Требования к автостоянке
Автостоянки — это целый комплекс конструкций, сооружений, огражденных участков, плавучих дебаркадеров. Подробнее о типах автостоянок можно узнать на данной странице.
Требования к ним определяются СП 113.13330.2012/СНИП 21-02-99* и зависят от типа стоянки, ее объема и расположения.
Нормативная база
С полным перечнем нормативных документов, который может понадобиться при строительстве стоянки для автомобилей, можно ознакомиться здесь.
- СП 113.13330.2012. Этим документом учтены требования большинства нормативов.
- ФЗ РФ №52 о благополучии населения.
- СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, пункт 18, определяющих СЗЗ.
- Свод правил 59.13330 — определяет обустройство парковочных мест для маломобильной категории населения.
- Свод правил 42.13330 нормирует расчет площади участка под автостоянку.
- Для стоянок под землей важным моментом является соблюдение требований по СанПиНу 2.1.2.2645.
Размещение автомобильных стоянок
Парковки для автомобилей обычно носят наземный характер и строятся с учет временного, не долгосрочного пребывания автомобилей (например, на время посещения клиентом магазина). Требования к ним минимальны. Парковки располагаются на территории, прилежащей тому или иному заведению.
С автомобильными стоянками (АС) дела обстоят гораздо сложнее.
- На уровне земли (при этом площадка ограждается и специальным образом оборудуется).
- В сооружениях иного назначения (ограничения по пожаро-опасности сооружений можно найти в СНиП 21-01 и НПБ 105). При этом стоянка размещается на уровне земли (в цоколе, нижних этажах над землей), ниже уровня (подвал, подземные этажи).
- Подземные стоянки для автомобилей строят под территорией, на которой не планируется возведение зданий и сооружений (парковая зона, скверы, под уличное пространство, в том числе под проездами).
- Их оборудуют даже на плавучих конструкциях (дебаркадерах).
Стоянки могут быть:
- открытого (с навесами и без) и закрытого типа;
- с парковкой непосредственно водителем или посредством механического приспособления;
- с наличием индивидуальных боксов и с отсутствием таковых;
- отапливаемые и неотапливаемые.
Еще один не маловажный пункт при планировании автомобильной стоянки — это тип транспорта, для хранения которого они предназначены:
- легковой;
- микроавтобусы;
- автобусы;
- грузовые автомобили крупных габаритов;
- строительная техника;
- средства для транспортировки ГСМ.
На первый план при обустройстве таких объектов выходят противопожарные требования. Санитарные нормы в основном касаются расстояний от разного рода сооружений, конструкций площадок (по СанПиНу 2.2.1/2.1.1.1200-03, пункт 18).
Если стоянка рассчитана на 50 и более мест для ТС, требуется обустройство КПП, бытовых помещений для персонала (обязательно должны быть туалетные комнаты) и комнат для хранения инвентаря для уборки и оборудования для обеспечения ППБ.
Автостоянки встроенно-пристроенного типа можно размещать не во всех зданиях и сооружениях (п 4.10 свода правил 113.13330.2012). При строительстве автостоянок надо учитывать, что можно возводить сооружения до 9 этажей (включительно) при наземных конструкциях, и до 5 этажей (включительно) для подземных.
Санитарные требования к автостоянкам
Эти требования зависят от количества машино-мест и назначения сооружений, возле которых они обустраиваются. Расстояние до объектов рассчитывается согласно специальной таблице и может варьировать от 10 до 50 м.
- типа сооружения (расстояние до ДОУ, школ, других детских заведений и ЛПУ больше, чем до жилых и общественных зданий);
- того, какое максимальное расстояние требуется соблюдать при обустройстве стоянки от 300 машино-мест.
- того, собираетесь ли вы обустраивать стоянку открытого типа для машин в количестве свыше 500 шт. на территории жилого комплекса. Это запрещается и можно делать только на территориях, предназначенных под промиспользование.
Расстояние от проезда до места хранения машин любого типа не может быть меньше 7 м. Если автопарковка выполнена под землей (зданием), выбросы ее вентиляционной системы организуются на высоте от 1,5 метров над коньком кровли здания. Требования, применяемые к подземному типу стоянкам и гаражам, применимы и к обвалованным стоянкам.
Требования пожарной безопасности
Эти требования очень вариативны и зависят от количества машино-мест и типа обустройства стоянки. Категорию пожаробезопасности здания с обустроенным местом хранения автомобилей определяют согласно СП 12.13130, чаще всего это B1-B4 (кроме автосредств с двигателем на газовом топливе). Если места для хранения автомашин обустраиваются в здании с иным назначением, они отделяются от основной конструкции перегородками 1 типа.
Газовые ТС нельзя хранить в помещениях:
- с боксами без индивидуального выезда на улицу;
- в цоколе и подземной части автостояночного комплекса;
- на стоянках, расположенных над землей, если они закрыты, встроены в сооружение или закрыты и не имеют изолированных рамп.
Кроме этого, нормируются параметры машино-места. Например для легкового транспорта предусмотрено 530×250 см/для инвалидов 600х360 см. Габариты места для ТС рассчитываются с учетом зазоров безопасности.
Специальные требования к АС разного типа оговорены п. 5.2. свода правил 113.13330.2012
Требования к инженерным сетям
Все конструкции данных сетей монтируется с учетом сводов правил:
Все инженерные сети, монтируемые на автомобильных стоянках встроенно-пристроенного типа:
- делаются автономными;
- монтируются с элементами, которые будут проходить через перекрытия, в металле (трубах).
Электропроводка выполняется в защитном оборудовании с огнестойкостью не ниже EI 150. Во встроенных либо пристроенных автостоянках (АС) должен быть водопровод для тушения пожара, рассчитанный на определенное количество струй по СП 10.13130. Этот же свод правил описывает способ монтажа системы пожаротушения водой в не отапливаемых АС.
Внутренний водопровод можно не делать, если:
- АС отдельно стоящая;
- отвечает требованиям п. 5.2.12;
- имеет отдельные боксы.
Если стоянка рассчитана на хранение менее 50 машин, встроена в иное здание, инженерные сети стоянки для ТС и сооружения можно не разносить, кроме вентиляции. При монтаже противопожарной части водопровода и насосного оборудования, между ними встраивают клапаны обратного давления.
Если вы проектируете отапливаемое помещение для хранения машин, нужно предусмотреть систему, которая не допускает охлаждение помещения до +5 о С (исключительно) и ниже. Вентиляционная система закрытых АС нормируется ГОСТом 12.1.005 и оборудуется приточным и вытяжным элементами. При этом свод правил 7. 13130 требует в АС как надземного, так и подземного типа оборудовать специальную вентиляционную систему для удаления газов из изолированных рамп и боксов.
Защитная система против дыма описана сводами правил 7. 13130 и 60.13330 и включает требования к:
- воздуховодам;
- встроенным вентиляторам;
- собственно вентиляционным шахтам;
- дымоприемникам и пр.
Все клапаны данной системы должны отвечать ГОСТу Р 53301 по сопротивлению газо-дымной смеси. Если АС обустраивается в жилом доме, ее вентсистема оборудуется шумопоглотителями с учетом необходимости поддерживать требуемый в жилом доме уровень шумов в ночное время.
Сводом правил 52.13330 определяются требования к осветителям и в целом системе освещения. На случай пожара предусматривается аварийная подсветка с обязательным освещением эвако-выходов и путей движения ТС, а также мест расположения средств тушения пожара.
Надежность установок электрообеспечения ППЗ (защиты от пожаров) обеспечивается по I классу. При наличии лифтовых систем и механизации движения ТС — эти системы обеспечиваются по II классу. Все остальное электрическое оборудование разрешено отнести к III классу.
Для запитки средств ППЗ используют отдельные кабельные линии, выводимые на щитки. В АС закрытого типа на входе монтируется розетка на 220В по I категории электроснабжения для запитки оборудования ППЗ.
Автоматика: АПС и тушение пожаров
Требования к данным системам обоснованы размерами и видом стоянок, типом ТС, хранимых на такой стоянке. Все устройства ППЗ должны быть сертифицированы. Тип установки для борьбы с пожаром в «автомате» определяется техрегламентом (ФЗ РФ N o 123).
АСПТ (автоматизированное тушение пожара) обязательно для:
- одноэтажных сооружений надземного типа I- III ст. огнестойкости, при площадях ор 7000 квадратов;
- всех подземного типа АС;
- всех надземных АС, имеющих от 2 этажей;
- механизированных АС любого типа;
- стоянках под мостами;
- во встроенно-пристроенных конструкциях;
- в любых АС, предназначенных для хранения ТС, перевозящих ГСМ.
Если на АС с боксами, в каждом боксе имеется выезд наружу, можно у каждого бокса не монтировать автоматическую систему тушения пожара. При условии, что здание АС имеет не более 2-х этажей.
Подземные АС обязательно требуют установки оповещателей разного типа, в зависимости от количества машино-мест:
- IV-V типа для АС с числом хранимых машин от 200 шт.;
- III типа для Ас, рассчитанных на 50-200 ТС;
- II типа, если стоянка предназначена для содержания до 50 автомобилей.
Перед обустройством стоянки для автомобилей, уточните в местных органах пожарного надзора нет ли удобных нормативных актов регионального типа.
Что стоит знать о местах стоянки автомобилей
Виды стоянок: по месту расположения – подземные и наземные, пристроенные, отдельно стоящие; по доступу – открытые и закрытые; по уровню технического оснащения – механизированные, полумеханизированные; по расположению ТС – плоскостные и многоуровневые; по характеру использования – постоянные и временные.
Стоянки легковых автомобилей составляют большую часть существующих паркингов. Для закрытых характерны: четкие границы территории, разделение на проезды и полосы для машин; площадь 1 парковочного места не менее 20 м2 при поперечной расстановке, 23 м2 – при угловой; расстояние между соседними машинами – не менее 0,5 м; иметь ту же дистанцию от стоящего авто до стены;
Требования для уличной стоянки: от паркинга до линии застройки должно быть не менее 6-10 м; расстановка ТС предпочтительнее под углом к тротуару; на 1 машину должно приходиться 13-18 м2 в зависимости от угла к границе тротуара; между стоянкой и проезжей дорогой желательно сделать линию защиты шириной в 0,5 м.
Требования для стоянки грузовых авто: на ней нет разметки для обозначения мест из-за различия габаритов ТС; для машин с прицепами есть возможность сквозного проезда, для тягачей с полуприцепами – езда задним ходом; расстояние между рядами авто делают таким, чтобы транспорт мог выехать с парковочного места или повернуть на него; площадка не может находиться в жилой зоне.
Требования для открытой стоянки автомобилей: она не должна располагаться на первых трех защитных зонах водозаборов, предназначенных для хозяйственно-питьевых целей; при ней обязательно должно быть помещение для противопожарного инвентаря; въезд и выезд с территории располагают в разных местах.
Оставить машину дольше, чем на 5 минут, можно: на правой стороне обочины или по краю проезжей части в ее отсутствие; на грани тротуара, если есть символ 6.4 вместе с обозначениями 8.4.7, 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6 — 8.6.9; на левой стороне дороги, если она находится в населенном пункте и является однополосной.
Стоянка автомобиля по ПДД запрещена: там, где не допускается остановка; на загородных трассах с обозначением 2.1; на железнодорожных переездах и в 50 м от них.
Длительная стоянка автомобиля за пределами населенного пункта должна осуществляться только в отведенных для этого зонах. Нельзя бросать транспорт на краю дороги или обочине.
Требования к стоянке авто во дворах: разрешено устраивать ее не ближе 5 м от мусорного контейнера и 10 м от стены дома с окнами; количество мест должно быть до 50, а гаражей – не более 100; авто не может стоять здесь с включенным двигателем дольше 5 минут; тротуары и газоны парковкой не являются; стоящее авто не должно мешать другим машинам, пешеходам; обязательно выделяются места для инвалидов; запрещается ставить грузовик массой больше 3,5 т; если машино-мест более 100, обязательно нужно делать проект парковки и утверждать его в ГИБДД.
За неправильную парковку придется платить штраф минимум в 1500 р.
Читайте подробнее в нашей статье о местах для стоянки автомобиля.
Виды стоянок
Типов сооружения для хранения авто множество, но наиболее распространенные:
- по месту расположения – подземные и наземные, пристроенные, отдельно стоящие;
- по доступу – открытые и закрытые;
- по уровню технического оснащения – механизированные, полумеханизированные;
- по расположению ТС – плоскостные и многоуровневые;
- по характеру использования – постоянные (с закреплением места) и временные.
А здесь подробнее о штрафе за проезд на знак «Проезд запрещен».
Для легковых
Стоянки легковых автомобилей составляют большую часть существующих паркингов. Если это специально отведенное место вне улицы, оно должно:
- иметь четкие границы территории, разделение на проезды и полосы для машин;
- предлагать площадь 1 парковочного места не менее 20 м2 при поперечной расстановке, 23 м2 – при угловой (дороги для въезда не учитываются);
- дать возможность ставить технику так, чтобы расстояние между соседними машинами было не менее 0,5 м;
- иметь ту же дистанцию от стоящего авто до стены;
Для уличной стоянки есть следующие требования:
- находящиеся на ней авто не должны препятствовать обзору перекрестков, поэтому от паркинга до линии застройки должно быть не менее 6-10 м;
- расстановка ТС предпочтительнее под углом к тротуару;
- на 1 машину должно приходиться 13-18 м2 в зависимости от угла к границе тротуара;
- между стоянкой и проезжей дорогой желательно сделать линию защиты шириной в 0,5 м.
Для грузовых
Стоянка для грузовых автомобилей (дополнительная табличка 7.4.1) имеет следующие особенности:
- на ней нет разметки для обозначения мест из-за различия габаритов ТС;
- для машин с прицепами есть возможность сквозного проезда, для тягачей с полуприцепами – езда задним ходом;
- расстояние между рядами авто делают таким, чтобы транспорт мог выехать с парковочного места или повернуть на него;
Площадка не может находиться в жилой зоне.
Открытые
Открытая стоянка автомобилей может располагаться в черте города, за его пределами. Сооружения этого типа имеют разное предназначение:
- Для кратковременного хранения авто (до 12 часов). Это площадки, располагающиеся около учреждений, где бывает много посетителей (магазины, больницы и т.д.). Места на них не закреплены за определенными пользователями.
- Длительное хранение ТС на открытой площадке тоже возможно, если территория находится около многоэтажного дома, гостиницы и т.п. Для тех, кто не является местным жителем, доступ иногда делают платным.
Важные условия для открытой площадки:
- она не должна располагаться на первых трех защитных зонах водозаборов, предназначенных для хозяйственно-питьевых целей;
- при ней обязательно должно быть помещение для противопожарного инвентаря;
- въезд и выезд с территории располагают в разных местах.
Правила стоянки автомобилей
Оставить машину дольше, чем на 5 минут, можно не только на специально отведенной для этого площадке. Правила стоянки автомобилей разрешают сделать это:
- на правой стороне обочины или по краю проезжей части в ее отсутствие (рядом не должно быть запрещающих знаков);
- на грани тротуара, если есть символ 6.4 вместе с обозначениями 8.4.7, 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6 — 8.6.9 (только для «легковушек», мотоциклов, мопедов);
- на левой стороне дороги, если она находится в населенном пункте и является однополосной.
Стоянка автомобиля по ПДД запрещена:
- там, где не допускается остановка (трамвайные пути, мосты, эстакады, пешеходные переходы и т.д.);
- на загородных трассах с обозначением 2.1;
- на железнодорожных переездах и в 50 м от них.
Длительная стоянка автомобиля за пределами населенного пункта должна осуществляться только в отведенных для этого зонах. Нельзя бросать транспорт на краю дороги или обочине.
Смотрите в этом видео о правилах стоянки автомобилей:
Что диктует СНИП
Обустройство мест для хранения машин регламентировано СНИП стоянки автомобилей 21-02-99. Он, а также Приказ Минэкономразвития №792 от 7.12.2018 г. предписывают размер площадки для 1 машины. Она должна быть от 5,3X2,5 до 6,2X3,5 м.
СНИП требует размещать стоянки на оборудованных территориях, закрытых помещениях с соблюдением условий безопасности:
- расстояние от въезда на нее и выезда до перекрестка магистральной улицы должно быть от 50 м, от улицы местного значения – 20+ м, от остановки общественного транспорта – 30 м и больше;
- ширина полосы между рядами делается в 6 м;
- площадка для стоянки автомобиля, расположенная в помещении, помимо противопожарного оборудования должна иметь вентиляцию, систему отвода воды и световые указатели направления к выезду;
- если на парковке до 10 мест, ее размещают не ближе 10 м от жилого дома, в 25 м и дальше от мест отдыха, детских учреждений;
- вместимость стоянки от 11 до 50 увеличивают эти расстояния до 15 м и 50 м соответственно;
- если число мест от 51 до 100, дистанция возрастает до 25 от домов;
- парковка вместимостью от 101 до 300 увеличивает ее до 35 м от жилых зданий и до 50-60 относительно школ, детсадов, развлекательных центров.
Экспликация помещений первого и типового этажей:
1. Служебное помещение
2. Кладовая уборочного инвентаря
3. Уборная
4. Техническое помещение
5. Помещения хранения автомобилей
6. Помещение отдыха сменщиков
7. Венткамера
8. Охрана
9. Комната персонала
10. Зал собраний на 100 мест
11. Фойе
12. Секретариат
13. Директор
14. Бухгалтер
15. Контора
16. Вестибюль
Знаки, разрешающие стоянку, и разметка
Места, где можно оставить машину, обозначаются специальными символами или линиями на поверхности дороги. Знаки, разрешающие стоянку автомобиля, это:
- 6.4. Означает место, где можно поставить «легковушку».
- 8.6.2-8.6.9. Указатели вешают рядом с предыдущим символом. Они диктуют способ расположения ТС.
- 8.8. Табличку ставят на платные стоянки автомобилей, тоже рядом с 6.4.
- 5.29. Информирует о начале зоны регулируемой парковки.
- 7.10 и 7.11. Означают места для длительного отдыха.
Разметка стоянок автомобилей диктует способ их расположения на этой территории:
- Параллельно краю проезжей части. Используется линия 1.7, которая ограничивает зону стоянки от тротуара до полосы движения. Машины располагают на ней в ряд, друг за другом.
- Перпендикулярно краю дороги. Автомобили ставят параллельно друг другу, руководствуясь разметкой 1.1.
- «Елочкой». Разметка предписывает необходимость ставить авто под углом к краю проезжей части.
Если на стоянке есть места для транспорта инвалидов, линии прочерчивают желтым цветом. А непосредственно на парковочном участке бывает схематичное изображение человека в коляске – 1.24.3.
Там, где можно устроить стоянку на обочине, обнаруживается разметка 1.2.1. Это сплошная линия, которую разрешается пересекать, чтобы остановиться.