Меню

Моторное масло для высокофорсированных бензиновых двигателей

5W-30 это анахронизм? Или масло для форсированных

Кстати, как вы определяете форсированность двигателя? Форсированный двигатель-это 95. 100 л.с. с литра объема, обороты тут ни при чем, хотя косвенно они дают представление о форсировке (9000 об\\мин, 2 литра, 240 сил без наддува-Хонда С2000).

Причина выпуска высоковязких масел 5(10)W-50(60) на сегодня, это:
1.Инерция сознания потребителя (масла 0w-30,5w-30 на рынке относительно недавно)

2.Былые победы в спорте машин на этих маслах до сих пор используются в рекламных целях фирм-производителей (Ликви Моли и Жук).

3.У нас в стране большой парк эксплуатируемых неновых авто (с начала 80-х) и требования мануалов на машину тех естественно не включали новейших синтетик типа 5w-30 или 0w-30. Да и АСЕА (испытания) тогда была в зачатке (год создания -1991):) Конечно, к нам везли (и везут) неновые 15-летние машины, но наиболее мощные на тот момент, где конечно рекомендованы к применению масла типа Castrol RS 10w-60 (BMW,MB,Audi и тп).

4. Опять же , новые гарантийные машины обслуживаются на сервисах, где на сегодня не спрашивают мнения клиента (а ему все равно), а просто льют новейшие масла (например, во все Тойоты- SLX 0w-30, включая маленький Ярис :). Соответственно, человек с подержанной машиной едет в магазин, где видит в продаже «спортивное» масло за недорого 🙂 Чего ему его не купить?

5. Кроме того, у высоковязких масел существуют недостатки, которые на сегодня уже являются весомыми, а именно:

*масло имеет длинные цепочки загустителей, которые в процессе эксплуатации разрываются, масло теряет вязкость. Срок службы масла в двигателе сокращается.
*за счет высокой вязкости масло имеет меньшую скорость циркуляции в двигателях, не расчитаных под такую вязкость, отсюда повышенная t в двигателе > образование высокотемпературного шлама > быстрое окисление> ускоренное срабатывание присадок.
*об увеличенных интервалах смены масла не идет речи, наоборот, загущенные масла меняются чаще. Это ,кстати, объясняет, почему на маслах 5w-50 или 10w-60 отсутствуют современные допуски ОЕМ или ACEA (API)-просто они уже морально и технически устарели (хотя до сих пор некоторые авто питают свои движки исключительно 10w-60: например, БМВ М5 Е39 400л.с. с 5 литров., МВ Брабус,АМГ и тп.-но это 0.1% от всего парка).
* при современном уровне развитии химической промышленности новейшие синтетики 5w-30 имеют более прочную пленку при высокой деформации сдвига, чем их загущенные дедушки 10w-60 🙂 и намного более стойкую структуру, которая практически не меняет своих свойств на протяжении эксплуатации. При всем этом значительно экономиться топливо и чистый воздух (энергосберегающие св-ва и экология)+не теряется мощность двигателя.

Вобщем, еще можно много написать про это, но такие вопросы неоднократно обсуждались в конфе и можно поискать «поиском» ответы.

Если чего не так, старшие товарищи поправят 🙂

PS. Некоторые цитаты из постингов конфы:

>>> Лишь немного коментариев по тексту ниже:

: : Вот вроде все говорят, что тенденция — в сторону уменьшения
: : вязкости. Всякие 5W-30 и даже 5W-20 в ходу. Но ведь постоянно
: : растут интексы вязкости и реально получается, что
: : высокотемпературная вязкость ПОВЫШАЕТСЯ, а не понижается.
:
: ++++++
: скорее остается примерно той же. если ты говоришь про HTHS
>>> значения вязкости при температуре 150 С и высокой скорости сдвига определяющие необходимую защиту подшипников коленвала ныне можно разбить на два условных диапазона:

3,5 мПа*с и более — без ограничений максимальной температуры окружающего воздуха для эксплуатации двигателей старых конструкций и высокофорсированных новых двигателей (SAE xxW-30/40/50 ACEA A2 или А3 (В2 или В3) .
Сюда могут войти и масла xxW-20 (!) ACEA A2 или А3 (В2 или В3) ,

менее 3,5 мПа*с — без ограничений максимальной температуры окружающего воздуха для эксплуатации новейших «топливосберегающих» двигателей (SAE xxW-20, xxw-30, 0w-40, 5w-40, 10w-40, ACEA A1 и/или В1

:
: : Я вообще не пойму такую вещь: Вот есть два масла одного
: : производителя. Одно 5w-30, другое просто 30. При 100 градусах
: : они имеют одинаковую вязкость, но у первого индекс гораздо выше.
: : Что это означает ? Что при 150 градусах первое будет иметь
: : бОльшую вязкость.
:

>>> Это означает, что при 100 С вязкость приблизительно одинакова, при 40 С вязкость SAE 30 значительно больше (больше зависит от изменения температуры), а при 150 С у SAE 30 вязкость более стабильна, по причинам — которые ниже.
: ++++++
: не факт. Обычный индекс вязкости расчитывается из сопостовления вязкостей при 40С и 100С, а что там выше — это уже другой вопрос. Ведь вполне можно сделать масло, у которого индекс вязкости при низких температурах (до 100С) будет большим (для того, чтобы масло при низких температурах не было густым), а при высоких — не таким уж большим (для энергосбережения).
:
: : Тогда вопрос: почему на втором пишут, что
: : оно особенно подходит для жаркого климата и высоких нагрузок,
: : если оно реально менее вязко при высоких температурах ?
:
: ++++
: очень просто. Это второе масло изготовлено без применения полимерных загустителей. Первое же наверняка содержит их в больших количествах. И если даже не учитывать то, что со временем полимерные загустители разрушаются и к концу срока службы (этих самых 3000 миль) масло уже имеет меньшую высокотемпературную вязкость и меньший индекс вязкости, то есть еще одно — временное снижение вязкости при деформации сдвига. То бишь, при больших нагрузках первое масло будет иметь меньшую высокотемпературную вязкость, но после снятия нагрузок вязкость постепенно восстановит свои первоначальные значения. Если учитывать, что при повышении нагрузок как раз было бы не плохо иметь вязкость чуть побольше, а не меньше, то становится ясно, почему первое масло не рекомендуют для высоких нагрузок и жаркого климата.
>>> маленькая поправка: временное снижение вязкости можно наблюдать при относительно небольших деформациях сдвига (без разрыва молекул загустителей). в остальных случаях — процесс потери вязкости необратим.
:
:
: : Конечно, оно более устойчиво во времени, но это ничего не
: : значит при смене масла каждые 3000 миль.
:
:

Читайте также:  Техника безопасности при ремонте стартера автомобиля

:
: : Куда идем, куда катимся ?
:
: ++++++++
: стандарты API, SAE и ACEA описывают требования к высокотемпературной вязкости масел. Так динамическая вязкость при 150С и высокой скорости сдвига должна быть в определенном диапазоне. и на нижней границе его находятся энергосберегающие масла.

Castrol Syntec 5w-50 имеет сертификации API SL и ACEA A3.
OEM допусков на нём тоже несколько налеплено. Аналогично
с Mobil1 15W-50, Chevron 15W-50.

И вопрос: а известны ли науке масла 5W-20 ACEA A3 ?
Я знаю пару масел XW-30 с ACEA A3 и ни одного XW-20.

Машина Isuzu Rodeo S 4×4. По местным меркам, довольно
компактная машина. Это то же самое, что Opel Frontera
в Европе (опель купил лицензию у исузу).

У нас многие продающиеся марки XW-50 имеют официальную
сертификацию ACEA A3, так у них та банке написано. В том числе
и Castrol Syntec.

ГОСТ 17479.1-85 Масла моторные. Классификация и обозначение

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

МАСЛА МОТОРНЫЕ

Классификация и обозначение

Motor oils. Classification and designation

ГОСТ 17479.1-85

Дата введения 01.01.87

1. Настоящий стандарт устанавливает классификацию и обозначение моторных масел, применяемых в автомобилях, тракторах, тепловозах, сельскохозяйственной, дорожной, судовой и другой технике.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

2. Обозначение моторных масел состоит из групп знаков, первая из которых обозначается буквой М (моторное) и не зависит от состава и свойств масла; вторая — цифрами, характеризующими класс кинематической вязкости; третья — прописными буквами и обозначает принадлежность к группе масел по эксплуатационным свойствам.

3. В зависимости от кинематической вязкости моторные масла делят на классы (табл. 1). Для всесезонных классов (обозначение дробью) указывают принадлежность к одному из зимних (числитель дроби) и одному из летних (знаменатель дроби) классов.

При классификации моторных масел в соответствии с международными требованиями следует использовать таблицу приложения 4.

Таблица 1

Класс вязкости Кинематическая вязкость, мм 2 /с (сСт), при температуре
+ 100 °С — 18 °С, не более*
3 3 Не менее 3,8 1250
4 3 » » 4,1 2600
5 3 » » 5,6 6000
6 3 » » 5,6 10400
6 Св. 5,6 до 7,0 включ.
8 » 7,0 » 9,3 »
10 » 9,3 » 11,5 »
12 » 11,5 » 12,5 »
14 » 12,5 » 14,5 »
16 » 14,5 » 16,3 »
20 » 16,3 » 21,9 »
24 » 21,9 » 26,1 »
3 3 /8 » 7,0 » 9,3 » 1250
4 3 /6 » 5,6 » 7,0 » 2600
4 3 /8 » 7,0 » 9,3 » 2600
4 3 /10 » 9,3 » 11,5 » 2600
5 3 /10 » 9,3 » 11,5 » 6000
5 3 /12 » 11,5 » 12,5 » 6000
5 3 /14 » 12,5 » 14,5 » 6000
6 3 /10 » 9,3 » 11,5 » 10400
6 3 /14 » 12,5 » 14,5 » 10400
6 3 /16 » 14,5 » 16,3 » 10400

* Определяется по номограмме до введения в действие стандарта на определение динамической вязкости при температурах ниже 0 °С.

(Измененная редакция, Изм. № 3).

4. В зависимости от области применения моторные масла делят на группы А, Б, В, Г, Д, Е (табл. 2).

Таблица 2

Группа масла по эксплуатационным свойствам Рекомендуемая область применения
А Нефорсированные бензиновые двигатели и дизели
Б Б1 Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников
Б2 Малофорсированные дизели
В В1 Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих окислению масла и образованию всех видов отложений
В2 Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и склонности к образованию высокотемпературных отложений
Г Г1 Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию всех видов отложений, коррозии и ржавлению
Г2 Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений
Д Д1 Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых чем для масел группы Г1
Д2 Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений
Е Е1 Высокофорсированные бензиновые и дизельные двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел групп Д1 и Д2. Отличаются повышенной диспергирующей способностью, лучшими противоизносными свойствами
Е2
Читайте также:  Неподвижная часть мотора 6 букв

Индекс 1 присваивают маслам для бензиновых двигателей, индекс 2 — для дизелей. Универсальные моторные масла, предназначенные для использования как в дизелях, так и в бензиновых двигателях одного уровня форсирования (обозначаемые одинаковой буквой, табл. 2), индекса в обозначении не имеют. Универсальные моторные масла, принадлежащие к разным группам, должны иметь двойное обозначение, в котором первое характеризует качество масла при применении в дизелях, второе — в бензиновых двигателях.

Примеры обозначения моторных масел:

  • М — моторное масло, 8 — класс вязкости ( табл. 1),
  • В1 — масло для среднефорсированных бензиновых двигателей;
  • М — моторное масло, 63/10 — класс вязкости ( табл. 1),
  • В — универсальное масло для среднефорсированных дизельных и бензиновых двигателей;
  • М — моторное масло, 43/8 — класс вязкости ( табл. 1),
  • В2Г1 — масло для использования как в среднефорсированных дизелях (В2), так и в высокофорсированных бензиновых двигателях (Г1);
  • М — моторное масло, 14 — класс вязкости ( табл. 1),
  • Д — масло для высокофорсированных дизелей с наддувом, цл 20 — масло может быть использовано в циркуляционных и лубрикаторных системах смазки и имеет щелочность около 20 мг КОН/г;
  • М — моторное масло, 43/8 — класс вязкости ( табл. 1),
  • Д — масло для высокофорсированных дизелей с наддувом,
  • т — трансмиссионное масло.

(Измененная редакция, Изм. № 2, 3).

4.1. Группу моторных масел устанавливают при разработке новых масел, постановке их на производство и сертификации товарных масел по результатам моторных испытаний, предусмотренных табл. 3.

Таблица 3

Определяемое свойство Группа масла Метод испытания
В в1 в2 Г г1 г2 д2
1. Образование отложений:
при высоких температурах + + + + По ГОСТ 20991
при низких температурах + + + + + + + По ГОСТ 20994
2. Антиокислительные свойства + + + + + + + По ГОСТ 20457 или методу ИКМ-40Р (загущенные масла) или по методике Питтер W-1
3. Коррозионная активность + + + + + + + Метод ИКМ-40К или по методике Питтер W-1
+ + + или по методу Д-245К
4. Моющие свойства + + + + + По ГОСТ 20303
+ + + метод Д-240
+ + + метод Д-245

Примечания:

  1. Проведение испытаний по данному показателю обозначено знаком «+».
  2. Моторные свойства для масел групп Д, Д1, Е, Е1 Е2 не нормируются до завершения работ по установлению их эксплуатационных характеристик (после чего вышеуказанные группы масел будут включены в таблицу).

(Измененная редакция, Изм. № 3).

5. Соответствие обозначений моторных масел по настоящему стандарту принятым в нормативно-технической документации и зарубежным классификациям приведено в приложениях 1 — 3.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Справочное

Соответствие обозначений моторных масел по настоящему стандарту принятым в нормативно-технической документации

Обозначение масла по настоящему стандарту Принятое обозначение масла Нормативно-техническая документация
М-8-В М-8В ГОСТ 10541
М-43/6-В1 М-43/6В1 ГОСТ 10541
М-63/10-В М-6/10В ГОСТ 10541
М-53/10-Г, М-53/10Г1 ГОСТ 10541
М-63/12-Г, М-63/12Г1 ГОСТ 10541
М-20-А МС-20П ТУ 38.101265
М-16-Б2(т) МТ-16П ГОСТ 6360
М-8-А(т) Мт-8П ТУ 38.101277
М-63/10-Б2 МТЗ-10П(М-63/10Б2) ГОСТ 25770
М-14-Б2 М-14Б ТУ 38.101264
М-10-В2 М-10В2 ГОСТ 8581
М-8-В2 М-8В2С ТУ 38.401595
М-10-В2(с) М-10В2С ГОСТ 12337
М-14-В2 М-14В2 ГОСТ 12337
М-14-В2(з) М-14В23 ГОСТ 23497
М-16-В2 М-16ИХП-3(М-16В2) ГОСТ 25770
М-20-В2 М-20В2 ГОСТ 23497
М-20-В2(ф) М-20В2Ф ГОСТ 12337
М-10-Г2(цс) М-10Г2ЦС ГОСТ 12337
М-8-Г2 М-8Г2 ГОСТ 8581
М-10-Г2 М-10Г2 ГОСТ 8581
М-8-Г2(к) М-8Г2к ГОСТ 8581
М-10-Г2(к) М-10Г2к ГОСТ 8581
М-10-Г2(у) М-10Г2У ТУ 38.401-58-21
М-8-Г2(ки) М-8Г2КИ ТУ 38.1011278
М-10-Г2(ки) М-10Г2КИ ТУ 38.1011278
М-14-Г2(цс) М-14Г2ЦС ГОСТ 12337
М-14-Г2 М-14Г2 ГОСТ 12337
М-16-Г2(цс) М-16Г2ЦС ГОСТ 12337
М-20-Г2 М-20Г, ГОСТ 12337
М-10-Д2(м) м-10дм ГОСТ 8581
М-8-Д2(м) М-8ДМ ГОСТ 8581
М-14-Д2(м) М-МДМ ТУ 38.401682
М-10-Д2(цл20) М-10ДЦЛ-20 ГОСТ 12337
М-14-Д2(цл20) М-14ДЦЛ-20 ГОСТ 12337
М-14-Д2(цл30) М-14ДЦЛ-30 ГОСТ 12337
М-16-Д2(р) М-16ДР ГОСТ 12337
М-4/8Г(рк) М-43/8ГРК ТУ 38.401699
М-8-Г2(У) М-8Г2У ТУ 38.401-58-21
М-6/14-Д2(м) М-6/14ДМ ТУ 38.401-938
М-14-Г2(к) М-14Г2К ТУ 38.401-58-98
Читайте также:  Схема для регулировки оборотов для коллекторных двигателей

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Справочное

Ориентировочное соответствие классов вязкости моторных масел настоящего стандарта классификации SAE J 300 JUN 87

Класс вязкости Класс по SAE J 300 JUN 87 Класс вязкости Класс по SAE J 300 JUN 87
33 5W 24 60
43 10W 33/8 5W-20
53 15W 43/6 10W-20
63 20W 43/8 10W-20
6 20 43/10 10W-30
8 20 53/10 15W-30
10 30 53/12 15W-30
12 30 53/14 15W-40
14 40 63/10 20W-30
16 40 63/14 20W-40
20 50 63/16 20W-40

ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2. (Измененная редакция, Изм. № 2, 3).

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Справочное

Ориентировочное соответствие групп моторных масел по эксплуатационным свойствам

Группы масел по настоящему стандарту Классификация API Группы масел по настоящему стандарту Классификация API
А SB г1 SE
Б SC/CA г2 СС
Б1 SC Д CD/SF
Б2 CA д1 SF
В1 SD/CB д2 CD
В2 SD Е CF-4/SG
в2 CB Е1 SG
г SE/CC Е2 CF-4

ПРИЛОЖЕНИЯ 3. (Измененная редакция, Изм. № 3).

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Справочное

Классы SAE по вязкости для моторных масел

Классы SAE по вязкости Вязкость (см. примечание 1), мПа·с, при температуре, °С, макс. Температура прокачиваемости (см. примечание 2), °С, макс. Вязкость (см. примечания 3 и 4), мм2/с, при 100 °С
0W 3250 при-30 -35 Не менее 3,8
5W 3500 » -25 -30 » » 3,8
10W 3500 » -20 -25 » » 4,1
15W 3500 » — 15 -20 » » 5,6
20W 4500 » — 10 -15 » » 5,6
25W 6000 » — 5 -10 » » 9,3
20 Св. 5,6 до 9,3 включ.
30 » 9,3 » 12,5 »
40 » 12,5 » 16,3 »
50 » 16,3 » 21,9 »
60 » 21,9 » 26,1 »

Примечания:

  1. Динамическую вязкость определяют по методу ASTM D 2602 «Метод определения кажущейся вязкости моторных масел в диапазоне от минус 40 °С до 0 °С на имитаторе холодного пуска (CCS).
  2. Для определения предельной температуры прокачиваемости моторных масел SAE 0W, 20W, 25W используют метод ASTM D 3829 или СЕС L-32-T-82.
    Для определения предельной температуры прокачиваемости моторных масел SAE 5W, 10W и 15W используют метод ASTM D 4684.
  3. Кинематическую вязкость определяют в капиллярном вискозиметре по методу ASTM D 445.
  4. Некоторые изготовители двигателей рекомендуют также пределы вязкости, измеренной при температуре 150 °С и скорости сдвига 106 с-1.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. (Введено дополнительно, Изм. № 3).

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. Разработан и внесен Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР

2. Утвержден и введен в действие Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 20.12.85 № 4380

Изменение № 3 принято Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 15 от 28.05.99)

За принятие изменения проголосовали:

Наименование государства Наименование национального органа по стандартизации
Азербайджанская Республика Азгосстандарт
Республика Беларусь Госстандарт Беларуси
Республика Казахстан Госстандарт Республики Казахстан
Киргизская Республика Киргизстандарт
Республика Молдова Молдовастандарт
Российская Федерация Госстандарт России
Республика Таджикистан Таджикгосстандарт
Туркменистан Главная государственная инспекция Туркменистана
Республика Узбекистан Узгосстандарт
Украина Госстандарт Украины

3. Взамен ГОСТ 17479-72

4. Ссылочные нормативно-технические документы

Обозначение НТД, на который дана ссылка Номер пункта, приложения
ГОСТ 6360-83
ГОСТ 8581-78
ГОСТ 10541-78
ГОСТ 12337-84
ГОСТ 20303-74
ГОСТ 20457-75
ГОСТ 20991-75
ГОСТ 20994-75
ГОСТ 23497-79
ГОСТ 25770-83
ТУ 38.101264-72
ТУ 38.101265-88
ТУ 38.101277-85
ТУ 38.1011278-89
ТУ 38.401-58-21-91
ТУ 38.401-58-98-94
ТУ 38.401595-86
ТУ 38.401682-88
ТУ 38.401699-88
ТУ 38.401-938-92
Приложение 1
То же
»
»
04.янв
04.янв
04.янв
04.янв
Приложение 1
То же
»
»
»
»
»
»
»
»
»
»

5. Ограничение срока действия снято Постановлением Госстандарта СССР от 11.12.91 № 1931

6. Издание с Изменениями № 1, 2, 3, утвержденными в декабре 1987 г., декабре 1991 г., августе 1999 г. (ИУС 3-88, 3-92, 11-99)

Adblock
detector