Проверка и снятие моторчика дворников ВАЗ-2109
Стеклоочистители как дополнение автомобиля используются едва ли не со времен выпуска первых серийных моделей транспортного средства. Необходимость защиты ветрового стекла обусловлена мерами обеспечения безопасности при вождении – «дворники» очищают его поверхность, создавая условия оптимальной видимости. Выполнение этой операции требует от рабочих элементов особого технического устройства, которое подкрепляет моторчик стеклоочистителя и систему привода в целом. Несмотря на относительно скромные габариты, это довольно сложная система, что и влечет неисправности в ходе эксплуатации и потребность в замене некоторых элементов механизма.
Конструкция и элементы стеклоочистителя
В состав омывателя ветрового стекла входят фиксирующий узел, щетка и прижимной блок. Крепежный механизм является съемным и содержит штифт и фиксаторы поводки. Функции соединителя выполняет адаптер. К слову, от того, насколько качественно он обеспечивает подключение, зависит стабильность работы очистителя. Прижимной блок непосредственно осуществляет движение рабочих элементов – это система из нескольких пластиковых или металлических дуг. На краях дуг крепится щетка, которая напрямую контактирует с поверхностью стекла и очищает его от грязи с дождевой водой. Работу описанной конструкции обеспечивает моторчик стеклоочистителя, который управляется из салона посредством специальной ручки.
Система стеклоочистителя лобового стекла
Штатные очистители ветрового стекла предназначены для удаления грязи, пыли, а также избыточных осадков с его поверхности. Это позволяет увеличить видимость дороги в любой момент, включая плохие погодные условия: сильный дождь или снег. Для большей эффективности устройство сочетают со стеклоомывателем, который распыляет на поверхность стекла специальную омывающую жидкость под высоким давлением. Таким образом, происходит очистка стекла от прилипшей грязи и насекомых.
Автомобильные стеклоочистители
В некоторых автомобилях предусмотрен задний стеклоочиститель, а также специальные устройства для очистки передних фар (омыватель). Это позволяет обеспечить безопасность движения при любых погодных условиях. Частота и длительность работы стеклоочистителей регулируется водителем из салона.
Устройство моторчика
Электродвигатель в «дворниках» также называется моторедуктором, и в современных версиях обычно является трехщеточным. Моторчик может иметь несколько скоростей, при этом его рабочие усилия вырабатываются за счет постоянных магнитов. Состав данного агрегата можно представить так:
- корпус (для редуктора и самого электродвигателя);
- якорь, а также задняя и передняя втулки его вала;
- выходной вал;
- ведомая шестеренка;
- траверса, имеющая фиксаторы для щеток;
- кольцо из войлока;
- коллектор;
- постоянный магнит;
- механизм промежуточных шестеренок.
В некоторых исполнениях моторчик стеклоочистителя включает также системы защиты – в этом качестве используются термобиметаллические предохранители, защитные механизмы от перегрузок, а дроссели с конденсаторами снижают и радиопомехи.
Принцип работы устройства
Несмотря на простой функционал очищающей системы, необходимо разобраться с тем, как работают стеклоочистители. Основные нюансы, о которых нужно знать:
- Электромагнитное реле принимает управляющую команду и устанавливает режим работы щеток. В зависимости от транспортного средства, очистители могут работать в прерывистом режиме с небольшими интервалами в 3-5 секунд, постоянно двигаться с установленной скоростью, а также переходить в режим мойки с включенным омывателем.
- Мотор стеклоочистителей получает питание от бортовой электросети. Точная схема подключения зависит от модели автомобиля.
- Поводки стеклоочистителей, а вместе с ними и щетки для очистки стекла, приводятся в действие при помощи электродвигателя с червячным редуктором и рычажного привода (трапеции). Трапеция передает и преобразует вращательное движение от электродвигателя на щетки, которые, плотно прижимаясь к рабочей поверхности, удаляют грязь и влагу со стекла.
Правильно настроенная система не должна оставлять разводы или механические повреждения на поверхности стекла, а также шуметь во время работы. В случае подобных проблем необходимо оперативно устранить неисправность.
Как работает трапеция
Трапеция стеклоочистителей состоит из системы тяг и рычагов, которые преобразуют вращательное движение от редуктора в возвратно-поступательное движение поводков со щетками. Стандартное устройство должно выполнять следующие функции:
- движение щеток при работающем электродвигателе стеклоочистителя;
- обеспечение нужной амплитуды и скоростного режима очистки;
- поводки стеклоочистителей при двух и более щетках должны двигаться синхронно.
Трапеция стеклоочистителей
Трапеция, как и электромотор, является важной составляющей системы. При любых неисправностях (появлении люфтов) в ее работе ухудшается эффективность и качество очистки стекла. Для большей надежности элементы трапеции выполняют из листовой стали, которая устойчива к агрессивной среде, а также имеет высокую жесткость на изгиб.
В зависимости от конструкции очистителей стекла, трапеции могут быть одно-, двух- и трехщеточные, а по принципу работы — симметричные и асиметричные.
Моторчик стеклоочистителей
Моторчик стеклоочистителей имеет базовую конструкцию независимо от модели автомобиля. К основным элементам можно отнести непосредственно сам электромотор и редуктор (как правило, червячный), который увеличивает усилие от электродвигателя в несколько раз. Современные устройства могут быть оборудованы дополнительными элементами, включая предохранители для защиты от сильных нагрузок, подогревательные элементы для работы при низких температурах и многое другое.
Мотор стеклоочистителей для ВАЗ 2110
Мотор-редуктор стеклоочистителей является важнейшим элементом системы, который обеспечивает ее работоспособность. Щетки должны плотно прилегать к стеклу и свободно перемещаться по нему, иначе возникает повышенная нагрузка на электродвигатель.
Задние и передние омыватели
В процессе вождения автовладелец должен иметь обзор с разных углов и сторон. Поэтому кроме традиционного переднего стеклоочистителя существуют и задние версии. В первом случае предусматривается двойная конструкция, то есть в целях повышения эффективности очистки щетка имеет две резинки. Меньшие нагрузки берет на себя моторчик заднего стеклоочистителя, поскольку он приводит в действие одинарную конструкцию. Тем не менее, это не значит, что задние модели имеют меньший риск выхода из строя – частота поломок аналогична передним.
Кроме этого, существуют «дворники» для боковых зеркал, но ввиду сложности реализации таких систем подобные решения постепенно уходят в прошлое, оставляя функции обеспечения видимости классическим версиям омывателей.
Возможные поломки
Вывести мотор стеклоочистителя из строя могут разные факторы, которые приводят к нарушению в соединениях между щетками и коллектором, клину в редукторе, нестабильной работе мотора и т. д. При этом моторчик стеклоочистителя не всегда требует замены, оставляя и возможность сохранения рабочего состояния путем коррекции положения компонентов системы – это, к примеру, касается биметаллического предохранителя. К нарушениям в работе скоростных режимах обычно приводят поломки в резисторах или переключателях.
Неполадки со щетками также устраняются несложными манипуляциями с механизмом остановки – в большинстве случаев их регулировка позволяет восстановить работоспособность чистящих элементов. Проблемы эстетического рода, среди которых – скрип, скрежет и другие неприятные звуки, почти всегда решаются очисткой самих щеток. Кроме того, сухость стекла также приводит к злополучному шуму.
не работают дворники (бачок, насос) и как заменить двигатель омывателя
Любая поломка в автомобиле – «конец света» для водителя. А если речь идет о таком нежном устройстве, как мотор стеклоочистителя ВАЗ, дело обстоит еще хуже. О том, как на автомобиле справиться с неисправностью данного устройства – ниже в статье.
Принцип работы, функции и место расположения моторчика
Этот прибор является универсальным для многих транспортных средств, — не только для автомобиля, о котором пойдет речь. Принцип работы стеклоочистителя достаточно прост: сквозь небольшие интервалы времени моторчик стеклоочистителя дает сигнал и щетки смахивают с ветрового стекла грязь, дождь и прочее. Работа стеклоочистителя может быть различной: постоянной, одинарной, а также с заданным промежутком времени. Дополнительным устройством в работе является прибор для пуска воды.
Лобовое стекло с дворниками
Делая вывод, можно заключить, что механизм состоит из таких деталей:
- рычажная ось;
- моторчик омывателя ВАЗ;
- насос омывателя;
- рычаг щеток, сами щетки и спицы, на которых держатся щетки, по-иному «щеткодержатель»;
- реле;
- монтажный блок;
- бачок омывателя ВАЗ.
Вместе перечисленные элементы составляют единый слаженный механизм, работающий на благо водителя и пассажиров.
Дворники на красной машине
Основные неисправности дворников и способы их устранения
Поломки возникают по нескольким причинам:
- если нарушен между щетками и коллектором контакт, стеклоочистители откажутся срабатывать;
- если сработал предохранитель вследствие сбоя работы рычагов или редуктора;
- если неисправен переключатель или резистор;
- щетки могут скрипеть и издавать другие раздражающие звуки.
Как снять моторчик?
Основные проблемы с работой стеклоочистителя все же затрагивают элементы моторчика, требуя его ремонта или замены. Вообще, приступая к любым восстановительным операциям, следует знать, как снять моторчик стеклоочистителя, не повредив его конструкцию и связанные с ним компоненты.
Для начала следует открутить крепежи, фиксирующие рычаги – это позволит снять щетки с приводных шлицев. Первым делом отвинчиваются гайки, а затем снимаются пластиковые втулки и прокладки. Далее необходимо изъять колодку с проводами. Для этого нужно приподнять уплотнители по краям и провести демонтаж через прорезь в моторной нише. На этой стадии следует снять и всю конструкцию стеклоочистителя, вынуть шайбу, пружину и тяговые элементы. Это пример того, как можно снять передний моторчик стеклоочистителя без вмешательства в приводные системы самого автомобиля. Когда устройство будет изъято, можно приступить к его осмотру и выявлению дефектов. Оценив состояние омывателя, необходимо принять решение – заменять его или ремонтировать.
Ремонт
Чтобы провести ремонт этого узла, нужен минимум инструментов:
- Набор ключей и головок.
- Набор отверток.
- WD-40.
- Ветошь.
- Детали на замену.
Определить, какие детали не работают можно довольно просто. К примеру, если дворники не двигаются, то из строя вышел моторчик. Если же трапеция ходит, но при этом стекла остаются грязными, значит поврежден насос или бачок. Размер поможет понять, в каком состоянии находится деталь – если размер слишком уменьшился, то элемент необходимо поменять. В любом случае, нужно убедиться в домыслах, для этого следует провести разбор:
- Первым делом следует демонтировать приборную панель автомобиля;
- Далее нужно отыскать реле, относящееся к этому механизму. Оно прикручено к кузову ВАЗ 2110. Если электрические элементы не работают, то реле нужно поменять, ремонт здесь не поможет;
Рекомендуем посмотреть:
- Привод очистителя лобового стекла
- Размер лобового стекла ваз 2114
- Как отремонтировать моторчик стеклоочистителя
- Не работает мотор стеклоочистителя
Чем смазать дворники автомобиля чтобы не скрипели
Ремонт моторчика печки ниссан х трейл т31
Особенности снятия моторчика на ВАЗ
Если работа ведется на одной из моделей ВАЗ, то придется учитывать некоторые нюансы демонтажа. В целом операция схожа с аналогичными действиями на других автомобилях, но некоторые отличия все же есть.
Итак, вначале отключается штекер питания. Этот элемент отсоединяется в результате аккуратного перемещения его в сторону от места фиксации. Далее следует приподнять уплотнитель, захватив его края. Так поднимается резинка капота. Провода со штекером вынимаются через прорези, после чего отвинчиваются крепежные болты мотора. Чтобы окончательно подготовить моторчик стеклоочистителя ВАЗ для демонтажа, необходимо также приподнять чехол защиты. Затем нужно слегка надавить на шлицевые штыри – это следует делать до момента, пока они не провалятся внутрь. На этом процедура завершается. Моторчик готов к съему.
Как снять мотор на заднем стеклоочистителе?
Устройство и принципы крепления заднего стекла несколько отличаются от переднего, как и средства обеспечения приводных систем. Поэтому и подход к съему омывателя с его электромотором имеет ряд особенностей. Начинается работа с установки «дворника» в вертикальную позицию, что даст возможность открутить крепежные винты. Затем, чтобы снять моторчик заднего стеклоочистителя, необходимо отсоединить все внешние компоненты системы и саму конструкцию. В частности, снимается рычаг, защитный колпак на валике, отвинчивается болт кронштейна.
Особенностью этой процедуры является и необходимость снятия обивки багажного отсека. Для этого нужно по очереди вынимать пистоны, блокирующие подход к колодке с проводкой. Важно учитывать, что вынимать придется две колодки – одна предназначена для жгутов, а другая – для кабелей. Когда эти элементы будут изъяты, можно приступать к откручиванию винтов, фиксирующих мотор. Далее остается изъять приводной компонент, поворачивая его по сторонам.
Разборка моторчика
После того как внешние крепежи, за счет которых электромотор фиксируется, будут выкручены, можно начинать разборку. При этом важно не затронуть регулировочный болт, поскольку возможно нарушение осевого зазора в якорном валу. Впрочем, если планируется замена моторчика стеклоочистителя, то этот фактор не имеет значения.
Первой необходимо снять панель на редукторе, а затем – его шестерню и болт крепления с закладными гайками. Корпус демонтируется вместе со щеткодержателем и сразу же вынимается якорь. Рекомендуется на месте продуть корпус сжатым воздухом с помощью компрессора. На валиках механизма располагаются стопорные кольца – их следует снять полностью вместе с регулировочными шайбами. Из кронштейна вынимаются тяги и уплотнительные кольца. Последние следует вынимать с двух сторон кронштейна – из проточек.
Ремонт моторчика
Техническое восстановление электромотора может касаться разных его частей, а также состояния контактов и плат. В некоторых случаях также допускается лишь прочистка элементов, а другие неполадки предполагают полную их замену. Как правило, ремонт моторчика стеклоочистителя выполняется после тщательной проверки состояния следующих частей:
- пружины на щетках мотора – неудовлетворительное качество перемещения приводит к необходимости замены;
- коллектор – обычно зачищается абразивами (если же элемент обгорел, то необходимо заменить якорь);
- шестеренка в редукторе требует замены, если выявляются сломанные или изношенные зубья;
- тяги очистителя заменяются, если они изогнуты;
- все резиновые элементы при наличии малейших трещин, обломов и царапин также необходимо заменить;
- контакты могут быть подгоревшими или окисленными (в таких случаях проводится их зачистка мелкозернистым абразивом).
Разумеется, нередки случаи, когда и ремонт моторчика стеклоочистителя с заменой всех перечисленных элементов не дает ожидаемого результата. Обычно это происходит из-за несовместимости устройства с характеристиками самого автомобиля или же ввиду серьезных повреждений на плате, например, если имеет место обгорание контактов с проводами. Также неизбежность полной замены устройства возникает, если вся начинка мотора требует комплексного ремонта. Хотя теоретически восстановление возможно, результат вряд ли обеспечит долговременную эксплуатацию «дворников».
Виды щеток
Производители автомобилей предоставляют владельцам машин выбор типа щеток. В зависимости от конструкции и эксплуатационных характеристик, они могут быть следующих видов:
Каркасные щетки
- Каркасные щетки — оптимальный и доступный вариант. Они хорошо адаптируются под рабочую поверхность ветрового стекла, но ухудшают качество очистки при минусовых температурах и высоких скоростях.
- Бескаркасные стеклоочистители — более дорогой вариант, обеспечивающий качественную очистку стекла. Устройство более стойкое к замерзанию, а также дольше служит в эксплуатации. Из недостатков необходимо отметить сложность подбора щеток для обеспечения правильного прилегания к стеклу.
- Гибридные стеклоочистители — их часто называют зимними благодаря закрытой конструкции и влагостойкости. Идеально подходят для регионов с низкими температурами, где важно обеспечить работоспособность очистительной системы.
Бескаркасные дворники
Сборка и установка моторчика
Если решено приобрести новый моторчик для стеклоочистителя и установить его на старую конструкцию, то при установке действовать можно в обратной последовательности. При этом желательно еще на стадии разборки маркировать регулировочные элементы. Это позволит на месте определить, как заменить моторчик стеклоочистителя, установив рабочий аналог на то же место и с теми же настройками. Также это правило действует, если прежний электромотор удалось отремонтировать – он собирается и устанавливается в обратном порядке, но следует учитывать, что при монтаже якоря в специальный разъем вала в корпус должен быть встроен упорный шар.
В процессе сборки редуктора желательно смазать его шестеренку и червяк вала. В качестве смазки можно использовать консистентные растворы. Это же относится и к процедуре установки тяги в кронштейне – в данном случае смазываются валики. Кривошипный механизм устанавливается параллельно укороченной тяге с направлением в сторону электромотора.
Замена привода стеклоочистителя Лада Калина. Меняем моторчик дворников сами
К многочисленным «болячкам» Лада Калина, я добавил бы еще и привод стеклоочистителя (моторчик дворников). Именно с этой неприятностью мне довелось недавно столкнуться, решением проблемы стала — замена моторчика дворников. Производил ее, как вы понимаете своими руками, о том, что из этого получилось и как все это делалось — пойдет речь в моей сегодняшней статье.
Необходимость замены привода стеклоочистителя возникла после того как я заметил, что скорость движения дворников существенно снизилась, пластиковые штоки постоянно ломались, а сами дворники часто-густо стали выезжать за границы области очистки.
Вариантов было два:
- Первый. Повозиться и перебрать редуктор — в итоге не факт, что после этого они будут работать так как надо.
Купил привод стеклоочистителя в сборе производителя Valeo. Страна производитель — Китай, это конечно не очень приятно, но успокоил себя тем, что во-первых — сейчас все собирается в Китае, во-вторых, как говорится «Китай — Китаю рознь». Ну, время покажет.
Итак, теперь подробно о том как заменить привод стеклоочистителя Лада Калина своими руками.
Замена моторчика дворников Лада Калина не представляет ничего сложного, на все про все у меня ушло около получаса времени.
1. Снимите пластиковую заглушку и открутите две гайки на «13», после чего дворники вместе с поводками.
2. Теперь нужно снять жабо (декоративная пластиковая накладка), для этого потребуется насадка TORX T20. Некоторые болты могут быть прикрыты заглушками, те кто хоть раз менял салонный фильтр своими руками будет в курсе что к чему.
3. Возьмите ключ на «10» и открутите гайку расположенную с правой стороны, а также два болта крепления расположенных с левой стороны, которыми крепятся трапеции к кузову.
4. Отключаем минусовую клемму аккумулятора, затем отключите разъем и трапецию вместе с моторчиком дворников.
5. Возьмите новую трапецию и установите ее на место дальнейшей службы. Сборка производится в обратном порядке. После окончания произведите регулировку положения щеток очистителя.
Замена привода стеклоочистителя Лада Калина — результаты:
- Зона действия дворников стала такой, какой должна быть, нигде ничего не трет и не задевает.
Проверка работоспособности механизмов
На стадии выполнения ремонта или в ходе профилактической проверки стеклоочистителей можно выявить проблемы в устройстве несколькими способами. О качестве работы механизма в первую очередь говорят функция щетки и ее положение в щеткодержателе. Чистящие элементы должны беспрепятственно и легко двигаться в соответствии с заданной скоростью. Сам электромоторчик проверяется тестером. В частности, такая диагностика позволяет обнаружить нарушения в контактах и соединениях. В разобранном виде устройство позволяет оценить и состояние шестерни редуктора – так, в частности, проверяются упомянутые зубья и резьба на валиках. Остальные компоненты можно проверить невооруженным глазом даже при поверхностном осмотре.