«Мотор Сич» ремонтирует двигатели авиации Министерства обороны РФ (ДОКУМЕНТЫ)
Несмотря на военное вторжение России и введение Киевом антироссийских санкций украинское предприятие «Мотор Сич» продолжает обслуживать армию страны-агрессора. Как выяснил «Главком», машиностроительный завод из Запорожья в 2016 году ремонтировал двигатели для самолетов Ан-124 «Руслан» авиаполка Минобороны России, задействованного в военной операции в Сирии.
Корреспондент издания Shephard media (специализируется на бизнес-аналитике рынков аэрокосмической и морской безопасности, военной подготовки) Babak Taghvaee ранее писал в своем Twitter , что в первые четыре месяца военной операции России в Сирии (сентябрь-декабрь 2015 года) российские самолеты Ан-124 перевезли в эту ближневосточную страну 10 тыс. тонн грузов. По данным международной волонтерской группы InformNapalm , часть задействованных в Сирии Ан-124 принадлежит 566-му транспортному авиаполку (в/ч 41495) 61-ой воздушной армии ВВС РФ.
Как выяснил «Главком», именно для этой воинской части «Мотор Сич» в 2016 году ремонтировала авиадвигатели самолетов Ан-124. Об этом свидетельствуют материалы судебного постановления, вынесенного 9-ым арбитражным апелляционным судом РФ и обнародованного 7 декабря 2016 г.
Согласно судебным материалам, год назад Минобороны РФ заключило государственные контракты на модернизацию четырех самолетов Ан-124 с ремонтом их двигателей Д-18Т для своих потребностей в 2015-2017 годах.
Функции исполнителя ремонта двух авиадвигателей были передано компании «Авиаремонт-МС», 24% уставного капитала которой принадлежит «Мотор Сичи». При этом восстановительные работы, согласно контракту, должны происходить с привлечением завода «Мотор Сич». Был подписан график поэтапного ремонта, который предусматривал отправку агрегатов на Украину в первом квартале 2016 года.
Авиадвигатели для ремонта передала по цепи исполнителей уже упоминавшаяся выше воинская часть 41495 61-ой воздушной армии ВВС РФ, которая была задействована в военных действиях в Сирии.
По графику ремонта двигателей, утвержденному российскими генералами, после отправки на «Мотор Сич» двигатели должны были вернуться в Россию в третьем квартале. А сдача работ Министерства обороны России была запланирована до конца декабря. Общая стоимость ремонта двух двигателей составляет четверть миллиарда рублей. Сколько из этой суммы получила «Мотор Сич» — не уточняется. Но фактом является то, что средства подрядчикам уже оплачены военным министерством почти в полном объеме.
Еще два двигателя от Ан-124 для той же в/ч 41495 должен был ремонтировать Уральский завод гражданской авиации. По состоянию на ноябрь прошлого года восстановление не было начато и не исключено, что агрегаты вскоре также могут прибыть на Украину. В любом случае деньги за восстановление всех четырех двигателей (в сумме около 470 млн. рублей) были уплачены упоминавшейся выше «Авиаремонт-МС», где «Мотор Сич» имеет свою долю.
«Главком» пытался получить комментарий у владельца запорожского завода, нардепа Вячеслава Богуслаева, но он долгое время не отвечает на звонки.
Как обойти санкции. Рецепт «Мотор Сичи»
Является ли такое сотрудничество незаконным со стороны украинского предприятия?
В конце 2015 года представители «Мотор Сичи» были вынуждены публично отбиваться от упреков СМИ по привлечению предприятия к ремонту двигателей авиапарка российского президента и для нужд ФСБ. Пресс-служба машиностроительного завода тогда уверяла журналистов, что завод получил заказ из Кремля, когда действовали введенные Украиной антироссийские санкции (введенные в сентябре 2015 года). Мол, с тех пор предприятие не нарушало запрета по ремонту и обслуживанию военной продукции для россиян и поставляет только товары для гражданской авиации.
Напомним, 16 сентября 2015 г. президент Петр Порошенко ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны, согласно которому было запрещено сотрудничество с рядом российских компаний. В частности, в перечень попали Государственная авиакомпания «224 летный отряд», «Борисфен-Авиа», ОАО «Вертолеты России», «Вертолетная сервисная компания», Федеральное государственное унитарное авиационное предприятие министерства чрезвычайных ситуаций России, Севастопольское авиационное предприятие, Казанский вертолетный завод, Кумертауське авиационное производственное предприятие, Научно-технический центр эксплуатации и ресурса авиационной техники, Авиационная компания «Полет», Улан-Удэнский авиационный завод и другие компании, производящие, ремонтирующие и эксплуатирующие боевые вертолеты и самолеты, а также авиационную технику двойного назначения.
Большинство этой техники оснащается двигателями производства «Мотор Сич».
Интересно, что в санкционный перечень включены и «Борисфен-Авиа» (в котором 14% принадлежит ОАО «Мотор Сич»). Но вместе с тем специалисты СНБО почему-то забыли включить в этот список российскую «Авиаремонт-МС» ( «Мотор Сичи» принадлежит 24%). Такая «невнимательность» со стороны украинской власти открыла возможность «Мотор Сичи» сотрудничать с Россией, формально не нарушая антироссийских санкций. Ведь, как указано выше, заказ Минобороны РФ на ремонт двигателей для Ан-124 шло на Украине именно из-за этого законного посредника — русского «Авиаремонт-МС».
Свидетельством того, что «Мотор Сич» продолжает оставаться палочкой-выручалочкой для российских силовиков, является сообщение «Наших денег» о том, что в/ч 55056 Федеральной службы безопасности России осенью заключила соглашение с ЗАО «Борисфен» на закупку вспомогательного газотурбинного двигателя АИ-450МС для самолета Ан-148 стоимостью 39,9 млн. рублей.
А в апреле прошлого года «Борисфен» получил заказ от Управления делами президента РФ на 6,89 млн. рублей на увеличение ресурса авиадвигателей АИ-25. Российским «Борисфеном» владеет московская фирма «Лосиный остров» (совладелец — Богуслаев) и «Мотор Сич».
То есть в 2015 году идентичные подряды от ФСБ и Управления делами президента РФ выполняло непосредственно «Мотор Сич» и ГП «Запорожское машиностроительное конструкторское бюро «Прогресс» им. Ивченко». А в 2016-м — фирма-посредник из России, которая не включена в санкционный список.
Лазейку должны были закрыть еще в 2014 году, когда был введен запрет на поставки в Россию продукции военного и двойного назначения. Санкции были введены указом президента Порошенко, которым он одобрил соответствующее решение СНБО. Но насколько они действенны — неизвестно. Как отмечали СМИ, большинство санкций 2014 г. находилось под грифом «секретно».
В любом случае у Москвы есть ряд способов получить нужные услуги или товары для своей армии из Украины. Примеры содержат другие документы российского судебного реестра, согласно которому РФ может получать авиакомплектующие из Украины просто «по ошибке».
Так, в конце 2014 года на российской таможне задержали груз из Украины — согласно документам, насос-дозатор для турбовального двигателя «Мотор Сичи» АИ-450М (предназначен для гражданских вертолетов). Но на самом деле, вместо насоса прибыли комплектующие к двигателю Д-436-148, который используется на самолетах Ан-148. Суд признал это отправление «ошибочным».
Спроектированный на Украине, Ан-148 производится также Россией Воронежским акционерным самолетостроительном обществе. Со стапелей российского производителя уже сошло 29 таких самолетов различных модификаций. Они эксплуатируются в Управлении делами президента РФ и в ФСБ. Сейчас предприятие выполняет заказы Минобороны России на поставку 15 самолетов Ан-148-100Е.
Но двигатели для них производит украинский завод. Способы их отправки, как можно увидеть на этом примере, разнообразны. В соответствии с судебным решением, «ложные» комплектующие для двигателей Ан-148 были переданы в собственность российского государства. Где они будут использоваться в дальнейшем — на самолетах министерства обороны РФ или в гражданском секторе — неизвестно.
Другой вопрос — каким образом этот товар выпустили за границу украинские таможенники? Об этом можно только догадываться, но в любом случае этот факт является удивительным, учитывая пристальное внимание спецслужб Украины, тщательно отслеживающих деятельность «Мотор Сичи».
Например, в октябре прошлого года украинский суд наказал начальника отдела перспективных разработок вертолетной техники «Мотор сичи» штрафом за то, что сотрудник завода в июле совершил частную поездку в Россию без предварительного письменного уведомления спецслужб, которые предоставляют доступ к гостайне, и режимно-секретного органа АО «Мотор Сич». Стоит отметить, что в России досадные «ошибки» вроде случайного отправления за границу запчастей для авиатехники наказывают довольно жестко. Например, год назад в Новгороде был осужден представителя российской компании, которая вывезла из РФ в Беларусь продукцию военного назначения — запчасти для вертолетов Ми-24. Обвиняемый утверждал, что на самом деле товары предназначались для гражданских вертолетов, но суд больше поверил прокурорам и назначил «контрабандисту» четыре года колонии общего режима.
По данным российских СМИ, экономические санкции Украине не мешают запорожском гиганту сотрудничать с российскими предприятиями авиа- и вертолетостроения, в том числе «Вертолетами России», Вертолетной сервисной компанией, Казанским вертолетным заводом, Кумертауским авиационным производственным предприятием, Улан-Удэнским авиационным заводом. «Все они, как и раньше, получают украинские двигатели, необходимые для производства Ми-8, Ми-24, Ми-35, Ми-17, Ми-171, Ми-28, Ка-31, Ка-32 и Ка-52 », — пишет versia.ru.
На примере 2012 года: для нужд российской авиации ежегодно ремонтировалось до тысячи украинских двигателей. По данным издания versia.ru, половина объема восстанавливается с участием упомянутых выше российских компаний «Борисфен-Авиа» и «Авиаремонт-МС». «Второй найденный вариант — перемещение части заказов (400-600 авиамоторов в год) в Беларусь», — утверждают авторы статьи, ссылаясь на то, что несколько лет назад «Мотор Сич» инвестировала средства в Промхолдинг, созданный на базе Оршанского авиаремонтного завода. Последнее, в свою очередь, имеет контракты на инженерно-консультативное сопровождение вертолетов марки «Ми» российских производителей.
Как сообщал два года назад сам Богуслаев, ежегодно из Запорожья в Россию отправлялось 40% всех производимых двигателей. Большинство из них предназначены для вертолетов, ежегодный объем производства которых в России составляет примерно 300 единиц.
На войне как на войне. Китай за «Мотор Сич» открывает против Украины военные действия
Собственность КНР на территории Украины приказано вернуть Фонду госимущества «конституционным способом». Инвесторов же помянули через губу и сквозь зубы, сказав, что они получат компенсацию. Это решение соответствует китайским понятиям о потере лица. Киев окончательно потерял лицо. И украинское общество немедленно отозвалось анекдотом: «Общих границ с Китаем у нас нет, поэтому поссориться с ним было непросто. Не подвернись под руку «Мотор Сич», даже не знаем, как бы мы выкрутились».
Что ж, жребий брошен, Рубикон перейден, ставки сделаны. Война на пороге.
Первая кровь
На следующий день после скандального заседания СНБО, принявшего решение по компании «Мотор Сич», официальный представитель Министерства иностранных дел Китая Чжао Лицзянь потребовал от Киева обеспечить защиту законных прав и интересов китайских компаний и инвесторов. Хотя бы попытаться решать вопросы цивилизованно. Дипломат многозначительно заявил, что в Пекине приняли к сведению украинские методы ведения бизнеса. «Мотор Сич» и массовая госизмена в Раде: что решил СНБО
С учетом того что Китай не склонен к резким движениям, это можно считать уже не знаменитым 101-м китайским предупреждением. Но уже ясно, что эксперты несколько ошиблись в вопросе китайской реакции. В публикации издания Украина.ру был упомянут аналитический материал, вышедший в китайской прессе, в котором автор предположил, что Пекин, понимая, что решение Киева на 100% продиктовано США, не станет его наказывать. Тем не менее заявление на уровне МИД КНР означает, что украинские партнеры перешли черту, так что теперь точка невозврата пройдена. Разумеется, все с нетерпением ждут продолжения шоу.
Все хотят видеть публичное унижение Киева. Но китайская опера всегда неспешна, несмотря на то, что, если нужно, Пекин умеет мгновенно наказывать даже страны, входящие в Британское Содружество наций, вроде Австралии. В ответ на поддержку информационной кампании обвинений Китая в распространении коронавируса Пекин взял и запретил импорт из Австралии. Но это крайний случай, поскольку тема там была куда более актуальная. «Мотор Сич» — это не столь болезненный вопрос для Китая, так что Пекин будет реагировать иначе. Но реагировать обязательно будет.
Суть конфликта
Основная продукция предприятия «Мотор Сич» — двигатели для военных и гражданских самолетов/вертолетов. Запорожский завод — единственное из стратегических оборонных предприятий на Украине, которое в девяностых годах прошлого, ХХ века было приватизировано. Контрольный пакет акций компании до продажи в 2017 году китайским инвесторам принадлежал Вячеславу Богуслаеву — «красному директору», руководителю предприятия еще с советских времен.
Главным покупателем продукции предприятия «Мотор Сич» много лет была Россия как часть еще советской производственной цепочки, которую не было смысла рвать. Это было взаимовыгодно, но больше выгодно Украине.
После введения Киевом в 2014 году одностороннего эмбарго на экспорт оборонной продукции в Россию предприятие вошло в смертельное пике, и Богуслаев решил продать его. Покупать никто не желал, США водили олигарха за нос, он это не оценил, и тут на пороге его приемной появились китайские покупатели. В нужное время в нужном месте для Пекина открылось окно возможностей для покупки советских технологий, до которых Китай большой охотник. Не будите спящего тигра. Как Китай накажет Украину за «Мотор Сич»
У него очень богатая коллекция. Звезда витрины — советский авианесущий крейсер «Варяг», проданный Украиной по цене металлолома. Здесь и сейчас Пекину в руки падал завод по производству авиационных двигателей. Компании «Мотор Сич» принадлежат права на разработки, которые, если речь идет об оборонных предприятиях, обычно находятся в собственности государственных КБ. История умалчивает, как Богуслаеву удалось получить лицензии на технологии государственного КБ «Ивченко-Прогресс», которое разрабатывает двигатели. Но это к настоящему делу не относится.
Еще раз: только благодаря безумной политике Киева в нужное время в нужном месте для китайских партнеров открылось окно возможностей. НОАК нужен тяжелый транспортный военный вертолет с ударными возможностями, двигатель для которого можно найти в архивах предприятия «Мотор Сич», КБ «Ивченко-Прогресс». Это не злая воля, не шпионаж — все по-честному. Украина сама так захотела. Но по-честному — это не про Киев.
Варианты ответа
Министр иностранных дел КНР Чжао Лицзянь знает свое дело. Его задача — отстаивать национальные интересы в любой точке планеты Земля. Первый сигнал украинским партнерам он отправил. Далее все будет зависеть от того, какой формат разрешения споров определен в контрактах.
В свое время, имея дело с Украиной, «Газпром» в экономическом споре сам согласился на Стокгольмский арбитраж, за что и поплатился. Нужно понимать, что на сегодня все западные институты и институционализм работают против нас. Даже Олимпиада и Евровидение. Не стоит игнорировать это. И вряд ли Китай этого не понимает. Вряд ли будет судиться с Украиной на территории ее покровителей.
Правда, Пекин уже подал в суд на территории США, но по параллельному вопросу. Но судиться обязательно будут, потому что обещанные компенсации Киев выплатить не сможет.
Богуслаев продал свою частную собственность, вырученные средства принадлежат ему как частному лицу. Он не нарушил никаких законов. Китайцы тоже. А национализация — это, простите, немножко похоже на военный коммунизм, а не на правовое поле свободного рынка.
Отсюда нюанс: способов национализировать частную собственность Конституция Украины не содержит.
Второе: откуда СНБО во главе с президентом Зеленским собирается взять деньги на компенсацию китайским инвесторам — про то знают только они. Скорее всего ниоткуда, поскольку Украина давно страна-банкрот. Обычно вместо денег Киев рассчитывается россказнями про «российскую гибридную агрессию». Наблюдатели были удивлены, что не на этот раз. Но уже 13 марта выяснилось, что все нормально. Глава СНБО Алексей Данилов знает свое дело: «Мы сегодня находимся в информационной войне с Российской Федерацией, которая имеет непосредственное отношение совместно с Китаем к попыткам захвата предприятия «Мотор Сич»», — сказал чиновник. Обвинения Китая в рейдерском захвате «Мотор Сич» — это что-то новое. Запасаемся попкорном — в Пекине это услышали!
Китайский гамбит
Слушать, что мямлят американские марионетки, Пекин не станет. Акционер компании «Мотор Сич», китайская Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co, считает необоснованными введенные Украиной против нее и связанных с нею лиц на три года санкции и называет их основной целью препятствование инвестициям в запорожское предприятие. Компания считает невозможным примирение с украинскими властями.
«Skyrizon, как акционер компании «Мотор Сич», будет незаконно лишена своих законных прав, обязанностей и обязательств. Компания будет вынуждена прервать общепринятые деловые отношения с украинской компанией «Мотор Сич», что повлечет за собой огромные необратимые убытки», — сказано в заявлении компании на сайте, созданном для попытки провести 31 января собрание акционеров запорожского предприятия, оказавшейся неудачной. Украине больше не подадут руку: эксперт о том, к чему приведет национализация «Мотор Сич»
Skyrizon также полагает, что такие действия Украины совпадают с целью Бюро промышленности и безопасности (BIS) Министерства торговли США, которое 14 января этого года включило Skyrizon в список военных конечных пользователей (MEU).
«Государство Украина отказалось от результатов предыдущих переговоров и полностью исключило любую возможность примирения между двумя сторонами», — подчеркивается в заявлении.
Skyrizon указывает, что с июля 2017 года ведет переговоры с властями Украины в надежде «уладить недоразумения и миролюбиво разрешить инвестиционный спор», но 9 декабря 2020 года была вынуждена начать международный инвестиционный арбитраж против Киева и уже получила официальный ответ. Китайская компания также указывает, что 13 января ей удалось в Печерском суде Киева успешно оспорить отказ следователя Государственного бюро расследований (ГБР) признавать Skyrizon потерпевшей стороной в возбужденном в начале ноября прошлого года деле по ее жалобе на действия Службы безопасности Украины (СБУ).
Судя по всему, это начало длительных и неприятных судебных тяжб.
Эпилог
Не будем же морализировать по поводу «лица» Киева. Наступили события. В российский Крым прибыла группа топ-менеджеров Пекинской экспортно-импортной торговой компании во главе с председателем совета директоров Чжао Каем для участия в круглом столе «Китай и Крым: новый вектор экспортного партнерства 2021». Это консультации. Но уже заявлено об инвестициях в туристическую сферу полуострова.
Следующий этап — виноградники, сельскохозяйственные предприятия и места с лечебными грязями. Чжао Кай передал приглашение предпринимателям и чиновникам Крыма посетить КНР с ответным визитом. Китайцы найдут применение своим инвестициям, да и с точки зрения развития технологий у них проблем нет.
Что же до Украины, то есть все основания полагать, что эта история станет последним гвоздем в крышку гроба инвестклимата. После такого наглого ограбления связываться с Киевом не захотят даже те, кто на словах его поддерживает. Репутацию, сиречь лицо, очень легко потерять, но очень сложно вернуть.