Приложение. Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства
Приложение
к Положению Банка России
от 19 сентября 2014 г. N 432-П
«О единой методике определения размера
расходов на восстановительный ремонт в
отношении поврежденного транспортного
средства»
Единая методика
определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства
Настоящая Методика является обязательной для применения страховщиками или их представителями, если они самостоятельно проводят осмотр, определяют восстановительные расходы и выплачивают страховое возмещение в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», экспертами-техниками, экспертными организациями при проведении независимой технической экспертизы транспортных средств, судебными экспертами при проведении судебной экспертизы транспортных средств, назначаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях определения размера страховой выплаты потерпевшему и (или) стоимости восстановительного ремонта транспортного средства в рамках договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
* Необходимое время приведено без учета подготовительно-заключительньгх работ.
** Категория сложности не связана с нормированием ремонтов транспортных средств отечественных производителей (ремонт N 1, 2, 3) и зависит от степени повреждения:
1 категория — несложные деформации на простых (несложно профилированных) поверхностях;
2 категория — сложные деформации с образованием складок, вытяжкой металла либо несложные деформации на профилированных поверхностях;
3 категория — сложные деформации с изломом ребер жесткости (при нецелесообразности замены, применении реставрации или вставки).
Подробная инструкция расчета ремонта ТС по ОСАГО — делюсь опытом
Во-первых, эта статья будет полезна тем, кто уже попал в ДТП не по своей вине и ждет осмотра, а так же денежной выплаты от страховой. Расчет будет плюс-минус точный (небольшой разбег будет в стоимости окраски элементов и работы), но даст вам понять какую сумму ориентировочно выплатит страховая компания, то есть мы с вами разберем в двух словах несложный случай, который даст вам понять саму методику .
Вводные данные: автомобиль KIA PICANTO 2006 г.в. с пробегом в 220 000 км, который попал в ДТП не по своей вине 22.11.2019 г. все это произошло в Перми, в результате ДТП были повреждены: порог левый — деформация, нарушение ЛКП (лакокрасочное покрытие); крыло заднее левое — деформация, нарушение ЛКП; фонарь задний левый — царапины, потертости; бампер задний — нарушение ЛКП .
Для начала пройдем по повреждениям и ремонтным действиям, применяемым к ним:
Порог левый — деформация, нарушение ЛКП, посчитаем как ремонт и окраска (автоэксперт может принять решение о замене, т.к. повреждение порога достаточно обширно).
Крыло заднее левое — деформация, нарушение ЛКП, посчитаем как ремонт и окраска.
Фонарь задний левый — царапины, потертости, в таких случаях фонарь всегда меняется, поэтому посчитаем как замена.
Бампер задний (облицовка) — нарушение ЛКП, посчитаем как окраска (других повреждений в виде деформации и разрывов пластика нет).
Начнем с заменяемых деталей.
Находим заводской номер детали (самый простой способ — заходим на сайт emex.ru и по VIN находим номер конкретной запчасти), в нашем случае это 9240107010.
Стоимость запчастей согласно единой методике, применяемой для расчета страхового ремонта по ОСАГО, берем с сайта РСА , выставляем дату ДТП 22.11.2019 г. регион (в нашем случае Уральский, по своему региону сможете найти на стр.44 Единой методики ЦБ ) и марка транспортного средства, KIA в нашем случае.
Затем вставляем номер запасной части в соответствующее поле и нажимаем отправить запрос.
Узнаем стоимость ЗЧ (запчасть) на момент ДТП 2380 руб., затем начинается самое интересное — ИЗНОС. Расчет износа производится следующим образом:
Формула расчета: Ики = 100 * (1 — е^ -(∆т*Тки)+(∆l*Lки) )
∆т — коэффициент, учитывающий влияние на износ комплектующего изделия (детали, узла и агрегата) его возраста (по своему авто сможете найти на стр.44 Единой методики ЦБ , Приложение 4)
Тки — возраст нашей машины, лет (в нашем случае дата аварии 22.11.2019 — дата производства 01.01.2006 = 13,8 года);
∆l — коэффициент, учитывающий влияние на износ комплектующего изделия (детали, узла и агрегата) величины пробега транспортного средства с этим комплектующим изделием (по своему авто сможете найти на стр.47 Единой методики ЦБ , Приложение 5)
Lки — величина пробега (думаю всем понятно), в нашем случае 220 000 км.
У нас эта формула будет выглядеть так:
По правилам расчета ОСАГО ( Единой методики ЦБ ) износ не может превышать 50% от стоимости деталей, так как у нас расчетный износ 57,3%, то мы берем износ 50% — максимальный.
Итого на запасные части у нас ушло:
2380 х 0,5 = 1190 руб.
На ремонт и окраску берете средние цифры по СТО своих регионов. Согласно методике стоимость работ, материалов на окраску надо взять так же на сайте РСА, потом все рассчитать по нормативам разборки/сборки завода изготовителя, но все это очень долго и требует доступа к профессиональным программам, которые в свою очередь не бесплатны. Мы для примерного расчета возьмем стоимость, озвученную нам, допустим, на СТО по кузовному ремонту и окраске — это и будет являться приблизительной стоимостью в расчете, проверено на практике . То есть окраска и ремонт порога обойдется нам в 5000 руб., окраска и ремонт крыла в 6000 руб., и окраска облицовки заднего бампера в 7500 руб.
Что мы имеем в итоге всех вычислений:
1190 + 5000 + 6000 + 7500 = 19690 руб.
Стоимость запасных частей + стоимость ремонта и окраски крыла, порога и заднего бампера = стоимость страховой выплаты, которую вы получите от страховой компании.
При полученных повреждениях стоимость восстановительного ремонта, рассчитанной в соответствии с единой методикой ЦБ, будет составлять 19690 рублей.
Еще раз напоминаю, что расчет, произведенный нами в этой статье, будет приблизительно равен расчету ремонта от страховой компании.
Надеюсь статья будет вам полезна, задавайте вопросы в комментариях, ставьте лайки и, конечно же, подписывайтесь на мой канал!
Были ли изменения в методике Минюста в 2019 году?
Здравствуйте! Скажите пожалуйста какие изменения произошли в методических рекомендациях для судебных экспертов «исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки» в 2019 году?
Ответы юристов ( 1 )
01 января 2019 г., с одновременным прекращением действия методических рекомендаций «Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки», изданных в 2013 году (с изменениями от 2015 года), вступают в силу «Методические рекомендации по проведению судебных автотехнических экспертиз и исследований колесных транспортных средств в целях определения размера ущерба, стоимости восстановительного ремонта и оценки» (далее — «Методические рекомендации»). Настоящие Методические рекомендации устанавливают методику проведения автотехнических экспертиз и исследований в системе судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации. Методические рекомендации могут быть использованы также другими экспертными организациями (экспертами, специалистами) при определении стоимости восстановительного ремонта и оценки стоимости колесных транспортных средств.
Содержание Методических рекомендаций разделено на три части. Первая часть включает в себя общие положения настоящих Методических рекомендаций.
Вторая часть содержит типовые методики по определению и фиксации повреждений колесных транспортных средств, определению объема работ по восстановлению поврежденного колесного транспортного средства, расчету стоимости восстановительного ремонта и размера реального ущерба (в том числе размера утраты товарной стоимости, стоимости годных остатков колесного транспортного средства).
Третья часть Методических рекомендаций содержит методики определения стоимости (оценки) колесных транспортных средств, оценочные процедуры определения стоимости колесных транспортных средств, а также примеры оформления результатов оценки.
В проводимых исследованиях и расчетах следует выделить три основных направления:
— для целей ОСАГО;
— для целей добровольного страхования;
— для других целей.
При определении стоимости восстановительного ремонта в рамках ОСАГО следует учитывать, что:
— стоимость используемых запасных частей учитывает их износ, значение которого не должно превышать установленного законодательством об ОСАГО значения (на момент подготовки информационного письма — 50%). Методика его расчета определяется Единой методикой;
— стоимость запасных частей, материалов и нормо-часа работ принимается на основании соответствующих справочников с учетом установленных границ региональных товарных рынков (экономических регионов). Единой методикой предусмотрены случаи возможного применения других источников информации о стоимости запасных частей;
— расценки авторизованных исполнителей ремонта в экспертных расчетах страховой выплаты не учитываются;
— полная гибель колесного транспортного средства наступает, если стоимость ремонта без учета износа подлежащих замене составных частей равна или превышает стоимость колесного транспортного средства до повреждения, рассчитанную на дату наступления страхового случая;
— при полной гибели колесного транспортного средства от возмещаемой действительной (рыночной) стоимости колесного транспортного средства может быть вычтена стоимость годных остатков.
При определении стоимости восстановительного ремонта и размера страховой выплаты, устанавливаемых в рамках КАСКО, ДОСАГО, следует учитывать:
— учет износа составных частей или расчет убытков без износа застрахованного имущества определяется договором о страховании, который должен быть предоставлен эксперту в качестве исходного данного. Настоящие Методические рекомендации устанавливают методику расчета износа;
— в случае нахождения колесного транспортного средства на гарантийном периоде эксплуатации должны использоваться расценки авторизованных исполнителей ремонта на запасные части, материалы и нормо-часы ремонтных работ, если иное не указано в договоре о страховании;
— страховая стоимость колесного транспортного средства принимается в месте его нахождения в день заключения договора страхования (если иное не оговорено в этом договоре).
При определении стоимости восстановительного ремонта и размера ущерба, устанавливаемых вне страхового урегулирования, следует читывать, что:
— законодательство не предусматривает уменьшение суммы ущерба на стоимость годных остатков;
— если заказчиком исследования не указана дата, на которую следует определить стоимость восстановительного ремонта колесного транспортного средства, то расчет следует производить на момент проведения экспертизы (экспертного исследования);
— методика расчета износа составных частей колесного транспортного средства определяется настоящими Методическими рекомендациями и учитывает их ресурс на момент происшествия;
— стоимость используемых материалов принимается с нулевым значением износа.