5W-30 это анахронизм? Или масло для форсированных
Кстати, как вы определяете форсированность двигателя? Форсированный двигатель-это 95. 100 л.с. с литра объема, обороты тут ни при чем, хотя косвенно они дают представление о форсировке (9000 об\\мин, 2 литра, 240 сил без наддува-Хонда С2000).
Причина выпуска высоковязких масел 5(10)W-50(60) на сегодня, это:
1.Инерция сознания потребителя (масла 0w-30,5w-30 на рынке относительно недавно)
2.Былые победы в спорте машин на этих маслах до сих пор используются в рекламных целях фирм-производителей (Ликви Моли и Жук).
3.У нас в стране большой парк эксплуатируемых неновых авто (с начала 80-х) и требования мануалов на машину тех естественно не включали новейших синтетик типа 5w-30 или 0w-30. Да и АСЕА (испытания) тогда была в зачатке (год создания -1991):) Конечно, к нам везли (и везут) неновые 15-летние машины, но наиболее мощные на тот момент, где конечно рекомендованы к применению масла типа Castrol RS 10w-60 (BMW,MB,Audi и тп).
4. Опять же , новые гарантийные машины обслуживаются на сервисах, где на сегодня не спрашивают мнения клиента (а ему все равно), а просто льют новейшие масла (например, во все Тойоты- SLX 0w-30, включая маленький Ярис :). Соответственно, человек с подержанной машиной едет в магазин, где видит в продаже «спортивное» масло за недорого 🙂 Чего ему его не купить?
5. Кроме того, у высоковязких масел существуют недостатки, которые на сегодня уже являются весомыми, а именно:
*масло имеет длинные цепочки загустителей, которые в процессе эксплуатации разрываются, масло теряет вязкость. Срок службы масла в двигателе сокращается.
*за счет высокой вязкости масло имеет меньшую скорость циркуляции в двигателях, не расчитаных под такую вязкость, отсюда повышенная t в двигателе > образование высокотемпературного шлама > быстрое окисление> ускоренное срабатывание присадок.
*об увеличенных интервалах смены масла не идет речи, наоборот, загущенные масла меняются чаще. Это ,кстати, объясняет, почему на маслах 5w-50 или 10w-60 отсутствуют современные допуски ОЕМ или ACEA (API)-просто они уже морально и технически устарели (хотя до сих пор некоторые авто питают свои движки исключительно 10w-60: например, БМВ М5 Е39 400л.с. с 5 литров., МВ Брабус,АМГ и тп.-но это 0.1% от всего парка).
* при современном уровне развитии химической промышленности новейшие синтетики 5w-30 имеют более прочную пленку при высокой деформации сдвига, чем их загущенные дедушки 10w-60 🙂 и намного более стойкую структуру, которая практически не меняет своих свойств на протяжении эксплуатации. При всем этом значительно экономиться топливо и чистый воздух (энергосберегающие св-ва и экология)+не теряется мощность двигателя.
Вобщем, еще можно много написать про это, но такие вопросы неоднократно обсуждались в конфе и можно поискать «поиском» ответы.
Если чего не так, старшие товарищи поправят 🙂
PS. Некоторые цитаты из постингов конфы:
>>> Лишь немного коментариев по тексту ниже:
: : Вот вроде все говорят, что тенденция — в сторону уменьшения
: : вязкости. Всякие 5W-30 и даже 5W-20 в ходу. Но ведь постоянно
: : растут интексы вязкости и реально получается, что
: : высокотемпературная вязкость ПОВЫШАЕТСЯ, а не понижается.
:
: ++++++
: скорее остается примерно той же. если ты говоришь про HTHS
>>> значения вязкости при температуре 150 С и высокой скорости сдвига определяющие необходимую защиту подшипников коленвала ныне можно разбить на два условных диапазона:
3,5 мПа*с и более — без ограничений максимальной температуры окружающего воздуха для эксплуатации двигателей старых конструкций и высокофорсированных новых двигателей (SAE xxW-30/40/50 ACEA A2 или А3 (В2 или В3) .
Сюда могут войти и масла xxW-20 (!) ACEA A2 или А3 (В2 или В3) ,
менее 3,5 мПа*с — без ограничений максимальной температуры окружающего воздуха для эксплуатации новейших «топливосберегающих» двигателей (SAE xxW-20, xxw-30, 0w-40, 5w-40, 10w-40, ACEA A1 и/или В1
:
: : Я вообще не пойму такую вещь: Вот есть два масла одного
: : производителя. Одно 5w-30, другое просто 30. При 100 градусах
: : они имеют одинаковую вязкость, но у первого индекс гораздо выше.
: : Что это означает ? Что при 150 градусах первое будет иметь
: : бОльшую вязкость.
:
>>> Это означает, что при 100 С вязкость приблизительно одинакова, при 40 С вязкость SAE 30 значительно больше (больше зависит от изменения температуры), а при 150 С у SAE 30 вязкость более стабильна, по причинам — которые ниже.
: ++++++
: не факт. Обычный индекс вязкости расчитывается из сопостовления вязкостей при 40С и 100С, а что там выше — это уже другой вопрос. Ведь вполне можно сделать масло, у которого индекс вязкости при низких температурах (до 100С) будет большим (для того, чтобы масло при низких температурах не было густым), а при высоких — не таким уж большим (для энергосбережения).
:
: : Тогда вопрос: почему на втором пишут, что
: : оно особенно подходит для жаркого климата и высоких нагрузок,
: : если оно реально менее вязко при высоких температурах ?
:
: ++++
: очень просто. Это второе масло изготовлено без применения полимерных загустителей. Первое же наверняка содержит их в больших количествах. И если даже не учитывать то, что со временем полимерные загустители разрушаются и к концу срока службы (этих самых 3000 миль) масло уже имеет меньшую высокотемпературную вязкость и меньший индекс вязкости, то есть еще одно — временное снижение вязкости при деформации сдвига. То бишь, при больших нагрузках первое масло будет иметь меньшую высокотемпературную вязкость, но после снятия нагрузок вязкость постепенно восстановит свои первоначальные значения. Если учитывать, что при повышении нагрузок как раз было бы не плохо иметь вязкость чуть побольше, а не меньше, то становится ясно, почему первое масло не рекомендуют для высоких нагрузок и жаркого климата.
>>> маленькая поправка: временное снижение вязкости можно наблюдать при относительно небольших деформациях сдвига (без разрыва молекул загустителей). в остальных случаях — процесс потери вязкости необратим.
:
:
: : Конечно, оно более устойчиво во времени, но это ничего не
: : значит при смене масла каждые 3000 миль.
:
:
:
: : Куда идем, куда катимся ?
:
: ++++++++
: стандарты API, SAE и ACEA описывают требования к высокотемпературной вязкости масел. Так динамическая вязкость при 150С и высокой скорости сдвига должна быть в определенном диапазоне. и на нижней границе его находятся энергосберегающие масла.
Castrol Syntec 5w-50 имеет сертификации API SL и ACEA A3.
OEM допусков на нём тоже несколько налеплено. Аналогично
с Mobil1 15W-50, Chevron 15W-50.
И вопрос: а известны ли науке масла 5W-20 ACEA A3 ?
Я знаю пару масел XW-30 с ACEA A3 и ни одного XW-20.
Машина Isuzu Rodeo S 4×4. По местным меркам, довольно
компактная машина. Это то же самое, что Opel Frontera
в Европе (опель купил лицензию у исузу).
У нас многие продающиеся марки XW-50 имеют официальную
сертификацию ACEA A3, так у них та банке написано. В том числе
и Castrol Syntec.
Выбор масла для дизельного и бензинового двигателя
Срок оптимальной работоспособности двигателя напрямую зависит от качественных показателей смазки. Моторное масло в двигатель предназначено для снижения физического воздействия на трущиеся детали двигателя, чтобы предотвратить систему от пагубного воздействия окружающей и внутренней среды.
Современные движки автомобильного транспорта требуют заливки исключительно легированной смазки, содержащей различные добавки до 15%, которые придают дополнительную защитную функцию маслу и полезные качественные характеристики.
Различают три разновидности масел по природе: полу- или синтетическое, минеральное. Главной особенностью синтетической смазки считается свойство разжижения при низкой температуре окружающей среды, а также фактор загустевания жидкости при повышенном градусе атмосферных воздушных масс.
Рекомендации по выбору масла для двигателя
Классификация моторного масла по составу
Для начала следует определиться с видом масла. Оно бывает трех разновидностей: минеральное, полусинтетическое и синтетическое.
Минеральную смазочную жидкость получают путем перегонки сырок нефти, очистки ее от вредных примесей и улучшения характеристик при помощи введения присадок.
Синтетика может быть произведена также из нефти, для чего используется гидрокрекинг, а также из эстеров (сложных эфиров) и полиальфаолефинов (ПАО).
Полусинтетическое масло представляет собой смесь минералки и синтетики, в которой содержание последней составляющей может доходить до 20…40%. Технические характеристики такой жидкости заметно превосходят показатели минерального аналога, но уступают параметрам синтетического. Стоимость полусинтетики ниже цены полностью синтетического продукта.
Свойства разных видов масла
Лучшими вязкостно-смазочными свойствами обладает, конечно, синтетика. Она имеет более низкую температуру застывания, стойка к термоокислению, что уменьшает вероятность образования нагара, меньше испаряется.
Свойства синтетической жидкости меньше меняются при эксплуатации автомобиля, при повышении температуры она остается достаточно густой, при низких значениях на термометре, наоборот, не густеет.
Такие особенности материала позволяют обеспечить надежную работу силового агрегата в любое время года. В целом такая смазка характеризуется гораздо большим ресурсом по сравнению с минеральным аналогом.
Минеральное масло в двигатель не обладает такой стабильностью характеристик, однако многие его до сих пор используют в целях экономии. К тому же многие транспортные средства, имеющие почтенный возраст, попросту не рассчитаны на применение синтетики.
Классификация масла по вязкости
Определившись с типом смазки, необходимо правильно подобрать материал по качеству и вязкости. Для ориентирования автолюбителей используются классификации SAE, определяющая вязкостно-температурные свойства жидкости, а также API и ACEA, служащие для обозначения качественных характеристик.
Практически все производители придерживаются этих установленных стандартов. Требования к маслу по данным категориям обычно указываются в документации к технике (раздел «Масла и смазки» в инструкции к авто).
Следует отметить, что имеющие идентичные вязкостно-температурные параметры и характеристики по API и ACEA жидкости часто имеют различный химический состав и способны проявлять себя в силовых агрегатах разных конструкций по-разному.
Показательны испытания, которые были проведены для силовых агрегатов автомобилей Honda. При их проведении оказалось, что масло Castrol и Shell во время эксплуатации имеет большой процент угара.
Продукция компаний Chevron и Eneos при небольшом угаре оставляет в моторе лаковые отложения. Масла ZIC и Dragon в этом отношении стабильнее, однако плохо сопротивляются процессу старения. По результатам тестов отлично показала себя смазка Liqui Moly, характеристики которой даже превзошли требования автопроизводителя.
Не рекомендуется применять в моторах Honda продукцию российских производителей. Это обусловлено высоким угаром, большим количеством лаковых отложений и кокса. При этом не следует делать вывод о плохом качестве отечественной продукции. Просто она несовместима с двигателями Honda.
Какие масла выбрать для дизельного двигателя
Современные моторные масла достаточно универсальны, но в случае дизельного топлива важно обратить внимание на несколько важных моментов. Это особенно актуально для более продвинутых конструкций.
Наличие таких решений, как турбокомпрессор или сажевый фильтр DPF, значительно повышает требования к качеству масла. Поэтому правильный выбор масла в двигатель из числа предлагаемых на рынке становится несколько труднее, чем в случае с бензиновыми агрегатами.
Современный дизельный двигатель — довольно сложная конструкция. Кроме того, нагрузка выше, чем у бензиновых ДВС, что обусловлено, например, более быстрым достижением максимального крутящего момента.
Турбокомпрессор, установленный в современных дизельных двигателях, также «пользует» моторное масло. Поэтому особенно рекомендуется следовать инструкциям производителя и использовать масло, соответствующее стандартам, установленным для автомобиля.
Как правило, синтетическое масло следует использовать в новых двигателях, а в устаревших или с большим пробегом – полусинтетические и минеральные.
Какое масло лить в двигатель автомобиля с сажевым фильтром
Если автомобиль оснащен противосажевым фильтром (DPF, FAP), то масло должно иметь маркировку Low SAPS. В соответствии со стандартом ACEA масла для дизельных двигателей с сажевыми фильтрами обозначаются буквой C и следующим номером от 1 до 4.
Такие масла для дизельных двигателей обладают низким содержанием обогащающих присадок, которые вызывают отложения сульфатной золы, фосфора и серы в фильтре. Избыток этих веществ может быстро засорить и разрушить фильтр.
Это, конечно, не приводит к повреждению двигателя, а «только» к необходимости замены фильтра, но это может сильно ударить по карману. Для оригинальных комплектующих авторизованные мастерские насчитывают от нескольких тысяч за замену.
Поэтому стоит позаботиться о состоянии фильтра, чтобы не подвергать себя ненужным затратам. Правильно подобранное масло в двигатель поможет защититься от загрязнений и последствий работы при высоких температурах.
Насосные форсунки или Common Rail
При выборе масла для дизельного двигателя необходимо также обращать внимание на тип впрыска топлива. Форсунки насоса, приводимые в действие кулачками на распределительном валу, требуют применения подходящего масла, в противном случае существует риск преждевременного износа вала и дорогостоящего ремонта.
Особое внимание следует также уделять маслам, допускающим более длительные интервалы замены. Можно выбрать с маркировкой LongLife или символом LL, но всегда проверять соответствие требованиям производителя.
Старые автомобили с дизельными двигателями
К счастью, в случае старых автомобилей нет необходимости беспокоиться о защите современных технических решений. Для простых конструкций, таких как дизельные двигатели с естественной всасывающей способностью, достаточно обратить внимание на знак качества API.
Это американский стандарт, обозначается двухбуквенными кодами. Поскольку не существует различия между маслами только для бензиновых и дизельных двигателей, на упаковке имеется двойная маркировка.
Обе состоят из двух букв, первая из которых обозначает стандарт для бензиновых (S) и дизельных (C) двигателей. Второй символизирует качество: чем дальше буква от начала алфавита, тем выше качество.
Для дизельного топлива может также отображаться цифра, обозначающая основание. Новейшим стандартом для дизельных двигателей является CK-4.
Мифом является то, что минеральное масло можно использовать после более чем нескольких сотен тысяч километров пробега – таким образом, можно повредить двигатель. Если используются синтетические масла для двигателя, следует придерживаться именно их и в дальнейшем не менять.
В случае старых автомобилей использование масла с параметрами, не полностью соответствующими характеристикам дизельного двигателя, практически безвредно. Ситуация ухудшается, если автомобиль оснащен новыми технологиями. В целом, чем новее и технологичнее дизель, тем сложнее выбор масла.
Подбор масла для бензинового двигателя
Стандарт производителя
Самый простой способ — следовать инструкциям производителя. Некоторые производители используют собственные руководства, такие как BMW, Mercedes, Volkswagen, Ford или PSA Group. Другие дают достаточно точные параметры для конкретной модели автомобиля.
В руководстве по эксплуатации можно найти информацию о количестве рекомендованного масла при замене или полной заливке.
Однако не всегда удается получить правильную информацию, особенно для старых автомобилей. Что тогда выбрать?
Вязкость масла для двигателя SAE
Пожалуй, наиболее известным и в то же время наиболее сложным для расшифровки параметром масла является так называемая вязкость по стандарту SAE. Это два числа. Первый – в диапазоне от 0 до 25 и с буквой W – обозначает зимний класс вязкости.
Чем меньше число, тем ниже минимальная температура, при которой можно будет запустить двигатель (например, -35 градусов в классе 0W, а при 25W — только между -10 и нулем градусов). Второе значение в диапазоне 20-60 означает летние параметры: чем больше число, тем выше сопротивление при температуре жидкости от 100 до 150 С.
Проще говоря, чем ниже вязкость, тем ниже сопротивление. Чем выше вязкость, тем лучше защита двигателя. Как правило, масла с меньшей вязкостью подходят для современных двигателей, в то время как более высокая вязкость рекомендуется для старых или более тяжелых агрегатов.
Следует помнить, что параметры SAE связаны с рабочей температурой, а не с температурой окружающей среды. Поэтому зимнее значение важно с точки зрения погоды, что определяет легкость запуска, когда масло охлаждается до уровня окружающей среды.
Качество масла для двигателя в соответствии с API
Американский стандарт — это 2-х буквенный знак качества. Как уже упоминалось, между бензином и дизельным топливом нет различия, поэтому на каждый продукт наносится двойная маркировка.
Владельца бензинового автомобиля интересует буква S, за которой следует вторая буква. Чем дальше по алфавиту, тем лучше качество масла. В настоящее время высочайшим стандартом для бензиновых двигателей является стандарт SN.
Качество масла в соответствии с ACEA
Европейский стандарт также двойной для бензина (обозначение А) и дизельного топлива (обозначение В). Цифра после буквы указывает на группу двигателей, для которой подходит масло. Это особенно важно для пользователей автомобилей с дизельными двигателями из-за сложных технологических решений, таких как турбокомпрессоры или сажевые фильтры.
Минеральное, полусинтетическое, синтетическое масло в бензиновый двигатель
Минеральные масла устаревают, изнашиваются и нестабильны. Синтетические масла находятся на другом конце шкалы: они обеспечивают наилучшую защиту в течение длительного времени, но за счет более высокой цены. В центре — полусинтетические масла.
Когда речь заходит о таких типах масел, важно следить за тем, чтобы при замене масла качество не снижалось. Если в автомобиле используется синтетическое масло, следует придерживаться этого правила.
По мере увеличения пробега можно использовать более вязкие масла, в то время как переход на более старые технологии минеральных масел приведет лишь к увеличению износа двигателя.
Масла для мощного бензинового двигателя
В случае современных бензиновых моторов пространство для маневра уже ограничено. Двигатели в соответствии с последними тенденциями сокращения габаритов (меньшая мощность, но с турбонаддувом) требуют синтетического масла высокого качества.
То же самое относится и к высокопроизводительным агрегатам и спортивным моделям. В частности, наличие турбокомпрессора требует правильной регулировки масла, которая в данном случае также предназначена для защиты компонентов системы турбокомпрессоров.