Меню

Механизм для снятие с автомобиля агрегатов

Устройство для снятия двигателя с автомобиля

Современные переднеприводные автомобили таковы, что даже для небольшого ремонта, например, замены диска сцепления, силовой агрегат приходится демонтировать. И ничего не поделаешь — привод помешен в крайне стесненном объеме. Чем компактнее автомобиль, тем чаше приходится заниматься с силовым агрегатом.

Для выполнения подобных работ в любительских условиях наилучшим устройством является гаражный кран. С его помощью можно аккуратно извлечь силовой агрегат из моторного отсека, оттранспортировать на место ремонта и вновь установить на автомобиль. Но не только. Краном можно поднимать тяжелые грузы и даже приподнять автомобиль.

Гаражный кран имеет сварную конструкцию, изготовленную из стальных труб прямоугольного сечения. Подъем и опускание стрелы крана производится гидравлическим домкратом с максимальным усилием 2000 кгс. При использовании такого домкрата максимальное усилие на крюке составляет 600 кгс. Если домкрат менее грузоподъемный, то пропорционально уменьшается и грузоподъемность крана.

Высота подъема груза ограничена ходом штока домкрата, при максимальном ходе в 200 мм она достигает 700 мм. При установке пальца шарнира стрелы в отверстие, расположенное ближе к шарниру штока, ход конца стрелы возрастает, но максимальное усилие уменьшается, в силу «золотого» правила механики: «Выигрывая в расстоянии, проигрываем в силе!».

Основными узлами крана являются: опорная платформа на роликах, стойка-мачта, стрела и силовой гидроцилиндр — домкрат. Стойка установлена наклонно, под углом 73°, к горизонту.

Для снятия силового агрегата платформу крана закатывают под автомобиль между передними колесами, стрелу опускают, силовой агрегат подвешивают на крюк и, после отсоединения от кузова, плавно поднимают. Висящим на крюке агрегат доставляют к месту ремонта. Установка силового агрегата на автомобиль производится в обратном порядке.

При наличии сварочного оборудования изготовление гаражного крана — задача, посильная каждому умельцу. Конечно, сооружать кран целесообразнее для коллективного пользования, объединившись в группу. Повторяя конструкцию, следует исходить из фактически имеющихся в наличии металлических профилей, используя приведенные размеры сечений как ориентировочные.

Хотя основной способ соединения деталей крана — электросварка, можно его сделать разбирающимся на крупные узлы: стрела отсоединяется от стойки, стойка извлекается из опорного гнезда на платформе, а лонжероны с роликами вынимаются из гнезд в платформе. Крупные узлы соединяются между собой надежными фиксаторами — стальными стержнями с шайбами и шплинтами.

Прототипом крана является конструкция, разработанная американским автолюбителем. Размеры заготовок основных деталей приведены в таблице. Размеры сортамента пересчитаны из американского стандарта.

Сварочные швы выполняются электродами диаметром 3-4 мм, желательно постоянным током (прямой полярности). Для защиты гнезд от приварки брызг металла их поверхности натирают мелом.

Место на стойке для приварки обоймы для шарнира крепления подошвы домкрата выбирают опытным путем. Опорный узел устанавливают так, чтобы при штоке, выдвинутом на половину максимального его хода, стрела крана находилась в горизонтальном положении. Размер пластин, соединяющих домкрат со стрелой, выбирают в соответствии с размером его подошвы.

Шарнирные соединения узлов не должны иметь зазоров и ощутимых люфтов. Зазоры устраняют установкой шайб соответствующей толщины. Ролики желательно использовать обрезиненные, с шариковыми подшипниками. Мебельные не годны, поломаются моментально. В магазинах «Сделай сам» следует подыскать и купить ролики от аппаратурных стоек.

После изготовления крана проводят его статические испытания пробным подъемом груза (мешков с песком) массой до 500 кг. Никаких подозрительных скрипов и потрескиваний быть не должно. Аттестацию грузоподъемного механизма через каждые полгода следует повторять. С учетом испытаний массу поднимаемых грузов целесообразно ограничить величиной 350 кг.

Для строповки более удобна травмобезопасная (в отличие от стального троса неколющаяся) прочная металлическая цепь.

Гидравлический домкрат допустимо заменить винтовым. Кран можно оснастить лебедкой, закрепленной на платформе. Трос лебедки пропускают через ролики и свешивают с конца стрелы.

При работе с краном не забывайте главную заповедь — «Не стой под грузом и стрелой!».

ТИХО САМ С СОБОЮ…

Сюда трудно подлезть, туда непросто дотянуться… В некоторых гаражах можно обнаружить лебедки, тали — правда, для работы с ними, как правило, надо предварительно снять мешающий делу капот. Но чтобы заменить сцепление на «Самаре» или «десятке», придется сначала отсоединить коробку передач. Как это сделать, не затратив лишних сил и времени и ничего не повредив? Поговорим о машине с восьмиклапанным двигателем. Последний при снятии коробки остается всего на одной опоре вместо трех, причем должен быть немного (миллиметров на 50) опущен и в этом положении зафиксирован. Сделать это несложно, что мы и покажем. Оставшаяся опора достаточно эластична и перемещению двигателя в указанных пределах не мешает. А другую точку опоры, временную — создадим сами.

В заводском перечне специального инструмента и оснастки, применяемых при ремонте автомобиля, числится так называемая поперечина для вывешивания двигателя — ее номер 67.7820.9514. Серьезный недостаток фирменной технологии в том, что мастеру при работе нужен помощник. Но что нам мешает ее доработать?

Поперечина, которой пользуется автор, — из швеллера 50 мм (см. рис. и фото 1). Она позволяет не только вывешивать в нужном положении двигатель, но и опускать-поднимать, по необходимости, коробку передач, действуя в одиночку.

Для того чтобы двигатель, оставленный на одной левой опоре, занял правильное положение, поддерживаем его при помощи длинной шпильки с резьбой М10 и гайкой-барашком (на фото — красного цвета). Усилие довольно большое, поэтому плечи самодельного барашка по 80 мм. Нижний конец этой шпильки изогнут крючком — его цепляем за выпускной коллектор в зоне четвертого цилиндра.

Обращаю ваше внимание на то, что данное приспособление пригодно для работы как с «самарами», так и с восьмиклапанными «десятками». Правда, в первом случае поперечина на обоих концах имеет трапециевидные опоры (на фото — желтые), а во втором — привернутые дополнительные переходники (на рисунке и фото 3 они П-образные). Материал тех и других опор — не обязательно металл: сгодятся текстолит, винипласт и т. п. Кроме этого, для «десятки» нужна более длинная шпилька (580 мм вместо 420 мм). На «Самаре» такая неудобна — у нее слишком длинная резьбовая часть. Ведь шпильку приходится просовывать в прорезь поперечины, а потом еще долго навертывать барашек, выбирая слабину.

На поперечине закреплена небольшая лебедка. Присоединительные размеры, способы крепления не указываю — скорее всего, у вашей лебедки будут какие-то отличия. Важно одно — чтобы она правильно работала. В моем варианте трос лебедки через скобу крепится к шпильке коробки передач рядом с маслозаливным отверстием, благо гайка там имеется! На фото 2 вы видите, что трос, обогнув ролик лебедки и натянувшись, будет перемещать коробку вертикально, что, собственно, и требуется.

Элементарное обслуживание мотора возможно без его демонтажа. Замена свечей, профилактика впускного и выпускного коллекторов, и даже замена ремня (цепи) ГРМ выполняется прямо в подкапотном пространстве автомобиля. Однако работа с клапанами, коленвалом, поршневой группой и пр. проводится лишь на снятом моторе. Не говоря уже о процедуре капитального ремонта.

Из нашей статьи вы узнаете, как снять двигатель из машины в гараже, чем можно снять двигатель своими руками и как правильно это сделать.

Материал подготовлен сайтом Auto-science.ru – специалисты которого помогут вам качественно и без ошибок смотать пробег вашего автомобиля.

Как вытащить двигатель из машины в гараже, не прибегая к помощи автосервиса?

На самом деле это не такая сложная процедура, как может показаться на первый взгляд. Главная задача – подобрать приспособления для снятия мотора.

Читайте также:  Электрическая схема асинхронного двигателя переменного тока

Важно! Двигатель весит несколько сотен килограммов. Его падение может не только нанести материальный ущерб, но и привести к тяжелым травмам.

Перед тем, как поднимать мотор из подкапотного пространства, необходимо провести следующие процедуры:

  1. Слить все технические жидкости: масло, жидкость ГУР, «тормозуху».
  2. Освободить систему охлаждения от антифриза.
  3. Осушить КПП (за исключением случаев, когда вы извлекаете мотор, не снимая коробку).
  4. Отсоединить все шланги и патрубки топливной, тормозной систем, а также системы смазки и охлаждения.
  5. По возможности снять навесное оборудование: компрессор кондиционера, генератор, и пр.
  6. Отсоединить шлейфы электрооборудования, блок управления двигателя, управляющие кабели форсунок, высоковольтные провода катушек зажигания.
  7. Снять разъемы со всех датчиков мотора. Рекомендуется составить список («по мотивам» инструкции по обслуживанию и ремонту), это поможет не пропустить скрытый разъем.
  8. В большинстве случаев требуется снять крышку капота.

Если вы планируете вытащить мотор без коробки, необходимо открутить все стягивающие болты и убедиться в том, что после снятия КПП не упадет под автомобиль. То есть нужно позаботиться о временном креплении узла.

Чем снять двигатель с автомобиля?

В домашних условиях обычно нет профессионального подъемного оборудования, поэтому его придется взять напрокат либо изготовить самостоятельно.

Гусь для снятия двигателя своими руками

Это несложный механизм, напоминающий гусиную шею. Он дает возможность выноса мотора в сторону от подкапотного пространства. Может иметь поворотную конструкцию, позволяющую доставать двигатель, не перемещая машины.

Тяжелый ДВС просто переносится на верстак, расположенный рядом с авто. Фактически, это универсальный подъемный кран в гараже. Стойка опирается на длинные «ноги», расположенные под моторным отсеком, для предотвращения опрокидывания. Для подъема используется трос и лебедка.

Гусак применяется как в гаражных условиях, так и в небольших сервисах.

Подъемник для снятия двигателя своими руками

Как правило, это подкатной кран, нижняя часть которого заводится под передний бампер. Требуется гладкая площадка, на неровном грунте извлечь двигатель с помощью такого устройства проблематично. Подъемник работает с помощью гидравлики, либо натяжного механизма вроде лебедки. Устройство простейшее: стойка с подкатными опорами, и подвижная стрела, на которой и подвешивается мотор. Изготовить подъемник своими руками можно из швеллера, либо квадратной проф. трубы.

При наличии прочных колес на опорных ногах можно быстро выкатить подъемник с мотором и переместить его в ремонтную зону.

Лебедка для снятия двигателя своими руками

Применяется, если автомобиль ремонтируется в прочном каменном гараже. Самое недорогое приспособление, которым можно снять двигатель. Для вытаскивания используют цепь или трос.

Есть два варианта конструкции:

  • Передаточный механизм с барабаном, который подвешен к потолку.
  • Лебедка закреплена на полу, под потолком закрепляется шкив.

Особенности снятия различных конструкций моторов

Продольное расположение. Как правило, такие ДВС снимаются без коробки передач, хотя возможны исключения. Требуется демонтаж радиатора.

Поперечное расположение. Моторы компактны, легко поднимаются вертикально. Коробка передач остается на двигателе.

Гибридные системы и электромобили. Двигатели внутреннего сгорания в таких машинах занимают мало места, либо отсутствуют вовсе. Электродвигатели могут быть встроены в привод колеса, либо интегрированы в трансмиссию. Ввиду небольшого размера их демонтаж не вызывает сложностей.

Все виды ДВС устанавливаются на опоры. В рамных конструкциях точки крепления находятся на раме, в автомобилях с несущим кузовом обычно имеется подрамник.

Механизм для снятие с автомобиля агрегатов

Разборочные работы имеют большое значение в общем комплексе ремонтного производства. Они составляют 8—15% от общего объема работ по капитальному ремонту дорожных машин. Качество годных деталей, трудоемкость восстановления деталей, требующих ремонта, зависит от организации и технологии выполнения разборочных работ. Трещины, пробоины, погнутость, срыв резьбы и другие дефекты в деталях часто появляются в результате нарушений технологических приемов разборки (применение кувалд, ломов, сварки). Годные детали обходятся производству в 10% от их прейскурантной цены, отремонтированные в 30—40%, а заменяемые — 110%. Соблюдение технологии разборочных работ и применение при этом эффективных средств механизации позволяет увеличить объем повторного использования подшипников на 15—20%, нормализованных деталей до 25%, кронштейнов до 10% и снизить себестоимость ремонта машин на 5—6%.

Разборка машин. Сначала их разбирают на агрегаты и детали, затем агрегаты разбирают на узлы и детали, а в последнюю очередь разбирают узлы на детали.

Разборка машины на агрегаты, узлы и детали производится в строгой последовательности, предусмотренной технологическим процессом, с применением необходимого оборудования, приспособлений и инструментов. Для этого составляют технологические карты разборочных работ, в которых устанавливают порядок операций и переходов для проведения правильной последовательности разборки. В карте указывают оборудование, приспособления и инструменты, применяемые при каждой операции, и устанавливаются нормы времени и разряд на выполняемую работу.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Технологический процесс разборки оформляется в соответствии с требованиями Единой системы технологической документации (ЕСТД). Форма маршрутной карты технологического процесса разборки (сборки) должна соответствовать ГОСТ.

Разборка большинства дорожных машин (бульдозеров, кусторезов и др.) начинается с отсоединения канатного или гидравлического управления от рабочих органов. Затем отсоединяют рабочие органы от рамы трактора или автомобиля, на которой они закреплены. После этого снимают вспомогательные металлоконструкции органов канатного и гидравлического управления и разбирают все снятые узлы на детали. Разборку самоходных дорожных машин начинают со снятия оградительных кожухов, капотов, рабочих органов, топливных баков, радиаторов, воздухоочистителей, приборов зажигания и топливной аппаратуры. Затем отсоединяют механизмы управления и пуска двигателя, выключения сцепления и реверса, рулевого управления и др. После этого с рамы машины снимают двигатель, коробку передач, передачу на ведущие колеса или звездочки и т. п. В последнюю очередь отсоединяют ходовую часть машины. В качестве примера рассмотрим технологическую последовательность разборки экскаватора.

Сначала снимают стрелу, рукоять, ковш и другие узлы, которые подлежат ремонту, и отправляют их в цех металлоконструкций. Затем снимают с платформы экскаватора кабину, лебедки, редукторы, ходовые тележки и другие узлы, которые направляют на участки узловой разборки на детали. После снятия всех агрегатов и узлов с платформы ее поднимают мостовым краном и направляют в цех для ремонта.

Технологическая последовательность разборки карбюраторного двигателя на узлы и детали может быть рекомендована, следующая. Сначала снимают муфту выключения сцепления, маслофильтры, маслоналивной патрубок и указатель уровня масла. Затем снимают водяной насос, шкив с коленчатого вала, вентилятор, генератор, крышку распределительных шестерен, выпускной патрубок водяной рубашки, газопровод, головку цилиндров, крышку клапанной коробки, масляный насос, масляный картер, маслоприемник, клапаны, распределительный вал с шестерней в сборе и толкатели. Потом необходимо снять шатуны в сборе с поршнями, коленчатый вал в сборе с маховиком и вывернуть (при необходимости) из блока цилиндров все шпильки и пробки. Снятые узлы подвергают дальнейшей разборке на детали, которые направляют на участок чистки, обезжиривания и мойки.

Разборка машин на агрегаты, узлы и детали может производиться двумя способами: непоточным (тупиковым) и поточным.

При не поточном способе машину разбирают на одном универсальном рабочем посту. Этот способ требует наличия минимальных производственных площадей и характеризуется применением универсального оборудования, приспособлений и инструмента. При этом способе продолжительность процесса разборки велика, поэтому непоточный способ разборки находит применение на небольших предприятиях, которые ремонтируют машины различных марок.

Читайте также:  Чип тюнинг киа спортейдж 2 рестайлинг

При поточном способе разборка машин или агрегатов осуществляется на нескольких рабочих постах линии разборки, расположенных друг за другом соответственно последовательности операций технологического процесса. При этом разбираемую машину или агрегат перемещают от одного рабочего места к другому. Поточный способ разборки характеризуется следующими особенностями: разделением всего технологического процесса на отдельные операции или группы операций; закреплением за каждым постом (или рабочим местом) вполне определенных операций; синхронизацией работ, т. е. одинаковой продолжительностью выполнения заданного объема работ на каждом посту (или рабочем месте); специализацией оборудования, приспособлений, инструмента и подъемно-транспортных средств на каждом рабочем месте. Разборка на потоке является наиболее эффективным способом организации производственного процесса, при котором значительно повышается производительность труда (до 20%), улучшается качество, сокращается длительность разборки, что в конечном итоге приводит к снижению себестоимости ремонта машин.

Специализация рабочих мест содействует получению трудовых навыков рабочих, что позволяет использовать рабочих более низкой квалификации. Кроме того, специализация рабочих мест позволяет механизировать производственные процессы. При поточном способе разборки достигается наиболее эффективное использование обо-рудования и производственных площадей. Этот способ целесообразно применять на ремонтных предприятиях с большой производственной программой (1000—2000 единиц в год) одномарочных машин.

Типовые разборочные работы и особенности разборки некоторых соединений. Несмотря на разнообразие машин, агрегатов и узлов? выполняемые при их разборке работы состоят из относительно небольшого количества повторяющихся типовых операций. К ним следует отнести развинчивание резьбовых соединений, снятие закрепленных деталей, распрессовку их (соединенных неподвижными: посадками). Правильное выполнение этих операций позволяет сохранить и в дальнейшем использовать максимальное количество деталей, что в конечном итоге способствует снижению стоимости, ремонта машины в целом. Поэтому важно знать особенности выполнения этих операций.

Часто встречаются резьбовые соединения, которые вследствие коррозии, смятия и засорения резьбы не поддаются разъединению.

В таких случаях используют один из способов: гайку сначала немного завертывают, затем снова отвертывают; резьбовое соединение смачивают керосином, затем через некоторое время отвертывают гайку; нагревают навинченную деталь паяльной лампой и отвертывают.

Для вывинчивания шпилек при- отсутствии шпилечных, ключей на шпильку навертывают две гайки, из которых верхняя является контргайкой. Ключом, надеваемым на нижнюю гайку, шпильку вывинчивают.

Существует несколько способов извлечения оборванных болтов и шпилек: – в шпильке вырубают канавку и вывертывают ее отверткой; – в шпильке сверлят отверстие, в котором нарезают резьбу метчиком с обратной резьбой, затем завертывают в это отверстие болт и тем самым вывинчивают шпильку; – в шпильке сверлят отверстие, забивают в него трех- и четырехгранный закаленный пруток, поворачивая который, удаляют шпильку; – если сломанный конец шпильки выступает над поверхностью детали, на него надевают шайбу, к шайбе и шпильке приваривают пруток, которым и вывертывают сломанную шпильку.

Винтовые соединения разъединяют отвертками, величина которых должна соответствовать ширине и глубине паза в головке винта.

В случае повреждения головки винта для удаления его применяют один из способов, указанных для шпилек.

Штифты при разборке выбивают бородками, диаметр которых должен быть несколько меньше диаметра штифта.

Разборка конусных, шлицевых, шпоночных соединений и гладких поверхностей, соединенных с натягом, а также снятие зубчатых шестерен (колес), муфт и выпрессовка втулок осуществляется при помощи специальных приспособлений (съемников) и прессов (винтовых, пневматических, гидравлических, реечных). Выпрессовку следует вести в направлении, обратном запрессовке. В некоторых случаях необходимо применять нагрев снимаемых деталей.

Детали некоторых сопряжений в процессе разборки нельзя обезличивать по отношению друг к другу, например: крышки коренных подшипников по отношению к гнездам блока цилиндров двигателя; картер сцепления по отношению к блоку цилиндров двигателя; крышки шатунов по отношению к телу шатунов. Это связано с тем, что указанные детали подвергаются механической обработке в сборе и при их обезличивании работоспособность сопряжения нарушается. Не рекомендуется также обезличивать парные шестерни, которые взаимно приработались в процессе эксплуатации, например, распределительные шестерни двигателя, конические шестерни главной передачи заднего моста.

Детали, не подлежащие обезличиванию, после разборки вновь соединяют болтами (крышка шатунов и коренных подшипников) или связывают проволокой (шестерни). На некоторых сопряженных деталях делают пометки рисками, накерниванием, краской, фиксирующие их взаимное расположение. Например, шестерни маркируют накерниванием впадины и выступа сопряженных зубьев.

После разборки дорожной машины большое количество деталей используется повторно (с допустимыми износами или после ремонта). От их состояния в значительной мере зависит качество и себестоимость ремонта машины (агрегата), поэтому весьма важной задачей ремонтного производства является достижение максимальной механизации, применение подъемно-транспортных средств, разборочно-сборочных стендов, прессов, съемников и других приспособлений для облегчения разборки, сборки и обеспечения сохранности деталей, повышение чистоты и общей культуры производства в разборочных (сборочных) цехах и участках.

Подъемно-транспортные средства. На современных ремонтных предприятиях применяются следующие подъемно-транспортные средства: мостовые краны, кран-балки, монорельсы с тельферами, поворотные консольные краны, самоходные и ручные тележки.

Мостовые краны представляют собой раму, опирающуюся катками на рельсы, укрепленные на колоннах здания (рис. 3). Для подъема, и перемещения громоздких и тяжелых механизмов в разборочно-сборочных цехах ремонтных заводов применяют мостовые краны грузоподъемностью от 5 до 10 т. Мостовыми кранами поднимают и транспортируют машины, рамы, поворотные платформы, гусеничные тележки и другие механизмы в любое рабочее место Цеха.

Кран-балки представляют собой однобалочные краны, которые укомплектованы передвижной кошкой (специальные ролики), Подъемной талью и механизмом для передвижения кран-балки по рельсам, проложенным вдоль стен цеха и укрепленным на колонках или кронштейнах. Кран-балки грузоподъемностью от 0,5 до 5 т поднимают и транспортируют агрегаты, отдельные механизмы, громоздкие и тяжелые детали в любое место цеха.

Рис. 3. Мостовой кран:
1 — рама крана; 2 — механизм передвижения крана; 3 — тележка с механизмом передвижения и подъема; 4 — тролейные провода; 5 — опорные катки; 6 — кабина управления; 7 — крюк

Монорельс — однорельсовый подвесной путь, на котором передвигается электротельфер грузоподъемностью от 0,5 до 1,0 т. Монорельс подвешивается над рабочими местами разборщиков и сборщиков с таким расчетом, чтобы можно было ближе транспортировать груз к рабочим местам. Монорельс обслуживает только часть рабочей площади, над которой он проходит. В основном монорельс применяется в ремонтных мастерских, так как на его оборудование не требуется больших затрат.

Поворотные консольные краны (рис. 4) грузоподъемностью от 0,5 до 5 т предназначены для подъема и транспортирования груза с помощью электротельфера в зоне радиуса действия стрелы крана.

Самоходные и ручные тележки широко используют для внутрицехового и межцехового транспортирования деталей, узлов и агрегатов. К самоходным относятся электрокары и автопогрузчики. Ручные тележки применяются в ремонтных мастерских и цехах с большим количеством оборудования, так как незначительный радиус разворота тележки позволяет подвозить детали и материалы непосредственно к рабочим местам.

Разборочно-сборочное оборудование. К нему относятся прессы, конвейеры, рольганги, стенды, верстаки и различные стеллажи.

Рис. 4. Консольный поворотный кран

Прессы для распрессовки (запрессовки), правки и штамповки деталей разделяются: по конструкции — на верстачные, стационарные и переносные (подвесные); по назначению — на универсальные и специальные. Они могут иметь гидравлический, пневматический, пневмогидравлический и ручной привод. Распространены прессы с усилием запрессовки 1—3 тс, а также 10—40 тс.

Конвейеры различают грузоведущие и грузонесущие. Гру-зоведущими называют конвейеры, тяговой элемент которых только перемещает машину по полу или настилу с направляющими, не воспринимая при этом нагрузки от массы машины. Грузонесущими называют конвейеры, тяговые элементы которых воспринимают на себя нагрузку от массы машины (агрегата).

Читайте также:  Давление жидкости тормозной системе автомобиля

Конвейеры обычно применяют при поточном способе разборки (сборки) машин (агрегатов). Они устанавливаются в поточные линии и служат для передвижения машины (агрегата) с одного поста (или рабочего места) разборки-сборки на другой пост.

На рис. 5 показан грузонесущий конвейер поточной линии разборки агрегатов. Он состоит из сварной рамы, приводной станции, натяжного устройства и тележек. На тележки устанавливают разбираемые (собираемые) агрегаты. Конвейеры целесообразно применять на ремонтных заводах с большой производственной программой.

Рис. 5. Грузонесущий конвейер поточной линии разборки агрегатов:
1 — ведуктов: 2 — рама; 3 — электродвигатель; 4, 5 —тележки; 6 — натяжное устройство

Рольганги представляют собой грузонесущий роликовый конвейер неприводного типа, в верхней части рамы которого монтируются свободно вращающиеся ролики, по которым перемещаются агрегаты и детали. Для перемещения к агрегатам (деталям) прикладывают тяговое или толкающее усилие. Двигаясь по рольгангу, груз вызывает вращение опорных роликов, в результате чего значительно облегчается его перемещение. Рольганги целесообразно применять в ремонтных мастерских.

Стенды для разборки (сборки) агрегатов могут быть различных типов и конструкций. Это зависит от конструктивных особенностей агрегатов, их размеров и массы, а также способа организации процесса разборки (сборки). Конструкция стенда должна обеспечивать безопасность и удобство выполнения работ, минимальные затраты времени на установку и снятие агрегата. В ряде случаев конструкция стенда должна обеспечивать в процессе разборки возможность поворота (кантования) агрегата в удобное для работы положение. При этом должны быть предусмотрены стопорные устройства, исключающие возможность самопроизвольного поворачивания агрегатов. По назначению стенды могут быть универсальные и специальные.

Универсальные стенды предназначены для разборки (сборки) однотипных агрегатов (узлов) машин различных моделей или разнотипных агрегатов (узлов) машин одной модели.

Рис. 6. Механизированный универсальный стенд для разборки шатунно-поршне-вой группы двигателей:
1 — влагоотделитель; 2 — маслоотделитель; 3 — пневматический кран; 4 — пневматический пресс; 5 — кассеты; 6 — склиз; 7, 9 — ящики; 9 — стол; 10 — сиденье; 11 —педаль

На рис. 6 показан механизированный универсальный стенд для разборки шатунно-поршневой группы любых двигателей внутреннего сгорания. Стенд состоит из специального стола, на котором смонтирован пневматический пресс. Управление пневмокраном ножное-педальное. При нажатии на педаль включается пресс и его шток с оправкой совершает рабочий ход (двигается вниз). При опущенной педали происходит отключение пресса. При этом шток пресса движется вверх, совершая холостой ход. При помощи оправок, закрепленных на штоке пресса, производят выпрессовку поршневых пальцев из поршней и втулок из верхних головок шатунов. Стол стенда сварен из угловой стали и снабжен двумя ящиками. Ящик, расположенный под. прессом, разделен на две половины, которые предназначены для сброса выпрессованных втулок и пальцев. Другой ящик предназначен для хранения инструмента. На стенде предусмотрено сиденье,, позволяющее выполнять работы сидя. Продолжительность выпрес-совки поршневого пальца составляет 8—10 с, втулки шатуна — 3—4 с.

Специальные стенды предназначены для разборки (сборки) однотипных агрегатов (узлов) машин определенной модели. Их применяют на заводах с большой производственной программой. Стенды могут быть также стационарные (с неподвижным основанием) и передвижные (рис. 7).

Рис. 7. Стенды для разборки и сборки:
а — передвижной для двигателей; б —стационарный для передних и задних мостов; 1 — лоток для инструмента; 2 —ручка червячной передачи; 3 — кронштейн для крепления двигателей; 4 — противень; 5 — передние колеса; 6 — задние колеса; 7 — захваты; 8 — стенд

Рис. 8. Съемники для выпрессовки деталей двигателя ЯМЗ-238НБ:
а —шкива коленчатого вала; б—переднего противовеса; в— шестерни коленчатого вала

Верстаки предназначены для выполнения различных разборочно-сборочных работ. Верстаки бывают на одно или два рабочих места. Они удобны для организации групповой разборки (сборки) комплектов и небольших узлов.

Стеллажи полочные предназначены для хранения деталей и узлов на рабочих местах сборщиков. В зависимости от назначения они имеют различные габариты.
Приспособления. С целью ускорения технологического процесса разборки (сборки) и предохранения деталей от повреждений применяют приспособления различных конструкций. Для выпрессовки деталей широко применяют универсальные и специальные съемники. Универсальные съемники предназначены для выпрессовки ряда деталей, отличающихся размерами и конструкцией, а специальные— лишь для определенной детали.

Съемники могут быть с винтовым, гидравлическим или пневматическим приводом. В ремонтных мастерских большое распространение получили винтовые съемники, а на крупных специализированных заводах — съемники с пневмо- и гидроприводом. На рис. 8 показаны винтовые съемники, применяемые при разборке двигателя ЯМЗ-238НБ.

Инструмент. Наиболее часто применяемыми для разборочно-сборочных работ являются: наборы гаечных ключей различных типов (накладные, открытые, глухие, трещоточные, торцовые, Г-образные для круглых гаек и т. д.), ключи для шпилек (роликовые, эксцентриковые), молотки слесарные простые и с медными головками, отвертки, пассатижи и т. п.

Рис. 9. Эксцентриковый ключ

На рис. 9 показана конструкция эксцентрикового ключа для навинчивания и вывинчивания шпилек. Применяют также комплекты инструмента: модели 2446 для слесаря-монтажника (59 видов инструмента); «Большой набор» (56 видов инструмента); «Средний набор» (35 видов) и «Малый набор» (19 видов). Для контроля стяжки-затяжки резьбовых соединений (гаек шатунных болтов, гаек коренных подшипников блока цилиндров двигателя и др.) применяют динамометрические ключи (рис. 10). Динамометрический ключ состоит из упругого стального стержня, головки, стрелки и шкалы. В головку вставляются гаечные ключи. Шкала, укрепленная на стержне, и стрелка дают возможность контролировать крутящий момент в процессе затяжки гайки или болта.

Во время разборки (сборки) резьбовых соединений применяют трещеточные, фрикционные и коловоротные ключи со сменными головками, механизированный инструмент — гайковерты, шуруповерты и шпильковерты. Применение механизированного инструмента позволяет увеличить производительность разборочно-сборочных работ примерно в 5 раз по сравнению с работой вручную. Гайковерты могут быть электрические (ШПР-3 для резьб Мб, ЭП-120, ЭП-1241 для резьбы до М16, С-718 для резьб М20), пневматические (УПГ-16, ГПМ-14 для резьб М14 и М16, П-3121 для резьб М24) и гидравлические. Гайковерты подразделяют на ручные, подвесные, переносные и стационарные. Наиболее удобны гайковерты П-3121 с ударно-импульсным механизмом, позволяющим при отвертывании или окончательном довертывании гайки (болта) создавать ударные импульсы на шпинделе. На рис. 11 показаны электрогайковерты.

Рис. 10. Динамометрический ключ 2—1326

Организация рабочих мест.

При организации рабочих мест слесарей при разборке (сборке) следует учитывать условия и материальное оснащение, которые должны способствовать рациональному использованию рабочего времени и оборудования. Рабочие места должны быть оснащены современным, высокопроизводительным оборудованием, приспособлениями и инструментом.

Рис. 11. Электрогайковерты:
а — для до М20; б — для резьбы.

При планировке рабочего места оборудование необходимо располагать так, чтобы рабочему было удобно работать (разбираемый агрегат, инструмент, тара находились в зоне действия рук рабочего), чтобы рабочее место было достаточно освещено. Для удобства выполнения работ механизированный инструмент подвешивают над рабочим местом на различных подвесках (рис. 12). Детали разобранных агрегатов, узлов необходимо укладывать в тару или на стеллажи. Корпусные детали (блоки цилиндров, картеры коробок передач и др.) следует укладывать на деревянные настилы. На участках разборки целесообразно разбираемые детали, идущие в дальнейшем на участок мойки, укладывать в специальную решетчатую тару, имеющую малую массу и относительно высокую прочность. Для обтирочного материала необходимо устанавливать металлические ящики с откидными крышками. Для установки, снятия и перемещения крупногабаритных деталей при разборке (сборке) агрегатов и машин рабочие места необходимо оборудовать грузоподъемными механизмами.

Adblock
detector