Масла для гибридных автомобилей
Причин появления гибридных автомобилей две:
- Получение дополнительной мощности за счет подключения дополнительного электропривода и достижение максимальной топливной экономии.
- Вторая причина является основной. И вся концепция гибридных автомобилей строится вокруг необходимости получения максимальной топливной эффективности.
Именно поэтому и рекомендованные для «гибридов» моторные масла «заточены» под минимальные потери на трение и прокачку. Первая и главная тенденция — снижение вязкости масла. Чем ниже данный показатель, тем меньше сопротивление масляной пленки на сдвиг, и главное — на прокачку масла по масляной системе.
Густые масла классов вязкости SAE 60, SAE 50 и даже SAE 40 для гибридных автомобилей, как вязкие жидкости, способны отнимать от 5 до 17% (!) энергии топлива на протекание по масляным каналам и фильтрацию. Сейчас главенствующая тенденция в разработке моторного масла для гибридов заключается в снижении его вязкости.
За несколько последних лет появились новые классы таких средств: SAE 16, SAE 12 и даже SAE 8. Вязкость моторного масла вплотную приблизилась к воде! При такой низкой вязкости, разработчики двигателей гибридных автомобилей столкнулись с проблемой снижения защиты двигателей от износа. Инженеры-химики нашли решение этой проблемы в использовании новейших антиизносных присадок, в том числе, на основе органических соединений молибдена и вольфрама.
Масла для гибридных автомобилей от Liqui Moly
Использование присадок новейшего типа для гибридов позволило снизить общий износ двигателя более чем на 30%! Складывается картина идеального масла для гибридных автомобилей: маловязкая синтетическая базовая основа и специальный антифрикционный пакет присадок. Средства такого типа компания Liqui Moly GmbH выпускает с 2010-го года, постоянно расширяя линейку и получая рекомендации к использованию от автопроизводителей. В 2017-ом рекомендации по использованию в гибридных автомобилях получили масла серии Top Tec, Special Tec и Molygen NG. Рекомендованные продукты имеют соответствующую пиктограмму на этикетках.
Компания Liqui Moly GmbH является пионером и экспертом в использовании вольфрамо-молибденовых органических комплексов присадок, предназначенных для защиты двигателя. Сейчас их использование в маслах для гибридов расширяется. Выпущена и отдельная присадка Molygen Motor Protect, с помощью которой можно адаптировать практически любое маловязкое масло к использованию в гибридных автомобилях.
Специалисты Liqui Moly не обошли вниманием и топливную систему бензиновых гибридных автомобилей. Специально с учетом их специфики выпущена очищающая присадка HYBRID ADDITIVE. Средство для гибридов очищает форсунки двигателей с обычным и непосредственным впрыском от смол и отложений, камеры сгорания и клапаны от нагара, полностью совместима с современными системами выхлопа. Таким образом, в ассортименте Liqui Moly есть все основные материалы для беспроблемной эксплуатации гибридного автомобиля практически любого производителя.
Моторное масло для гибридных автомобилей
21.08.2019
Моторные масла для гибридных автомобилей.
Гибридные автомобили в наши дни известны широкому кругу потребителей во всем мире.
Применение данной технологии связано с желанием снизить затраты на топливо и уменьшить выбросы углеводородных газов, то есть гибриды являются «зеленой» технологией.
Но не все осведомлены о том, как работают эти современные двигатели, какие типы альтернативных трансмиссий доступны, и какую роль играет моторное масло.
Передовая технология смазки для всех гибридов
Инженеры компании SHELL регулярно проводят обширные испытания для моторных и трансмиссионных масел в целях дальнейшего прогресса в развитии гибридной технологии
и адаптации своей продукции к новым условиям эксплуатации.
Как известно, первые виды гибридных легковых автомобилей могли на запасе энергии проехать всего лишь 20-30 километров без включения в работу двигателя внутреннего сгорания.
По мере развития гибридной технологии пробег увеличился до 100-150 километров. Но и требования к маслам тоже стали предъявляются более жесткие, чтобы соответствовать новым условиям эксплуатации.
Принцип работы гибридных автомобилей
Перед инженерами компаний автопроизводителей были поставлены задачи по нахождению способности приводить автомобиль в движение не только используя традиционный двигатель, но и при помощи альтернативных источников энергии.
Электрическая энергия чаще всего является дополнительным источником энергии в гибридах.
Увеличивается количество пройденных километров при одновременной полной зарядке батареи и заправке одного бака бензина.
Немаловажным значением является экологический показатель снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
Совершенствование гибридных технологий позволяет приводить автомобиль в движение тремя способами, используя: двигатель внутреннего сгорания, электродвигатель и (или) аккумулятор.
Гибридная технология предполагает использование своего преимущества для повседневных условий вождения.
Для перемещений на небольшие расстояния гибридные легковые автомобили используются городскими жителями, так как скорость движения по городу не более 20 — 40 километров в час.
В таком режиме передвижения гибриды могут работать исключительно от аккумуляторов и электродвигателей.
Рекуперативное торможение выполняет функцию перезарядки аккумуляторной батареи гибридного транспортного средства, фиксируя энергию импульса, возникающую при торможении.
Кроме того, данные гибридные автомобили могут оснащаться системой «Старт стоп» заглушая двигатель при остановке автомобиля.
Общий подход при использовании двух новых технологий помогает сократить энергию, необходимую для движения автомобиля в городском режиме эксплуатации.
С начала появлений гибридных легковых автомобилей в продаже многие покупатели скептически относились к вопросу надежности, условий эксплуатации и сроков службы силовых установок.
Но впоследствии, потребители осознали удобство и практичность новой технологии в ежедневном использовании.
По мере отработки технологических процессов в гибридном автомобилестроении стали изготавливать автобусы преимущественно для городского режима эксплуатации,
где небольшие пробеги и есть возможности быстрой подзарядки.
Дальнейшее развитие и технологический опыт разработчиков привели к появлению полностью электрических транспортных средств.
На примере развития общественного транспорта Москвы видно, что традиционный автобус с дизельным двигателем уступает место электробусам с электрическим силовым агрегатом.
Конечно, нет необходимости использовать моторное масло в электробусах, но всегда будут востребованы смазки и трансмиссионные масла.
Инженеры автопроизводителей также максимально использовали преимущества гибридной конструкции, используя различные конфигурации трансмиссии — последовательно, параллельно и последовательно-параллельно.
При данной схеме работы гибрида двигатель внутреннего сгорания является вспомогательным элементом и предназначен для работы генератора.
Двигатель питает генератор, а последний выдает ток для работы электромотора.
Автомобиль начинает движение исключительно при работающем электромоторе (электродвигателе).
Но и используемый в таких автомобилях аккумулятор должен иметь повышенную емкость и увеличенные пусковые токи.
Аккумуляторные батареи в таких гибридах позволяют снизить до минимума использование ДВС, то есть автомобиль может двигаться на электродвигателе, который питается только от аккумулятора.
Двигатель в автомобиле и электромотор установлены и взаимосвязаны между собой, поэтому появляется возможность использовать их как вместе, так и по отдельности.
Генератор вырабатывает ток при движении автомобиля и аккумуляторам практически не нужна дополнительная подзарядка.
Запаса энергии, вырабатываемой при движении, вполне достаточно для нормальной работы аккумуляторной батареи.
Наиболее распространенная схема в современных легковых автомобилях и применяется в Honda Insight, Honda Civic Hybrid, BMW Active Hybrid 7, Volkswagen Touareg Hybrid.
Параллельно-последовательная (универсальная) схема
Это уже новый вид гибридных силовых установок, который в будущем станет основным к применению всеми ведущими автоконцернами.
Главная роль в универсальной схеме принадлежит планетарному редуктору в автомобиле.
Он связывает между собой двигатель и электромотор.
Вырабатываемая энергия от совместной работы двигателя и электромотора через присоединенный планетарный редуктор передается на ведущие колеса.
Смешанная схема отличается от параллельной наличием генератора, создающего энергию для электродвигателя.
Автомобили Toyota Prius, Lexus RX 450h, Ford Escape Hybrid – — это представители универсальной схемы устройства гибридов.
При использовании в производстве данных автомобилей универсальной схемы построения гибридной установки
легковая машина потребляет меньше топлива и обеспечивает оптимальную эффективность.
В последнее время видно, что наибольшее количество автопроизводителей отдают предпочтение данной универсальной схеме.
Первооткрывателями и разработчиками использования гибридных технологий были производители автомобилей из Японии.
Постепенно, с развитием производства новых видов аккумуляторов и литий-ионных батарей, обеспечивающих больший запас энергии,
в производство гибридных автомобилей, в первую очередь легковых, включились автопроизводители из Европы и Америки.
Поэтому на рынке моторных масел изначально для автомобилей, оснащенных гибридной силовой установкой, появились масла из Японии.
В автомобильных магазинах можно было найти масло 0W-20 марок «Тойота», «Мазда», «Хонда» с пометкой «создано для гибридных автомобилей».
Но, как известно, масла для автопроизводителей изготавливают всемирно известные производители смазочных материалов.
Впоследствии, когда гибридные автомобили стали массово выходить в продажу и набрали популярность, тогда уже и SHELL, TOTAL, ELF, MOBIL начали серийно поставлять на рынок
под своими торговыми марками специальные маловязкие моторные масла с допусками для применения в гибридах.
Вне зависимости от применимой технологии конфигурации гибридных трансмиссий, которые тестируют инженеры SHELL, — можно быть уверенным,
что моторные и трансмиссионные масла SHELL обеспечивают исключительную производительность и защиту для всех компонентов и узлов гибридных автомобилей.
Изнурительный безостановочный тест гибридных автомобилей с пробегами 50 000 – 100 000 километров, имитирующий движение по городу и по шоссе,
показал, что моторное масло SHELL ULTRA SN 0W-20 продемонстрировало отличные характеристики независимо от типа гибридной силовой установки.
А проверка гибридных двигателей после испытаний с пробегом 200 000 километров показала, что масло обеспечивало отличную защиту от отложений, шлама и износа.
Какой бренд лить? Здесь все зависит от ваших материальных возможностей и хорошо бы не лить подделку.
Прочтите статью и рекомендации — это поможет вам понимать отличия разных масел, а понимая суть, вы сможете сохранить здоровье вашему гибриду и не тратить лишних средств
Выбор соответствующих масел крайне важен, поскольку двигатели в основном «умирают» вследствие износа,
возникающего из-за нагара, зимних низкотемпературных отложений, вызванных недостаточной циркуляцией чрезмерно вязкого масла, залёгших колец (маслоголодание), и т.п., а не из-за износа, например, полученного использованием масел с низким содержанием защитного пакета присадок ZDDP (фосфор, цинк). В современные моторные масла внедряются высокоэффективные присадки с небольшим содержанием в масле, например, трёхядерный молибден (молибден триммер) вместо двухядерного. Масла соответствуют новейшим допускам и обеспечивают надёжную защиту двигателей. Популярными так же становятся маловязкие масла xW-20, xW-30. Их лучшая текучесть, особенно на непрогретом двигателе, так же приводит к меньшему количеству отложений.
Применение низкозольных масел способствует поддержанию чистоты двигателя. И при выборе интервала
замены масла желательно руководствоваться правилом: лучше LowSAPS на 5 000 км., чем FullSAPS на 10 000 км. Более частая смена = более «чистое» масло = увеличенный ресурс двигателя.
Ни для кого не секрет, что масло в двигатель автомобиля подбирается в первую очередь не по красивой этикетке и не по совету соседа по гаражу, а в соответствии с допусками, указанными производителями. Для большинства гибридных автомобилей, будь то Honda Insight, Toyota Prius или с более объёмным двигателем Lexus RX450h, это допуски API не ниже SL, ILSAC, ACEA A1 и A5.
API ( American Petroleum Institute ) — это американская система классификации масел. Для бензиновых
двигателей обозначается буквой «S» и дополнительной буквой по алфавиту для каждого нового класса (SL, SM, SN ).
Класс API SL – моторные масла для двигателей машин, выпущенных после 2000 года.
В соответствии с требованиями производителей автомобилей, автомасла этого класса применяются в
многоклапанных, турбированных моторах, работающих на обеднённых смесях топлива, соответствующих современным повышенным требованиям по экологии, а также энергосбережению. Автомасла, соответствующие требованиям API SL могут использоваться в случаях, когда автопроизводителем рекомендуется класс SJ или более ранние.
Класс API SM – утвержден 30 ноября 2004 года.
Моторные масла для современных бензиновых (многоклапанных, турбированных) двигателей. По сравнению с
классом SL моторные масла, соответствующие требованиям API SM должны обладать более высокими показателями защиты от окисления и преждевременного износа деталей двигателя. Кроме того, повышены стандарты относительно свойств масла при низких температурах. Моторные масла этого класса могут быть сертифицированы по классу энергосбережения ILSAC.
Класс API SN – утвержден 01 октября 2010 года.
Основное отличие API SN от предыдущих классификаций API в ограничении содержания фосфора для
совместимости с современными системами нейтрализации выхлопных газов, а также комплексное
энергосбережение. Масла, классифицируемые по API SN, приблизительно соответствуют АСЕА С, с поправкой на высокотемпературную вязкость.
ILSAC (International Lubricant Standartization and Approval Committee) – это международный комитет по
стандартизации и апробации моторных масел. Был создан американской ассоциацией производителей автомобилей (ААМА) и японской ассоциацией производителей автомобилей (JAMA) с целью ужесточения требований, предъявляемых к производителям моторных масел для бензиновых двигателей.
Масла, сертифицированные ILSAC, часто сертифицируются совместно с API.
Отличительные особенности масел по классификации ILSAC:
• энергосбережение и экономия топлива (по испытаниям ASTM, Sequence VIA);
• пониженная вязкость (2,6 — 2,9 мПа·с при температуре 150°С и скорости сдвига 10 6 с -1 );
• малая испаряемость (по испытаниям NOACK или ASTM);
• фильтруемость в условиях низких температур (по испытаниям General Motors);
• стойкость к вспениванию (по испытаниям ASTM I-IV);
• высокая стабильность к сдвигу (L-38 не менее 10 часов);
• защита систем снижения токсичности выхлопных газов (малое содержание фосфора).
На данный момент утверждены 5 категорий ILSAC: ILSAC GF-1, GF-2, GF-3, GF-4, GF-5. В современных маслах класс ниже GF-4 уже не встречается.
ILSAC GF-4. Классификация утверждена 14 января 2004 года. Масла ILSAC GF-4 проходят тесты, схожие с
тестами API SM, кроме того, дополнительно проводятся испытания на топливную экономичность (ASTM D6837).
По сравнению с ILSAC GF-3, новая спецификация обладает следующими улучшениями:
• повышена экономия топлива;
• уменьшена испаряемость масла;
• выше стабильность характеристик масла в течение периода эксплуатации;
• более жёсткие требования к содержанию фосфора не более 0,08% в объёме, который влияет на системы
снижения токсичности выхлопных газов;
• высокое содержание модификатора трения;
• улучшены моющие свойства.
ILSAC GF-5. Классификация утверждена 22 декабря 2009 года. Масла, удовлетворяющие требованиям ILSAC
GF-5, повышают эффективность всех узлов пассажирских автомобилей: от свечи зажигания до выхлопной трубы. Согласно заявлениям Комитета ILSAC, улучшения производительности положительно повлияют на производителей масел, автопроизводителей, автовладельцев и на окружающую среду.
Масла ILSAC GF-5 предназначены для обеспечения высокой защиты поршней и турбокомпрессоров от
высокотемпературных отложений, высокие требования предъявляются к шламообразованию. У данного класса масел так же повышенная совместимость с уплотнительными материалами.
По сравнению с ILSAC GF-4, новая спецификация обладает следующими улучшениями:
- повышена экономия топлива;
- увеличен интервал замены масла;
- выше стабильность характеристик масла в течение периода эксплуатации;
- лучше защита систем снижения токсичности выхлопных газов.
Классификация ACEA — Association des Constructeurs Europeens de L’Automobile (Ассоциация Европейских
Производителей Автомобилей). В объединение ACEA входят следующие компании: BMW, VolksWagen, Daimler-Crysler, MAN, Porshe, Volvo, Renault, SAAB-Scania, Rolls-Royce, Fiat, RVI, Ford-Europe, Rover, Iveco, DAF, GM-Europe.
Последняя редакция классификации моторных масел ACEA принята в 2012 году. Для бензиновых двигателей
обозначается буквой «А» и дополнительно арабской цифрой (А1, А3, А5).
ACEA A1. Масла со стабильной вязкостью, предназначенные для использования с увеличенным интервалом
замены в бензиновых двигателях для легких автомобилей, специально разработанных для использования совместно с обеспечивающими низкое трение маловязкими маслами с высокотемпературной сдвиговой вязкостью 2,6 мПа·с для xW-20 и от 2,9 до 3,5 мПа·с для всех остальных классов вязкости.
ACEA A5. Стойкие к механической деструкции масла, предназначенные для применения с увеличенными
интервалами между сменами масла в бензиновых двигателях с высокой производительностью легких транспортных средств, в которых возможно использование масел, снижающих трение, маловязких при высокой температуре и высокой скорости сдвига (от 2,9 до 3,5 мПа·с).
В каждом классе содержатся требования, предъявляемые к моторным маслам. Ниже приведены основные
требования, которые можно видеть в результатах испытаний моторных масел, и на которые следует ориентироваться:
Фосфор ≥ 800 мг/кг (для масел ILSAC GF-3)
Фосфор ≤ 1000 мг/кг (для масел ILSAC GF-3)
Фосфор ≥ 600 мг/кг
Фосфор ≤ 800 мг/кг (для масел ILSAC GF-4)
Сера SAE 0W и 5W ≤ 0,5% (для масел ILSAC GF-4)
Сера SAE 10W ≤ 0,7%
Фосфор ≥ 600 мг/кг
Фосфор ≤ 800 мг/кг (для масел ILSAC GF-5)
Сера SAE 0W и 5W ≤ 0,5% (для масел ILSAC GF-5)