…5кг/смІ и при температуре раствора 70…80єС.

Автомобили подаются в моечную установку и выводятся из нее напольным конвейером.

Агрегаты подаются в моечную установку или тележками напольного кольцевого конвейера или подвесным транспортером.

в) подразборка агрегатов перед второй стадией мойки; при этом предусматривается:

1) по двигателям — снятие головки цилиндров, поддона картера, боковой крышки распределительного механизма и крышки распределительных шестерен;

2) по коробкам передач — снятие верхней и боковой крышек;

3) по задним мостам — снятие редуктора, полуосей и тормозных барабанов в сборе со ступицами;

4) по передним мостам — снятие тормозных барабанов в сборе со ступицами;

5) по рулевому управлению — снятие боковой и нижней крышек механизмов.

Работа выполняется, как правило, на многоместных поворотных стендах, агрегаты подаются на стенды для подразборки и к транспортерам моечных машин кран-балками и поворотными кранами-укосинами.

г) мойка подразобранных агрегатов (двигателей, коробок передач, передних и задних мостов, механизмов рулевых управлений), а также узлов и деталей после подразборки.

Для этой цели используются полуавтоматические моечные двухкамерные установки непрерывного действия. Мойка производится 5-процентным раствором каустической соды под давлением 4…5 кг/смІ и при температуре раствора 75…80єС.

Подача подразобранных агрегатов, узлов и деталей в моечную установку и подача их после мойки на рабочие места для разборки осуществляется напольным тележечным или подвесным транспортером.

Подвешивание и снятие подразобранных агрегатов с подвесного транспортера осуществляется кран-балками, тельферами на монорельсе и кранами укосинами.

д) разборка агрегатов и узлов на детали.

В зависимости от программы ремонта разборка агрегатов и узлов на детали выполняется на конвейерах, механизированных эстакадах, многоместных поворотных стендах или стендах, оборудованных различными приспособлениями.

е) мойка деталей после разборки агрегатов и узлов (третья стадия мойки).

При поступлении автомобилей в ремонт предусматривается многостадийная мойка и очистка деталей, узлов и агрегатов перед разборочными и сборочными работами, контролем и сортировкой.

Очистку агрегатов, узлов и деталей выполняют различными способами: вываркой, струйной, вибрационной, механической, ультразвуковой, химико-термической, электрохимической очисткой.

Выварку производят в ваннах при температуре 80…90єС. К преимуществам этого способа следует отнести: простоту установки; возможность применения сильнодействующих моющих средств, способных удалить такие прочные загрязнения, как смолистые отложения, нагар, накипь и коррозию; надежность и относительно высокое качество очистки; возможность повышения производительности вследствие движения моющей жидкости и деталей.

При струйной мойке, кроме физико-химического действия моющей жидкости, на загрязнение оказывает влияние удар струи раствора, выходящего из сопел под давлением 4…6 кг/смІ. Применяют одно-, двух- и трехкамерные моечные машины. Двух- и трехкамерные машины обычно бывают конвейерными. Агрегаты и детали в моечные камеры подаются ленточными, пластинчатыми, прутковыми или подвесными конвейерами. В первой камере двухкамерной машины производится мойка раствором, а во второй — ополаскивание горячей водой. Предусмотрена также очистка масляных каналов в блоках цилиндров и в коленчатых валах.

Мойка вибрационным способом чаще всего ведется в закрытых машинах, позволяющих работать с токсичными моющими растворами. Вибрация усиливает механическое воздействие на очищаемые поверхности.

Механический способ очистки применяют для удаления нагара, накипи, ржавчины и т.п. Большей частью очистку производят косточковой крошкой или металлическим порошком.

Очистка ультразвуковым способом заключается в том, что при помощи ультразвуковых колебаний возникают гидравлические удары, которые разрушают масляные загрязнения.

Очистка химико-термическим способом заключается в обработке деталей в расплаве солей и щелочей.

Очистка электрохимическим способом ведется в гальванических ваннах. Электролитом служат щелочные растворы. Кроме обычного действия электролита, пузырьки выделяющегося газа (водорода) разрушают и удаляют загрязнения.

Мойку узлов и деталей автомобилей перед ремонтом производят при помощи щелочных растворов и синтетических моющих средств. Качество мойки зависит от состава моющей композиции, температуры раствора и степени его интенсификации. Способы мойки, состав моющих растворов и применяемое оборудование выбирают в зависимости от вида загрязнений, материала и габаритов узлов и деталей. Эффективность моющего действия применяемых растворов зависит от комплекса их свойств — смачивания, эмульгирования, пептизации и других.

Пептизация — процесс перехода нерастворимого вещества в состояние коллоидного раствора при содействии особых веществ — пептизаторов. Большую роль в проявлении моющего действия растворов играют поверхностно-активные вещества (ПАВ), входящие в состав моющих средств.

Широкое распространение в авторемонтном производстве получили щелочные растворы, среди которых наиболее распространенным является раствор каустической соды

Масла минерального происхождения в отличие от жиров орга-нического происхождения (растительных и животных) под действием щелочей не разлагаются и не растворяются в воде, т.е. являются неомыляемыми.

Минеральные масла со щелочами образуют эмульсии (мелкодисперсные растворы).

Для улучшения смачиваемости и повышения эмульгирующей и диспергирующей способностей щелочных растворов в них вводят добавки ПАВ (мыло, ОП-10 и другие).

Поверхностно-активные вещества адсорбируются на поверхности раздела жидкость — газ, жидкость — жидкость, жидкость — твердое тело, уменьшают поверхностные натяжения раствора и облегчают его адсорбацию на поверхности металла. Это значительно ослабляет силу сцепления масляной пленки с деталью. При нагреве раствора натяжение на поверхности масляного загрязнения уменьшается и поверхность масляной пленки увеличивается, происходит разрыв масляной пленки и образование мелких капелек масла. Из-за меньшего удельного веса или механического воздействия, капельки отрываются от металла, всплывают на поверхность раствора и находятся во взвешенном состоянии, т.е. остаются в виде эмульсии. ПАВ адсорбируются на поверхности капель масла, обволакивают их и тем самым препятствуют обратному процессу, т.е. слиянию капель.

Всплывшие на поверхность загрязнения капли масла легко смываются с поверхности деталей давлением струи раствора.

В авторемонтном производстве применяется большое число различных рецептур моющих растворов и режимов мойки. Компонентами моющих растворов могут быть:

— каустическая сода — едкий натр ;

— силикаты натрия — соли кремниевой кислоты ;

— хромпик — калиевая соль хромовой кислоты .

Силикаты натрия и хромпик вводятся в раствор для предупреждения коррозии металла, особенно алюминия.

Водные растворы каустической соды в концентрации 50…100 г/л и более применяются для выварки в стационарных ваннах чугунных и стальных деталей с целью удаления смолистых отложений, для выварки рам, удаления старой краски с кабин грузовых автомобилей.

Водные растворы кальцинированной соды в количестве 25…30 г/л, тринатрийфосфата 25…30 г/л и жидкого стекла 10…15 г/л применяются для обезжиривания алюминиевых деталей. Температура растворов 80…90єС.

Моющие препараты МЛ-51, МЛ-52 — смесь ПАВ с электролитами — натриевыми солями кремниевой и фосфорной кислот.

Новые моющие средства — смесь синтетических ПАВ с неорганическими солями. Лабомид-101, лабомид-102, лабомид-203. Эти препараты позволяют вести очистку деталей из черных и цветных металлов, включая алюминий.

Способы очистки деталей от нагара, накипи, коррозии и других загрязнений

Все применяемые способы можно разделить на механические и физико-химические. К числу механических относятся способы удаления нагара механизированным или ручным инструментом, обдувкой, косточковой крошкой или металлической колотой дробью, а также водоструйный способ мойки наружных поверхностей автомобилей и агрегатов при помощи моечных установок, снабженных брандспойтами пистолетного типа, позволяющими регулировать форму струи и количество воды.

Удаление нагара и следов коррозии производят металлическими щетками с приводом от электродрели, а также скребками.

Более совершенным является пневматический способ с использованием косточковой крошки, которая готовится из скорлупы фруктовых косточек. Скорлупу после просушивания размалывают на вальцах и сортируют по размерам путем отсева на ситах. Детали с нагаром подвергают обдувке косточковой крошкой под давлением сжатого воздуха в специальной установке. Благодаря небольшой твердости крошка при ударе деформируется и на поверхности детали не возникает каких-либо рисок и царапин.

Для удаления нагара и следов коррозии обдувкой металлической дробью используется колотая чугунная или стальная дробь (величина частиц 0,5…0,9 мм). Этот способ также применяется для удаления старой краски и подготовки деталей к металлизации.

Недостаток механических способов очистки — невозможность удаления загрязнения с внутренних поверхностей деталей.

К физико-химическим способам относятся: мойка погружением ремонтируемых объектов в ванны, струйная мойка и химико-термическая очистка. Мойка в ваннах и струйная мойка в моечных машинах производится при помощи моющих жидкостей (растворов), причем при последнем способе физико-химическое действие моющей жидкости усиливает удар струи. Качество мойки зависит от состава и температуры моющих жидкостей, при ванном способе еще и от интенсификации процесса путем вибрации или от возбуждения растворов затопленными струями или пропусканием электротока.

Под затопленными струями понимаются струи в виде моющих турбулентных потоков, возбуждаемых в жидкости при помощи лопаточных мешалок или гребных винтов моечных установок.

При вибрационном способе мойки моющее действие раствора усиливается благодаря механическому воздействию на очищаемые поверхности колебательного движения деталей.

Читайте также:  Охлаждающие жидкости для автомобилей лада ларгус

Ультразвуковая очистка деталей заключается в механическом воздействии на загрязненную поверхность деталей кавитационных полостей (пузырьков), образующихся в жидкости под действием ультразвукового поля (ультразвуком называются упругие колебания с частотами выше 20.000 Гц).

При захлопывании кавитационных пузырьков возникают ударные волны, под действием которых жировые пленки, покрывающие поверхность деталей, разрушаются. Разрушению жировых пленок способствуют интенсивные колебания не захлопывающихся пузырьков, проникающих между жировой пленкой и поверхностью детали через щели и разрывы пленки. Кавитационные взрывы, происходящие непосредственно у поверхности детали создают большое и мгновенное гидростатическое давление, благодаря которому частицы жира или накипи отрываются от металла и удаляются непрерывным потоком жидкости, создаваемым ультразвуковыми колебаниями. Удалению жировых частиц способствует смачивающее действие жидкости, которое увеличивается благодаря снижению поверхностного натяжения на границе поверхности детали — жировая пленка.

Скорость и качество звуковой очистки зависят от химической активности моющей жидкости.

При удалении грязи дополнительно очистка осуществляется за счет химического взаимодействия растворителя и грязи.

Установки для ультразвуковой очистки детали состоят из ультразвукового генератора типа УЗГ-6, УЗГ-10У, магнитострикционного преобразователя электрических колебаний в упругие механические волны и ванны с раствором для очистки.

В качестве преобразователей применяются магнитострикционные и пьезоэлектрические излучатели (20…40 кГц).

Ультразвуковую очистку целесообразно применять для деталей карбюраторов, топливных насосов, топливной аппаратуры, электрооборудования и , т.е. деталей небольших размеров.

Очистка водяной рубашки блоков и головок цилиндров от накипи производится в специальных камерах, оборудованных рольгангами и центробежным насосом. Блок устанавливается на рольганг и при помощи шланга, присоединенного к боковому фланцу блока, через рубашку прокачивается подогретый до 60…80єС раствор тринатрийфосфата из расчета примерно 3…5 кг на мі воды. После удаления накипи рубашка блока промывается чистой водой.

Для удаления накипи применяется и 8…10% раствор соляной кислоты. Для предохранения деталей от коррозии в качестве ингибитора в раствор добавляют 3…4 г уротропина на 1 л. Раствор нагревается до 50…60єС, продолжительность промывки 50…70 минут. После обработки накипи раствором соляной кислоты необходима промывка водой с добавлением хромпика.

Химико-термическую очистку в расплавах солей и щелочей применяют для удаления нагара, накипи и продуктов коррозии, Очистка стальных деталей производится в ванне с расплавленной каустической содой в течение 5…15 минут при температуре 400…420єС. Затем детали вынимают и после охлаждения на воздухе до 120…150єС промывают струей горячей воды и погружают в керосин с минеральным маслом (1…2%) для предотвращения коррозии.

Третьей стадией очистки и мойки деталей является мойка их перед сборкой для удаления загрязнений в процессе хранения и восстановления. Это особенно необходимо для таких деталей, как блоки цилиндров, коленчатые валы, подшипники качения и др. Мойка производится синтетическими моющими средствами или горячей водой. Мойка ведется в специальных моющих машинах.

Очистка поверхности от старой краски может быть произведена различными способами:

— химическим — при помощи различных смывок;

— механическим — ручная чистка при помощи скребков, карцевальных щеток, шлифовальных камней и дробеструйной обдувкой;

— горячим — паяльной лампой или веерной горелкой.

Рис.1 Организация моечно-очистных работ при капремонте автомобилей

3. ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ВЫПОЛНЯЕМЫХ РАБОТ

Качество моечно-очистных работ оценивается степенью удаления всех загрязнений. Контроль осуществляется визуально (осмотром), протиранием бумагой или салфетками, проверкой на смачивание, освещением ультрафиолетовыми лучами, взвешиванием и т.п.

Качество моечно-очистных работ в большой мере определяет надежность отремонтированных автомобилей, агрегатов, их узлов и деталей. Так, например, не удалённая из водяной рубашки двигателя накипь нарушает тепловой режим его работы; к таким же последствиям может привести оставшийся на деталях нагар. Неочищенные, плохо вымытые наружные и внутренние поверхности деталей затрудняют их качественные контроль и восстановление, а также могут явиться одной из причин интенсивного изнашивания, особенно в первый период эксплуатации автомобиля после капитального ремонта. Кроме этого, при некачественной мойке невозможно обеспечить высокую точность сборки агрегатов и автомобилей, существенно повысить производительность труда, поднять общую культуру ремонтного производства. Поэтому в ремонтном производстве большое внимание уделяется вопросам очистки и мойки деталей, агрегатов и автомобилей, непрерывно совершенствуются применяемые способы, направленные на повышение производительности труда, механизацию и автоматизацию процессов, улучшение качества работ.

Одним из основных требований, выполнение которого способствует повышению качества отремонтированных автомобилей, является многостадийность моечно-очистного процесса, включающего в общем виде следующие работы: моечный ремонт диагностирование агрегат

— предварительную наружную очистку автомобилей;

— слив масел из агрегатов и систем;

— мойку подразобранных автомобилей струйную либо погружением с выпариванием или промывкой картеров агрегатов;

— мойку подразобранных агрегатов — струйную или погружением;

— мойку деталей — струйную или погружением (мойка нормалей и мелких деталей должна производиться погружением);

4. ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ МОЙКИ АГРЕГАТОВ АВТОМОБИЛЕЙ

Мойку агрегатов и деталей автомобилей производят при помощи различных моечных машин. Очистку их от грязи, масла, нагара выполняют химическим и механическим способами.

Машина конвейерная для мойки деталей автомобиля, модель 114

Машина предназначена для мойки деталей автомобилей щелочным раствором или водным раствором органических полупродуктов ОП и ксилиталей.

Рис. 2 Моечная машина, модель 114

Моечная машина (рис. 2) состоит из следующих основных узлов: камеры 19; каркаса 23, который имеет у входного и выходного проемов тамбуры 22 с фланцами 21 в верхней части для присоединения вентиляционной трубы 20; бака-отстойника 17, состоящего из каркаса 18, маслоулазливающих перегородок и крышки 16; насосной установки питающей гидранты, состоящей из насоса 9 с электродвигателем 7′, установленных на плите 8; откачивающей насосной установки 3, состоящей из насоса 5 и электродвигателя 4; транспортера И, состоящего из приводной станции 26, натяжной станции 12, секций / и 13, примыкающих к камере машины, и ленты 25.

Внутри камеры размещен секционный качающийся гидрант со съемными и поворотными соплами. Электрический привод гидранта установлен на крышке камеры. Под нижним гидрантом размещены три сетчатых фильтра.

К фланцам днищ баков-отстойников присоединены затворы 10 со спускными коллекторами 2. Моющая жидкость подогревается паром при помощи калориферов, установленных в секциях бака. Стенки бака, камеры, крышек бака имеют двойную обшивку с прослойкой термоизоляции. В верхнюю часть всасывающей трубы встроен воздушный клапан 15, соединяющий трубу с атмосферой после выключения насоса. Приемный патрубок 6 насоса соединен с нижней частью камеры, а нагнетающий — с трубой, отводящей грязную жидкость в приемную секцию бака-отстойника. На конце отводящей трубы внутри приемной секции бака установлен глушитель, уменьшающий бурление жидкости в секции.

При аварийном переполнении жидкостью нижней части камеры электродвигатель фекального насоса гидранта автоматически выключается предохранительным поплавковым устройством, установленным около приемного патрубка насоса.

Боковые стороны транспортёра закрыты сетчатым ограждением 24. Щиток управления машиной установлен на боковой стороне камеры.

Температуру моющей жидкости и давление ее в системе гидранта контролируют по’ термометру и манометру 14, установленным на стойке.

Для работы на машине предварительно проверяют уровень воды в баке и при необходимости доливают воду. Затем открывают кран подачи пара и кран слива конденсата, кранами выхода конденсата регулируют температуру воды и скорость ее нагрева. При температуре воды 65—75°С вводят в воду моющий состав в надлежащей пропорции. После полного растворения моющего состава в воде струями из гидранта (при работающем фекальном насосе) выключают насос гидранта, открывают и закрывают воздушный клапан и выключают фекальный насос. Затем включают необходимую скорость перемещения ленты транспортера и при достижении температуры жидкости 75—85°С пускают машину в работу (включают фекальный насос, насос гидранта и транспортер). По окончании мойки открывают кран и обмывают днище ванны; после этого закрывают кран, выключают транспортер и насос гидранта, открывают и закрывают воздушный клапан и выключают фекальный насос.

Моющие средства широко применяют для очистки поверхностей деталей. Моющее действие состоит в удалении жидких и твердых загрязнений с поверхности и переводе их в моющий раствор в виде растворов и дисперсий.

В настоящее время во всех процессах мойки используют синтетические моющие средства (СМС). Основу их составляют поверхностно-активные вещества. Растворы СМС по моющей способности превосходят традиционные растворы едкого натра (NaOH) и различных щелочных смесей. СМС в 3—5 раз -эффективнее растворов едкого натра. CMC выпускаются промышленностью в виде порошков. Они нетоксичны, негорючи, пожаробезопасны и хорошо растворимы в воде. Раствором СМС можно очищать детали из черных, цветных и легких металлов и сплавов. Детали, подлежащие непродолжительному хранению (10—15 дней), после мойки в растворах СМС можно не подвергать дополнительной противокоррозионной обработке. Рабочая массовая концентрация раствора СМС зависит от загрязненности поверхностей деталей и составляет 5 . 20 г/л. Наиболее эффективное действие растворов СМС проявляется при температуре (80±5)° С. В табл. 1 приведен состав СМС для струйных и погружных способов мойки.

Таблица 1 Состав синтетических моющих средств, %

Adblock
detector