Тест-Драйв Mitsubishi Fuso Canter / Митсубиси Фусо Кантер
Script
Mitsubishi Fuso Canter продают в РФ около 3-ех лет, но опыт использования этих автомобилей огромный – к нам их подержанными с давнишних пор привозили из Японии.
Удивил тот факт, что два из трех автомобилей, которые мы приготовили для тест-драйва на Дмитровском автополигоне, были с прицепами.
С моей точки зрения, это неспроста, так как накануне введения в стране стандарта Евро-4 Fuso CANTER получили мощный, экологический двигатель, что значительно расширяет возможности этих японских среднетоннажников, которые производят в Набережных Челнах. На мировом рынке Canter, по всей видимости, один из старейших в классе Light Duty Trucks. Даже в самом дешевом пакете, автомобиль весьма практичен.
Еще издалека увидев автомобильное трио из Mitsubishi Fuso CANTER, я попробовал найти характерные отличие от прежде выпускаемых моделей. На первый взгляд, по внешнему виду автомобили остались прежними. Если говорить о салоне кабины, то и здесь видимых изменений не наблюдается. Нужно отметить, что рулевая колонка и водительское сиденье регулируются как по высоте, так и по уровню наклона, что является определенно плюсом. К недостаткам отнес бы маленькие ниши, так как в них едва ли можно положить что-нибудь значительное. Зато кармашек для мобильного телефона напротив очень удобен. Главное отличие от предшественников, это двигатель, который стал намного экологически чистым и мощным. Так оно и есть, производителям удалось повысить мощность двигателя практически до 20%, и тем самым увеличить вес грузовика с 7,5 до 8,5 т. Помимо того, Mitsubishi Fuso CANTER можно смело использовать не только «соло», но и с прицепом. Приоритет данного автомобиля ещё состоит в том, что есть возможность осуществлять контроль масла в двигателе прямо из салона, что очень удобно в зимнее время.
Для тестирования, как говорилось выше, мы выбрали Дмитровский автополигон. И что бы испытание было предельно максимально приближено к условиям реальной езды, фургон и автомобиль с прицепом нагрузили балластом, а на «сцепке» расположили тройку ВАЗ-2107.
Запускаем двигатель, трогаемся со второй передачи. Во время движения в салоне тихо, ничего не шумит и не дребезжит. Немного разгоняемся, и мы уже летим на шестой передаче, а это значит на высшей передаточной ступени, которая специально предназначена для езды на трассе. Стоит отметить, что ход рычага удовлетворительный, не требует особых усилий и попасть в нужную передачу легко. Принцип переключения передач тут такой же, как и у большинства легковых автомобилей.
Но вот подвеска показалась жесткой — нагруженный автомобиль мягко и гладко движется по неровностям, но здесь оказалось не так: небольшие ухабы и ямки на дороге сопровождались потряхиванием. А российские дороги, к сожалению, в своем большинстве усеяны такими дефектами, то подобная работа подвески не порадует водителя.
Нужно заметить, что у грузовика отличный обзор и вполне удобное кресло водителя.
Получасовой поездки сначала на бортовом автопоезде, а затем на одиночном автофургоне оказалось достаточно, чтобы составить о первое впечатление. Окончательная оценка такова: у грузовика чересчур жесткая подвеска и классический азиатский дизайн, из достоинств: комфортное и функциональное рабочее место водителя, механизм переключения передач и крутящий момент.
Выпуск Mitsubishi Fuso CANTER запустилось в Набережных Челнах в 2010 году. За прошедшее с тех пор время данный среднетоннажник по объему продаж в России обогнал аналоги от ISUZU и HINO, которые появились в стране значительно раньше. На протяжении всего 2012 года ООО «ФУЗО КАМАЗ Тракс Рус» производило 250 Fuso CANTER в месяц. В данный момент разработчики российско-японского СП занимаются разработкой 12-тонной модели среднетоннажника, а в дальнейшем должны появиться его облегченная версия весом 6 т.
Mitsubishi Fuso Canter
Mitsubishi Fuso Canter
Всего около трех тысяч автомобилей Fuso Canter пока продано дилерами с начала выпуска модели в Набережных Челнах (Татарстан). Помимо весьма умеренной цены — около полутора миллионов рублей за шасси с промтоварным фургоном — японец привлекает и репутацией весьма надежного автомобиля. Это давно проверено на практике — с начала 1990-х годов в Россию из Японии ввезено более тридцати тысяч подержанных праворульных машин этой модели. И, как правило, владельцы, написавшие отзывы в Интернете, довольны приобретением. По данным аналитического агентства «Автостат» (см. таблицу) больше всего у нас зарегистрировано 15-23-летних «праворулек» Mitsubishi Canter. Да, именно так, в два слова, машина называется на внутреннем рынке. Известную с 1932 года марку Fuso японцы начали интенсивно раскручивать только в 2007-м. С тех пор, руководствуясь, видимо, результатами каких-то сложнейших маркетинговых исследований, фирма продвигает один и тот же автомобиль либо под брендом Mitsubishi Fuso — в России, Белоруссии, странах Прибалтики, Турции, США, Канаде и др., — либо просто Fuso, как в большинстве стран Европы, Мексике, Австралии и пр. Замалчивание или афиширование родового имени фирмы сугубо индивидуально для рынка той или иной страны — например, покупателям из Словакии импонирует то, что Canter — это Mitsubishi, а их соседям чехам по каким-то причинам знать это не обязательно. Или даже нежелательно.
В России же Canter встречается с документами трех разных марок: Mitsubishi — таких подавляющее большинство, Fuso — немногочисленный «секонд-хенд» из Германии, и Mitsubishi Fuso — из постепенно растущего парка автомобилей, собранных в России. Характерно и распределение по федеральным округам — почти 13-кратное преобладание Дальнего Востока над центром. И плавный спад но направлению от Приморья к западу — до мизерных трех-четырех сотен леворульных экземпляров на весь СЗФО, включая 5-миллионный Петербург. Впрочем, праворульные грузовички с тремя бриллиантами на решетке радиатора в подавляющем большинстве принадлежат не перевозчикам, а мелким предпринимателям или даже просто хозяйственным селянам и дачникам. Чаще это версии полной массой до 3,5 тонны — чтобы ездить с категорией B, да и таможня с легких грузовичков брала меньше. А конструктивно Canter с японского рынка не слишком похож на собрата российской сборки. Двигатель на «праворульке» обычно с механическим впрыском топлива вместо современной системы Common Rail, передняя подвеска — часто пружинная или торсионная, а задние колеса меньшего диаметра (например, 14-дюймовые против 15-дюймовых передних). И вообще, купившие праворульный Canter за 200–300 тыс. рублей, по сути, живут в другой России — не той, где челнинский Fuso за полтора миллиона рублей считается «привлекательным по цене». Тем не менее опыт, которым они делятся друг с другом на форумах в Интернете, может быть полезен и крупным автохозяйствам с десятком и более новеньких «фузиков» камазовской сборки. Зачем, например, платить 50 тыс. рублей официальному дилеру за японскую рессору, если подходит корейская от Hyundai Mighty? Всего за семь тысяч… И таких позиций альтернативных замен могут быть десятки.
Fuso Canter стал одним из первых среднетоннажников с расположенным на панели приборов рычагом КП, то есть свободным выходом из любой двери
Кроме того, гаражные мастера охотно рассказывают о доработках тех или иных узлов автомобиля, на что уже не способны завгары предприятий — в последние годы стало модным набирать их из числа менеджеров по логистике, не закрутивших в жизни ни одной гайки. В частности, у многих владельцев японских грузовиков раз и навсегда изжиты проблемы с футорками крепления двускатных колес. Вместе с самими футорками. Их просто заменяют на общие для обоих колес шпильки. При этом, конечно, не получается полноценного европейского крепления по стандарту ISO, поскольку центрируются колеса по-прежнему конусами на шпильках, а не пояском ступицы. Тем не менее надежность и безопасность узла возрастает многократно. Если же оставить все как есть, то рано или поздно возникнет горячее чувство солидарности с шоферами нескольких поколений, измученных футорками, которые положено регулярно подтягивать, что гораздо сложнее, чем на машинах с евроступицами. Поскольку предварительно нужно наехать внутренним колесом на доску и отвернуть на два оборота ВСЕ наружные гайки сразу. Как правило, времени и желания делать это нет, ведь платят водителям за тонно-километры… И если затяжка футорок ослабнет, то вскоре может разбить отверстия в диске. А затем и срезать шпильки, после чего оба ската отделяются от ступицы прямо на ходу — история знает немало страшных катастроф с участием потерявших колеса грузовиков.
До конца 2012 года завод в Набережных Челнах ставил на Canter 150-сильный мотор, отвечающий нормам Евро-3.
Менее трагично, но более чем неприятно и коррозионное срастание футорки с гайкой. Это крайне затрудняет замену пробитого колеса — при попытке отвернуть гайку вращается и футорка, тщетно силясь согнуть наружный диск. Или вращаются вместе все три детали, включая шпильку. В таких случаях гайку срезают, но чем это сделать в дороге? Приходится вызывать подменную машину и вручную перегружать товар на обочине. Задержка рейса минимум на сутки, штрафные санкции партнеров…
3,5-тонный Canter TF европейской сборки оснащен неза- висимой подвеской и дисковыми тормозами всех колес
Решено — футорки в помойку! Удалив родные японские шпильки (у них с тыла резьба М19х1,5), рассверливаем на миллиметр отверстия в ступицах, затем вставляем и прихватываем снаружи сваркой укороченные шпильки М20х1,5 от ЗИЛ-130. И на каждую, после установки внутреннего колеса, надеваем специально выточенную конусную втулку. После чего ставим наружное колесо и притягиваем весь пакет к ступице конусными гайками от передних колес того же ЗИЛ-130. А можно просто купить (или заказать через Интернет) готовый комплект так называемых еврошпилек — их повсеместно продают в Приморье для установки вместо футорок на многие модели японских грузовиков.
Возможны варианты
Mitsubishi Canter — глобальная модель, выпускаемая тиражом около 120 тыс. экземпляров в год на заводах Японии, Португалии, Турции, Египте, ЮАР, Филипин, Венесуэлы, Малайзии, России и других стран. Огромное количество модификаций для разных рынков порождает для владельцев машин некоторые проблемы с запчастями — особенно если предлагаемые официальными дилерами не устраивают по цене, либо их вообще нет в каталоге для российского рынка. Как ни странно, но проще всего владельцам «праворулек» — наши дальневосточные бизнесмены наладили надежные каналы поставок недорогих деталей от альтернативных производителей из Японии, Китая и Кореи. Если же автомобиль неяпонской сборки, то поиски запчастей порой носят «лотерейный» характер: повезет-неповезет. Разберемся, что за машины попадают в Россию, и как их различать. Mitsubishi Canter шестого поколения (по заводской номенклатуре TB) у нас самый массовый, в Японии его представили в 1993 году. Первичных национальных признаков у этих машин два: «баранка» справа и японский VIN-номер, начинающийся на букву J. Модель седьмого поколения (TD) — уже с двигателями Common Rail — появилась в 2002-м, таких грузовиков у нас на порядок меньше, ведь даже в конце 2000-х годов в Приморье предпочитали завозить и покупать дешевые «шестые». Помимо чисто японских «тэдэшек» встречаются и пригнанные из Европы Fuso португальской сборки — они там пошли в серию спустя три года, в 2005-м, и их легко определить по коду TYB на первых трех позициях VIN-номера. В 2010 году Сanter предпоследнего поколения TD прописался в России — машинокомплекты с головного завода Fuso в Кавасаки (префектура Канагава) приходят в Набережные Челны, где собирают шасси, отправляемые затем на предприятия-ребилдеры для монтажа надстроек.
Для автономного подогревателя предусмотрен свой топливный бачок
Мнение
ГЕОРГИЙ ПЛЕХАНОВ, главный технолог ООО «ФУЗО КАМАЗ Тракс Рус», Набережные Челны
— С января 2013 года наша компания предлагает Mitsubishi Fuso Canter, отвечающий экологическим нормам Евро-4. По сравнению с прежним автомобилем новый прибавил 800 кг грузоподъемности — теперь она составляет 5300 кг при полной массе 8,5 т вместо прежних 7,5 тонны. Доработка рамы не потребовалась — ее прочность была изначально рассчитана с запасом. Усилили только подвеску и применили более мощный двигатель — он прибавил 30 л. с. и почти 60 Н.м крутящего момента. Учли также нарекания перевозчиков на некоторые врожденные дефекты. Например, с ноября 2012 года по нашей рекомендации японские партнеры комплектуют радиатором иной конструкции и от другого поставщика — недостаток, вызывавший потерю герметичности, устранен. Много было жалоб на преждевременный выход из строя 16-дюймовых нижнекамских шин, которые шли на комплектацию автомобилей с декабря 2010 года. По индексу несущей способности — 121/120, соответствующему суммарной нагрузке 2900 кг на переднюю ось и 5600 кг на заднюю, они подходили под наши технические характеристики (2880 и 5200 кг соответственно). Тем не менее практика показало иное. На новом автомобиле Fuso Canter Eвро-4 (с увеличенной на тонну полной массой) применены шины другой размерности — 215/75R17,5, и более высоким индексом несущей способности (124/123). По соотношению цена/качество предпочтение отдано модели одного из европейских производителей.
По-прежнему доступны шасси с колесной базой четырех вариантов — заказы машинокомплектов из Японии мы формируем, учитывая статистику предыдущих поставок и спрос перевозчиков. Как правило, задержек в получении автомобиля нужной длины не бывает. Около 90% выпускаемых в Набережных Челнах среднетоннажников Mitsubishi Fuso Canter конечные покупатели получают уже в виде готового грузовика с кузовом, и именно по этому пути — расширения перечня российских компонентов из числа входящих в надстройки — будет развиваться локализация производства. Проекты освоения сварки кабин пока не рассматриваются: объемы продаж автомобилей не позволяют значительно увеличить инвестиции в укрупнение технологического процесса и увеличения в разы затрат по внешней и внутренней логистике.
Шарниры рессор на прессмасленках обрекают на значительный объем ТО
Вопреки давней, еще советской, традиции марка автомобиля при этом не меняется — в отличие от конкурентов компания «ФУЗО КАМАЗ Тракс Рус» добилась привилегий от надстройщиков, поэтому в никакие «ЦентрТрансТехМаш» или «Мега Драйв» Canter не переименовывают. Но свой собственный VIN-номер ребилдеры готовому автомобилю присваивают. Таким образом, челнинский код Z8V придуман чисто формально, а в базу данных российские Mitsubishi Fuso попадают с номерами на X9H, XUB и пр. В чем принципиальное отличие от машин, ввезенных неофициально, на которых родной японский или португальский VIN-номер сохранен независимо от того, рефрижератор это или борт с КМУ. Особенность челнинских шасси еще и в узком перечне модификаций — доступны только заднеприводные 8,5-тонные (до 2012 года — 7,5-тонные) колесной базой четырех вариантов, однорядной кабиной, единственным 4,9-литровым 4-цилиндровым мотором, рессорной подвеской всех колес и барабанными тормозами «по кругу». Никаких 3,5-тонных «коротышей» с рычажной подвеской передка, реечным рулевым и дисковыми тормозами у нас не предусмотрено, как и автоматических КП с двумя сцеплениями, не говоря уже о гибридной силовой установке…
Наличие гидролебедки автовоза требует установки КОМ с гидронасосом
Мнение
МИХАИЛ ТИХОМИРОВ, механик ООО «Караван», Ростов-на-Дону
— При комплектовании автопарка предприятия мы выбрали относительно недорогие среднетоннажники Mitsubishi Fuso Canter — партию из 12 машин получили в 2012 году. Все — с изотермическими кузовами-рефрижераторами, поскольку возим мы продукты питания. Рейсы — в основном по загородным трассам южных регионов России. Летом двигатели автомобилей работают круглосуточно, приводя компрессоры холодильных установок — тем не менее в пересчете на километраж расход топлива не превышает 22 л/100 км. Учитывая небольшие пробеги — до 60 тыс. км — говорить о долговечности какихлибо узлов пока рано. Автомобили работают безотказно — только заправляем их топливом и проводим регулярное обслуживание в техцентре официального дилера. Из мелочей отмечу выход из строя радиаторов-отопителей, имевших место на двух машинах, а также неудачный выбор шин для комплектации автомобилей заводом-изготовителем — модель «КАМА-218» оказалась непригодной для грузовика полной массой 7,5 тонны. После двух случаев взрывного разрушения покрышек мы переобули все наши Fuso в Goodyear и Bridgestone.
Передние точки крепления кабины — без подвески, на сайлентблоках
Восьмое поколение TF представили в Японии в конце 2011 года, а летом 2012 — и в Европе. Завод в португальском Трамагале включает линию по изготовлению кабин — их не надо везти в сборе и окрашенными, как в Челны — из Японии приходят только отштампованные панели. Вероятность того, что европейский Canter TF окажется в парке российского перевозчика, есть, хотя и мизерная. Пригнать машину из Германии, с учетом пошлин и сборов, обойдется дороже, чем купить российского «старичка» TD. К тому же равный по мощности 180-сильный мотор на «европятых» Fuso всего лишь 3-литровый, да к тому же с системой впрыска мочевины… Однако альтернативы импортной машине нет, если нужен полноприводный «фузик». Либо Canter c двойной семиместной кабиной. Возможно, такой привезет из Португалии или Японии под заказ даже официальный дистрибьютор. И поставит его на гарантию.
Между рамами шасси и кузова хорошо бы проложить доски, но, увы .
Новейший TF выпускает еще и недалекий от нас завод полного цикла Temsa Global (Адапазары, Турция). Но опять-таки придется самим привозить, растаможивать, платить утилизационный сбор… Возможно, уже через год появится интересный вариант — пригнать новейший Canter TF из Казахстана, с которым у России единое таможенное пространство, а значит, не надо платить за утилизацию. Дело в том, что ряд стран бывшего СССР (еще Украина, Армения и Грузия) входят в сферу распределения той же турецкой Temsa Global. Пока она отправляет в Алма-Ату только «евротретьи» Fuso, которые у нас уже давно вне закона, однако в 2014 году Казахстан должен перейти на Евро-4, и тропинку для турецких «фузиков» в Россию вполне можно будет протоптать. Тем более что вожделенный Canter FE 711 полной массой до 3,5 тонны в автосалонах нашего южного соседа свободно продается.
. а на болт, стягивающий кронштейны, навернуть еще одну контргайку
Обозначение модели по номенклатуре Mitsubishi Fuso имеет нюансы для рынков разных стран. Буквой F зашифрована бескапотная компоновка, второй буквой — полная масса (ранее грузоподъемность) и колесная формула: B — до 3,5 т, 4х2; D — до 3,5 т, 4х4; E — от 3,5 до 8,5 т, 4х2; G — от 3,5 до 8,5 т, 4х4. Далее следует цифра, обозначающая поколение: 5 или 6 — это TB, а 7 или 8 — последующие TD и TF, причем 7 соответствует версиям с узкой кабиной, а 8- с широкой. Остальными одной-двумя цифрами зашифрована модификация.
Мнение
ВАЛЕРИЙ САВЧУК, начальник транспортной службы ООО «Золотой век», Ростов-на-Дону
— У нашего предприятия достаточно большой автопарк — только в Ростове, не считая филиалов, на линиях работает около 130 автомобилей разного тоннажа. Перевозим в основном продукты питания, поэтому большинство машин — с изотермическими фургонами-рефрижераторами. В 2011 —2012 годах приобрели 11 среднетоннажников Mitsubishi Fuso Canter, из них семь — с кузовами на 8 палет, и четыре длиннобазных — на 11 палет. Наше предприятие авторизовано компанией «ФУЗО КАМАЗ Тракс Рус» как официальный дилер, поэтому обслуживание и ремонт автомобилей производим у себя — все необходимое оборудование имеется. Машины из первой партии уже пробежали по 90–100 тыс. км, а самые свежие — не менее 40 тыс. км. Почти на всех текли отопители — заменяли радиаторы и краны, на одной вышел из строя теплообменник системы рециркуляции отработавших газов. В остальном — без нареканий. Даже в подвеске пока ничего не меняли — нагружаем машины обычно до 2–2,5 тонны, то есть до половины грузоподъемности, поэтому ходовая до сих пор в отличном состоянии. Разве что шины «Кама» вышли из строя — больше 50 тыс. км они у нас не ходили, лопались под нагрузкой. Меняем их на китайские разных брендов — посмотрим, сколько прослужат. На шести автомобилях, купленных первыми, до сих пор исправно ходят родные шины Bridgestone — раньше их ставили прямо на заводе. Расход топлива летом — 21 л/100 км по трассе и 22,5 л/100 км по городу. Зимой, соответственно, 24 и 26 л/100 км.
Ведущий мост типа «банджо» удобен съемным в сборе редуктором. Балка моста штамповано-сварная
В маркировке машин российской сборки, например, F85DH, буква Е пропущена, далее идет цифра 8 — широкая кабина, затем 5 — рессорная подвеска, а после стоит буква D, обозначающая двигатель модели 4М50. В конце приведена одна из четырех букв, соответствующая определенной длине колесной базы: E — 3410, G — 3870, H — 4170, J — 4470.
В торговом обозначении Fuso португальской сборки (например, 7С18D) первая цифра указывает на полную массу в тоннах, буква С — на широкую кабину (если S, то узкая), 18 — 180-сильный мотор, а D — двойная семиместная кабина.
Что ломается
Как и положено моторам с современной топливной аппаратурой, они не любят бодяжное топливо и попавшую в солярку воду. Вот почему купив относительно свежий праворульный Canter, владелец-сибиряк потом долго жалеет, что не взял старенький — с рядным ТНВД. Уж больно дорогие оказались форсунки Common Rail… Как правило, больше затрат на запчасти у выбравших легкие версии — с реечным рулевым механизмом, который на видавших виды экземплярах начинает постукивать из-за износа направляющих, также далеко не вечные шаровые опоры — особенно если ездить по «сопкам Манчжурии». Куда долговечнее мосты на рессорах, но такие ставят только на тяжелые модификации с невыгодной растаможкой. А в последний год — и подавно, ведь размер утилизационного сбора прямо привязан к тоннажу, и если полная масса машины превышает 5 тонн, остается только вспомнить поговорку «близок локоть, да не укусишь»…
Мощный стабилизатор поперечной устойчивости необходим для шасси, оборудованных высокими промтоварными кузовами
Мнение
МИХАИЛ ШАПИРО, директор ООО «Кубань-масло», Краснодар
— Три новых автомобиля Mitsubishi Fuso Canter 2011 и 2012 годов выпуска мы приобрели, уже имея большой опыт эксплуатации японских грузовиков — в основном подержанных праворульных. Профиль нашей работы — перевозка молочной продукции, поэтому все машины оборудованы изотермическими кузовами-рефрижераторами: два — на шасси с базой 4170 мм, и один — на самом длиннобазном (4470 мм). Рейсы — в основном по загородным трассам юга России. Пробег самого старшего Fuso уже превысил 200 тыс. км, остальных — немногим меньше. Моторы — в отличном состоянии, масло между сменами не доливаем. Применяем импортное полусинтетическое. Врожденных дефектов было выявлено только два: на одной машине оказался бракованным корпус водяного насоса — раковина в чугунной отливке вызвала течь антифриза, а на другой — потек радиатор отопителя. Достаточно большие пробеги потребовали работ по ходовой части — на всех машинах уже перебирали шкворневые узлы, заменяли втулки рессор и рулевые тяги. После окончания действия заводской гарантии обслуживаем машины силами собственной ремонтной службы. «Родные» шины нижнекамского завода прослужили около 90 тыс. км, после чего были заменены на Bridgestone зимней (шипованной) и летней моделей — считаем рациональным менять их по сезону.
Автономный подогреватель снимает все проблемы зимнего пуска мотора
Приходится приспосабливать Canter и к сибирским морозам — в Японии-то таких не бывает. Например, по отзывам «кантероводов» на форумах, весьма полезно устроить забор теплого воздуха на впуск от выпускного коллектора — это уберет провалы при разгонах. Для нормальной работы в мороз некоторые владельцы ставят подогреваемый топливный фильтр-сепаратор от крупнотоннажных грузовиков. В остальном — все как и положено на 15-20-летней японке. Изредка меняешь что-нибудь в ходовой, и ждешь, пока придет черед капиталить движок…
Барабанные тормоза всех колес — особенность Fuso российского рынка
У хозяев машин российской сборки все по-другому: сменив в своей автоколонне «газики» на «фузики», они радуются жизни, правда периодически сетуют на «совковость» фирменного сервиса — все-таки не японцы нанимали туда персонал, а представители родного «КАМАЗа» — и спорят в курилке на вечную тему: «Можно ли смазывать резьбу футорок, или нельзя?». Первые два года выпуска фирма ставила в отопитель кабины конструктивно неподходящий радиатор — те, у кого он не успел потечь во время действия гарантии, меняли его за деньги — около 20 тыс. руб. вместе с работой. Прочие дефекты если и бывают, то носят случайный характер. Пробеги челнинских автомобилей Mitsubishi Fuso Canter пока редко превышают 150 тыс. км, и сколько прослужат основные агрегаты при регулярном ТО на фирменном сервисе с оригинальными запчастями (чего никогда не знали «праворульки») — покажет время.
С такими стремянками можно широко варьировать количество листов
Мнение
АСЛАН МАМРУКОВ, заместитель директора ООО «Мамруко», Республика Адыгея
— Наша компания производит и фасует для розничной продажи подсолнечное масло «Мамруковское» — до трехсот тонн в сутки. Сырье — семена подсолнечника — возим большими самосвалами, а готовую продукцию — среднетоннажниками. Раньше это были нижегородские «Валдаи», но в позапрошлом году заменили их на Mitsubishi Fuso Canter. На сегодняшний день у нас в парке шесть таких машин с кузовами на 6 европалет. За два года машины успели пробежать от 100 до 160 тыс. км. Рейсы — по всему Южному федеральному округу, в основном по хорошим асфальтированным дорогам. Поэтому, несмотря на периодические перегрузы, подвеска ходит хорошо. Меняли только втулки рессор — после пробега 140–150 тыс. км. На всех машинах почти сразу потекли радиаторы отопителя — заменяли по гарантии. После нескольких случаев взрыва родных шин «Кама» на все наши Fuso поставили польские Kormoran — пока ими довольны. В остальном автомобили служат без отказов и поломок, регулярное ТО проводим в сервисном центре официального дилера — даже после окончания гарантии.