ТОП-8 противоугонных механических устройств для автомобилей
Многие автомобилисты задаются вопросом о том, как обеспечить надежную защиту от угона. С этой целью они устанавливают противоугонные механические устройства для автомобилей.
Замки КПП
Качественная механическая защита от угона минимизирует вероятность кражи машины, поскольку она доставляет автоугонщику дискомфорт в осуществлении преступления.
Механические приспособления применяются в качестве дополнительного аксессуара к автомобильной сигнализации или иммобилайзеру, даже при самостоятельном монтаже они хорошо выполняют свои задачи.
Устройства, блокирующие коробку переключения передач, относятся к наиболее важным и эффективным. Они фиксируют трансмиссию в положении заднего хода или «Parking», не разрешая преступнику завести автомобиль.
Принцип работы таких систем достаточно простой. Когда автоугонщик проникает в салон авто и даже отключает штатную сигнализацию, он сразу садится за руль, пытаясь двинуться с места. Однако любые попытки становятся безуспешными.
Замки на коробку передач часто используются совместно с другими механическими противоугонными системами и подходят для разных моделей транспортных средств.
Чтобы защита была максимальной, нужно соблюдать правила монтажа и не отклоняться от инструкции. В случае правильного монтажа, система блокирует не только рычаг КПП, но и кулису механизма переключения.
Замки капота
Механические средства защиты от угона автомобиля могут блокировать и капот. Они предотвращают доступ к подкапотному пространству, тем самым запрещая преступнику отключить аккумулятор или запустить двигатель.
Специалисты рекомендуют совмещать замки с общей сигнализационной системой и иммобилайзером. Такие приспособления хорошо дополняют друг друга и усиливают степень защиты.
Поскольку под капотом находятся все ключевые узлы и механизмы транспортного средства, первое, что попытаются сделать угонщики при отсутствии возможности залезть в салон — открыть капот. Иногда они лезут туда с целью кражи аккумулятора, двигателя или другой недешевой системы. Поэтому защита капота — важнейший этап в обеспечении безопасности авто.
На рынке предлагаются всевозможные модификации и гибридные разновидности. В зависимости от принципа работы они разделяются на механические и электромеханические варианты. Обе разновидности служат в роли штатного или дополнительного замка.
Специфика их действия заключается в следующих пунктах:
- В подкапотном пространстве размещается металлический рукав. Один его конец находится в салоне, а другой — в ригеле запорного замка.
- Задача металлорукава заключается в защите механического тросика, позволяющего открывать капот из салона.
- Один конец тросика фиксируется к ригелю, а второй — к цилиндру личинки замка.
Если владельцу авто нужно ограничить доступ к капоту, ему достаточно нажать на цилиндр личинки. Из-за этого происходит смещение тросика, воздействующего на ригель замка. Последний элемент блокирует скопу, закрепленную на капоте, а капот плотно прилегает к основному кузову.
К плюсам механических устройств следует отнести:
- Простую конструкцию и отсутствие сложностей при самостоятельном монтаже.
- Высокую степень надежности и прочность.
- Отсутствие уязвимости к взлому с помощью электронных код-грабберов и прочих хитроумных приспособлений.
Также у устройства имеются недостатки. В первую очередь, это ограниченный набор функций и частое закисание тросика при редкой эксплуатации. Еще механические приспособления не способны совмещаться с электронными деталями и неудобны в использовании. Их стоимость часто превышает стоимость лучших противоугонных устройств для автомобилей с электронной «начинкой».
Замки рулевого вала
Замки рулевого вала работают по простому принципу. Они ограничивают движение руля путем фиксации его в одном положении без возможности вращения. Конструктивно они представляют собой штыревую муфту из прочного металла, которая прикрепляется к валу руля в области педалей. В качестве фиксирующего элемента используется металлический штырь с замком и фиксатором.
Это механическое противоугонное устройство характеризуется высокой степенью надежности и долговечностью. Установите его на своем автомобиле — и забудьте о риске угона машины преступниками.
Замки зажигания
Механический замок зажигания позволяет контролировать подачу питания к важным системам транспортного средства. Основная его задача — защита автомобиля от угона злоумышленниками путем ограничения электроснабжения.
Еще узел препятствует быстрой разрядке АКБ при пребывании автомобиля на парковке. Устройство механизма простое и включает в себя такие составляющие:
- Цилиндр замка.
- Электрическая группа контактов, которые замыкаются при повороте ключа.
Долгое время такие приспособления не использовались на машинах, а запуск двигателя осуществлялся с помощью поворота двигателя кривым ключом. Стартер функционирует по подобным принципам и поворачивает двигатель за маховик.
В зависимости от исполнения замки зажигания оснащаются 2-4 положениями переключения. Они определяют тип систем и аксессуаров, которые подключаются к питанию.
Наличие подобного механизма в штатной системе защиты авто обеспечивает повышенную степень безопасности и предотвращает несанкционированный доступ к машине.
Замки дверей
Механические противоугонные средства в виде замков дверей предоставляют собой важное устройство, обеспечивающее автоматическое открытие и закрытие дверей. Они защищают автомобиль от несанкционированного доступа, усложняя преступникам возможность забраться в салон.
Такие аксессуары являются полезным дополнением к электронным системам. В зависимости от принципа работы блокираторы бывают универсальными и адаптированными под разные модели автомобилей.
По способу работы они разделяются на три группы:
- Предотвращающие проникновение в салон.
- Предотвращающие движение транспортного средства.
- Ограничивающие возможность управления машиной.
Конструктивно блокиратор представляет собой небольшой штырь, установленный в двери, который работает через брелок. При правильном монтаже этот механизм становится высокоэффективным средством защиты. Но кроме дверей, необходимо защищать и окна, поскольку они тоже являются уязвимым к взлому местом.
Блокираторы рулевого колеса
Несмотря на большое разнообразие электронных систем и приспособлений, механические блокираторы руля продолжают пользоваться спросом. Несмотря на отсутствие 100% гарантии защиты авто, они доставляют злоумышленнику ряд трудностей при угоне машины.
В зависимости от принципа действия механизмы разделяются на несколько групп:
- Блокиратор рулевого колеса.
- Блокиратор оси руля.
- Блокиратор механизма руля.
Представители первой группы фиксируются на руле, ограничивая его ось и колесо. В случае поворота противоположный конец соприкасается с торпедой или лобовым стеклом, предотвращая его вращение.
Процесс монтажа механизма занимает не больше нескольких секунд, а степень защиты достаточно высокая.
Блокираторы оси размещаются в области педалей и не доставляют дискомфорта при управлении транспортным средством. В закрытом состоянии замок упирается в корпус или педали. Устанавливая такой механизм, не приходится жертвовать целостностью важных элементов в салоне или внешним видом интерьера.
Устройства, которые фиксируются на механизме руля, предназначаются для разных моделей машин и размещаются в штатных местах. В базовом комплекте присутствует 3 ключа.
Блокираторы педалей
В поисках эффективных МПУ нужно обратить внимание на средства блокировки педалей. Они относятся к списку самых старых систем защиты автомобиля от угона, которые ограничивают движение педалей. Принцип работы достаточно простой и подразумевает фиксацию механизмов в верхнем крайнем положении. Механический орган устанавливают на педали сцепления и соединяют с замком. В рабочем состоянии скоба ограничивающего элемента соединяется с кузовными деталями, а стержень с замком препятствует переключению передач. Монтируя этот прибор, можно остановить работу педали газа.
Передовые модели таких блокираторов поддерживают комбинированную блокировку руля и педалей, запрещая злоумышленникам управлять транспортным средством. Замок двигается по направляющей, поэтому он подходит для разных моделей машин.
К преимуществам комбинированных приспособлений относят:
- Простоту эксплуатации.
- Сохранение защиты при нулевом уровне заряда АКБ.
- Отсутствие необходимости устанавливать разные направляющие и дополнительные узлы.
- Универсальное назначение. Один узел подходит для разных моделей авто.
Но есть у блокираторов педалей и недостатки. Одним из самых значимых является низкое качество сборки, поскольку большинство деталей производится в Китае.
Чтобы распилить механизм, достаточно задействовать ножовку по металлу.
Еще автовладельцы выделяют такие слабые стороны:
- Перекусить элемент, ограничивающий рулевое колесо и педали, несложно. Если автомобили оснащаются регулируемой рулевой колонкой, водителям приходится постоянно опускать ее в нижнее положение. Если не сделать это, механизм можно будет снять за пару секунд. При наличии регулируемых педалей, их оставляют в верхнем положении.
- Устанавливая блокиратор на педаль тормоза, необходимо дополнительно ограничить доступ к стояночному тормозу. В противном случае авто будет угнано при минимальной скорости, после чего преступник распилит блокиратор.
- Если автомобиль обладает АКПП, его можно перемещать на холостых оборотах.
Механические приспособления не славятся высокой степенью надежности, поэтому основная их роль — дополнение к штатным автомобильным системам защиты.
Блокираторы колес
Механические противоугонки во многом уступают электронным аналогам, однако многие водители продолжают устанавливать их на своих автомобилях. Они аргументируют это неплохой эффективностью и демократичной ценой. При грамотном совмещении механических органов с электронными транспортное средство будет надежно защищено от несанкционированного доступа и угона. Если говорить о блокираторах колес, то они обладают массой преимуществ. В их числе:
- Простота монтажа и самостоятельной эксплуатации. Чтобы выполнить монтаж механической защиты от угона, не нужно обладать особыми навыками или знаниями. Эта задача решается без помощи специалистов.
- Доступная стоимость. Из-за низкой цены механические органы становятся доступными для рядовых владельцев авто.
- Отсутствие зависимости от электроснабжения.
- Отсутствие уязвимости к электронным код-грабберам и прочим обходчикам блокировки.
- Большой срок службы без необходимости профилактики и обслуживания.
В рейтинге самых популярных блокираторов находятся модели, которые фиксируются к резине. В народе их называют «крабами» и ценят за счет универсальности. Из минусов таких приспособлений выделяют простоту демонтажа с помощью спуска воздуха из колеса. Еще они обладают большим весом в 10 кг, что усложняет процесс самостоятельной остановки.
Следующий тип — блокираторы дисков. На рынке предлагается ограниченный выбор этих устройств, а их работоспособность определяется размерами дисков.
Спросом пользуются механизмы, фиксирующие вентиляционные отверстия дисков. За счет универсальности, уменьшенного веса и простоты монтажа такие варианты превосходят 2 предыдущих типа. К основным плюсам этих устройств относят отсутствие жесткого крепления, а к минусам — возможность получения доступа к крепежным шпилькам.
Использовать механические противоугонные устройства для автомобилей в качестве основной системы защиты нецелесообразно. Но в качестве дополнения они показывают себя с лучшей стороны.
Механические противоугонные устройства, просто и надежно
С ростом числа угонов растет и популярность противоугонных средств. Появляются новые и функциональные электронные устройства, надежно защищающие машину от кражи и способные на многие чудеса — даже вычисление местоположения по спутнику.
Но вместе с противоугонными средствами совершенствуется и техника злоумышленников, способных взломать даже технически идеальные механизмы.
В такой ситуации автолюбители возвращаются к механическим противоугонным устройствам, которые могут устанавливаться не только автономно, но и в комбинации с электронными аналогами, в таком случае взлом машины становиться в большей степени затруднителен.
Насколько они надежны? В чем плюсы и минусы каждого из типов? Какие модели механических противоугонных систем применяются, и чем они отличаются друг от друга? На эти и другие вопросы дадим ответы в статье.
Стоит ли применять механические противоугонные устройства?
Главная особенность механических противоугонных систем — непредсказуемость. Преодолев главную сигнализацию, взломщик нарывается на дополнительное препятствие, взлом которого осуществлять уже нет времени.
При этом считается, что механические противоугонные системы лучше работают при комплексном подходе, подразумевающем установку электронных и механических узлов.
К преимуществам механических устройств стоит отнести:
- Минимальную стоимость изделия;
- Минимальные затраты на монтаж (даже при условии установки скрытых замков);
- Полную независимость от электроники машины. Если привычную автомобильную сигнализацию отключить несложно (снимается питание), то с механической противоугонной системой такой номер не пройдет. Отключение возможно только с применением специального ключа или дополнительного узла.
Но у таких систем есть и ряд минусов — необходимость снятия и установки, риск потери ключа и так далее. Но это нивелируется повышенной надежностью и способностью защитить машину от угона.
Виды и особенности
Механические противоугонные блокираторы — специальные устройства, которые защищают автомобиль от взлома и последующего угона злоумышленником. Принцип действия основан на блокировании узлов машины — капота, руля, дверей, коробки передач и прочих.
Конструкция изделия организована таким образом, чтобы исключить случайное срабатывание.
Такие устройства делятся на два вида:
Особенность — в блокировании узлов с помощью замков (запорных механизмов).
Здесь кроме классической защиты к работе подключаются дополнительная блокировка, управляемая центральной сигнализацией (иммобилайзером).
Механические системы (как правило) состоят из двух узлов:
Кроме этого, они делятся на два вида (по способу снятия):
Стоит отметить и конструктивные особенности, по которым механические противоугонные системы делятся на два вида:
- Адаптированные — подходят для конкретных моделей машин;
- Универсальные — вариант, подходящий для сотен моделей и марок.
О прочности и эффективности защиты стоит судить по нескольким критериям:
- Наличию элементов, которые исключают высверливание или проворачивание секретки, или выбивания стопора;
- Невозможности снятия блокирующего изделия;
- Способности блокировать узел и исключать его запуск путем применения нештатных способов;
- Отсутствие ложных срабатываний при движении (для электромеханических узлов).
Механические противоугонные устройства по функциональности делятся на три типа:
- Устройства, защищающие от проникновения (исключают попадание злоумышленника в салон, под капот и в багажный отсек);
- Изделия, исключающие передвижение машины (буксировку в том числе);
- Системы, блокирующие управление транспортным средством.
Если приводить точную классификацию, то здесь стоит выделить следующие типы блокираторов:
Изделия, принцип действия которых построен на запирании с помощью специальных штырей. Также продаются устройства, которые блокируют штатный замок.
Особенность — электромагнитный привод, который может подключаться к электронным охранным сигнализациям.
Изделия выполняются в двух видах — заводского блокиратора или дополнительного замка. Главным управляющим элементом является жесткий трос, который двигается в специальной оболочке.
Механические противоугонные блокираторы капота в 90% случаев имеют электромеханическое управление, что гарантирует незаметность для окружающих и создание дополнительных проблем для злоумышленника.
Управление электромеханическим устройством берет на себя иммобилайзер. На новых моделях предусмотрены встроенные электрические приборы, которые при блокировке капота размыкают цепь питания силового агрегата.
На карданный вал.
Устройство, которое устанавливается на машинах с полным или задним приводом.
Изделие монтируется в салоне машины, а силовой узел — снизу (прямо под полом). Задача блокиратора — не допустить вращения руля или переключения коробки передач.
Механическое изделие, которое блокирует ручку КПП (для «механики» — в положении заднего хода, а для «автомата» — в позиции «Парковка»).
Блокираторы КПП изготавливаются со штырями или без штырей, адаптированными или не адаптированными.
Монтаж возможен в двух местах — под дном машины или в салоне.
Минус блокираторов в том, что в случае с «механикой» они дают возможность буксировать машину с выжатым сцеплением.
На рулевое колесо.
Задача — предотвратить угон автомобиля путем блокирования руля и педали.
Специальный прут монтируется на рулевом колесе и упирается в пол (педали), не давая управлять автомобилем.
Стоит отметить наличие автоматических блокираторов руля, которые устанавливаются в замке зажигания и срабатывают после изъятия ключа.
На всех автомобилях последних годов выпуска механический противоугонный блокиратор установлен по умолчанию (не путайте с тем, который устанавливается на рулевое колесо).
Главный недостаток — низкий уровень надежности. Если резко повернуть рулевое колесо в одну или другую сторону, то блокировка разрушается.
На тормозную систему.
Исключает работу гидроконтуров тормозной системы и электрической цепи. Некоторые узлы снабжены оповещением, которое напоминают автолюбителю об активации защиты перед выходом с машины.
Механизмы, которые монтируются снаружи автомобиля, предотвращая его движение и выкручивание фиксирующих болтов.
Такие изделия бывают нескольких видов — с фиксацией на шинах и с фиксацией на дисках.
Как показала практика, эти механические противоугонные устройства оказывают больше психологический эффект на злоумышленника. Чтобы попасть внутрь взломщик неизбежно тратит время на блокирующий механизм.
Специальный замок, который не дает оперировать ни одной из тяг педалей автомобиля. Одевается конструкция сразу на три педали. При этом взломать такое изделие почти невозможно.
Теперь по подробней.
Блокираторы коробок передач
Узлы, которые блокируют коробку передач автомобиля, делятся на следующие типы:
- Дуговые — модели, которые подразумевают фиксацию КПП в одной позиции с помощью скобы, охватывающей ручку коробки передач. Особенность замков, устанавливаемых в таких системах — высокий уровень стойкости. Отпереть такой механизм при помощи отмычки невозможно. Минус — размер и явная заметность в салоне.
Штыревые — изделия, которые представляют собой современную версию дуговой конструкции. Главную функцию берет на себя штырь, который блокирует работу КПП. Преимущество — надежность, незаметность для глаз, удобство в применении.
Безштыревые — механизмы, подразумевающие запирание внутри замка. Установка и открытие производится с помощью ключа. Водителю не нужно будет возиться со штырем или скобой.
- Dragon — блокиратор, который подойдет как для «механики», так и для «автомата». Он является универсальным и способен защитить тысячи моделей авто. Принцип действия основан на блокировании рычага КПП с помощью штыря. Замок обладает повышенным уровнем надежности.
Bear-Lock — механическое противоугонное устройство, которое блокирует ручку КПП.
Подходит практически под все современные модели, обладает простотой монтажа, не нарушает целостности вида интерьера, имеет прочный корпус и мощный штырь.
Блокираторы на рулевое колесо
Механические противоугонные узлы для блокирования рулевого колеса бывают трех типов:
- Для установки на руль. Такое изделие предотвращает поворот только рулевого колеса. Упорная точка — приборная панель или лобовое стекло. Преимущества — универсальность, легкость установки, доступность. Недостатки — низкая приспособленность к эргономике, сложность правильного монтажа (остается риск случайно раздавать стекло).
Установка на вал, который идет от руля к рулевому механизму. Преимущества — легкость установки, универсальность, сложность взлома для злоумышленника. Минус — труднодоступность (снимать механическое противоугонное изделие весьма сложная задача).
- Гарант — блок, который предотвращает движение рулевого вала.
Он прост в установке, имеет низкую цену и максимальную надежность. Изделие универсально и подходит к 50 маркам авто. Сам узел выполняется в 270 вариантах.
Dragon — механизм, который предотвращает движение рулевого вала. Блокирование гарантирует специальный штырь (установлен в муфте). При попытке угнать машину блокируется колесо. Демонтаж возможен только с помощью ключа.
Блокираторы на педали
Блокираторы педалей выполняются в двух вариантах:
- С установкой на рулевое колесо и педаль. Представляет собой изделие, которое одной стороной цепляется к рулю, а другой к газу (для авто с АКПП) или к сцеплению (для машин с МКПП). Преимущества — простота установки, доступная цена.
Недостаток — низкая эффективность и неудобство применения (приходится все время устанавливать и снимать механизм). Кроме этого, никто не отменял риск потери ключа, что сулит проблемами для автолюбителя.
С установкой только на педали. Здесь происходит блокировка педалей — одной или нескольких. Плюс — надежность и низкая цена. Минус — неудобство снятия.
Из популярных устройств стоит выделить:
- AV-Protect — один из новых продуктов для защиты от угона, отличающийся повышенным уровнем надежности и лояльной ценой. Для снятия устройства злоумышленнику придется использовать специальные инструменты, что займет много времени.
Преимущества — прочность, возможность установки на автомобили разных марок, сложность взлома.
Ригель — блокиратор, который не дает злоумышленнику использовать педали автомобиля. Преимущества — сложность снятия (без специальных инструментов не обойтись), доступная цена, надежность.
Блокираторы дверей
Устройства для блокирования дверей, как правило — специальные устройства, имеющие вид штырей и работающие на принципе дверных защелок.
Как только двери закрываются, срабатывает механизм, после чего открытие дверей возможно только с помощью специальных ключей.
- Defen.Time Doorlock — изделие, которое надежно защищает от проникновения в салон посторонних лиц. Преимущества — возможность размещения устройства под разным углом, нет риска самопроизвольного закрытия, гибкий провод, что позволяет быстро подобрать место для крепления, наличие двух замков в комплекте.
Конверсинвест — штыревой блокиратор, защищающий от проникновения в салон даже после взлома замка.
Плюсы — выгодная цена, надежность. Минус — необходимость нарушения целостности кузовной части.
Блокираторы колес
Блокираторы колес — механическое противоугонное устройство, которое бывает нескольких видов:
- С фиксацией на шинах. Здесь используются специальные крюки, которые охватывают колесо со всех сторон и исключают движение. На таких конструкциях предусмотрен узел, который закрывает место крепежа колес и не дает снять защиту вместе с диском.
С жесткой фиксацией («Багиры», «Бульдоги»). Надежные блокираторы, которые исключают вращение колеса и закрывают доступ к болтам. Из-за большого веса механические противоугонные изделия актуальны для штампованных дисков.
Блокираторы для литых и прочих дисков — выполняются в форме скобы или с применением штыря.
Из наиболее популярных моделей стоит выделить:
- БК-У — механизм, который ставится на колесо и фиксируется специальным замком. Может устанавливаться на ведущее и на ведомое колесо. Узлы выполнены из стали, что исключает поломку или деформацию. Толщина дужки — 14 мм.
Плюсы устройства — скорость монтажа, универсальность, несколько уровней блокировки, минимальный вес и габариты.
Краб — навесное устройство для эффективной блокировки колес. Механический противоугонный узел надежен, прост в монтаже и доступен по цене. В качестве материала применяется профильная труба 25*30 мм. Толщина стенки — 2 мм.
Допускается установка на любое колесо. Снятие производится с помощью специального ключа.
Блокиратор капота
Замки, устанавливаемые на капот, изготавливаются в двух вариантах:
- Электромеханическими (открытие происходит с помощью электронного сигнала);
- Механическими. В этом случае открытие происходит с помощью специального устройства.
Как отдельно взятый механизм блокиратор капота малоэффективен, но в роли дополнительной противоугонной системы считается незаменимым помощником.
Из популярных моделей стоит выделить:
- Mul-T-Lock замок MVP 90 — изделие из латуни, стали и цинка, которое блокирует открытие капота и не дает доступ к двигателю. Узел имеет цилиндровый механизм, который отличается повышенной прочностью и надежностью. Особенность ключа — специальная нарезка, нейлоновая головка и цветную вставка;
Falcon HL-E1 — электромеханический замок, защищающий подкапотное пространство от проникновения. Узел выполнен из ударопрочных материалов, надежен, стоек к взлому. Плюсы — способность выдерживать на разрыв нагрузку до 3-х тонн, наличие таймера открытого состояния, возможность аварийной разблокировки.
Противоугонные замки зажигания
Противоугонная система зажигания способствует надежной защите от угона. Из популярных моделей стоит выделить:
- Гарант Бастион SINGLE 2024T — надежный противоугонный замок с увеличенной криминальной стойкостью.
Плюсы — высокая степень защиты от угона, дополнительная функция блокировки стартера, устойчивость к перепадам температурного режима, энергоэкономичность;
ULTRA БЛ-ЭК — противоугонный замок зажигания, предназначенный для автомобилей Шевроле-Нива, Калина, Газель, ВАЗ-2108 и других. Стартер включается скрытой кнопкой (место нахождения ее знает только владелец) и ключем зажигания. В остальном же процедура запуска стандартна.
Плюсы — легкость монтажа, функциональность, минимум затрат. Минус – не угоноустойчивость, кнопку нужно хорошо прятать иначе ее сможет обнаружить взломщик.
Блокираторы тормозной системы
Особенность блокираторов тормозной системы — способность блокировать работу тормозных контуров (одного или двух). Специальный замок снабжен ключом, при повороте которого тормоза блокируются.
После первого нажатия блокируется сцепление или тормоза. После машина уже не способна двигаться самостоятельно.
- Техноблок 12K — блокиратор тормозов от итальянского производителя. Особенность — блокирование первого и второго гидроконтура. Принцип работы основан на разрыве исполнительных механизмов и управляющих элементов (педалей).
Преимущества — высокая скорость монтажа, невозможность подделки ключа, надежность личинки, изготовленной из стали. Сложность в том, что монтаж стоит доверять специалистам.
Meck-Lock System — механическая противоугонная система, блокирующая механизм сцепления и тормозов. Замок выполняет функцию управления главными системами блокировки. Плюсы — надежность, легкость монтажа, низкая цена.
Итоги
Механические противоугонные системы не являются полноценной защитой автомобиля. Их стоит использовать только как вспомогательные узлы в дополнение к обычной сигнализации.
С другой стороны, игнорировать монтаж механических систем не стоит.
Они доступны по цене, легки в монтаже, но при этом могут существенно усложнить жизнь злоумышленнику.